Список федеральных округов и субъектов российской федерации
Содержание:
- Площадь территорий РФ по субъектам (Таблица)
- Российские области и Края
- Как регионы отличаются полномочиями?
- История изменений
- Таблица кодов регионов на автомобильных номерах России
- Какие регионы есть в России
- Европейская часть России — что к ней относится
- Самый населенный регион России
- Как статус региона влияет на его экономику
- Кто самый маленький в России?
- Может ли измениться статус у региона
Площадь территорий РФ по субъектам (Таблица)
- Площадь территории Российской Федерации по субъектам РФ на 1 января 2017 года
- Чтобы узнать площадь субьекта РФ в гектарах (га) нужно значение в таблице умножить на 1000 (так как значения указаны в тысячах квадратных километрах) и затем умножить на 100.
- 1 км2 = 100 га
Субъект РФ | Площадь территории, тыс. кв. км*) | Удельный вес территории субъекта в общей территории (%): | Ранг территории субъекта по отношению к территориям: | ||
России | федерального округа | всех субъектов России | субъектов, входящих в федеральный округ | ||
Российская Федеpация | 17125,2 | 100,0 | |||
Центральный федеральный округ | 650,2 | 3,8 | 100,0 | 6 | |
Белгородская область | 27,1 | 0,2 | 4,2 | 67 | 13 |
Брянская область | 34,9 | 0,2 | 5,4 | 62 | 8 |
Владимирская область | 29,1 | 0,2 | 4,5 | 66 | 12 |
Воронежская область | 52,2 | 0,3 | 8,0 | 51 | 3 |
Ивановская область | 21,4 | 0,1 | 3,3 | 74 | 17 |
Калужская область | 29,8 | 0,2 | 4,6 | 65 | 11 |
Костромская область | 60,2 | 0,4 | 9,3 | 47 | 2 |
Курская область | 30,0 | 0,2 | 4,6 | 64 | 10 |
Липецкая область | 24,0 | 0,1 | 3,7 | 72 | 16 |
Московская область | 44,3 | 0,3 | 6,8 | 55 | 5 |
Орловская область | 24,7 | 0,1 | 3,8 | 71 | 15 |
Рязанская область | 39,6 | 0,2 | 6,1 | 58 | 6 |
Смоленская область | 49,8 | 0,3 | 7,7 | 53 | 4 |
Тамбовская область | 34,5 | 0,2 | 5,3 | 63 | 9 |
Тверская область | 84,2 | 0,5 | 12,9 | 38 | 1 |
Тульская область | 25,7 | 0,1 | 3,9 | 70 | 14 |
Ярославская область | 36,2 | 0,2 | 5,6 | 61 | 7 |
г. Москва | 2,6 | 0,01 | 0,4 | 83 | 18 |
Северо-Западный федеральный округ | 1687,0 | 9,9 | 100,0 | 4 | |
Республика Карелия | 180,5 | 1,1 | 10,7 | 17 | 3 |
Республика Коми | 416,8 | 2,4 | 24,7 | 11 | 1 |
Архангельская область включая Ненецкий автономный округ | 589,9 | 3,4 | 35,0 | ||
Ненецкий автономный округ | 176,8 | 1,0 | 10,5 | 19 | 4 |
Архангельская область без Ненецкого автономного округа | 413,1 | 2,4 | 24,5 | 12 | 2 |
Вологодская область | 144,5 | 0,8 | 8,6 | 26 | 6 |
Калининградская область | 15,1 | 0,1 | 0,9 | 77 | 10 |
Ленинградская область | 83,9 | 0,5 | 5,0 | 39 | 7 |
Мурманская область | 144,9 | 0,8 | 8,6 | 25 | 5 |
Новгородская область | 54,5 | 0,3 | 3,2 | 49 | 9 |
Псковская область | 55,4 | 0,3 | 3,3 | 48 | 8 |
г.Санкт-Петербург | 1,4 | 0,01 | 0,1 | 84 | 11 |
Южный федеральный округ | 447,8 | 2,6 | 100,0 | 7 | |
Республика Адыгея | 7,8 | 0,05 | 1,7 | 81 | 7 |
Республика Калмыкия | 74,7 | 0,4 | 16,7 | 42 | 4 |
Республика Крым | 26,1 | 0,2 | 5,8 | 69 | 6 |
Краснодарский край | 75,5 | 0,4 | 16,9 | 41 | 3 |
Астраханская область | 49,0 | 0,3 | 10,9 | 54 | 5 |
Волгоградская область | 112,9 | 0,7 | 25,2 | 31 | 1 |
Ростовская область | 101,0 | 0,6 | 22,5 | 33 | 2 |
г. Севастополь | 0,9 | 0,005 | 0,2 | 85 | 8 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 170,4 | 1,0 | 100,0 | 8 | |
Республика Дагестан | 50,3 | 0,3 | 29,5 | 52 | 2 |
Республика Ингушетия | 3,6 | 0,02 | 2,1 | 82 | 7 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12,5 | 0,1 | 7,3 | 79 | 5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 14,3 | 0,1 | 8,4 | 78 | 4 |
Республика Северная Осетия-Алания | 8,0 | 0,05 | 4,7 | 80 | 6 |
Чеченская Республика | 15,6 | 0,1 | 9,2 | 76 | 3 |
Ставропольский край | 66,2 | 0,4 | 38,8 | 45 | 1 |
Приволжский федеральный округ | 1037,0 | 6,1 | 100,0 | 5 | |
Республика Башкортостан | 142,9 | 0,8 | 13,8 | 27 | 2 |
Республика Марий Эл | 23,4 | 0,1 | 2,3 | 73 | 13 |
Республика Мордовия | 26,1 | 0,2 | 2,5 | 68 | 12 |
Республика Татарстан | 67,8 | 0,4 | 6,5 | 44 | 7 |
Удмуртская Республика | 42,1 | 0,2 | 4,1 | 57 | 10 |
Чувашская Республика | 18,3 | 0,1 | 1,8 | 75 | 14 |
Пермский край | 160,2 | 0,9 | 15,5 | 23 | 1 |
Кировская область | 120,4 | 0,7 | 11,6 | 30 | 4 |
Нижегородская область | 76,6 | 0,4 | 7,4 | 40 | 6 |
Оренбургская область | 123,7 | 0,7 | 11,9 | 29 | 3 |
Пензенская область | 43,4 | 0,3 | 4,2 | 56 | 9 |
Самарская область | 53,6 | 0,3 | 5,2 | 50 | 8 |
Саратовская область | 101,2 | 0,6 | 9,8 | 32 | 5 |
Ульяновская область | 37,2 | 0,2 | 3,6 | 59 | 11 |
Уральский федеральный округ | 1818,5 | 10,6 | 100,0 | 3 | |
Курганская область | 71,5 | 0,4 | 3,9 | 43 | 6 |
Свердловская область | 194,3 | 1,1 | 10,7 | 16 | 3 |
Тюменская область включая автономные округа | 1464,2 | 8,5 | 80,5 | ||
Ханты-Мансийский автономный округ | 534,8 | 3,1 | 29,4 | 7 | 2 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 769,3 | 4,5 | 42,3 | 5 | 1 |
Тюменская область без автономных округов | 160,1 | 0,9 | 8,8 | 24 | 4 |
Челябинская область | 88,5 | 0,5 | 4,9 | 36 | 5 |
Сибирский федеральный округ | 5145,0 | 30,0 | 100,0 | 2 | |
Республика Алтай | 92,9 | 0,5 | 1,8 | 35 | 11 |
Республика Бурятия | 351,3 | 2,1 | 6,8 | 14 | 4 |
Республика Тыва | 168,6 | 1,0 | 3,3 | 20 | 7 |
Республика Хакасия | 61,6 | 0,4 | 1,2 | 46 | 12 |
Алтайский край | 168,0 | 1,0 | 3,3 | 21 | 8 |
Забайкальский край | 431,9 | 2,5 | 8,4 | 10 | 3 |
Красноярский край | 2366,8 | 13,8 | 46,0 | 2 | 1 |
Иркутская область | 774,8 | 4,5 | 15,1 | 4 | 2 |
Кемеровская область | 95,7 | 0,6 | 1,9 | 34 | 10 |
Новосибирская область | 177,8 | 1,0 | 3,5 | 18 | 6 |
Омская область | 141,1 | 0,8 | 2,7 | 28 | 9 |
Томская область | 314,4 | 1,8 | 6,1 | 15 | 5 |
Дальневосточный федеральный округ | 6169,3 | 36,0 | 100,0 | 1 | |
Республика Саха (Якутия) | 3083,5 | 18,0 | 50,0 | 1 | 1 |
Камчатский край | 464,3 | 2,7 | 7,5 | 8 | 4 |
Приморский край | 164,7 | 1,0 | 2,7 | 22 | 7 |
Хабаровский край | 787,6 | 4,6 | 12,8 | 3 | 2 |
Амурская область | 361,9 | 2,1 | 5,9 | 13 | 6 |
Магаданская область | 462,5 | 2,7 | 7,5 | 9 | 5 |
Сахалинская область | 87,1 | 0,5 | 1,4 | 37 | 8 |
Еврейская автономная область | 36,3 | 0,2 | 0,6 | 60 | 9 |
Чукотский автономный округ | 721,5 | 4,2 | 11,7 | 6 | 3 |
- *) Сумма площади территорий РФ по субъектам Российской Федерации, входящим в состав федерального округа, может не совпадать с данными по федеральному округу за счет округления.
- _______________
- Источник информации: Росстат (gks.ru)
Российские области и Края
Название области (региона России) |
Столица (областной город) |
Республика Адыгея |
Майкоп |
Республика Башкортостан |
Уфа |
Республика Бурятия |
Улан-Удэ |
Республика Алтай |
Горно-Алтайск |
Республика Дагестан |
Махачкала |
Республика Ингушетия |
Назрань |
Кабардино-Балкарская Республика |
Нальчик |
Республика Калмыкия |
Элиста |
Республика Карачаево-Черкессия |
|
Республика Карелия |
Петрозаводск |
Республика Коми |
Сыктывкар |
Республика Марий Эл |
Йошкар-Ола |
Республика Мордовия |
Саранск |
Республика Саха (Якутия) |
Якутск |
Республика Северная Осетия-Алания |
Владикавказ |
Республика Татарстан |
Казань |
Республика Тыва |
Кызыл |
Удмуртская Республика |
Ижевск |
Республика Хакасия |
Абакан |
Чувашская Республика |
Чебоксары |
Алтайский край |
Барнаул |
Краснодарский край |
Краснодар |
Красноярский край |
Красноярск |
Приморский край |
Владивосток |
Ставропольский край |
Ставрополь |
Хабаровский край |
Хабаровск |
Амурская область |
Благовещенск |
Архангельская область |
Архангельск |
Астраханская область |
Астрахань |
Белгородская область |
Белгород |
Брянская область |
Брянск |
Владимирская область |
Владимир |
Волгоградская область |
Волгоград |
Вологодская область |
Вологда |
Воронежская область |
Воронеж |
Ивановская область |
Иваново |
Иркутская область |
Иркутск |
Калиниградская область |
Калининград |
Калужская область |
Калуга |
Камчатская область |
Петропавловск-Камчатский |
Кемеровская область |
Кемерово |
Кировская область |
Киров |
Костромская область |
Кострома |
Курганская область |
Курган |
Курская область |
Курск |
Ленинградская область |
Санкт-Петербург |
Липецкая область |
Липецк |
Магаданская область |
Магадан |
Московская область |
Москва |
Мурманская область |
Мурманск |
Нижегородская область |
Нижний Новгород |
Новгородская область |
Новгород |
Новосибирская область |
Новосибирск |
Омская область |
Омск |
Оренбургская область |
Оренбург |
Орловская область |
Орел |
Пензенская область |
Пенза |
Пермская область |
Пермь |
Псковская область |
Псков |
Ростовская область |
Ростов-на-Дону |
Рязанская область |
Рязань |
Самарская область |
Самара |
Саратовская область |
Саратов |
Сахалинская область |
Южно-Сахалинск |
Свердловская область |
Екатеринбург |
Смоленская область |
Смоленск |
Тамбовская область |
Тамбов |
Тверская область |
Тверь |
Томская область |
Томск |
Тульская область |
Тула |
Тюменская область |
Тюмень |
Ульяновская область |
Ульяновск |
Челябинская область |
Челябинск |
Читинская область |
Чита |
Ярославская область |
Ярославль |
г. Москва |
Москва |
г. Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург |
Еврейская автономная область |
|
Агинский Бурятский авт. округ |
|
Коми-Пермяцкий автономный округ |
|
пгт Палана |
|
Ненецкий автономный округ |
Нарьян-Мар |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ |
Дудинка |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |
пгт Усть-Ордынский |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Ханты-Мансийск |
Чукотский автономный округ |
Анадырь |
пгт Тура |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Салехард |
Чеченская Республика |
Грозный |
Как регионы отличаются полномочиями?
Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.
Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.
Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.
Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).
Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).
Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.
Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.
Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.
Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.
История изменений
Такое территориальное разделение было не всегда. На протяжении периода существования страны вносились разнообразные изменения.
Начиная с 1961 г. по 1991 г. РСФСР делилась на 16 АССР, 49 областей и 6 краев, 5 автономных областей, 10 округов и 2 города централизованного подчинения. После распада Союза все АССР стали республиками и к ним присоединились 4 области, обладающие собственным суверенитетом – Горно-Алтайская, Хакасская, Адыгейская, Карачаево-Черкесская. Кроме того, в результате разделения АССР появились еще две – Чеченская и Ингушетия.
В 2000-х годах был проведен ряд объединений:
- 2003 г. – Пермская обл. и Коми-Пермяцкий АО преобразованы в Пермский край;
- 2005 г. – Таймырский и Эвенский АО присоединились к Красноярскому краю, а также Камчатская обл. и Корякская АО к Камчатскому краю;
- 2006 г. – в состав Иркутской обл. вошел Усть-Ордынский Бурятский АО;
- 2007 г. – в Забайкальский край объединились Агиндинский Бурятский АО и Читинская обл.
В марте 2014 г. к России присоединилась Республика Крым.
Фото: Олеся Б. / Яндекс Коллекции
Таблица кодов регионов на автомобильных номерах России
Код региона | Регион | Федеральный округ | Код региона до 1993 года |
---|---|---|---|
01 | Республика Адыгея | Южный | АФ |
02, 102 | Республика Башкортостан | Приволжский | БА, БШ, ББ |
03 | Республика Бурятия | Сибирский | БУ |
04 | Республика Алтай | Сибирский | ГЛ, ГЯ |
05 | Республика Дагестан | Северо-Кавказский | ДА |
06 | Республика Ингушетия | Северо-Кавказский | ЧИ |
07 | Кабардино-Балкарская Республика | Северо-Кавказский | КБ |
08 | Республика Калмыкия | Южный | КЦ |
09 | Республика Карачаево-Черкесия | Северо-Кавказский | (СС, СТ) |
10 | Республика Карелия | Северо-Западный | КС |
11 | Республика Коми | Северо-Западный | КМ |
12 | Республика Марий Эл | Приволжский | МС |
13, 113 | Республика Мордовия | Приволжский | МР |
14 | Республика Саха (Якутия) | Дальневосточный | ЯК |
15 | Республика Северная Осетия – Алания | Северо-Кавказский | СЕ |
16, 116, 716 | Республика Татарстан | Приволжский | ТБ, ТТ |
17 | Республика Тыва | Сибирский | ТВ |
18 | Удмуртская Республика | Приволжский | УД |
19 | Республика Хакасия | Сибирский | ХГ |
21, 121 | Чувашская Республика | Приволжский | ЧУ |
22 | Алтайский край | Сибирский | АБ, АЛ |
23, 93, 123 | Краснодарский край | Южный | КК, ЦП, ЦВ, СО |
24, 84, 88, 124 | Красноярский край | Сибирский | КЭ, КЯ |
25, 125 | Приморский край | Дальневосточный | ПК, ПР |
26, 126 | Ставропольский край | Северо-Кавказский | СС, СТ |
27 | Хабаровский край | Дальневосточный | ХБ |
28 | Амурская область | Дальневосточный | АМ |
29 | Архангельская область | Северо-Западный | АХ |
30 | Астраханская область | Южный | АС |
31 | Белгородская область | Центральный | БЕ |
32 | Брянская область | Центральный | БР |
33 | Владимирская область | Центральный | ВЛ |
34, 134 | Волгоградская область | Южный | ВД, ВХ |
35 | Вологодская область | Северо-Западный | ВО |
36, 136 | Воронежская область | Центральный | ВВ |
37 | Ивановская область | Центральный | ИВ |
38, 85, 138 | Иркутская область | Сибирский | ИР |
39, 91 | Калининградская область | Северо-Западный | КЛ |
40 | Калужская область | Центральный | КЖ |
41 | Камчатский край | Дальневосточный | КЧ |
42, 142 | Кемеровская область | Сибирский | КЕ, ЦХ |
43 | Кировская область | Приволжский | КВ |
44 | Костромская область | Центральный | КО |
45 | Курганская область | Уральский | КН |
46 | Курская область | Центральный | КУ |
47 | Ленинградская область | Северо-Западный | ЛО, ЛГ, СР |
48 | Липецкая область | Центральный | ЛП |
49 | Магаданская область | Дальневосточный | МА |
50, 90, 150, 190, 750 | Московская область | Центральный | МЕ, МЖ, МЗ, МЛ |
51 | Мурманская область | Северо-Западный | МУ |
52, 152 | Нижегородская область | Приволжский | ГО |
53 | Новгородская область | Северо-Западный | НО |
54, 154 | Новосибирская область | Сибирский | НБ, НС |
55 | Омская область | Сибирский | ОМ |
56 | Оренбургская область | Приволжский | ОБ |
57 | Орловская область | Центральный | ОР |
58 | Пензенская область | Приволжский | ПЕ |
59, 81, 159 | Пермский край | Приволжский | ПМ, ПТ |
60 | Псковская область | Северо-Западный | ПС |
61, 161 | Ростовская область | Южный | РД, РО, РП |
62 | Рязанская область | Центральный | РЯ |
63, 163 | Самарская область | Приволжский | КШ, УК |
64, 164 | Саратовская область | Приволжский | СА, СЖ |
65 | Сахалинская область | Дальневосточный | СХ |
66, 96, 196 | Свердловская область | Уральский | СВ, СФ |
67 | Смоленская область | Центральный | СМ |
68 | Тамбовская область | Центральный | ТА |
69 | Тверская область | Центральный | КА |
70 | Томская область | Сибирский | ТО |
71 | Тульская область | Центральный | ТУ, ТЛ |
72 | Тюменская область | Уральский | ТЮ, ТМ |
73, 173 | Ульяновская область | Приволжский | УЛ |
74, 174 | Челябинская область | Уральский | ЧБ, ЧД, ЧЕ |
75, 80 | Забайкальский край | Сибирский | ЧТ |
76 | Ярославская область | Центральный | ЯР |
77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 799 | Москва | Центральный | МО, МК, ММ, МН, МТ |
78, 98, 178 | Санкт-Петербург | Северо-Западный | ЛД, ЛЕ, ЛГ, СР, ЕС |
79 | Еврейская автономная область | Дальневосточный | ЕЯ |
82 | Крым | Крымский | КР |
83 | Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | (АХ) |
86, 186 | Ханты-Мансийский автономный округ Югра | Уральский | (ТЮ, ТМ) |
87 | Чукотский автономный округ | Дальневосточный | ЧА |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | (ТЮ, ТМ) |
92 | Севастополь | Крымский | (КР) |
94 | Байконур | (КЗ) | |
95 | Чеченская республика | Северо-Кавказский | ЧИ |
Какие регионы есть в России
Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.
Итак, в составе России есть:
- 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
- 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
- 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
- 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
- 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.
Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.
Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.
Европейская часть России — что к ней относится
У географов существуют разногласия, стоит ли вносить Северный Кавказ в европейскую часть России. По природно-климатическим и культурно-историческим особенностям данный регион ближе к Азии, чем к Европе.
В советской географической традиции Кавказ чаще всего относили к Передней Азии, в американской — к Европе.
В 1958 году вопрос об установлении более четкой границы между Европой и Азией решался на заседании Московского отделения Всесоюзного географического общества. Ведущие специалисты в области географии и геологии установили, что если основываться на данных о водоразделах и строении земной поверхности в этих регионах, то отдельные части Урала и Кавказа необходимо относить к разным частям света. Тогда было принято решение о том, что следует условно Урал относить к Европе, а Кавказ — к Азии.
В современной российской географической науке существует 2 варианта определения южной границы Европейской России:
- по Кумо-Манычской впадине;
- по горной системе Большого Кавказа.
В первом случае кавказские республики относятся к Азии, во втором — к Европе.
Исторически Россия как государство начала формироваться именно в европейской части. Славяне начали заселять данную территорию в VI веке нашей эры. В IX веке было образовано государство под условным названием Древняя или Киевская Русь.
Наиболее древние города европейской части России:
- Великий Новгород.
- Смоленск.
- Муром.
- Ростов (Великий).
- Псков.
На территории Европейской России полностью расположены федеральные округа:
- Центральный.
- Северо-Западный.
Частично к Европе относятся федеральные округа:
- Приволжский.
- Южный.
Часто к европейской части также относят Северо-Кавказский федеральный округ.
Самый населенный регион России
В России находятся 14 городов-миллионеров, то есть городов, население которых превышает 1 миллион человек. Три из них – это города федерального значения. Кроме того, густо населены такие регионы, как Московская область, Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области, Республика Башкортостан и многие другие.
Самым большим регионом по населению и по площади среди «миллионеров» является Москва. Ее площадь составляет 2561 километр квадратный, а население, по данным последней переписи населения, доходит до 12 506 468 человек. Многие жители столицы полагают, что эта цифра преуменьшена. Так, на одном форуме мэр города упомянул, что населения в городе на самом деле вдвое больше. Общее количество граждан Российской Федерации по данным Росстата за 2017 год равно 146 804 372 человека. Численность населения в самых больших регионах России, представленных в таблице, составляет 60 131 705 чел. Это более 40 % всех граждан Российской Федерации.
Наименьшая плотность населения в России зафиксирована в Чукотском автономном округе. В этом регионе она составляет всего лишь 0,07 человека на квадратный километр площади. Средний показатель плотности по России составляет 8,6 человека. В европейской части страны плотность — 23 человека на квадратный метр площади. Меньше всего жителей проживает в Ненецком и Чукотском Автономных округах. Суровые зимы делают эти регионы малопривлекательными для граждан России.
Самые густонаселенные города России представлены в таблице.
Юридический статус | Название | Административный центр | Население, тыс. чел. |
Гор. фед. знач. | Москва | Москва | 12 198 |
Обл. | Московская | Москва | 7231 |
Край | Краснодарский | Краснодар | 5453 |
Гор. фед. знач. | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 5192 |
Обл. | Свердловская | Екатеринбург | 4327 |
Обл. | Ростовская | Ростов-на-Дону | 4242 |
Респ. | Башкортостан | Уфа | 4072 |
Респ. | Татарстан | Казань | 3855 |
Обл. | Тюменская | Тюмень | 3581 |
Обл. | Челябинская | Челябинск | 3497 |
Обл. | Нижегородская | Нижний Новгород | 3270 |
Обл. | Самарская | Самара | 3213 |
Респ. | Дагестан | Махачкала | 2990 |
Край | Красноярский | Красноярск | 2859 |
Край | Ставропольский | Ставрополь | 2799 |
Обл. | Новосибирская | Новосибирск | 2747 |
Обл. | Кемеровская | Кемерово | 2725 |
Край | Пермский | Пермь | 2637 |
Обл. | Волгоградская | Волгоград | 2557 |
Обл. | Саратовская | Саратов | 2493 |
Обл. | Иркутская | Иркутск | 2415 |
Край | Алтайский | Барнаул | 2385 |
Обл. | Воронежская | Воронеж | 2331 |
Обл. | Оренбургская | Оренбург | 2001 |
Как видно из представленных таблиц, наименьшие площади в стране занимают города со статусом федерального значения. При этом плотность людей в них одна из наиболее высоких.
Как статус региона влияет на его экономику
Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.
Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:
То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.
Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:
Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.
Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.
А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:
Место | Безработица | Неофициальная занятость | ||
---|---|---|---|---|
Регион | Значение, % | Регион | Значение, % | |
1 | Москва | 2,0 | Москва | 4,0 |
2 | ЯНАО | 2,4 | Чукотский АО | 5,5 |
3 | Санкт-Петербург | 2,7 | ЯНАО | 6,5 |
4 | ХМАО-Югра | 2,8 | Мурманская область | 6,9 |
5 | Московская область | 3,8 | ХМАО-Югра | 8,3 |
6 | Республика Татарстан | 3,9 | Ненецкий АО | 8,6 |
… | … | … | … | … |
80 | Чеченская Республика | 16,0 | Республика Крым | 41,1 |
81 | Карачаево-Черкесская Республика | 16,2 | Республика Алтай | 41,3 |
82 | Республика Дагестан | 17,4 | Республика Дагестан | 47,0 |
83 | Республика Северная Осетия – Алания | 17,7 | Республика Ингушетия | 49,1 |
84 | Республика Тыва | 19,4 | Кабардино-Балкарская Республика | 49,8 |
85 | Республика Ингушетия | 30,1 | Чеченская Республика | 62,1 |
Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.
История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.
При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.
Кто самый маленький в России?
Самым маленьким регионом России является Севастополь, который недавно вошел в состав Российской Федерации вместе с Крымским полуостровом. Севастополь – город федерального значения с населением около 400 тысяч жителей. Занимает по площади всего чуть более одного миллиона квадратных километров. Плотность населения – 78 душ на квадратный километр. Для сравнения: на остальной территории Крымского полуострова проживает около двух миллионов человек.
Площади субъектов Российской Федерации (в порядке убывания) представлены в таблице.
Юридический статус | Название | Площадь, тыс. км2 |
Респ. | Саха | 3084 |
Край | Красноярский | 2367 |
Обл. | Тюменская | 1464 |
Край | Хабаровский | 788 |
Обл. | Иркутская | 775 |
АО | Ямало-Ненецкий | 769 |
АО | Чукотский | 721 |
Обл. | Архангельская | 590 |
АО | Ханты-Мансийский — Югра | 535 |
Край | Камчатский | 464 |
Обл. | Магаданская | 462 |
Край | Забайкальский | 432 |
Респ. | Коми | 417 |
Обл. | Амурская | 362 |
Респ. | Бурятия | 351 |
Обл. | Томская | 314 |
Обл. | Свердловская | 194 |
Респ. | Карелия | 181 |
Обл. | Новосибирская | 178 |
АО | Ненецкий | 177 |
Респ. | Тыва | 169 |
Край | Алтайский | 168 |
Край | Приморский | 165 |
Край | Пермский | 160 |
Обл. | Мурманская | 145 |
Обл. | Вологодская | 145 |
Респ. | Башкортостан | 143 |
Обл. | Омская | 141 |
Обл. | Оренбургская | 124 |
Обл. | Кировская | 120 |
Обл. | Волгоградская | 113 |
Обл. | Саратовская | 101 |
Обл. | Ростовская | 101 |
Шестнадцать республик: Алтайская, Адыгея, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Ингушетия, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Крым, Марий Эл, Чувашия, Кабардино-Балкария, Чечня, Хакасия, два края: Краснодарский край и Ставропольский, а также Челябинская, Кемеровская, Сахалинская, Тверская, Ленинградская, Нижегородская, Костромская, Псковская, Новгородская, Самарская, Воронежская, Смоленская, Астраханская, Московская, Пензенская, Рязанская, Ульяновская, Ярославская, Брянская, Тамбовская, Курская, Калужская, Владимирская, Белгородская, Тульская, Орловская, Липецкая, Ивановская, Калининградская и Курганская области имеют размер менее 100 тысяч кв. километров.
Может ли измениться статус у региона
Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.
С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.
Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.
И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.
Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.