Субъекты и регионы российской федерации
Содержание:
- Статистика субъектов федерации
- Какие регионы есть в России
- Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения
- Каким образом происходит управление элементами РФ?
- Классификационная особенность государственности
- Каким образом приобретается статус?
- Попытки республики
- Города Северо-Западного федерального округа
- Москва — город федерального значения
- Все коды регионов
- Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
- Севастополь — город федерального значения
Статистика субъектов федерации
- Список субъектов РФ по ВРП
- Герб России (Герб субъектов РФ)
- Список субъектов федерации России по уровню злоупотребления психоактивными веществами
- Список субъектов федерации России по ВВП на душу населения
- Список субъектов федерации России по уровню убийств
- Список субъектов РФ по продолжительности жизни
- Список субъектов федерации России по численности населения
- Список субъектов РФ по общему коэффициенту рождаемости
- Список субъектов РФ по индексу человеческого развития
- Список субъектов РФ по уровню безработицы
- Региональные парламенты России
- Список действующих глав субъектов РФ
- Лесной покров по субъектам Федерации в России
- ISO 3166-2: RU
Какие регионы есть в России
Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов
. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.
Итак, в составе России есть:
- 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
- 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
- 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
- 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
- 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.
Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования
по Конституции.
Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.
Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения
Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)
Начиная с 2005 г., некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных средств их соседей. Процесс слияния завершился 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых слияний не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, при этом русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: бурятский (на двух из объединенных территорий), коми-пермский , корякский . Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) установлены Конституциями входящих в нее республик ( Мордовия , Чечня , Дагестан и др.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, поскольку не фигурирует в Конституции Российской Федерации.
Дата референдума | Дата слияния | Оригинальные сущности | Оригинальные коды | Новый код | Оригинальные сущности | Новая сущность |
---|---|---|---|---|---|---|
2003-12-07 | 2005-12-01 | 1, 1а | 59 (1), 81 (1а) | 90 | Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а) | Пермский край |
2005-04-17 | 2007-01-01 | 2, 2а, 2б | 24 (2), 88 (2a), 84 (2b) | 24 | Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2a) + Таймырский автономный округ (2b) | Красноярский край |
2005-10-23 | 2007-07-01 | 3, 3а | 41 (3), 82 (3а) | 91 | Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3a) | Камчатский край |
2006-04-16 | 2008-01-01 | 4, 4а | 38 (4), 85 (4а) | 38 | Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а) | Иркутская обл. |
2007-03-11 | 2008-03-01 | 5, 5а | 75 (5), 80 (5а) | 92 | Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а) | Забайкальский край |
Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:
- Ненецкий автономный округ (население 2010 г. — 42090 человек) является субъектом с 1993 г., но также согласно Конституции входит в состав Архангельской области.
- Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно входит в состав Тюменской области.
- Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 году (после получения автономии в 1977 году), но также входит в состав Тюменской области.
С расчетным населением в 49348 человек по состоянию на 2018 год, Чукотка в настоящее время является наименее населенным субъектом России, который не входит в состав более густонаселенного субъекта. Он был отделен от Магаданской области в 1993 году. Чукотка — один из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным Австралийскому), и поэтому не вписывается в схему объединения субъектов, чтобы получить выгоду от экономического динамизма страны. сосед.
В 1992 году Ингушетия отделилась от Чечни как для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для того, чтобы получить восточную часть Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свой Пригородный район). Район ). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными вайнахцами , говорящими на вайнахском языке , остаются двумя беднейшими субъектами России, при этом ВРП на душу населения в Ингушетии эквивалентен ВРП Ирака. Однако, согласно статистике 2016 года, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.
До 1994 года Сокольский район Нижегородской области входил в состав Ивановской области .
В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2 511 км 2 (970 квадратных миль)) за счет приобретения части Московской области .
13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из -за пандемии COVID-19 . 2 июля процесс был отменен из-за непопулярности среди населения.
Каким образом происходит управление элементами РФ?
Всеми моментами, связанными с материальным обеспечением и распределением финансовых затрат, определяются не только локальными или местными органами правления, но и высшими эшелонами правительства.
Причем во всех владениях государства существуют представители местного управления, органы законодательной власти, иерархия судейства, которые регулируют закон и порядок в конкретном регионе.
- Все три составляющие законодательства присутствуют в каждом объекте нашей Страны.
- Все участки нашей отчизны соблюдают требования конституции, дополняют ее локальные уставы, постановления, правила, которые приняты для определенной Республики, области или края.
- Все региональные нормативно-правовые документы соответствуют настоящим законам и нет отклонений или несоответствий от их правил.
- Локальные и региональные органы управления имеют ограниченную функцию управления, а именно входящую в их должностные обязанности.
Небольшое видео на нашу тему:
Классификационная особенность государственности
Республика в соответствии с требованиями Конституции (статья пять, часть вторая) оформлена, как отдельный участок. Самой главной отличительной и положительной чертой от других элементов, является введение на местности дополнительных языков, которые могут использовать в ходе своей деятельности органы власти и обучения подрастающего поколения.
Статьей пятой, частью второй и статьей шестьдесят шестой, частью второй, край, город или область обладают статусом федерального значения, так и документацией местного управления.
Согласно статье, шестьдесят шестой, части третьей областная автономия может образоваться только после присвоения особого статуса в РФ.
Основной перечень регионов интегрировался в Россию из состава СССР. Все принятые дополнения и изменения задокументированы в Конституции и местных нормативных документах для определенного региона. После проведения народного референдума о присоединении Крымского полуострова к территориальной целостности России добавило два региона в её состав.
Также существуют классификационные факторы объектов по наполнению бюджетной составляющей согласно налоговой политики.
Есть три категории РФ по наполнению бюджета:
- доноры,
- реципиенты,
- кризисные участки.
Экономические показатели делят российские территории на разные группы. В соответствии с многонациональностью Федерации идет распределение финансовых средств на душу населения. Для четкого понимания кто из территорий является донором, а кто – получателем, необходимо понимать налоговый кодекс страны.
Россия – широка, красива и необъятна. На просторах нашей родины огромное количество мест, где стоит побывать не только туристам, но и патриотам, чтоб прочувствовать всю красоту и природу своей родной земли. Каждый уголок пропитан духом патриотизма и доблести нашей истории. Необходимо ценить каждый клочок нашей родины.
Каким образом приобретается статус?
Правовое положение города федерального значения устанавливается на законодательном уровне. В частности, такая прерогатива принадлежит основному российскому закону — Конституции РФ. Также статья пятая закона определяет, что российские города федерального значения имеют право издавать собственные нормативные правовые акты через свои представительные органы
В любом случае статус присваивается тем субъектам, которые имеют важное политическое, стратегическое или экономическое значение для всей страны в целом. Например, Москва, являясь столицей Российской Федерации, играет важнейшую политическую роль как для самой страны, так и для международного сообщества в целом.Санкт-Петербург — бывшая столица России на протяжении почти двухсот лет, культурная столица мирового уровня на сегодняшний день, один из крупнейших экономических и научно-образовательных центров РФ
Все это служит подтверждением того, что город носит звание свое звание вполне оправданно и заслуживает его в полной мере.
С недавних пор субъектом РФ признан Севастополь — город федерального значения с одной стороны, главная военная база Черноморского флота — с другой. Это говорит об особой стратегической значимости субъекта, что также оправдывает наличие у него соответствующего правового статуса.
Попытки республики
В ответ на очевидное федеральное неравенство, при котором в первые годы правления Ельцина республикам были предоставлены особые привилегии за счет других субъектов, Эдуард Россель , тогдашний губернатор Свердловской области и защитник равных прав для всех субъектов, попытался преобразовать его область в Уральскую Республику 1 июля 1993 года для получения тех же льгот. Первоначально поддерживая, Ельцин позже распустил республику и уволил Росселя 9 ноября 1993 года. Единственная другая попытка формального создания республики произошла в Вологодской области, когда 14 мая 1993 года власти заявили о своем желании создать «Вологодскую республику». Москва проигнорировала и со временем исчезла из общественного сознания. Другие попытки в одностороннем порядке создать республику так и не были реализованы. К ним относятся «Поморская республика» в Архангельской области , «Южно-Уральская республика» в Челябинской области , «Чукотская республика» в Чукотском автономном округе , «Енисейская республика» в Иркутской области , «Ленинградская республика» в Ленинградской области и «Ненецкая республика» в Ненецком автономном округе , «Сибирская республика» в Новосибирской области , «Приморская республика» в Приморском крае , «Нева республика» в городе Санкт-Петербург и республика, состоящая из одиннадцати регионов на западе России. сосредоточены вокруг Орловской области .
Другие попытки создания республик выражались в разделении уже существующих территорий. После распада Советского Союза было выдвинуто предложение о разделении Карачаево-Черкесской республики на несколько более мелких республик. Идея была отклонена на референдуме 28 марта 1992 года. Аналогичное предложение поступило в Республике Мордовия о разделении ее на эрзянскую и мокшанскую родины. Предложение было отклонено в 1995 году.
Города Северо-Западного федерального округа
Города в Архангельской области: Вельск, Каргополь, Коряжма, Котлас, Мезень, Мирный, Нарьян-Мар, Новодвинск, Няндома, Онега, Северодвинск, Сольвычегодск, Шенкурск. Административный центр федерального округа — город Архангельск.
Города в Вологодской области: Бабаево, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Кадников, Кириллов, Красавино, Никольск, Сокол, Тотьма, Устюжна, Харовск, Череповец. Административный центр федерального округа — город Вологда.
Города в Калининградской области: Багратионовск, Балтийск, Гвардейск, Гурьевск, Гусев, Зеленоградск, Краснознаменск, Ладушкин, Мамоново, Неман, Нестеров, Озёрск, Пионерский, Полесск, Правдинск, Приморск, Светлогорск, Светлый, Славск, Советск, Черняховск. Административный центр федерального округа — город Калининград.
Города в Ленинградской области: Бокситогорск, Волосово, Волхов, Всеволожск, Выборг, Высоцк, Гатчина, Ивангород, Каменногорск, Кингисепп, Кириши, Кировск, Коммунар, Лодейное Поле, Луга, Любань, Никольское, Новая Ладога, Отрадное, Пикалёво, Подпорожье, Приморск, Приозерск, Светогорск, Сертолово, Сланцы, Сосновый Бор, Сясьстрой, Тихвин, Тосно, Шлиссельбург. Административный центр федерального округа — город Санкт-Петербург.
Города в Мурманской области: Апатиты, Гаджиево, Заозёрск, Заполярный, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Кола, Мончегорск, Оленегорск, Островной, Полярные Зори, Полярный, Североморск, Снежногорск. Административный центр федерального округа — город Мурманск.
Города в Новгородской области: Боровичи, Валдай, Малая Вишера, Окуловка, Пестово, Сольцы, Старая Русса, Холм, Чудово. Административный центр федерального округа — город Великий Новгород.
Города в Псковской области: Великие Луки, Гдов, Дно, Невель, Новоржев, Новосокольники, Опочка, Остров, Печоры, Порхов, Пустошка, Пыталово, Себеж. Административный центр федерального округа — город Псков.
Города в Республике Карелия: Беломорск, Кемь, Кондопога, Костомукша, Лахденпохья, Медвежьегорск, Олонец, Питкяранта, Пудож, Сегежа, Сортавала, Суоярви. Административный центр федерального округа — город Петрозаводск.
Города в Республике Коми: Воркута, Вуктыл, Емва, Инта, Микунь, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта. Административный центр федерального округа — город Сыктывкар.
Города и Административный центр в Ненецком автономном округе — город Нарьян-Мар.
Города в городе Санкт-Петербург: Зеленогорск, Колпино, Красное село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк. Административный центр федерального округа, город федерального значения, столица Ленинградской области — город Санкт-Петербург.
Федеральные округа России: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
Москва — город федерального значения
В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).
Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей
В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать
Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ. Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.
Все коды регионов
- 01—09
- 01 — Республика Адыгея
- 02 — Республика Башкортостан (1993–2006 гг.)
- 03 — Республика Бурятия
- 04 — Республика Алтай
- 05 — Республика Дагестан
- 06 — Республика Ингушетия
- 07 — Кабардино-Балкарская Республика
- 08 — Республика Калмыкия
- 09 — Карачаево-Черкесская Республика
- 10—19
- 10 — Республика Карелия
- 11 — Республика Коми
- 12 — Республика Марий Эл
- 13 — Республика Мордовия
- 14 — Республика Саха (Якутия)
- 15 — Республика Северная Осетия-Алания
- 16 — Республика Татарстан (1993–2006 гг.)
- 17 — Республика Тыва
- 18 — Удмуртская Республика
- 19 — Республика Хакасия
- 20—29
- 20 — Чеченская Республика (1993–2000 гг.)
- 21 — Чувашская Республика
- 22 — Алтайский край
- 23 — Краснодарский край (1993–2005 гг.)
- 24 — Красноярский край (1993–2009 гг.)
- 25 — Приморский край (1993–2005 гг.)
- 26 — Ставропольский край
- 27 — Хабаровский край
- 28 — Амурская область
- 29 — Архангельская область
- 30—39
- 30 — Астраханская область
- 31 — Белгородская область
- 32 — Брянская область
- 33 — Владимирская область
- 34 — Волгоградская область (1993–2012 гг.)
- 35 — Вологодская область
- 36 — Воронежская область
- 37 — Ивановская область
- 38 — Иркутская область
- 39 — Калининградская область
- 40—49
- 40 — Калужская область
- 41 — Камчатский край
- 42 — Кемеровская область (1993–2011 гг.)
- 43 — Кировская область
- 44 — Костромская область
- 45 — Курганская область
- 46 — Курская область
- 47 — Ленинградская область
- 48 — Липецкая область
- 49 — Магаданская область
- 50—59
- 50 — Московская область (1993–2001 гг.)
- 51 — Мурманская область
- 52 — Нижегородская область (1993–2009 гг.)
- 53 — Новгородская область
- 54 — Новосибирская область (1993–2010 гг.)
- 55 — Омская область
- 56 — Оренбургская область
- 57 — Орловская область
- 58 — Пензенская область
- 59 — Пермский край (1993–2010 гг.)
- 60—69
- 60 — Псковская область
- 61 — Ростовская область (1993–2007 гг.)
- 62 — Рязанская область
- 63 — Самарская область (1993–2007 гг.)
- 64 — Саратовская область
- 65 — Сахалинская область
- 66 — Свердловская область (1993–2006 гг.)
- 67 — Смоленская область
- 68 — Тамбовская область
- 69 — Тверская область
- 70—79
- 70 — Томская область
- 71 — Тульская область
- 72 — Тюменская область
- 73 — Ульяновская область
- 74 — Челябинская область (1993–2007 гг.)
- 75 — Забайкальский край
- 76 — Ярославская область
- 77 — Москва
- 78 — Санкт-Петербург (1993–2004 гг.)
- 79 — Еврейская автономная область
- 80—89
- 80 — Забайкальский край
- 81 — Пермский край
- 82 — Республика Крым (с 2014 года)
- 83 — Ненецкий автономный округ
- 84 — Красноярский край
- 85 — Иркутская область
- 86 — Ханты-Мансийский автономный округ (1993–2012 гг.)
- 87 — Чукотский автономный округ
- 88 — Красноярский край
- 89 — Ямало-Ненецкий автономный округ
- 90—99
- 90 — Московская область (2001–2006 гг.)
- 91 — Калининградская область
- 92 — Севастополь (с 2014 года)
- 93 — Краснодарский край (2005–2011 гг.)
- 94 — Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России
- 95 — Чеченская Республика (с 2000 года)
- 96 — Свердловская область (2006–2013 гг.)
- 97 — Москва (2002–2005 гг.)
- 98 — Санкт-Петербург (2004–2010 гг.)
- 99 — Москва (1998–2002 гг.)
- 100—199
- 102 — Республика Башкортостан (с 2006 года)
- 113 — Республика Мордовия
- 116 — Республика Татарстан (с 2006 года)
- 121 — Чувашская Республика
- 123 — Краснодарский край (с 2011 года)
- 124 — Красноярский край (с 2009 года)
- 125 — Приморский край (с 2005 года)
- 126 — Ставропольский край
- 134 — Волгоградская область (с 2012 года)
- 136 — Воронежская область
- 138 — Иркутская область
- 142 — Кемеровская область (с 2011 года)
- 150 — Московская область (2006–2009 гг.)
- 152 — Нижегородская область (с 2009 года)
- 154 — Новосибирская область (с 2010 года)
- 159 — Пермский край (с 2010 года)
- 161 — Ростовская область (с 2007 года)
- 163 — Самарская область (с 2007 года)
- 164 — Саратовская область
- 173 — Ульяновская область
- 174 — Челябинская область (с 2007 года)
- 177 — Москва
- 178 — Санкт-Петербург (с 2010 года)
- 186 — Ханты-Мансийский автономный округ (с 2012 года)
- 190 — Московская область (2009–2013 гг.)
- 196 — Свердловская область (с 2013 года)
- 197 — Москва (2010–2013 гг.)
- 199 — Москва (2007–2010 гг.)
- 200—299
- 277 — Москва
- 299 — Москва
- 700—799
- 716 — Республика Татарстан (с 2017 года)
- 725 — Приморский край
- 750 — Московская область (с 2013 года)
- 763 — Самарская область
- 777 — Москва (2013–2017 гг.)
- 790 — Московская область
- 799 — Москва (с 2017 года)
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
- Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
- Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
- Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
- Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
- Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
- Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
- система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
- Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
- Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
Особенности правового статуса республик
-
- Конституция РФ признает государствами только республики;
- только республики вправе принимать свои конституции;
- только республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.
Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не
Севастополь — город федерального значения
Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса. В итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.