Нижняя синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества

Дома в Верхней Синячихе Карта

Адрес Год Этажей Подъездов Квартир
1 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Гагарина, д. 1
2 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Калинина, д. 1 1949
3 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Кирова, д. 1 2
4 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Клубная, д. 1 1972 2 1 7
5 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Рабочий Городок, д. 1 1940 2 2 16
6 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Школьная, д. 1 1968 2 1 4
7 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Береговая, д. 2 1972 2 2 8
8 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Карла Маркса, д. 2 1970 2 2 8
9 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Клубная, д. 2 1972 2 1 8
10 обл. Свердловская, р-н. Алапаевский, рп. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, д. 2 1978 5 6 96

Показано 1 — 10 из 135

Башня Арамашевского острога

Рядом со зданием заводоуправления стоит башенка деревянной крепости. К ней примыкает частокол из заостренных сверху бревен. В отличие от большинства других строений, это не перенесенное из других сел и деревень строение, а реконструкция. И немудрено, ведь крепости и остроги на Урале ставили лишь в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор прошло много времени и до нас они просто не дошли. Итак, перед нами реконструированная башня Арамашевского острога. А этот острог когда-то стоял на высокой, живописной скале над рекой Реж. В том месте в селе Арамашево, на котором ныне стоит каменная церковь.

Крестьянская усадьба XVII века

Очень интересный, запоминающийся объект музея-заповедника. На территории усадьбы, за оградой (вход в которую свободный), стоят несколько строений. Прежде всего, сама изба XVII века — редчайший для Урала экспонат). Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. Кстати, этот экспонат является составным, избу собрали из нескольких старинных построек, стоявших в деревнях Таборы и Арамашка. Но все же наибольшее восхищение туристов вызывает стоящая в огороде за домом баня.

Баня срублена всего лишь из трех бревен, да каких!!! Этим деревьям было, наверное, под полтысячи лет. Топилась баня «по-черному». Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района. Также интересна лежащая у забора огромная колода. Ее использовали для кормления лошадей. Колода вырублена из ствола огромного дерева. Чтобы обхватить его ствол, понядобилось бы несколько человек. На улице, около входа на территорию усадьбы XVII века стоит так называемая надпогребенница (т.е. помещение, стоявшее над погребом). По виду она очень похожа на вросшую чуть ли не по крышу в землю от старости избушку.

Религия[ | код]

Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских | код

Храм во имя Новомучеников Российских

На окраине посёлка расположен мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. На его территории находится шахта, куда в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара и другие алапаевские мученики. После прихода белых останки убитых были извлечены из шахты и вывезены за границу. Сейчас у шахты расположен мемориал, к которому приезжают многочисленные паломники. Великая княгиня Елисавета и сестра Варвара прославлены в лике святых Русской Православной церкви в 1992 году. В монастырском храме во имя Новомучеников Российских хранятся частицы нетленных мощей Святой Елисаветы, привезенные из Иерусалима в 2004 году.

Успенская церковь | код

Каменный одноэтажный храм во имя Успения Божией Матери с приделами в честь богоявления Господня и Святителя Николая основан в 1796 году, а закончен в 1839 году, строившись первоначально на средства одного из алапаевских заводовладельцев. Богоявленский придельный храм освящен был в 1813 году, Никольский — в 1849 году, а Успенский — в 1804 году. В 1896 году, в виду тесноты храма, Богоявленский придел был упразднен, а в 1898 году храм был заново ремонтирован и расширен. Церковь была закрыта в 1930-е годы.

Ветряная мельница

Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы). Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда. Мало где в России увидишь настоящую ветряную мельницу, поэтому эта постройка пользуется заслуженным интересом среди туристов.

На земле около мельницы лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно. В планах у Ивана Даниловича Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху из села Арамашево водяную мельницу. Но, увы, здание мельницы было навсегда утрачено… Помимо зданий-экспонатов музея-заповедника в селе Нижняя Синячиха сохранилось несколько старинных каменных построек конца XIX — начала XX веков. В самом большом из них располагается школа, в других — магазины.

Как добраться до Нижней Синячихи?

Лучше всего в Нижнюю Синячиху добираться на автомобиле. Нужно ехать по трассе на Реж, Алапаевск. Миновав оба города, едете далее на север по трассе на Верхнюю Синячиху до поворота на Нижнюю Синячиху. Некоторые постройки музея-заповедника бросаются в глаза еще с трассы, на подъезде к селу.

Рекомендуем поездку в Нижнюю Синячиху, как маршрут выходного дня. Если останется время, то можно совместить посещение Нижней Синячихи с осмотром монастыря на месте шахты Межной, где в 1918 году погибли князья Романовы. От Нижней Синячихи до него всего лишь километра три. Если проехать чуть дальше, то побываете в селе Верхняя Синячиха с интересным музеем, славящегося действующим макетом железоделательного завода XVIII века.

Стоимость посещения

Входной билет в Нижнесинячихинский музей-заповедник (на все экспозиции):

  • взрослые — 200 рублей
  • школьники, студенты, пенсионеры — 100 рублей

Билет на осмотр отдельных объектов:

  • взрослые — 20-50 рублей
  • школьники, студенты, пенсионеры — 10-20 рублей

Также есть возможность выбирать объекты и оплачивать непосредственно вход в них.

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, интерактивные программы с квестами и мастер-классами. Во время некоторых праздников организуется специальная праздничная программа.

Перед посещением рекомендуется ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея-заповедника в селе Нижняя Синячиха.

Валерий Исаев

Транспорт[ | код]

Линия Алапаевской УЖД, идущая через Верхнюю Синячиху вблизи старинного демидовского металлургического завода

Железнодорожный | код

Посёлок находится в 5 км от железнодорожной станции Синячиха Восточно-Уральской рокады Свердловской железной дороги. В посёлке также находятся две станции: Синячиха (в настоящее время остановочный пункт) и Угольная (грузовая) Алапаевской узкоколейной железной дороги.

Автомобильный | код

До посёлка можно добраться на междугородних автобусах из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Алапаевска, Верхней Салды и Нижней Салды.

Внутригородской общественный транспорт представлен только местной службой такси.

Крестьянская усадьба XVII века

Самая старая и одна из самых интересных построек музея-заповедника. Реконструкция усадьбы стоила больших трудов. Она собиралась по частям, ведь найти постройки такого времени – большая редкость. За основу взяли избу из деревни Таборы, несколько бревен добавили из деревни Мысы, накатный бревенчатый потолок перевезли из Черемисиной, бревенчатый фронтон из Никоновой, охлупень из Арамашки. По частям собирали сени, крыльцо, внутреннее убранство. Крыша сделана без единого гвоздя. Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. И ведь все это наши предки строили при помощи одного топора (пил тогда не было). Именно такие дома ставили первые уральские поселенцы (похожую избу того времени — избу бабы Кати — можно увидеть в селе Коптелово). Внутри воссоздан интерьер того времени, по которому можно судить о быте XVII века.

Рядом с избой обратите внимание на амбар с навесом, колодец с «журавлем». Представлен во дворе и фрагмент избы с волоковым окном

А какова лежащая у забора колода для кормления лошадей из ствола огромного дерева в несколько обхватов! По числу годовых колец установили возраст дерева – 234 года. Эту колоду привезли из деревни Грязнуха.

 

Необычен для современных уральцев и забор из толстых бревен. Он играл защитную функцию и позволял отразить набеги неприятелей (например, бунтовавших время от времени башкир), которые случались в то время.

За избой находится баня, всегда приводящая туристов в восторг. Сруб из толстых бревен-половинок в три венца. Этим деревьям было несколько сотен лет. Баня топилась «по-черному». Дым от топки-каменки выходил не через трубу, а через отверстие в стене. Эта старинная баня привезена из деревни Городище Алапаевского района.

 

Перед входом на территорию усадьбы XVII века стоит постройка, внешне похожая на избушку, вросшую в землю чуть ли не по крышу. Это надпогребеница (т.е. помещение, стоявшее над погребом).

История АУЖД

Как пишет исследователь железных дорог Сергей Болашенко, решение о строительстве железной дороги приняли в 1893 году по предложению управляющего Алапаевским горным округом А. Иллеро. Она была нужна для решения проблем с древесным углём, необходимого для работы заводов. Железная дорога должна была связать углевыжигательные заведения с Алапаевским заводом.

В 1894 году началось строительство. Почти все работы велись вручную крестьянами. Официальное открытие дороги состоялось в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Позже эту линию разобрали. Поезда ходили с территории завода, где расположилось депо.

Ширина колеи с самого начала составляла 750 мм, позже именно такой размер колеи стал стандартным для узкоколеек. По линии ходили паровозы французского производства. Постепенно протяжённость железной дороги увеличивалась, появлялись новые ветки. Вдоль путей провели линию телефонной связи.

Штат рабочих и служащих узкоколейной железной дороги в 1900 году составлял 300 человек. По состоянию на 1 января 1911 года, было 9 паровозов, вагонный парк насчитывал 25 модификаций двухосных вагонов в общем количестве 360 единиц (некоторые из них использовались только в цехах завода). В 1915 году было заказано два паровоза у американской фирме «Болдуин». В годы первой мировой войны на АУЖД работали в том числе китайские наёмные рабочие и военнопленные. 

К 1912 году построили Строкинскую линию, а в 1913 году линия продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения. В 1913 году построено паровозное депо на станции Синячиха. В 1915 году построили Зыряновскую ветку с мостом через реку Нейву. В 1917 году сдали ветку от станции Ельничная до Бобровского углевыжигательного заведения (посёлок Бобровский). После революции заводы и железную дорогу национализировали. В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан).

В 1920-х годах несколько паровозов с АУЖД передали на Белорецкую узкоколейную железную дорогу. Вместо старых паровозов появлялись новые — производства Коломенского завода. После того, как к 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, перешли с древесного угля на использование кокса и каменного угля, основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей тогда достигла 279 км. Строкинская линия стала главной магистралью. 

В 1949-52 годах был построен участок Сусан (Нейво-Шайтанка) — Ясашная, а в 1958-61 годах построили ныне действующий участок Муратково — Санкино. Вскоре началось и строительство моста через реку Туру. Он стал одним из крупнейших мостов на узкоколейных железных дорогах страны. На линии за Турой, в прежде глухих и безлюдных местах, появился посёлок Калач. Он стал самым дальним посёлком на АУЖД. Также в тех местах появились посёлки Шемейное, Бакарюка и Романовский. 

Строительство новых линий продолжалось вплоть до 1960-х годов. В результате в советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 (!) километров. 

В 1960-е годы старенькие дымящие паровозы заменили на тепловозы ТУ2, а через некоторое время и их заменили на ТУ4, ТУ6 и ТУ7. Главный расцвет АУЖД пришелся примерно на 1970-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год. Правда, тогда же началась постепенная ликвидация некоторых железнодорожных веток. Позже из-за сокращения лесозаготовок большую часть путей разобрали, рельсы сдали на металл, а часть посёлков опустела.

Когда Алапаевский металлургический завод полностью отказался от перевозок по узкоколейке, ведущую на завод линию разобрали, а поезда стали ходить со станции Алапаевск II. В 2008 году наделал шуму разбор ветки до бывшего посёлка Зенкова, где оставалась жить одна семья отшельников. 

Колодцы

В центральной части музея-заповедника стоит ранее действовавший колодец начала XX века. Он интересен большим деревянным колесом. Крутя колесо, приводили в движение деревянный валик. На него наматывалась веревка или цепь, и поднималось наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Есть в селе и колодец, который в честь основателя музея-заповедника прозвали Данилычем.

Кроме экспонатов музея в Нижней Синячихе сохранилось несколько старинных каменных зданий рубежа XIX и XX веков. А на въезде в село туристов встречает оригинальный резной знак из дерева.

Посетив Нижнюю Синячиху, вы перенесетесь в атмосферу уральской деревни прошлых веков, узнаете о быте наших предков. Проводятся здесь и фольклорные праздники: Масленица, Яблочный и Медовый Спас и другие.

Крестьянская усадьба XIX века

На крестьянские дома XIX века начала оказывать влияние городская архитектура того времени. С виду он мало отличается от привычных деревенских домов. Но это только на первый взгляд.

Постройка перевезена из деревни Камельской Алапаевского района в 1981 году. В то время деревня ликвидировалась и ни в одном из трех десятков домов уже никто не жил.

Фасад дома украшен красивой деревянной резьбой. Внутри воссоздана обстановка, какая была в усадьбе XIX века. «Белая горница» дома украшена великолепной росписью, выполненной в 1897 году. 

Двухэтажный амбар попал в Нижнюю Синячиху в 1982 году из села Кировское. Главное украшение амбара – перила с точеными балясинами.

История

Более 200 лет назад здесь жили манси(вогулы). Назвали эту речку Сяньга. Когда пришли русские, они добавили окончание — чиха и река получила название Синячиха.

В 1769 году в связи с обнаружением в районе реки Синячиха железной руды, начата постройка Верхне-Синячихинского завода. На реке была построена плотина длиной 300, высотой 15 и шириной 40 метров.

На правом берегу реки располагались дома, а на левом — заводские цеха, так и образовался посёлок Верхняя Синячиха. В 1782 году железо с завода продавали в Москве, Петербурге, Англии. Уголь древесный для доменной печи привозили из лесных районов, находящихся за 30-60 км. Вырубали лес, выкорчевывали и складывали в печи, а потом увозили на завод. Так на месте вырубок образовывались покосы и поля.

Первая школа в посёлке Верхняя Синячиха открылась в 1778 году. С 1778 по 1905 год в ней обучалось по 20-30 человек.

В 1876 году на заводе взорвалась домна, было убито много человек. Рабочие поднимали забастовки, зачинщиков забастовок расстреливали, а остальных били плетьми.

Заводской посёлок быстро развивался и вскоре был назначен волостным центром.

Житель посёлка Иван Саргин, который был очевидцем революции 1905—1907 гг.: «В революцию 1905 г рабочие бросили работу. Завод закрылся. Работал только один узкоболваночный цех. Рабочих в этот цех сгоняла полиция. Тогда они стали собирать митинги. На одном из митингов, который проходил на школьной площади, выступал Я. М. Свердлов».

В годы войны 1941—1945 гг. мартеновская печь выпускает для фронта патроно-гильзовую сталь. 600 синячихинцев ушли на фронт, 275 из них не вернулись. Карелин П. П., Гурьев П. Д., Чечулин И. П. имеют звание «Герой Советского Союза»

После войны страна переживала большие экономические трудности. По инициативе фронтовиков в посёлке развернулось большое индивидуальное строительство. В Синячихе строилось ежегодно около 100 домов, были построены целые новые районы.

Впервые в конце 50-х годов было налажено автобусное сообщение между п. Верххняя Синячиха и г. Алапаевском, ходил крытый грузовик, позже маленькие автобусы, в настоящее время совершается 32 рейса в сутки. Более полутора веков металлургический завод был единственным крупным предприятием в посёлке. Не одно поколение верхнесинячихинцев освоило профессию металлурга. Но время шло, в поселке строились новые предприятия. Также до 2000 года в посёлке находилась станция Алапаевской узкоколейной железной дороги.

В 1941 году вступил в строй лесохимический завод. С него началось превращение Верхней Синячихи в центр лесной промышленности района. В 1972 году выдал первую продукцию фанерный комбинат, а в 1982 году начал работать завод ДСП.

Вместе с новыми заводами строился жилой посёлок, сначала — двухэтажные брусковые дома по улице Карла Маркса, а затем и пятиэтажные дома по улице Октябрьская.

В 1980 году было построено здание сельхозучилища СПТУ-111 с новейшим на тот момент оборудованием и техникой.

Туризм на АУЖД

Живописными достопримечательностями эта часть Свердловской области обделена. Вокруг леса и болота. Тем не менее, сама по себе Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Где еще найдешь такую экзотику!

Проводницы до Санкино обычно приветливые, могут рассказать немало интересных случаев из жизни АУЖД. К туристам они относятся хорошо.

Путешествие по АУЖД начинается в Алапаевске. Вокзал и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги находятся в стороне от центра города.

Вокзал с небольшим залом ожидания работает лишь в дни курсирования поездов, открывается незадолго до отправления поезда (работает с 17:00 до 19:30). Внутри представляет интерес схема Алапаевской узкоколейной железной дороги. Показаны и уже недействующие участки.

На переезде перед вокзалом обратите внимание на рельсы «два в одном». По одним и тем же рельсам могут ходить как обычный, так и узкоколейный железнодорожный транспорт

На момент нашего посещения можно было свободно попасть и на территорию депо. Там можно увидеть железнодорожные составы, тепловозы, прочую технику. Интересен старый снегоочиститель производства Камбарского завода с деревянным кузовом.

У проходной стоит старый тепловоз ТУ2, установленный на постамент в качестве памятника в честь 90-летия АУЖД в 1988 году. Ещё один тепловоз ТУ2 тут используют в качестве снегоочистителя. Есть на территории депо и музей АУЖД, но чтобы туда попасть нужно договариваться заранее. Музей создан по инициативе старейшего работника АУЖД Василия Ивановича Харлова (ныне уже ушедшего из жизни).

Поездку по Алапаевской узкоколейке стали включать и в некоторые туры. Правда, обычно в таких турах туристы ездят лишь от Алапаевска до Верхней Синячихи, хотя чтобы прочувствовать «дорогу жизни» в полной мере нужно ехать дальше – за пределы цивилизации.

Станция в Верхней Синячихе была ликвидирована в 2000 году, но в 2013 году восстановлена для туристических поездов. При наличии финансовых возможностей через руководство АУЖД можно даже арендовать поезд и организовать индивидуальную поездку. Лучше ехать летом, при продолжительном световом дне, чтобы посмотреть виды из окна.

Поезд уже ночью доезжает до Санкино (время в пути составляет более 5 часов) и почти сразу отправляется обратно — только успевай купить обратный билет, если решите совершить такую «кругосветку». Или можно сделать пересадку и доехать до Калача — самой дальней станции АУЖД. В Санкино к поезду подтягиваются местные жители. Это одно из главных развлечений в таком глухом углу. 

В одиночку по Алапаевской УЖД лучше не ездить из-за обилия маргиналов. Главное занятие местных жителей – выпивка. Много алкоголиков и уголовников, хотя есть и хорошие люди. Будьте осторожны в поездке. В случае чего, помощи ждать будет неоткуда.

В окрестностях станции Санкино также представляет интерес Болотовский термальный источник с выходящими на поверхность горящими газами.

Село Коптелово

Полуразрушенная Вознесенская церковь в селе Коптелово Алапаевского района (125 км от Екатеринбурга). Судя по всему, в годы своего расцвета, храм в стиле барокко выделялся на фоне своих собратьев в округе. Сейчас часть храма закрыта для проведения служб. Доступа поэтому нет.

Описание с сайта sobory.ru: В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви — икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма.

С 1886 по 1893 год храм украшался стенною живописью; в числе изображений есть между прочим изображение крушения царскаго поезда 17 октября 1888 года. В храме есть особенно чтимый местными и окружными жителями образ Спасителя (Икона вырезана из дерева, в рост человека; Спаситель находится в сидячем положении с оковой на левой ноге), принесенный одним прихожанином из города Туринска в 1827 году.

К числу достопримечательностей села следует также отнести музыкальный звон колоколов, в недавнее время (с 1899 по 1900 год) приобретенных в Гатчинском заводе г. Лаврова.

География[ | код]

Верхняя Синячиха расположена далеко к востоку от Уральских гор, в лесистой и холмистой местности. Посёлок стоит на реке Синячихе, на которой вблизи него созданы два пруда: Верхне-Синячихинский и Нижне-Синячихинский. Верхне-Синячихинский пруд расположен на западе, в черте посёлка и продолжается далее на запад за его пределы, Нижне-Синячихинский находится к востоку от посёлка и продолжается до села Нижняя Синячиха. Посёлок находится к северо-востоку от Екатеринбурга, к востоку от Нижнего Тагила и к северу от Алапаевска. Восточнее расположено старинное село Нижняя Синячиха.

Через Верхнюю Синячиху идёт региональная автодорога 65К-5501000 из Алапаевска в Верхнюю Салду.

Как добраться

Музей-заповедник находится на довольно приличном расстоянии от Екатеринбурга — около 160 км, поэтому удобнее всего добираться сюда на машине. Необходимо ехать по Режевскому тракту до Алапаевска, миновав город, нужно двигаться в сторону Верхней Синячихи. Не доезжая до села, свернуть в Нижнюю Синячиху.

На общественном транспорте нужно сначала добраться до Алапаевска на автобусе (отправляется с Северного вокзала) или электричке. Из города в направлении Верхней Синячихи едет автобус № 103А (103Б), он проезжает через Нижнюю Синячиху.

Также можно воспользоваться услугами туристических агентств, это позволит решить проблему трансфера.

Нижнесинячихинский музей-заповедник: видео

Сторожевая башня

Эта высокая деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Сторожевая башня — самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота — 35 метров. С нее же и начинался Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества. Это первый экспонат музея под открытым небом. Башню перевезли в 1979 году из поселка Красногвардейский Артемовского района. До этого она стояла на территории кранового завода. А когда она стала мешать развитию предприятия и ее решили убрать, вовремя приехал Иван Данилович. Непросто было разобрать башню для транспортировки. Как-никак шестьдесят рубленых венцов и высота более трех десятков метров. Каждое бревно крепилось шкантами, имелись замки. Разъединять бревна сруба было трудно.

Интересно, что сначала башню думали поставить на скале Камешок. Но передумали и поставили на нынешнем месте, что оказалось очень даже удачно.

Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Правее башни стоит скромный памятник Нижнесинячихинскому заводу с надписью:

«На этом месте у реки Синячиха стоял завод Саввы Яковлева (1724-1834)». Рядом лежат лиственничные бревна с заводской плотины.

А поблизости кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей. Он был найден в реке Реж недалеко от села Арамашево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector