Музей-заповедник булгар под казанью
Содержание:
- Дополнительные услуги
- Литература
- Главные объекты
- Великая Болгария
- Как добраться до Болгар и когда лучше ехать?
- Природные достопримечательности города и окрестностей
- Как доехать
- Как добраться?
- Этническая история
- Музеи города Болгар
- Реконструкция и паломничества: зачем ещё ехать в Болгары?
- Соборная мечеть
- Волжская Булгария
- Архитектурные и археологические памятники
- Взлет и падение Великих Болгар
- Волжская Булгария
Дополнительные услуги
Фудкорт. На протяжении каждого из фестивальных дней на территории площадки работает около 30 точек питания, павильоны, выставки и другие интересные локации. Также для гостей фестиваля «Великий Болгар» организован ряд мастерских. В их числе ювелирная, кожевенная, мастерская по окраске ткани, а также мини-курсы древнерусской письменности.
Для самых маленьких посетителей на территории фестиваля «Великий Болгар» работает большая детская площадка с игровой крепостью. На ней в течение двух дней будут работать аниматоры, которые способны развлечь и занять детей. Организаторы обещают также конкурсы, танцы и игры для юных любителей истории.
Размещение гостей. Возводится палаточный городок — с номерами во весь рост, электричеством и другим минимумом удобств. Туристам разрешают останавливаться в собственной палатке рядом — для гостей доступны все блага цивилизации (душ, туалет, зарядка телефона). Запрещены электроприборы и разжигание костров. Есть стандартные гостиницы, базы отдыха — но места в них на время «Великого Болгара» обычно полностью заняты.
Трансфер. Местные туроператоры доставляют туристов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Ульяновска (список городов может дополняться).
Валерия Белоусова
Литература
Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.
Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.
Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.
Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.
Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.
Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.
Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.
Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.
Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.
Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.
Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.
Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.
Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.
Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.
Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.
Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.
Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.
Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.
Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.
История татар. Казань, 2006. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь.
Мәрҗани Ш. Мостафадель-әхбар фи-әхвәли Казан вә Болгар. Казан, 1991.
Халиков А.Х. Беренче дәүләт. Казан, 1991.
Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. Казан, 1999.
Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars. Szeged, 1990.
Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992.
Автор – И.Л.Измайлов
Главные объекты
Экскурсии по достопримечательностям Булгаров (Татарстан) обычно включают наиболее интересные постройки и места
Однако при самостоятельном осмотре нужно определиться с тем, что самое важное. Заповедник «Городище Булгар» размещается на внушительной территории, поэтому, чтобы добраться до разных уголков, нужно грамотно выстроить маршрут
Начав с Музея булгарской цивилизации, дальше можно выйти на главную площадь города, где сосредоточено сразу несколько достопримечательностей. Это руины Соборной мечети 13-го века. Глядя на них, понимаешь, какого же масштаба было это поселение. Неподалеку находится Большой минарет. Это реконструкция, так как подлинное сооружение было утрачено в 19-м веке. Рядом стоит еще одни памятник – Успенский собор 18-го столетия.
Далее стоит отправиться на раскопки Ханского дворца 13-го века. Рядом находится Памятный знак в честь принятия ислама в 922 году, а также уже упомянутый Музей ислама и Музей лекаря. Это хорошо организованные экспозиции, которые позволяют понять, как жили Булгары в 13-м веке, в период правления Золотой Орды. После этого обычно туристы посещают усыпальницы булгарской знати. Территория городища большая, но окинуть ее одним взглядом можно, забравшись на Малый минарет 14-го столетия, виды с него производят грандиозное впечатление. Следующий объект – Черная палата, датируемая тем же веком, в ней хорошо сохранились элементы архитектурного декора. Использовалось это сооружение и под медресе, и для судилища. Также в городище есть Восточная и Белая палаты, колодец Габдрахмана, малый городок.
К следующим объектам осмотра лучше добираться на транспорте. Стоит увидеть Белую мечеть — это грандиозное сооружение было построено в 2012 году, местные называют его Казанским Тадж-Махалом. Никакой привязки к булгарам она не имеет — просто красивое здание. В городе есть и православная Свято-Авраамиевская церковь, очень нарядное голубое здание с белым декором, построенное в конце 20-го века.
Великая Болгария
Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.
До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.
В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.
Как добраться до Болгар и когда лучше ехать?
Во время «Великого Болгара» можно встретить даже арабов
Проще всего доехать до Казани, и речным трамваем отправиться в болгарский порт.
Из Казани так же можно доехать на машине, или общественным транспортом — автобусы ходят в Болгары регулярно, поскольку город привлекает огромное количество туристов круглый год.
Интереснее всего, естественно, побывать на фестивале «Великий Болгар». Но в это время найти в Болгарах жилье маловероятно, а количество туристов переваливает все разумные пределы.
Или шотландцев-кочевников из XII века
Поэтому лучше всего собраться за неделю до него, и снять один из коттеджей неподалеку. Так можно будет порыбачить и увидеть все дни фестиваля.
Можно поступить иначе: заселиться в гостиницу в Казани и ездить оттуда, заодно посмотрев этот великолепный город. Но удовольствие будет уже не то.
Людей очень много. Тем не менее, организация идеальная
Я езжу прямо из Ульяновска — 2 часа на машине, и вот они, Болгары. Но в таком случае природа остается за бортом, поскольку просто так палатку на территории музея-заповедника разбить не дадут.
Местность ухоженная, убранная, чистая и оборудованная всеми современными благами цивилизации. Поэтому стоит задуматься о жилье и провести в этом заповеднике хотя бы 3-4 дня.
iPhones.ru
Зачем ехать отдыхать в казанскую деревню?
Природные достопримечательности города и окрестностей
Заповедники, парки, озера – всеми этими природными достопримечательностями богат Болгар в Татарстане.
Озеро Рабигакуле или Мачилищи
Озеро расположено на западе города Болгар. Округлый водоем с песчаным дном, берега которого покрыты сосновым и березовым лесом, расположен на террасе Волги.
«Мачилищем» озеро назвали из-за того, что раньше в нем вымачивали мочалки, а татарское название связано с преданием о дочери хана. Существует легенда о том, что однажды три девушки, среди которых была ханская дочь, отправились гулять в лес и там превратились в белых лебедей. Хан на охоте пристрелил лебедя и узнал в нем свою дочь. Всю ночь проплакал несчастный отец, а наутро на этом месте образовалось озеро.
Мусульмане считают Рабигакуле святым местом, сюда приезжают молиться со всего мира. Ученые выяснили, что озеро образовалось от воронки упавшего метеорита.
Парк «Долгая поляна»
Недалеко от Болгара на берегу Волги находится живописный природный парк. Здесь проживали дворяне Молотовы. Сохранилась их усадьба 19-го века и экзотические растения, высаженные вокруг. Рядом с парком археологи обнаружили Долгополянские селища, Долгополянские стоянки и Долгополянский могильник.
Спасский заказник
Заказник расположен в Спасском районе Татарстана и состоит из группы островов Куйбышевского водохранилища. Острова различаются своим природным ландшафтом, экологически чистые. Много редких животных и растений, занесенных в Красную книгу, обитает здесь. В водах заказника разводят редкие виды рыб, в том числе стерлядь, занесенную в Красную книгу, а также плотву, сазана и леща.
Как доехать
На теплоходе на подводных крыльях типа Метеор из речного порта Казани (только в летний период)
Отправление из Казани ежедневно в 8:00 (лето 2019)
Отправление из Болгар ежедневно в 15:40
Время в пути 2 часа 10 минут
Стоимость билета 368 рублей (лето 2019)
Продажа билетов на метеор до Болгар начинается за 10 дней. В солнечную погоду рейс пользуется большой популярностью, поэтому если Вы хотите гарантированно купить билет лучше это делать заранее
Также можно приехать пораньше в день отправления — касса работает с 6:30 до 18:00
Внимание! Возможна отмена рейсов из-за погодных условий. Уточняйте наличие рейсов перед поездкой по телефонам +7 (843) 233-08-08 и 233-08-18 (СК «Татфлот»)
На борту теплоходе нет буфета или бара
Приносить бутерброды и напитки с собой не запрещается
Во время речного круиза. Болгар можно посмотреть во время многодневного круиза по Волге. Теплоходы отправляются из множества городов на Волге и Каме
На автомобиле. Ближайшие крупные города — Казань и Ульяновск. Расстояние от Казани 180 км., от Ульяновска — 130 км.
Как добраться?
В этой статье мы расскажем, где находится г. Болгар. Это обязательный пункт в программе посещения большинства путешественников, которые отправляются в Татарстан
По исторической важности он не уступает столице региона. Здесь сплелись воедино западная и восточная культуры, христианское и исламское вероисповедание
Сегодня это практически единственное место на территории России, в котором сохранились постройки времен Золотой Орды. Благодаря своему расположению город на протяжении длительного времени не утрачивал своей значимости даже после того, как Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами. Это был важный торговый узел на Великом шелковом пути.
Разобравшись, где находится город Болгар, надо определиться, как до него добраться. В любом случае, быстрее и проще всего будет ехать через Казань. Есть несколько вариантов — на автомобиле или автобусом, а вот поездом и самолетом попасть можно только с пересадками. Как попасть в город Болгар, подробно расскажем в этой статье. Конечно, сейчас это совсем небольшой населенный пункт, поэтому тут нет аэропорта. Самолетом придется лететь до Ульяновска или Казани, а оттуда добираться на других видах транспорта. Железной дороги тут тоже нет, поэтому вариант только один — поездом доехать до Казани, а там пересаживаться на автомобиль или автобус.
Автобус в г. Болгар в Татарстане отправляется с автовокзала «Южный» два раза в день. В 10:00 и 17:00, а обратно уезжает в 7:00 и 14:00. Автобусы сюда ходят и из Ульяновска. С городского автовокзала они отправляются в 7:30 и 14:30. Есть даже возможность немного сэкономить: можно сесть не на автовокзале, а на остановке «Верхняя терраса», расположенной поблизости. Автобус тут обязательно останавливается, а стоимость проезда оказывается существенно ниже.
Все автобусы пребывают на автобусную станцию в городе Болгар в Татарстане. К тому же, сюда регулярно организуются автобусные экскурсионные туры.
Этническая история
Во второй половине VI в., подорвав силы в войнах с Византией и междоусобицах, болгарские племена утигур и кутригур попали под власть аваров, вторгшихся в Восточную Европу и создавших свой каганат в Дунайско-Карпатской котловине.
В конце VI в. (к 576 году) булгар, обитавших на Севернолм Кавказе, завоевал Тюркский каганат.
Находясь на границах государства тюрков, огуро-болгарские племена консолидировались вокруг племени унногундур во главе с кланом Дуло. В 635 году эти племена под главенством хана Органа и его племянника Кубрата, воспользовавшись ослаблением тюрков и разбив аваров, образовали своё государство – Великую Болгарию.
В этот период начало формироваться этнополитическое особое самосознание и элементы духовной культуры, в том числе и традиции государственности («Именник болгарских ханов»).
После смерти Кубрата (640–660-е гг.) его держава распалась. В конце VII в. Великая Болгария была завоёвана хазарами, часть булгар переселилась в Подунавье (см. Первое Болгарское царство), другая – в Паннонию и Северную Италию, третья часть (несколько позднее) – в Среднее Поволжье. Оставшаяся часть булгар попала под власть Хазарского каганата («чёрные болгары» византийских и русских летописей).
В Среднем Поволжье булгары оказались в окружении этнически близкого тюркского и угорского населения. Кроме огуро-болгар, в Поволжье переселились алано-хазарские (барсилы, баранджары), тюрко-огурские (савиры), центрально-азиатские (эсегели) племена. Археологическими свидетельствами переселения булгар в Волго-Камье являются Бураковское погребение, Шиловский, Брусянский и другие могильники (конец VII–VIII вв.).
В процессе складывания государства наиболее сильной оказалась этнополитическая общность булгар (возможно, «серебряные» булгары в русских источниках) во главе с Алмушем.
В 910–970-е гг. в Среднем Поволжье образовались Болгарский и Суварский эмираты. Падение Хазарского каганата привело к усилению булгар, объединившихся в единое Булгарское государство (около 980) (см. Волжская Булгария).
В X в. в состав населения Волжской Булгарии постоянно включались отдельные группы огузо-печенежскихи кипчакскихплемён, а также других народов: буртасов, маджар (мадьяр), которые активно ассимилировались булгарами.
Музеи города Болгар
Древний Булгар оставил нам богатое наследие. Город славится своими многочисленными музеями. Здесь расположены музеи искусств, художественные, краеведческие и современные.
Музей Абдуллы Алиша
Этот музей расскажет о жизни, творчестве и военных подвигах татарского детского писателя Абдуллы Алиша, жившего в первой половине 20-го столетия. Он открылся в 2018 году.
Музей Булгарской цивилизации
Находится в здании речного вокзала, на 6 этаже расположена смотровая площадка. Экспозиция расскажет о становлении тюркско-болгарской цивилизации, историю великого города Болгар в Татарстане, а также продемонстрирует коллекцию археологических находок на территории Болгарского городища.
Музей «Болгарское чаепитие»
В музее проводят небольшую экскурсию. Здесь вы увидите богатую коллекцию самоваров и узнаете историю традиции чаепития и ее связь с исламом. У многих самоваров есть клеймо, которое говорит об их качестве.
В соседнем помещении сушат травы, подвесив их на веревке, а затем готовят травяные чаи. А еще вы увидите коллекцию этикеток дореволюционных чаев и отведаете вкусный свежеприготовленный чай.
Музей дворянства Спасского уезда
Здесь собраны предметы быта известных дворянских семей, проживавших в этих краях, а также можно посмотреть внутреннее устройство их усадеб. Вы посмотрите, как жили семьи Лихачевых, Мусиных-Пушкиных, Молоствовых.
Музей «Дом лекаря»
Музей открыли в 2012 году. Он создан на основе археологических раскопок, которые свидетельствуют о высоком уровне развития медицины и связанных с нею ремесел на территории древнего Болгара.
Историки утверждают, что на этой территории проживало не менее 12 выдающихся врачевателей. В экспозиции хранятся медицинские рукописи, найденные во время раскопок. Труды древних целителей могут быть полезными и современной медицине. В музее расскажут о старинных методах врачевания, все желающие могут приобрести целебные травяные настои, приготовленные по старинным рецептам.
Музей Корана
Здание выполнено в стиле построек древнего Болгара. Здесь собрана богатая коллекция коранов, в главном зале находится самый большой печатный Коран, который занесен в Книгу рекордов Гиннеса. В музее вы узнаете интересную информацию об исламе и его становлении в Татарстане.
Музей письменности
Здесь вы узнаете, как менялась письменность тюрко-татарского народа на протяжении веков. Это и руническая графика, и уйгурская, а также арабская, латиница и кириллица.
Музей хлеба
Музей расскажет о земледелии, производстве хлеба в Татарстане с древних веков по наши дни. Здесь можно увидеть мельницы, пекарни и кузницу, сельхозтехнику и торговые ряды ремесленников.
Здесь вы увидите процесс изготовления хлеба и сможете сами поучаствовать в этом. На настоящих действующих ветряных и водяных мельницах посмотрите процесс помола зерна, а в хлебопекарне попробуете свежеиспеченный хлеб. Интерактивные технологии позволят всем желающим побывать в роли пахаря и тракториста.
Реконструкция и паломничества: зачем ещё ехать в Болгары?
Раскопки гончарных мастерских
Болгары благодаря своей богатой истории стали уникальным сплавом русской и татарской культуры. Сюда на поклон стекаются тысячи паломников со всех стран бывшего СНГ.
Мусульман привлекает уникальная Белая мечеть, воздвигнутая в честь принятия булгарами (читай — прототатарами) ислама. Неподалеку функционирует одна из крупнейших в России Болгарская исламская академия.
В то же время в Болгарах множество православных святынь: действующие Свято-Авраамиевская церковь, Троицкий молитвенный дом и реликтовая не действующая Успенская церковь.
Внутри ханской усыпальницы «Восточный мавзолей»
Колодец святого Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца почитается как мусульманами, так и христианами как чудодейственный и целительный.
Неподалеку, на набережной от него мусульманская святыня — колодец Габдрахмана, посланника пророка Мухаммеда, из которого бьет минеральная вода.
Удивительно и другое: в Болгарах можно наблюдать воочию тот самый дивный сплав исламской и христианской культур, когда различия между вероисповеданиями исчезают.
Traditional «себяшки»
Паломники всех культур здесь настолько добродушны к окружающим, что легко можно поймать себя в хороводе у памятника принятию болгарами ислама или на службе в местной церкви.
Особенно ярко это заметно во время Международного фестиваля средневекового боя «Великий Болгар», который проводится ежегодно в августе и приурочен к годовщине принятия ислама местным населением.
И без того оживленная местность тогда привлекает до полумиллиона туристов, которые съезжаются посмотреть на реконструкторов, битвы конных и пеших воинов и поучаствовать в ярмарках.
Пожалуй, это один из самых ярких подобных фестивалей в России. И уж точно один из самых привлекательных и ухоженных.
Соборная мечеть
Соборная мечеть.
32
Главные достопримечательности Казани и Булгара, как центров исламской культуры в Татарстане, – величественные мечети разных исторических периодов. В их числе – Соборная мечеть, святыня, напоминающая о величии Золотой Орды. Основана она была в середине XIII в., когда эти территории захватил хан Батый.
К мечети вело сразу несколько городских улиц, чтобы прихожанам удобно было добираться сюда на молитву. Поскольку сооружение при необходимости должно было исполнять и оборонительную функцию, по углам достроили боевые башни.
Соборная мечеть не раз становилась жертвой неприятелей, но ее всегда восстанавливали. Сегодня туристы могут полюбоваться сохранившимся основанием здания, фрагментами стен и боевыми башнями. Руины частично отреставрированы.
Святыня и сейчас исполняет свою роль, особенно популярна она у паломников. Также, по поверью, если прикоснуться к колонне и загадать желание, оно должно осуществиться.
Адрес: Соборная мечеть, Болгар, Республика Татарстан, Россия.
Волжская Булгария
Временем расцвета волжских булгар как народа можно назвать домонгольский период, длившийся с X века до первой четверти XIII столетия. В эту пору происходит процесс становления и развития могущественного булгарского государства Волжской Булгарии. Оно имело огромное значение не только для формирования своего народа, но и влияние в экономических, политических и культурных аспектах на соседние племена.
Наиболее точные сведения касательно территории Волжской Булгарии есть в средневековых источниках, однако и они порой противоречивы. Историки и путешественники восточного мира, Ибн Хаукаль, Гардизи в своих трудах отмечали, что в X-XI веках земли булгар находились на границе с территорией проживания славянских народов. Эти данные подтверждают и современные археологи. Их находки убеждают нас, что в те далёкие времена булгарские поселения находились даже на землях Самарской и Пензенской областей.
Рассказывая о становлении Волжской Булгарии, не могу оставить без внимания выдающуюся историческую личность, князя Альмаса. Он стоял во главе молодого государства в X веке, учредив первые законы и налоги для граждан.
В заметках арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана правитель упоминается как справедливый владыка своих земель. При Альмасе (иногда его называют Алмуш) булгары приняли ислам. Стоит отдать должное, новая религия вошла в прежнюю культуру мирно, в отличие от соседних государств. Несмотря на это, многие булгарские традиции были сохранены, и мусульманские обычаи Волжской Булгарии нельзя назвать традиционными багдадскими.
Чтобы укрепить собственное государство и заручиться поддержкой могущественного покровителя, булгары каждый год выплачивали дань каганату. Тот же Ибн Фадлан в своей книге “Рисале” (“Записка”) писал, что каждая булгарская семья должна была ежегодно передавать соболиную шкурку в качестве обязательного налога.
Прибытие ибн-Фадлана на реку Итиль
Архитектурные и археологические памятники
Архитектурные объекты заповедника уникальны, так как свидетельствуют об исчезнувших государствах Волжская Булгария и Золотая Орда, а также остаются самым северным в мире памятником средневекового мусульманского зодчества и единственным образцом булгаро-татарской архитектуры середины 13-14 вв.
- Соборная мечеть, 13 век. Единственное сохранившееся религиозное сооружение раннезолотоордынского периода. Мечеть высоко возвышалась над окружающими постройками и хорошо просматривалась с воды. Величественное сооружение было призвано демонстрировать мощь государства и величие ислама. К северной стене Соборной мечети примыкает выступ — это фундамент Большого минарета, не сохранившегося до наших дней.
- Северный мавзолей, 14 в., был выстроен над захоронениями знатных людей. Также известен под названием «Монастыpcкий погреб», так как использовался для хранения продуктов. Сегодня в мавзолее функционирует выставка булгарских эпиграфических памятников.
- Восточный мавзолей, 14 в. Усыпальница болгарской знати, наиболее полно сохранившийся памятник булгарской архитектуры. В начале 18 в. мавзолей был перестроен и использовался в качестве церкви. Экспозиция внутри здания на примере археологического раскопа рассказывает историю городища начиная с 11 в. и до наших дней.
- Церковь Успения, 18 в. Построенная в исламском регионе церковь наглядно демонстрирует следы политики русификации, проводимой царским правительством. Сейчас в бывшей церкви музей, в котором собраны найденные во время археологических раскопок свидетельства материальной культуры, быта болгар: посуда, инструменты ремесленников, ювелирные украшения.
- Малый минарет и Ханская усыпальница, 14 в. Сохранившиеся постройки являлись частью множества усыпальниц, поминальных мечетей, расположенных на территории «Ханского кладбища». По преданию, на этом месте захоронены сахибы — первые проповедники ислама на булгарской земле.
- Белая палата — руины бани 14 в. На Востоке опрятность считается синонимом добродетели, поэтому бани всегда играли важную роль в общественной жизни. Залы при банях часто выступали местом собраний, бесед, публичных выступлений. Для женщины баня была единственным местом, где она могла встречаться с подругами и проводить время в праздных разговорах.
- Черная палата, 14 в., — наиболее хорошо сохранившийся памятник булгарской архитектуры. Точное предназначение ее до сих пор неизвестно. Одни исследователи считают, что в этом здании располагалось судилище, другие — мечеть или медресе, а третьи утверждают, что кельи и просторный зал для моления предназначались для странствующих дервишей.
- Малый Городок — архитектурный комплекс 13-14 вв., вынесенный за пределы основного городища. Единого мнения о его предназначении не существует.
- Руины Ханской бани, 13 в., одна из ранних каменных построек на городище. Ханская баня находилась в непосредственной близости к Ханскому дворцу и недалеко от центра города.
Взлет и падение Великих Болгар
Реконструированная печь, на которой в ходе фестиваля куют безделушки
Столицей поволжских болгар-булгар стали Болгары. Между ними и славянскими княжествами постоянно шли небольшие пограничные конфликты: то проторусские разграбят несколько городов, то болгары Суздаль или Муром возьмут.
Наиболее ожесточенные битвы проходили на рубеже XII-XIII веков. Но успех противостояния был временным — победы одерживала то одна, то другая сторона.
Все изменили монголы, которые после битвы на Калке в 1223 году прошли через земли волжских булгар и потерпели от них поражение. Месть не заставила себя долго ждать — сначала булгары потерпели поражение у реки Урал, потом — на берегах Камы.
В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. К 1240 году Волжская Булгария вошла в cостав Улуса Джучи (Золотой Орды), а собственно Болгар стал её первой столицей, политическим и торгово-ремесленным центром.
Так булгары фактически стали главенствующей частью золотоордынской культуры: здесь располагалась ставка Батыя, и именно монголы построили в Болгарах сохранившиеся по сей день каменные здания.
Успенская церковь и Восточный мавзолей
Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395. Восстановленный город сожгли в 1431 московские князья.
В результате булгары восстановили государство, перенеся столицу в Казань. Тогда Волжская Булгария стала Казанским ханством, которое через несколько веков стало частью России.
Волжская Булгария
Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.
В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.
Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.