Разбор задания №15 огэ по географии

Ход НОД

Организационный момент

Гимнастика для глаз «Лучик солнца».

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазками.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете,что у меня в коробке, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

— Вы знаете, что такое «природные явления»? Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека. Они не могут быть сделаны людьми. Мы можем увидеть в разные времена года — снег, дождь, радугу.

Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. Что за явление, вы узнаете, отгадав загадку. Готовы?Слушаем внимательно:

За окошком завывает,

Тёплым, ласковым бывает,

Но и может всё на свете

Разломать, разрушить. (Ветер)

— Какие слова или фраза вам помогла отгадать загадку?

— Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем.Но сначала подумаем:

— Хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

Предложить карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира: парусник с надутыми парусами – это хорошо; разрушенный дом после урагана – плохо; сломанное дерево – плохо; ветреная мельница – хорошо и т. д.

Вывод: когда ветер приносит пользу – это хорошо, а когда вред – плохо.

Воспитатель. Характер у ветра бывает разный. Какой?

Воспитатель показывает картинки,знакомит с названиями ветра:

опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер — буря, ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьми, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора.

Воспитатель. Как можно увидеть, куда дует ветер? (Ответы детей). Попробуем провести опыт.

(Воспитатель достает свечку из коробки, зажигает и подносит к верхней части фрамуги.)

— Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)

(Подносит свечу к нижней части фрамуги). Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.)

— Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.)

— К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

(Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс»).

Воспитатель. Кто хочет объяснить по картинке, как движение воздуха?

(Если дети затрудняются, объясняет воспитатель).

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Воспитатель. Как можно определить, есть ли ветер на улице? (По деревьям, вертушки). Я предлагаю вам по схеме сделать вертушку для определения ветра.

Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к соломинке.

Рефлексия. Ребята, какую тайну мы сегодня раскрыли? (раскрыли «тайну» происхождения ветра). А что еще узнали? (Узнали, что ветер –это движение воздуха: теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.)

Сейчас предлагаю пойти на прогулку и испытать наши вертушки.

Характеристика ветров

Составим таблицу, где представлены виды ветров и их характеристика.

Виды ветров

Расположение

Направление

Постоянные

планетарные

Пассат

Тропические широты

Восточное

Западный умеренного пояса

Северное и южное полушария, между 35 и 65 параллелями

Западное

Муссон

Тропические широты

Сезонное от океана или от суши

Локальные

временные

Бриз

Побережья крупных водоемов

Суточное от воды или от суши

Бора

Побережья у подножья невысоких гор

С гор в сторону моря

Фён

Горные районы

С горных вершин в межгорные котловины

Местные временные

Чинук

Скалистые горы в Северной Америке

Аналог фёна

Самум

Северо-африканские пустыни, Аравийский полуостров

Западное, юго-западное

Географические явления и процессы в геосферах

Пятнадцатое задание – первое из трех номеров, относящихся к повышенному уровню сложности и входящих в так называемую «часть С». Тема, знание которое проверяется в данном задании — «Географические явления и процессы в геосферах». В условии приводится небольшой текст (3-6 предложений), описывающий определенные географические особенности какой-либо территории. К тексту задается вопрос – как правило, в нем требуется объяснить причины указанного географического явления. Иногда вопросов бывает два. Если вопрос один, в ответе нужно привести две особенности/причины/подтверждения, а если их два – по одной. Приводимые в ответе положения не должны быть слишком большими – достаточно написать по 1-2 предложения, главное – правильно. Вопросы бывают примерно такого плана: почему в определенном регионе часто случаются землетрясения, чем обусловлен резкий подъем уровня воды в реке, почему может заболачиваться грунт.

Система оценок

Если ответ содержит два положения, оба из которых верны – он оценивается в 2 балла, если же верным является только одно положение – в 1 балл, если же ответ полностью неверен – баллы за это задание не ставятся.

Первый вариант задания

Почему в Чили часто происходят землетрясения?

Территория Чили располагается на стыке литосферных плит – рядом с побережьем проходит зона субдукции, где плита Наска подплывает под Южно-Американскую плиту, из-за чего регулярно возникает сейсмическая активность. Также страна находится на территории тихоокеанского сейсмического пояса Земли – пограничных зон между литосферными плитами, где нередко происходят землетрясения, влекущие за собой цунами. Около чилийского побережья располагается океанический желоб глубиной более 8 тысяч метров – он также сейсмически активен.

Ответ можно записать более кратко:

  1. Через территорию Чили проходит Тихоокеанский сейсмический пояс Земли, на территории которого довольно часто происходят землетрясения.
  2. Чили располагается вблизи границы двух литосферных плит – Наска и Южно-Американской. Одна наплывает на другую, вызывая сейсмическую активность.

Второй вариант задания

В каком направлении дуют дневные бризы? Почему они возникают на побережье океанов?

Бриз – это береговой ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море. Бриз обычно возникает в теплое время года, когда температурная разница между сушей и водой наибольшая – ветер появляется в результате разницы атмосферного давления. Дневной бриз дует с воды на нагретое солнечными лучами побережье, а ночью воздух над морем остывает медленнее, и поэтому ветер меняет свое направление. Напишем ответ:

  1. Дневной бриз дует с воды на сушу, потому что днем температура воздуха на побережье выше, чем на море – над сушей возникает область пониженного давления, а над морем – повышенного. Разница атмосферного давления вызывает ветер, дующий с области более высокого давления (моря) на область более низкого (сушу).
  2. Бризы возникают на побережье морей и океанов из-за разницы в их температуре и атмосферном давлении. Они меняют свое направление два раза в день – днем дуют с моря на сушу, а ночью – наоборот, с суши на море. Это происходит из-за разницы в атмосферном давлении, вызванной разницей в температурах.

Третий вариант задания

С чем связано практически полное отсутствие осадков в пустыне Намиб? Приведите две причины.

Ответ может выглядеть так:

  1. Пустыня Намиб находится на берегу материка – вдоль побережья проходит холодное Бенгальское течение, которое охлаждает влажные воздушные массы. Вследствие этого воздух становится тяжелее и уже не может подняться на ту высоту, которая была бы достаточна для формирования дождевых облаков.
  2. Пустыня Намиб располагается в области постоянного высокого давления тропических широт, где преобладает нисходящее движение воздуха. Оно также препятствует образованию облаков – при опускании воздух становится теплее.

Ветер в жизни человека

Это природное явление всегда вдохновляло людей: изобретали летательные аппараты, строили судна с парусами. Ветер помог в перевозке грузов по морю, благодаря ему совершенно множество географических открытий, ведь корабли тогда передвигались только за счет силы ветра.

Позже люди научились использовать потоки воздуха для измельчения зерна и изготовления муки. Со временем стали строить ветряные станции, которые производят электричество.

Виды ветра

Сильный ветер, который дует больше 60 секунд, называется шквалом. Рассмотрим другие названия этого природного явления:

  • Бриз – поток воздуха передвигается с маленькой скоростью, не более 5 м\c. Обычно он теплый, возникает на побережье моря и океана, днем дует со стороны воды к суше, вечером направление изменяется;
  • Буря – сильный порывистый ветер, дует всегда в одну сторону. Скорость может достигать 20 м/с. Если это явление происходит в пустыне, то песок поднимается в воздух. Такая буря в древности уничтожала целые караваны;

  • Шторм – возникает при циклоне. Может появляться только вблизи морей или крупных озер. Скорость – 32 м/с. Такой ветер переворачивает маленькие лодки, поднимает огромные волны. Обычно легко прогнозируется, поэтому не рекомендуется выходить в море, если известно о приближении шторма;
  • Ураган. Эти ветры образуются в результате столкновения двух воздушных масс, двигающихся в направлении друг к другу. Такой поток очень холодный, может дуть в разные стороны;
  • Тайфун – разновидность урагана. От него страдает, главным образом, западное побережье Тихого океана. Разрушительная сила срывает крыши с домов, ломает деревья, корабли, поднимает в воздух мелких животных.

Ветер различается не только по скорости, но и по продолжительности, так порывами называют кратковременное движение воздушных масс, которое длится не больше 5 секунд. Бывают и такие ветра, которые дуют несколько часов, а порой и месяцев, например муссон.

Ветряные рекорды

Порой сила ветра поражает, а иногда и вызывает ужас:

  • В 1934 году в США был зафиксирован самый сильный за всю историю наблюдения порыв ветра. Скорость передвижения воздушных масс составляла 123 м/с. Ветер дул пару минут, к тому же эпицентр находился на горе Вашингтон, потому никто из людей не пострадал;
  • В 1906 году на Гонконг обрушился тайфун, который унес жизни 10 тыс. человек. Ветер дул со скоростью 160 км/ч.;
  • В 1983 году от движения воздушных масс пострадал Таиланд. На побережье обрушился муссон, который убил 10 тысяч человек. Еще 100 тысяч заразились инфекционными заболеваниями, возбудитель принесли потоки воздуха. Ветер разрушил инфраструктуру, дома и торговые центры — размер ущерба составил $396 млн.;
  • Самое ветреное место находится в Антарктиде – бухта Коммонвелс. Скорость движения воздуха здесь достигает 240 км в час.

Ветер – сила, неподвластная человеку. Это природное явление может служить на пользу людям, но в то же время способно уничтожить все живое на своем пути.

Морское пространство продуваемое всеми ветрами

На мой заданный вопрос маленьким детям – почему дует ветер, я всегда получаю готовый ответ: потому, что деревья качаются. Но ученым метеорологам известно, по каким причинам приходят в движение воздушные массы, вызывая порой:

  • не только легкий бриз и устойчивый муссон,
  • но и сильные ветры в виде морской бури и бушующего шторма
  • и даже разрушительный ураган и смертоносный тайфун,

где ужасные циклоны в виде бури смерча и гигантских цунами способны стать настолько грозной и опасной движущей силой, которой обладает водная стихия.

Большинство наших людей представляет себе отдых на море романтическим удовольствием:

  1. с ласковыми волнами моря и золотым теплым песочком,
  2. раскаленной галькой каменистого пляжа и приятными лучами южного солнца,

где якобы соленая морская вода с мягким, но влажным континентальным климатом укрепляет человеческий организм.

Правда даже кратковременное нахождение в морской воде не безопасно, поскольку она обладает уникальной способностью постоянно накапливать активные органические соединения и натуральный раствор агрессивных солей, поэтому легко может вместо оздоровления организма принести обратный эффект.

Однако именно на открытом и продуваемом всеми ветрами огромном пространстве ласкового моря часто дуют ветры в различном направлении и происходят часто меняющиеся атмосферные процессы, влияющие на состояние неустойчивой погоды.

Чтобы узнать, что происходит в природе, когда дует ветер, то все довольно просто. Человеку необходимо набрать в легкие как можно больше воздуха, тем самым повысив в груди воздушное давление, а затем с силой выдохнуть его из себя.

То же самое происходит в живой природе, где в одном месте атмосферное давление повышается, а в другом понижается, начинает дуть ветер, перемещая воздушные массы из одной области с высоким давлением в другую область с низким давлением.

А вот почему в атмосфере земли – воздушной оболочке, окутывающей нашу живую планету, давление то и дело меняется, ученые до сих пор не могут ответить однозначно: причин для этого может быть достаточно много.

Одна из причин такова: земля постоянно движется, вращаясь вокруг оси, вызывая смешение и перемещение воздушных масс. За этими глобальными процессами изо дня в день наблюдают специалисты метеорологи, синоптики и аэрологи.

Они предупреждают о том, куда дует ветер, и с какой скоростью переместится тот или иной атмосферный фронт, где ждать ясной погоды, а где грянет буря, и пойдут грозовые дожди.

Ученые синоптики несколько раз в сутки снимают в различных слоях атмосферы физические показания:

  • атмосферного давления,
  • климатической температуры
  • и насыщенную влажность

в нижних слоях тропосферы, а в слои стратосферы на расстояние до 50 километров от поверхности земли запускают аэростатные метеозонды, с помощью которых ведут наблюдения и за самыми верхними слоями – мезосферой (высота 80 км), ионосферой (до 1000 км) и экзосферой – она еще выше.

Все это осуществляется для того, чтобы точнее предсказывать изменения погоды, ведь вблизи поверхности земли перемещение воздушных масс происходят чаще всего в виде:

  1. вращающихся циклонов с огромной массой атмосферного вихря с пониженным в центре давлением воздуха, и ветры дуют там от окраины к центру, но не по прямой линии, а закручиваясь по спирали
  2. и теплых антициклонов с вращающими вокруг центра южными ветрами с повышенным давлением воздуха, создающих хорошую погоду,

причем в Северном полушарии нашей земли теплые ветры антициклонов с малооблачной и сухой погодой дуют по часовой стрелке, а холодные ветры циклонов с плохой погодой дуют в противоположном направлении.

К тому же их фронтальные размеры настолько огромны, что в поперечнике атмосферные возмущения могут достигать нескольких сотен и даже тысяч километров, где некоторые циклоны так разгуливаются, что превращаются в грозные ураганы с ветрами большой силы действия, которые в экзотических тропиках называют мощными тайфунами.

Роза ветров

Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика, который называется очень загадочно и романтично — роза ветров.

Строится роза ветров очень просто. Нужно начертить линии, показывающие основные и промежуточные румбы. Получается такая восьмилучевая звезда. На каждой линии, начиная от центра, наносятся деления по 1 см или по 0,5 см. Затем, считая, что одно деление — это один день, отмечаем на каждой линии такое количество делений, сколько дней в месяце ветер имел именно это направление. Когда по всем румбам отложено число соответствующих дней, можно соединить концы получившихся отрезков. Возникшая фигура — роза ветров для данного места в данный месяц.

Она очень хорошо демонстрирует преобладающее направление ветров за месяц (рис. 122). Да, собственно, почему только за месяц? Можно сделать розу ветров и за год.

Итак, повторим: роза ветров — график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени.

Повторим главное

1. Ветер — это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.

2. Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Поэтому на берегу водоёмов возникает бриз — ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоёма на сушу, а ночной — с суши на водоём.

3. Направлением ветра считается направление, откуда он дует.

Ключевые слова

Ветер, флюгер, бриз, роза ветров, направление ветра

Проверим знания

1. Что такое ветер? 2. Опишите различия процессов нагревания и охлаждения воды и суши. 3. Что такое бриз? 4. Куда дует северный ветер? 5. А юго-западный? 6. В чём разница между флюгером и флюгаркой?

А теперь более сложные вопросы

1. От чего зависит сила и скорость ветра? 2. Опишите механизм возникновения бриза. 3. С помощью рис. 119 расскажите о причинах дневного и ночного бриза. 4. Попытайтесь установить связь между географической широтой и ветром. 5. С помощью розы ветров на рис. 122 определите, ветер какого направления преобладал.

И наконец, тест

1. На берегу океана ветер днём дует с:

а) суши на океан;
б) запада на восток;
в) юга на север;
г) океана на сушу.

2. Западный ветер дует (отметьте все правильные варианты):

а) с запада;
б) с востока;
в) на запад;
г) на восток.

3. В каком случае явления названы в правильном порядке:

а) образование ветра — разница в нагреве моря и суши — разница в атмосферном давлении;
б) образование ветра — разница в атмосферном давлении — разница в нагреве моря и суши;
в) разница в нагреве моря и суши — разница в атмосферном давлении — образование ветра;
г) разница в атмосферном давлении — разница в нагреве моря и суши — образование ветра?

Ответы на тесты

1. г, 2. а, г, 3. в.

Виды ветров

На планете существуют различные типы движения воздушных масс с разной характеристикой. Постоянные потоки круглый год дуют в одном направлении.

Бывают местные перемещения, на определённой территории. Все они оказывают влияние на климат. Местные ветры носят различные названия.

Ниже представлены наиболее известные названия ветров с кратким описанием:

  • К постоянным воздушным потокам относят пассаты. Они преобладают в тропических широтах. Воздушные массы перемещается от тропиков к экватору.
  • В умеренных широтах воздушные массы перемещаются с запада на восток. Их так и называют – западный перенос. Они относятся к постоянным явлениям.
  • Муссон – это сезонный воздушный поток. Зимой воздушные массы перемещаются с суши на море, летом с моря на сушу. Муссоны господствуют на восточных и юго-восточных окраинах Евразии.
  • Бриз – тёплый ветер. Он меняет своё направление дважды в сутки. Образуется там, где соседствуют суша и море. Бризы днём приносят прохладу с водной поверхности, ночью дуют в обратном направлении. Морской бриз присутствует на побережье. Могут быть на суше, где есть крупные реки, озёра, водохранилища.
  • Калима — северо-восточный ветер, переносящий огромное количество песка и пыли на Канарские острова.
  • Фён встречается в горных районах Евразии и Северной Америки. Воздушная масса спускается с гор. Ощущают её в долинах. Фён порывистый, потому что на небольшом расстоянии велик перепад высот.
  • Бора образуется в местах, где есть горы, граничащие с морем. Воздушные потоки преодолевают препятствия и устремляются вниз. Зимой воздух холодный, летом тёплый. Имеет высокую скорость. Его можно наблюдать на побережье Чёрного и Средиземного морей.
  • Самум чаще всего бывает в пустынях: Аравийской и Сахаре. Это сильный и очень сухой ветер. Воздух нагрет, несёт много песка.
  • Торнадо или смерчи господствуют на востоке Северной Америки. Иногда формируются на территории Европы. При образовании появляется рукав или воронка, которая имеет несколько десятков или сотен метров в диаметре. Воздух в воронке крутится с высокой скоростью. Смерчи обладают разрушительной силой.
  • Зюйд – так называется южный ветер. На северном полюсе всегда дуют южные ветры в силу того, что это самая северная точка планеты.
  • Байамос обрушивается сильными шквалами на острова Куба, Бали. Приносит грозы и ливни.
  • Нордер – это северный или северо-западный воздушный поток. Область распространения – Мексиканский залив.
  • Бакинский норд бывает в окрестностях города Баку. Порывы обладает большой силой, скоростью (от 20 до 40 м/с), влага отсутствует, приносит похолодание, много пыли.
  • Сирокко – южный ветер, может быть юго-западным. Образуется над Сахарой или Средиземноморьем. Такое название он получил в Италии.
  • Зефир господствует весной и летом в восточной части Средиземноморья. Он имеет высокую температуру, приносит влагу.
  • Суховей чаще зарождается над пустынными и полупустынными территориями. Иногда формируется в степях умеренного пояса. Перемещается воздух, нагретый до 40 градусов. Влаги не содержит.
  • Самый холодный воздушный поток зафиксирован в Антарктиде. Температура достигала минус восьмидесяти девяти градусов.

Что такое бриз в географии, что такое бора в географии

Рассмотрим, что такое дневной бриз в географии. Бриз – это ветер, имеющий суточную периодичность. Он формируется на побережье большого озера или моря. Возможно возникновение бриз рядом с крупной рекой. Куда дует дневной бриз? Он направляется от водоема к территории суши. Ночные бризы также называют береговыми. Они двигаются в противоположном направлении – от берега к водоему. Общие характеристики бризов:

  • Степень распространения в глубину материка – от двадцати до сорока километров.
  • Время начала – с десяти до одиннадцати часов утром.
  • Средний показатель вертикальной мощности – тысяча метров.
  • Ночной бриз  формируется после того, как заходит солнце.
  • Степень распространения на материк – до десяти километров.
  • Высота – максимум двести пятьдесят метров.

Еще один тип ветра – бора. Это зимние ветра, которые двигаются от небольших гор к побережью водоемов. Средняя скорость движения – пятьдесят метров за секунду. Для зимних явлений характерно обилие порывов, которые достигают и ста метров в секунду. 

Особенности морского бриза

Что это такое? Многие люди по-прежнему задаются этим вопросом. Средняя скорость этого явления составляет порядка 18-36 км/ч. Во многом она зависит от разницы между температурой суши и воды. То есть получается, чем больше эта разница, тем сильнее морской бриз. Дневной бриз особенно заметен в начале лета. Это связано с тем, что в это время года воздух нагревается под солнцем достаточно быстро, а что касается воды, то она довольно длительное время еще остается холодной.

Ночной бриз — это поток ветра, который наиболее сильным оказывается ближе к осени. Это связано с тем, что теплое море остывает быстрее суши. Отдыхает это явление во время дождей и после них. Это можно объяснить тем, что влажная земля солнечную энергию расходует в первую очередь на испарение воды и только после этого нагревается и начинает прогревать находящийся над ней воздух. От этого и появляется морской бриз.

Особенности морского бриза

Морской бриз нельзя назвать сильным ветром: его средняя скорость составляет всего 18-35 км/ч. Она зависит от того, насколько велика разница между температурой воды и суши: чем больше эта разница, тем сильнее ветер. В начале лета дневной бриз особенно заметен, так как суша нагревается под солнцем достаточно быстро, а вода еще остается довольно холодной.
Накануне осени, напротив, более сильным оказывается ночной бриз, так как теплое море остывает медленнее суши. Во время и после дождей бриз утихает, потому что влажная земля вначале расходует солнечную энергию на испарение воды. Только потом, когда поверхность становится сухой, грунт начинает нагреваться и прогревать находящийся над ним воздух, после чего появляется бриз.

Как образуется бриз?

Причиной появления бриза служит разница температур между морем и сушей. Если она превышает три градуса, то возникает воздушный поток, который именуют бризом. Дело в том, что воздух, находящийся вблизи от поверхности нашей планеты, нагревается в основном от ее теплового излучения, а не от солнечных лучей.

Чем ближе воздух к поверхности, тем сильнее он нагрет. Понятно, что в жаркий день поверхность морского побережья нагревается достаточно сильно: на галечном пляже иногда нельзя ходить босиком, так как раскаленные камешки обжигают ноги.

Воздух, нагревающийся над сушей, становится легким и устремляется вверх, а на его место тут же приходит более прохладный воздух с моря. Этот процесс длится весь день, пока существует конвекционный поток нагретого воздуха над побережьем. Слишком сильным он не бывает, однако дуновение бриза с моря существенно облегчает жизнь на морском побережье в летние дни.
Поднявшийся на некоторую высоту воздух постепенно охлаждается и начинает опускаться. Верхний воздушный поток, как правило, устремляется в сторону моря, восполняя там недостаток воздушной массы, уходящей в сторону побережья вплотную к поверхности земли.

Ночью суша, лишенная нагрева солнечными лучами, постепенно остывает и становится более холодной, чем море. Морская вода хорошо аккумулирует тепло, и теперь уже поверхность моря становится источником нагрева для воздуха.

Воздушные потоки изменяют свое направление на противоположное и дуют с суши в сторону моря. Так образуется ночной бриз. Во времена парусного флота этот ветер препятствовал судам ночью подойти вплотную к берегу. Но, поскольку его сила никогда не была особенно большой, то искусство моряков легко преодолевало эту преграду.

Каким образом появляется бриз

Причиной появления этого ветра является разница температур, которая возникает между морем и сушей. Если она превышает 3 градуса, то появляется воздушный поток, который и называется бризом.

Воздух сильнее будет нагрет в том случае, если он будет ближе к поверхности. Например, в жаркие дни морское побережье очень сильно нагревается, в связи с этим ни в коем случае нельзя ходить босиком на галечном пляже, так как раскаленные камни могут обжечь ноги.

Воздух, который нагревается над сушей, постепенно становится легким и очень быстро устремляется вверх. А в это время на его место приходит прохладный воздух с моря. Такой процесс может длиться в течение всего дня.

Морской бриз слишком сильным не бывает, и его дуновение в летние дни на морском побережье существенно облегчает жизнь.

Теплый воздух, который поднялся вверх на некоторую высоту, начинает постепенно охлаждаться и опускается вниз.

Как правило, верхний воздушный поток устремляется в сторону моря.

Ночью суша лишена солнца, поэтому воздух начинает постепенно остывать, становится холодным. А вот морской воде удается сохранить и аккумулировать тепло, благодаря этому поверхность моря становится небольшим источником нагрева для холодного воздуха.

Ночной бриз образуется благодаря тому, что воздушные потоки меняют свое направление на противоположное, то есть они дуют не с моря на сушу, а с суши в сторону моря.

В те времена, когда существовал и функционировал парусный флот, это явление очень сильно препятствовало судам попасть на берег. Единственным выходом преодоления этой преграды была искусность самих моряков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector