18 фактов о настоящей трагедии «титаника», которые также убедительны как фильм

Содержание:

Титаник: история крушения

В каком году утонул Титаник? Знаменитая катастрофа произошла ночью 14 апреля в 1912 году. Это был пятый день путешествия. Хроники указывают, что в 23:40 лайнер пережил столкновение с айсбергом и уже через 2 ч 40 мин (2:20 ночи) ушел под воду.

Вещи с Титаника: фото

Дальнейшие расследования показали: экипаж получал 7 погодных предупреждений, но это не мешало судну снижать предельную скорость

Айсберг прямо по курсу заметили слишком поздно, чтобы предпринять меры предосторожности. В результате – пробоины в правом борту

Лед повредил 90 м обшивки и 5 носовых отсеков. Этого было достаточно, чтобы потопить лайнер.

Билеты на новый лайнер были дороже, чем на другие корабли. Если человек привык путешествовать первым классом, то на Титанике ему пришлось бы пересаживаться во второй класс.

Эдвард Смит, капитан корабля, начал эвакуацию за полночь: отправлен сигнал бедствия, привлечено внимание других судов сигнальными ракетами, спасательные шлюпки отправились на воду. Но спасение проходило медленно и неслаженно – в шлюпках пустовало место, пока тонул Титаник, температура воды не поднималась выше двух градусов ниже нуля, а первый пароход подоспел только через полчаса после катастрофы

Госпитальное судно

Почему название “Гигантик” было отброшено? Изначально в серии должны были появиться корабли, названные в честь олимпийцев, титанов и гигантов. Когда “Титаник” утонул, кораблестроители освежили в памяти мифы. В них в битве с олимпийцами погибли не только титаны, но и гиганты. Называть судно “Гигантиком” посчитали неуместным.

Так появился “Британник”, серьезно отличавшийся от двух ранних собратьев в конструкции. Инженеры попытались сделать его более непотопляемым и способным держаться на воде даже при заполненных водой шести передних отсеках. Строительство судна затянулось, его спуск откладывался несколько раз. Он произошел 26 февраля 1914 года без разбивания шампанского о борт. Заказчик White Star Line этой традиции не придерживался.

Спуск на воду еще не означал немедленный запуск пассажирских рейсов. “Британник” неторопливо дооснащали, превращая в самый большой и роскошный океанский лайнер Великобритании. В августе 1914 года началась война, из-за которой корабль так никогда и не смог поработать по назначению.

“Олимпик” для военных нужд реквизировали раньше, 1 сентября 1915 года. “Британник” к этому времени все еще стоял в Белфасте и не был закончен – у верфи до начала войны начались серьезные финансовые проблемы. В ноябре 1915 года реквизиция коснулась и его. “Британник” переквалифицировали в госпитальное судно, и его достройка приобрела совсем другие черты. Из кают на верхних палубах сделали палаты, в обеденном зале и гостиной пассажиров первого класса обустроили операционные и главную палату. В законченном виде на “Британник” вмещалось 3309 раненых.

Самым богатым человеком на борту был Джон Джейкоб Астор IV, который на момент своей смерти, как многие считали, был самым богатым человеком в мире

Джон Джейкоб Астор IV / Bettmann / Getty Images

Астор был не только самым богатым человеком на «Титанике», но и считался самым богатым человеком в мире: его состояние оценивалось в 150 млн долларов (или в 3,5 млрд долларов по сегодняшнему курсу).

Астор возвращался домой после длительного медового месяца со своей новой женой — 18-летней Мадлен Талмейдж Форс, которая была на 28 лет моложе его. Продолжительный медовый месяц на самом деле был способом избежать сплетен: после развода Астора прошло лишь 2 года, что по тем временам было неслыханно.

Тело Астора было одним из немногих найденных в Атлантическом океане после крушения. Среди прочих вещей в его кармане обнаружили 2440 долларов (на сегодня примерно 60 тысяч долларов).

Первая версия

Как утонул «Титаник» на самом деле, до сих пор точно неизвестно. Одни считают, что причиной было столкновение с айсбергом, а другие, что это – заговор.

После кораблекрушения, были сформированы две правительственные команды, проводившие расследование произошедшего. Они пришли к выводу, что причиной гибели корабля стал именно айсберг, а не дефекты лайнера. По оценкам комиссий, судно утонуло полностью, без разломов. Хотя сейчас люди знают больше о том, как утонул «Титаник» на самом деле. Корабль был разрушен на 2 части.

В те годы виновником трагедии считали капитана лайнера – Эдварда Смита, погибшего вместе с командой. Эксперты обвинили его в том, что он не снизил скорость, проходя по опасному району с айсбергами у берегов Ньюфаундленда.

Новая версия о гибели лайнера

Характер разлома «Титаника» не только подогревает версию пожара в трюме, но и позволяет некоторым исследователям сделать неожиданное предположение.

Лайнер потопил другой корабль. В начале XX века в морях испытывали новое секретное оружие. Возможно, в «Титаник» попала торпеда.

Версия кажется необычной, но факты разлома и рваных краёв, которые могли получиться в результате торпедной атаки, заставляют относиться к ней серьёзно. Если «Титаник» всё-таки был торпедирован, остаётся только надеяться, что когда-нибудь исследователи доберутся до той части корабля, изучение которой поможет пролить свет на эту версию.

Ходят слухи, что несколько мужчин переоделись женщинами, чтобы занять место на спасательной шлюпке

По слухам многие считают, что спасательные шлюпки на Титанике предназначались только для женщин и детей / API / Gamma-Rapho / Getty Images

А для одной супружеской пары эти слухи стали причиной развода. Дикинсон и Хелен Бишоп развелись в 1916 году, через 4 года после крушения «Титаника». Хелен утверждала, что это произошло из-за пристрастия мужа к алкоголю и его жестокого обращения. Но их отношения были омрачены слухами о том, что Дикинсон , чтобы сбежать с корабля. В своих официальных показаниях во время расследования Сената США по поводу крушения корабля Дикинсон утверждал, что от экипажа не поступало официального приказа, который разрешал бы садиться в спасательные шлюпки исключительно женщинам и детям.

Бишоп — не единственный мужчина, которого обвиняли в маскировке под женщину. Джозефа Брюс Исмея, Уильяма Картера и Уильяма Слопера подобные слухи преследовали на протяжении всей оставшейся жизни.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Версия крушения №3. В погоне за голубой лентой Атлантики

В начале XX века между пароходными компаниями была большая конкуренция. Одним из капитанов английского пароходства «Cunard Line» был придуман приз для кораблей-рекордсменов по скорости. Судно, переплывшее Атлантику быстрее всех, награждалось престижной наградой – «голубой лентой Атлантики». Этот приз стоил того, чтобы за него побороться. На мачте корабля-победителя вывешивалась голубая лента, а вся команда получала хорошее денежное вознаграждение. Судно, обладающее такой «лентой», по статистике имело в четыре раза больше пассажиров, чем другие суда. Кроме того, английское правительство объявило, что если скорость лайнера составит 24 узла, то его компании ежегодно будут выплачиваться субсидии по 150 тысяч фунтов стерлингов на весь период эксплуатации корабля.

«White Star Line» решает одержать победу над конкурентами, построив самый большой, комфортабельный и скоростной лайнер. Им становится «Титаник». Ведь деньги от правительства и проданных билетов могли бы окупить убыточный «Олимпик». Именно этот факт объясняет поведение капитана Смита. В погоне за «голубой лентой», он вел «Титаник» на полном ходу, несмотря на опасность столкновения с айсбергом.

Приговор капитана Смита

Мемориал «Титаника» в Саутгемптоне.

Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблём. Злодеем выставляли Дж. Брюса Исмея, руководителя White Star. Он спасся в одной из спасательных шлюпок. Исмея обвиняли в том, что он давил на Смита, чтобы тот поддерживал неразумную скорость.

В ходе последовавших за этим британских и американских расследований вырисовалась более сложная картина. Смита обвинили в игнорировании предупреждений о ледовой обстановке с других кораблей и в неспособности снизить скорость судна до соответствующих условий. Британское расследование, по сути, оправдало капитана, заявив, что он не сделал того, чего бы не сделали другие капитаны. Американское расследование было лишь немного более суровым. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный комитет Сената, заявил, что «безразличие капитана Смита к опасности было одной из непосредственных причин этой ненужной трагедии». Но сенатор также воздал ему должное за его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также за его «готовность умереть».

Архивная фотография «Титаника» перед его первым и последним путешествием.

Размеры Титаника в метрах

Чтобы понять больше про Титаник, причины катастрофы нужно раскрывать, начиная с габаритов парохода.

Сколько метров Титаник в длину и по другим размерам:

  • точная длина – 299,1 м;
  • ширина – 28,19 м;
  • высота от киля – 53,3 м.

Встречается и такой вопрос — сколько палуб было у Титаника? Всего 8. На верху располагались шлюпки, потому верхнюю палубу называли шлюпочной. Остальные распределялись согласно буквенному обозначению.

  • А – палуба I класса. Ее особенность в ограниченных размерах – она не ложилась на всю длину судна;
  • В – в передней части палубы располагались якоря и ее размеры тоже были короче – на 37 метров палубы С;
  • С – палуба с камбузом, столовой для экипажа и прогулочной площадкой для III класса.
  • D – прогулочная зона;
  • Е – каюты I, II классов;
  • F – каюты II и III классов;
  • G – палуба с котельными посередине.

Наконец, сколько весит Титаник? Водоизмещение самого большого судна начала 20 века составляет 52 310 тонны.

Мишель и Эдмонд Навратиль

Мы больше знаем о судьбах выживших пассажиров первого класса «Титаника», потому что в те дни считалось, что богатые люди – единственные, о которых стоит говорить.  

Меньше известно о людях, путешествующих во втором и третьем классе. Это особенно печально, поскольку наибольший процент смертей (76%) был как раз среди пассажиров третьего класса. Из путешествующих вторым классом погибли 58%, первым – 39%. 

Мишель и Эдмонд Навратиль (2 и 4 года соответственно) плыли вторым классом. Отец вез их в Америку без ведома матери, поэтому они путешествовали под вымышленными именами.  

После того, как судно столкнулось с айсбергом, отец спустил мальчиков в спасательную шлюпку, а сам остался на тонущем корабле.

Мишель и Эдмунд были единственные выжившие на “Титанике” дети, которых не сопровождал ни один взрослый. Они не говорили по-английски, поэтому после трагедии не могли рассказать, кто они такие.  

Даже после того, как на “Карпатии” нашли переводчика, ни один из мальчиков не мог сказать ничего членораздельного.

Немногим позже, мать “сирот” увидела их фотографию в газете и узнала сыновей. Она понятия не имела, что они были на борту “Титаника”.  

Братья, выжившие на “Титанике”, вернулись во Францию, где и оставались до конца своих дней. Эдмонд умер в 40 лет, а Мишель дожил до 92-х.

Находка века

Итак, теперь вы знаете, в каком году утонул «Титаник» и где примерно это произошло. Спустя больше полувека один из ученых решил найти судно и ему это удалось. В 1985 году Р. Баллард отыскал корабль на дне океана, на глубине четырех километров. В то же время он сделал сенсационное открытие, которое доказывало, что лайнер разломился пополам до потопления.

Спустя пару лет после находки, обломки корабля подняли на поверхность. В этот момент сразу же появилась новая теория гибели «Титаника» — для его строительства использовали сталь низкого качества. Однако после длительного изучения поднятых элементов, экспертами было установлено, что не сталь виновата в крушении, а заклепки, связывающие вместе элементы лайнера. Найденные обломки свидетельствуют о том, что корма не поднималась высоко в воздух, как многие думают. Считается, что лайнер распался на части, располагаясь сравнительно ровно на поверхности воды. А это явный признак просчетов в конструкции, которые были скрыты после катастрофы.

Обстоятельства непреодолимой силы

28 мая комиссия обнародовала своё заключение:

Тревога на «Титанике» не была объявлена должным образом, пассажиры не имели полного представления о происходившем, общей тревоги не было.
Пассажиры третьего класса не были оповещены об опасности вовремя, но отчасти это связано с тем, что многие из них плохо владели английским языком.
Предварительная проверка спасательных средств надлежащим образом проведена не была.
Капитан судна Эдвард Джон Смит продемонстрировал безразличие к опасности, что стало одной из причин крушения.
Исмей не отдавал приказаний вести «Титаник» на максимальной скорости, но его присутствие могло оказывать на решения капитана негативное влияние.

В конце концов американская комиссия пришла к выводу, что причиной гибели «Титаника» стали обстоятельства непреодолимой силы, или, по англо-американскому праву, Act of God.

Англичане сенатское расследование не приветствовали, полагая, что американцы превысили полномочия. Команда корабля, офицеры королевского флота, вынуждены были давать показания чиновникам из США, и это был удар по самолюбию британцев. По их мнению, иностранная держава, что называется, «влезла не в своё дело».

Газеты тоже позволили себе лишнее. Когда «Титаник» уже получил повреждения и начал посылать сигналы SOS, одним из первых откликнулось немецкое судно «Франкфурт». Однако царившая суета внесла свои коррективы, и в эфире началась настоящая неразбериха, на запросы «Франкфурта» толком не ответили. Немецкие газеты написали, что, бы на «Титанике» была команда из Германии, то трагедии бы не случилось. Это был ещё один камень в огород английских моряков, замечание сильно их уязвило.

Англичане создали свою комиссию, в которую вошли в первую очередь люди, знакомые с морским делом и судовладельцы

Основное внимание этой комиссии было уделено поведению команды, а именно — почему многие моряки спаслись, тогда как пассажиры погибли. Лорд Мерсей, возглавлявший комиссию, в итоге признал: «Свидетели меня убедили, что офицеры очень добросовестно выполняли свои обязанности, не думая о себе

Дисциплина пассажиров и команды во время спуска шлюпок также была на высоте, но организация могла быть лучше, и если бы таковое имело место, то, возможно, было бы спасено больше жизней». Надо отметить, что многие члены команды вынуждены были садиться в шлюпки: кроме них, никто не знал правил поведения на воде и не смог бы организовать работу гребцов.

Самое важное, что по итогам работы обеих комиссий были сформулированы предложения, которые могли бы предотвратить подобные катастрофы в будущем: снижать скорость в области дрейфующих льдов, доводить до сведения всей команды важные сообщения о навигационной обстановке, оснащать суда шлюпками, рассчитанными на спасение всех пассажиров и экипажа, проводить учебные тревоги и т. д

И это, пожалуй, был главный результат проведённых расследований.

Услуга

Регина Маргарита около 1908 года.

Regina Margherita заложена на верфи в Ла Специя 20 ноября 1898 года. Она была спущена на воду 30 мая 1901 года в присутствии короля Виктора Эммануила и завершена через три года; он был введен в состав итальянского флота 14 апреля 1904 года. Работа на корабле продвигалась медленно, в основном из-за недоставки материалов, особенно тяжелой брони. В июле судно провело скоростные испытания в Генуэзском заливе .

После ее завершения она была направлена ​​в Средиземноморскую эскадрилью. Корабли в эскадре обычно несли действительную службу в течение семи месяцев в году для обучения; остальную часть года они были помещены в резерв. В 1907 году Средиземноморская эскадра состояла из Регины Маргариты , ее сестры Бенедетто Брин и трех линкоров класса « Регина Елена» . Корабли участвовали в ежегодных маневрах в конце сентября — начале октября в качестве флагмана вице-адмирала Альфонсо ди Броккетти .

Итало-турецкая война

29 сентября 1911 года Италия объявила войну Османской империи за захват Ливии . Во время итало-турецкой войны Регина Мергерита была прикомандирована к 1-й дивизии 2-й эскадры вместе со своей сестрой и двумя линкорами класса Ammiraglio di Saint Bon . Она вошла в эскадрилью 5 октября, через неделю после начала войны. 13 апреля 1912 года Регина Маргарита и остальная часть эскадры отплыли из Тобрука в Эгейское море, чтобы встретиться с 1-й эскадрой. Две эскадрильи встретились у Стампалии 17 апреля. На следующий день флот вошел в северное Эгейское море и перерезал несколько турецких подводных кабелей .

Большинство кораблей итальянского флота затем подвергли бомбардировке крепости, защищающие Дарданеллы, в безуспешной попытке выманить турецкий флот. Пока они делали это, Регина Маргерита , Бенедетто Брин и два торпедных катера были отделены, чтобы перерезать дополнительные кабели между Родосом и Мармарисом . 18 мая Регина Маргарита бомбардировала Мармарис. Во время высадки войск на острове Скарпанто в Эгейском море якорная цепь корабля случайно соскользнула и убила старшего офицера корабля капитана Проли; еще пять человек пострадали в результате аварии. В июле Регина Маргарита и остальная часть дивизии отошли в Италию для замены изношенных стволов орудий и других ремонтных работ. В 1912 году на корабле было добавлено четыре 3-дюймовых орудия, что увеличило его батарею с 20 до 24 штук.

Первая Мировая Война

Италия объявила нейтралитет после начала Первой мировой войны в августе 1914 года, но к июлю 1915 года Тройственное Соглашение убедило итальянцев вступить в войну против Центральных держав . Основным военно-морским противником на протяжении всей войны был австро-венгерский флот ; Военно-морской начальник штаба адмирал Паоло Таон ди Ревель планировал удаленную блокаду боевым флотом, в то время как более мелкие суда, такие как лодки MAS, проводили рейды. Тяжелые корабли итальянского флота будут сохранены для возможного крупного сражения австро-венгерского флота, если он выйдет из своих баз. К этому времени Регина Маргарита уже давно морально устарела и превратилась в учебный корабль в 3-м дивизионе вместе со своим сестринским кораблем.

В ночь с 11 на 12 декабря 1916 г., выходя из порта Валона в тяжелых морских условиях, он подорвал две мины, заложенные немецкой подводной лодкой SM  UC-14, и взорвался. В живых осталось 270 человек, погибло 675 человек. О потере корабля не сообщалось до января 1917 года. Генерал-лейтенант Оресте Бандини , командир итальянского экспедиционного корпуса в Албании, находился на корабле и был среди тех, кто погиб во время затопления.

Кто мог спасти всех на “Титанике”?

Вопреки тому, что говорят, «Титаник» был не первым кораблем, передававшим сигналы бедствия по беспроводным каналам связи. Однако в то время она была еще не развита, и у кораблей не было никаких требований для круглосуточного мониторинга тех или иных частот.  

Это объясняет тот факт, почему никто на борту “Калифорнийца”, который находился всего в 18-20 км. от “Титаника”, не слышал сигналов бедствия.  

У “Калифорнийца” был только один оператор беспроводной связи. Но в самый важный момент он выключил свое оборудование и пошел спать. Если бы он этого не сделал, то узнал бы о трагедии Титаника через 15 минут после столкновения того с айсбергом (именно тогда был передан первый сигнал тревоги). 

“Калифорниец” был окружен льдом. Поэтому, если бы он отправился на помощь к “Титанику” немедленно, ему потребовалось бы примерно 30 минут, чтобы пройти через лед, и еще 30-40 минут, чтобы добраться до Титаника (в зависимости от того, как далеко он был на самом деле).

«Титаник» затонул через 2 часа 40 минут после столкновения. При лучшем раскладе у экипажа “Калифорнийца” было бы более часа на спасение пассажиров. Они могли бы спасти всех, и история “Титаника” была бы совсем другой.

Увы, этого не случилось. 

Более того, экипаж “Калифорнийца” видел сигнальные ракеты с «Титаника». Но капитан решил, что это неэкстренные сигналы, так как ракеты были белыми, а не красными.  

К тому времени, когда на следующие утро на “Калифорнийце” узнали о случившимся, от “Титаника” не осталось ничего, кроме тел, плавающих в море. 

Роковой маршрут

Так в каком году утонул «Титаник», предвещало ли что-то его крушение? В первые дни плавания лайнера ничего не предвещало беды. В океане был штиль, вода была на удивление спокойной.

10 апреля 1912 года лайнер отправился в свое первое путешествие. В городе Саутгемптоне, откуда плыл «Титаник», устроили настоящий праздник в честь этого события. Многие жители пришли посмотреть, как океанический гигант поплывет в свой первый рейс. На борту было множество известных, богатых людей.

В день отплытия корабль сделал остановку во Франции, в Шербуре. В городке порт оказался слишком маленьким, чтобы принять такого великана, но решением этой проблемы стала доставка людей на других судах.

Утром 11 апреля корабль совершил остановку в Куинстауне, затем в Ирландии, откуда он отправился в Нью-Йорк. В это время на борту лайнера находилось 2200 человек.

Забывчивый старпом

Всё дело в том, что локаторы появились только в 30-х годах прошлого столетия. А на тот момент его функции выполнял человеческий глаз. С самой высокой точки на корабле матрос беспрерывно смотрел вперед по ходу корабля. У лайнера весом 66 тысяч тонн, идущего со скоростью 45 км/ч, очень низкая управляемость, и чем раньше впередсмотрящий заметит опасность, тем больше шансов её избежать. Обычный бинокль был единственным подспорьем.

Старпом Блэр по неизвестным причинам в последний момент был снят с судна. Расстроенный, он попросту забыл передать сменщику ключ от ящика, где хранились бинокли.

Останки «Титаника» на дне океана, скорее всего, полностью исчезнут к 2030 году

 Йенс Шлютер / Getty Images

Огромный кусок корпуса судна, а также множественные обломки и предметы покоятся на дне океана на глубине около 4 км. И все это время микроорганизмы, поедающие железо, безжалостно уничтожают последнее, что осталось от корабля. Они прогрызают в корпусе лайнера дыры, образуя ржавоститы, похожие на сосульки. А те, в свою очередь, со временем превращаются в порошок, который уносит океанское течение.

При попытке достать части судна на сушу они мгновенно разрушатся из-за толстого слоя ржавчины. Поэтому исследователям только и остается, что наблюдать, как медленно исчезают останки знаменитого лайнера.

Первый рейс “Титаника”

10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк. Капитаном корабля был Эдвард Дж. Смит, очень популярный среди элиты британского общества. 

Также на борту находились и другие выдающиеся люди, в том числе американский бизнесмен Бен Гуггенхайм и британский Юрий Дудь того времени Уильям Томас Стед. Кроме того, Исмей и Эндрюс также были на “Титанике”.

Вечером 10 апреля корабль остановился в Шербуре, Франция.  Городской док был слишком мал, чтобы вместить «Титаник». Поэтому пассажиров приходилось перевозить на корабль в вагонах. В Шербуре на “Титаник” взошли Джон Джейкоб Астор, его беременная жена Мадлен и Молли Браун.  

Утром 11 апреля лайнер совершил последнюю запланированную остановку в Европе в Квинстауне, Ирландия. Примерно в 13:30 корабль отправился в Нью-Йорк. На борту находились около 2200 человек.

Следствие ведут…

Всех спасшихся подобрал британский пассажирский пароход Carpathia (Карпатия), хотя ближе других к месту трагедии находился другой пароход — Californian (Калифорниэн). Вечером 18 апреля выжившие в крушении прибыли в Нью-Йорк.


Судно «Карпатия». (rarephotos.ru)

Сенатор от штата Мичиган Уильям Смит, работавший юрисконсультом транспортных компаний, предложил провести специальное расследование. Он обратился к руководству Сената, а также к президенту США Уильяму Говарду Тафту, однако понимания не нашёл. Когда же выяснилось, что на «Титанике» погиб военный помощник президента Арчибальд Батт, Тафт изменил своё мнение и отдал распоряжение о создании сенатской комиссии, которую возглавил Смит.

Слушания начались 19 апреля, на следующий день после прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк. Всего комиссия провела 18 заседаний, опросила более 80 свидетелей.


Уильям Смит. (wikipedia.org)

Наиболее ценными комиссии представлялись показания второго помощника капитана Титаника Чарлза Герберта Лайтоллера (всего после крушения выжили 4 из 8 офицеров и 42 из 66 человек палубной команды). Комиссия отметила, что на многие вопросы он давал уклончивые ответы, пользуясь тем, что сенаторы плохо знакомы с предметом разговора в принципе. Однако комиссия отнеслась к помощнику капитана мягко, учитывая масштаб пережитой им трагедии.

У Лайтоллера, в частности, хотели получить точную информацию относительно шлюпок. Их было недостаточно, но пассажирские суда в те времена оснащались спасательными средствами не по числу пассажиров, а по усреднённому стандарту. «Титаник» должен был иметь 20 шлюпок, ровно столько их и было. Лайтоллер утверждал, что перед выходом в рейс были проведены испытания, спассредства спускали на воду, проверяя исправность механизмов. Однако помощник капитана скрыл часть правды: никто из команды не знал, можно ли спустить на воду полностью загруженную лодку. Именно поэтому в некоторых шлюпках оставались свободные места: команда не хотела рисковать, боясь перегруза. По некоторым подсчетам, дополнительно можно было спасти 400 человек. Комиссию также интересовало, всё ли возможное было сделано для спасения пассажиров, имели ли пассажиры третьего класса те же возможности попасть в шлюпки, что и остальные.

Были и другие свидетели: второй радист Гарольд Брайд сказал, что он ничего не знает о радиограммах, который мог принимать его коллега Филлипс. Получалось, что координация персонала на судне была нарушена. Один из офицеров Джозеф Боксхолл вообще якобы заметил судно буквально в нескольких милях от «Титаника», которое не оказало лайнеру помощь. Матрос Фредерик Флит, увидевший злополучный айсберг, сказал, что на наблюдательном пункте не было биноклей, хотя матросы просили их выдать (бинокли на «Титанике» по трагическому стечению обстоятельств действительно оказались заперты в сейфе).


Фредерик Флит. (rarephotos.ru)

Большую важность придавали показаниям Джозефа Брюса Исмея, управляющего директора White Star Line, который тоже отправился в первый рейс «Титаника». В США к тому моменту действовал так называемый Закон Хартера, в соответствии с которым в случае крушения судна пассажиры и их родственники могли требовать компенсации ущерба, если выяснялось, что руководство судоходной компании знало о нарушении правил судовождения

«Титаник» формально принадлежал американской корпорации. Если бы следствие выяснило, что Исмей знал о нарушениях, допущенных командованием, иски от потерпевших завалили бы компанию. Кроме того, у сенаторов были подозрения, что само присутствие директора White Star Line могло оказывать влияние на действия капитана, в частности, именно поэтому «Титаник» шёл на максимальной скорости.

«Титаник» Джеймса Кэмерона — не единственный фильм о корабле. Однажды был снят нацистский пропагандистский фильм, который показывал события с точки зрения Германии

Афиша фильма немецкой версии Титаника / Deutsche Filmvertriebs GmbH (DFV)

Нацистский пересказ обвинял в катастрофе британцев — якобы те не сбавили скорость судна, несмотря на предупреждения немецкого офицера (к слову, выдуманного персонажа), который был единственным, кто заботился о жизни пассажиров.

Уже вокруг съемок фильма разразился невероятный скандал: режиссер потребовал полноразмерный океанский лайнер, на котором он мог бы снимать, а нацисты предоставили «Кап Аркону» (свою версию роскошного океанского лайнера).

В итоге «Кап Аркона» использовался как плавучий концлагерь: он затонул, в результате чего пострадали 2750 человек.

Реальные факты о крушении «Титаника», которые малоизвестны.

В апреле 1912 года мир потрясла страшная новость – шикарный лайнер «Титаник», который отправился в свой первый рейс по Атлантике, потерпел крушение. Трудно найти человека, который бы не слышал о трагичной истории судна, затонувшего в результате столкновения с айсбергом.

Она легла в основу многих художественных произведений, а также породила множество легенд и теорий. Самой известной кинокартиной, в подробностях изображающей страшную трагедию, по праву считается фильм 1997 года с участием Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет (на Оскаре 1998 года картина собрала 11 статуэток). Но даже в 3,5 часа экранного времени невозможно уместить все, что случилось той апрельской ночью.

Мы в 1Gai.Ru собрали для вас 18 малоизвестных фактов о печально знаменитом лайнере.

Немного из истории

Британия преобразовывалась в ходе технической революции. Начиная с 30-х годов 19-го столетия Атлантику стали пересекать торговые суда на паровой тяге. Технология оказалась многообещающей, и в адмиралтействе королевства пришли к выводу, что пар сделает парусный флот устаревшим.

Когда же в Лондоне появились сообщения, что во Франции, которая также вступила в борьбу за морское господство, уже велись испытания парового двигателя, у англичан не оставалось другого выбора, кроме как принять вызов. Сначала использовались большие гребные колеса, которые устанавливались по разные стороны бортов.

Впервые замена гребному колесу появилась примерно через десять лет, в 40-х годах XIX века. Судостроители пришли к выводу, что винт гораздо эффективнее колеса. Только после его изобретения и помещения под днище корабля паровая тяга стала решающим преимуществом.

Но в большинстве случаев это оставалось опытными разработками, иногда новшество использовали на военных кораблях. Массовое распространение паровые двигатели получили только в XX веке, и уголь продолжительное время являлся единственным топливом. В будущем переход от угля на мазут станет шагом на следующий уровень развития.

Но во времена суперлайнеров класса «Олимпик» корабли с двигателем внутреннего сгорания были такой же редкостью, как паровой двигатель первой половины XIX века. Как бы там ни было, пожар на борту не должен был повлиять на жизнь корабля и его пассажиров. На лайнере не могло быть никаких чрезвычайных происшествий, это же «Титаник».

Ключ к таинственному ящику

Много лет прошло с тех пор, как затонул «Титаник». История корабля, тем не менее, получила продолжение в 1997 году, когда на Лондонском аукционе за сто тысяч фунтов стерлингов был продан ключ. Он открывал всего один ящик на «Титанике», но именно этого ключа не оказалось в ту роковую ночь на борту лайнера. Цепь странных обстоятельств, череда фатальных совпадений и просто человеческая халатность сопровождали суперлайнер с самого начала и до конца его первого и последнего рейса.

Ну а предмет, проданный за баснословные деньги на Лондонском аукционе, был обычным ключом от обыкновенного ящика. В нём хранилось единственное оборудование, с помощью которого можно было распознать грозящую кораблю опасность, — бинокль.

Обреченный «Титаник»

Сколько лет назад утонул «Титаник» и почему его назвали «обреченным»? С момента трагедии прошло чуть больше 106 лет. За это время «Титаник» стал для всего мира свидетельством человеческой беспечности, а название корабля – синонимом обреченных на неудачу авантюр.

Люди ни один год пытались найти затонувшее судно и достать богатства, хранившиеся на нем. И только в 1985 году удалось отыскать затонувший корабль. В результате работ водолазов удалось установить, что «Титаник» разломился на три части. Его обломки были разбросаны на территории площадью 1600 кв. метров.

Ученые мечтают поднять судно и устроить музей, но пока эта идея не может быть реализована. А ведь подъем лайнера с глубины помог бы ответить на многие вопросы, раскрыть немало тайн, которые хранятся под толщей воды Атлантического океана вторую сотню лет.

Международная сенсация

Уже утром следующего дня офис компании владельца «Титаника» штурмовали десятки газетных репортёров. Они хотели знать место гибели «Титаника» и требовали разъяснений. Родственники пассажиров океанского лайнера были в негодовании. Короткая телеграмма с мыса Рейс сообщала: «В 23 часа по местному времени самый большой корабль «Титаник» передал сигнал бедствия». Президент компании Ластер Уайтс успокаивал репортёров: «Лайнер непотопляем!» Но уже на следующий день все мировые газеты запестрели сенсационными сообщениями: «Самый безопасный в мире «Титаник» (корабль) утонул в ледяной пучине Атлантического океана. На пятый день своего трагического рейса лайнер унёс с собой 1513 человеческих жизней».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector