Краткая история одного из древнейших городов мира и узбекистана

Экономика

Самарканд – остается крупным экономическим центром Узбекистана. Еще во времена СССР здесь была развита цветная и черная металлургия. Основным источником дохода было хлопководство. Сейчас Самарканд – туристический центр, основной доход приносят приезжие туристы, которые не скупятся на приобретение ручной работы местных жителей.

Если говорить об общей экономике Узбекистана, то доход приносят следующие отрасли:

  1. Добыча природного газа – 14 место в мире.
  2. Производство и реализация хлопка – 6 место в мире.
  3. Запасы урана – 7 место.

Говоря о сельском хозяйстве, то со времен СССР многое изменилось. Если раньше его называли «Красный Узбекистан», так как здесь были расположены значимые колхозы, то в 2019 году общая доля ВВП составила – всего 19%. Слабые стороны импорта – зерно. На территории производится всего 25% от необходимой массы. Экономическая история Самарканда – торговля и сухопутные перевозки.

Другие достопримечательности площади Регистан

Дахма Шейбанидов расположена с восточной стороны от Тилля-Кари. Это комплекс семейных надгробий узбекской правящей династии Шейбанидов, с возрастом самого древнего более 4 веков. Представляет собой усыпальницу прямоугольной формы в виде призмы.

С задней стороны медреса Шердор находится старинный купол Чорсу. Он подтверждает образ Регистан, как центра торговли Средневековья города. Настоящее здание в виде купола из 6 граней — перестроенное по указу городского хокима в XVIII веке строение XV века. В результате его последней реставрации в 2005 году, здание освободили от слоя грунта в 3 метра, для восстановления естественной высоты. Сейчас в нем находится художественная галерея с экспозицией работ художников и скульпторов из Узбекистана.

Славится Регистан и торжественными событиями. Международный фестиваль музыки «Шарк Тароналари», а в переводе «Мелодии Востока», проводится здесь дважды в год. Посетители наслаждаются красочными выступлениями музыкантов и певцов со всей Азии. В остальные праздничные и выходные дни Регистан становится площадкой для других праздничных событий регионального и местного масштаба. Будни же отмечены активной торговлей.

Ансамбль Ходжа-Ахрар

Мечеть и медресе в месте захоронения Ходжи Ахрара – знаменитого шейха, проповедовавшего идеи суфизма в XV веке на территории Самарканда – составляют архитектурный комплекс, долгое время находившийся в западной части города.

Первоначальный облик ансамбля пришлось восстанавливать по сохранившимся рукописям, поскольку многочисленные землетрясения, характерные для этой области, не позволили постройкам уцелеть. Историки выяснили, что медресе Ходжа-Ахрара является почти точной копией медресе Шердор, однако и эта достопримечательность Самарканда не смогла сохраниться.

Современная достопримечательность воссоздана из руин в середине XX века и ежедневно принимает сотни гостей, стремящихся почтить память правоверного шейха.

Краткая история

Позже город переживает нашествия разных племен и в VI веке нашей эры оказывается под властью Тюркского каганата. Благодаря выгодному географическому положению и сравнительно комфортным климатическим условиям, в городе стремительно развиваются торговля, культура, ремесла, он становится ключевым пунктом на Великом шелковом пути.

Но, к сожалению, эти же преимущества привлекали и многих завоевателей. В начале ХII столетия Самарканд был полностью уничтожен нашествиями татаро-монголов под руководством Чингизхана. От этой разрушающей «стихии‎»‎ пало множество архитектурных творений. Позже, после многочисленных вспышек восстаний, к власти приходит Тамерлан (Амир Тимур), провозгласив Самарканд столицей своей державы.

Тимур мечтал создать здесь столицу всего мира, поэтому в город силой завозились умельцы и профессионалы разных ремесел: ткачи, каменщики, стекольщики и гончары, мастера по разным видам оружия, а еще музыканты, поэты и ученые — лучшие в своем деле.

Начинается настоящее процветание Самарканда. Активная работа над восстановлением и застройкой полиса облагораживает его улицы красивыми сооружениями от лучших зодчих мира — появляются великолепные мечети, дворцы, мусульманские училища (медресе), площади, усыпальницы, а также роскошные сады и парки. Столица становится эпицентром торговли, культуры, искусства и науки. Прекрасным малиновым бархатом и самой лучшей бумагой Самарканд славился на весь мир.

Когда же власть переходит к внуку Тамерлана, Улугбеку, акценты развития смещаются в сферу науки, особенно астрономии — появляется самая современная в мире на тот момент обсерватория. В городе открывается все больше новых учреждений образования — медресе.

ХV столетие для Самарканда ознаменовалось как «Золотой век‎»‎ — период масштабной реконструкции города, пик его развития и процветания.

После захвата города Российской империей в 1868 году, власти пытаются европеизировать Самарканд. Здесь появляются банки, больницы, аптеки, гостиницы, рестораны, магазины, телеграф и почта.

В советский период Самарканд входит в состав Туркестанской АССР. Позже, в течение пяти лет (начиная с 1925 года) — это столица Узбекской ССР. Принципиально новыми и знаковыми для города были основания многих университетов и других образовательных объектов, а также развитие медицины. Тогда же, впервые, о Самарканде узнали как о туристическом месте, и с каждым годом эта сфера развивалась все больше и больше.

С обретением Республикой Узбекистан независимости, город приобретает статус административного центра Самаркандской области (так называемого вилоята) и по-прежнему остается объектом интереса туристов со всего мира.

Транспорт

Путешественники, планирующие осматривать только основные достопримечательности Самарканда, могут обойтись вообще без поездок: по городу приятно гулять пешком и общаться с местными жителями. Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутками. Проезд стоит 550 UZS, но условия сложно назвать комфортабельными — автопарк в основном старый, а народу много.

Зато в городе недорогое такси. Поездка стоит 3000-5000 UZS, ловить машину можно прямо на улице. У официальных такси более качественный сервис, но и стоимость услуг высока.

С туристов нередко пытаются взять больше денег, поэтому можно смело торговаться и самому обозначать сумму. Многие советуют начинать с 2000 UZS за небольшие расстояния и постепенно немного поднимать ставки.

Карта Самаркада

Развлечения и достопримечательности Самарканда

Старый город Самарканда легко можно обойти пешком. Помимо главной площади, обязательно стоит увидеть мавзолей Ишратхона — великолепный архитектурный памятник, связанный с именем Тамерлана, где покоятся женщины из династии Тимуридов. В городе есть еще несколько значимых мавзолеев. Например, Гур-Эмир, в котором нашел последнее прибежище сам Тамерлан. Аскетичный Рухабад считается одной из самых древних построек Самарканда. Еще одна необычная усыпальница — Ходжа Дониер — традиционно привлекает туристов-христиан тем, что там покоится библейский пророк Даниил.

Очень интересна обсерватория Улугбека, яркий пример древней научной мощи Самарканда, ее стоит осмотреть и снаружи, и изнутри.

И, конечно, никак нельзя пропустить соборную мечеть Биби Ханум. Это величественное здание считается самой крупной мечетью в Средней Азии, и даже несмотря на то, что до наших дней дошли не все постройки, она поражает воображение и впечатляет.

С еще более древней историей местности можно познакомиться в музее городища Афросиаб, открытом в честь 2500-летия Самарканда. В коллекции более 20 тыс. экспонатов, но больше всего ценятся великолепные росписи и фрески, покрывавшие когда-то стены города.

Городище Афрасиаб

Самарканд – настолько удивительный город, что в нем и его окрестностях можно встретить достопримечательности и реликвии всех исторических эпох, начиная с времен до нашей эры. Пересекая городскую черту с севера, можно наблюдать высокие холмы, на которых простирается древнее городище Афрасиаб (альтернативное написание – «Афросиаб», «Афросияб»), существующее здесь с VIII в. до н.э. Местные жители связывают возникновение достопримечательности с одноименным мифическим городом, основанным царем Турана.

В реальности Афрасиаб представляет собой древние останки поселения домонгольского периода, существовавшего на территории современного Самарканда. Именно здесь с VI века до н.э. зарождалась узбекская цивилизация, пока нашествие грозного Чингисхана не стерло ее с лица земли в 1220 году. Вернувшись на пепелище, жители региона были настолько потрясены случившимся, что не осмелились более возводить здесь свои дома, и поселились у подножия холма, где и по сей день стоит Самарканд.

Археологические раскопки достопримечательностей Афрасиаба подтвердили высокий уровень развития населявших его племен: в черте городища была собственная крепость, сам город с жилыми районами, ремесленными рядами, мечетями и даже дворцом царствовавшей семьи. Сегодня на месте древнего поселения в нынешнем Самарканде функционирует археологический музей – достопримечательность под открытым небом, открытая для посещения всем желающим.

Этимология

Самарка́нд — восходит к Smʼrknδh (согд.). Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) (не путать с историческим регионом Согдиана) и Мараканда (Мароканд) (греч.). Гератский учёный историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд — «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд — «селение, город», первую часть объясняют из asmara — «камень».

Современное называние города «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение».

14-19 веков

  • 1340-е годы — постройка мавзолея Ходжа-Ахмада Шах-и-Зинда некрополь.[нужна цитата]
  • 1365 г. — Восстание против монгольского владычества.
  • 1369
    • Город становится столицей Империя Тимуридов.
    • Население: 150 000 человек.
  • 1388 г. — построена Бибиханумская коллегия.
  • 1405
    • Мечеть Биби-Ханым и Гур-Эмир (гробница) построена.
    • Столица Тимуридов переехал из Самарканда в Герат (Примерная дата).[нужна цитата]
  • 1420 г. — построено медресе Улугбека в г. Регистан.
  • 1429 — Обсерватория Улугбека построен.
  • 1434 г. — построена мечеть Улуг-Бека в г. Регистан.
  • 1437 — Зидж-и Султани опубликованы астрономические работы.
  • 1464 — Построена гробница Ишрат Хана.
  • 1494 — Осада Самарканда (1494 г.).
  • 1497 — Осада Самарканда (1497 г.).
  • 1501 — Осада Самарканда (1501 г.).
  • 1505 г. — город взят узбеками Мухаммад Шайбани.[нужна цитата]
  • 1599 г. — у власти Бухарские Аштарханиды.[нужна цитата]
  • 1616 г. — построена мечеть Шир-Дар в г. Регистан.
  • 1636 г. — построено медресе Шер-Дор в г. Регистан.
  • 1660 г. — построено медресе Тиля-Кори в г. Регистан.
  • 1756 г. — у власти Бухарские мангыты.[нужна цитата]
  • 1868 г. — Россия у власти.
  • 1882 г. — построена цитадель.
  • 1885 — Население: 33 117 человек.
  • 1886 г. — Город становится столицей Самаркандская область из Русский Туркестан.
  • 1888 — Транскаспийская железная дорога начинает работать.
  • 1895 — Ташкент-Самаркандская железная дорога начинает работу.
  • 1897 — численность населения: 54,900.
  • 1900 — Население: 58 194 человека.

Первая половина двадцатого века

Всего в Самарканде в начале 20 в. было около 30 синагог, однако лишь пять из них власти зарегистрировали официально.

После свержения монархии в России (февраль 1917 г.) в Самарканде начали создаваться сионистские кружки, в которых участвовали и бухарские евреи, и ашкеназы. В Самарканде были созданы еврейский культурный центр и средняя школа с преподаванием на иврите.

В 1919 г. возобновилась алия бухарских евреев Самарканда (прервавшаяся в 1914 г., с начала Первой мировой войны); основной поток направлялся в Эрец-Исраэль через Персию.

Вскоре после установления в Самарканде советской власти (1919) сионистская деятельность была запрещена, община упразднена, а ее имущество передано комиссариату по делам национальностей. Позднее по требованию Евсекции была закрыта школа с преподаванием на иврите.

В 1926 г. численность еврейско-бухарской общины Самарканда составила 7740 человек, в 1935 г. — 9832 человека (8% всего населения города); она оставалась самой большой общиной бухарских евреев. Почти все они жили в еврейском квартале (с 1926 г. — квартал Восток), где составляли 95% населения.

В Самарканде насчитывалось также несколько сот ашкеназов. Работали средняя школа с преподаванием на еврейско-таджикском языке (свыше 1400 учащихся), Еврейский музей (с 1931 г.; экспозиция, составившая его основу, существовала с 1922 г.) и театр, где ставились спектакли на еврейско-таджикском языке (с 1932 г.).

Ограничения частного предпринимательства, вводившиеся властями со второй половины 1920-х гг., привели к разорению почти всех еврейских торговцев и ремесленников; многие из них стали наемными рабочими на государственных предприятиях, в особенности на расположенной в квартале Восток текстильной фабрике «Кужум».

Близ Самарканда был создан еврейско-бухарский колхоз. В то же время значительной части еврейской молодежи удалось в 1920–30-х гг. получить среднее и высшее образование, что позволило многим из них стать впоследствии партийными, советскими и хозяйственными руководителями (в основном среднего и низшего звена).

Хотя в 1924 г. эмиграция была запрещена, нескольким сотням евреев Самарканда удалось до середины 1930-х гг. нелегально покинуть страну; основная их часть поселилась в Эрец-Исраэль, некоторые осели в Персии.

В 1930 г. в кишлаке Агалык близ Самарканда на евреев был возведен кровавый навет. С середины 1930-х гг. в Самарканде, как и во всей Средней Азии, развернулась кампания, направленная на искоренение культурной самобытности бухарских евреев. Прекратилось преподавание на еврейско-таджикском языке, закрылся театр. В Самарканде осталась лишь одна синагога.

В результате «советизации» еврейского музея, проведенной в 1935 г., из него были изъяты экспонаты, связанные с религией или напоминавшие об исторических связях бухарских евреев с Эрец-Исраэль, а в апреле 1938 г. музей был окончательно закрыт. Позднее власти ликвидировали еврейско-бухарский колхоз; его председатель, по некоторым сведениям, был репрессирован.

В годы советско-германской войны в Самарканде среди эвакуированных были тысячи евреев из западных районов страны, оккупированных немецкими войсками. Местная община оказывала эвакуированным евреям посильную помощь; впоследствии почти все они покинули город.

Ковровая фабрика Худжум

Азиатскую культуру невозможно представить, не упомянув про древнее прикладное искусство прядения ковров. Исконные традиции этого ремесла бережно хранятся ковровой фабрикой Худжум, что на окраине Самарканда.

В этом сакральном месте более 400 мастериц по сей день вручную изготавливают ковры из шелка. Высота ворсяного слоя настоящего персидского ковра не должна превышать 2 мм, а узор – отличаться уникальностью и включать в себя замысловатые орнаменты стран Ближнего Востока. Шелковая нить содержит 600 волокон, которые завязываются в узелки и обрабатываются старательными работницами.

Посетив фабрику в Самарканде, вы сможете рассмотреть весь производственный процесс и воочию убедиться в неподдельном качестве изготавливаемой продукции. Ежедневный кропотливый труд позволяет достичь небывалого мастерства, что и делает узбекские ковры поистине неповторимыми.

Шоппинг

Будучи в Самарканде, обзавестись национальной атрибутикой можно как в современных супермаркетах, так и в старинных лавках-мастерских. В современном супермаркете «Регистан», что стоит напротив старинной одноимённой площади, а также в центральном универмаге Самарканда (ЦУМе) можно купить как товары повседневного спроса, так и сувениры на память.

Но настоящее изобилие традиционных поделок вы найдёте конечно же в многочисленных мастерских на площади Регистан. Здесь можно приобрести узбекское сюзане, сувенирные ножи и тюбетейки, кукол, национальную одежду, самаркандские расписные шкатулки и даже музыкальные инструменты — танбур и дутар.

Транспорт

Экономическая составляющая города может показаться слишком сложной для туриста, который посещает юго-восток впервые. Для сравнения, цена на одни и те же объекты, магазины и гостиницы будут существенно отличаться от тех, которые известны местным жителям. В качестве сравнения, можно указать на удвоение цен для туристов.

Передвигать на такси по городу Самарканду сможет даже бюджетный турист. Машины отличаются желтым цветом или наличием «шашек» на дверцах. Однако есть несколько нюансов:

  1. Оговаривать стоимость поездки нужно заранее. Средняя цена по городу составляет 3-10 сумм, в переводе на рубли – 40-120.
  2. Если не договориться с водителем до начала поездки, по пути он будет брать еще пассажиров. Это конечно снижает стоимость проезда, но не значительно.

Городской транспорт не популярен среди туристов, так как в маршруте очень сложно ошибиться. По территории города в основном курсируют муниципальные автобусы. Кондуктор каждый раз объявляет маршрут при входе, поэтому туристу, незнающему местный язык – будет сложно понять, куда он едет. Средняя стоимость проезда по городу на автобусе – 10-12 рублей.

До 14 века

  • 329 г. до н. Э. — город разграблен Александр Великий.
  • 260 г. н.э. — Сасаниды в силе (примерная дата).
  • 712 — Город взят войсками Омейядский халифат под Кутайба ибн Муслим.
  • 751 — Производство бумаги начинается.
  • 806 — Под руководством Рафи ибн аль-Лайт, Самарканд восстал против Али ибн Иса ибн Махан, Губернатор Хорасана из-за жесткого налогообложения.
  • 819 — Саманид начинается правление Самарканда. Нух ибн Асад был назначен властью над городом Самарканд халифом Аль-Мамун губернатор Хорасана Гассан ибн ‘Аббад в награду за его поддержку в борьбе с восстанием.
  • 841/842 — После смерти Нуха ибн Асада, Абдаллах, правитель Хорасана, назначил двух братьев Нуха, Яхья и Ахмад, чтобы совместно править Самаркандом.
  • 864/865 — После смерти своего отца Ахмада, Наср I наследует Самарканд.
  • 892 — Исмаил ибн Ахмад, Брат Насра, переносит столицу в Бухара после смерти Насра.
  • 914 — Наср II становится амиром Саманидов после своего отца Ахмад Самани умирает, вызвав восстание в Самарканде, возглавляемое его двоюродным дедом Исхак ибн Ахмад.
  • 991 — Fa’iq получает губернаторство Самарканда Саманидский амир Нух II.
  • 999 — Исмаил Мунтасир, сын Нуха II, ненадолго отвоевывает Самарканд у Караханиды прежде, чем покинуть его, чтобы бежать от них, окончательно положив конец правлению Саманидов в Самарканде.
  • 1000 — Караханиды Наср ибн Али, дана большая центральная область Мавераннахра, включая Самарканд и Бухару в качестве удела (приблизительная дата).
  • 1052 — Тамгач Хан Ибрагим, сын Насра, завоевал контроль над большей частью Трансоксании и сделал Самарканд столицей.
  • 1066 г. — медресе Афросиаб построено Ибрагимом.
  • 1089 — Во время правления внука Ибрагима Ахмад ибн Хидрпо просьбе улемов Трансоксианы Сельджуки вошли и взяли под свой контроль Самарканд вместе с владениями Западного ханства. Ханство Западных Караханидов стало вассалом сельджуков.
  • 1141 — После Елю Даши победа над сельджуками в Битва при Катване к северу от Самарканда Караханиды стали вассалами Кара-Хитанское ханство. Елю Даши провел в Самарканде девяносто дней, принимая лояльность мусульманской знати и назначая Ибрагим Табгач Хан как новый правитель Самарканда.
  • 1158 — Хорезм-шах Иль-Арслан осадили Караханидов в Самарканде по повелению Карлуки которые преследовались ими. В конце концов был достигнут мир, где Чагри Хан был вынужден вернуть лидеров карлуков и вернуть их на прежние позиции.
  • 1210 — Ала ад-Дин Мухаммад IIШах Хорезмийской империи берет Самарканд.
  • 1212 — Поддерживается Усман Улуг Султан, его последний правитель Кара-Ханидов, город Самарканд восстал, убив 8 000-10 000 хорезмийцев, живущих там. Мухаммад в отместку разграбил город и казнил 10 000 жителей Самарканда, включая Усмана.
  • 1221 — Город осажден войсками монголов. Чингисхан.

Что привезти

Магазины Самарканда напоминают роскошные и загадочные восточные базары, поэтому сложностей с выбором сувениров обычно не возникает.

Самый распространенный съедобный подарок — сухофрукты и орехи, невероятно вкусные и дешевые. Интересны местные дизайнерские магазины, в них одежда и обувь создаются по традиционным технологиям, выглядят весьма стильно и оригинально. На каждом шагу в Самарканде продают тюбетейки. Про них говорят, что они должны быть такими яркими, чтобы их было видно с неба.

Посуда — еще один сувенир, без которого не уезжает практически никто. Великолепные узорчатые тарелки и чашки, крошечные пиалки и гигантские блюда для плова — можно найти изделия на любой вкус.

Опытные туристы рекомендуют отправиться за покупками на местные рынки или в крошечные лавочки в отдаленных районах. В больших магазинах в центре города цены могут быть в 2-3 раза выше.

Тем, кто любит более практичные подарки, понравятся резные шкатулки, их можно использовать для хранения украшений или любых мелочей. Шкатулки действительно превосходные — мелко проработанный в дереве восточный орнамент покрывает всю поверхность разных форм: от обычного прямоугольника или круга до местного «огурца».

Первые евреи

По некоторым данным, евреи жили в Самарканде уже в 1 в. н. э. (когда город был столицей государства Согд), а в 9 в. здесь возникла крупная община, упоминаемая в «Книге путешествий» Биньямина из Туделы (вторая половина 12 в.).

Согласно полученным им сведениям (сам путешественник в городе не был), в это время в Самарканде жили 50 тыс. евреев (истинная численность еврейского населения города была, по всей видимости, в несколько раз меньше); общину возглавлял выборный руководитель, носивший титул наси.

В Самарканде бытовала легенда о том, что некий еврейский мудрец научил жителей города обрабатывать дерево, строить большие дома, облицовывать их и прокладывать акведуки с трубами из свинца.

Сиабский рынок

Если после обозрения всего великолепия достопримечательностей Самарканда вам захочется настоящего восточного колорита, обязательно загляните на Сиабский базар – древний и наиболее известный базар города, одно из обязательных мест для посещения в Узбекистане и в Средней Азии. Название этой локации происходит от одноименного района города в долине реки Сиаб, что буквально означает «черная вода» на персидском и таджикском.

Площадь достопримечательности просто огромна и превышает 7 га – есть где разгуляться! Здание по своей форме напоминает купол, под которым уютно соседствуют 7 больших павильонов с несметным числом торговых рядов и магазинов. Рынок настолько обширен, что в его стенах поместились многоэтажные торговый центр «Шодиена» и гастромаркет «Сиаб». Поразительно, но в одном месте можно приобрести все несметные восточные яства и отведать блюда национальной кухни: шашлык, самсу, манты, восточные сладости и лепешки, специи и лагман.

Иных достопримечательностей Самарканда не счесть и их точно невозможно описать в одной статье. Благодаря своей исторической самобытности и древней истории Самарканд признан настоящим музеем под открытым небом, переполненный достопримечательностями, которые, без всяких сомнений, необходимо изучать лично.

Читайте далее:

Минарет Калян и мечеть Калян в комплексе Пои Калян в Бухаре

Город Шахрисабз – зеленый город, воспетый в песнях ансамбля Ялла

Достопримечательность Ташкента – ансамбль Хазрет Имама

Мемориальный комплекс Зангиата в Ташкенте

Куда сходить и что посмотреть туристу в Ташкенте

Исторические факты

Сейчас город Самарканд признан историческим достоянием мировой культуры. В 2001 году территория вошла в список ЮНЕСКО, за тысячелетнюю историю и долгий путь развития.

До сих пор, ученые проводящие археологические раскопки находят новые факты, свидетельствующие о том, что город стоял на одной ступени с такими человеческими цивилизациями как:

  1. Вавилон.
  2. Афины и Рим.
  3. Македония.

Согласно находкам, специалисты установили, что жизнь в городе процветала еще за несколько тысячелетий до н.э. Связано это с факторами удачного местоположения культурного центра:

  1. Изобилие воды – естественных источников.
  2. Благоприятный климат.
  3. Близкое расположение гор – что являлось средством защиты и хорошей фауной для животных.

Уже за несколько веков до н.э, люди укрепляли поселение высокими стенами. Активно строили храмы, дома и базары. Остатки той роскоши ежегодно попадают в список достопримечательностей, а мелкие детали в виде монет, ваз отправляются на изучение в ЮНЕСКО.

Большую часть информацию о развитии города можно увидеть в письменах Александра Македонского, который совершал походы в ту местность еще в 329 году до н.э. Тогда город называли – Мараканда. Даже в то время, место было густонаселенным, там активно развивалась торговля и были созданы все условия для экономического процветания. Центральная часть шелкового пути стала объектом нападок со стороны крупных завоевателей.

В связи с постоянными нападками как кочевых народов, так и военных гигантов, в Мараканде начали отстраивать оборонительную крепость, протяженность которой достигала 10 км.

Раскопки показали, что город был построен раньше Греко-Македонского завоевания, т.е в эпоху крупных походов – он уже являлся развитой точкой юго-востока.

Кстати! Средний возраст города Самарканда составляет примерно 2500 лет. Однако если отсчитывать года с первой группы поселения на той местности (на холмах Афрасиаба) – то более 3 тысяч лет.

Город за все время существования видел на домах и стенах храма флаги – македонских войск, орды каракитаев, арабов. Последние принесли на территорию религиозное течение – Ислам. Во времена нашествия Чингисхана, город даже стал столицей императорства Темура. После смерти завоевателя, вся власть досталась детям и внукам. Один из значимых был Улугбек. В отличие от остальных правителей, он практически не участвовал в военных компаниях, а активно занимался образованием – посетил огромное количество стран, финансировал астрономию и математику.

Успешным периодом для развития и восстановления стал – «Золотой век» (XIV-XV). В этот период город активно наращивал торговые объемы и выстраивал крепкую защиту. Архитектурные памятники, которые удалось к тому времени сохранить за счет стены, стоят наравне с достоянием Египта, Китая и Греции. Сегодня город делится на две части – Новый и Старый. Правительство до сих пор занимается сохранностью исторического достояния, которое привлекает все больше туристов.

Кстати, город Самарканд когда-то был частью Русской Земли, о чем говорит наличие квартала между улицами Мирзо Улугбека и Университетским бульваром. Поэтому среди жителей можно увидеть разную палитру национальностей. Посетить его стоит из-за:

  1. Площадь Кук-Сарай – по-другому назывался Зимний Дворец.
  2.  Женская гимназия – сейчас там находится один из крупных биологических факультетов.
  3.  Собор Святителя Алексия Московского – собору больше 100 лет.

Как добраться

На границе с Самаркандом есть международный пропускной пункт. Пересечь его можно как на такси, так и на простом автобусе. Займет процедура всего 5-20 минут, все зависит от сезона и загруженности. Туристы обычно едут в этот город со стороны Ташкента или Бухары. Попасть в культурный центр можно также на поезде, самолете и на личном авто.

На самолете

Примерно в часе от главной площади Регистан находится международный аэропорт Самарканда. Поэтому попасть в эту точку можно прямым рейсом, минуя посещение Ташкента и т.д.

Здание новое, граждан без билетов не пустят, поэтому договариваться со встречающими и планировать поездку нужно заранее. Гид будет ждать уже в центре площади у входа.

По последним данным, аэропорт Самарканда имеет связь с международными точками в Москве (Шереметьево, Домодедово), Санкт-Петербургом. Дополнительно имеются внутренние рейсы с Ташкентом, Нукусом. Добираются до аэропорта на такси, потому что автомобиль подъезжает к входу, в то время как автобус останавливается за 500 метров. Средняя стоимость проезда на авто – 100 рублей, на общественном транспорте – 20 рублей.

На поезде

Есть крупный железнодорожный узел, который соединяет огромное количество точек на карте. ЖД вокзал Самарканда находится в северо-западной части, территориально в 12 км от главной площади. Это двухэтажное здание, однако работает только первый корпус, где происходит продажа билетов.

  1. Самарканд-Москва, курсирует каждый день, время – 50 часов.
  2. Самарканд-Саратов.
  3. Самарканд-Волгоград.

Ознакомиться с другими рейсами можно на официальном ресурсе Туту.ру. Автобусы, курсирующие до ЖД – № 1, 12, 15, 27, 28. Выйти нужно на остановке – ост. “Большой арык”.

На автомобиле

Самый простой способ добраться из Ташкента – это воспользоваться услугами маршрутного такси. Средняя стоимость проезда не превышает – 800 рублей. Чем лучше будет авто, тем выше стоимость. Попасть можно даже в салон, где есть подключение к интернету, кондиционер и дополнительные удобства.

Отправляется обычно от станции метро «Алмазар». Есть круглосуточные такси-седаны, стоимость которых не отличается. Авто привозит до конечной станции Самарканда – «Улугбек». По такой же схеме можно добраться из Бухары.

На автобусе

Если есть желание продолжить путешествие по востоку, то можно отправиться с таких точек, как:

  1. Автостанция у Гребного канала – отправление на юг к Ургуту, Термезу и в Таджикистан.
  2. Автостанция у северного кольца трассы M39 – отправление на северо-восток.
  3. Автостанция у Шахи-Зинды – это официальная станция, где курсируют автобусы в разные направления.

На автовокзале можно встретить достаточно много частников, их услуги стоят дешевле. Безопасность – если в Узбекистане впервые, рисковать не стоит. Лучше воспользоваться рейсовым автобусом, стоимость которого не существенно отличается от частного извозчика.

Обсерватория Улугбека

Былое историческое значение Самарканда обусловило существование в современном городе не только многочисленных достопримечательностей, но и важных научных объектов прошлых лет. Наиболее видным из них является древняя обсерватория Улугбека, которая самим фактом своего существования подтверждает, что развитие восточной культуры в былые времена значительно опережало европейское.

Великий правитель Улугбек, внук прославленного Амира Тимура, с детства питал страсть к точным наукам и покровительствовал ученым. Увидев в ребенка тягу к знаниям, именитые родители пригласили к нему лучших наставников – мыслителя Арифа Азари и астронома Казы-заде Руми. Получив базовые знания об истории Вселенной, Улугбек был еще более потрясен, когда во время похода в Султанию вместе с дедом он впервые увидел обсерваторию. Так и зародилась идея создать дом наблюдения за звездами в Самарканде, которая и была реализована в 1423 году.

К сожалению, здание обсерватории не сохранилось целиком и было реконструировано лишь в XX веке. По археологическим данным это было цилиндрическое строение, внутри которого располагался масштабный секстант, чей радиус достигал 40 м. Прибор прекрасно сохранился до наших дней и до сих пор хранится в подвальном помещении обсерватории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector