Список городов дагестана: краткая история, численность населения, факты

Какие народности сегодня проживают в Дагестане?

Исторически ситуация в республике складывалась таким образом, что здесь проживали и доминантные этносы, и всегда находилось место для малочисленных народов. Во многом влияние на расселение той или иной этнической группы оказывали и территориальные условия.

Например, до сих пор в горной части республики проживают, в основном, аварцы, а на равнинных территориях преобладающее количество жителей – кумыки. Кстати, до того, как в республике не стал межнациональным языком русский, его роль выполнял именно кумыкский язык (тюркский).

Согласно Конституции, в список коренных народов Дагестана включены:

  • аварцы;
  • агулы;
  • азербайджанцы;
  • даргинцы;
  • кумыки;
  • лакцы;
  • лезгины;
  • таты;
  • табасараны;
  • ногайцы;
  • рутульцы;
  • русские;
  • цахуры;
  • чеченцы-аккинцы.

Однако эти 14 народностей не единственные этносы, проживающие в республике. Так, аварцы разделяются еще на насколько групп, в числе которых:

  • андийцы;
  • арчинцы;
  • ахвахцы;
  • багулалы;
  • бежтинцы;
  • ботлихцы;
  • гинухцы;
  • годоберинцы;
  • гунзибцы;
  • дидойцы;
  • каратинцы;
  • тиндинцы;
  • хваршины;
  • чамалинцы;
  • цезы.

На юге региона компактно проживает этническая группа горских евреев (таты). А даргинцы имеют в своем составе кубачинцев и кайтагцев. К населению республики можно отнести немногочисленные группы белорусов, персов, татар, осетин и украинцев. Таким образом, население Дагестана действительно многонационально, и все они гордо называют себя дагестанцами.

Народный поэт Расул Гамзатов, посвятивший всю жизнь и творчество родному краю, писал:

Интересен и вопрос о том, на каких языках говорят дагестанские народы. Довлеющим является русский язык, он в настоящее время является инструментом общения между различными национальными группами. Кроме того, существует четыре языковые группы – к ним относятся языки всех народностей. Самая малочисленная группа – иранская, на этих языках изъясняются горские евреи (таты).

Славянская языковая группа представлена русскими, белорусами, украинцами, сюда же обносится небольшая община терских казаков. На языках, относящихся к тюркской группе, разговаривают кумыки, ногайцы и азербайджанцы. Наконец, самой большой группой является нахско-дагестанская. К ней относятся: аварцы, даргинцы, чеченцы, лакцы, рутульцы, лезгины, агулы, цахуры, табасаранцы.

Если говорить о численности народов Дагестана, то можно отметить, что самая большая этническая группа – это аварцы. Они составляют около 30% от всего населения региона. Устаревшее название этого народа – авары, а кроме того, первые русские переселенцы, не разбираясь в национальных тонкостях, зачастую назвали аварцев – лезгинами.

Вторая большая группа – это даргинцы. Их численность составляет более 17% от населения РД. Даргинцы, как и аварцы, в основном, проживают в горных местностях, занимают также и предгорья центральной части республики.

На третьем месте по численности стоят кумыки – 15%. Издревле этот народ предпочитал заниматься земледелием, чему способствовало и расселение на равнинных территориях. Что же до лезгин, то они занимают четвертую позицию по количеству жителей региона – чуть более 13%. Занимают достаточно большую часть Юждага, проживая и в предгорьях, и на равнинной части республики.

Русские

Большую часть населения РФ составляет восточнославянский народ – русские. В Дагестане проживает около 150 тыс.чел., что составляет более 5% населения.

Происхождение народа уходит своими корнями IX-X века, во времена объединения киевскими князьями восточнославянских племен.

Отдельно можно сказать о казачестве. Они занимались охраной приграничья. Войско было сформировано из разных народов. Большинство казаков были последователями православия. Культура и рацион зависели от региона проживания и сословия. Общей чертой было употребление в пищу меда и приготовление хмельных напитков.

Основная хозяйственная деятельность: земледелие, разработки руды в горах и создание крупной промышленности. В эпоху развития индустрии, занимаются развитием образования и научными исследованиями.

Основными качествами русского народа являются – помощь всем нуждающимся, общие застолья, которые были не только отдыхом, но и местом общения и знакомства. Нормы поведения определись общественным мнением. Жизнь протекала в рамках общины, которая занималась решением вопросов, касающихся нравственности, хозяйства и самоуправления.

Вне зависимости от региона проживания, традиционная русская семья представляла собой многодетную ячейку общества, главным был обязательно мужчина, который контролировал весь жизненный уклад семьи. Современные семьи отличаются небольшим количеством детей. Народные традиции сохранились только в деревнях.

К национальным занятиям относятся: плетение кружев, вышивка, изготовление керамики, развито ювелирное, токарное и оружейное дело, обработка дерева и бересты. Фольклор богат и разнообразен: от былин до стихов и песен.

Дербент

Древнейший в России город, расположенный на западе — у Каспийского моря, где отроги гор Большого Кавказа едва не купаются в нём. Всего три километра прибрежной полосы — узкая полоска равнины. Город-крепость существует полторы тысячи лет. Дербент значительно старше Рима. Построен он как раз на приморской низменности, где в древности пролегал Прикаспийский Путь — единственная дорога, относительно удобная, для путешествия из Европы на Ближний Восток. (Откуда и теперь появляются в наших краях ближневосточные террористы — обратным путём.)

Цитадель крепости была построена на высоком плато, от неё отходили неприступные стены — каменные и высокие, две из них достигали моря, а третья уходила далеко в горы. Это уникальное сооружение многие сравнивают с Великой Китайской стеной. В стенах были сооружены многочисленные крепкие ворота, а само название города от персидского «Дербент» означает «замок ворот» или «узел ворот».

Лакцы

Собственное название народа – лаку-чу, лак. Большая часть проживает в центральной части Дагестана. Их численность – 139 тыс.чел, что составляет 5% от всего населения Республики. Представители народа проживают также: в Турции, на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Туркмении, России и др.
Лакцы являются последователями основного направления ислама – сунна. Частично сохранены доисламские верования, обряды, представления. Национальные праздники: Новый год, начало весны и сбор урожая.

Основа социума – сельские общины (джамаат), управляемые советом старейшин. Имели место родственные группы по линии отца (тухумы), община делится на сословия. Сохраняются обычаи кровной мести, взаимопомощи, гостеприимства.
Поселения располагались на склонах гор, современный народ селится на равнинах. Дома представляют собой двухэтажное здание с небольшим балконом. На нижнем ярусе располагаются хозяйственные помещения, а на втором – жилые.

Национальная одежда мужчин – рубаха-туника, кафтан или полукафтан, штаны. У женщин – платье-туника и штаны. Обувь из кожи и войлока. Головы покрыты платками и длинными покрывалами.

Основа рациона состоит из молока, мяса и молочных блюд. Картофель и овощи стали популярны в ХХ веке. Хлеб выпекали в специальной печи из глины, расположенной во дворе.
Занимались разведением скота и земледелием. Широко развито рукоделие, производство керамической посуды, ювелирное и гончарное дело, изготовление обуви. Некоторые поселения славились кондитерскими изделиями и торговцами.

Посёлки городского типа

Население 16 771 человек (2020).

Семендер

Население 14 678 человек (2020).

Тарки

Население 15 850 человек (2020).

Альбурикент

Население 12 800 человек (2020).

Шамхал

Население 12 199 человек (2020).

Белиджи

Население 10 903 человека (2020).

Мамедкала

Население 10 860 человек (2020).

Новый Кяхулай

Население 10 376 человек (2020).

Сулак

Население 8 638 человек (2020).

Кяхулай

Население 7 447 человек (2020).

Тюбе

Население 7 215 человек (2020).

Манас

Население 6 214 человека (2020).

Дубки

Население 5 409 человек (2020).

Бавтугай

Население 4 991 человек (2020).

Шамилькала

Население 4 866 человек (2020).

Новый Сулак

Население 3 674 человека (2020).

Комсомольский

Население 2 594 человека (2020).

Ачи-Су

Население 1 841 человек (2020).

Народы Дагестана

До 20-х годов XX века нахско-дагестанские народы Дагестана считались лезгинскими племенами.

Коренными малочисленными народами Республики Дагестан Госсоветом Дагестана в 2000 году официально установлены только 14 народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы.

Кроме этого в юго-западном Дагестане (Западном «горном Дагестане») проживают ещё 14 народностей, которые официально в переписях выделяются как этнические группы в составе аварцев: андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы.. Также в составе даргинцев выделяются родственные им кайтагцы и кубачинцы. В южном Дагестане компактно проживают и горские евреи.

Языковые группы народов Дагестана

Народы Дагестана говорят на языках четырёх основных языковых групп.

На языках нахской и дагестанской ветвей нахско-дагестанской языковой семьи

говорят следующие народы (численность в Дагестане):

  • Аварцы, андо-цезские народы и арчинцы — 496,1 тыс. чел. (27,5 % от населения Дагестана, 1989 г.), 758,4 тыс. чел. (29,4 % , 2002 г.), 850,0 тыс. чел. (29,2 %, 2010 г.)
  • Даргинцы, кайтагцы и кубачинцы — 280,4 тыс. (15,6 %, 1989 г.), 425,5 тыс. (16,5 %, 2002 г.), 490,4 тыс. (16,9 %, 2010 г.)
  • Лезгины — 204,4 тыс. (11,3 %, 1989 г.), 336,7 тыс. (13,1 %, 2002 г.), 385,2 тыс. (13,2 %, 2010 г.)
  • Лакцы — 91,7 тыс. (5,1 %, 1989 г.), 140,2 тыс. (5,4 %, 2002 г.), 161,3 тыс. (5,5 %, 2010 г.)
  • Табасараны — 78,2 тыс. (4,3 %, 1989 г.), 110,2 тыс. (4,3 %, 2002 г.), 118,8 тыс. (4,15 %, 2010 г.)
  • Чеченцы (аккинцы) — 57,9 тыс. (3,2 %, 1989 г.), 87,9 тыс. (3,4 %, 2002 г.), 93,7 тыс. (3,2 %, 2010 г.)
  • Агулы — 13,8 тыс. (0,7 %, 1989 г.), 23,3 тыс. (0,9 %, 2002 г.), 28,1 тыс. (1,0 %, 2010 г.)
  • Рутульцы — 15,0 тыс. (0,8 %, 1989 г.), 24,3 тыс. (0,9 %, 2002 г.), 27,9 тыс. (1,0 %, 2010 г.)
  • Цахуры — 5,2 тыс. (0,3 %, 1989 г.), 8,2 тыс. (0,3 %, 2002 г.), 9,8 тыс. (0,3 %, 2010 г.)

Кроме Дагестана, дагестаноязычные народы (аварцы, ахвахцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, удины, цахуры и хиналугцы) проживают ещё и в Азербайджане.

На языках тюркской группы

алтайской языковой семьи в Дагестане говорят:

  • Кумыки — 231,8 тыс. (12,9 %, 1989 г.), 365,8 тыс. (14,2 %, 2002 г.), 431,7 тыс., (14,8 %, 2010 г.)
  • Азербайджанцы — 75,5 тыс. (4,2 %, 1989 г.), 111,7 тыс. (4,3 %, 2002 г.), 130,9 тыс. (4,5 %, 2010 г.)
  • Ногайцы — 28,3 тыс. (1,6 %, 1989 г.), 38,2 тыс. (1,4 %, 2002 г.), 40,4 тыс. (1,4 %, 2010 г.)

На языках славянской группы

индоевропейской языковой семьи в Дагестане говорят:

Русские (включая терских казаков), украинцы, белорусы — 175,4 тыс.(9,7 %, 1989 г.), 124,3 тыс. (4,8 %, 2002 г.), 105,8 тыс. (3,6 %, 2010 г.)

Смотреть: Sun Microsystems

На языках иранской группы

индоевропейской языковой семьи в Дагестане говорят:

Таты, горские евреи (таты-иудаисты), персы, осетины — 16,6 тыс. (только таты и горские евреи 0,9 %, 1989 г.), 3,5 тыс. (0,1 %, 2002 г.), 2 тыс. (0,07 %, 2010 г.)

Национальный состав Дагестана по переписям 2002 и 2010

Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. К ним относятся: аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, русский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки.

Национальный состав населения Дагестана по переписям 2002 и 2010 годов:

  • В таблице показаны народы c численностью более 500 человек по переписи 2002
  • Численность ряда народов по данным переписей населения может не совпадать с другими оценками их численности, в особенности, малых народов, включённых переписью в состав аварцев и даргинцев. Так, например, оценочная численность андийцев достигает 30000 чел. (вместо 21270 чел. по переписи 2002 в Дагестане), цезов (дидойцев) — 27000 чел. (вместо 15176 чел. по переписи в Дагестане), кайтагцев — 20000 чел. (вместо 4 чел.), чамалинцев — от 4000 до 17200 чел. (вместо 3 чел. в Дагестане), хваршинов — от 1000 до 12000 чел. (вместо 107 чел.), бежтинцев — 12000 чел. (вместо 6198 чел.), багулалов — 10000 чел. (вместо 18 чел.), годоберинцев — 8000 чел. (вместо 2 чел.), кубачинцев — 7000 чел. (вместо 57 чел.), ботлихцев — 6000 чел. (вместо нуля в Дагестане по переписи), тиндинцев — 4000-6500 чел. (вместо 33 чел.), арчинцев — 5000 чел. (вместо 7 чел.), гунзибцев — 4700 чел. (вместо 972 чел.), гинухцев — от 1000 до 4000 чел. (вместо 525 чел.).

Русские в Дагестане

Русские не одну тысячу лет жили бок о бок с горцами. А в советское время они массово отправлялись в республику учить детей в школах, лечить людей в больницах, строить дома и работать по другим профессиям. Советское распределение после университетов и училищ сделало самой уважаемой и почитаемой в Дагестане профессию учителя. Поэтому неслучайно, что в Махачкале установлен памятник, посвященный труду русских учителей.

Сегодня русских в Дагестане больше 8%, это около ста пятидесяти тысяч человек. Большая доля русских в Махачкале и Каспийске, половина русского населения проживает в Кизляре. В девяностые годы Дагестан покинуло много коренных дагестанских русских из-за роста национального движения, радикального и жестокого. В то время отмечалось резкое снижение численности населения – из республики уезжали по семь-восемь тысяч русских граждан в год.

Однако в последнее время кавказские русские возвращаются. Специалисты связывают это с тоской по малой родине и земле предков, а также особым дагестанским характером. Но возвращаются они не в таком количестве, в каком покидали Дагестан: за десять лет всего около пяти тысяч человек вернулись на малую родину.

К тому же сегодня защите интересов и безопасности русских в Дагестане уделяется особое внимание со стороны правительства. Постепенно снижается число случаев ущемления прав человека по национальному признаку

Исторические предпосылки объединения этносов

Вряд ли найдется еще один регион на территории РФ помимо Дагестана, где бы легко уживалось столько различных этнических групп. Не зря древний Дербент заслуженно признан одним из самых толерантных городов мира. Этнографы и историки сделали важный вывод: республика как общность народов формировалась в особых условиях, что не могло не повлиять на мировоззрение людей, живущих здесь.

Народности Дагестана – это настоящий конгломерат, в котором каждый представитель того или иного этноса четко ощущает себя носителем определенной культуры и вместе с тем осознает, что он дагестанец. В целом, можно сказать, что современный Дагестан – это Россия «в миниатюре».

Еще в XVIII столетии на Кавказе, а точнее на той территории, которую позже начали называть Дагестаном, царил феодальный строй, в котором можно было наблюдать отголоски патриархального уклада. Кстати, единство народов Дагестана в определенной мере наблюдалось уже тогда, несмотря на то, что все они были раздробленными. Здесь исторически было исключительно мало городов, а подавляющая часть населения проживала в сельской местности. При этом в горной местности патриархальный уклад был наиболее заметен, тогда как на равнинной части феодализм сформировался раньше.

В республике этнического коллективизма не наблюдалось, здесь люди проживали по территориальному принципу. Соответственно, главенствующую роль играла община, состоящая из нескольких селений. Национальные элиты управляли как общинами, так и, опосредованно, малыми населенными пунктами, принадлежавшими к той же народности, что и вся община. Дагестанские народы нельзя было назвать разобщенными, однако они не слишком стремились к более плотному взаимодействию.

https://youtube.com/watch?v=vaRaeg_RC3Q

Дагестанцы занимались, в основном, земледелием, животноводством и охотой. Была развита торговля, которая процветала в районе Дербента. Сложные условия жизни в горах не позволяли заниматься какими-либо видами промышленности, этому способствовал и патриархально-феодальный уклад.

Только после того как на Кавказ начали проникать русские, в жизни горцев стали наблюдаться изменения. Непосредственными же причинами объединения и последующей дружбы народов можно считать:

  • постоянные набеги соседей (турок и персов);
  • взаимоотношения с русскими переселенцами;
  • необходимость социально-экономического развития региона.

Устав от феодальной раздробленности и неустойчивости взглядов местных элит, дагестанские этносы все больше взаимопонимания находили с русскими переселенцами. Не случайно горцы часто предпочитали селиться вокруг военизированных русских укреплений-крепостей – многие из таких поселений впоследствии становились крупными населенными пунктами. Казаки и русские солдаты защищали местных жителей не только от турок, но и от набегов враждебных племен. В этих условиях не только крепла дружба с переселенцами из России, но и углублялись коренные связи народов.

Во многом мировоззрение горцев отражено в моральном кодексе народов Дагестана. Этот неписаный кодекс включает не только правила этикета, но и совокупность традиций, уважение к старшим, соблюдение семейных обычаев. Как ни странно, серьезные различия в менталитетах русского и горского народов не стали камнем преткновения – напротив, послужили объединяющим их звеном.

После того как Кавказ официально стал российским, началось бурное экономическое развитие региона. Развивалась промышленность, совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда. Таким образом, патриархальный строй на всей территории региона довольно быстро сменился на феодальный. А окончательно формирование общности дагестанцев произошло уже после революции 1917 года.

Новое руководство страны было заинтересовано в дальнейшей социальной и этнической спайке. Поэтому народы республики получили все условия для дальнейшего укрепления межэтнических связей – теперь на помощь приходили хозяйственные и административные объединения.

Данные по годам

Рассматривая данные по численности населения за разные исторические периоды, начиная с 1847 года, вот какие данные предоставляет Росстат:

  • 1847 год – 755.615 человек.
  • В 1897 г. – 571.154.
  • 1926 год – 788.098.
  • В 1939 г. – 1.023.300.
  • В 1951 г. – 835.600.
  • В 1961 г. – 1.158.500.
  • В 1979 г. – 1.627.884.
  • В 1991 г. – 1.875.345.
  • В 1996 г. – 2.218.427.
  • В 2000 г. – 2.442.609.
  • В 2005 году – 2.621.820.
  • В 2010 году – 2.910.249.
  • В 2015 году – 2.990.371.
  • В 2019 году – 3.086.126.
  • И в 2020 – 3.110.858.

Как видно из представленных данных, практически на протяжении 170 лет население этого региона только увеличивалось. Снижение наблюдалось только в период 1890-х гг., а также в послевоенный период, что обусловлено потерями, которые понесла война в ходе Второй Мировой войны.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики. Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания. Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Дагестанско-нахская ветвь

Население Дагестана представлено в первую очередь народами дагестанской и нахской семей. Это прежде всего аварцы – самый многочисленный этнос Республики. Их на этих землях проживают 850 тысяч человек, что составляет 29 процентов населения. Проживают в горных регионах на западе. В некоторых районах (например, Шамильском, Казбековском, Цумадинском, Ахвахском) аварцев – до 100 процентов. В столице Республики – Махачкале – аварцев 21 процент.

На втором месте по численности в Дагестане национальность «даргинцы», их в стране 16 процентов, или 330 тысяч человек. Проживают в основном в горах и предгорьях в центре Республики и в основном заселяют сельские районы. В городах Изербаш даргинцы составляют более половины жителей – 57 %.

12 процентов населения Дагестана представлено лезгинами, которых проживает в Республике более 250 тысяч человек. В основном расселены они в южных регионах: Ахтынский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Дербенский районы.

Также дагестанско-нахская ветвь выражена лакцами (5 процентов населения), которые проживают преимущественно в Новолакском районе, табасаранами (4,5 процента), чеченцев (3 %, в основном живут в Хасавюрте, составляя треть проживающих в городе). Менее одного процента насчитывается в Дагестане агулов, цахуров, рутульцев.

Даргинцы

Даргинцы в Гражданскую войну начали борьбу в числе первых: они восстали против Деникина и разгромили белоказаков в Ая-Какакском ущелье. Этот народ очень гостеприимный. Ранее даргинцы трепетно почитали кровную месть, но община в лице старейшин постепенно добилась изменения отношения к этому в даргийском кодексе чести. Например, убийц стали изгонять из общины.

Ислам как религия у даргийцев утвердился к четырнадцатому веку. Они мусульмане-сунниты – мазхаба. До исламской веры поклонялись силам природы, были язычниками, как и исконно русское население до принятия христианства.

Какие еще народы проживают в Дагестане

Список национальностей Дагестана включает десятки наименований народов. Последняя перепись населения показала следующие данные по другим народам: грузины – почти 700 человек, лакцы – больше 160 тысяч, лезгины – почти 390 тысяч, ногайцы – 40 с половиной тысяч, осетины – меньше 900, татары – почти 4 тысячи, казахи и персы – больше 500, украинцы – полторы тысячи, чеченцы – почти 94 тысячи, цухуры – около 9800 человек.

Если считать, сколько национальностей живет в Дагестане, то можно обнаружить очень любопытные данные. Анализ переписи населения республики показал, что национальностей стало меньше, часть народностей покинула Дагестан, однако появились и те, которых не было. Иногда наименования национальностей, к которым причисляют себя некоторые жители, заставляли исследователей улыбаться.

Изменения в национальных группах:

  1. 2002 год – 121 национальность. 2010 год – 117 национальностей и этногрупп.
  2. При переписи населения 2010 года среди жителей больше не нашли багулалов, американцев, бесермян, вепсов, караимов, тувинцев, удинов, нагайбаков, нанайцев, пуштунов, эскимосов, юкагиров и якутов, которые числились ранее. Поселились в Дагестане представители афганской нации, албанской, булгурской, колумбийской, нигерийской, тюркской, сербской, французской, эфиопской и японской наций.

Интересно, что почти 450 человек, обозначая национальность, назвали себя ахтынцами, буйнакцами, дагестанцами, махачкалинцами (так называют жителей города Махачкала, но отдельной национальности нет) и цумадинцами, а также метисами, россиянами и даже афророссиянами. Пятнадцать лет назад к удивительным и крайне необычным по звучанию этносам и национальностям причисляли себя больше 350 человек.

Выросло число казаков — почти 700 человек. В 2002 г. казаками себя назвали 11 жителей Дагестана. До этого казаки присутствовали только в данных переписи 1897 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector