Детство христа: как иисус срывал уроки, убивал соседей и приручал драконов
Содержание:
- Крещение
- Рождение и детство
- Вифсаида
- В какой стране находится гора
- Древние свидетельства
- Крещение Господне и Проповедь Христа
- Благая весть о рождении Мессии
- Город в наши дни
- Несколько теорий, представляющих другой взгляд
- Как поклоняться Гробу Христа
- Рождение Иисуса Христа
- Точки зрения на происхождение Иисуса
- Понять[править]
Крещение
Бог явился пророку Иоанну Крестителю, который жил в пустыне, и повелел ему заняться проповедью среди грешников, а желающих очиститься от греха — крестить в Иордане.
Крещение Иисуса Христа
До 30 лет Иисус жил вместе с родителями и всячески им помогал, а после на него снизошло озарение. Он сильно возжелал стать проповедником, рассказывая людям о божественных явлениях и смысле религии. Поэтому отправляется на реку Иордан, где принимает крещение от Иоанна Крестителя. Иоанн сразу понял, что перед ним тот самый отрок – сын Господа, и, недоумевая, возразил:
Затем Иисус отправился в пустыню, где скитался 40 дней. Таким образом, готовил себя к миссии по искуплению греха рода человеческого через акт самопожертвования.
Сатана искушает Иисуса Христа
В это время Сатана пытается помешать ему через искушения, которые с каждым разом становились изощреннее.
1. Голод. Когда Христос проголодался, то искуситель произнес:
2. Гордыня. Дьявол вознес мужчину на вершину храма и молвил:
Христос отверг и это, сказав, что он не намерен испытывать силу Божью ради собственной прихоти.
3. Искушение Верой и богатством.
Сын Божий не сдался и не искусился дарами сатаны. Обряд Крещения придал ему силы для борьбы с греховными напутствиями искусителя.
12 апостолов Иисуса
После скитаний по пустыне и борьбы с дьяволом Иисус находит 12 последователей и передает им частичку собственного дара. Путешествуя вместе с учениками, он несет слово Божье в народ и свершает чудеса, дабы люди уверовали.
Рождение и детство
Мария – будущая мать святого младенца, была дочерью Анны и Иоакима. Они отдали трехгодовалую дочку в Иерусалимский монастырь, как Божью невесту. Таким образом девочки замаливали грехи родителей. Но, хотя Мария и дала клятву вечной верности Господу, в храме имела право жить только до 14 лет, а после обязана выйти замуж. Когда пришло время, архиерей Захарий (духовник) отдал девчушку в жены восьмидесятилетнему старику Иосифу, дабы она не нарушила собственный обет плотскими утехами.
Дева Мария и Иосиф
Иосиф огорчился такому повороту событий, но ослушаться священнослужителя не посмел. Новоявленная семья стала жить в Назарете. Однажды ночью супруги увидели сон, в котором им явился архангел Гавриил, предупредивший о том, что скоро дева Мария забеременеет. Также ангел предупредил девушку о духе Святом, который снизойдет для зачатия. В эту же ночь Иосиф узнал, что рождение святого младенца спасет род человеческий от адских мук.
Когда Мария носила ребенка, Ирод (царь Иудеи) распорядился о переписи населения, поэтому подданным надлежало явиться по месту рождения. Так как Иосиф родился в Вифлееме, то супруги направились туда. Молодая жена тяжело перенесла путь, так как находилась уже на восьмом месяце беременности. Из-за скопления народа в городе они не нашли себе пристанища, поэтому вынужденно отправились за городские стены. Поблизости нашелся только хлев, выстроенный пастухами.
Рождение Иисуса Христа
Ночью Мария разрешается от бремени сыном, которого называет Иисусом. Местом рождения Христа считается город Вифлеем, находящийся неподалеку от Иерусалима. С датой рождения дела обстоят не однозначно, так как источники указывают противоречивые цифры. Если сопоставить время правления Ирода и кесаря Рима Августа, то это произошло в 5-6 веке.
В Библии указано, что младенец родился в ночь, когда в небе зажглась ярчайшая звезда. Ученые полагают, что такой звездой стала комета, пролетавшая над Землей в период с 12 года до нашей эры, по 4 год до нашей эры. Конечно, 8 лет – это не малый разброс, но за давностью лет и противоречивыми трактовками Евангелия даже такое предположение считается попаданием в цель.
Дева Мария с младенцем Иисусом
Православное Рождество празднуется 7 января, а католическое – 26 декабря. Но, согласно религиозным апокрифам, обе даты неверны, так как рождение Иисуса пришлось на 25-27 марта. При этом 26 декабря праздновался языческий день Солнца, поэтому православная церковь перенесла Рождество на 7 января. Духовники хотели отучить прихожан от «плохого» праздника Солнца, узаконив новую дату. Этого не оспаривает и современная церковь.
Восточные мудрецы заранее знали о том, что на Землю скоро спустится духовный учитель. Поэтому, увидев в небе Звезду, последовали за свечением и пришли к пещере, где и обнаружили святого младенца. Войдя внутрь, волхвы поклонились новорожденному, как царю и преподнесли дары – смирну, золото и ладан.
Моментально слухи о новоявленном Царе дошли и до Ирода, который, разгневавшись, приказал уничтожить всех младенцев Вифлеема. В работах древнего историка Иосифа Флавия нашлась информация о том, что в кровавую ночь было убито две тысячи малышей, и это отнюдь не миф. Тиран так боялся за трон, что даже убил собственных сыновей, что уж говорить о чужих детях.
От гнева правителя святому семейству удалось спастись бегством в Египет, где они прожили 3 года. Только после смерти тирана супруги с ребенком вернулись в Вифлеем. Когда Иисус подрос, то стал помогать нареченному отцу в плотницком деле, чем впоследствии и зарабатывал на жизнь.
Маленький Иисус с родителями
В 12 лет Иисус приезжает с родителями на Пасху в Иерусалим, где 3-4 дня ведет духовные беседы с книжниками, толковавшими Святое писание. Наставников мальчик поражает познаниями Законов Моисея, а его вопросы ставят в тупик не одного учителя. Потом, согласно арабскому Евангелию, мальчик замыкается в себе и скрывает собственные чудеса. Евангелисты даже не пишут о дальнейшей жизни ребенка, объясняя это тем, что земские события не должны отражаться на духовной жизни.
Вифсаида
Вифсаида также была очень обеспеченным и благополучным городом рыбаков и самым крупным из «трех проклятых». Когда-то она даже считалась столицей Королевства Гессурского (во времена царя Давида), и именно тут Иисус встретил своих первых учеников — рыбака Симона-Петра и его брата Андрея.
Иисус тоже совершал тут разные чудеса, такие как излечение слепого, а также его знаменитое чудо кормления людей всего двумя рыбами и тремя хлебами.
К сожалению для жителей города, народ Вифсаиды также не желал раскаиваться в грехах и массово переходить в христианство. И тогда Иисус тоже в большом гневе проклял его. И, как и Коразим, Вифсаида была полностью уничтожена катастрофическим землетрясением примерно около 363 года нашей эры.
Руины Вифсаиды
Во всех трех городах, которые мы рассмотрели, Иисус Христос показывал крайне большое количество гнева и ярости. Это довольно шокирующее зрелище — видеть подобную фигуру в данном свете. Иисус как правило представляется очень доброжелательным и всепрощающим по всей своей природе.
Судя по всему это было самое зловещее и мощное отображение его реальной силы. Ни ранее, ни позже Иисус Христос по каким-то причинам больше не показывал ничего подобного.
В какой стране находится гора
Строго говоря, Голгофа — не гора, а холм в Израиле, в городе Иерусалиме. Но духовная высота для всякого христианина, поднимающегося на этот холм, несоизмерима ни с какой другой высотой в этом мире. Ведь именно на Голгофе, согласно Евангелию (МФ. 27:33-38, Ин 19: 17-18) был распят Спаситель.
Иконография: Распятие Датировки: XVIII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 25,9 см Икона с неглубоким ковчегом. Композиция многофигурная. В центре на восьмиконечном кресте, плавно изогнутая фигура распятого Христа. По сторонам расположены предстоящие. За фигурами предстоящих блекло-зеленая городская стена. Над крестом два плачущих ангела. Лики: светло-коричневое вохрение с высветлениями по оливковому санкирю. Цвета одежд красновато-коричневые, зеленые, синие. Надписи, фон, нимбы, разделка доспехов воинов: позолота. Инв. № КХМ КП 3389 ДРИ 50. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
По преданию распятие Иисуса Христа совершилось на том самом месте, где в древности был погребен первый человек Адам.Раннехристианские авторы, например Иероним Блаженный, писали, что кровь Христа, стекающая с креста, через трещину в скале достигла главы и костей праотца Адама, омыла их, тем самым очистив.
Интересный факт Именно поэтому в основании Распятия в храмах можно видеть человеческий череп — это Адамова глава.
Значение слова
Само слово «голгофа» (греч. Γολγοθάς) происходит от арамейского gûlgaltâ («череп»). Возможно, такие ассоциации в древности вызывала форма горы. Существует версия, что когда-то на этом месте обезглавливали преступников, тогда слово Голгофа означает Лобное место.
Древние свидетельства
Об истинных обстоятельствах переписи рассказывают древние тексты. Так, в Британском музее хранится приказ на папирусе под номером 904. Хотя он и относится к более позднему периоду (приблизительно к 104 году н. э.), в нем описана аналогичная ситуация, так как переписи проводили регулярно.
В документе есть указание на то, что все люди должны быть переписаны только в месте их рождения. Префект Египта Гай Вибий Максим дал распоряжение о том, что необходимо заставить всех, кто по той или иной причине находится вне пределов своей провинции, возвратиться в собственные дома. Это нужно для того, чтобы они могли соблюсти требования обычного закона о переписи.
Крещение Господне и Проповедь Христа
Возраст Иисуса Христа на момент начала проповеди составлял 30 лет. Он принял Крещение в водах реки Иордан, которое было совершено Иоанном Предтечей. На Христа сошел Святой Дух в виде голубя. И был слышен голос с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф 3:17).
После Крещения Он направился в пустыню, где провел 40 дней и где дьявол пытается соблазнить Его. Победив все искушения, Иисус Христос вышел к еврейскому народу с проповедью. Он толковал Писание, учил Любви к Богу и ближним, исцелял больных и воскрешал мертвых. Произнес Нагорную проповедь – новые заповеди, многие из которых в корне отличаются от Законов Ветхого Завета. Установил высокую нравственную планку, без которой невозможно спасение души. Обличил первосвященников, книжников в их показной праведности, указывая на то, что духовная жизнь, борьба со страстями, стяжание любви превыше внешних обрядов. Такая проповедь вызвала гнев у первосвященников и старейшин, они искали любой способ предать Спасителя смерти.
Благая весть о рождении Мессии
Родилась Марияв семье Анны и Иокима, проповедников. Семья ее жила в Вифлееме. Именно здесь в 12 лет верная Господу девочка дала Ему обет девства вечного. Позже ее выдали замуж. Мужем благочестивой стал Иосиф из Назарета, старец, к которому все, включая саму Марию, относились с уважением. Тем же он и сам отвечал своей супруге.Вспоминается в родословной его Иоаким, давший жизнь Иехонию и его братьям до того, как домом их стала Вавилония. После того, как Иехоний поселился в Вавилонии, он продолжил свой род. 12 поколений разделяет его с Иосифом, ставшим хранителем девства Пречистой.
Как-то к Деве пришел Гавриил. Явившийся ей архангел принес благую весть о том, что именно она была избрана матерью Спасителя. Так Мария и узнала о том, что ей суждено родить мальчика, зачатого Святым Духом. При этом посланник Господний назвал Пречистой и точную дату появления малыша на свет.
Этому событию, как известно, предшествовало решение Августа, правившего в то время Иудейский царством, провести перепись населения. Согласно приказу, который отдал римский император, всем нужно было «регистрироваться» по месту, где проживал их род.
Иосиф вместе с Марией были вынуждены отправиться в Вифлеем, где обитали их предки. Здесь, как гласили ветхозаветные пророчества, и было суждено родиться Мессии. Так оно и произошло. Мать Божья вместе со своим супругом не смогла найти в городе свободное место в гостиницах, поэтому была вынуждена остаться в пещере, которую пастухи превратили в хлев для скота.
Город в наши дни
Вифлеем, родина Иисуса Христа, – городок, расположенный в Палестине, у Иордана, на западном берегу этой реки. Недалеко от него, всего в 10 километрах севернее расположен Иерусалим, который неоднократно упоминается в Библии. В городе на гражданском и военном уровне установлен контроль со стороны национальной палестинской администрации.
Населенный пункт занимает почти 6 километров, на этой площади постоянно проживает примерно 25 000 человек. Вифлеем ежегодно привлекает множество туристов, паломников с разных уголков мира. Он был выбран столицей провинции, что носит то же название.
Сегодня в этом месте можно встретить множество мусульман, но это не отменяет тот факт, что оно остается домом христианской общины, хорошо в количественном отношении представленной в Палестине. Экономически город развивается по большей части за счет туризма, пик которого каждый год приходится на Рождество. В этот период верующие совершают паломничество к Святому Вертепу. Эта благочестивая традиция существует более 2 000 лет.
Христиане также посещают Храм Рождества Христова, который возвели над местом, где расположена пещера Святой Вертеп. В ней, как гласят легенды и непосредственно библейское сказание, и родился Сын Божий. Ее многие паломники знают, как Грот Рождества, Пещера Яслей или Пещера Рождества.
Она, как место, где родился Спаситель, упоминается в записях Иустина Философа. Это – древние письменные свидетельства, написанные в период 150-155 годы. Строки о пещере в них встречаются в сочинении «Диалог с Трифоном-иудеем». В нем святой утверждал, что именно это место, расположенное в черте Вифлеема, стало для Марии и ее мужа временным убежищем.
У ученных на данный момент нет сведений, которые бы помогли установить личностей, которым данное место принадлежало. Многие полагают, что происхождение пещеры естественное. Обнаружив ее, люди начали использовать данный уголок для хозяйственных нужд, в том числе и для содержания скота.
В те времена в Вифлееме нередко использовали углубления в известняковых скалах именно с целью содержания животных. Здания для жизни, если это было возможно, возводили прямо над пещерами. Таким образом жилища организовывались палестинцами долгое время, до 20-го века.
Что касается храма, то данное строение представляет собой комбинацию из 2-ух церквей. Сколько лет этому зданию, сказать точно сложно. Самое древнее, сохранившееся до наших дней, упоминание о нем датируется 150-ым годом. Достоверно известно, что подземную часть храма строили в эпоху правления императрицы Елены.Данная церковь подчиняется Иерусалимской православной церкви.
Несколько теорий, представляющих другой взгляд
Есть мнение, что эти «братья» были двоюродными братьями Иисуса. Однако в каждом случае употребляется конкретное греческое слово «брат». Хотя слово может относиться к другим родственникам, его нормальным и буквальный смыслом является «родной брат». В Греческом есть слово для двоюродного брата, но оно не используется. Кроме того, если бы они были двоюродными братьями Иисуса, почему так часто о них пишется что они были вместе с Марией, матерью Иисуса? В контексте нет даже намека на что-то другое, кроме буквального кровного родства.
Другой аргумент заключается в том, что братья и сестры Иисуса были дети Иосифа от предыдущего брака, прежде чем он был женат на Марии. Существует целая теория о том, что Иосиф был значительно старше Марии, был ранее женат, имел несколько детей, а затем, овдовел. Проблема с этим состоит в том, что в Библии нет даже намека, что Иосиф был женат или имел детей, прежде чем он был женат на Марии. Если у Иосифа было по крайней мере, шесть детей, прежде чем он женится на Марии, почему же они не упомянуты в путешествие Иосифа и Марии в Вифлеем (Лука 2:4-7), или их поездке в Египет (Матфей 2:13-15), или обратно в Назарет (Мф. 2:20-23)?
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Как поклоняться Гробу Христа
У православных паломников зародился один обычай: сначала нужно помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Затем, поцеловав низкий вход, войти в Живоносный Гроб, медленно про себя читая молитву:
Войдя, нужно поставить свечи, приклонить колена и молиться. Часто паломники кладут на Ложе для освящения иконы, медальоны и крестики, принесенные с собой. Многие прикасаются устами и челом головной, западной и дальней от входа части Ложа. Обратно покидать святилище принять пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.
РЕКОМЕНДУЕМ: За что распяли Иисуса Христа.
Рождение Иисуса Христа
Рождение Иисуса пришлось на темное время суток. Ночью Дева Мария произвела на свет мальчика. Согласно Евангелии, той части, что была написана Лукой, малыша молодая мама положила в ясли, и как раз в этот момент пещеру залило ярким светом, исходившим из взявшегося из неоткуда облака.
В тексте апокрифической Евангелии также сказано, что первыми в младенце Мессию признали находившиеся в хлеву осел и вол. Понятно это стало, когда они поклонились ему.
Новость о рождении Спасителя разносили по городу местные пастухи, пребывающие рядом со своими стадами в ту ночь рядом в Вифлееме. Весть эту им принес сам Ангел, представший пред ними в ослепительном свете, чтобы рассказать людям о появлении на свет Мессии.
В это время в Иерусалим, который был тогда столицей Иудейского Царства, прибыли с восточных земель волхвы. Один из них продела столь длинный путь лишь ради возможности преклониться перед новорожденным Сыном Божьим, будущим царем иудейским. Верную дорогу к Мессии он нашел лишь благодаря яркой звезде, что появилась на небе в момент первого вдоха маленького Иисуса.
Эта Рождественская звезда привела волхвов в Вифлеем. Какое-то время она оставалась над крышей нового дома Марии, Иосифа и Сына Господнего, дома, в которой все трое переселились, покинув пещеру.
Перед новорожденным Иисусом мудрецы упали на колени. С собой они принесли ему множество даров: золото, ладан и мирру, символизирующее соответственно царство, божественное предназначение и краткость жизни человека. Это событие и положило начало доброй традиции обмениваться с близкими на Рождество подарками.
Большая их часть выделяет такой временной интервал – 12-7 годы до нашей эры. 12 г. связан с кометой Галлеи, ее прохождением через перигелий. Именно ее, как считают некоторые ученые, волхвы и назвали Вифлеемской звездой.
Что касается 7 г., то его выбрали из-за совпадения с единственной документально подтвержденной древней переписью населения. Существует и другой вариант – 4 год до нашей эры, когда родился Ирод Великий, который по легенде, устраивал в день появления на свет Иисуса избиение младенцев.
Что касается непосредственно дня рождения Мессии, то в католичестве он приходится на 25 декабря, а в православии на 7 января. Числа разные, так как представители этих христианских вероисповеданий пользуются разными календарями (григорианским и юлианским).
Точки зрения на происхождение Иисуса
Какое же оно происхождение Мессии на самом деле? В христианстве принято считать, что, как и гласит древнее пророчество, Иисус был Сыном Божьим, рожденным непорочно Пречистой Девой и Святым Духом в Вифлеем.
Рождение Спасителя в разное время пытались объяснить рядом различных альтернативных версий о его происхождении. Часть их полностью перечила толкованию предсказания пророка Исаии, согласно которому Мессия должен был быть произведен на свет девственницей. Такую позицию прежде всего занимали иудеи. Они утверждали, что пророческие слова Исаии вообще не связаны с появлением Сына Божьего, ведь они относятся к событиям, современных по отношению к моменту, описанному в предсказании. Того же мнения придерживаются и некоторые светские исследователи Священного Писания.
Что касается античной эпохи и поздней антихристианской полемики, то для них характерна точка зрения о появлении на свет Спасителя от внебрачной связи. Эту гипотезу оспаривают, как того и следовало ожидать, христиане. При этом они указывают на противоречия, на ряд обстоятельств, которые описаны в Новом Завете. В частности, речь идет о посещении Христом и близкими Его Храма в Иерусалиме, а также об описании пребывания Его там в возрасте 12 лет (читайте в Евангелие от Луки).
Но даже это не мешает критикам стоять на своем, то есть, сомневаться в том, что Новый Завет аутентичен. Не останавливает их даже тот факт, что Евангелию написали свидетели всего, что происходило с Иисусом. Более того, эта книга создавалась при участии учеников Мессии, Иоанна и Матфея.
РЕКОМЕНДУЕМ: Все храмы Иисуса Христа.
Понять[править]
Вифлеем | |
араб. بيت لحم, | |
Улица Павла VI | |
Полезная информация | |
Население | 36 000 чел. |
Часовой пояс |
UTC+2:00, UTC+3:00 |
Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.
Историяправить
Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.
В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.
По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.