Монастырь нило-столобенская пустынь

Цены на проживание и лечение в Ниловой Пустыни.

В 5-7 минутах ходьбы от ванного корпуса расположен Гостевой дом «Усадьба Нила».
Стоимость проживания в благоустроенных номерах с питанием — от 1300 с человека.
Без питания с общим туалетом и кухней, где можно готовить себе самостоятельно, от 600 рублей.
Мы останавливались в этом пансионате и я написала отдельную статью с видео об условиях проживания в нем.

Посмотреть свободные номера и актуальные цены в Усадьбе Нила можно с помощью виджета.

Проживание и 3-х разовое питание в пансионате Филатовский в номерах с туалетом и душем — от 1320 рублей за сутки. Номера 2-х, 3-х местные, теплые, но очень маленькие.
Номера с общим туалетом и душем на этаже — от 900 руб. с человека сутки.
До ванного корпуса 10-15 минут ходьбы.
Проживание в пансионатах: Радон, Энергетик, Металлист — от 1470 руб. за сутки. Номера благоустроенные.
Полулюксы и люксы можно снять в пансионате «Шумак». Цена за полулюкс – 1420 рублей, за люкс – 1500 рублей с человека в сутки.
До ванного корпуса далековато, отдыхающих возит автобус.
Расписание автобуса вывешено у пансионата Энергетик: автобус на ванны идет в 9-30, в 10-00 и в 13-45. С ванн также по расписанию: в 11-00, 12-00, 15-00 ч.
В стоимость проживания в пансионатах не входит лечение, ванны, массаж, физиопроцедуры. Их нужно оплачивать отдельно.

Узнать цены и свободные места в пансионате «Энергетик» в Ниловой Пустыни можно с помощью этой формы:Ванный корпус и поликлиника. Немного пошаркано, однако видно, что ремонт и осовременивание архитектуры идет полным ходом: заменили окна на пластиковые.

P.S. Были в мае 2018 года — ванный корпус отстроили новый. Цивилизация)

Настоятели монастыря

На протяжении своей истории Нилова пустынь находилась под управлением 10 настоятелей и 2 наместников. Каждый из них внес свой вклад в развитие и процветание обители.

В 1594 по 1614 год настоятелем монастыря был Герман Столобенский, именно он основал обитель и провел ее через самые тяжелые годы Смутного времени.
В 1614 году настоятелем стал иеромонах Нектарий, выполнявший обязанности настоятеля до 1667 года и впервые обративший внимание знатных вельмож российского государства на молодую монастырскую обитель.
В период с 1636 по 1647 год монастырем управлял игумен Досифей, поскольку на это время Нектарий был отозван для исполнения обязанностей архиепископа Сибирского и Тобольского.
С 1711 по 1716 год монастырем управлял игумен Паисий, однако в роли настоятеля он пробыл недолго и вскоре попросил о переводе его в Иосифо-Волоколамский монастырь.
В 1755 году в качестве настоятеля обители упоминается игумен Феодосий.
С 1781 по 1789 году Ниловой пустынью управляет архимандрит Иоанникий, при этом сохранились свидетельства, что назначен на свой пост после смерти Феодосия он был по причине прошения, поданного богомольцами и жертвователями.
С 1797 по 1789 год обителью недолго управлял архимандрит Анастасий, на пост настоятеля он был назначен за свои организаторские способности.
В 1789 году Анастасия сменил архимандрит Иоасаф, он управлял пустынью только до 1800 года.
Последним настоятелем монастыря стал архимандрит Иоанникий, ранее принявший постриг в Ниловой пустыни. Свой пост он занял в 1922 году, а 1928 году монастырь был окончательно закрыт.. После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников

Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов

После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников. Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов.

Тайны, были и легенды Ниловой Пустыни

Селигер и окрестности Ниловой пустыни, как никакое другое место, пропитаны легендами. Реальность и выдумки здесь перемешаны так, что порой трудно в преданиях отделить исторические факты от народного вымысла.

Вот, например, история чудесного спасения монахов от эпидемии холеры: в округе монастыря вовсю бушевала болезнь, не щадившая никого – ни старых, ни малых. Добралась она до святой обители. И тогда вынесли иноки чудотворную икону и обошли с нею вокруг острова.

Это было единственное использованное лечебное, санитарное и карантинное мероприятие. Но напасть, что безжалостно в округе косила людей, неожиданно отступила и более ни один из монастырских обитателей не пострадал, хотя монастырь дверей не закрывал ни от кого…

Революция в начале XX века принесла обители неисчислимые бедствия: святые мощи были вскрыты, монастырь Нила Столобенского новая власть закрыла, судьбы иноков, обитавших в нем, закончились печально, в большинстве своем они сгинули в сталинских лагерях.

Исчезли и веками накопленные церковные драгоценности – утварь, иконы, дары российских государей, вельмож и простых паломников.

По легенде, часть своих сокровищ до приезда отряда красноармейцев монахи сумели надежно спрятать где-то на территории монастыря, да только секрет свой никому передать не смогли – чекисты всех расстреляли. Но и без этого они выгребли немало: два фунта драгоценностей  и серебра более чем на тридцать пудов.

С 1927—1939 год здесь находилась детская колония правонарушителей. Говорят, что мальчишек наказывали, заставляя стесывать с верхней части стен и подкупольного пространства фрески с изображениями святых. Так они там на полметра глубь выбили штукатурку и кладку. Под Богоявленским собором находился древний подземный некрополь. Недавно братия расчистила подвалы и обнаружила, что захоронения нарушены, по-видимому, недоросли-вандалы, пытались среди костей игуменов отыскать сокровища.

Существует легенда, что среди этих вчерашних малолетних бандитов и беспризорников исправлялся и готовился к последующей нормальной жизни сын известного педагога Макаренко. Но это сказки чистой воды: у Антона Семеновича своих детей не было, вот у его жены Галины – то да, у нее был сын от первого брака, но Лева Салько рос примерным мальчиком… Возможно, толчком для создания легенды послужил тот факт, что в колонии воспитанники жили по методике Макаренко.

В 1939—1940 годах Вторая мировая война еще только разгоралась, когда в бывшем монастыре Нило-Столобенской Пустыни оказались интернированные по пакту Молотова — Риббентропа польские офицеры.

Эта трагическая тайна острова Столобный была раскрыта в девяностых годах прошлого столетия. Более 6 тысяч поляков отсюда были отправлены в подвалы НКВД в Калинине, расстреляны и захоронены под селом Медным. Об этой печальной странице истории напоминает католический крест и мемориальные доски, что установлены у въезда в обитель.

Во время войны здесь помещался госпиталь, после войны снова бы лагерь, но уже для наших сограждан, что побывали в фашистском плену.

В шестидесятые годы практически все постройки бывшего монастыря пришли в аварийное состояние и тогда тут устроили дом для инвалидов. Потом было решение устроить здесь турбазу и в 70-х годах начали делать соответствующие работы, от которых было больше вреда, чем пользы. А уж 90-м году передали все церкви и началась на острове Столобный вновь монашеская жизнь…

А вот недавно бытовала еще легенда, конец которой естественным образом пришел в 2011 году

Многие обращали внимание, что часы на монастырской колокольне ненастоящие: на круглых жестянках нарисован циферблат, стрелки которого показывают без четверти двенадцать

Легенда гласила, что это напоминание. Полночь – время, когда торжествуют темные силы. Человеку хватит пятнадцати минут, чтобы обдумать прошедший день, покаяться совершенных прегрешениях и прочитать молитву. Но в июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора, Теперь часы идут, а безобидной легенде пришли кранты.

От монастыря три километра – летом на катере, а зимой можно пешком, — в общем, рукой подать до лесистого острова Городомля, который некогда входил в состав Ниловой пустыни. Там тоже жила и по сей день живет тайна. В 37 году сюда перевели секретный объект — институт микробиологии, что работал на нужды армии, после войны здесь занимались не менее секретной работой – ракетостроением. До сих пор здесь действует пропускной режим…

Дацан в Ниловой Пустыни: как его найти.

От главного моста через реку до Ниловского дацана примерно 3-4 км вверх по течению реки.
По древней легенде, когда-то на гору Холма-Ула спустился Бог Хан Шаргай нойон, глава 5-ти хаатов, которые восседают на гребнях Саян. После такого знаменательного события, на этом месте был построен небольшой деревянный домик для молитв.
Но теперь здесь раскинулся современный красочный храмовый комплекс.
В 2003 году здесь воздвигли ступу долголетия – Намжал, в переводе с тибетского обозначает «победу над демоном смерти». Это одна из восьми ступ, посвященных Будде.
Ступа Намажал – ступа долголетия имеет более чем 2500-летнюю историю. Конструкция ступы выражает все этапы на пути к просветлению. Участие в строительстве ступы, ритуальные обходы, поклоны, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих. При этом очень важна благая мотивация и соблюдение канонов моральной чистоты. Цель строительства ступы – долгое здравие для старцев и отсутствие преград для жизни молодых.

Обитатели дацана

Нило-Сорская пустынь: жизнь после Нила

Завещание Нила Сорского исполнено не было — его погребли в 1508 году не в «бесчестном месте», а у стены церкви Сретения, позже над гробом устроили золоченую раку. Первая икона и канон появились в конце XVII века, тогда же, видимо, состоялась и канонизация святого. Скоро после своего преставления Нил Сорский стал почитаться в скиту и в других русских монастырях как «начальник скитского жития».

Рака прп. Нила в момент разборки. Фото 1931 г

Нилов скит в XVI–XVII веках знали и почитали. Скит был тесно связан с Соловецким монастырем — паломники на Соловки шли через Нилову пустынь и Кириллов монастырь. Старцы Соловецкого монастыря жаловали в Нилову обитель книги и богослужебную утварь. Князья, бояре, Патриархи, цари и простые богомольцы жертвовали скиту средства, но богатой обитель никогда не была, сохраняя заветы своего создателя о нестяжании и аскетическом подвижничестве.

С 1641 по 1777 год Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю. До первой половины XVIII века пустынь жила по скитскому уставу, но потом Кирилло-Белозерский монастырь из-за секуляризационной реформы 1764 года лишился многих своих земель и крестьян, разорился и перестал давать Ниловой пустыни «государево жалование». Из-за этого жизнь в скиту стала постепенно угасать.

В XVIII веке скиты по всей России превратились в большей степени в места ссылок провинившихся монахов. Такая участь постигла и Нило-Сорскую пустынь — сюда стали направлять иноков, уличенных в винопитии. Лишь в 30-х годах XIX века обитель возродилась, но уже не в том виде, в каком создал ее преподобный Нил.

Монастырь св. Нила Сорского. Покровская церковь, Тихвинский собор, кельи. Рис. И. Ф. Тюменева. Конец ХIХ в

Иеромонах Никон (в миру Николай Прихудайлов) сделал из скита общежительную обитель с новым уставом (пустынь была восстановлена как самостоятельный общежитийный монастырь указом Синода в декабре 1850 года). Он искренне почитал и любил преподобного Нила Сорского и хотел наладить в пустыни монашескую жизнь. Стараниями Никона вместо ветхих деревянных построек появились новые, был возведен каменный собор, к нему примыкали колокольня и ризница. Возвели надвратную каменную церковь. Все это — «не богатством царей, но горстью неимущих в дебрях, почти непроходимых», как с гордостью говорил Никон. Изменилось посвящение монастыря — он стал называться Тихвинским.

  • Иеросхимонах Нил (Прихудайлов) (уп. 20 июля 1870 г.) – один из подвижников Нило-Сорской пустыни
  • Слово иеросхимонаха Нила (Прихудайлова) по случаю закладки каменной церкви. Рукопись 1842 г.

Отец Никон умел привлечь к захолустному монастырьку внимание столичной знати, выезжал в Санкт-Петербург для сбора пожертвований. После четырех лет строительской деятельности иеромонах по клеветническому навету одного из братьев был выслан в Иверский Валдайский монастырь, где провел почти десять лет и вернулся в Нило-Сорскую пустынь лишь благодаря заступничеству фрейлины императрицы Т

Б. Потемкиной. Он не забыл древние традиции пустынножительства, заведенные Нилом Сорским. Вскоре по возвращении иеромонах устроил Иоанно-Предтеченский скит на месте, где когда-то стояла келья преподобного, и сам был облечен в схиму и наречен Нилом.

В Иоано-Предтеческом скиту при Нило-Сорской пустыни в уединении и безмолвии жили схимники. В 1860 году в 50 метрах к югу от Предтеченского скита иеросхимонах Нил устроил еще более уединенный Успенский скит и прожил здесь последние 10 лет своей жизни, до 1870 года. Нила уважали и почитали в пустыни, многие подвижники монастыря начинали свою монашескую жизнь под его духовным руководством.

4

Оковецкие чудеса

Фото Наталии Фаустовой

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

текст Брезгиной Веры

«Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и, на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и, многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси…»

использован материал сайта:Издательства «Фома» 

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

Монастырь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 декабря 2014. На ведуте 1789 года

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской православной церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.

Архитектура

Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.

  • К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
  • Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
  • В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
  • На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.


Церковь чудотворца Нила Столбенского в мужском монастыре

Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.

Жизнь в мужском монастыре Нилова пустынь

На сегодняшний день монастырь Нило-Столобенская пустынь является действующей мужской обителью. Здесь проводят богослужения, и ежедневно происходит обычная монашеская жизнь. Со стороны Нилова пустынь больше напоминает небольшой город — на ее территории есть жилые и хозяйственные строения, гостиничный комплекс, амбары и погреба, мастерские и конюшенный двор, фруктовый сад. Непосредственно территория Нилова монастыря обнесена высоким каменным забором, под стенами которого с внешней стороны разбит зеленый парк.

Проживающие в Ниловом монастыре монахи трудятся в цехах, расположенных на территории обители — столярном, молочном и свечном. В Свято-Ниловой пустыни есть своя конюшня и коровник, собственная пасека, работает своя ювелирная мастерская. Несколько подворий Нило-Столобенской пустыни функционируют в Тверской и Новгородской областях, продукцию обители можно встретить на православных ярмарках в Москве. Как и в старые времена, насельники Ниловой обители ежедневно трудятся и занимаются производством пищевых и других товаров, а деньги, полученные от торговли, идут на дальнейшее благоустройство обители.

В настоящее время в Ниловой пустыни в Осташкове проживает около 50 иноков, около 20 из них рукоположены в священный сан.

Важно! Нилова пустынь — монастырь, открытый для посещения туристами и паломниками. Гости монастырской обители могут не только посетить храм и приложиться к мощам, но и побывать на экскурсии по территории Нилова монастыря, а также подняться на высокую колокольню и насладиться красивым видом на окрестности.

Знаменитый преподобный Нил

О ранних годах Нила Столобенского известно мало. Он родился неподалеку от Великого Новгорода, сначала пребывал в псковском Крыпецком монастыре, где принял постриг и принял имя в честь Нила Постника. В начале XVI века отшельник переселился в ржевский лес около реки Серемхи. Там он оборудовал келью и все время проводил в молитвах. Однажды к Нилу пришли разбойники и решили убить преподобного. Он же, молясь, вышел к злодеям с иконой Пресвятой Богородицы. Тем показалось, что за спиной Нила стоит вооруженная армия, и, раскаявшись, они упали ниц перед преподобным.

Постепенно слава о Ниле распространилась среди верующих. Многие люди приходили за молитвами и наставлениями, но отшельник был слишком отягощен этим, поэтому переселился на остров Столбный, располагающийся в десятке километров от Осташкова. Преподобный оборудовал землянку, а со временем соорудил келью и часовню. Как гласят поверья, Нил превозмогал дьявольские напасти — нападения разбойников и пожары — благодаря непреклонной вере и молитвам.

Жизнь Нила на острове продолжалась 27 лет. Перед смертью преподобный завещал построить мужской монастырь на этом месте. Отшельник отошел в мир иной в 1555 году и похоронен на Столбном, а через 40 с лишним лет здесь появился монастырь, чьим основателем стал Герман, иеромонах, и многие отшельники, начавшие селиться неподалеку от могилы преподобного Нила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector