Население удмуртии
Содержание:
Особенности населения
Удмуртия — редкий для России регион, где процент жителей, считающих себя русскими, ниже, чем в других субъектах. Число русских здесь составляет 62%, удмуртов — 28%, татар — около 7% (по данным на 2010 год). Остальные национальности представлены группами менее 1%.
Население Удмуртии отличается от многих регионов и по своему вероисповеданию. Коренные жители региона были язычниками. В 13-14 веках на них оказывало сильное влияние мусульманство. С 16 века начались первые попытки распространить на этих землях христианство. В 18-19 веках православие насаждалось буквально полицейскими мерами. Население не оказывало видимого сопротивления, но все же продолжало исповедовать язычество. С приходом советской власти начинается гонение всех форм религии, что приводит к уходу вероисповедания на периферию жителей региона. С началом перестройки поднимается волна национального самосознания, и вместе с ним начинается сложная эра религиозного поиска. Сегодня 33% населения республики говорят о себе как о православных, 29% считают себя верующими, но не могут определиться с религией, 19% вообще не верят в Бога.
О стабильности перспектив развития региона отлично рассказывают цифры. В первую очередь это рождение и смертность. В Удмуртии рождаемость медленно, но растет, а смертность почти не изменяется. Продолжительность жизни немного растет и составляет в среднем 70 лет. В регионе наблюдается отрицательная миграция, то есть он понемногу теряет своих жителей.
Глазов
Город Глазов расположен на севере Удмуртии, на левом берегу Чепцы. Село Глазово получило городской статус в 1780 году.
Памятники
В черте города, в районе Солдырь, находится крупнейший археологический памятник средневековья (IX — XIII вв.) — городище Иднакар, находящийся под охраной российского правительства и представляющий мемориальную ценность мирового значения.
План города
Уникальный в истории российского градостроительства генеральный план, разработанный известным петербуржским архитектором Иваном Лемом, в своей основе изображал глаз, а точнее, всевидящее око Божие. Подобная рационально-концентрическая планировка восходила к типу «идеального города» эпохи Просвещения. Архитектор повторил в этом плане идею Версаля. Радиальные улицы сходились к круглай центральной площади — «зрачку». Роль верхнего «века» выполняла крепостная стена (так и не построенная), а нижнего — излучина реки Чепца.
Глазов сегодня
В настоящее время ни один из городов России и Европы не имеет подобных градостроительных аналогов, а в Глазове облик застройки города конца XVIII века сохранен почти в первоначальном виде.
Сейчас здесь проживает более 100 тыс. человек.
Промышленность
Современный Глазов вступил в новое тысячелетие как один из крупнейших культурных и промышленных центров на севере Удмуртии. Основные промышленные отрасли — это металлургия, машиностроение, деревообработка, пищевая промышленность.
Основой промышленного потенциала города является Чепецкий механический завод, единственное в России и крупнейшее в мире предприятие по производству циркония, урана и кальция. ОАО «Чепецкий механический завод» занимает одно из ключевых позиций в России в технологическом цикле природного урана и обладает современной технологией обработки обедненного урана. Одно из старейших предприятий Удмуртии — ликероводочный , продукция которого удостоена многих золотых и серебряный медалей на самых престижных винопромышленных выставках мира.
Камбарка
Город Камбарка возник в 1761 году как поселок при железоделательном заводе Г. Демидова. Расположен на левом берегу Камы, в восьми километрах от порта, носящего то же название. Город имеет развитую систему транспортных коммуникаций. Через Камбарку проходит транспортная магистраль, большое значение имеет транспортный порт Камбарка, который является перевалочной базой Сибирской магистрали на реку Каму в период навигации.
Камбарка сегодня
Ведущими предприятиями являются ОАО «Камбарский машиностроительный , ЗАО «Металлист».
Численность населения сегодня — около 17 тыс. человек.
Природные ресурсы
Недалеко от Камбарки находятся запасы люизита, одного из видов химического оружия, которое должно быть уничтожено к концу первого десятилетия ХХI века.
История
Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат
Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать
Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.
Можга
Город Можга расположен в юго-западной части Удмуртской республики на Можгинской возвышенности в долине реки Сюгинки — притока Валы.
Расположение
Город Можга появился на карте в 1835 году как поселок при Сюгинском стекольном заводе. Это единственный промышленный центр юго-западной Удмуртии. Сегодня здесь проживает около 50 тыс. человек. Географическое расположение города очень выгодно в транспортном отношении: он находится не железнодорожной магистрали Казань-Екатеринбург. Поэтому Можга является удобным местом для проведения различных торговых ярмарок, выставок выпускаемой продукции как местными, так и иногородними товаропроизводителями.
Промышленность
В экономике города ведущую роль играет промышленность. Наиболее развитые отрасли — стекольная, пищевая, деревообрабатывающая и лесная. Ведущим предприятием Можги является стело — признанный лидер российской экономики. Это единственное предприятие в России, которое одновременно производит продукцию из бесцветного, зеленого, коричневого и полубелого стекла.
Ижевск
Ижевский рабочий поселок был основан в 1760 году. С 1918 Ижевск становится городом. С 1921 — центр Вотской автономной области, с 1932 — Удмуртской автономной области. С 1934 — столица Удмуртской АССР, с 1990 — Удмуртской Республики. В 1985— 1987 назывался Устинов.
Ижевск сегодня
Современный Ижевск — крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли — металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый , ОАО «Ижевский мото», ГП «Ижевский механический , ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радио и другие.
Высшие учебные заведения
Широко известны своими академическими традициями и высоким уровнем подготовки специалистов высшие учебные заведения города Ижевска: Удмуртский Государственный Университет и Ижевский Государственный Технический Университет, Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия и Ижевская Государственная Медицинская Академия и Международный Восточно-Европейский Университет.
Культура
Театральное искусство Ижевска представлено Удмуртским Драматическим театром и Музыкальным театром Удмуртской Республики (в его репертуаре спектакли на национальном языке Республики), Государственным Русским Драматическим театром, Государственным Театром Кукол, муниципальным театром «Молодой человек», большим количеством молодежных и любительских студий.
В 2004 году Ижевск признан культурной столицей Приволжского федерального округа.
География
Республика расположена к западу от Уральских гор и граничит с Кировом , Пермью , Башкортостаном и Татарстаном .
Удмуртия — республика в Российской Федерации, расположенная в Центральной России между рукавами двух крупнейших и старейших рек Европы: Камы и ее правого притока Вятки.
Город Ижевск — административный, промышленный и культурный центр Удмуртии. Территориально он расположен недалеко от Москвы, столицы и крупнейшего города Российской Федерации. В городе хорошо развита транспортная система (включая воздушную, наземную и водную).
На западе и севере Удмуртия граничит с Кировской областью, на востоке — с Пермской областью, а на юге — с республиками Башкортостан и Татарстан.
Климат
В республике умеренно- континентальный климат с теплым летом и холодной снежной зимой.
Месяц | Средняя температура |
---|---|
Январь | -14,5 ° С (5,9 ° F) |
июль | +18,3 ° C (64,9 ° F) |
- Среднегодовое количество осадков : 400–600 мм.
Жилище удмуртов
Традиционный вариант жилища удмуртов напоминает классический финно-угорский дом. На местном языке такая постройка называется “код”. Под влиянием русских в Удмуртии появляются избы славянского образца с сенями. Внутри дома обязательно выкладывали гур – глинобитную печь.
В центре комнаты располагались стол и стулья, причём самое удобное, тёплое и красивое место предназначалось гостю. Несмотря на то, что сегодня в Удмуртии немало современных домов, народ стремится сохранить обычаи своих предков. И в наши дни в удмуртском жилище часто встречаются полотенца на стенах, ковры, вышитые салфетки, украшающие сундуки, лавки, подоконники.
Жилище удмуртов, «Дом музей Лудорвай» в Удмуртской республике
Географическое положение
Регион граничит с Башкирией, Татарстаном, Кировской областью и Пермским краем. Площадь республики — 42 тыс. кв. км, это 57-е место в России по размеру региона. Удмуртия расположилась на Восточно-Европейской равнине, и этим определяется ее рельеф, преимущественно плоский с небольшой холмистостью. Регион очень богат водными ресурсами, здесь протекает около 30 тысяч километров рек Камского и Вятского бассейна. В республике преобладают которые вследствие вымывания плодородного слоя нуждаются в удобрениях для продуктивного сельскохозяйственного применения. Население Удмуртии веками приспосабливалось к своему географическому положению и научилось извлекать из него максимальные выгоды. Нахождение почти в центре России позволило республике найти свое место в торговых и транспортных отношениях регионов.
Климат
Находится в центре континента, на большом удалении от морей и океанов, и это определило ее климат — умеренно-континентальный. Среднегодовая температура в регионе составляет 1,5 градуса тепла. Здесь наблюдается классическая для средней полосы России сезонность. С холодной зимой, которая длится примерно 5 месяцев, и с нежарким трехмесячным летом. Самый теплый месяц — июль, когда столбик градусника в среднем поднимается до 19 градусов тепла. Зима наступает в середине ноября, тогда же устанавливается снежный покров. Зимой постоянно удерживается минусовая температура, градусник по ночам может показывать минус 25. Лето начинается в конце мая и завершается в начале сентября. В июле воздух может прогреваться до 23 градусов. В республике выпадет немало осадков — около 600 мм за год. Самыми влажными периодами являются лето и осень. Население Удмуртии считает, что здесь отличный климат — не бывает сильных морозов и изнуряющей жары, продолжительность лета позволяет выращивать необходимые для пропитания сельхозкультуры.
Ижевск
Ижевский рабочий поселок был основан в 1760 году.
С 1918 Ижевск становится городом. С 1921 — центр Вотской автономной области, с 1932 — Удмуртской автономной области. С 1934 — столица Удмуртской АССР, с 1990 — Удмуртской Республики. В 1985—1987 назывался Устинов.
Современный Ижевск — крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли — металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый завод», ФГУП «Ижевский электромеханический завод Купол», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»», ГП «Ижевский механический завод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижевский завод пластмасс» и другие.
Широко известны своими академическими традициями и высоким уровнем подготовки специалистов высшие учебные заведения города Ижевска: Удмуртский Государственный Университет и Ижевский Государственный Технический Университет, Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия и Ижевская Государственная Медицинская Академия и Международный Восточно-Европейский Университет.
Театральное искусство Ижевска представлено Удмуртским Драматическим театром и Музыкальным театром Удмуртской Республики (в его репертуаре спектакли на национальном языке Республики), Государственным Русским Драматическим театром, Государственным Театром Кукол, муниципальным театром «Молодой человек», большим количеством молодежных и любительских студий.
В 2004 году Ижевск признан культурной столицей Приволжского федерального округа.
Администрации г.Ижевска
Воткинск
Город Воткинск основан на год раньше Ижевска — в 1759 году, первоначально — также как рабочий поселок при железоделательном заводе.
Воткинск сегодня
Сегодня город Воткинск имеет статус «исторический». На его территории находится 22 памятника архитектуры, 23 памятника исторического и монументального искусства, 1 памятник археологии — Воткинское городище, который датирован III — V вв. н.э.
Численность
Численность населения сегодня — более 100 тыс. человек. Площадь территории города — 112,8 кв.км., основную которых занимает лес и сельскохозяйственные угодья. Промышленный комплекс города вклячает в себя 15 крупных и средних предприятий, 44 малых. Ведущее предприятие города — Воткинский машиностроительный завод.
Культура
В Воткинске родился великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. В городе работает Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей — усадьба П. И. Чайковского». Весной ежегодно проводятся традиционные музыкальные фестивали, посвященные его творчеству.
Еда
Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.
Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.
Жилище
Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах. Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.
Национальный состав
(количество, % к общему числу):
русские | 944108 | 60,1 |
удмурты | 460584 | 29,3 |
бесермяне | 2998 | 0,2 |
татары | 109218 | 7,0 |
из них кряшены | 650 | 0,0 |
азербайджанцы | 3908 | 0,2 |
армяне | 3283 | 0,2 |
Природные ресурсы: запасы нефти, торфа и азотнометановые месторождения, кварцевые пески, глины, известняки, минеральные источники, лечебные грязи.
Промышленность: машиностроение и металлообработка, черная металлургия и деревообрабатывающая промышленность. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций (в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Глазове), работающих на привозном угле, нефти и газе, а частично на местном торфе; Боткинской ГЭС.
Сельское хозяйство республики специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве и птицеводстве. Выращивают кормовые культуры, пшеницу, рожь, овес, ячмень, а также картофель. Развито льноводство. Успешно занимаются пчеловодством.
Наиболее крупная река – Кама.
Климат умеренно континентальный.
История
Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат
Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать
Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.
Имели ли народы возможность сохранять свою идентичность, развивать культуру и язык в последние годы перед революцией?
Владимир Воронцов: Официально каких-то запретов в отношении инородческого населения Поволжья не было. Если, скажем так, это население исповедовало православие. Некоторые небольшие ограничения существовали по отношению к мусульманскому населению. Запретов не было, но и не было какой-то существенной поддержки в плане развития национальной школы, прессы, театра, библиотек и так далее.
Стоявшие у истоков государственности Удмуртии. Из материалов Национального музея УР
В принципе, даже та начальная школа (церковно-приходская), которая функционировала в среде нерусского населения, ориентировалась на обрусение инородцев.
Например, согласно программе известного просветителя, Н. И. Ильминского, «родной разговорный язык инородцев должен быть орудием обучения в инородческой школе до времени основательного усвоения русского языка учащимися инородцами, а русский язык до того времени должен быть предметом изучения», четырехлетний курс начального обучения был разделен на два отделения.
В младшем отделении обучение детей проводилось на родном языке, в старшем – преподавание шло на русском языке. По замыслу чиновников министерства просвещения, с помощью родного языка инородец должен был лучше освоить православие и русскую культуру.
Рустам Касимов: И в этой связи можно ещё упомянуть о связи русской культуры с православной религиозной культурой. Безусловно, это оказывало влияние на формирование этнического самосознания. Например, магометане, то есть мусульмане, всегда находились в некоторым соподчиненном состоянии по отношению к русской православной культуре. Это касается всех инородцев того времени.
Владимир Воронцов: Православие было государственной религией, поэтому все остальные конфессии по статусу были ниже. Так же как и великороссы являлись государствообразующим народом, и вольно или невольно это осознавалось не только «в верхах, но и в низах».
Рустам Касимов: Говоря о современных татарах, можно предположить, что именно тогда, в XIX веке, формируется феномен, с которым мы сейчас сталкиваемся — отождествление религиозной составляющей с национальной.
Например, сегодня некоторые говорят, что «истинный татарин – он мусульманин». Хотя с точки зрения религиоведения, культурологии, этнологии — это совершенно необязательно. Необязательно, чтобы татарин был мусульманином, те же татары — кряшены это подтверждают своей историей и культурой. И необязательно, что каждый мусульманин – татарин.
Но в старину в наших краях стереотипы играли важную роль. А в силу проводившейся в стране политики в духе лозунга «Православие. Самодержавие. Народность», для того, чтобы как-то консолидироваться вокруг своего этноса, татары и башкиры выбрали религию одним из мощных факторов этнической консолидации и мобилизации. И здесь татары-магометане сплотились вокруг ислама, и для них религиозный фактор стал одним из ведущих. Это то, что их отличало от русских и удмуртов.
Кроме этого есть и бытовые моменты: особенности языка, элементы национального костюма, элементы национальной кухни, специфические для татарской и тюркской культуры.
У нас в регионе, например, среди татар и башкир, традиционно принято употреблять в пищу конину. Среди мусульман, к слову сказать, это не принято, но вот здесь принято. Есть такая традиция. Есть некий стереотип, «татары – это обязательно конская колбаса и чак-чак».
У удмуртов, опять же не знаю почему, ассоциируются гастрономические стереотипы с перепечами, и с кумышкой. Кстати говоря, это один из элементов, в том числе, играющий как этнический фактор. У русских тоже есть традиционный набор, известный по всей России – «баня, водка, гармонь и лосось».
И получается, что этнические факторы – язык, обычаи и обряды, национальная одежда и, безусловно, яркие народные праздники формируют своеобразие местных национальных культур.
Несмотря на то, что всё это земледельческие культуры, по сути, многие элементы традиционной культуры схожи, все праздники похожи, многие обычаи и обряды, но… Всё равно, отдельные отличительные элементы есть и они говорят, что, «это вот — наш праздник, этот вот – у них. Это мы делаем так, а у них – вот так делают».
Библиография и источники
Общие работы
- Удмурты: Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
- Удмуртское народное искусство. Ижевск,1988./Климов К.М.
- Удмурты // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. С.347-352.
- Очерки этнографии удмуртов.Ижевск, 1984./Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.
- Этнография удмуртов. Ижевск, 1991./Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.
- Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М.,1964. С.472-509.
- Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.
- Удмурты. Л.,1977./Пименов В.В.
Отдельные аспекты
- Народная одежда удмуртов. (Материалы к этногенезу) // Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 10. М., 1951./Белицер В.Н.
- Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. № 4. 1890./Богаевский П.М.
- Народы Среднего Поволжья и Южного Урала.Этногенетический взгляд на историю.М.,1992./Кузеев Р.Г.
- Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков), обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892-1896). Ижевск,1925./Луппов П.Н.
- Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
- Семейные обряды удмуртов: традиции и процессы обновления. Ижевск, 1984./Христолюбова Л.С.
Отдельные региональные группы
- У вотяков Елабужского уезда Вятской губернии // Изв.общ-ва археологии, истории и этнографии при Казанском у-те. 3. 1880-1882. Казань, 1884./Потанин Г.Н.
- Очерк быта сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии. Вып. 3. М., 1888./Богаевский П.М.
- Вотяки Сарапульского уезда Вятской губ. // Зап. Русского Географического общ-ва по отд.этнографии. Т. 14. № 3. СПб., 1889./Верещагин Гр.
- Вотяки Сосновского края // Изв. Русского Географического общ-ва. Т. 20. Вып. 5. СПб.,1884./Верещагин Гр.
- К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография, 1970, № 3./Владыкин В.Е.
- Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888-1889./Первухин Н.Г.
Публикация источников
Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Области Вотякского (Удмуртского) Народа // Сб. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 87. 1920.
Далее читайте:
Удмуртия (Удмуртская Республика,
в Российской Федерации).
Пислегин Н.В. Постпугачевская Удмуртия. 14.01.2011
Сахарных Денис.
Латинизация: очерк из истории удмуртской письменности. 12.01.2005
Сахарных Денис.
Из
истории удмуртской письменности. 12.01.2005