Камбарка

Бывший промышленный центр

Знакомство с этим малым городом Удмуртии советуем начинать с пруда, который делит Камбарку на две части. Пруд был необходим в то время для любого завода, поскольку являлся главным источником энергии для производственных механизмов. И поскольку история Камбарки — это история завода, то фактически город начался с пруда.

Правда, официальная история начинается раньше, что позволяет Камбарке отсчитывать свой возраст с 1741 года — на целых 20 лет раньше основания Ижевска. Именно в 1741 году уральский горнозаводчик Акинфий Демидов купил у обитавших здесь башкир участок земли за пять золотых рублей. В 1760-м Берг-коллегия разрешила построить здесь две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса.


Акинфий Демидов Старший сын основателя знаменитой династии, Акинфий, был в отца — смел, предприимчив, искусен как в инженерном и горном деле, так и в придворных интригах. Горно-металлургическая империя Демидовых к моменту его смерти насчитывала уже 25 заводов, 17 из которых построил Акинфий. Именно он начал добывать на Урале, Алтае и в Сибири, помимо железа, ещё и малахит, медь, магнит и, конечно, драгоценные металлы.

Название же будущий город получил, по одной из версий, если не в связи с прудом, то с названием реки, которая его питала, — Камбарки. По другой версии, город (и река, очевидно) получили имя от башкирского рода Канбар, владевшего этими землями.

Сам Акинфий Демидов не увидел результатов своих трудов — он скончался через пять лет после выкупа земель и завод строили его дети. Кстати, Демидов умер на Каме — не очень далеко от Камбарки — в селе Икское Устье Мензелинского района. Строительство Камбарского завода завершилось в 1767 году.

Завод начинал с литья железа, а к началу XX века уже специализировался на транспорте — строил тарантасы — и с 1919 года переименовался в Камбарский экипажный завод. И транспорт стал главной продукцией предприятия на долгие годы.

Постепенно завод расширялся, а вместе ним рос и заводской посёлок. Четвёртого июля 1945 года Камбарка получила статус города. В советское время он был хоть и небольшим по размерам, но самым настоящим промышленным центром. Местный машиностроительный завод выпускал изделия под маркой «ТУ». Но не реактивные самолёты Андрея Туполева, а «Тепловозы Узкоколейные». Они были предназначены для железных дорог с расстоянием между рельсами 0,75 метра (это ровно в два раза меньше стандартной железнодорожной колеи).

В былые времена камбарские тепловозы были незаменимы для вывоза по узкоколейкам древесины, торфа, руды и даже для перевозки пассажиров. Не считая детских железных дорог, в России до сих пор действует 41 такая линия. А по одной из четырёх сохранившихся пассажирских узкоколеек — Алапаевской — даже ходят плацкартные вагоны со спальными местами!

В своё время по всему СССР из Камбарки разлетелись многие тысячи узкоколейных тепловозов марки «ТУ», а несколько сот таких машин даже отправились на экспорт в зарубежные страны. Кстати, тепловоз «ТГМ40» (модификация узкоколейного тепловоза для широкой колеи) в 1983 году был награждён золотой медалью на международной выставке в Лейпциге.

Однако в связи с массовой ликвидацией узкоколеек произошло обвальное падение спроса и на продукцию завода. Последние выпущенные в Камбарке 32 тепловоза «ТУ-10» сегодня все до единого трудятся на детских железных дорогах нашей необъятной страны.

Город от болота до моста

В описаниях Камбарки вполне серьёзно сказано о том, что это единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква. Ещё более интересно то, что являющееся памятником природы знаменитое клюквенное болото расположено прямо на территории города, а именно на восточной его окраине. Центральная улица Ленина подковой огибает это болото.

Вторая важнейшая достопримечательность Камбарки — это уже упомянутый нами мост через Каму. Дорога к нему начинается на противоположном — западном краю города. Сам мост имеет протяжённость около километра.

Знатокам истории и архитектуры наверняка будут интересны сохранившиеся в Камбарке построенные на рубеже XIX–XX веков дома купцов Ширшова и Вавилова, а также дом последнего хозяина железоделательного завода Кондюрина. 

В 1855 году Камбарку посетил знаменитый русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин, который в течение восьми лет был советником губернского правления и по долгу службы исколесил всю Вятскую губернию. Напомним, Михаил Евграфович является одним из четырёх официальных претендентов (наряду с Гоголем, Карамзиным и Вяземским) на авторство крылатой фразы: «В России две беды: дураки и дороги».

До Октябрьской революции и в первые годы после неё Камбарка была довольно важным провинциальным центром, так что в годы Гражданской войны часто становилась место действия заметных (в региональном масштабе) событий. Так, в сентябре 1918 года, во время Ижевско-Воткинского восстания, рабочих на сторону восставших в полном составе перешёл красноармейский гарнизон Камбарки. После подавления этого восстания, с декабря 1918 года до марта 1919 года, именно здесь находился штаб знаменитой «Железной» 28-й дивизии РККА под командованием Владимира Азина (настоящие имя и фамилия — Вольдемар Азиньш). О 24-летнем начдиве, одном из первых кавалеров ордена Красного Знамени, ещё при жизни складывали легенды. Но он и прожил всего до 25 лет — попал в плен к белоказакам и был казнён.

Напомним, восставшие рабочие Ижевского и Воткинского заводов удерживали значительную часть территории нынешней Удмуртии в период с 8 августа по середину ноября 1918 года. В память об этих событиях и в Ижевске, и в Камбарке есть улицы имени латыша Азина. 

В большинстве описаний каких-либо городов и весей приводится рассказ об их уроженцах, добившихся всероссийской, а то и всемирной известности. К сожалению, городок Камбарка и Камбарский район столь малы, что могут похвастаться лишь немногими подобными примерами.

Так, Виктор Балакин, выходец деревни Балаки Камбарского района, с 2001-го по 2010 год был мэром столицы Удмуртии. Уроженец города Камбарки Юрий Бузилов — выдающийся советский учёный, член-корреспондент ВАСХНИЛ. Одна из улиц Ижевска носит имя родившегося на камбарской земле, в селе Ведрец, Николая Короткова. Это очень известный и весьма уважаемый в республике инженер-строитель, чьи заслуги, помимо прочего, отмечены званием Героя Социалистического Труда.

«Пережили химию, переживем и отходы»

— Не все камбаряки против утилизации, — отмечает Юрий Поддубский. — Есть те, кто говорит: «Пережили химию, переживем и отходы». Заметна инертность: «А что мы сделаем, раз Москва решила». Таких людей приходится переубеждать. Мы им говорим: «А где ваши дети и внуки? Почему вы о них не думаете?»

К третьему часу асфальт на улицах Камбарки прогрелся, стало пыльно и душно. Пытаемся разговорить прохожих.

— Уничтожался люизит, все было прекрасно и нормально, никто не возмущался, — завязался разговор со Светланой. Она в темных очках и на коляске. Рассказала, что из-за несчастного случая. — Говорят, из-за этого начался рак. Мне кажется, это неправда, рак везде сейчас прогрессирует. А сейчас мусор. Мусор — это же обычное дело, но все взбунтовались, никто не хочет, чтобы здесь был этот завод. Это было бы хорошо, если бы появилась дополнительная работа для населения Камбарского района. Меня возмущает, что в Камбарке нет работы.

— На этом производстве понадобились бы химики. Думаете, у вас найдется столько химиков?

— Конечно. Я сама химик, работала на заводе.

— Вы работали на уничтожении люизита?

— Да, с самого начала.

— Вы же понимаете, что его уничтожали на месте, потому что вывозить нельзя. А мусор-то необязательно привозить в Камбарку.

— Не обязательно. Но я считаю, что вредное воздействие утилизации мусора преувеличено. Я за то, чтобы была работа. Мужикам негде работать.

— Думаете, они будут готовы на грязную работу?

— А как нет, семьи-то кормить надо.

В этом здании находится администрация района, города и советы депутатов

В прохладных и полусонных кабинетах администрации удалось найти лишь главу МО «Камбарское» Николая Шулепова.

— Если объект УХО забросят, то не будет рекультивации почв и уничтожения того, что там есть, — поделился мнением глава Николай Шулепов. — Когда будет перепрофилирование, первым условием станет полная рекультивация вплоть до того, чтобы в зданиях оставить одни стены, землю снести до полуметра-метра. Пусть специалисты определят, что там делать. Хуже будет, если все забросят.

— А вы были на митинге? На митинге камбаряки смогли выразить свое мнение по поводу перепрофилирования. Что вы думаете о собрании горожан?

— Каждый гражданин имеет право выразить свое мнение, но я считаю, что должен быть опрос, чтобы 100 процентов жителей могли высказать свое мнение. Там было 300 человек, я проходил и смотрел, но жителей-то 9 тыс.

— Тогда нужен референдум?

— Возможно и такое. Пусть тогда те, кто инициирует митинги, проведут референдум и выяснят, что жители думают.

История

Основание города

Основание Камбарки связано со строительством чугунолитейного завода на реке Камбарке. 21 февраля 1741 года уральский горнозаводчик Акинфий Никитич Демидов, купил у башкир земли у речки Камбарка, за пять золотых рублей. Указом от 22 августа 1760 года Берг-коллегия разрешила построить две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса. В 1761 году начато строительство плотины и молотовых фабрик и в 1767 году строительство завода было закончено. Постепенно завод расширялся, а вслед за ним и заводской посёлок.

При заводе действовал госпиталь. В 1863 году в Камбарке было открыто начальное мужское земское училище, а в 1872 году — женское. В 1883 году появилась первая земская библиотека. Перед революцией в посёлке действовали три церкви: Успенская, Петропавловская и Свято-Троицкая, последняя принадлежала общине старообрядцев Белокриницкого согласия.

До 1923 года Камбарка была центром Камбарской волости Осинского уезда Пермской губернии. В результате административно-территориальной реформы в 1923 году образована Уральская область и в составе Сарапульского округа новой области образован Камбарский район. В 1930 году Сарапульский округ расформирован, а в следующем 1931 году населённые пункты упразднённого Камбарского района вошли в состав Сарапульского района Уральской области. В 1934 году Камбарка в составе Сарапульского района была передана в состав Кировского края.

Рабочий посёлок Камбарка

В 1936 году Камбарка получила статус рабочего посёлка. В 1937 году будущий город в составе Сарапульского района передан из Кировского края в состав Удмуртской АССР. В 1939 году вновь образован Камбарский район. В годы Великой Отечественной войны 80 % заводчан были призваны в действующую армию. В 1944 году Камбарский литейно-механический завод преобразован в машиностроительный завод.

Город Камбарка

В 1945 году рабочий посёлок Камбарка преобразован в город районного подчинения. В 1964 году открыт музей истории и культуры района. Инициатором создания музея стал краевед, почетный гражданин Камбарского района Плешаков Петр Александрович (1901—1987) С 1963 по 1967 годы Камбарка вновь в составе Сарапульского района, а 3 января 1967 года уже в третий и последний раз образован Камбарский район.

Камбарка

(Удмуртская Республика)

Код ОКАТО: Основан: Поселок городского типа с: Город с:
Центр:

Телефонный код (справочный телефон)
34153***** 22-2-42

Отклонение от московского времени, часы:Географическая широта:Географическая долгота:Высота над уровнем моря, метров:Время восхода и захода Солнца и Луны в городе КамбаркаКамбарка: фото из космоса (Google Maps)Камбарка: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Камбарка. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Амзя (Республика Башкортостан) 11 (57) В
2 Николо-Берёзовка (Республика Башкортостан) 15 (25) Ю
3 Нефтекамск 20 (22) Ю
4 Сигаево 31 (36) СЗ
5 Сарапул 33 (29) СЗ
6 Каракулино 40 (85) ЮЗ
7 Агидель 44 (73) ЮЗ
8 Янаул 45 (77) З
9 Калтасы (Республика Башкортостан) 50 (74) ЮВ
10 Чайковский 56 (77) С
11 Новый 61 () С
12 Актаныш (Республика Татарстан) 61 (236) Ю
13 Краснохолмский (Республика Башкортостан) 61 (245) ЮВ
14 Киясово 66 (99) З
15 Завьялово 77 (90) СЗ
16 Агрыз 78 (95) З
17 Малая Пурга 80 (99) СЗ
18 Воткинск 87 (110) С
19 Куеда (Пермский край) 87 (158) В
20 Бураево (Республика Башкортостан) 88 (116) ЮВ
21 Ижевск 88 (95) СЗ
22 Хохряки 90 () СЗ
23 Мензелинск 91 (264) ЮЗ
24 Верхнеяркеево (Республика Башкортостан) 92 (176) Ю
25 Дюртюли 96 (115) ЮВ
26 Елово (Пермский край) 97 (121) СВ
27 Верхние Татышлы (Республика Башкортостан) 102 (184) В
28 Алнаши 107 (190) З
29 Старобалтачево (Республика Башкортостан) 111 (159) В
30 Барда (Пермский край) 113 (211) СВ

Краткая характеристика

Город расположен в Прикамье, на р. Камбарка (бассейн Камы), в 116 км к юго-востоку от Ижевска. Камбарский порт — в посёлке Кама (в 9 км от города). Ж.д. станция.

Камбарка расположен на стыке тайги, лиственного леса и лесостепи. Камбарка — единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква (на территории города — клюквенное болото).

Территория (кв. км): 129

Исторический очерк

Возник как посёлок при строительстве А.П. Демидовым в 1761-67 чугуноплавильного и железоделательного завода. Название по р. Камбарка (левый приток Камы) из канбар — одна из башкирских родовых групп, проживавших на Каме.

В 19 в. в посёлке при Камбарском заводе были развиты кузнечное и бондарное дело, производство тарантасов и телег.

Рабочий посёлок Камбарка с 1936 г.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Камбарке разместились эвакуированные с запада предприятия и население. Город с 4.08.1945 г.

Экономика

Заводы: машиностроительный (производство тепловозов, путевых машин и др.), «Металлист» (бытовые насосы, сейфы и др.), газового оборудования. Фабрика «Корд» (кордная нить для ковров, трикотажные изделия). Лесокомбинат.

На территории Камбарского района выращивают рожь, ячмень, овёс, горох, гречиху, картофель. Разводят крупный рогатый скот, свиней, лошадей.

Месторождения нефти, глины, песчано-гравийных смесей.

Основные предприятия

МАШИНОСТРОЕНИЕ

ОАО «Камбарский завод газового оборудования»Предлагает:ОАО «Камбарский машиностроительный завод»Предлагает:ТОО «Металлист»Предлагает:

Исторический музей.

Музеи, галереи, выставочные залы

Музей истории и культуры Камбарского района

Архитектура, достопримечательности

Жилая, преимущественно одноэтажная застройка в первой половине 19 в. сосредоточена на левом берегу пруда. Во второй половине 19 в. был застроен правый берег пруда.

Памятник инженерного искусства середины 19 в. — заводская плотина (длина 800 м) с 3 водоспусками.

С 1950-60-х гг. строятся новые жилые микрорайоны, контрастирующие со старой одноэтажной застройкой.

В Камбарском районе — памятник природы — ландшафтное урочище Валяй.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1939 9.4 1998 13.4 2008 12.4 2016 10.6
1959 13.4 2000 13.4 2010 12.0 2017 10.5
1970 14.1 2001 13.2 2011 11.0 2018 10.3
1979 13.0 2003 12.6 2012 10.9 2019 10.2
1989 13.3 2005 12.4 2013 10.7 2020 10.1
1992 13.4 2006 12.3 2014 10.7 2021 10.0
1996 13.3 2007 12.4 2015 10.7    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 182
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 230
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 176

Топонимика города

Улицы Камбарки
  1. Улица Ленина
  2. Улица Советская
  3. Улица Первомайская
  4. Улица Карла Маркса
  5. Улица Азина (у местных жителей так называемый Большой прогал)
  6. Улица Декабристов
  7. Улица Свободы
  8. Улица Труда
  9. Улица Свердлова
  10. Улица Никиты Манохина
  11. Улица Гоголя
  12. Улица Матросова
  13. Улица Вокзальная
  14. Улица Суворова
  15. Улица Новая
  16. Улица Нагорная
  17. Улица Северная
  18. Улица Дорожная
  19. Улица Лермонтова
  20. Улица Баржевиков
  21. Улица Пограничников
  22. Улица Юрия Курягина (бывшая Октябрьская, переименована в честь Юрия Курягина, жившего на этой улице)
  23. Улица Заводская
  24. Улица Молодёжная
  25. Улица Восточная
  26. Улица Дружбы
  27. Улица Интернациональная
  28. Улица Мало-Зелёная
  29. Улица Экипажная
  30. Улица Демидова
  31. Улица Запрудная
  32. Улица 40 лет Октября
  33. Улица 45 лет Победы
  34. Улица В/б 136
  35. Улица Гагарина
  36. Улица Герцена
  37. Улица Декабристов
  38. Улица Доватора
  39. Улица Железнодорожная
  40. Улица Камская
  41. Улица Кирова
  42. Улица Красная
  43. Улица Лазо
  44. Улица Ломоносова
  45. Улица Луговая
  46. Улица М. Горького
  47. Улица Маяковского
  48. Улица Мичкова
  49. Улица О. Кошевого
  50. Улица Озёрная
  51. Улица Партизанская
  52. Улица Подлесная
  53. Улица Пролетарская
  54. Улица Пугачёва
  55. Улица Пушкина
  56. Улица С. Разина
  57. Улица Сосновый бор
  58. Улица Чапаева
  59. Улица Чернышевского
  60. Улица Южная
Переулки Камбарки
  1. Школьный
  2. Комсомольский
  3. Некрасовский
  4. Островской
  5. Пионерский
  6. 8-е марта
  7. Станционный
  8. Песчаный
  9. Маяковского
  10. Прудовской
  11. Уральский
  12. Клубный
  13. Лесной
  14. Мало-Зелёный

«Остров Камбарка»

В самый маленький город Удмуртии всегда было сложно добраться на автотранспорте. Летом нужно было стоять в очереди на паром через Каму. Зимой на реке действовала ледовая переправа. Ну а в межсезонье, когда паром уже не работал, а лёд на переплаве был ещё тонок, добираться до города приходилось в объезд через соседний Пермский край. Из-за таких сложностей местные жители называли свой город «островом Камбарка».

Эта проблема была решена четыре года назад, когда наконец были построены мосты через реки Каму и Буй, которые связали Камбарку с «большой землёй». Правда, мост был построен по концессионному соглашению, а оно не предусматривает бесплатного проезда даже для камбаряков. Проезд недёшев — 270 рублей в одну сторону на легковом автомобиле по Камскому мосту и 180 рублей — по мосту через Буй. Так что жители Камбарки, не отличающиеся высокими доходами, летом по-прежнему предпочитают паром, а зимой — переправу.

Впрочем, в Камбарку можно не только доехать на автомобиле или доплыть. В городе, который долгое время выпускал железнодорожную технику, конечно же, есть железнодорожное сообщение. Например, здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!


здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!

Станция Камбарка находится на линии, соединяющей Москву с Уралом и Сибирью. Из многочисленных проходящих через город поездов дальнего следования здесь останавливаются три: Ижевск — Екатеринбург, Москва — Барнаул и Казань — Новый Уренгой…

География

Город расположен на юго-востоке республики, на реке Камбарка, в 116 километрах от столицы Удмуртии города Ижевска, и, равно как и весь Камбарский район, отделён от остальной республики рекою Камой.

Город разделён Камбарским прудом на две части. На восточной окраине города находится памятник природы Камбарское болото.

Часовой пояс

Город Камбарка, как и вся Удмуртия, находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00.
По территории Удмуртии проходит меридиан 52°30′ в. д., разделяющий 3-й и 4-й географические часовые пояса, поэтому в центре и на востоке (включая Камбарку и Ижевск) официальное время соответствует географическому поясному времени.

До 28 марта 2010 года Удмуртия находилась в часовом поясе, обозначаемом как Самарское время (SAMT/SAMST), смещение относительно UTC составляло +4:00 (SAMT, зимнее время) / +5:00 (SAMST, летнее время).

Рыбка на удочке, снегирь на ветке

С берега Камбарского пруда забросили удочки местные жители. В ведрах блестит щеклейка — маленькая неприхотливая рыбешка, готовая обманываться на тесто.

— Вы сами эту рыбу едите? — спрашиваем женщину.

— Да, — вытирает лоб платком Алевтина.

— А не опасно? — вопрос о рыбе, выловленной из пруда, не вызвал удивления. Даже не переспросила, что имели ввиду.

— Так кто ж знает, никто не проверял, но едим… Когда люизит сжигали, ерш исчез и снегири пропали, а сейчас снова появились.

— А вы знаете о том, что в Камбарке будут утилизировать опасные отходы?

— Да, я поставила свою подпись против.

— Травили нас, травили, и вот, снова, — подключился еще один рыбак Павел, — нафига нам эта химия. Я за то, чтобы не было завода. За кустами вон вагончик (лаборатория забора проб — Properm.ru) стоит, когда уничтожали, писали, что все в порядке. А ерш и окунь ушли.

Для обычных камбаряков данные по превышению ПДК — цифры мутные. Они привыкли читать природу: снегирь вернулся, рыба пришла, значит, Камбарка чище стала.

Город Камбарка похож на многочисленные в Удмуртской Республике города-заводы с плотиной. Градообразующее предприятие Камбарский машиностроительный завод основан Демидовыми как железоделательный. Последняя продукция машиностроителей — тепловозы. Камбарские тепловозы тянут вагоны на узкоколейках и детских железных дорогах.

Камбарский машиностроительный завод

По берегам пруда Камбарка прирастала частными домами. Населяет город около 10 тыс. жителей, район — 17 тыс. Вблизи Камбарки много городов: в 30 км напрямую Чайковский (Пермский край), в 19 км башкирский Нефтекамск, в 5 км пос. Амзя. Выше по течению Камы старинный купеческий Сарапул.

Через Камбарку проходит железнодорожная ветка Казань — Екатеринбург. С ноября 2016 года запустили движение по автомобильным мостовым переходам через Каму и Буй, правда, за плату. Местным жителям глава Удмуртии Александр Бречалов скидок не сделал.

Влево уходит железнодорожная ветка на УХО

В 1941 году в Камбарку передислоцировали 136 центральный склад Наркомобороны СССР. В этом же году на склад стали поступать боевые отравляющие вещества. С 1950 годов в Камбарке хранили 6349 тонн люизита, 15,9% всех запасов в СССР.

Вместо урока химии: люизит — смесь изомеров β-хлорвинилдихлорарсина (α-люизита), бис-(β-хлорвинил) хлорарсина (β-люизита) и трихлорида мышьяка. После утилизации остаются соли мышьяка. Мышьяк с зеленоватым оттенком.

С 1995 года на территории складов начали строить объект по уничтожению химического оружия (УХО). Треть расходов взяла на себя Германия. С 2005 по 2009 годы методом щелочного гидролиза и термической обработки были уничтожены все запасы люизита. На территории объекта УХО остался шлам, содержащий мышьяк.

Бывший промышленный центр

Знакомство с этим малым городом Удмуртии советуем начинать с пруда, который делит Камбарку на две части. Пруд был необходим в то время для любого завода, поскольку являлся главным источником энергии для производственных механизмов. И поскольку история Камбарки — это история завода, то фактически город начался с пруда.

Правда, официальная история начинается раньше, что позволяет Камбарке отсчитывать свой возраст с 1741 года — на целых 20 лет раньше основания Ижевска. Именно в 1741 году уральский горнозаводчик Акинфий Демидов купил у обитавших здесь башкир участок земли за пять золотых рублей. В 1760-м Берг-коллегия разрешила построить здесь две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса.

Акинфий ДемидовСтарший сын основателя знаменитой династии, Акинфий, был в отца — смел, предприимчив, искусен как в инженерном и горном деле, так и в придворных интригах. Горно-металлургическая империя Демидовых к моменту его смерти насчитывала уже 25 заводов, 17 из которых построил Акинфий. Именно он начал добывать на Урале, Алтае и в Сибири, помимо железа, ещё и малахит, медь, магнит и, конечно, драгоценные металлы.

Название же будущий город получил, по одной из версий, если не в связи с прудом, то с названием реки, которая его питала, — Камбарки. По другой версии, город (и река, очевидно) получили имя от башкирского рода Канбар, владевшего этими землями. 

Сам Акинфий Демидов не увидел результатов своих трудов — он скончался через пять лет после выкупа земель и завод строили его дети. Кстати, Демидов умер на Каме — не очень далеко от Камбарки — в селе Икское Устье Мензелинского района. Строительство Камбарского завода завершилось в 1767 году. 

Завод начинал с литья железа, а к началу XX века уже специализировался на транспорте — строил тарантасы — и с 1919 года переименовался в Камбарский экипажный завод. И транспорт стал главной продукцией предприятия на долгие годы.

Постепенно завод расширялся, а вместе ним рос и заводской посёлок. Четвёртого июля 1945 года Камбарка получила статус города. В советское время он был хоть и небольшим по размерам, но самым настоящим промышленным центром. Местный машиностроительный завод выпускал изделия под маркой «ТУ». Но не реактивные самолёты Андрея Туполева, а «Тепловозы Узкоколейные». Они были предназначены для железных дорог с расстоянием между рельсами 0,75 метра (это ровно в два раза меньше стандартной железнодорожной колеи).

В былые времена камбарские тепловозы были незаменимы для вывоза по узкоколейкам древесины, торфа, руды и даже для перевозки пассажиров. Не считая детских железных дорог, в России до сих пор действует 41 такая линия. А по одной из четырёх сохранившихся пассажирских узкоколеек — Алапаевской — даже ходят плацкартные вагоны со спальными местами!

В своё время по всему СССР из Камбарки разлетелись многие тысячи узкоколейных тепловозов марки «ТУ», а несколько сот таких машин даже отправились на экспорт в зарубежные страны. Кстати, тепловоз «ТГМ40» (модификация узкоколейного тепловоза для широкой колеи) в 1983 году был награждён золотой медалью на международной выставке в Лейпциге. 

Однако в связи с массовой ликвидацией узкоколеек произошло обвальное падение спроса и на продукцию завода. Последние выпущенные в Камбарке 32 тепловоза «ТУ-10» сегодня все до единого трудятся на детских железных дорогах нашей необъятной страны.

Жизнь без химической опасности

В новейшей истории Камбарка прославилась как крупнейшее хранилище химического оружия. К счастью, уже бывшее. 

В декабре 1941 года по решению Наркомата обороны СССР в Камбарку из Москвы передислоцировали Центральный военно-химический склад № 136. Ранее он находился на западной окраине столицы в районе Очаковского шоссе. Склад начали создавать в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, в ходе которой воюющие стороны активно применяли друг против друга химическое оружие. До 1941 года московский склад использовали для хранения хлора, фенола, иприта и других боевых отравляющих веществ (БОВ).

При советской власти склад № 136 стал крупнейшим в мире хранилищем боевых отравляющих веществ — одного только жидкого хлора там было около 500 тонн! 

Спешно построенный в 1941 году в Камбарке объект для хранения боевых отравляющих веществ располагался всего в трёх километрах от центра города. Сюда-то к концу первого военного года и завезли иприт с люизитом. Часть хранившегося здесь иприта в 50-е годы вывезли в Казахстан, а оставшуюся уничтожили на месте открытым способом.

Ещё каких-то 12 лет назад в Камбарке в нескольких наземных кирпичных хранилищах находилось 6349 тонн люизита, что составляло 16% от всех запасов российского химического оружия. В марте 2003 года в городе началось полномасштабное строительство объекта по уничтожению отравляющих веществ. Его запустили в работу в декабре 2005 года. А уже в марте 2009-го все хранившиеся в Камбарке запасы люизита были уничтожены.

Значительный вклад в строительство камбарского объекта внесла Германия — 34% от общего объёма капитальных вложений, ещё 3% выделили страны Евросоюза. Основные расходы в размере 63% пришлись на долю России. 

Помимо главной цели — уничтожения химического оружия, одновременно были реализованы другие проекты, имеющие важное значение для жителей города и района. В Камбарку наконец провели газ, построили новое здание РОВД, автостанцию, станцию скорой помощи, поликлинико-диагностический центр, пожарное депо, три жилых пятиэтажных дома, а также реконструировали три школы

На эти цели из федерального бюджета было выделено более 1,13 млрд рублей. Кроме того, сотни жителей района в течение пяти лет были обеспечены работой с вполне достойной по здешним меркам зарплатой. 

Иметь выгоднейшее расположение вблизи Камы и не использовать его было бы странно. Камбарский грузовой порт построили в 1945 году для перевалки кузнецкого угля с железнодорожного транспорта на водный. Через 30 лет в порту была введена вторая очередь, и он стал одним из крупнейших грузовых портов в Камском речном бассейне, перерабатывая до 6 млн тонн груза в год. С 2005 года принадлежит металлургической компании «Мечел», которая модернизировала его и использует в своих логистических схемах. 

И хотя описание текущей исторической реальности Камбарки производит не самое радужное впечатление, у неё есть масса достоинств. Например, Камбарский район — один из самых красивых в Удмуртии. Географическое положение у него выгоднейшее — левый берег Камы в этих местах — отличное место для отдыха: пустынные песчаные пляжи и заповедные леса на десятки квадратных километров вокруг. 

Впервые опубликовано в журнале “Бортовой”

2. История

Впервые район образован 23 января 1924 года в составе Сарапульского округа Уральской области, позднее район был упразднён и включён в состав Сарапульского района. 22 октября 1937 года указом ВЦИК Сарапульский район передан от Кировской области в состав Удмуртской АССР. На основании Указа Президиума Верховного совета РСФСР от 7 марта 1939 года в результате разукрупнения Сарапульского района Камбарский район был образован повторно.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 января 1963 года и от 5 марта 1963 года — Камбарский район был упразднён и его территория разделена между Сарапульским сельским районом и городом Сарапул. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 года Камбарский район образован в третий и последний раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector