Дирекционный азимут это. истинный азимут и магнитный азимут: в чем разница?
Содержание:
- Погрешности и почему они возникают
- Истинный азимут и магнитный азимут: в чем разница?
- Как определить азимут по карте
- Азимут и его виды
- Операторы спутникового интернета:
- Установка угла наклона спутниковой тарелки (угла места)
- Установка угла поворота антенны по азимуту (в горизонтальной плоскости)
- Установка угла поворота конвертера спутниковой тарелки
- Магнитное склонение
- Определение максимальной высоты преодолеваемого препятствия
- Выбор спутника (из группы спутников)
- Выбор луча
- Допризывная подготовка
- § 51. Движение по азимутам
- Как определить азимут по компасу
- Погрешности в расчетах
- Внедорожное ориентирование: поиск объекта по азимуту и расстоянию в SAS Планета
- Аварийный азимут
- Для чего нужен расчёт азимута
- Обход препятствий
Погрешности и почему они возникают
Бо́льшая часть ошибок, которые совершают туристы, связаны со следующими факторами:
- магнитное склонение или девиация;
- неисправность компаса;
- близость металла, в том числе в рюкзаке;
- близкое расположение линий электропередач;
- близость к электроприборам.
Если последние 3 причины довольно легко устранить, а избежать вовсе можно проявив банальную бдительность, то с первыми придется разобраться подробнее.
Отклонение от запланированного пути передвижения чаще всего случается по причине магнитного склонения. Надо уметь его рассчитать. Сведения печатаются на карте. Сведения из старых источников могут оказаться неверными, потому что значение постоянно изменяется.
Опытные туристы рекомендуют ежегодно обновлять карты. Вы можете зайти в аномальную зону. Здесь колебание происходит в широком диапазоне. Ярким примером являются моря и океаны, где показания имеют свойство постоянно изменяться в зависимости от залежей металла, источников ценных природных ресурсов на дне, трещин в земной коре и от глубины.
Именно во избежание таких неприятных ситуаций на большинстве кораблей устанавливают электромагнитные навигационные системы со спутниковой связью. В них уже заложено ориентирование с учетом вероятной погрешности, а данные постоянно обновляются.
С ними можно не бояться заблудиться. Однако, такая техника требует определенного навыка обращения.
Понятие магнитной девиации связано с близостью предметов с магнитными свойствами и вблизи от высоковольтных линий. Магнитная стрелка в этом случае отклоняется от магнитных линий Земли.
Наиболее значимые ошибки и погрешности возникают недалеко от железной дороги, вблизи автомобиля, мотоцикла, а также если турист находятся рядом со следующей техникой:
- смартфон, планшет, компьютер;
- радиооборудование;
- компас;
- магнит.
Перед началом ориентирования рекомендуется максимально отдалить от себя приборы, влияющие на показания. Также надо снять рюкзак со снаряжением. Известны случаи блуждания из-за отклонения стрелки из-за снаряжения туристов за спиной.
Следующий фактор — неисправность компаса. Самый простой способ проверить — приблизить магнит. Если прибор исправен, то стрелка каждый раз будет отклоняться в сторону магнита, в какую бы сторону его не поднесли.
А когда вы убираете магнит — стрелка обязательно возвращается в начальное положение. Если этого не произошло, то это свидетельствует о неисправности.
Если вы на улице или в походе, а под рукой нет магнита — не отчаивайтесь. Проверить можно при помощи обычного ножа, или лежащего в кармане смартфона. Оба эти предмета обладают практически незаметными магнитными свойствами, но их хватит для проведения тестирования. Действия остаются те же, что и при проверке магнитом.
Если у вас возникает даже малейшая тень сомнения относительно достоверности данных вашего компаса, то его рекомендуется сразу проверить. Это позволит избежать погрешности, а в экстренной ситуации не даст заблудиться.
Истинный азимут и магнитный азимут: в чем разница?
Наверняка, всем известно о существовании истинного азимута и магнитного азимута. Они не совпадают так же, как географический полюс Земли с магнитным. Поэтому, ориентирование на местности должно производиться с учетом их разницы. Это нужно для того чтобы не столкнуться с той трудностью, когда выход к намеченной точке на карте местности обозначается разными показаниями компаса и измерениями азимута по карте.
Разница между двумя азимутами
Азимутом обозначается угол между двумя направлениями: северным и тем, где находится необходимая точка на конкретно взятой местности. Северным при этом считается направление на Северный полюс. Но при этом компасное северное направление, на самом деле, является указанием на магнитный полюс, а не географическое положение.
Таким образом, говоря об истинном полюсе, мы имеем в виду географический, связанный с формой Земли, а также ее осью вращения, проходящей через два полюса — северный и южный.Определение же магнитного полюса связано с существованием магнитного поля вокруг Земли, которое имеет два полюса, не совпадающие с истинными земными, как и соответствующие им истинный и магнитный меридианы.
Если между этими меридианами отложить определенное направление относительно предмета местности, то угол, образованный между каждым из этих меридианов будет являться истинным и магнитным азимутом соответственно.
При этом склонение к востоку обозначается знаком «плюс», а к западу – знаком «минус». В зависимости от местности, величина склонения различается, так же, как и с течением времени. Чтобы определить величину магнитного склонения, указанное на топографической карте на данный момент вычисления, нужно умножить его ежегодное изменение на число лет, прошедших с момента составления карты, прибавив к нему значение, указанное на момент года составления.
Связь между истинным и магнитным азимутами
Чтобы определить магнитный меридиан, используется буссоль. Это специальная коробка круглой формы, с находящимся внутри нее кольцом с делениями, обозначающими градусы через каждые 10 значений.
Деления с обозначениями градусов от 0 до 360 по движению против часовой стрелки отсчитывают азимуты, а деления от 0 до 90 каждой четверти круглого поля отсчитывают так называемые румбы. Коробка закрыта стеклом, а на шпиле посередине нее свободно вращается стрелка, показывающая магнитный меридиан с его направлением. Зная румбы, можно вычислить азимуты и наоборот. Таким образом, формируется связь между истинными и магнитными азимутами.
Определение азимута истинного и магнитного
Чтобы узнать азимуты, необходимо сначала определить направление меридианов. Когда оно будет найдено, нужно измерить величину угла между направлением меридиана и тем, которое указывает на нужную точку местности. Искомый угол измеряется по часовой стрелке вправо от северного направления.
Для вычисления магнитного азимута можно воспользоваться значением, которое показывает магнитная стрелка, избавленная от влияния земного магнетизма, металлических предметов, электрических сетей. Она должна быть хорошо намагничена, беспрепятственно вращаться на шпиле. Прибор для определения магнитного азимута и направления магнитного меридиана с помощью магнитной стрелки называется буссоль.
Определение истинного азимута с помощью буссоля не совсем точно, но можно узнать его значение с разницей в 1-2 градуса при условии, что известна величина и направление склонения стрелки в конкретной точке местности. Более точным способом определения истинного меридиана является наблюдение за небесными светилами. Это осуществляется с помощью специальных угломерных инструментов, размещенных горизонтально.
Как определить азимут по карте
На случай отсутствия специальных приборов каждый турист должен владеть навыками определения азимута по географической карте. Сделать такие расчеты возможно несколькими простыми методами: используя транспортир, компас на топографической карте выполнить чертеж, позволяющий получить искомую информацию.
С помощью транспортира
В процессе вычисления азимута также пригодится линейка
При этом важно помнить: на географических картах север расположен вверху, юг – внизу, запад, восток, следовательно, слева и справа
Определение азимута с помощью транспортира
Порядок действий:
- Карандашом отметить место нахождения наблюдателя.
- Через него провести прямую, перпендикулярную к границам карты (верхней, нижней). Это будет направление С-Ю.
- Найти конечный пункт следования, соединить с начальной точкой.
- По северо-южной линии приложить транспортир так, чтоб его центр совместился с исходным местом.
- На пресечении шкалы измерительного инструмента с прямой, соединяющей отдаленный объект с точкой стояния, прочитать величину истинного азимута.
С помощью магнитного планшетного компаса
Пластиковая коробка с намагниченной стрелкой (расположенной на оси), градуированная шкала – это основные составные части планшетного компаса. Стоит отметить, что коробочка надежно прикреплена к прозрачной поверхности с нанесенной разметкой.
Магнитный планшетный компас
Порядок действий:
- Разместить компас на бумажной карте.
- Планшет аккуратно совместить с курсом (направить стрелку на конечный пункт похода).
- Прокрутить колбу так, чтоб красные линии (расположенные внизу устройства) стали параллельными вертикальным прямым на карте.
- Осевая стрелка прибора покажет величину дирекционного угла. Последний возможно легко перевести в нужный вид азимута.
С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты
Для вычисления азимута потребуется прибор с намагниченной стрелкой, а также обычная карта, сориентированная на стороны горизонта.
Определение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты
Порядок действий:
- Обозначить исходную точку, провести через нее линию С-Ю.
- Найти конечный объект, соединить его с местом наблюдателя.
- Положить компас на топографическую карту, стрелку совместить с линиями долготы.
- Переместить центр прибора на прямую (начальная точка-конечный пункт).
- На пересечении последней и шкалы прочитать значение азимута.
Азимут и его виды
Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.
Азимут в основном применяется для того, чтобы:
- осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
- определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
- определять свое местоположение по двум ориентирам.
Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.
В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.
Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…
Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.
Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.
Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.
Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.
Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.
Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.
Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.
Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.
Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.
Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.
Операторы спутникового интернета:
Установка угла наклона спутниковой тарелки (угла места)
Для правильной настройки спутниковой антенны по углу места необходимо знать параметры Вашей антенны. Для офсетной антенны основным параметром является офсетный угол β . Узнать значение данного параметра можно в паспорте антенны или на сайте производителя. Для большинства производителей он находится в пределах 18°-27°.
Выяснив значение офсетного угла β , можно вычислить значение угла наклона Y=α-β для настройки на выбранный Вами спутник. Угол α — угол места для выбранного спутника.
Не пугайтесь, если в результате расчетов у Вас получилось отрицательное значение Y , для офсетных антенн это нормальное явление, антенна будет направлена немного «в землю».
Установка угла поворота антенны по азимуту (в горизонтальной плоскости)
Азимут оси луча антенны на спутник означает выраженный в градусах угол, образованный между линией, указывающей географическое направление на север, и проекцией оси главного лепестка диаграммы направленности антенны на плоскость семной поверхности в месте установки антенны, направленной на спутник.
Положительное направление азимута определяется при движении антенны от направления на север по часовой стрелке.
Истинный азимут, или географический азимут — это угол, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект.
Магнитный азимут — угол, откладываемый по часовой стрелке между магнитным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.
Установка угла поворота конвертера спутниковой тарелки
Положительному значению угла поворота соответствует поворот конвертера по часовой стрелки, отрицательному значению — против часовой стрелки. Поворот конвертера указан со стороны расположения спутниковой тарелки.
Для приема сигналов со спутников, вещающих в круговой поляризации (ТриколорТВ, НТВ+) угол поворота конвертера не важен.
Магнитное склонение
Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным.
Определение максимальной высоты преодолеваемого препятствия
Если во время работы с интерактивной картой на линии направления на спутник, вблизи места установки антенной системы, расположено препятствие (дерево, строение и т.п.) Вам необходимо проверить, не экранирует ли данный объект сигнал со спутника.
Для определения максимальной высоты преодолеваемого препятствия, передвиньте маркер -символизирующий препятствие на место, где расположен исследуемый объект.
В графе Расcтояние до препятствия высветится расстояние от места установки антенны до объекта, в графе Высота преодолеваемого препятствия будет указана максимальная высота препятствия, которое не будет мешать приему спутника.
Выбор спутника (из группы спутников)
Данный список содержит названия спутников, расположенных на геостационарной орбите в ранее выбранной позиции (меню «Выбор спутника»).
Выбор луча
На каждом спутнике установлено некоторое количество транспондеров (приемо-передатчиков). В зависимости от направления передающих антенн транспондеры делятся на группы. Направление, в котором передает группа транспондеров, называется лучом.
Допризывная подготовка
§ 51. Движение по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определённых по карте.
Магнитный азимут и его определение. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.
Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0 до 360 градусов.
Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь—мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 78).
Рис. 78. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°; на ель — 323°
Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчёт, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь—мушка удалённый предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.
Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.
Движение по азимутам. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине расстояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде схемы маршрута
Рис. 79. Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. — пара шагов)
При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счёт пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удалённый ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.
Таблица для движения по азимутам
На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведённой через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.
Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звёзды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой всё время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.
Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.
- Какие данные нужны для движения по азимутам?
- Определите размер своего шага и переведите в пары шагов расстояние 100 м.
- Определите азимуты возможных направлений движения от дома до учреждения образования.
- Определите обратные азимуты для азимутов 70°, 120°, 170°, 285°.
Как определить азимут по компасу
В условиях ориентирования на местности, расчет начинают от направления стрелки устройства. Вычисление производится по часовой стрелке (рисунок 3).
Рисунок 3. Определить направление движения поможет компас
Стороны азимута (северное направление и точка назначения) находятся в пределах от 0° до 360°. Если точка назначения находится точно на севере, то его азимутальный угол равняется 0°. Направление на восток равно 90°, на юг – 180°, а на запад – 270°.
Как правильно держать компас
Для того чтобы получить правильное определение азимута на местности, необходимо уметь держать устройство для определения сторон света в правильном положении. Неточные данные повышают ваши шансы заблудиться. Мы расскажем о двух основных принципах работы этого устройства, спасшего на протяжении истории использования сотни тысяч жизней.
Методика центрального захвата
Прибор необходимо открыть так, чтобы его крышка совпадала с основой прибора, образовывая прямую линию. Откройте задний прицел с линзой, так, чтобы циферблат не был закрыт. Для определения показателя по этой методике необходимо правильное положение пальцев (рисунок 4).
Рисунок 4. Техника определения азимута по компасу
Указательные пальцы обеих рук держите вдоль крышки. Большой палец левой руки положите между задним прицелом и циферблатом. Большим пальцем правой руки придерживайте корпус под основной частью. Разведите локти в стороны, и установите прибор на уровне солнечного сплетения. Как определить азимут на местности таким способом? Просто развернитесь так, чтобы крышка указывала на необходимый вам объект. Далее прочитайте значение угла на циферблате.
Методика «компас к щеке»
Как определить азимут по компасу: градусы и прицел:
- Отведите крышку прибора под углом 90° по отношению к основной части.
- Задний прицел нужно немного отвести вперед, чтобы его прицельная щель при взгляде через нее совпадала с прицельной нитью крышки.
- Держа прибор возле щеки, наведите его таким образом, чтобы необходимый объект попал в линию переднего прицела.
- После зафиксируйте полученное значение на циферблате.
Следует помнить, что работа устройства осуществляется за счет намагниченной стрелки, поэтому на нее могут влиять металлические предметы или крупные объекты находящиеся поблизости (рисунок 5).
Часто, железная утварь (лопата, колышки, котелок, и прочее), висящие на туристическом рюкзаке могут изменить и исказить показания магнитной стрелки, заставляя владельцев идти по неправильному курсу, или вовсе кругами.
Перед тем, как найти азимут объекта, убедитесь, что рядом с вами не проходят высоковольтные линии электропередач. Они тоже влияют на точность показаний. Если избежать их не удается, отойдите на расстояние более 50 метров.
Рисунок 5. Техника «компас к щеке»
Сегодня мы вкратце рассмотрели ориентирование по азимуту, и узнали основные методы его нахождения. Несмотря на то, что почти у каждого из нас есть навигаторы и приложения на телефоне, которые облегчают жизнь, знание основ работы с устройством для определения сторон света обязательно. Понимание того, как определить градусы азимута по компасу всегда поможет вам в случае необходимости ориентирования!
Погрешности в расчетах
Прокладывая маршрут движения, погрешностей не избежать. Даже каких-то 5 градусов могут дать отклонение в сто метров на каждом километре маршрута.
Чтобы избежать ошибок, необходимо:
- разбейте маршрут на части, на каждой запомните какой-то ориентир;
- контролируйте пройденный отрезок пути, чтобы при встрече с преградами вы всегда могли вернуться в исходную точку;
- все препятствия, которые встречаются по правую или левую сторону, преодолевайте поочередно;
- старайтесь контролировать пройденный отрезок пути – периодически оглядывайтесь и ориентируйтесь по природным или искусственным объектам (дорогам, водоемам, ЛЭП).
Ориентирование на местности
Перед тем, как тронуться в путь, просчитайте аварийный угол. За ориентир можно взять дорогу или жилой пункт, к которому можно выйти в случае, если вы заблудились. Это значение нужно получить и записать перед тем, как отправиться в путь.
Погрешности в расчетах могут возникать в нескольких случаях:
- неисправность прибора;
- ошибка в определении магнитного склонения;
- близко расположенные железнодорожные пути, линии электропередач, другой компас или мобильник.
Внедорожное ориентирование: поиск объекта по азимуту и расстоянию в SAS Планета
SAS Планета – картографическая и навигационная программа, в режиме онлайн доступны спутниковые снимки и карты от Google, Яндекса, Bing и ряда других провайдеров. Работает на ПК и мобильных устройствах на Windows. Очень много функций, но сегодня мы рассмотрим лишь те, которые пригодятся в построении азимутов.
SAS Планета: построение азимута линейкой
Начальная точка. Каким-то образом мы нашли нужный объект на карте, по координатам или проехавшись по виртуальной легенде. Ставим точку в этом месте.
Начальная точка — некий недострой, точные координаты которого нам удалось вычислить.
Начальная точка — некий недострой, точные координаты которого нам удалось вычислить.
От этого объекта нам нужно найти точку по заданному азимуту и расстоянию.
Способ первый – инструмент «Линейка» — начальная точка на недострое, конечная точка в любом другом (или нужном для другого задания) месте. Кроме расстояния сразу отобразится азимут от первой до второй точки.
Построение азимута линейкой.
Построение азимута линейкой.
Чтобы начальная точка попала точно по координатам объекта, достаточно навести мышку на значок точки до появления ее названия. Тогда при постановке точки она окажется точно в основании иконки.
Проекция точки в SAS Планета
Для построения азимутов в SASPlanet есть и специальный инструмент «Проекция точки». Выбираем нужный пункт в меню:
В открывшимся окне вводим нужные данные – расстояние и азимут, а также начальную точку.
Жмем кнопку «Спроецировать», задаем имя метки и все — нужная точка стоит на карте.
Построение азимутов в SAS Планета: геометрический способ («Циркуль»)
Есть и третий способ вычисления азимутов в SASPlanet — геометрический. Для этого нам пригодится еще один инструмент «Циркуль».
Инструмент «Циркуль» открывается в панели инструментов под главным меню программы.
Инструмент «Циркуль» открывается в панели инструментов под главным меню программы.
Первую точку ставим непосредственно на наш недострой, вторую — в любом месте рядом. В открывшемся окне просто вводим нужное значение.
На этом примере мы построили вокруг недостроя окружность диаметром 71 метр.
На этом примере мы построили вокруг недостроя окружность диаметром 71 метр.
Осталось определиться с азимутом.
Аварийный азимут
Это понятие может пригодиться в тех случаях, когда существует риск заблудиться. Перед тем как отправляться в путешествие, необходимо позаботиться и об обратном маршруте, на случай если в силу определенных обстоятельств доведется сбиться с основного направления движения. В качестве линейного ориентира (аварийного) обычно используют реку, железнодорожное полотно, высоковольтную линию. Для этого необходимо.
- Стать лицом к линейному объекту и определить магнитный азимут.
- Запомнить, а лучше записать полученное число.
Если в процессе путешествия у вас не получится выйти к искомому объекту, или вы потеряетесь в пространстве, необходимо просто прекратить движение вперед и начать двигаться в соответствии аварийного азимута. В этом случае вы наверняка придете в искомую точку, и если понадобится, сможете начать свой туристический маршрут сначала.
Учитывайте. Вблизи железнодорожного полотна или высоковольтных линий электропередач возникает дополнительная погрешность в показаниях компаса. Стрелка может отклониться на несколько градусов от реального направления, указывающего на магнитный полюс. Подобное действие оказывают и залежи природных ископаемых (железной и магнитной руды) в данной местности. Поэтому нельзя производить расчеты в непосредственной близости с такими объектами.
Если местность имеет географические неровности и препятствия, прокладывать маршрут по прямой линии не целесообразно. Весь путь лучше разбить на несколько расстояний, относительно каждого приметного объекта определить азимут. Потом останется лишь двигаться от одного до следующего ориентира, учитывая величины горизонтальных углов и направления движения.
Для чего нужен расчёт азимута
Некоторые факты об этом понятии вспоминаются с уроков географии и окружающего мира в школе. Для применения знаний на практике требуется более обширно разобрать особенности процесса поиска азимутального угла. Если представление об общем определении что такое азимут в географии имеет практически каждый человек, то туристы применяют расчёты для следующих целей:
- Создание оптимального маршрута для передвижения между точками А и В.
- Выбор ориентиров на местности.
- Способ установления местонахождения туриста, используя данные по координатам 2-х точек.
Те, кто занимаются охотой и лесничеством также знакомы с азами расчёта азимута. В профессиональной деятельности поиск угла между объектом и севером применяется в таких сферах, как:
- астрономия;
- картография;
- геодезия;
- топография.
Представители профессий, часто находящиеся в море, космосе или воздушном пространстве, имеют усовершенствованную технику, но также владеют навыком поиска азимутального угла. Оборудование может дать сбой, а измерить угол можно с помощью нескольких простых подручных приборов из арсенала любого моряка и летчика, благодаря чему можно найти правильное направление движения, устранить ошибки в выбранном маршруте или установить местонахождения судна, самолета без дополнительных приборов.
Обход препятствий
При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.
Обход препятствий: а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:
При наличии видимости через препятствие (рис. а):
- заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
- обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.
При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):
Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.
После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние — 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).
На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.
Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.
Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков
В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины
Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.