Что такое азимут, и как его определить

Содержание:

Шаг 2: выбор интересующего объекта на карте

Далее вам понадобится найти тот объект, на который вы и будете определять азимут. Желательно, чтобы он был небольшим по размеру или вообще был похож на точку. На крупномасштабной карте идеальными объектами для определения азимута можно назвать деревья или колодцы, отдельные здания. На карте мелкого масштаба примерами таких объектов могут служить пунсоны (точки), обозначающие города или крупные населенные пункты. Если на вашей карте нет указанных выше значков или предметов, похожих на точку или имеющих маленький размер, можно взять значок побольше. В таком случае азимут принято определять до точки, расположенной в самом центре этого объекта. Так, если вам необходимо определить азимут до одного из домов, которые представлены на карте с помощью черно-белой штриховки в виде прямоугольников, то для этого нужно поставить точку в самом центре одного из домов. Если объект имеет квадратную или прямоугольную форму, то для этого следует найти точку пересечения диагоналей — она и будет центральной точкой, на которую впоследствии определяется азимут. К примеру, на представленной выше картинке определяется азимут до случайной точки Б, расположенной в случайном месте посреди пойменных лугов местной реки. На самом деле азимут — это угол, который можно определить вообще до любой точки, представленной на карте. Как только вы определились с необходимым объектом, можете переходить к следующему шагу.

Дешевые авиабилеты Краснодар — Астрахань «Азимут» прямой рейс с багажом

Дата вылета Пересадки Найти билеты
13 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 280
18 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 280
19 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 280
20 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 280
25 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 280
30 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 280
27 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 480
16 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 480
23 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 1 480
26 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 2 280
11 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 3 080
12 Ноября 2021 Прямой рейс Билеты от 3 080
18 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 102
17 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 592
23 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 592
25 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 592
29 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 592
30 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 592
27 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 3 770
26 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 070
15 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 222
16 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 222
19 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 222
22 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 222
24 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 222
28 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 222
20 Ноября 2021 1 остановка Билеты от 4 575

Операторы спутникового интернета:

Установка угла наклона спутниковой тарелки (угла места)

Для правильной настройки спутниковой антенны по углу места необходимо знать параметры Вашей антенны. Для офсетной антенны основным параметром является офсетный угол β . Узнать значение данного параметра можно в паспорте антенны или на сайте производителя. Для большинства производителей он находится в пределах 18°-27°.

Выяснив значение офсетного угла β , можно вычислить значение угла наклона Y=α-β для настройки на выбранный Вами спутник. Угол α — угол места для выбранного спутника.

Не пугайтесь, если в результате расчетов у Вас получилось отрицательное значение Y , для офсетных антенн это нормальное явление, антенна будет направлена немного «в землю».

Установка угла поворота антенны по азимуту (в горизонтальной плоскости)

Азимут оси луча антенны на спутник означает выраженный в градусах угол, образованный между линией, указывающей географическое направление на север, и проекцией оси главного лепестка диаграммы направленности антенны на плоскость семной поверхности в месте установки антенны, направленной на спутник.

Положительное направление азимута определяется при движении антенны от направления на север по часовой стрелке.

Истинный азимут, или географический азимут — это угол, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект.

Магнитный азимут — угол, откладываемый по часовой стрелке между магнитным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Установка угла поворота конвертера спутниковой тарелки

Положительному значению угла поворота соответствует поворот конвертера по часовой стрелки, отрицательному значению — против часовой стрелки. Поворот конвертера указан со стороны расположения спутниковой тарелки.

Для приема сигналов со спутников, вещающих в круговой поляризации (ТриколорТВ, НТВ+) угол поворота конвертера не важен.

Магнитное склонение

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным.

Определение максимальной высоты преодолеваемого препятствия

Если во время работы с интерактивной картой на линии направления на спутник, вблизи места установки антенной системы, расположено препятствие (дерево, строение и т.п.) Вам необходимо проверить, не экранирует ли данный объект сигнал со спутника.

Для определения максимальной высоты преодолеваемого препятствия, передвиньте маркер -символизирующий препятствие на место, где расположен исследуемый объект.

В графе Расcтояние до препятствия высветится расстояние от места установки антенны до объекта, в графе Высота преодолеваемого препятствия будет указана максимальная высота препятствия, которое не будет мешать приему спутника.

Выбор спутника (из группы спутников)

Данный список содержит названия спутников, расположенных на геостационарной орбите в ранее выбранной позиции (меню «Выбор спутника»).

Выбор луча

На каждом спутнике установлено некоторое количество транспондеров (приемо-передатчиков). В зависимости от направления передающих антенн транспондеры делятся на группы. Направление, в котором передает группа транспондеров, называется лучом.

Для чего нужен расчёт азимута

Некоторые факты об этом понятии вспоминаются с уроков географии и окружающего мира в школе. Для применения знаний на практике требуется более обширно разобрать особенности процесса поиска азимутального угла. Если представление об общем определении что такое азимут в географии имеет практически каждый человек, то туристы применяют расчёты для следующих целей:

  1. Создание оптимального маршрута для передвижения между точками А и В.
  2. Выбор ориентиров на местности.
  3. Способ установления местонахождения туриста, используя данные по координатам 2-х точек.

Те, кто занимаются охотой и лесничеством также знакомы с азами расчёта азимута. В профессиональной деятельности поиск угла между объектом и севером применяется в таких сферах, как:

  • астрономия;
  • картография;
  • геодезия;
  • топография.

Представители профессий, часто находящиеся в море, космосе или воздушном пространстве, имеют усовершенствованную технику, но также владеют навыком поиска азимутального угла. Оборудование может дать сбой, а измерить угол можно с помощью нескольких простых подручных приборов из арсенала любого моряка и летчика, благодаря чему можно найти правильное направление движения, устранить ошибки в выбранном маршруте или установить местонахождения судна, самолета без дополнительных приборов.

Что такое азимут в системе географических наук?

Начнем с того, что это одно из важнейших понятий в системе географических наук, исследованием которой занимаются в рамках картографии, геодезии и топографии. Само определение термина «азимут» довольно простое. Речь идет об угле, который откладывается между направлением на север и направлением на нужный нам объект. Как и любой другой угол, азимут можно измерить с помощью известного нам всем со школьных времен инструмента — транспортира. Величина азимута меняется от 0 до 360 градусов, в зависимости от того, на какой угол отклоняется от северного направления нужный нам объект. Чаще всего, когда говорят о том, что нужно определить азимут, имеют в виду именно географический.

Разница между магнитным и истинным азимутом

Установление азимута на местности осуществляется исходя из курса на север

При этом, определяя истинный показатель, берётся во внимание географическое расположение полюсов. От северного и южного полюса зависит и форма Земли, и её ось вращения

Если для ориентирования использовать компас, то он укажет на магнитный полюс, который находится на некотором расстоянии от точного географического направления на север или юг. Этот факт объясняется действием вокруг планеты магнитного поля, которое не соответствует истинным полюсам Земли.


Магнитный азимут

Из-за этих несовпадений в процессе ориентировки необходимо помнить, что изображение на карте соответствует географическим полюсам, а стрелка компаса нацелена на магнитные полушария. В этом случае можно рассчитать магнитное склонение, которое представляет собой разницу между значениями углов.

В определённых местах Земли погрешность между азимутами может существенно повлиять на маршрут путешественника

Например, находясь в диапазоне экватора, очень важно учитывать склонение. Ошибка всего в несколько градусов может сбить с намеченного курса на несколько десятков километров

В процессе работы с компасом есть возможность узнать степень склонения, а также его направленность в зависимости от сторон горизонта:

  • если прибор склоняется к востоку, то истинный меридиан и угол восточного склонения суммируются;
  • когда компас стремится к западному направлению, то, соответственно, склонение называют западным, а в формуле применяется вычитание.

Такие вычисления нужны, чтобы узнать магнитный азимут, исходя из величины истинного.


Истинный азимут

Склонение не только зависит от территории его определения, но и изменяет своё значение с течением времени. Поэтому ориентировщикам рекомендуется использовать только последние версии топографических карт

Кроме этого карты должны быть максимально подробными, чтобы была возможность брать во внимание даже незначительные ориентиры

Показатель магнитного склонения часто указан в нижней части карты. Если в походе используется не обновлённая карта, следует узнать его новое значение. Для этого проводятся два действия:

  • Умножить величину, которая показывает ежегодное изменение данного склонения, на общее количество лет, прошедших от начала действия используемой карты.
  • Затем к полученному числу прибавить величину магнитного склонения, указанное первоначально.

Погрешности при движении по азимуту

Знание азимута не дает гарантии, что вы доберетесь до пункта назначения в точном соответствии с ожиданиями. Даже незначительное отклонение способно отразиться на достижении поставленной цели.

Так, погрешность в 5 градусов при прохождении заданного пути дает отклонение равное 100 метрам на отрезок в 1 км. Чтобы минимизировать риски погрешности следует внимательно составлять маршрут, а также изучить правила передвижения:

  • запланированный маршрут рекомендуется разделить на несколько небольших отрезков. Каждый из них должен заканчиваться в точке с заданным ориентиром;
  • если на пути возникают препятствия, то их следует обходить с левой или правой стороны поочередно. Так вы нивелируете погрешность;
  • если препятствие значительное, то необходимо проконтролировать возвращение на заданный вектор движения;
  • азимут для всего маршрута, каждого отрезка и расстояние рекомендуется рассчитать заранее, до начала пути. Так вы сбережете время в пути и сократите вероятность совершения грубой ошибки при расчетах;
  • если вы двигаетесь по незнакомой вам ранее местности, то пройденный путь надо периодически проверять. Для этого достаточно оглядываться назад и проверять линейность движения.

Как определить азимут больше 180 градусов?

Если интересующий вас объект находится за пределами 180 градусов, то для определения азимута можно воспользоваться следующими советами. Во-первых, можно взять круглый транспортир со шкалой от 0 до 360 градусов. Его использование рекомендуется в том случае, если вам необходимо довольно часто находить азимуты. Если под рукой нужного инструмента нет, можно взять обычный транспортир со шкалой в 180 градусов и просто перевернуть его. К примеру, если из точки А нужно определить азимут на ближайший куст, расположенный левее (к юго-западу), то следует из точки А провести линию на север, приложить транспортир по левую сторону от линии (как показано на рисунке) и отсчитать 180 градусов. Далее необходимо расположить транспортир центром в точке А, но уже по правую сторону от линии. Таким образом, 0 градусов транспортира будут ориентированы на юг. Далее необходимо найти новый угол от 0 градусов до направления на объект и приплюсовать полученные значения к 180 градусам. В указанном примере азимут от точки А на куст составит 180 + 90 = 270 градусов.

Таким образом вы научились определять азимут до любой точки. А значит, решать большую часть задач, связанных с ориентированием на местности. Кроме того, получили представление о том, что такое азимут в географии!

Методики определения азимута по карте

В зависимости от наличия оборудования под рукой и обстоятельств, путешественник выбирает подходящий способ определения азимутального угла с помощью карты.

Работа с транспортиром

Определить истинный азимут по транспортиру удастся, придерживаясь следующего алгоритма действий:

  • расположите карту на ровной поверхности;
  • отметьте исходную точку;
  • через точку проведите прямую линию по вертикали;
  • вторая точка на карте – объект, чей азимут определяется;
  • две точки соединяются с помощью транспортира, изменяется угол между ними, полученные показатели фиксируются.

Поиск азимута с помощью планшетного магнитного компаса

Определить истинный азимут на карте получится с помощью компаса. Лучше выбрать планшетный вариант. С помощью крышки из пластика со значениями получают точные показатели. С этой задачей справится даже начинающий турист:

  • Отмечаем на карте две точки (исходную и конечную).
  • Пластиковую крышку размещаем параллельно намеченному маршруту.
  • На каждой карте нарисована километровая разметка. Линии компаса должны совпадать с сеткой. Для этого прибор вращаем пока не получат нужный результат.
  • С помощью данного метода устанавливаем дирекционный угол, который переводим в азимут.

Азимут и его виды

Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.

Азимут в основном применяется для того, чтобы:

  • осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
  • определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
  • определять свое местоположение по двум ориентирам.

Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.

В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.

Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…

Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.

Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.

Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.

Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.

Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.

Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.

Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.

Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.

Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.

Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.

Как определить азимут на местности

На местности с помощью компаса можно определять азимут на выбранное направление или объект (ориентир), а можно наоборот — по известному азимуту, например, найденному по карте, определить направление на местности. Рассмотрим оба варианта.

Задача №1. Нужно определить магнитный азимут на объект (ориентир).

В этом случае компас располагается в направлении ориентира. Чтобы более точно выставить компас по отношению к ориентиру в некоторых моделях имеются мушка и целик, а также зеркало с прорезью.

После этого колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе (обычно «N» или «С»). Указатель компаса при этом покажет азимут на выбранный объект.

Задача №2. Нужно, зная магнитный азимут, определить направление на местности.

Для этого колба компаса поворачивается до тех пор, пока указатель не укажет на шкале колбы цифру, соответствующую значению магнитного азимута. После этого компас поворачивается в горизонтальной плоскости, пока северная сторона стрелки не совпадет с символом севера на колбе. Как только это произошло, можно утверждать, что компас указывает искомое направление, то есть располагается вдоль него.

Если с помощью компаса понадобится определить обратный азимут, то не обязательно заниматься арифметикой, отнимая или прибавляя к известному азимуту 180 градусов. Куда удобнее и легче просто выбрать направление движения, повернув компас таким образом, чтобы на месте северной стороны стрелки оказалась ее южная сторона.

Обход препятствий

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий: а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):

Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.

После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние — 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).

На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.

Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков

В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины

Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

Составление маршрута движения по азимуту

Топографическая карта окрестности облегчает передвижение туриста. На них нарисованы дорожки и тропинки, ручейки и крупные реки со всеми изгибами и поворотами. Поэтому движение больших групп в запланированном походе производится при использовании карты.

Однако, иногда невозможно избежать хождения по азимуту. В качестве примера можно привести проливные дожди, влияющие на дальность обзора, густой туман, пустынная или степная местность, густой лес.

Чтобы ускорить продвижение к окончательной цели рекомендуется нарисовать запланированный путь на карте. Прямолинейное движение не всегда верное.

Чтобы не совершать ошибок или сократить их количество, рекомендуется разделить маршрут на несколько отрезков, меньших по длине. В каждой точке надо опираться на ориентиры, соединяющие места остановки. Достигнув намеченного ориентира необходимо проверять маршрутный лист и по возможности исправлять или дополнять его.

Составленный таким образом маршрутный лист длиннее. Намеченный путь представляет собой ломаную кривую линию. Однако, вероятность совершения ошибки или заблудиться гораздо меньше.

Чтобы спланировать маршрут, надо выбрать пункты остановки с крупными ориентирами. До каждой точки дополнительно определяется расстояние. Если планируется обратный путь, то все замеченные неточности записываются в походном блокноте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector