Цыгане: национальность или народность, почему у цыган нет своей страны?
Содержание:
- Цыганские имена и фамилии
- Цыганский язык
- Признаки, внешность цыганской национальности
- Особенности цыганской современной жизни
- К какой национальности, расе относятся цыгане, от какой нации произошли, кто их предки, где их родина?
- Первые цыгане в России
- Традиции и обычаи
- Средства к существованию, быт
- История цыганского народа
- Цыганские законы
- От рома до цыган
- Цыгане в России
- Рита Хэйворт
- «Хлеба никому не дают»
- Жизнь и поверья цыган
- Язык: есть проблемы
- Неподсчитанные потери
- На равных правах
- Цыгане национальность или народность — как пишется национальность в паспорте?
Цыганские имена и фамилии
Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:
- официальное;
- светское;
- отчество;
- фамилию;
- прозвище ветви семьи.
Официальное имя — это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.
Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:
- Прозвище — своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
- Крестильное — если оно отличается от официального;
- Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).
Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий — Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.
Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).
Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.
Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.
К старшим обращаются «дядя» или «тетя». Далее следует светское имя.
Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.
В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.
Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.
к оглавлению ^
Цыганский язык
По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.
В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:
- Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
- Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
- Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
- Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая – диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая – язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.
Признаки, внешность цыганской национальности
Чаще всего цыгане имеют темный цвет кожи, темные волосы – это и есть их отличительная особенность. Однако во многих странах Европы есть цыгане, которые имеют светлые волосы и белую кожу, голубые глаза. Еще в силу традиций цыганского народа можно заметить следующие индивидуальные особенности в их образе:
- Цыганки носят длинные волосы, ведь короткие стрижки для этого народа считаются символом бесчестья. Потому они все время избегают причесок с короткими волосами.
- Если цыган носит одну сережку в ухе, значит он один в семье, нет у него ни братьев, ни сестер.
- Все цыгане любят золотые массивные украшения, а больше всего им по нраву золотые перстни. Восточноевропейские кочевые народы имеют целые наборы перстней из восьми колец, которые носят на каждом пальце руки, кроме больших. Причем перстни отличаются друг от друга размерами, узорами, но подходят друг другу по цветовой гамме.
Часто можно встретить курчавых цыган, а женщины любят носить распущенные волосы или же собирать их в пучок.
Как выглядят внешне цыгане?
Есть и определенная разница от других народностей и в стиле одежды цыганской народности. Цыгане не любят коротких юбок, их платья и юбки всегда прикрывают колени, также они носят брюки, но не вульгарные. Хотя есть и исключения, многое зависит от места проживания цыганских семей.
Особенности цыганской современной жизни
У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.
В национальной кухне у цыган прослеживаются традиции Венгрии, Болгарии и Румынии. Их пища достаточно проста. Предпочитают в еде птицу, баранину, говядину, разнообразные овощи. К традиционным блюдом относится тумала — рубленое мясо в кукурузной лепешке, харбу – блюдо из сала, печени с добавлением крови. Традиционным напитком является черный чай с травами и ягодами.
К какой национальности, расе относятся цыгане, от какой нации произошли, кто их предки, где их родина?
Ранее европейцы считали, что цыгане – это египтяне. Даже gitanes — считается производным от египтянина. Миграция свободного народа шла из верхнего Египта (кстати, Египтов раньше было два — нижний, верхний). Так вот цыгане мигрировали из того, что был в районе Пелопоннеса. Это заметно даже по быту нынешних цыган. Цыганский народ смело можно отнести к европеоидной расе. Так как к ней причисляются: русские, индийцы, греки, перуанцы.
Первые карты Таро к европейцам привезли именно цыганские народы. Сами карты представляют собой напоминание о культе Бога Таро в Египте. Еще цыгане обучили европейцев умению египтян – бальзамировать усопших.
Цыганка-гадалка
Согласно последних данных, цыгане мигрировали из Египта, однако родина их не Египет, а Индия. Это доказали ученые-генетики. Индийские традиции и сейчас проявляются в культуре кочевого народа. Как известно, цыгане обладают даром непосредственного влияния на людей. Для этого они используют гипноз. Кроме того, они прекрасно ладят с животными, цыгане прекрасные дрессировщики и индусы тоже.
Для того, чтобы выделить цыган от остальных, достаточно пообщаться с ними. Этот народ, где бы не жил, в любой стране они противопоставляют себя другим людям. Именно особы этой культуры разделяют весь мир на цыган и не цыган.
Первые цыгане в России
Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.
Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:
«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».
Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).
Традиции и обычаи
Цыганская жизнь – это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:
- Особая забота о детях. Беспризорных детей у цыган не бывают, их обязательно усыновляют, причем дети могут быть любых национальностей.
- Мнение старших цыган очень авторитетно. Пожилых людей в этом народе почитают. Поднять руку на старого человека считается особо страшным преступлением.
- Женщины в цыганских семьях находятся по иерархии значительно ниже мужчин. К слабому полу относятся достаточно непочтительно до момента появление ребенка. Только после того, как женщина стала матерью, ее начинают уважать.
- Женщина должна всегда мужчину обходить сзади, если есть такая возможность, но при этом не может стоять у него за спиной, если он сидит.
- К древним традициям относится и привычка курить. У цыган считается, что дым может отпугнуть нечистую силу.
- Этому народу свойственно ношение значительного числа золотых украшений. Предпочтение при этом отдается перстням, которые надевают на каждый палец за исключением большого. Какие цыгане без выставленных на показ украшений? Таких просто нет.
- У цыганского народа клятвенный ритуал очень важен, если необходимо доказать невиновность или правоту.
Средства к существованию, быт
Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров – Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.
Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.
Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.
И по-прежнему, как было раньше, где родина цыган, женщины носят по две юбки и фартук. Ведь нижняя часть цыганки — «нечистая».
История цыганского народа
Письменности у цыган не было и нет, потому никаких исторических документов об их происхождении нет. Все передавалось из уст в уста, поэтому проследить за развитием этого народа можно лишь на основе рассказов старожилов. Есть множество теорий, о том, что цыганская культура имеет свое начало из Индии. А до восемнадцатого века были разные теории происхождения цыган. Кто рассказывал, что первые цыгане жили в Атлантиде, а кто говорил, что произошли они от евреев. Многие думают, что родина народа – Египет или Индия.
Есть версии, что зарождение народности произошло в Азии, в частности в Месопотамии или Синджаре. Некоторые утверждают – цыганский народ сперва жил в Византии. Если смотреть литературные произведения в 1422 году в летописи было указано, что цыгане жили в Индии, а в «Хронике мира» упоминалось, что Филипп 3 выгнал из Испании цыган, которые вернулись на свою родину в Индию.
Научно информация не была обоснована, но других источников об этом народе до восемнадцатого века нет. Уже в 2009-ом году из Франции выслали около десяти тысяч нелегалов цыганского происхождения в Болгарию, Румынию. А из Германии в ближайшее будущее собираются в Косово отправить двенадцать тысяч лиц, так как они эмигрировали в эту страну после военных действий в Югославии и Косово еще в 1999 г.
Цыганские законы
Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.
За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.
К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.
Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.
Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.
От рома до цыган
Кто же они такие? Откуда они? Современные исследователи верят, что цыганская культура зародилась в Индии. Ученый Рональд Ли в своих трудах высказал предположение, что их историческая родина – северо-центральная Индия. Хотя сегодня многие проживают в Европе – Италии, Испании и Восточной Европе, — лингвисты и генетики все же с большой вероятностью указывают именно на Индию как место их происхождения.
Однако общая родина не означает, что народы рома похожи друг на друга. В каждой культуре свои заметные отличия. Рома — самоназвание лишь самой обширной группы цыган, но другие народы зовут себя синти, кале или мануш.
Цыгане мигрировали с севера Индии в Персию в 11 веке. Оттуда они переместились в Европу к началу 15 столетия. Поэтому, вероятно, есть группы кочевников, отличающихся от коллективного названия «цыгане» своими индийскими, персидскими, итальянскими или румынскими обычаями, в зависимости от направления миграции.
Ввиду кочевого образа жизни практически невозможно установить, сколько цыган проживало в каждой стране в прошлые века.
К примеру, распространенность рома в Персии и Европе в 11 и 15 веке может быть обусловлена увеличением их численности. Но точные цифры что тогда, что сегодня установить невозможно. Это привело к культурному стереотипу о цыганах-рома, чья группа остается самой многочисленной на сегодня.
Цыгане в России
Что касается цыган России, то они тоже стали отражением перемен в истории. В дореволюционное время большинство цыган занималось воровством лошадей или гаданием. Некоторые из них были славными кузнецами, ведь любовь к коням у цыган в крови. После Октябрьской революции власти постарались “укротить” цыганский нрав, приобщая их к оседлости.
В середине прошлого века цыганам была предоставлена возможность получения бесплатного образования, однако далеко не все её использовали. Древний кочевой народ всё равно оставался непокорённым, хотя во многом и заимствовал культуру России. Достаточно легко цыганский народ воспринял христианство, а сегодня многие его представители отмечают православные или католические праздники, однако дополняют их своими этническими обрядами.
Рита Хэйворт
Голливудская актриса Рита Хэйворт стала первой актрисой, которая получила статус «принцессы Голливуда» в 40-х годах прошлого века. Именно она впервые появилась на обложке журнала в купальнике, а также стала лицом косметического бренда Maxfactor. Хэйворт не обладала большим актерским талантом, зато очаровала всех своей привлекательной внешностью.
Маргарита Кармен – так на самом деле звали девушку. Она родилась в семье испанского танцора, которому историки и приписывают цыганские корни. Чтобы попасть в Голливуд, она сделала несколько пластических операций, выщипала широкие брови, изменила линию волос с помощью косметических процедур и перекрасилась в рыжий цвет – так от испанско-цыганской внешности не осталось и следа.
Хэйворт снялась в десятках голливудских картин. Именно благодаря ей появилось выражение «секс-бомба». В 1944 году во время ядерных испытаний, которые проводили американцы в Тихом океане, на одну из бомб военные повесили плакат Хэйворт в купальнике. Стоит сказать, что несмотря на огромное количество поклонников, мужей и любовников, личная жизнь актрисы не увенчалась успехом. После 30 лет ее актерская карьера пошла на спад, она начала сниматься во второсортных фильмах, пить, а в последние 15 лет жизни болела и была недееспособной.
«Хлеба никому не дают»
В это время в самом Союзе недоедало или голодало до 100 млн человек, и особенно сильный удар пришёлся по деревне, где государство отменило пайки (пайков лишилось как раз около 100 млн граждан) и сократило зарплаты — в расчёте на то, что рядовые колхозники выживут за счёт спрятанной еды, а также своих огородов и домашней скотины (при этом совершенно не учитывалось, что засуха уничтожала посевы на огородах так же, как и зерно на общественных полях, а скотине не хватало корма; к тому же большие натуральные налоги на личные подсобные хозяйства лишали крестьян значительной части своей продукции). Снижение зарплат и добровольно-принудительные государственные займы заставили миллионы горожан снизить потребление продовольствия. В целом по стране в 1947 г. хлеба выпекали в 3 раза меньше, чем в 1940 г.
Тем, кому не хватало продуктов личного подсобного хозяйства, пришлось питаться суррогатами — есть жмых, мякину, щавель, крапиву, лебеду, жёлуди, весной искать на полях гнилой картофель и картофельную ботву (что чревато отравлениями и приводило к высокой смертности детей от желудочно-кишечных заболеваний).
Другие перебирались в города, кто не мог — оставался умирать в деревне. В Воронежской области весной 1947 г. насчитывалось уже 250 тыс. человек с диагнозом «дистрофия». Местный житель Г. М. Попов — тогда школьник — вспоминал, как умирали люди в его с. Скрипники, в том числе близкие: «Спасаясь от голода к нам приехали двое братьев отца, но не выжили и оба умерли от истощения. Дедушка умер. Не помню, как сам потерял сознание в голодном обмороке. Меня спасла стоявшая неподалёку воинская часть, очнулся в госпитале…»
Историк В. Ф. Зима: «Голода 1946 — 1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. (…) Основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчётам за 1946 — 1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн. т зерна».
Житель Рязанской области (деревня Новосёлкино) В. И. Кострикин рассказывал о весне 1947 г. так: «С трудом дожили до весны те, кто имел в своём хозяйстве корову и небольшие запасы картофеля. Молоко на рынке обменивали на другие продукты. В мае-июне ели крапиву, лебеду, ничего другого не было. От травы зубы были всегда зелёные. Много людей было опухших, некоторые так ослабевали, что не могли выйти из дома…»
Письма конца 1946 г. тоже демонстрируют ужасные картины голода. М. И. Пустовалова (Воронеж) писала родственникам в ноябре 1946 г.: «…Мы сейчас находимся в крайне затруднительном положении, которое до сих пор не выправилось, да и вряд ли его можно выправить. За этот год нам придётся, вероятно, кое-кого из нашей семьи не досчитаться в живых, так как уже сейчас начинаем пухнуть от голода».
Житель Воронежской области В. Ершов тогда же сообщал родным: «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только жёлудями». Илясов П. П. (Сталинградская обл.) писал: «…Хлеба нет и не знаем, как пережить голод. Хлеба никому не дают. Народ начинает опухать. В нашем колхозе и в соседнем хлеба совсем не дали — дело плохо». В самом Сталинграде было немногим лучше: «…Жить мне осталось недолго: я совсем обессилел от голода, ноги и лицо стали опухать, голова кружится» (Новиков В. Ф); «…Я продал всё, чтобы спасти жизнь. Больше продавать нечего, остаётся одно: или умереть, или решиться на что-то другое, иначе погибель. Я уже начинаю пухнуть. Мне не страшна тюрьма, ибо там я могу получить кусок хлеба» (Мурнило).
Государственная помощь больным дистрофией и отдельным колхозам и городам оказалась недостаточной; не хватило для преодоления голода и международной помощи по линии ООН (американцы, к примеру, отправили различных грузов в СССР на 31 млн долларов). Пришлось ждать нового урожая 1947 г., который удался лучше прошлогоднего.
Жизнь и поверья цыган
Как же сегодня живут цыгане? Свободолюбие их предков по-прежнему живёт в каждом представителе этого народа. Конечно, в наше время нечасто встречаются кочевые группы, но многие цыгане стараются искать работу по найму с недолгим сроком контракта. Им нравится знать, что ничто не сковывает и не держит их. Немало цыган имеют свой бизнес, что в полной мере позволяет реализовать поставленные цели, не теряя независимости.
Проблема образования по-прежнему остро стоит в отношении цыган. Их дети редко учатся в школе все классы, ограничиваясь тремя. Умение читать и писать считаются достаточными, после их получения подрастающее поколение должно помогать родителям.
У цыган немало интересных обычаев. Например, женщины всегда должны носить две юбки, поверх которых надевается фартук. Согласно поверьям, нижняя часть юбки может соприкасаться с землёй, со стопами, а значит, “нечистая”.
Впрочем, во многих европейских странах подобная традиция уже забыта. Цыганки одеваются вполне современно, ведут активный образ жизни и даже имеют своё дело, что позволяет им реализовать себя.
У цыган издавна особым животным считается конь
История цыган – это пример мягкого покорения едва ли не всего мира, что прошло незаметно и гармонично. Цыгане никогда не претендовали на роль завоевателей, однако сложно найти страну, где они бы не жили. Пожалуй, их можно назвать самым необычным народом. Расселившись по всей земле, они сумели сохранить свою этническую самобытность, сохранили многие особенности культуры предков.
Язык: есть проблемы
Цыганский язык в кадре звучит часто — в виде фраз и отдельных слов, что очень приятно. Но очень заметно, что для ряда актёров (и сценаристов) он не родной. Как звучит цыганский в устах актёров-цыган (киевляне Игорь и Людмила Крикуновы), там, где это слышно за переводом — не смущает, а вот Баро и Рада… То и дело звучит звательный падеж в качестве именительного («чяялэ» — это не просто слово «девушки», это обращение к девушкам, «дае» — обращение к маме, а не просто «мама»), порой путаются ударения — в общем, в этом вопросе есть недоработки.
В эту ткань сюжетов и древних, и вечных, сценаристы постарались вплести цыганский фольклор, вот только не учли региональных особенностей. Я никогда не слышала, чтобы в России упоминали урм (цыганских фей, как подсказывают интернет-справочники) — быть может, это персонажи сказок более западных цыган.
Есть проблемы и с русским языком у персонажей: Баро (актёр Андрей Ланд), деревенский парень, пусть и очень богатый, разговаривает словами и интонациями современного средней интеллигентности юноши (как и бандит Алексей, кстати).
Неподсчитанные потери
Голод прекратился только к середине 1948 г. О числе умерших историки спорят — источники неполны (отчасти — сами по себе из-за несовершенства системы учёта, отчасти — из-за того, что часть документов, касающихся голода, всё ещё остаётся под грифом «секретно»). Смертность резко выросла уже в 1946 г., в том числе детская — на 44% (по сравнению с 1945 г.). В 1947 г. в голодавших районах скончалось на 774,5 тысяч человек больше, чем в 1946 г.; в целом по стране за этот год умерло 508 тыс. детей в возрасте до 1 года (рост по сравнению с 1946 г. на 45% — на 228 тысяч). Всего в РСФСР в 1947 г. умерло 1462 тыс. человек, то есть на 402,8 тыс. больше, чем в 1946 г., из них 461 тыс. — дети до 4-х лет; в Украине в 1947 г. умерло в 1,7 раза больше человек, чем в 1946 г., в Молдавии — в 2,5 раза больше.
В период голода 1,7 млн человек переболели дистрофией; по подсчётам В. Ф. Зимы, из них только в России погибло около 0,5 млн. Увеличилась также смертность от ангины и инфекционных заболеваний. Всего, предполагает В. Ф. Зима, от голода умерло более 1 млн человек, к этому стоит прибавить людей, ослабленных недоеданием и скончавшихся от болезней (около 0,5 млн).
Вдобавок голод вызвал рост преступности (только осенью 1946 г. суды приговорили к лишению свободы за хищения хлеба 36 тыс. человек), числа убийств и самоубийств, в голодных регионах регистрировали случаи каннибализма и трупоедства (в Украине — 329 официально зарегистрированных случаев за первое полугодие 1947 г.). Число погибших в результате подобных последствий невозможно подсчитать — далеко не всегда понятно, был ли голод мотивом убийства или суицида.
Некоторые исследователи оспаривают предположительные подсчёты В. Ф. Зимы и считают их завышенными (хотя бы потому, что неясно, в какой степени именно голод сказался на росте заболеваемости тифом и смертности от этой болезни, а в какой — другие факторы). Историк А. В. Шалак, к примеру, полагает, что непосредственно от голода погибло около 200 тыс. человек — то есть лишь те, кто, согласно официальной статистике, скончался от дистрофии; однако Шалак не берёт в учёт чрезвычайный рост смертности от отравлений, тифа, туберкулёза, ангины и эмфиземы лёгких в 1946 — 1947 гг.
Судя по росту смертности в Союзе в эти годы (только в 1947 г. — на 44,8% в сравнении с 1946 г.), оценка числа умерших в 200 тыс. человек очень далека от истины. Опираясь на данные о смертности, В. П. Попов даёт оценку «прямых потерь от голода в 1947 г. в 770,7 тыс. человек; эта цифра тоже не может быть исчерпывающей, так как голод начался в 1946 г. и продолжался в 1948 г. Таким образом, обоснованные оценки демографических потерь СССР непосредственно от голода колеблются от 770,7 тыс. до 1 млн человек. Возможно, когда-нибудь историки получат документы, которые позволят уточнить эти данные.
После смерти И. В. Сталина в периоды, в которые сельское хозяйство не могло обеспечить потребности населения, правительство прибегало к более широкому использованию государственных продовольственных резервов и крупным закупкам зерна за рубежом (с 1963 г.). Голод 1946 — 1947 гг. стал последним массовым голодом в истории Советского Союза.
На равных правах
В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.
Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».
Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.
В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.
В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.
Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.
К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.
Цыгане национальность или народность — как пишется национальность в паспорте?
В прошлом столетии в столице Англии 8-го апреля 1971 г. прошел цыганский Всемирный конгресс, на котором цыгане признали себя нетерриториальным народом. Еще участники конгресса приняли национальную символику: флаг, гимн. Основой для гимна стала песня «Джелем, Джелем», а на гербе этого народа изображены колесо, кибитка, подкова, карты. Именно этой символикой и украшают известные цыганские издания журналов, газет.
Есть ли паспорта у цыган?
После конгресса 8-е апреля стало считаться Всемирным Днем цыган. Исходя из данной информации, цыгане – это не нация, а народность. Свою национальность они выбирают следующим образом. Люди получают паспорт и свидетельство о рождении в той стране, где и проживают, а в документации указана национальность такая же, как и граждан страны. Например, если цыган живет в России, то он русский цыган.