Кто такие цыгане, и откуда они появились? жизнь, история и фото

Язык: есть проблемы

Цыганский язык в кадре звучит часто — в виде фраз и отдельных слов, что очень приятно. Но очень заметно, что для ряда актёров (и сценаристов) он не родной. Как звучит цыганский в устах актёров-цыган (киевляне Игорь и Людмила Крикуновы), там, где это слышно за переводом — не смущает, а вот Баро и Рада… То и дело звучит звательный падеж в качестве именительного («чяялэ» — это не просто слово «девушки», это обращение к девушкам, «дае» — обращение к маме, а не просто «мама»), порой путаются ударения — в общем, в этом вопросе есть недоработки.

В эту ткань сюжетов и древних, и вечных, сценаристы постарались вплести цыганский фольклор, вот только не учли региональных особенностей. Я никогда не слышала, чтобы в России упоминали урм (цыганских фей, как подсказывают интернет-справочники) — быть может, это персонажи сказок более западных цыган.

Есть проблемы и с русским языком у персонажей: Баро (актёр Андрей Ланд), деревенский парень, пусть и очень богатый, разговаривает словами и интонациями современного средней интеллигентности юноши (как и бандит Алексей, кстати).

Происхождение

к оглавлению ^

В мире

Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.

Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.

Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.

На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.

Цыгане в Румынии

Цыгане в Венгрии

Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.

Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.

После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.

В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда — вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.

Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.

к оглавлению ^

В России

Пути, откуда взялись цыгане на русской земле — это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.

Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии — молдавские, Крыма — крымские.

До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины — гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.

После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.

В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.

Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.

Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» — это устаревшая форма.

к оглавлению ^

Одежда: и да, и нет

Цыганские костюмы в сериалах часто грешат опереточностью: реальные цыгане такие костюмы в жизни не носят. В одном небезызвестном проекте цыгане ходят и живут как в Латинской Америке (да, там действительно одеваются, словно в театре) — но при этом заявлены россиянами. Особенно грешно считается не нарядить красавицу-девушку в ворох воланов.

Наряд, в котором появляется Рада — вообще песня. Он тонко подобран: это все те вещи, которые можно было купить в начале девяностых на рынке, но в сочетании с яркой внешностью и заколкой Рады (такие заколки-цветы вслед действительно носили — и с такими причёсками, почерпнутыми из западных клипов и сериалов) он выглядит как раз настолько похоже на театральные цыганские образы, чтобы зацепить зрителя и порадовать его жаждущую традиционной романтики душу.

Очень красиво сделана цыганская свадьба. Цыгане свадьбу играют с размахом и с выдумкой, и во время свадьбы действительно выносят простынь невесты (хотя ещё в советское время некоторые молодожёны стали из принципы отказываться от этого старого обряда — как и кубанские казаки, у которых долго ещё после свадьбы простынь вывешивали на тын, но молодёжь в какой-то момент сумела переломить эту традицию).

Неподсчитанные потери

Голод прекратился только к середине 1948 г. О числе умерших историки спорят — источники неполны (отчасти — сами по себе из-за несовершенства системы учёта, отчасти — из-за того, что часть документов, касающихся голода, всё ещё остаётся под грифом «секретно»). Смертность резко выросла уже в 1946 г., в том числе детская — на 44% (по сравнению с 1945 г.). В 1947 г. в голодавших районах скончалось на 774,5 тысяч человек больше, чем в 1946 г.; в целом по стране за этот год умерло 508 тыс. детей в возрасте до 1 года (рост по сравнению с 1946 г. на 45% — на 228 тысяч). Всего в РСФСР в 1947 г. умерло 1462 тыс. человек, то есть на 402,8 тыс. больше, чем в 1946 г., из них 461 тыс. — дети до 4-х лет; в Украине в 1947 г. умерло в 1,7 раза больше человек, чем в 1946 г., в Молдавии — в 2,5 раза больше.

В период голода 1,7 млн человек переболели дистрофией; по подсчётам В. Ф. Зимы, из них только в России погибло около 0,5 млн. Увеличилась также смертность от ангины и инфекционных заболеваний. Всего, предполагает В. Ф. Зима, от голода умерло более 1 млн человек, к этому стоит прибавить людей, ослабленных недоеданием и скончавшихся от болезней (около 0,5 млн).

Вдобавок голод вызвал рост преступности (только осенью 1946 г. суды приговорили к лишению свободы за хищения хлеба 36 тыс. человек), числа убийств и самоубийств, в голодных регионах регистрировали случаи каннибализма и трупоедства (в Украине — 329 официально зарегистрированных случаев за первое полугодие 1947 г.). Число погибших в результате подобных последствий невозможно подсчитать — далеко не всегда понятно, был ли голод мотивом убийства или суицида.

Некоторые исследователи оспаривают предположительные подсчёты В. Ф. Зимы и считают их завышенными (хотя бы потому, что неясно, в какой степени именно голод сказался на росте заболеваемости тифом и смертности от этой болезни, а в какой — другие факторы). Историк А. В. Шалак, к примеру, полагает, что непосредственно от голода погибло около 200 тыс. человек — то есть лишь те, кто, согласно официальной статистике, скончался от дистрофии; однако Шалак не берёт в учёт чрезвычайный рост смертности от отравлений, тифа, туберкулёза, ангины и эмфиземы лёгких в 1946 — 1947 гг.

Судя по росту смертности в Союзе в эти годы (только в 1947 г. — на 44,8% в сравнении с 1946 г.), оценка числа умерших в 200 тыс. человек очень далека от истины. Опираясь на данные о смертности, В. П. Попов даёт оценку «прямых потерь от голода в 1947 г. в 770,7 тыс. человек; эта цифра тоже не может быть исчерпывающей, так как голод начался в 1946 г. и продолжался в 1948 г. Таким образом, обоснованные оценки демографических потерь СССР непосредственно от голода колеблются от 770,7 тыс. до 1 млн человек. Возможно, когда-нибудь историки получат документы, которые позволят уточнить эти данные.

После смерти И. В. Сталина в периоды, в которые сельское хозяйство не могло обеспечить потребности населения, правительство прибегало к более широкому использованию государственных продовольственных резервов и крупным закупкам зерна за рубежом (с 1963 г.). Голод 1946 — 1947 гг. стал последним массовым голодом в истории Советского Союза.

Традиции и обычаи

Цыганская жизнь – это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:

  1. Особая забота о детях. Беспризорных детей у цыган не бывают, их обязательно усыновляют, причем дети могут быть любых национальностей.
  2. Мнение старших цыган очень авторитетно. Пожилых людей в этом народе почитают. Поднять руку на старого человека считается особо страшным преступлением.
  3. Женщины в цыганских семьях находятся по иерархии значительно ниже мужчин. К слабому полу относятся достаточно непочтительно до момента появление ребенка. Только после того, как женщина стала матерью, ее начинают уважать.
  4. Женщина должна всегда мужчину обходить сзади, если есть такая возможность, но при этом не может стоять у него за спиной, если он сидит.
  5. К древним традициям относится и привычка курить. У цыган считается, что дым может отпугнуть нечистую силу.
  6. Этому народу свойственно ношение значительного числа золотых украшений. Предпочтение при этом отдается перстням, которые надевают на каждый палец за исключением большого. Какие цыгане без выставленных на показ украшений? Таких просто нет.
  7. У цыганского народа клятвенный ритуал очень важен, если необходимо доказать невиновность или правоту.

Внешность цыганки

Образ представительницы слабого пола у цыган отличается яркостью, обязательно присутствует выразительный макияж, пышные цветные юбки, красивые украшения из золота: кольца, броши, цепочки.

При этом современные западноевропейские стандарты красоты для них чужды — они не демонстрируют длинных обнаженных ног.

Считается, что область ниже пояса чиста только у молодых девочек до рождения детей. После она становится «скверной» и прикасаться к этому участку нельзя. Две пышные юбки до пят прикрывают «грязную» область, при этом одной недостаточно.

На фото представлены цыганки в традиционных костюмах.


к оглавлению ^

Лицо

Взгляд красавицы-цыганки завораживает, в ее «алмазные» глаза можно смотреть бесконечно. Их цвет преимущественно карий или зеленый.

Волосы пышные, длинные, густые, черного, темно-каштанового, рыжего, русого оттенков. Часто вьются. Кожа обычно смуглая, но возможен и светлый окрас.

Одной из самых красивых женщин-цыганок признана актриса, модель, танцовщица Рита Хейворт.


к оглавлению ^

Фигура

Хорошо рассмотреть фигуру цыганки позволяют традиционные цыганские пляски.

Такие танцы помогают отцам присмотреть девушек, кто подойдет в невесты для их сыновей.

Для цыганок характерно гибкое, изящное тело. Молодые девушки стройны, хрупки, нежны.

На фото представлена актриса и певица Диана Савельева.

Поскольку для цыган свойственны многодетные семьи, фигуры женщины к зрелости округляются, полнеют. Однако на природные изящество и грацию многочисленные роды не влияют.

к оглавлению ^

Цыганские имена и фамилии

Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:

  • официальное;
  • светское;
  • отчество;
  • фамилию;
  • прозвище ветви семьи.

Официальное имя — это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.

Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:

  • Прозвище — своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
  • Крестильное — если оно отличается от официального;
  • Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).

Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий — Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.

Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).

Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.

Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.

К старшим обращаются «дядя» или «тетя». Далее следует светское имя.

Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.

В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.

Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.

к оглавлению ^

Исторические корни цыган

Последние научные исследования сумели определить точное время и место возникновения цыган. Они появились примерно полторы тысячи лет назад. Родина цыган — Индия. Цыганский язык в значительной свои составляющей — это санскрит. Также сильное влияние на него оказали древние языки персов и греков.

Исторические изыскания доказывают, что через 6 веков после того, как цыгане сформировались как народ, они начали приходить в Европу. Считается, что одной из возможных причин переселения является то, что их стали вытеснять мусульмане с исконных мест обитания.

Исследования позволяют выстроить маршрут их передвижений во времени и пространстве. Результат этих расчетов показывает с большой степенью вероятности, что прародина цыган — это современные Гуджарат и Кашмир (территории на западе Индии).

Социалистическое знамя

После присоединения Грузии к Союзу Советских Социалистических Республик в 1922 году  утвердили новый стяг – красное полотнище с золотыми буквами ССРГ в левой верхней части. Красный цвет символизировал революцию. В тысяча девятьсот тридцатом году буквы ССРГ были заменены на слова на национальном языке საქართველოს სსრ, что переводится как сакартвелос сср – грузинская сср. В тысяча девятьсот сороковом году наверху слева добавились золотые буквы  სსსრ (СССР).

В 1951 году стяг опять претерпел изменения – золотые буквы убрали, сверху появилась голубая полоса,а в левой верхней части голубой квадрат,  центр которого занимает круг с заключенными в него красным символом содружества рабочих и крестьян (серп и молот), над ними расположена  красная пятиконечная звезда. Круг обрамлен двадцатью четырьмя лучами, расходящимися к граням квадрата.

Герб

Действующий грузинский герб   утвержден 1 октября 2004 года. Предварительно  провели национальный конкурс, в котором был представлен тридцать один проект изображения герба. Победил герб под авторством Мамуки Гонгадзе. Идея отчасти взята у средневекового герба царей Багратиони.

Герб состоит из красного щита, на котором находится серебряное изображение Георгия Победоносца, который сидит на скачущем коне и  пронзает копьем змея. Щит удерживают с двух сторон двое золотых львов, опирающихся  задними лапами на золотой орнамент, обвиваемый красно-белой лентой, на которой написано “Сила в единстве”. На краях ленты по Болнисско-Кацхскому кресту.  Над щитом расположена золотая корона.

Георгий Победоносец наиболее чтимый святой в Грузии и ее покровитель, и даже название Грузии на некоторых языках в мире Georgia. В гербе использовано его самое известное изображение из легенды “Чудо о змие”. По легенде Георгий победил змея, требовавшего человеческих жертв и тем самым спас царевну, отданную на растерзание змею, а также освободил от него страну

Святой Георгий в геральдике символизирует духовность, отважность и силу. Уничтожение змея является аллегорией победы над мировым злом

Корона золотого цвета, усыпанная алмазами взята из геральдики царской династии Багратиони – самого древнего монаршего рода Грузии, уходящего корнями к временам библейских событий.

Львы-щитодержатели также взяты из геральдики Багратионе и символизируют власть, физическую мощь и великодушие.

Особенности цыганской современной жизни

У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.

В национальной кухне у цыган прослеживаются традиции Венгрии, Болгарии и Румынии. Их пища достаточно проста. Предпочитают в еде птицу, баранину, говядину, разнообразные овощи. К традиционным блюдом относится тумала — рубленое мясо в кукурузной лепешке, харбу – блюдо из сала, печени с добавлением крови. Традиционным напитком является черный чай с травами и ягодами.

Ссылки [ править ]

  • Lídia Балог, «Esztétikum közcélra. Szimbólumok, mítoszok, illetve allegóriák közösségi szerepéről, A Roma nemzetépítési törekvések példáján keresztül», в Pro Minoritate , Vol. 3. 2011. С. 144–157.
  • Марко Антонио да Силва Меллу, Фелипе Берокан Вейга, «Национальная жизнь Цигана» в Брезиле. Espaces symboliques, stéréotypes et conflits autour d’un nouveau rite du calendrier officiel », в Брезиле (ах). Science Humaines et Sociales , Vol. 2, 2012, с. 41–78.
  • Ион Думиникэ, «Simbolistica tradiională a romilor europeni în perioada contemporană (I)», в Buletinul Științific al Muzeului Național de Etnografie și Istorie Naturală a Moldovei , Vol. 11. 2009. С. 149–163.
  • Дональд Кенрик, От А до Я цыган (рома) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд , 2007. ISBN 978-0-8108-7561-6 
  • Илона Климова-Александер, «Развитие и институционализация представительства и управления цыган, Часть 2. Начало современной институционализации (девятнадцатый век — Вторая мировая война)», in Nationalities Papers , Vol. 33, выпуск 2, июнь 2005 г., стр. 155–210.
  • Жан-Пьер Льежуа,
    • «Le pouvoir tsigane», в Études Tsiganes , Vol. 21, выпуск 1, март 1975 г., стр. 6–33.
    • «L’émergence internationale du mouvement politique rom», в Hommes & Migrations , выпусках 1188–1189, июнь – июль 1995 г., стр. 38–44.
  • Мария Сьерра, «Создание Романестана : место для цыган в постнацистской Европе», в European History Quarterly , Vol. 49, выпуск 2, апрель 2019 г., стр. 272–292.
  • Кэрол Сильверман, « Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре» . Оксфорд и др.: Oxford University Press , 2011. ISBN 978-0-19-530094-9. 
  • Нидхи Трехан, «Спорная политика индо-цыганских отношений. Размышления о« Международной конференции рома и культурном фестивале »в Нью-Дели, февраль 2016 г. и его событиях», в The Indian Journal of Social Work , Vol. 78, выпуск 1, январь 2017 г., стр. 11–25.

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая – диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая – язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Цвет

Грузинская государственная символика существует с пятого века и неоднократно подвергалась изменениям. Впервые модель с пятью крестами возникла в середине тринадцатого века. В тысяча семьсот шестьдесят втором году появился флаг в черно-белой гамме Картли-Кахетинского царства. Он являл собой  крест белого цвета на черном полотнище.


В 1918 году после провозглашения независимости Грузии приняли другой флаг – бордовое полотно с прямоугольником, занимавшим левый верхний угол, разделенным на две части – белую и черную. Бордовый цвет был символом славного прошлого державы, черный означал время правления Российской империи, а белый надежду на мирное будущее. Флаг просуществовал до тысяча девятьсот двадцать первого года и вновь был принят с тысяча девятьсот девяностого года до две тысячи четвертого года.

Ссылки [ править ]

  • Lídia Балог, «Esztétikum közcélra. Szimbólumok, mítoszok, illetve allegóriák közösségi szerepéről, A Roma nemzetépítési törekvések példáján keresztül», в Pro Minoritate , Vol. 3. 2011. С. 144–157.
  • Марко Антонио да Силва Меллу, Фелипе Берокан Вейга, «Национальная жизнь Цигана» в Брезиле. Espaces symboliques, stéréotypes et conflits autour d’un nouveau rite du calendrier officiel », в Брезиле (ах). Science Humaines et Sociales , Vol. 2, 2012, с. 41–78.
  • Ион Думиникэ, «Simbolistica tradiională a romilor europeni în perioada contemporană (I)», в Buletinul Științific al Muzeului Național de Etnografie și Istorie Naturală a Moldovei , Vol. 11. 2009. С. 149–163.
  • Дональд Кенрик, От А до Я цыган (рома) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд , 2007. ISBN 978-0-8108-7561-6 
  • Илона Климова-Александер, «Развитие и институционализация представительства и управления цыган, Часть 2. Начало современной институционализации (девятнадцатый век — Вторая мировая война)», in Nationalities Papers , Vol. 33, выпуск 2, июнь 2005 г., стр. 155–210.
  • Жан-Пьер Льежуа,
    • «Le pouvoir tsigane», в Études Tsiganes , Vol. 21, выпуск 1, март 1975 г., стр. 6–33.
    • «L’émergence internationale du mouvement politique rom», в Hommes & Migrations , выпусках 1188–1189, июнь – июль 1995 г., стр. 38–44.
  • Мария Сьерра, «Создание Романестана : место для цыган в постнацистской Европе», в European History Quarterly , Vol. 49, выпуск 2, апрель 2019 г., стр. 272–292.
  • Кэрол Сильверман, « Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре» . Оксфорд и др.: Oxford University Press , 2011. ISBN 978-0-19-530094-9. 
  • Нидхи Трехан, «Спорная политика индо-цыганских отношений. Размышления о« Международной конференции рома и культурном фестивале »в Нью-Дели, февраль 2016 г. и его событиях», в The Indian Journal of Social Work , Vol. 78, выпуск 1, январь 2017 г., стр. 11–25.

История российских цыган

Кто такие цыгане в России? Это пришедшие на ее современную территорию выходцы из балканских стран, перебравшиеся сюда ориентировочно в XV веке. На протяжении XV-XVII века установлено просачивание этой народности с территорий Польши и Германии.

До революционных событий 1917 года основными занятиями цыган в России было разведение и торговля лошадьми (этим занимались мужчины), а также гадание и попрошайничество (было уделом женщин). Оседавшие в больших городах представители этого народа с XIX века были востребованы как музыканты и танцоры. В это время их культурные традиции были очень популярны. Имеются многочисленные факты того, что представители российской знати женились на цыганках.

В послереволюционное время со стороны властей были предприняты попытки организации их образа жизни. Они направлялись на то, чтобы привлечь их к трудовой деятельности.

Многие представители этой народности участвовали в сражениях на стороне Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Так очень популярен у цыган выходец из этого народа — Тимофей Прокофьев, морской пехотинец, который стал единственным цыганом, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза.

Значительно изменилась жизнь этого народа в СССР после издания в октябре 1956 года Указа об оседлости. Он назывался «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». В этом документе государство впервые официально назвало их цыганами.

Реализация в жизнь постановления привела к началу репрессий. Их стали отлавливать на улицах, обвинять в несанкционированной торговле, тунеядстве. Однако у Указа были и положительные моменты, так как государство начало официально оказывать помощь цыганам в трудоустройстве, приобщении к образованию, в предоставлении земельных участков и строений.

Однако практика показала, что права на выбор сферы труда, а также на возможности получать образование, не слишком прижились у цыган. Только незначительная их часть этим воспользовалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector