Абай

Музей-заповедник Абая «Жидебай-Борили»

Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили» раскинулся на огромной территории и включает в себя 7 залов, расположенных в доме-музее XIX века, 10 залов в новом здании, построенном в восточном стиле, а также здания медресе Ахмета Ризы и библиотеки.


фото: abai.kz

Построенный в последней четверти XIX века двухэтажный особняк хорошо сохранился до наших дней, в течение последних 55 лет дом-музей находился под охраной государства. Это место сохранило свой старинный, почти первозданный облик — музей окружают постройки столетней давности.

Со временем назрела необходимость подыскать для музея более вместительное помещение. В результате в начале 70-х музей Абая переселился в дом, некогда принадлежавший русским купцам братьям Ершовым, переселившимся на берега Иртыша с Урала. По некоторым сведениям, Абай время от времени останавливался в этом доме и встречался здесь с сосланными в Сибирь.


Монумент в урочище Жидебай

В 1995 году в канун 150-летия Абая было решено внести коррективы в общий облик музея. Само здание было оставлено в былом виде, но объединено в единый архитектурный ансамбль со зданием администрации и мечетью с медресе Ахмета Ризы, где в свое время учился Абай.Фонды музея «Жидебай-Борили» составляют 18 255 единиц хранения.

Смерть

В 2019-м Ляйля Баймагамбетова, проживающая в Нур-Султане, рассказала в интервью местной газете о малоизвестных фактах биографии и причине смерти прапрадеда:

Через 40 дней после ухода младшего сына, 6 июля 1904-го не стало и великого поэта и мыслителя. Сначала его тело хотели предать земле в селе Акшокы, где покоились отец Кунанбай, сыновья Абиш и Магаш, но в итоге похоронили в Жидебае. Сейчас там находится Мавзолей Абая, где также нашли последнее убежище брат Кунанбаева Оспан, племянник Шакарим и сын последнего Ахат.

В расположенном неподалеку зимовье Абая на Жидебае организована музейная экспозиция, хранящая книги просветителя, личные вещи, редкие фотографии, предметы домашнего обихода и мебели.

Университет имени Абая

КазНПУ имени Абая является первым высшим учебным заведением страны и насчитывает 90-летнюю историю. Открытие вуза официально состоялось в октябре 1928 года по решению Совета народных комиссаров Казахской АССР. Вузу был дан статус самостоятельного педагогического института. В то время он имел единственный факультет с тремя отделениями: физико-математическим, естественным и лингвистико-педагогическим. В 1930 году университет переименовывали в Казахский государственный педагогический институт, а в 1935-м ему было присвоено имя великого Абая.


Здание КазНПУ имени Абая в Алматы / фото: 2gis.kz

В 1930-х годах в институте читали лекции Сакен Сейфуллин, Ураз Джандосов, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов и другие знаменитые деятели Казахстана.

Среди известных людей, окончивших этот легендарный университет — поэт Таир Жароков, писатель и ученый Малик Габдуллин, литературовед Мухаметжан Каратаев, драматург Калижан Бекхожин.

Мы заметили, что название вуза на казахском и английском языках максимально укорочено и пишется как «Абай университеті» и «Abai University» соответственно.

Город, построенный заключенными

В 1949 году началось освоение Чурубай-Нуринского района Карагандинского угольного бассейна, а на месте будущего шахтерского города Абая появился поселок Чурубай-Нура. Примечательна не самая светлая страница в биографии города: с 1949 по 1957 год поселок Чурубай-Нура строился силами заключенных Карлага и Песчанлага, а позднее в нем появилось отделение Песчанлага.

До 1957 года заключенными были построены первые улицы будущего города Абая, проложена железнодорожная ветка для доставки строительных материалов. Колючая проволока и сторожевые вышки были отличительными знаками кварталов, где работали заключенные.

В первые годы освоения угольного месторождения, помимо самого поселка Чурубай-Нура, появились и «пришахтные поселения»: населенные пункты Караган, Кзыл, Вольный, Новодолинка. Это были индивидуальные хаотичные застройки из одноэтажных деревянных и саманных домов. В состав поселка Караган входили три поселения: Северный Караган, Южный Караган, Новый Караган. Зона для заключенных, которые строили шахту «Топарскую», располагалась в Новом Карагане.

В 1954 году Чурубай-Нура стал поселком городского типа.

30 июня 1956 года началась новая веха в жизни поселка: в него прибыла большая группа строителей из УССР.

В 1961 году поселок городского типа Чурубай-Нура исчез, а на карте Казахской Советской Социалистической Республики появился город Абай (Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 15 августа 1961 года) — город шахтеров, названный именем великого казахского просветителя Абая Кунанбаева, родина олимпийского чемпиона Серика Сапиева.

Влияние на творчество

Без преувеличения можно сказать, что учеба в русской школе сыграла роль в становлении личности великого казахского поэта. Это подтолкнуло его перевести произведения некоторых классиков. Ведь именно в школе он прочел поэмы Пушкина и Лермонтова, басни Крылова на русском языке. Биография Абая Кунанбаева, возможно, сложилась бы иначе, если бы не знакомство со ссыльными царского режима – Нифонтом Долгополовым, Е. Михаэлисом и С. Гроссом.

Благодаря им молодой писатель познакомился с творчеством классиков западноевропейской литературы. Его кумирами были Гете и Байрон. Кстати, немецкий поэт вдохновлял и М. Лермонтова. Иоганн Вольфганг Гете написал «Ночную песнь странника». Михаил Лермонтов перевел ее на русский язык. Так появилось лирическое произведение «Горные вершины спят во тьме ночной». Стих Абая Кунанбаева «Горы дремлют в темной ночи» является ничем иным, как переводом произведения русского классика на казахский язык.

Но европейское влияние прослеживается не только в отдельных творениях поэта. Он ввел в казахскую литературу новые формы, рифмы и размеры, в частности шести- и восьмистишия.

Вклад в культуру Казахстана

Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

Абайский район

С 2002 года город Абай является административным центром Абайского района. Два населенных пункта, которые входят в его состав и широко известны за его пределами, – это поселок Топар и село Жартас.

Поселок Топар – бывший районный центр. Численность населения составляет чуть более 9 тысяч человек. Поселок славится низкими ценами на электрическую и тепловую энергию, мобильным рынком недвижимости. В поселке сохранились мозаики на зданиях, большое количество зелени, а также «сердце Топара» – Дом культуры «Энергетик». Центральные улицы ухожены, покрыты брусчаткой.

В трех километрах от поселка Топар находится Карагандинская ГРЭС-2 – электростанция национального значения, которая входит в Северную зону Единой энергетической системы Казахстана. В советское время она была государственной собственностью, теперь ею владеет компания «Казахмыс». Выработанная ГРЭС-2 электроэнергия идет на покрытие электрических нагрузок предприятий компании в Карагандинском, Жезказганском и Балхашском регионах. Избыток электроэнергии продается на оптовом рынке Казахстана.

Важным предприятием для района также является комплекс теплиц, восстановленный из советского подсобного агрохозяйства гидроэлектростанции. Комплекс дает работу 300 жителям Топара. Проведенная реконструкция в 2011 году – современные технологии выращивания растений и капельное орошение – сделала ТОО «Топарские теплицы» лидером отрасли. Сегодня в ассортименте ТОО «Топарские теплицы» как томаты, огурцы, болгарский перец, лимоны, так и оранжерея с экзотическими растениями – папайя, грейпфруты, гранаты, апельсины, мандарины, которыми снабжают не только Казахстан, но и Россию.

Озеро Топар, или, если точнее, Топарское (Шерубайнуринское) водохранилище, объемом 274 млн кубических метров было образовано в году. Оно осуществляет многолетнее регулирование стока, используется для работы Карагандинской ГРЭС-2 и орошения.

Озеро знаменито на всю область как место активного отдыха и рыбалки. На берегах Топарского водохранилища находятся многочисленные зоны отдыха: «Тихий залив», «Золотые пески», «Бахыт» и другие. Многие зоны отдыха круглогодичные, с облагороженными пляжами, современными детскими площадками.

Еще одним известным местом отдыха жителей как Абайского района, так и всей Карагандинской области, является круглогодичный санаторий «Жартас», расположенный в лесопарковой зоне на берегу Жартасского водохранилища вблизи села Жартас.

Происхождение

Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда – известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

Сын Ыргызбая – Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

Отец же Абая – Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку – прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

Топонимы в честь Абая

Еще больше внимания поэту уделено при переименовании русских деревень и маленьких городков, расположенных на территории Казахстана. Десятки населенных пунктов были переименованы в 90-е годы после распада СССР и получения Республикой Казахстан независимости.

Яркими примерами можно назвать Мичуринск, Сухиновку, Интернационал, Авангард, Шавровку. Все эти населенные пункты, основанные русскими переселенцами, впоследствии были переименованы в честь Абая.

Во многих крупных городах Казахстана установлены памятники Абаю Кунанбаеву. Сюда можно отнести Алматы, Астану, Усть-Каменогорск, Семипалатинск.

Практически в каждом крупном городе (и многих мелких населенных пунктах) есть улицы и проспекты Абая – большая часть из них получила новое название уже после обретения независимости Казахстаном.

Память

  • Дом-музей Абая Кунанбаева в Семее и Лондоне
  • Памятники Абаю Кунанбаеву установлены в Алма-Ате, Семее, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Стамбуле, Тегеране, Ташкенте, Москве, Пекине
  • Имя Абая Кунанбаева носят города и села в Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской Южно-Казахстанской области
  • Улицы и проспекты имени Абая Кунанбаева расположены в Баку, Алма-Ате, Актобе, Орске, Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и многих других городах
  • С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта
  • В честь Абая назван ледник в Джунгарский Алатау и на Заилийском Алатау
  • В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
  • Именем Абая назван Культурно-досуговый Комплекс в Актау.
  • Изображение Абая Кунанбаева на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге
  • 1938 — Роман «Абай» (авторы Мухтар Ауэзов и Леонид Соболев)
  • 1942-1956 — Роман в 4-х томах «Путь Абая» (автор Мухтар Ауэзов)
  • 1945 — Фильм «Песни Абая» (актер Калибек Куанышпаев)
  • 1995 — Фильм «Абай» (актер Габиден Турыкпаев)

Абай, Казахстан

Городское
18-июн, 2012
staler_GRIF
20 415

Ошибка

Абай (до 1961 — посёлок Чурубай-Нура (каз. Шерубай-Нра)) — город в Карагандинской области Казахстана. C 2002 года — центр Абайского района Карагандинской области. Город располагается недалеко от железнодорожной станции Карабас, в 30 км к юго-западу от Караганды и в 8 км от Абая. Через город проходит автомоб. трасса Караганда — Джезказган — Кзыл-Орда, связан благоустроенными дорогами с гг. Шахтинском, Саранью. У поселка Карабас близ Абая проходит Жартасский водовод. Назван в честь Абая Кунанбаева.После кризиса 90х город оказался в сложном социально-экономическом положении, обусловленным закрытием крупных предприятий и массовым оттоком русскоязычного населения. В данный момент г. Абай вернулся в русло развития и переживает подъем.Добыча угля (до начала перестройки в городе было 4 угольных шахты: № 4 Чурбай-Нуринская (Шерубайнуринская), № 1 Топарская, № 9 им. Калинина и № 6/7 Абайская, когда-то была и Долинская, но потом она отошла к другому району) и известняка. Деревообрабатывающий и домостроительный комбинаты. Восточная обогатительная фабрика, Абайская швейная фабрика (АШФ), горпромкомбинат, з-д железобетонных изделий, ремонтно-механический завод, хлебозавод, шахтостроительные управления № 8 и № 3 треста «Карагандауглестрой», пассажирское и 2 грузовых автотранспорт. предприятия.Основные виды продукции: уголь, угольный концентрат, швейные изделия, сборный железобетон, хлебобулочные изделия, сельскохозяйственные сцепки СП—16, СГ—21, гидроподъемник автомашин ГУАР—15Н. Крупная Карагандинская ГРЭС в поселке Топар. Горный техникум и вечерний энергостроительный техникум.Численность населения составляла: 1) на начало 1989 — 59 600 человек; 2) на начало 2004 — 27400 человек; 3) на начало 2009 — 31123 человек.Этнический состав (по Всесоюзной переписи 1989г): казахи — 7,4%, русские — 74,0%, другие — 18,6%.Этнический состав (2007г.): казахи — 25,3%, русские — 50,1%, другие — 24,6%.С начала 90х из города продолжается отток населения главным образом вследствие репатриации русских, украинцев, белорусов, немцев, евреев и других не титульных народов. Сложная социально-экономическая ситуация повлекла за собой закрытие шахт и других градообразующих промышленных предприятий, служившие основой финансовой стабильности города. В результате чего численность населения г.Абай, которое в 1989г. составляло ок. 59000 человек, к 2002г. снизилось до 25000 человек

Власти обратили внимание на проблемы города и в 2008-09 годах была принята программа, включающая благоустройство мест отдыха, дворовых территорий, восстановления освещения и дорог, замена сетей центрального водоснабжения

Детство и юность

10 августа 1845-го по новому стилю Улжан, одна из четырех жен крупного бая, принадлежащего к местной знати, Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева), подарила мужу сына Ибрагима.

Абай Кунанбаев в молодости

По некоторым сведениям, имя для младенца привиделось отцу во сне, когда к нему явился великий представитель его рода Тобыкты племени Аргын — мыслитель и философ Анет Баба Кишикулы. Однако прославился он под прозвищем Абай («осторожный», «внимательный» или «милый»), данным еще в детстве бабушкой Зере (Токбалой) Бектемиркызы, ставшей первым учителем и воспитателем.

Мнения источников о том, где именно ребенок появился на свет, разошлись. Одни утверждали, что это был город Семей, другие — урочище Жидебай в Чингизских горах, тогда относившееся к Бийскому уезду Томской губернии Российской империи. Дед Оскенбай (Оскембай) и прадед Иргизбай (Ыргызбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.

Получив домашнее образование, будущий основоположник казахской письменной литературы учился в медресе в Семипалатинске, где преподавали восточные языки. Параллельно с этим ученик посещал и русскую школу, где пробовал сочинять стихи, приписывая авторство другу.

Глава семейства поспособствовал развитию в наследнике таких личных качеств, как человечность, целеустремленность и справедливость. От матери, баловавшей старинными поэмами и айтысами акынов, тот перенял остроумие и способность в саркастической форме высмеять людские недостатки.

Прогрессивные взгляды

Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в «Словах назидания».

К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным – Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом – если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма «Искандер» (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем – Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

Стоит отметить, что практически во всех «Словах назидания» упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из «Второго слова назидания», посвященную русским: «Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой».

Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме – многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

Дальнейшая биография Абая Кунанбаева кратко

Отец призвал 13-летнего сына к себе, чтобы ввести его в дела управления кланом. Но разбирательства тяжб и имущественных споров были Абаю неинтересны. Из уважения к отцу он исполнял обязанности бия до 28 лет. По настоянию родителя, Абай рано женился и обзавелся детьми. Но потом, став взрослым, Кунанбаев объявил о своем твердом намерении отойти от дел бия и заняться самосовершенствованием.

Еще в медресе он начал писать стихи, но из застенчивости приписывал их авторство своему школьному другу Джантасову Коклаю. Многие из этих произведений были навсегда утрачены. Ведь юный Абай и не помышлял о том, чтобы публиковать свои стихи. До нас дошли только те лирические строки, которые сохранила устная память народа.

Лишь в 40-летнем возрасте Абай Кунанбаев опубликовал первый сборник своих стихов. На протяжении последующих 20 лет талант писателя, поэта и композитора только расцветал. Он стал настоящим властителем дум народа. И это не могло не вызвать зависть и ненависть некоторых биев.

Преждевременная смерть двух сыновей, Магавьи и Абдирахмана, на которых отец возлагал большие надежды, подорвала здоровье поэта. Он отверг возможность лечиться и уехал умирать в родной аул в урочище Жидебай. Он скончался на 60-м году жизни и похоронен неподалеку от стоянки юрты, где впервые увидел свет.

Биография

Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению вАбайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы вСемипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои,Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова,Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов.

Некоторое время Абай работал волостным упра­вителем.

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.

В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной:

Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Сочинения (основные издания)

  • Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) — Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.
  • «Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.
  • Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.
  • Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л. Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.
  • Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.
  • Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) — Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).
  • Абай. «Слова назидания» (Кара соз). (Пер. с каз. С. Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.
  • Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.
  • Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.
  • «Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005.
  • Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.
  • Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г. Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007.

Пик Абая в горах Алматы

Пик Абая — одна из вершин хребта Заилийского Алатау, его высота 4 010 метров. Пик хорошо просматривается из города, он имеет форму трехглавой вершины, скальный массив состоит из красного гранита и представляет собой обрывистые склоны. На северных склонах горы расположен ледник Абая.


Пик Абая / фото: alpineasiateam.kz

Маршрут подъема на пик Абая технически несложный, но очень протяженный: от метеостанции Ворота Туюксу подъем занимает примерно 6-7 часов, спуск — 4 часа.

Первое восхождение на пик Абая в 1932 году совершила группа алматинских альпинистов под руководством Г. И. Белоглазова.

В 1995 году в честь 150-летия Абая вершину покорила группа, в составе которой был первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Персональным гидом президента был легендарный казахстанский альпинист Анатолий Букреев. В команде с первым президентом пик Абая покорили также Анатолий Устименко и Ахметжан Есимов.

Происхождение и семья

ДедОскембай– сын Ыргызбая, бий рода тобыкты, жил в 1778-1850 годах.

Прадед Ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился примерно в 1750 годах.

Отец Кунанбай кажы — ага-султан всего Каркаралинского уезда, позже волостной управитель Кокше-Тобыктинской волости, родился в 1804 году, умер в 1886 году.

Мать Улжан из рода шаншар, происходящего из племени каракесек.

Бабушка Токбала, в замужестве прозванной Зере. Бабушка Зере с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества.

Старший сын Акылбай родился когда Абаю было всего 17 лет, воспитывался младшей женой Кунанбая – Нурганым (родился в 1861- умер в 1904 году). Отношения между Абаем и Акылбаем были как между братьями.

Сын Абдирахман, прозванный отцом «Абиш», родился в 1868 году, закончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему поступить в Военную академию. Абай возлагал на Абдирахмана большие надежды и пророчил блестящее будущее, заболел туберкулезом и умер в 1895 году в городе Верном (Алматы).

Третий сын Магауия прозванный отцом «Магаш» (1870-1904) после обучения в Семипалатинске вернулся в свой родной аул, постоянно был при отце и воспитывался им. Увлекался поэзией, по настоянию своего отца написал поэмы «Енлик-Кебек», «Абылай». Самое объемное и совершенное его художественное произведение – поэма «Медгат-Касым». В последние годы своей жизни стал известным человеком среди народа благодаря справедливым судейским решениям.

Четвертый сын Турагул общественный деятель партии «Алаш Орда», поэт и писатель перевел на казахский язык произведения Джека Лондона «Эскимос Киш» и «Мартин Иден» (перевод не сохранился), М. Горького «Челкаш», А.С. Неверова «Марья-большевичка», Болеслава Пруса «Антек» и другие. Родился в 1875 году, умер в 1934 году в городе Шымкент.

Абай Кунанбаев в произведениях литературы и искусства

  • В 1938 году его внучатый племянник Мухтар Ауэзов в соавторстве с Леонидом Соболевым создали трагедию «Абай».
  • Позже М. О. Ауэзов написал роман-эпопею «Путь Абая» (т. 1—4, 1942—1956), за который ему была присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
  • В 1944 году Ахмет Жубанов и Латыф Хамиди по либретто Мухтара Ауэзова создали оперу «Абай». В июне 2014 года состоялась примьера обновленной оперы, дирежером-постановщиком которой стал Алан Бурибаев, правнук Ахмета Жубанова.
  • В 1945 году на Алматинской киностудии был снят фильм «Песни Абая». Режиссёры — Г. Л. Рошаль и Е. Е. Арон, в роли Абая — Калибек Куанышпаев.
  • В 1952 году за спектакль «Абай» М. О. Ауэзова, поставленный на сцене КазГАТД имени М. О. Ауэзова, режиссёр Шакен Айманов и ряд актеров (в роли Абая Капан Бадыров) получили Сталинскую премию.
  • В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр — Ардак Амиркулов, в роли Абая — Габиден Турыкпаев. Фильм производства Казахстан-Франция.
  • В 2012 году в издательстве Альпина нон-фикшн (Россия) в связи с акцией оппозиции «#ОккупайАбай» вышло переиздание поэтического сборника Избранное / Абай Кунанбаев. ISBN 978-5-91671-202-5

Памятник Абаю в Алматы

О том, что городу нужен памятник Абаю, в Алматы стали говорить еще до войны. Выбирали место и даже проводили конкурс творческих работ. В начале 50-х годов в Алматы был объявлен конкурс на создание памятника — в 1954-м страна готовилась отмечать 50-летие со дня смерти поэта. Но потом план переиграли и решили подгадать к 1960 году, к 115-летию со дня рождения поэта. Среди многих претендентов, включая представителей Москвы и Ленинграда, самым удачливым оказался казахстанский скульптор Хакимжан Наурызбаев — ему и выпало право работать над памятником.

Все понимали, что это должен быть масштабный величественный монумент, Наурызбаев именно такой и планировал — высота памятника должна была составить почти 14 метров. Это сразу стало проблемой: никто не знал, где найти мастерские, в которых можно было бы сделать памятник такой высоты.


Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы / фото: wikipedia.org

Перед тем как приступить к работе, скульптор ездил на родину Абая, встречался с местными аксакалами, а консультировал художника лично писатель Мухтар Ауэзов, автор книги «Путь Абая». Писатель почти каждый день заглядывал в механические мастерские, и когда видел работу в тесном тамбуре, ему казалось, что всё идет нормально. Но когда памятник был завершен, его вынесли во двор, и Ауэзов увидел его при дневном свете, он остался недоволен и раскритиковал всю работу. Наурызбаев расстроился, но принял поправки Ауэзова. Когда после исправлений он снова позвал Ауэзова взглянуть на памятник, писатель сказал: «Вот это — Абай!»

Скульптура отлита из бронзы. Основание — трапециевидный постамент — выполнено из красного курдайского гранита. С 1982 года памятник Абаю входит в перечень памятников архитектуры и градостроительства. Всего памятников Абаю в Казахстане и в мире установлено более 20-ти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector