Зал воинской славы: детальный взгляд на вопрос

Волгоград. Стены-руины

От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведёт широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!…», «С нами миллионы людей..», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными». Тема правой стороны – «Только вперёд!». Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьёт артиллерия. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоём: ты и граната».

Развитие Мамаева кургана

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане

Холм изменился со времени своего открытия. К 50-летию Победы открыли мемориальное кладбище, где перезахоронили останки солдат. Их все еще находят поисковые отряды. В 2005 году на территории открылся Храм Всех Святых. В будущем планируют открыть выставочный зал, повествующий о битве на Мамаевом кургане. Экспонатов накопилось много. Собираются также облагородить родник жизни – об этом месте знает мало туристов.

Площадь героев на Мамаевом кургане

Следующая архитектурно-скульптурная композиция это Площадь героев. Зеркальная гладь воды символизируют Волгу, с одной стороны бассейна шесть скульптур, демонстрирующих мужество защитников Сталинграда, с другой стороны стена с выбитыми на ней словами Василия Гроссмана — писателя и военного корреспондента с первого и до последнего дня уличных боев за Сталинград находившегося в городе: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» И хоть на улице стояла тридцатиградусная жара, но прочтя эти слова холодная рябь пробежала по моей спине.

Прототип

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что Вучетич был вдохновлен парижским барельефом «Марсельеза», кто-то считает, что за основу была взята античная скульптура Ники Самофракийской. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто позировал ему, скорее всего, скульптор лепил фигуру со спортсменки Нины Думбадзе, а лицо принадлежит его супруге Вере.

Следует сказать, что «Родина-мать» на Мамаевом кургане была первым в СССР памятником, выполненным из железобетона – одного из самых дешевых материалов, однако работа с ним была довольно сложной. К тому же через год после того, как был открыт монумент, на скульптуре появились небольшие трещинки. Для того чтобы сохранить скульптуру, ее ежегодно покрывали водоотталкивающими средствами.

Еще одна интересная особенность – укрепление конструкции. Инженерными расчетами занимался Николай Никитин, один из создателей Останкинской телебашни. Монумент «Родина-мать» никак не закреплялся при возведении. На земле он стоит исключительно за счет своего веса. Внутри объекта все куда интереснее: в скульптуре натянуты прочные металлические канаты, делающие ее более устойчивой, поддерживающие металлический каркас. На сегодняшний день на тросах установлены датчики, которые контролируют специалисты.

Что было далее

За многие месяцы обороны склоны холма были перепаханы минами, снарядами и бомбами. Каждый метр земли был усыпан пулями и обильно окроплен кровью как советских, так и немецких солдат. С середины сентября в этом направление наступление вели три пехотные дивизии немцем, которых с флангов поддерживали еще четыре, в том числе две танковые. Но главное – это постоянные налеты вражеской авиации. Весь день шла бомбежка. Наши истребители периодически прилетали из-за Волги. Был случай, что они сбили 6 фашистских бомбардировщиков, в том числе один тараном (лейтенант Н. П. Токарев), но это была капля в море. Командный пункт пришлось эвакуировать.

Композиция «Родина-мать зовет!»

По окончании войны было много споров, как увековечить память о переломном моменте под Сталинградом на пути к победе. Высказывали даже мнение оставить все как есть, а людей переселить в другие города. Но люди шли на смерть ради жизни, и памятником им не может служить разрушенное войной место. Было принято решение о строительстве грандиозного памятного мемориала на данном участке, уже по праву носившему наименование «курган». Скульптор Е. В. Вучетич не ответил на вопрос о том, почему Мамаев курган называется именно так, но ввел это название на уровень официальных бумаг. Ему было поручено общее руководство над проектированием и возведением скульптурной композиции, посвященной героям Сталинградской битвы.

Не очень заметна на фоне огромного числа скульптур, композиций башенная часть танка на небольшом постаменте. А ведь именно ею отмечена вершина «высоты 102», место, где стояло два кирпичных водонапорных бака. Статую «Родина-мать зовет!» Вучетич решил расположить на искусственно насыпанном высоком холме недалеко от реальной вершины.

Почему Мамаев курган называется Мамаевым, ведь это словосочетание тавтологично и означает «бугор бугристый»? Вучетичу, видимо, очень нравилась аналогия с Малаховым курганом в Севастополе.

Вокруг город живет своей мирной жизнью, с ее простыми, но вечными ценностями. Но попав на Мамаев курган, переносишься на десятки лет назад, и в порывах ветра слышится свист пуль, а далекая гроза создает иллюзию разрыва бомб и снарядов, горящей землянки и непривычных запахов.

Мамаев курган — мемориальный комплекс

Поднявшись по ступеням, мы оказываемся на аллее пирамидальных тополей, они как стражи расположились по обе стороны аллеи, длина которой 223 метра. Отсюда нам впервые открывается панорама мемориального комплекса с его главными скульптурами «Стоять насмерть!» и «Родина-мать зовет!». Находясь на приличном удалении скульптуры поражают своим величием и масштабом.

Снова ступени и мы оказываемся на площадке перед площадью «Стоять насмерть!». Если обернуться назад, открывается панорама на аллею тополей с видом на Волгу.

Посередине площади «Стоять насмерть!» расположен бассейн, в центре которого установлен памятник воину. Бассейн символизирует Волгу-матушку, в берег которой врос воин-богатырь. Надписи на камне «Ни шагу назад», «Стоять насмерть» это выдержки из приказа №227. Такой приказ получили защитники Сталинграда. Таков простой символизм этой скульптурной композиции, заставляющий почувствовать свое сердце.

А ступени уводят нас все выше и выше. Вдоль них по обе стороны располагаются стены-руины. Руины эти своеобразный символ разрушенного, но непокоренного Сталинграда. Левая стена символизирует клятву сталинградцев «Ни шагу назад!», правая стена раскрывает тему наступления. Длина стен-руин составляет 46 метров. Стены руины не безмолвны. Архитектурно-скульптурную композицию дополняет звуковая композиция. Сводки с фронта, прочитанные голосом диктора Юрия Левитана, фронтовые песни и пулеметные очереди, все это создает атмосферу погружения в события осени 1942 и холодной зимы 1943 годов.

Оборона Сталинграда

И опять много веков подряд эта точка на карте никого не интересовала. Пока стратегической задачей на весну-лето 1942 года Гитлер не объявил взятие города имени Сталина, одним из основных узлов сопротивления которого и стал «большой бугор».

Сталинградская битва длилась 200 дней, около 135 суток (с сентября 1942 г. по январь 1943 г.) шло упорное сражение за не самый высокий холм Ергенской гряды — «Высоту 102». Первым на кургане расположился командный пункт 62 армии, которую в сентябре возглавил генерал-лейтенант В. И. Чуйков, отстоявший не только «Высоту 102», вокзал и примыкавшие к ним основные заводы, но и сам город. С него армии открывался прекрасный вид на половину города.

Hall of the Military Glory

On the dome of the hall 18 orders and a guard ribbon are depicted. On the ribbon there is an iscription: “Yes, we were mere mortals, and very few of us have survived, but all of us have done our patriotic duty to the holy Motherland”.

The walls are decorated with 34 mosaic banners, where 7200 names are engraved. Particular names signify more than million defenders of Stalingrad who were killed in the battle.

In the centre of the hall there is a sculpture that presents the hand holding a torch with the Eternal Fire. The falling warriors pass the fire of life to the next generations. The Eternal Fire is guarded by the soldiers of the Honorable Guard. They are changed every hour.

https://youtube.com/watch?v=RaH_e4K6les

Статуя Родина Мать на Мамаевом кургане.

Подъем к вершине холма, на котором возвышается главный монумент комплекса Мамаева кургана – статуя «Родина мать зовет», начинается от площади Скорби. К ней ведут две выложенные камнем дорожки, вдоль которых лежат надгробные плиты с выбитыми на них именами погибших под Сталинградом воинов. Всего в мемориальном комплексе Мамаев Курган нашли свое последнее пристанище почти 35 тысяч человек – солдат и мирных жителей, защищавших город.

Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающей всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире. Монументальная фигура Родины Матери стоит на невысоком пьедестале, который находится на фундаменте, углубленном в землю на 16 метров. Высота железобетонной статуи Родина Мать зовет, отлитой за один раз, чтобы не было швов, составляет 52 метра. А вместе с поднятым в небо мечом ее рост увеличивается еще на 33 метра, что делает ее одним из самых высоких монументов в мире. Пустотелую статую, отлитую на специальном каркасе и весящую более 8 тысяч тонн, в вертикальном положении поддерживают 99 натянутых канатов, весящих около 60 тонн каждый. Внутри монумента находится техническая лестница и помещение, из которого работники наблюдают за состоянием каркаса и тросов. Меч Родины Матери, весящий четырнадцать тонн, изготовлен из специальной фторированной стали. Для того, чтобы уменьшить ветровую нагрузку, в нем просверлены отверстия.

Родина-мать зовет!

А мы поднимаемся выше к главной скульптуре Мамаева кургана — «Родина-мать зовет!». Ее высота 85 метров, а вес 8000 тонн, такой вес может удержать только 16-ти метровый фундамент, на котором стоит скульптура. Автором скульптуры, как и всего мемориала является скульптор Евгений Викторович Вучетич. Скульптура «Родина-мать зовет!» является центральной частью триптиха. Первая скульптура расположена в Магнитогорске и называется «Тыл-фронту», где рабочий передает выкованный меч солдату. На Мамаевом кургане этот меч был поднят и третья скульптура располагается в Берлине это памятник воину-освободителю, где меч опущен.

Спустившись по ступеням с левой стороны памятника, мы оказываемся возле Храма Всех Святых. Его строительство завершилось в 2005 году. Возле него расположена братская могила, над которой установлен памятник женщины-солдата с венком.

Еще дальше, за спиной «Родины-матери» расположен второй вход на Мамаев курган. Если пройти совсем немного и повернуть направо, мы попадем на мемориальное кладбище.

На черном мраморе увековечены фамилии 6480 фамилий бойцов захороненных и перезахороненных на Мамаевом кургане. А вообще на Мамаевом кургане находится множество братских и индивидуальных могил, в которых захоронено более чем 35000 человек.

Посещение Мамаева кургана позволяет узнать то, что узнать невозможно не побывав здесь. Это скорбная гордость за наших дедов и прадедов, которые отвоевали нашу Родину. Это чувство может и не появится при просмотре фотографий, но оно непременно накроет вас, когда вы окажетесь здесь, у этих могил, под сенью тополей и берез. Пройдетесь вдоль стен-руин и возложите цветы к вечному огню. Читая фамилии и складывая в уме годы жизни невольно вздрагиваешь. Совсем еще молодые ребята, чьи-то сыны и мужья отдали свои жизни. Так давайте ценить то что они нам подарили. И непременно посетите это сакральное место.

Мамаев курган: история возникновения

Возможно, что он был курганом в древности, хотя в ходе эпизодических раскопок Нового времени ничего похожего не выявлено, как и не подтверждены слова Геродота о возведенном на нем царем Киром каменном военном укреплении. В XX веке раскопками заниматься было некогда. До Великой Отечественной войны большевикам было не до этого, хотя многие ученые и работали над вопросом о том, почему Мамаев курган так называется. До войны это место местные называли более прозаично – «бугор», что на наречии волжских татар звучит, как ни удивительно, «мамай». В период военных действий и обороны города курган называли «Высотой 102».

Сарматы, которые жили в этих местах почти тысячу лет до IV века, считали курган сакральным местом. То, что они проводили в этом месте свои тайные обряды, доказано историкам. Почему курган назвали Мамаевым, а не «курганом Кира», что было бы с исторической точки зрения более правильным? Ведь историки подтверждают факт нападения огромной армии персов во главе с Великим Киром в начале VI века нашей эры на поселившихся здесь скифов. Правда, скифы воевать «по правилам» не желали и между пирами и охотами вели партизанскую борьбу, сочетая ее с тактикой «выжженной земли». Кир поднимался на вершину кургана и даже, согласно Геродоту, построил на ней каменную крепость. Однако это ему не помогло, и от скифов он еле унес ноги.

На целое тысячелетие потух интерес кого-либо к этому месту. Возникла Золотая Орда, но эта точка на карте, а также сама история Мамаева кургана ее не интересовала. Пока в конце XIV века на вершине не появился великий Тамерлан. Он мстил Золотой Орде и хану Тохтамышу за набеги на свои земли. Неизвестно, действительно ли ему было видение, но после спуска с вершины он свернул этот поход и вернулся домой. Такое с Тамерланом случилось в первый и последний раз.

Зал воинской славы

Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

Дом Павлова

Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.

До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.

Дом Павлова

Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.

После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на доме Павлова

Дом Павлова

Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.

До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.

Дом Павлова

Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.

После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на доме Павлова

Скульптура «Родина-мать зовет!»

Общая высота скульптуры 52 метра. Это было сделано по настоянию Н. С. Хрущева (цель — сделать выше Статуи Свободы и обогнать Америку хоть в этом). В руках женщина держит не знамя, как планировали сначала, а стальной 33-метровый меч. В 1972 г. его заменили на такой же, но сделанный из специальной стали, которая лучше выдерживает нагрузку. Толщина бетона около 30 см. В общем, скульптурная композиция весит почти восемь тысяч тонн.

Статую еще не построили, а пессимисты уже пророчили ей скорое падение. Специалисты по проектированию особо работали над этим вопросом, придумав и реализовав сотни уникальных наработок, в том числе 99 металлических тросов, гасящих излишнее напряжение изнутри, специальные ниши для установки домкратов (в действие домкраты так ни разу и не приводили), внутри работает целая научная лаборатория по контролю всех параметров и многое-многое другое.

Аллея тополей

Широкая лестница выводит посетителей этого скорбного места на аллею пирамидальных тополей. Она проложена по гребню земляной насыпи, созданной искусственно прямо над входной площадью. Протяженность аллеи – 223 метра, ширина – 10. На склонах насыпи высажены деревья и кустарники, это место идеально подходит для глубоких раздумий и размышлений. По мере приближения к вершине кургана появляется удивительная композиция, называющаяся «Стоять насмерть!».

С этой насыпи видны не только тополя и скульптуры, но и городские кварталы, заволжские дубравы, заводы. Все эти элементы, как фон одной огромной панорамы, они подготавливают чувства человека, настраивают его душу на осмысление главной темы памятника. Именно здесь несколько десятилетий назад защитники города-героя смело шли в бой, не отступая ни на шаг. Противник мог продвинуться вперед только в том случае, если в живых не осталось ни одного советского воина.

Зал воинской славы на Мамаевом кургане

Дальше перед нами предстает рельеф с изображениями Сталинградской битвы, наступления войск, последующее продвижение на запад и победный митинг. Здесь же расположен нижний вход в Зал воинской славы, откуда начинается ритуал ежечасной смены почетного караула.

Зал воинской славы представляет собой цилиндрическое помещение, в центре которого расположена скульптурная композиция — рука павшего воина, передающего факел вечного огня грядущим поколениям. Вечный огонь охраняет почетный караул. На стенах зала расположено 34 мозаичных знамени с именами павших бойцов. Вдоль стены идет плавный подъем ко второму выходу из Зала славы. А в центре купола расположено открытое пространство в виде овала. Таким образом продвигаясь вдоль стены Зала славы в определенный момент над вечным огнем можно увидеть главную скульптуру всего мемориала «Родина-мать зовет!», а с другого ракурса в просвет второго выхода видна скульптурная композиция «Скорбь матери». В Зале воинской славы непрерывно звучит композиция «Грезы» немецкого композитора Роберта Шумана.

Выйдя из зала воинской славы мы оказываемся на Площади скорби. Центральная композиция площади — «Скорбь матери», которая склонилась над телом погибшего сына. Небольшой бассейн у подножия скульптуры символизирует слезы всех матерей, оплакивающих погибших сыновей.

От Зала воинской славы к главному монументу уходит дорожка, вдоль которой расположены памятники погибшим в боях солдатам.

Памятник собакам-подрывникам, истребителям танков

Ну и, наконец, четвертым и на сегодня последним пунктом в списке военных достопримечательностей города-героя Волгограда станет памятник собакам-подрывникам. Он установлен на площади Чекистов 28 мая 2011 г. Автор скульптуры Н. Карпов.

Памятник собакам-подрывникам

Как ни странно это звучит, но собаки города Сталинграда тоже внесли вклад в победу. Самый известный – подвиг 28-го отряда собак-подрывников, подчиненный 10-й дивизии НКВД. На их счету: 2 уничтоженных бронемашины, около 42 танков, сотни солдат, а также вражеских офицеров. Однако из числившихся в отряде 202 солдат и 202 собак в период с августа по октябрь осталось в живых только 54 бойца со своими четвероногими напарниками. 148 человек и 148 собак погибли во время боев.

***

И еще, вам наверняка будет полезно почитать о том, как добраться до Волгограда.

Самая высокая в мире

Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. «Родина-мать» должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над «Родиной-матерью» была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который «Родина-мать» держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Старая мельница Гергардта

«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.

Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.

Мельница Гергардта

Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.

Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».

Послевоенное развитие музеев и комнат боевой славы

Как отмечает полковник Л.Д. Сабуров, в становлении военно-исторических музеев Советского Союза, сыгравших важную роль в патриотическом воспитании военнослужащих страны, целесообразно выделить несколько периодов:

Первый период характерен отражением тематики Великой Отечественной войны. В 1950 году ряд музеев истории частей был организован в Ленинградском, Киевском, Прикарпатском, Прибалтийском военных округах, в группах войск и на флотах. С 1952 года стало действовать Положение о клубах воинских частей, в котором указывалось на необходимость в полках, имеющих боевую историю, создавать комнаты-музеи. Если в конце 1950-х годов в стране существовало около 200 военно-исторических музеев, то в 60-е годы их насчитывалось около 500. Организация войсковых музеев и их деятельность по пропаганде боевых традиций Советских Вооруженных Сил являлись одной из самых характерных особенностей советского военно-музейного строительства. Во второй половине 60-х — 1977 году во всех округах и на флотах создавались новые военные музеи и комнаты боевой славы. Так, было завершено оформление музеев военных округов: в 1967 году — Московского, Северо-Кавказского, Киевского, Закавказского военных округов, в 1968 году — Одесского военного округа. С 1972 года действовал Музей Западной группы войск, с 1975-го — музеи Северной и Южной групп войск, с 1978-го — Музей Центральной группы войск. С 1973 года ведёт отсчёт своей истории Музей Белорусского военного округа, с 1975-го — Музей Приволжского военного округа

Важное значение для совершенствования сети военных музеев и залов боевой славы, имел приказ Министерства Обороны СССР от 25 апреля 1980 года «О введении в действие „Положения о военно-исторических музеях СА и ВМФ“»

Что посмотреть на Мамаевом кургане

@vladislav_bitt

В состав мемориала входит несколько скульптур разного размера, самая известная из которых – «Родина-мать зовет». Чтобы подняться к мемориалу, нужно преодолеть лестницу с 200 ступеньками – по одной на каждый день осады города. 

  • К композиции-горельефу «Память поколений» возлагают венки в память о жертвах Сталинградской битвы. В гранитных тумбах за памятником хранятся капсулы, содержащие землю из разных городов России
  • Помимо памятников, в состав мемориала входит аллея с пирамидальными тополями, с которой открывается вид на все основные объекты Мамаева кургана. Деревья высажены на насыпь, под которой проходит железная дорога.
  • В центре площади Стоявших насмерть установлен памятник воину с автоматом и гранатой в руках. Хотя его образ и является собирательным, герой внешне похож на маршала Чуйкова.
  • Стены-руины, тянущиеся к площади Героев, имеют разную толщину проема: чем ближе к ней, тем уже (от 40 до 18 метров). Создатели считали, что это усилит психологический эффект. Левая стена покрыта надписями – клятвами, которые приносили жители городу. На правую нанесены изображения, показывающие события военных лет. Из колонок звучит голос Левитана, а также песни военных лет и выстрелы.
  • Площадь героев в центре украшает 25-метровый бассейн, символизирующий победу добра над злом и продолжение жизни, несмотря ни на что. В левой части посажены ели, а справа установлено шесть шестиметровых скульптур, посвященных человеческим подвигам.
  • Около Зала Воинской славы каждый день с 1968 года раз в час производится смена караула. Со здания спускаются знамена с вышитыми именами всех погибших во время битвы за Сталинград.
  • Главным элементом площади Скорби является скульптура «Скорбь матери», символизирующая горе, постигшее матерей, потерявших в войне своих сыновей. Рядом с ней находится захоронение маршала Чуйкова.
  • Самым же главным объектом всего мемориала является 52-метровый памятник «Родина-мать зовет». На сегодняшний день скульптура является самой высокой среди нерелигиозных во всем мире. Вместе с постаментом «рост» Матери составляет 87 метров. Только для одной фигуры использовали 5,5 тысяч тонн бетона и 2,4 тысячи тонн конструкций из металла.

Кроме всех вышеназванных объектов в состав комплекса входят: монументальный рельеф, воинское кладбище, дендропарк, танковая башня, фрагмент шасси танка, немецкий дзот и родник жизни.

Старая мельница Гергардта

«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.

Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.

Мельница Гергардта

Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.

Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».

Это интересно: Речной порт Волгограда — изучаем вместе

Выставки

Экспозиция Зала Воинской Славы Великого Новгорода полностью отражает многовековую историю города и его жителей, стоящих на защите своей Родины. Главной целью музея является подробное освещение сюжетов 16-ти барельефов, которые расположены около памятника-стелы «Город воинской славы» Эти барельефы показывают самые главные моменты воинской истории Великого Новгорода и Новгородских земель. Изображение расположены на 4-х небольших стелах, каждая из которых отражает определенную эпоху истории России:

  • Древняя Русь;
  • Московское царство;
  • Российская империя;
  • наше время.

Постоянные выставки Зала Воинской Славы в Великом Новгороде:

  • «На службе Отечеству» (рассказывает о военной службе жителей города в Российской Армии в наше время);
  • «Новгородцы в боях за Сталинград» (посвящена 75-летию битвы под Сталинградом);
  • «Почетный гражданин города Владимир Владимирович Гормин».

Также в музее проходят различные временные выставки и мероприятия, направленные на воспитание патриотизма в подрастающем поколении.

Зал воинской славы Великого Новгорода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector