Памятники посвященные победе в великой отечественной войне. известные, великие и выдающиеся памятники, скульптуры и монументы вов. истории создания памятников вов
Содержание:
- Общая информация
- «Родина-мать зовет!» или меч поднят
- «Родина-Мать зовет!»
- Ржевский мемориал Советскому Солдату
- Описание монумента
- Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
- Памятник Солдату и Матросу в Севастополе
- «Родина-мать зовёт!» История создания памятника.
- «Воин-освободитель» или меч опущен
- «Перемиловская высота»
- «Воин-освободитель»
- «Тыл-фронту» или меч выкован
- Реставрация монумента
Общая информация
Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.
В ночное время скульптура освещается прожекторами.
Основные моменты
Скульптура «Родина-мать зовет»
Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.
У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.
Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби
«Родина-мать зовет!» или меч поднят
«Родина-мать зовет!» г. Волгоград
Центральная часть ансамбля монумент «Родина-мать зовет!» не просто наиболее выдающаяся часть этого триптиха. Эта фигура занесена в книгу Гиннеса, как одна из самых высоких статуй в мире. Женская фигура с поднятым вверх мечом – достаточно неожиданный композиционный ход, который демонстрирует всю безвыходность ситуации. Родина-мать – некий собирательный образ, не просто призывающий к объединению для победы над врагом, но и демонстрирующий свою уязвимость вместе с решительностью. Не зря слабая женщина нашла в себе силы взять в руки оружие.
Скульптура высотой более 85 метров – это не только потрясающая идея и исполнение, но и точная работа инженеров, архитекторов и строителей. Для изготовления статуи весом 8 тонн, ушло 2,4 тонн металлоконструкций, 5,5 тонн бетона. Для того, чтобы установить Родину-мать, установили основу на глубину более чем на 15 метров. Толщина стенок больше 30 см. А внутри памятник похож на жилое здание, потому что он скреплен камерами и отсеками.
Меч был переделан позже
Кстати, сам меч, являющийся объединяющим элементом триптиха, в этой статуе был переделан. Сначала он был изготовлен из нержавеющей стали и покрыт титаном. Но так конструкция сильно раскачивалась, особенно при ветреной погоде. Позже, во время реконструкции лезвие меча заменили на фторированную сталь, к тому же добавили отверстия на самом верху.
«Родина-Мать зовет!»
Где находится:Высота: Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:
«Родина-Мать зовет!», соответственно, является второй частью триптиха. Скульптура шагающей вперед женщины с высоко поднятым мечом представляет собой аллегорический образ Родины, призывающей всех объединиться во имя защиты своей земли. Именно там — в кровопролитной битве при Сталинграде (ныне Волгоград), длившейся несколько месяцев с июля 1942 по февраль 1943-го, наступил переломный момент Великой Отечественной войны, а 6-я армия вермахта под предводительством генерала Паулюса капитулировала.
В Сталинградской битве только со стороны СССР принимало участие порядка 1,1 млн человек.
Возведение этой грандиозной скульптуры велось с 1959 по 1967 год. На момент создания в 1967-м и далее еще на протяжении 22 лет «Родина-мать» являлась самым высоким памятником на планете. В настоящее время она 11-я по высоте.
В 1972 году были проведены работы по замене первоначального меча. 33-метровая конструкция из нержавеющей стали в титановой оболочке весила 14 тонн и сильно раскачивалась в ветряную погоду, в связи с чем было решено заменить лезвие на другое — из фторированной стали чтобы уменьшить эффект парусности.
Ржевский мемориал Советскому Солдату
Где находится: Тверская область, Ржевский район, ХорошевоВысота: 25 мСкульптор: А.КоробцовГод создания: 2020 г.
Мемориальный комплекс с грандиозной 25-метровой скульптурой посвящен воинам Красной Армии, павшим в кровопролитных боях под Ржевом, длившихся более года с 1942 по 1943. Здесь Советская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 1 млн 300 человек — что делает битву под Ржевом одной из самых масштабных и драматических в истории человечества.
Символика монумента навеяна знаменитым стихотворением Расула Гамзатова «Журавли»:
Создатели следовали традициям советского реализма: в героическом образе ржевского Воина отчетливо угадываются определенные черты «Воина-освободителя», установленного в Берлине в 1949 г. Фигура защитника одновременно героическая и трагическая, монументальная и невесомая — отстояв родную землю, он словно растворяется в воздухе, оставляя за собой светлую грусть, превращаясь в память — нечто небесное и недосягаемое.
На барельефе с южной часть холма высечены строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского:
Мемориал под Ржевом создан по просьбам ветеранов. Торжественное открытие комплекса состоялось в 2020-м году и было приурочено к 75-летней годовщине Победы СССР в Великой Отечественной Войне.
_______________________
В рамках статьи мы, конечно, рассмотрели далеко не все памятники и скульптуры посвященные Победе в Великой Отечественной войне. Монументальные и совсем небольшие, посвященные подвигам конкретных людей и безымянным солдатам — они все одинаково важны как живое олицетворение нашей памяти высеченное в камне, также как и важен был личный подвиг каждого конкретного человека для достижения общей Победы. Ни один из них не забыт и никогда не будет.
Описание монумента
Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.
О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.
В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы
Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.
Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годыМестонахождение: Волгоград, Россия
А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.
Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.
Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.
В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.
Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.
Памятник Солдату и Матросу в Севастополе
Где находится: Севастополь, мыс ХрустальныйВысота: 41 мСкульптор: Е. Белостоцкий, Г. Петрошевич, О. Супрун.Год создания: 2007 г.
Изначально задумывался как памятник защитникам Севастополя, одновременно прославляющий несколько разных родов войск. В итоге для композиции были выбраны именно солдат-пехотинец и моряк.
«Город-герой»
Возведение мемориального комплекса по ряду причин сильно затянулось — началось еще в 1972 г., однако, к 1983-му был установлен лишь пьедестал под памятник, а к 1989-му скульптура была готова примерно на 70%. В период перестройки работы вовсе приостановились из-за недостатка финансирования и только в 2007 монумент предстал в своем окончательном виде — и сразу превратился в один из символов города.
«Родина-мать зовёт!» История создания памятника.
- Консультации с военной точки зрения при строительстве давал маршал Василий Чуйков, который в годы Великой Отечественной войны руководил 62-армией, которая и участвовала в боях за Сталинград. Согласно его завещанию был впоследствии захоронен у подножья этого монумента, рядом со своими воинами.
- От подножия до верхней площадки памятника 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. По плану и внутри должно было быть двести, но из-за пролетов их стало двести три.
- Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали и обшит титановыми листами. Но такая громадная масса вместе с высокой парусностью меча стали вызывать деформацию меча и движения титановых пластин, к тому же создавая шум гремящего на ветру металла. Поэтому в 1972 году меч был заменен на полностью стальной клинок с отверстиями в верхней части, чтобы уменьшить парусность.
- Фигуру женщины, «Родины-матери» отливали на месте. Рядом находил уменьшенный макет статуи в масштабе 1:10, с него же ярус за ярусом создавали этот грандиозный памятник. Во избежание внезапных остановок в строительстве все грузовые машины с бетоном были помечены специальном цветом, что давало им право проезда «на красный», а сотрудникам ГАИ было запрещено их останавливать. Голова отливалась отдельно и позже поднималась вертолетом.
- Евгений Вучетич вспоминал в разговоре с советским ученым Андреем Сахаровым , «что когда его спрашивало начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво, он отвечал, — А она кричит — за Родину… вашу мать!»
Достоверных данных, с кого лепил скульптор эту фигуру нет. Наиболее вероятным считается, что это была советская легкоатлетка, метательница диска Нина Думбадзе, а лицо с собственной жены скульптора Вучетича. Хотя есть и другие версии.
На момент постройки статуя была внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая высокая на тот момент в мире. Сейчас эта скульптура-статуя занимает 11 место в мире по высоте и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире.
«Воин-освободитель» или меч опущен
«Воин-освободитель» г. Берлин
В канун четвертой годовщины Победы состоялось открытие памятника, олицетворявшего поражение фашизма. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. Стоит ли говорить, каких трудов стоило воздвигнуть памятник в послевоенные годы, когда разруха и тяжелый труд сопровождали каждого.
У памятника есть прототип – простой советский солдат из Кемеровской области, во время штурма Берлина он спас немецкую девочку и такой сюжет на самом деле имел место быть. Для статуи же позировал десантник Иван Одаренко, а у него на руках трехлетняя дочь коменданта советского сектора Берлина. Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на его лице нет радости или ликования, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошел огромный путь, а впереди его еще ждут тяжелые испытания.
На скульптуре изображен реальный советский солдат
Примечательно, что сам Сталин приложил руку к созданию памятника, заложив основу всего триптиха. По задумке в руках у солдата был автомат (ну какой меч мог быть в руках у солдата того времени?), но Иосиф Виссарионович предложил заменить оружие, тонко прочувствовав, что меч придаст больше трагичности и драматизма.
Скульптура была отлита в бронзе в Ленинграде и состояла из шести частей, затем их перевезли в Берлин. После того как памятник был открыт, он был передан Берлину. Около мемориала проводятся памятные события и по сей день.
Триптих, в основу которого легла и творческая задумка, и работа инженеров и строителей, не оставляет равнодушным зрителей. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выражена в этих монументальных творениях. Несмотря на то, что война стала одной из ключевых тем современного искусства, она же стала причиной исчезновения мировых сокровищ, о которых и сегодня удается узнать немногое.
8
Просмотрено:
1 149
Янус Полуэктович
3 756
Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института и политолог блуждающий в прошлом и будущем!
Комментарии: 15Публикации: 601Регистрация: 13-08-2019
«Перемиловская высота»
Где находится: Подмосковье, Дмитровский городской округ, ЯхромаВысота: 28 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.ФедоровГод создания: 1966 г.
Перемиловские высоты на севере Москвы — это важнейший стратегический рубеж обороны и место кровопролитных боев, шедших здесь с 27 ноября по 5 декабря 1941 года. Высоты представляют собой холмы на левом (восточном) берегу канала имени Москвы — они возвышаются на 50 метров ввысь и тянуться примерно на 2 километра вдоль берега
Их удержание было критически важно, так как с такой естественной возвышенности наступающий с западного берега противник был «как на ладони», кроме того контроль над самим каналом был жизненно важен с точки зрения снабжения Москвы по воде. Бой на Перемиловский высотах, где враг был остановлен — это одно из ключевых сражений битвы за Москву в тяжелый первый год войны
После освобождения Яхромы советские войска начали победное контрнаступление под Москвой.
К 25-летию этого сражения на месте боев был установлен памятник, представляющий собой фигуру воина с автоматом, бросающегося в атаку. На гранитном постаменте рядом высечены стихи Роберта Рождественского:
«Воин-освободитель»
Где находится: Трептов-паркВысота:Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:
Третья часть триптиха — «Воин-освободитель» отражает финальный разгром Германии советскими воинами и полное освобождение Европы от фашизма. Скульптура представляет собой воина с девочкой на руках, его опущенный меч приживаем к земле гитлеровскую свастику.
Монумент был торжественно открыт практически сразу после завершения войны — в 1949-м и посвящен памяти советских воинов. Надпись на русском и немецком языке гласит:
Интересно, что по дате создания (1949-й) — это самый первый памятник из триптиха, причем, вероятно, на момент его установки идеи триптиха еще не существовало. По изначальной задумке воин должен был стоять с опущенный автоматом, однако, сам Сталин при утверждении макета предложил заменить его на меч. В результате именно меч и стал тем связующим элементом между всеми тремя композициями.
Следующей — в 1967-м была закончена «Родина-мать», а первый по образной хронологии памятник «Тыл — фронту» был создан последним уже в 1979-м, когда скульптора Вучетича, создавшего «Воина-освободителя» и «Родину-мать» уже не было в живых.
«Тыл-фронту» или меч выкован
«Тыл фронту» г.Магнитогорск
Несмотря на то, что это начальная композиция ансамбля, построен он был позже всех – в 1979 году. В том, что именно небольшому Уральскому городку выпала честь установить на своей территории монумент такого масштаба – совершенно не случайно. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления каждого второго танка и каждого третьего снаряда. Поэтому именно здесь и расположен памятник тыловикам, тем, кто ковал, причем в буквальном смысле этого слова, победу в тылу.
Для магнитогорцев в этом есть особый символизм – рабочий литейного завода вручает меч, который они выковали, солдату, взгляд которого повернут на Запад, именно туда он направит острие своего меча. Фигуры, несмотря на то, что стоят близко к друг другу, развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.
Так ковалась победа в тылу
Несмотря на то, что памятник не очень высокий – 15 метров, создается впечатление, что он гораздо больше. Этот эффект достигается благодаря холму, на котором он расположен. Изготовлен монумент в граните и бронзе.
Для возведения памятника был создан искусственный холм высотой 18 метров, для того, чтобы он выдержал весомую конструкцию, его основание укрепили сваями. Сам памятник отлит в Ленинграде. Позже он дополнен элементами, на которых увековечены имена погибших на фронте магнитогорцев.
Реставрация монумента
За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.
Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.
Реконструкция включала следующие работы:
- замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
- монтаж наружного освещения;
- противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
- устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
- частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
- восстановление заржавевшей арматуры;
- очистку от мха, грязи, плесени;
- обработку защитными составами;
- благоустройство прилегающей территории.
Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.