Согдийская область

Согдийцы – подданные Персии

Первое упоминание о согдийцах мы встречаем в “Авесте”, что можно условно датировать I тысячелетием до нашей эры. Населяли их племена бассейн Зеравшана, а по своим языковым особенностям принадлежали к иранской группе народов.

Однако о каком-либо единстве племён Центральной Азии в этот период не могло быть и речи. В VI веке до нашей эры территорию Согдианы (Согда) покорили персидские завоеватели Ахемениды. Государственное устройство Персии подразумевало, что жители покорённых земель находятся в несколько угнетённом положении.

В отличие от персов, согдийцы, бактрийцы и прочие племена должны были платить крупные подати, что полностью лишало возможности развивать свои города и поселения.

Известно, что многие согдийцы зарабатывали на жизнь в качестве наёмных военных. В своих трудах древнегреческий историк Геродот упоминает, что в персидских войсках Ксеркса, вступившей в противостояние с греками, были и согдийцы.

Такие воины прославились своей храбростью и боевыми умениями. Они не уступали в мастерстве персам, а некоторые традиционные искусства боя помогали согдийцам одолеть противника. Тем не менее, это всё равно была служба не своему государству, а лишь державе-завоевателю.

Согдийцы предлагающие дары персидскому царю Дарию I, V век до н. э.Изображение на Ахеменидском рельефе из Ападаны Персеполя

Экономика[ | код]

  • Добыча и обогащение руд цветных и редких металлов. Добыча золота, флюорита, угля, нефти, попутного газа, гранита, мрамора, гипса и другого.
  • Цветная металлургия, машиностроение и металлообработка (электротехническая промышленность, сельскохозяйственное и торговое машиностроение), лёгкая (шёлковая, хлопкоочистительная, производство ковров, трикотажных и швейных изделий, обуви), пищевкусовая (консервная, маслобойная, мясная, производство пищевой поваренной соли и другое) отрасли промышленности.
  • Кайраккумская ГЭС. В 2012 году были сданы в эксплуатацию три малые ГЭС мощностью 600 кВт⋅ч
  • Промышленные центры: Худжанд, Пенджикент, Исфара, Истаравшан, Канибадам, Гулистан и другие.
  • В сельском хозяйстве важную роль играет орошение (Большой Ферганский, Северный Ферганский каналы, водохранилища). Главная сельскохозяйственная культура — хлопчатник (произведено 100,2 тысячи тонн хлопка в 2014 году), посевы зерновых (произведено 232,8 тыс. тонн в 2014 году). Плодоводство (111,4 тысячи тонн в 2014 году). Бахчеводство (109,0 тысячи тонн в 2014 году). Виноградарство (51,5 тысячи тонн в 2014 году). Шелководство. Животноводство (на равнине — крупный рогатый скот, в горах — овцеводство): в 2013 году 564,6 тысячи голов крупного рогатого скота и 1311,1 тысячи голов овец и коз. По производству картофеля область занимает первое место в Таджикистане — 325,6 тысячи тонн в 2014 году. В 2014 году также произведено 381,5 тысячи тонн овощей.
  • Курортные местности: ЗАО «Санаторий Бахористон», Зумрад, Оксукон, Истаравшан, Хаватаг. Туризм.

Где находилось государство Согдиана

Согдиана или Согд – государство, находившееся в самом сердце плодородной равнины между реками Зеравшан и Кашкадарья. В настоящее время территорию исторической области занимают Узбекистан и Таджикистан. В разные периоды истории Согдиана простиралась на различные расстояния. Во время расцвета она достигала рек Сырдарья и Амударья. После вторжения арабов площадь сократилась до небольшой части на востоке долины Зеравшана. Согд граничил с Бактрией и Хорезмом, а с севера постоянную угрозу представляли иранские кочевые племена.

Древняя Согдиана являла собой совокупность множества разрозненных городов-княжеств, большая часть которых располагалась в оазисах посреди пустынь, а также в гористой местности. Связи между городами основывались на торговом сотрудничестве, а не на национальной принадлежности населения. Согдийские торговцы вошли в историю как талантливые купцы и умелые дипломаты, которые вели торговлю с Китаем и Византией и владели несметными богатствами. О сокровищах Согдианы ходили легенды. Также она прославилась как страна садов и плодородных полей, благодаря сложной системе оросительных каналов.

Самым крупным городом и столицей Согда был Мараканда, впоследствии переименованный в Самарканд. История города берет начало в VIII веке до н. э.

Вторым по значимости считался населенный пункт Кирополь, основанный Киром Великим в VI веке до н. э. Современный Истаравшан был построен в предгорьях Туркестанского хребта. Пенджикент – столица одного из крупнейших княжеств Согда V века (территория современного Таджикистана) до сих пор представляет интерес для любителей истории, так как здесь были найдены следы таинственной цивилизации.

Самые яркие археологические артефакты были найдены при раскопках городищ Афрасиаб (Самарканд) и Пенджикент (Таджикистан). Стены храмов и дворцов богато украшены изображениями правителей и знатных вельмож в дорогих нарядах. Согдийские художники предпочитали воссоздавать не природные пейзажи, а схватки, баталии и животных в движении.

Интересны также многочисленные глиняные фигурки, приуроченные к празднованию Нового Года. Археологи обнаружили керамическую кухонную утварь, покрытую глазурью, изделия из стекла и таблички с письменами. Раскопки древних храмов и захоронений продолжаются. Возможно, самые важные артефакты только ждут своего открытия.

Читайте далее:

След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей

Древние крепости Нукуса

Центр Хорезмской области – город Ургенч

Город Андижан и его достопримечательности

Последний Хорезмшах – Джелал-ад-Дин Мангуберды

Система письма

Как и все системы письма, используемые в среднеиранских языках, согдийский алфавит в конечном итоге происходит от арамейского алфавита . Как и его близкие родственники, письменность пехлеви , написанная согдийским языком, содержит множество логограмм или идеограмм , которые были арамейскими словами, написанными для обозначения устной речи коренных народов. Согдийская письменность является прямым предком староуйгурского алфавита , который, в свою очередь, является предшественником традиционного монгольского алфавита .

Как и в других системах письма, произошедших от прото-синайского письма , для гласных нет специальных знаков. Как и в родительской арамейской системе, согласные знаки yw могут использоваться как matres lectionis для долгих гласных соответственно. Однако, в отличие от него, эти согласные знаки также иногда служат для выражения коротких гласных (которые также иногда могут оставаться невыраженными, как это всегда бывает в родительских системах). Чтобы отличить долгие гласные от коротких, можно было написать дополнительный алеф перед знаком, обозначающим долгую гласную.

В согдийском языке также использовался манихейский алфавит , который состоял из 29 букв.

При транскрипции согдийской письменности латинскими буквами арамейские идеограммы часто отмечаются заглавными буквами.

География

Занимает территорию в 26,1 тыс. кв. км.

Территория в основном горная. С севера расположены Кураминский хребет и горы Моголтау, с юга — Туркестанский хребет и Зерафшанские горы. Граничит с Узбекистаном и Киргизией.

Климат — континентальный, сухой и зависит от изменения высоты над уровнем моря. Средняя температура января в долине 0,70-10 °C, июль 280—290С. Годовые осадки 150—300 мм. В горах прохладно. Средняя температура: январь — 40С, июль 26С. Осадки в горах (до 1000 м) 400 мм; средняя температура: январь (на высоте 2500-3000 м) — 9С и в июле 15С, годовые осадки до 800 мм.

Численность населения на 01.01.2002 года составила 1930,2 тыс. человек, в том числе городского 504,9 тыс. человек и сельского 1425,3 тыс. человек. Доля городского населения к общей численности составляет 26,1 %, сельского — 73,9 %.Плотность населения на один км. кв. составила 76,6 человек.

Областным центром является город Худжанд с численностью населения 148,7 тыс. человек.В области расположены 14 сельских районов, 10 городов, 20 поселков городского типа, 93 джамоата дехот.

В области за 2001 год функционируют 196 постоянных дошкольных учреждений, где воспитываются 20,8 тыс. детей, 880 дневных общеобразовательных школ, в них обучаются более 466,2 тыс. учащихся, 17 техникумов и других средних специальных учебных заведений, где обучаются 8,3 тыс. учащихся и 11 самостоятельных высших учебных заведений, в которых обучаются 19,4 тыс. студентов.Оказывают культурно-просветительские услуги населению 422 массовых и универсальных библиотек с общим фондом книг и журналов около 3490 тыс. экземпляров, 342 клубных учреждения, 6 театров и 11 музеев.

Весь жилищный фонд области равен 19370,3 тыс. кв. метров. Городской жилищный фонд составляет 8092,6 тыс. кв. метров.В области 138 больничных и 308 амбулаторно-поликлинических учреждений, в которых трудятся 4676 врачей всех специальностей и 12731 человек среднего медицинского персонала.

Официальные праздники:

  • 1 января — Новый год
  • 8 марта — Международный женский день
  • 21-22 марта — Навруз (Новый год)
  • 9 мая — День победы
  • 27 июня — День национального единства и согласия
  • 9 сентября — День независимости РТ
  • 6 ноября — День Конституции РТ
  • Иди Рамазон — 1 день ежегодного (по календарю)
  • Иди Курбон — 1 день ежегодного (по календарю)

Образование Согдийского государства

В VIII — VII вв. до н. э. образуется древнее Согдийское государство со столицей Самарканд. История сохранила много легенд и версий о названии города. Наиболее распространенные из них ассоциируются с определением слова «Самария» как «места сходки», «собрания», «сбора торгового люда».

Одна из легенд связывает название города с мифическим правителем Самаром. Как рассказывается в «Сахарной книге об истории Самарканда» (сокращенно — Кандия), этот правитель после долгих поисков нашел прекрасное место, в котором ему особенно понравились вода и воздух. «Он приказал вырыть колодец, и землю из него извлечь.

Кругом была хорошая земля, вскоре вокруг собралось немало людей и сложился город». Греческое название Мараканды является передачей названия Самарканда. Ученый энциклопедист Востока Абу Райхан Беруни приводит его тюркскую версию: «Семизкент» — «жирный, богатый город».

В центре Самарканда для военной элиты был возведен грандиозный акрополь, одинаково прочно защищенный как с внешнего фаса, так и со стороны кварталов горожан.

Именно о таком обществе сообщают священные гимны Авесты, в которых общество возглавляют могучие мужи, «ратха-эштар» — «стоящие на колесницах». Согд в ней упоминается страной, сотворенной Ахурамаздой сразу же за первостраной «Арийским простором».

За ней упоминаются Бахди (Бактрия) и Моуру (Маргиана).

Античные авторы описывают Согд этого времени как крупное владение, связанное с кочевыми народами «саками, которые за Согдом», и «заяксартскими турами». Историки говорят о сложении древнего бактрийского царства и союзе с ним древнего Согда. Но наиболее тесным был союз с южными владениями — Бактрией, Афганистаном, Индией. Согд входит вместе с Бактрией в одну ахеменидскую сатрапию, известную как область, поставлявшую для царских дворцов Персиды золото и лазурит.

Открываются торговые пути на юг. Самарканд в это время обносится могучей системой оборонительных сооружений с внутристенными галереями и бойницами. Ядром города остается его военно-административный центр — акрополь. В самом городе вырастают монументальные жилые комплексы, появляются кварталы ремесленников, формируется сложная система каналов, снабжавших водой поселения и город.

Изучение Согдианы началось во второй половине XIX в., и особенно усилилось в начале XX столетия.

В 1904 г. через два года после первой немецкой Турфанской экспедиции в Центральной Азии, В.Ф. Мюллер отвечающий за идентификацию или расшифровка различных рукописей, найденных экспедиций, опубликовал статью под названием «Часть рукописей сохранившихся сочинений из Турфана».

Она содержала первых манихейских рукописей, изучаемых западными учеными. Среди них, манихейских отрывок, который, как утверждал Мюллер, был написан на неизвестном иранском языке, относящееся к пехлави, хотя отличавщимся от него. В примечании Ф.К.Андреаса говорилось, что название Согдиана было дано неизвестному пехлавийскому диалекту.

Таким путем согдийский язык стал реальностью. Таким образом, ханские летописи сообщает, что народы от Ферганы до Парфии говорят на разных языках, но все же понимают друг друга. Это можно принять как за доказательство того, что в то время Вароруд был еще в целом

Морфология

Иностранец, возможно, согдиец , держащий мехи, династия Тан

Существительные

Легкие стебли

Случай маск. -stems нейт. -stems fem. ā- стебли маск. u- стебли fem. ū- стебли маск. ya -stems fem. я- стебли множественное число
ном. -u -a, -e -ta, -īšt, — (у) а
вокал -u -u -i, -u -iya -te, -īšt (е), — (у) а
соотв. -u -u -u, -a -u -u — (iy) ī -я (йи) -tya, -īštī, -ān (у)
gen.-dat. -вы — (уй) ī -уя — (iy) ī -я (йи) -tya, -īštī, -ān (у)
loc. — (уй) ī -уя — (iy) ī -я (йи) -tya, -īštī, -ān (у)
instr.-abl. — (уй) ī -уя — (iy) ī -я (йи) -tya, -īštī, -ān (у)

Тяжелые стебли

Случай маск. fem. множественное число
ном. -∅ -∅ -t
вокал -∅, -a -e -te
соотв. -tī, -ān
gen.-dat. -tī, -ān
loc. -tī, -ān
instr.-abl. -tī, -ān

Суженные стебли

Случай маск. иначе -stems нейт. иначе -stems fem. ākā- стебли пл. маск. пл. fem.
ном. (-ō), -ē -ēt -ēt, -āt
вокал (-ā), -ē (-ō), -ē (-āte), -ēte -ēte, -āte
соотв. (-ō), -ē (-ō), -ē -ētī, -ān -ētī, -ātī
gen.-dat. -ētī, -ān -ētī, -ātī
loc. -ētī, -ān -ētī, -ātī
instr.-abl. (-ā), -ē (-ā), -ē -ētī, -ān -ētī, -ātī

Глаголы

Настоящее ориентировочное

Человек Легкие стебли Тяжелые стебли
1-й. sg. -являюсь -являюсь
2-й. sg. -ē, (-∅) -∅, -ē
3-й. sg. -ti -t
1-й. пл. -ēm (ан) -ēm (ан)
2-й. пл. -θa, -ta -θ (а), -t (а)
3-й. пл. -а также -а также

Несовершенный ориентировочный

Человек Легкие стебли Тяжелые стебли
1-й. sg. -u -∅, -u
2-й. sg. -∅, -i
3-й. sg. -∅
1-й. пл. -ēm (у), -ēm (ан) -ēm (у), -ēm (ан)
2-й. пл. -θa, -ta -θ (а), -t (а)
3-й. пл. -а также -а также

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d e «Население Республики Таджикистан на 1 января 2020 года» (на русском языке). Статистическое управление Таджикистана . Дата обращения 2 октября 2020 .
  2. ^ «Субнациональный ИЧР — База данных по регионам — Глобальная лаборатория данных» . hdi.globaldatalab.org . Проверено 13 сентября 2018 .
  3. ^ «КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН» . prokuratura.tj . Парламент Таджикистана . Дата обращения 9 января 2020 .
  4. ^ «CensusInfo — Данные» . www.censusinfo.tj . Проверено 9 сентября 2019 .
  5. ^ Сельское хозяйство Республики Таджикистан , статистический ежегодник, Государственный комитет статистики, Душанбе, 2008 г.
  6. Роберт Миддлтон и Хью Томас, «Таджикистан и Высокий Памир», Odyssey Books, 2008, стр. 166
  7. ^ a b c Социально-экономическое положение Согдийской области , Статкомитет Согдийской области, Худжанд: январь – март 2010 г. (на таджикском и русском языках)

Искусство и материальная культура согдийцев

Эта статья авторов Julie Bellemare and Judith A. Lerner рассказывает о художественном мире согдийцев и их быте (мы приводим здесь описание только нескольких экспонатов).

Искусство Согдианы разнообразно: оно проявляет пристальное внимание к социальным занятиям, таким как пиры, охота, развлечения и рассказывание историй; а также восприимчиво к включению элементов предмета и стиля из соседних культур. Согдийцы, несомненно, знали, как наслаждаться жизненными удовольствиями, такими как еда, вино и развлечения

Они ценили серебряную и золотую посуду, как, например, эта серебряная позолоченная чашка с горными козами и растительным орнаментом.

Кубок с козами. Древний край Согдиана, 8 век н.э. Позолоченное серебро; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кольцевая рукоятка с упором для большого пальца и выпуклая форма с суженным горлом обычно ассоциируются с тюркскими степными народами – соседями и союзниками согдийцев. Стилистический анализ предполагает его изготовление согдийским мастером. Мотив, который, возможно, был выбран, чтобы угодить тюркскому покровителю, представляет собой пару борцов, изображенных на упоре для большого пальца, и возможно, кто-то наблюдал поединок, выпивая из этого кубка.

Хорошо известны расписанные стены согдийских дворцов. Здесь мы берем пример дворца в Пенджикенте.

“Синий зал” (вид северной и восточной стен). Пенджикент, Таджикистан (в древней Согдиане), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Обнаруженный в 1956–57 годах, этот зал, известный как «Комната Рустама» или «Синий зал» из-за окрашенного фона, выделяется среди других образцов своими исключительно хорошо отреставрированными фресками. Их можно датировать примерно 740 годом, всего за двадцать лет до окончательного уничтожения Пенджикента. Этот цикл картин воплощает яркую черту согдийского изобразительного искусства: его захватывающее повествовательное качество. Вместо более статичного, манерного стиля, который преобладает в Сасанидской Персии, согдийское искусство фокусируется на индивидуальном героизме в своем предпочтении эпическим и историческим повествованиям, но также включает в себя популярные истории.

Вот фантастическое существо, которое появляется на металлических изделиях согдийцев, которое некоторые ученые считают сенмуром или симургом – это крупная, мифическая птица с собачьей головой, собачьим или львиным корпусом и искусно оперенным хвостом. Симург (у узбеков она называется Семург, у казахов — Самурык, – прим.) – доброжелательное существо и упоминается в более поздних эпосах и поэзиях, включая “Шахнаме”.

Блюдо с симургом. Возможно, Узбекистан (в древней Согдиане), первая половина VIII в. Позолоченное серебро; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Острый интерес согдийцев к изображению окружающего их мира (о чем свидетельствует Зал послов в Афрасиабе) и мифологический и сверхъестественный миры переросли в изображение их собственного мира. В своем искусстве согдийцы не показывают коммерческую и торговую сторону жизни, но вместо этого изображают наслаждение ею, например, сцены пиров в Пенджикенте. На этих картинах мы видим, как согдийцы видели себя. Китайские образы согдийцев изображали их в карикатурном виде, с лицами с большими носами и круглыми глазами, массивной и в целом «варварской» внешностью. Напротив, изображения самих согдийцев показывают людей с прекрасными чертами лица: мужчины (кроме правителей или дворян), как правило, чисто выбриты, женщины с овальным лицом и миндалевидными глазами.

Фигура согдийца. Сиань, Китай, династия Тан (618–907 гг.), Национальный музей Китая, Пекин

Пирующий согдиец. Пенджикент, Таджикистан (в древней Согдиане), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Внешние ссылки [ править ]

vте Согдийская область
Столица: Худжанд.
Города
  • Buston
  • Гулистон
  • Исфара
  • Истаравшан
  • Истиклол
  • Худжанд
  • Канибадам
  • Пенджикент
Подразделения города
Buston
  • Город: Бустон
  • Город: Палос
Гулистон
  • Город: Гулистон
  • Города: Адрасмон
  • Чорукдайррон
  • Консой
  • Навгарзан
  • Сырдарья
  • Зарнисор
Исфара
  • Город: Исфара
  • Города: Нафтобод
  • Нурафшон
  • Шураб
  • Джамоаты: Чилгази
  • Чорку
  • Хонабад
  • Кульканд
  • Лаккон
  • Навгилем
  • Шахрак
  • Сурх
  • Ворух
Истаравшан
  • Город: Истаравшан
  • Джамоаты : Чорбог
  • Гули Сурх
  • Явкандак
  • Нихони
  • Нофарой
  • Пошкент
  • Калачай Калон
  • Галайбаленд
  • Сабристон
  • Зархалол
Истиклол
Худжанд
Канибадам
  • Город: Канибадам
  • Джамоаты : Хамрабаев
  • Лохути
  • Ортиков
  • Патар
  • Пулатан
  • Шарипов
Пенджикент
  • Город: Пенджикент
  • Джамоаты: Амондара
  • Чинор
  • Фароб
  • Халифа Хасан
  • Хурми
  • Косатарош
  • Лоик Шерали
  • Moghiyon
  • Рудаки
  • Саразм
  • Shing
  • Судзина
  • Выру
  • Ёри
Районы
  • Ашт
  • Айни
  • Деваштич
  • Гафуров
  • Джаббор Расулов
  • Кухистони Мастчох
  • Мастчох
  • Шахристон
  • Спитамен
  • Зафаробод
Подразделения района
Ашт
  • Город: Шейдон
  • Джамоаты: Ашт
  • Ифтихор
  • Mehrobod
  • Орион
  • Ошоба
  • Понгхоз
  • Пунук
  • Шодоба
Айни
  • Город: Зарафшан
  • Джамоаты: Анзоб
  • Айни
  • Дардар
  • Fondaryo
  • Rarz
  • Шамтух
  • Урметан
Деваштич
  • Город: Гончи
  • Джамоаты : Далиони Боло
  • Газантарак
  • Исмоили Сомони
  • Муджум
  • Росровут
  • Вахдат
  • Яхтан
Гафуров
  • Город: Гафуров
  • Джамоаты : Чашмасор
  • Дадобой Холматов
  • Гозиён
  • Хайдар Усмонов
  • Исфизор
  • Исмоил
  • Хистеварз
  • Овчи Калача
  • Унджи
  • Йова
  • Зарзамин
Джаббор Расулов
  • Город: Мехробод
  • Джамоаты: Дехмой
  • Гулакандоз
  • Гульхона
  • Hayoti Nav
  • Сомониен
Кухистони Мастчох
  • Джамоаты: Иван-Точик
  • Лангар
Мастчох
  • Города: Бустон
  • Обшорон
  • Сугдиен
  • Джамоаты : Мастчох
  • Навбахор
  • Оббурдон
  • Палдорак
Шахристон
  • Джамоаты : Бунджикат
  • Шахристон
Спитамен
  • Город: Навкат
  • Джамоаты: Истиклол
  • Хуррамзамин
  • Куруш
  • Сарбанд
  • Тагояк
  • Турсун Улджабоев
Зафаробод
  • Города: Хомид Алиев
  • Мехнатобод
  • Зафаробод
  • Джамоаты: Джоми
  • Равшан
Прилегающие к Согдийской области
Сырдарьинская область , Узбекистан Ташкентская область , Узбекистан Наманганская область , Узбекистан Ферганская область , Узбекистан
Джизакская область , Узбекистан Самаркандская область , Узбекистан

Согдийская область

Баткенская область , Кыргызстан
Кашкадарьинская область , Узбекистан Сурхондарьинская область , Узбекистан Районы республиканского подчинения
vтеРегионы Таджикистана
  • Согдийская область
  • Хатлонская область
  • Районы республиканского подчинения
  • Горно-Бадахшанская автономная область
Авторитетный контроль

Открытие согдийских текстов

Согдийский христианский текст, написанный на языке Эстранджело , обнаруженный в Турфане , IX — XI века.

Обнаружение фрагментов рукописей согдийского языка в китайском районе Синьцзян послужило толчком к изучению согдийского языка. Роберт Гаутиот (первый согдийский ученый-буддист) и Пол Пеллиот (который, исследуя Дуньхуан , извлек согдийские материалы) начали исследовать согдийский материал, который Пеллиот обнаружил в 1908 году. Гаутиот опубликовал множество статей, основанных на его работе с материалами Пеллио, но погиб во время Первой мировой войны. Одной из самых впечатляющих статей Гаутиота был глоссарий к согдийскому тексту, который он завершал, когда умер. Эту работу продолжил Эмиль Бенвенист после смерти Готио.

Немецкие турфанские экспедиции нашли в текстовом корпусе Турфана различные согдийские произведения . Эти экспедиции контролировались Этнологическим музеем Берлина . Эти произведения почти полностью состоят из религиозных произведений манихейских и христианских писателей, включая переводы Библии . Большинство согдийских религиозных произведений относится к IX и X векам.

Дуньхуан и Турфан были двумя наиболее многочисленными местами манихейских, буддийских и христианских согдийских текстов. Сама Согдиана фактически содержала гораздо меньшую коллекцию текстов. Эти тексты касались бизнеса и принадлежали второстепенному согдийскому царю Диваштичу . Эти деловые тексты относятся ко времени мусульманского завоевания, около 700 г.

Уроженцы[ | код]

  • Деваштич (? — 722) один из последних правителей Согдианы
  • Хайдар ибн Кавус (? — 841) — последний афшин Уструшаны; полководец, победивший Бабека
  • Рудаки (858—941) считается основателем таджикской персидской литературы, родоначальником поэзии на дари, фарси и таджикском языках
  • Абу Махмуд аль Худжанди (940—1000) — таджикский математик и астроном, уроженец Ходжента, работал в Рее.
  • Сайфуддини Исфаранги — персидско-таджикский поэт
  • Камол Худжанди (1321—1401) — персидско-таджикский поэт
  • Темурмалик — герой таджикского народа, оказал ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана при завоевании им Средней Азии
  • Мухаммадаминхочаи Кошиф (1825—1887) — таджикский поэт
  • Тошхуджа Асиры (1864—1916) — таджикский поэт
  • Абдулла Файёз (1847—1934) — таджикский поэт
  • Хаджи Юсуф Мирфаезав (1842—1925) — таджикский ученый
  • Накибхон Туграл (1865—1919) — таджикский поэт
  • Чинар Имамов (1898—1939) — таджикский политический деятель, основоположник Таджикской ССР член ЦК КП Таджикскoй
  • Абдурахим Ходжибаев (1900—1938) — таджикский политический деятель, основоположник Таджикской ССР первый председатель совнарком Таджикиской ССР
  • Бободжан Гафуров ( — ) — таджикский государственный и партийный деятель, 1-й секретарь ЦК Компартии Таджикистана (—), историк, директор Института востоковедения АН СССР.
  • Имам Худжанди — великий исламский
  • Рамиль Бадамшин (р. 1980) — певец, автор-исполнитель
  • Валамат-заде, Гафар Рустамович (1916−1993) — артист балета, балетмейстер, режиссёр, Народный артист СССР (1976)[источник не указан 2933 дня]
  • Лютфи Захидова (1925−1995) — балерина, исполнительница народных танцев, Народная артистка СССР (1957)
  • Джурабек Муродов (р. 1942) — певец, композитор, исполнитель на рубобе, Народный артист СССР (1979)
  • Туфа Фазылова (1917−1985) — оперная певица, Народная артистка СССР (1957)
  • Камиль Ярматов (Комил Ёрматов) (1903−1978) — первый режиссёр Таджикистана и Узбекистана, Народный артист СССР (1959)
  • Намат Карабаев (1916−1942) — первый Герой Советского Союза в Центральной Азии
  • Лоик Шерали (1941−2000) — народный поэт Республики Таджикистан, известный персоязычный поэт
  • Муртазаев Каюм Муртазаевич (—) — государственный и партийный деятель, секретарь ЦК ВЛКСМ, 1-й секретарь Ташкентского горкома и Бухарского обкома партии, Председатель Госкомтруда Узбекской ССР.
  • Ходжибой (Ходжимурод) Тоджибоев (1955—2008) — советский, узбекский и таджикский юморист и сатирик. Заслуженный артист Узбекистана и Таджикистана. Один из самых известных юмористов Средней Азии.

Развитие торговли и культуры

Серьёзные перемены наступают в жизни согдийского народа с наступлением нашей эры. Во II веке их правителями становятся выходцы из дома Чжаову, что значительно отразилось на взаимоотношениях с Китаем.

Согдиана становится одним из главных центров. находящимся на Великом шёлковом пути. На мой взгляд, одно только это обстоятельство в немалой степени повлияло на развитие экономики и культуры Согда.

Согдийская живопись, изображающая согдийских купцов

У китайцев пользовались популярностью согдийское оружие, кольчуги, металлические изделия. Взаимный культурный обмен помогал развитию традиций Согдианы. В обычаях региона появляется немало заимствований, однако они заметно обогатили местную культуру.

К IV веку Согдиана становится доминирующим торговым регионом Центральной Азии. Более того, согдийский язык начинал завоёвывать новые территории. На большей части Великого шёлкового пути он был основным при ведении переговоров.

Арабское завоевание Согдианы

Согдийцы пользовались покровительством тюрков. Благодаря могущественным каганам они могли начать завоевание новых территорий. Постепенная колонизация происходила мягко и ненавязчиво, что давало немало преимуществ.

Соратниками согдийцев тюрки становятся и в период арабского нашествия. В 651 году арабские захватчики сокрушили империю персов, после чего двинулись к подвластным Персии землям. Несмотря на долгое и упорное сопротивление народа Согдианы, большая часть территорий согдийцев была завоёвана.

До нашего времени сохранились письма правителя Согда, Деваштича, что вёл переписку с тюркским каганом. Он отмечает, что является верным вассалом тюрков, просит о помощи. Увы, несмотря на общие усилия согдийцев и тюрков, силу арабов переломить они не смогли.

Голова фигурки, вероятно согдиец, китайская династия Суй (581–618) / PratyekaМестонахождение: Музей Чернуски, Париж

Но куда же исчезли согдийцы? По мнению историков, некогда могущественный народ торговой страны постепенно растворился среди соседних племён, что были более молодыми и лишь начинали путь своего становления.

О том, что от согдийцев не осталось и следа, говорить не стоит. Напротив, современные таджикский и узбекские народы принадлежат к потомкам жителей Согдианы. Согдийский язык постепенно был вытеснен таджикским, что имел больше перспектив.

Со временем древнее наречие забылось и исчезло, оставшись в списке древних диалектов. Но я хочу заметить, что и в таджикском языке сегодня можно увидеть некоторые старинные черты, что использовали и согдийцы.

Роксана – согдийская жена Александра Македонского / Joan Francesc Oliveras Pallerols

Примечания[ | код]

  1. Вместе с Сталинабадской, Кулябской и Гармской областями.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2016.
  3. . // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 марта 2011.
  5. А. И. Кошелева, П. А. Васильев. Административно-территориальное деление Таджикистана (исторический очерк). — Сталинабад, 1948. — 48 с.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2012.
  7. ↑ Хайитбоева Н. А. Анализ производственно-экономического состояния аграрного сектора Республики Таджикистан // Кишоварз. — 2015. — Т. 2. — С. 76
  8. Хайитбоева Н. А. Анализ производственно-экономического состояния аграрного сектора Республики Таджикистан // Кишоварз. — 2015. — Т. 2. — С. 77

Согдиана в Средней Азии

Согдиана область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана.

Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329–327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

По-древнеперсидски Sughuda, Sughda, область, принадлежавшая к североазиатским провинциям Персидского царства между реками Оксусом и Яксартом, нынешняя Бухара, часть которой еще называется Согд, т. е. чистая.

Из гор были Оксийские, Comedarum, Montes и в центре Согдийские (н. Карадаг или Аль-Ботом).

Из рек кроме Оксуса и Яксарта следует упомянуть Демос или Димос (н. Маргинат) и степную реку Политимет (н. Шераф-Шан). Согдии или согдианы — народ довольно грубый, мало отличавшийся в своих нравах от бактрийцев. Они распадались на несколько народностей: паски, дрибакты, оксидранки, ятийцы, тахоры, мардиены, кандеры, оксианы и т. д.

Между городами замечательны: Мараканда (н. Согд, Сугуд — древ.обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. — с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. — Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин. о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э.).

Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв. ок. 7 в. до н.э.

Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач. Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм.

В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств. орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество).

В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 — 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач. войсками Александра Македонского и присоед. к его империи.

Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн. укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства.

Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г. Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок.

В кон. 4 — 5 вв. С. наход. под властью эфталитов. Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

Культура и экономика древней области

Согдиана – «страна садов и чудес» – процветала за счет богатых урожаев на орошаемых полях и активной торговли между Римом (Византией) и Китаем. Помимо торговли важную роль в развитии экономики государства играли ремесла. Согдийцы были талантливыми мастерами. Они изготавливали всевозможные керамические изделия, одежду тонкой работы, ковры, ювелирные украшения, оружие и многое другое.

В выставочных залах Эрмитажа представлены шедевры из керамики, украшенные искусной росписью. Особый интерес вызывают резные деревянные изделия с изображенными на них божествами и сценами из жизни героев согдийского эпоса. История свидетельствует о высоком уровне развития культуры и искусства жителей долины Зеравшана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector