Нотр-дам де пари: история, архитектура, особенности собора парижской богоматери

Содержание:

Интерьер храма

Теперь, отстояв длинную очередь (впрочем, она движется быстро), войдем внутрь собора Парижской Богоматери. Нотр-Дам потрясает посетителя своей величиной.

Внутри главного нефа вполне можно разместить 12-этажный дом. Как и задумывалось зодчими, в храме могли одновременно молиться все жители Парижа 13 века, которых в ту пору насчитывалось около 10 тысяч.

В интерьере собора просматривается многократное изменение планировки. Согласно канонам сакральной архитектуры, главный неф и поперечные трансепты должны представлять собой крест. Но эти боковые приделы шире и больше главного зала. Внутренние часовни продолжали множиться вплоть до 14 века.

Мелкие детали интерьера все время обновлялись, ведь существовала традиция преподносить Церкви 1 мая каждого года благочестивые дары. Поэтому в боковых приделах можно увидеть картины, скульптуры и предметы прикладного искусства разных эпох.

Следует обратить внимание также на хоры и рассмотреть изнутри изумительные витражи. В соборе есть и несколько захоронений

Самые древние из них – могилы Герцога Бретани Жоффре и королевы Изабо д’Эно.

Интересные и малоизвестные факты

  • В соборе на протяжении многих веков проходили бракосочетания королей, коронации французских императоров и даже национального масштаба похороны.
  • Первый французский парламент – Генеральные штаты – на свое первое заседание в 1302 году собрался именно здесь, в Нотр Дам де Пари.
  • В конце XVII столетия, во времена правления Людовика XIV, собор претерпел серьезные изменения – здесь разрушили могилы и все витражи.
  • Приказ о разрушении «украшающих храмы «каменных» королей», что относилось и к аркаде собора, отдал Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции.
  • В 1802 году, уже при Наполеоне I, собор Нотр Дам де Пари был возвращен в собственность католической церкви.
  • «Собор Парижской Богоматери» – именно так назывался роман Виктора Гюго, который он опубликовал в 1831 году. В предисловии писатель подчеркнул, что одна из его главных задач – побудить французов полюбить отечественную архитектуру.
  • В 1841 году в главном храме Парижа стартовали реставрационные работы, которыми руководил архитектор Виоль ле Дюк. На восстановление здания ушло целых 23 года.
  • Знаменитые химеры, за образец которых были взяты средневековые гаргулии, изготавливали пятнадцать скульпторов. Их работой руководил Жоффруа Дешоме.
  • Крыша собора изготовлена из свинцовых плит, имеющих всего 5-миллиметровую толщину, и которые уложены внахлест. Общий вес крыши – 210 тонн.
  • Нынешний дубовый шпиль храма, покрытый сверху свинцом, появился в ходе реставрации и заменил собой прежний, который был разобран в 1786 году. Его основание окружают четыре группы статуй апостолов Христа из бронзы. Все изваяния повернуты лицом к Парижу. И только покровительствовавший архитекторам Фома обращен своим ликом к шпилю собора.
  • В соборе, вернее в его правой части, расположены часовни, в которых находятся произведения живописи и скульптуры самых разных мастеров. Эти работы представляют собой дары, ежегодно преподносимые собору первого мая.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; Notre Dame de Paris) 6 Parvis Notre-Dame, Place Jean-Paul II, 75004 Paris cathedraledeparis.com

Музей Лувр – национальное достояние Франции

  Версальский дворец – величественный символ французской монархии

Похожие публикации:

Пирамида Лувра

Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля

У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа

Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не..

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Поделиться ссылкой:

Колокола Собора Парижской богоматери

Колокола Нотр Дама, это гордость Парижа, это его душа. Они поражают своей духовной силой, выражая торжество христианской веры. У каждого свой неповторимый благозвучный голос.

Самый главный колокол весит 13 тонн, его называют Эммануэль. Это гордость и достояние французского народа. Существует легенда, согласно которой девушки, влюбленные в Нотр Дам кидали в раскаленный металл свои украшения. Поэтому у колокола такое чистое звучание.

Собор Парижской Богоматери и по ныне действующая церковь. Здесь ежедневно проходят богослужения, со звоном всех колоколов. Эммануэль используют в особенных случаях, из-за его огромного веса. Только одна его колотушка весит около 500 килограмм.

Если верить преданьям, горбун Квазимодо, герой романа Виктора Гюго, мог раскачать исполинский колокол в одиночку.

Уникальная эклектика

Чего не хватает французам, так это немецкой методичности. Вот план кафедрального собора в Кельне был разработан в 13 столетии, и хотя его возведение продолжалось до 19 века, все детали, вплоть до украшения шпиля, были сделаны по старинным чертежам.

Собор Парижской Богоматери ждала иная участь. Годы шли, и архитектурная мода менялась.

На смену романскому стилю пришел готический. В 1235 году первоначальная планировка была безжалостно перекроена зодчим Жаном де Шелем, а после его смерти — Пьером де Монтрей.

Кроме того, архитекторам и заказчикам хотелось, чтобы собор мог вместить в себя все население Парижа. А оно, несмотря на Великий Голод, Черную Чуму, другие эпидемии и Столетнюю войну, имело тенденцию все увеличиваться.

Поэтому позднейшие архитекторы добавляли часовни и порталы. Чтобы высокие стены не рухнули под тяжестью свода, их подперли снаружи контрафорсами (для чего пришлось снести целый близстоящий жилой квартал).

Парижский кафедральный собор покоряет нас удивительной эклектикой, смешением архитектурных стилей, выполненным с поистине французским изяществом.

Характеристика главных героев

Именно такая реакция общества на книгу дает право говорить о том, что собор – это подлинный главный герой романа, наряду с людьми. Это основное место происходящих событий, немой свидетель драм, любви, жизни и смерти главных героев; место, которое на фоне быстротечности человеческих жизней остается таким же неподвижным и непоколебимым.  

Главные же герои в человеческом облике – цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, священник Клод Фролло, военный Феб де Шатопер, поэт Пьер Гренгуар.

(Эсмеральда)

Эсмеральда объединяет остальных главных героев вокруг себя: в неё влюблены все из перечисленных мужчин, но одни – бескорыстно, как Квазимодо, другие яростно, как Фролло, Феб и Гренгуар – испытывая плотское влечение; сама же цыганка любит Феба. Кроме того, всех персонажей связывает между собой Собор: Фролло здесь служит, Квазимодо работает звонарем, Гренгуар становится учеником священника. Эсмеральда обычно выступает перед соборной площадью, а Феб смотрит в окна своей будущей супруги Флёр-де-Лис, которая живет неподалеку от Собора.

Эсмеральда – безмятежное дитя улиц, не ведающее о своей привлекательности. Она танцует и выступает перед Собором со своей козочкой, и все вокруг от священника до уличных воров отдают ей свои сердца, почитая, словно божество. С той же детской непосредственностью, с какой ребенок тянется к блестящим предметам, Эсмеральда отдает свое предпочтение Фебу, благородному, блестящему шевалье.

Внешняя красота Феба (совпадает с именем Аполлона) – единственная положительная черта внутренне уродливого военного. Лживый и грязный соблазнитель, трус, любитель выпивки и сквернословия, лишь перед слабыми он герой, лишь перед дамами – кавалер.

(Пьер Гренгуар)

Пьер Гренгуар, местный поэт, которого обстоятельства вынудили окунуться в гущу уличной французской жизни, немного походит на Феба в плане того, что чувства его к Эсмеральде – физическое влечение. Правда, на подлость он не способен, и любит в цыганке и друга и человека, отставляя в сторону её женское очарование.

(Квазимодо)

Самую искреннюю любовь к Эсмеральде питает самое страшное существо – Квазимодо, звонарь в Соборе, которого некогда подобрал архидьякон храма, Клод Фролло. Для Эсмеральды Квазимодо готов на всё даже любить её тихо и втайне ото всех, даже отдать девушку сопернику.

(Клод Фролло)

Самые сложные чувства испытывает к цыганке Клод Фролло. Любовь к цыганке для него особая трагедия, ведь это запретная страсть для него как для священнослужителя. Страсть не находит выхода, поэтому он то  взывает к её любви, то отталкивает, то набрасывается на неё, то спасает от смерти, наконец, сам же вручает цыганку палачу. Трагедия Фролло обуславливается не только крахом его любви. Он оказывается представителем уходящего времени и чувствует, что отживает вместе с эпохой: человек получает всё больше знаний, отходит от религии, строит новое, уничтожает старое. Фролло держит в руках первую печатную книгу и понимает, как бесследно растворяется в веках вместе с рукописными фолиантами.

История Парижа и его храма

Для того чтобы понять огромное значение собора для города (да и всей Франции), нужно знать его историю.

Париж (вернее, Лютецию, как тогда называлось поселение) основали римляне. Они построили крепость на острове посреди реки Сены. Можно сказать, что с Сите и «началась земля французская». Позже город занял соседний островок, затем расширился на оба берега реки. Но Сите оставалось его сердцем.

Поэтому здесь в галло-римскую эпоху был построен языческий храм, посвященный Юпитеру. Свято место пусто не бывает, и когда в 4 веке христианство стало государственной религией, античное капище заменили базиликой Сен-Этьен (Первомученника Стефана).

В эпохи Меровингов и Каролингов церковь расширяли. Ведь это был главный храм города.

По мере того как рос Париж, увеличивался и его кафедральный собор. Таким образом, то сооружение, который мы любуемся сегодня, – уже пятая по счету сакральная постройка на этом месте.

Главный фасад

Галерея Ветхозаветных царей

Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.

Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.

Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.

Балкон Богородицы

Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.

Верхняя галерея

Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.

Нижний горизонтальный ряд фасада

Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.

Портал Святой Анны

Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.

В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.

Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.

Портал Богородицы

Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.

В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.

На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.

Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.

Портал страшного суда

Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.

На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.

Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.

Тайны барельефов

На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.

На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Терновый венец Иисуса Христа

Эта великая реликвия христианства хранится именно здесь, в Соборе Парижской Богоматери. Но так было не всегда. Когда святыню в 1239 году доставили в Париж, Людовик IX Святой из династии Капетингов приказал поместить ее в часовню, которую построили специально с этой целью. Там он благополучно и простоял до великой революции, во время которой толпы по-революционному непримиримо настроенных парижан камня на камне не оставили от этой часовни. Однако с Терновым венцом ничего не случилось, будто сам Христос спас его. И вот в 1809 году реликвию передали в Собор Парижской Богоматери, где он продолжает находиться по настоящий день.

Но как вообще Терновый венец Господа оказался во Франции? Это уже отдельная история. Если коротко, то король выкупил у одного из константинопольских князей, которые стали править в городе после распада Византийской империи, случившегося под натиском крестоносцев. Звали его Балдуин II, и чтобы как-то управиться с долгами, он начал распродавать священные христианские реликвии. Вот таким путем Терновый венец оказался у Людовика IX. Вообще же, до 1063 года святыня находилась в Иерусалиме (непосредственно на горе Сион). Тогда же ее и перевезли в Константинополь, столицу Византии.

Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.

Гаргульи Нотр-Дам

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Возрождение храма

Спасителями собора Парижской Приснодевы стали два человека: великий писатель Виктор Гюго и не менее гениальный архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.

Первый написал роман, вышедший в печать в 1831 году. События данного повествования разворачиваются в стенах собора.

Парижане, да и все французы, были так тронуты этой трагической любовной историей, что даже мысль разрушить столь прекрасное место показалась им кощунственной. Развернулась целая кампания в поддержку реставрации собора и возвращения ему былого величия.

Работа предстояла серьезная, ведь здание пострадало от времени и Революции. За дело взялся Эжен Виолле-ле-Дюк.

Он был не просто зодчим, а архитектором, влюбленным в Средневековье. Его реставрационными работами стали такие знаменитые проекты, как Сите Каркассона, замок Пьерфон, Сен-Шапель и собор Амьена.

А потому он с радостью взялся и за Нотр-Дам. С некоторым вызовом он придал старинному зданию некий налет неоготики, проработав крышу с ее украшениями и трансепты.

Многие историки архитектуры утверждают, что Виолле-ле-Дюк слишком уж дал волю своей фантазии. Но уж лучше некоторые несоответствия с готическим стилем, чем полная утрата такого шедевра, как Нотр-Дам.

События на Гревской площади

Гренгуар бредет в тоске на Гревскую площадь. Он хочет посмотреть на Эсмеральду и вдруг видит прелестную девушку — не то ангела, не то фею, впрочем, оказавшуюся цыганкой. Как и другие зрители, Гренгуар зачарован плясуньей.

Но вот в толпе появляется мрачное лицо облысевшего мужчины. Этот человек обвиняет Эсмеральду в колдовстве, так как ее белая козочка 6 раз бьет по бубну копытцем, отвечая на вопрос, какое сегодня число. Девушка начинает петь, и вот слышится женский голос, полный исступленной ненависти. Это цыганку проклинает затворница Роландовой башни. На Гревскую площадь в это мгновение входит процессия. В ее центре красуется Квазимодо. Лысый человек, который напугал цыганку, бросается к нему, и Гренгуар понимает, что это его учитель герметики — Клод Фролло. Учитель срывает тиару с горбуна, рвет мантию в клочья, ломает посох. Квазимодо падает на колени перед ним. День, богатый на зрелища, уже подходит к концу. Без особых надежд Гренгуар бредет за цыганкой. Вдруг он слышит пронзительный крик: девушке пытаются зажать рот двое мужчин. Пьер зовет стражу. На зов появляется офицер, командующий королевскими стрелками. Хватают одного из посетителей — им оказывается Квазимодо. С капитана Феба де Шатопера, своего спасителя, цыганка не сводит благодарных глаз.

История и значение Нотр-Дама

Собор Парижской Богоматери — один из символов не только Парижа, но и европейской готики. Он был заложен в 1163 году на месте более скромного по размерам романского храма и был призван свидетельствовать о французской столице как об одном из центров западного христианства. Строительство продолжалось вплоть до 14 века. 

Основными архитекторами собора считаются Жан де Шель (работал в соборе с 1250 по 1265 год) и Пьер де Монтрей (с 1250 по 1267 год). Высота собора — 35 метров, длина — 130 метров, ширина — 48 метров, высота колоколен — 69 метров. 

Getty

Шпиль над трансептом собора первоначально был сооружен в 13 веке во времена расцвета французской готики. Это один из первых шпилей в истории великих соборов Европы, который был призван отражать главную идею готической храмовой архитектуры, пламенное стремление ввысь.

В 1786 году обветшалый шпиль разобрали. Так он простоял Великую французскую революцию, в период которой служил культу Разума, а затем Верховного Существа. Без шпиля был коронован Наполеон Бонапарт в 1804 году. 

Getty

Эта жемчужина Средневековья, которая, как говорил историк Жак Ле Гофф, проделала весь этот долгий исторический путь, прошла через множество преобразований, сохранив при этом огромную общественную и символическую значимость, оставшись для всех средоточием веры и чувств.

«Собор кажется вечным, однако мало какое здание пережило столько перемен на протяжение истории», — пишет Ле Гофф в книге Герои и чудеса Средневековья. 

Становление собора как одного из символов романтизма во многом связано с романом Собор Парижской Богоматери Виктора Гюго, в котором писатель делает храм главным героем, привлекая внимание к его упадочному состоянию и создает легенду. Getty

Getty

После Гюго вокруг собора сформировался мистический образ, прочная связь с гением французского народа. К середине 19 века общественность все больше хочет восстановить первоначальный вид собора, вернув шпиль. 

Архитекторы Эжен Виолле-ле-Дюк и Жан-Батист-Антуан Лассю отвечали за реконструкцию, которая началась в 1844 году и продлилась четверть века. Так появился новый шпиль высотой в 96 метров и статуи горгулий и химер, выдержанные в готическом стиле.

Для многих жителей Франции Нотр-Дам — это не только место религиозного поклонения, как сказал французский писатель Бернар-Анри Леви. Это символ культуры, архитектуры и истории Франции.

«Нотр-Дам де Пари на самом деле является одним из бьющихся сердец французской цивилизации. Как можно восстановить восемь или даже девять веков истории? Как можно восстановить слезы, шепот и воспоминания целой страны или даже целой цивилизации?», — сказал он.

Храм Парижской Богоматери в цифрах

Это далеко не самый высокий и большой кафедральный собор в Европе. Он значительно уступает Кельнскому и Миланскому в параметрах.

Высота главного нефа хоть и внушительна – 35 метров, но не рекордна для средневековых сооружений. Две колокольни (если присмотреться, они разные по величине и стилистическому оформлению) также не представляют собой ничего особенно выдающегося. Их высота – 69 метров. Внутри собора вы не найдете знаменитых фресок, как в храмах Италии.

Длина храма Нотр-Дам – 130 метров, а максимальная ширина – 48. Самый большой колокол – «Эммануэль» – весит 13 тонн, а его язык – 500 килограммов.

Почему же Нотр-Дам является визитной карточкой Парижа, престолом архиепископа и одной из пяти «малых базилик» французской столицы? Не из-за размеров, а благодаря своей значимой роли в истории и роскошному внешнему убранству.

Интересно, что здание спереди и сзади очень отличается. Если смотреть на главный (западный) портал, то не видно ни контрафорсов, ни шпиля. С восточной же стороны собор кажется остовом севшего на мель корабля или скелетом огромного чудища благодаря его аркбутанам. Внутри вы не увидите ни одной разделяющей стены, их заменяют колонны с аркадами.

Как добраться

  • На метро
    • Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
    • Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
    • Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
    • Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
  • На поездах RER скоростного метро — линия В и С, станция Saint-Michel — Notre-Dame

Галерея химер

В храме имеется два входа:

  • Главный вход — с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
  • Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.

Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector