23 достопримечательности северной осетии, которые стоит посмотреть

Климат и погода Северной Осетии

Северная Осетия-Алания расположена на территории Северного Кавказа, входит на правах республики в состав Российской Федерации, расположена в зоне умеренно-континентального климатического пояса. Круглый год господствуют умеренно-континентальные массы воздуха. Республика разделена на две основные зоны – Степную Атлантическую континентальную и Горную. Каждая включает различные климатические районы, области.

Гра­ни­чит на юге с Гру­зи­ей и Южной Осе­ти­ей. Вхо­дит в со­став Севаро-Кавказского фе­де­раль­но­го ок­ру­га. Рас­по­ло­же­на на юге Ев­ропейской час­ти Рос­сии, в пред­горь­ях и на северном скло­не Глав­но­го Кав­каз­ского хреб­та.

На Терско-Кумской низменности средние температуры января от –3,5 до –4 °C, июля 23–24 °C, часты засухи и суховеи. На Северо-Осетинской равнине средние температуры января от –4 до –4,5 °C, июля 20–21 °C. Безморозный период в равнинной части 190 суток.

Годовое количество осадков возрастает с севера на юг, на равнинах от 400 мм до 800 мм, в горах до 1200 мм, уменьшаясь в котловинах до 370 мм. Бóльшая часть осадков выпадает в мае – июле. Высота снежного покрова от 10 см на равнинах до 60 см и более в горах. Типичны горно-долинные ветры и фёны.

На территории республики наблюдается развитое оледенение. Насчитывается около 250 ледников, площадь которых составляет около 170 кв. км.

Наиболее крупными среди них являются:

  1. Караугом.
  2. Цея.
  3. Мидаграбинский.
  4. Майли.
  5. Пульсирующий ледник Колка.

Здесь также насчитывается более 130 озер. Большинство из них являются небольшими и имеют ледниковое происхождение, также встречаются озера карстового происхождения. Самое большое озеро – Хурикау

Как добраться до Северной Осетии и Алании

Во Владикавказ легче всего добираться из Москвы самолетом. В настоящий момент полеты из столицы России во Владикавказ совершают четыре авиакомпании, среди которых присутствует один лоукостер. Время в полете составляет 2 часа. Аэропорт Владикавказа расположен неподалеку от города Беслан. Доехать из него до столицы республики можно на городском автобусе.

До столицы Республики из Москвы также можно добраться на поезде «Москва-Владикавказ», из Санкт-Петербурга ходит состав на Владикавказ. Дорога занимает до 1,5 суток. Поезд курсирует из северной столицы 2-3 раза в неделю. Железнодорожный вокзал расположен по адресу: Владикавказ, ул. Маркова, д. 24.

Из центральных районов России на машине можно добраться до трассы Транскам. В столицу республики можно доехать по Военно-Грузинской дороге из Беслана и по трассе Р295 из Нальчика.

Даргавсский «Город мертвых»


Даргавсский «Город мертвых».
41

Даргавс – горное поселение, к которому ведет единственная дорога-серпантин. В километре от него расположено то, что на первый взгляд кажется обычной деревушкой. В действительности это настоящий некрополь, «город мертвых». Он находится на высоком и живописном горном склоне, открытом ветрам, и заметен издалека.

«Город мертвых» представляет собой скопище маленьких светлых домиков под темными черепичными крышами. Но каждый домик – на самом деле склеп, так что заглянуть на хлеб-соль в гости к хозяевам не получится. Единственный, кто здесь обитает, – это смотритель, оберегающий исторические памятники от разрушения и вандализма.

Жители Осетии хоронили здесь мертвых до XVIII в., пока территория не отошла Российской империи. Причина такого способа погребения – нехватка плодородных земель и нежелание осквернять их человеческими останками. Под каждым домиком находится подземный склеп, где хранятся останки порой десятков человек. Интересно, что благодаря сильным ветрам тела не разлагались, а превращались в мумии.

Овеян «Город мертвых» и мрачными преданиями. По одному из них, в период эпидемии чумы семьи зараженного человека в полном составе спускались в склеп вместе с больным и там оставались до конца дней своих, чтобы не заражать других.

Адрес: Даргавс. Город мертвых., Северная Осетия, Россия.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Численность населения[править | править код]

По итогам Всесоюзной переписи населения СССР 1989 года численность постоянного населения Южной Осетии (ЮОАО) составила 98 527 человек, в том числе города Цхинвала —  42 333 человек.

В Докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории Южной Осетии до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек

По данным статистического управления Республики Южная Осетия на 1 ноября 2006 года население РЮО составляло около 82,5 тысячи человек (в том числе на территориях, подконтрольных тогда властям Республики Южная Осетия, проживало около 68 тысяч, а в районах, подконтрольных тогда (до августа 2008 года) Грузии, проживало около 14 тысяч человек), из них осетины составляли около 58 тысяч человек (70 %), грузины — около 22,5 тысяч человек (27 %), другие — 2 тысячи (3 %).

По официальным данным самой Южной Осетии (на официальном сайте президента РЮО) численность республики к 2008 году составляла 72 тысячи человек, в том числе в Цхинвале до 30 тыс. чел.

По данным Комитета по миграции ПАСЕ численность Южной Осетии после августовских событий составила порядка 50 тысяч человек в 2009 г.

По данным сотрудницы Варвары Пахоменко, основываясь на данных избирательных комиссий, сведений о миграции беженцев и численности учащихся школ, в 2009 году численность наличного населения РЮО могла достигать в пределах от 26 до 32 тысяч человек, из которых в Цхинвале — не более 17 тыс. человек, в Цхинвальском районе — более 5 тыс. (из 23 тыс. в 1989 г.), в Дзауском (Джавском) районе — около 5 тыс. (из 10 тыс. в 1989 г.), в Знаурском районе — около 4 тыс. (из 10 тыс. в 1989 г.), в Ленингорском (Ахалгорском) районе — около 2,5 тыс. (из 12 тыс. в 1989 г. и 8,5 тыс. в 2002 г.)

По мнению эксперта Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья РАН, численность населения РЮО составляет около 50 тыс. человек, часть из которых постоянно посещает Россию (Северную Осетию). По разным оценкам, с учётом сезонной и трудовой миграции, численность населения Южной Осетии на 2011 год составляет от 30 до 70 тыс. человек.

Районы Южной Осетии

Начальник ГАИ РЮО Алан Джиоев в октябре 2012 года, комментируя ситуацию с регистрацией автотранспорта в Южной Осетии в обход Северной Осетии РФ, упомянул собственную оценку численности населения республики в 35 тысяч жителей: «20 тысяч машин сюда бы никогда не заехало, ну, может быть, две тысячи. Тут населения столько нет — 35 тысяч, допустим, нас всего!»

.

По данным «подворового опроса» 2012 года численность населения Южной Осетии составила 51572 человек, из которых в Цхинвале — 28664 человека. Осетины составили 89,1 % жителей республики, грузины — 8,9 %, русские — 1 %, представители других национальностей — 1 %. По данным «подворового опроса» 2013 года в республике проживало 51547 человек.

В 2013 году, по данным Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции РЮО, в Южной Осетии родился 641 человек, умер 531 человек (в 2012 году — 572 и 582 человека соответственно, в 2011 году — 658 и 575 человек соответственно).

С 15 по 30 октября 2020 года в республике прошла первая Всеобщая перепись населения, охватившая более 51 тысячи граждан (в том числе около 30 тысяч в Цхинвале и более 7 тысяч человек в Цхинвальском районе) и более 16 тысяч домов.

По предварительным итогам переписи населения 2020 года, население Южной Осетии составляет 53559 человек, в том числе 35055 городских жителей и 18504 сельских жителей; 25706 мужчин а 27850 женщин

По данным окончательных итогов переписи населения 2020 года, население РЮО составило 53 532 жителей.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.

Еда

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон

Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии — квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно — арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» — смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин — пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах — пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин — пирог с мясом;
  • цахараджин — пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин — пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин — пирог с капустой и сыром;
  • насджин — пирог с тыквой;
  • кадурджин — пирог с фасолью;
  • кадындзджин — пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин — пирог с вишней;
  • зокоджин — пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника — артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.

 

Примечания

  1. Биография Таймураза Тускаева
  2. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. (рус.) (xls). Росстат.
  3. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. (рус.) (xls). Росстат.
  4. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. MS Excel документ
  5. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. MS Excel документ
  6. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. (рус.) (xls). Росстат.
  7. 12 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 года и в среднем за 2020 год. Росстат (рус.). Дата обращения 13 марта 2020.
  8. Конституция Российской Федерации. Ст. 5, пп. 1, 2
  9. Петрушина М.Н., Горячко М.Д. и др. Се́верная Осе́тия — Ала́ния / председ. Ю.С. Осипов и др., отв. ред. С.Л. Кравец. — Большая Российская Энциклопедия (в 35 т.). — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2015. — Т. 29. Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — С. 622—629. — 766 с. — 35 000 экз. — ISBN 978-5-85270-366-8.
  10. В Северной Осетии нашли золотую жилу | ГТРК Алания (рус.). Россия-Алания / ГТРК «АЛАНИЯ» (31 октября 2019). Дата обращения 12 ноября 2020.
  11. Osetini.com: География Осетии — Почвы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 декабря 2009. Архивировано 5 января 2012 года.
  12. Федеральный закон от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени», статья 5 (неопр.) (3 июня 2011).
  13. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 февраля 2020. Архивировано 5 февраля 2020 года.
  14. Абаев В. И. О языковом субстрате. // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР, 1956, т. IX.
  15. Р. Г. Дзаттиати
  16. Э. Ю. Шестопалова. Дагомский катакомбный могильник VII вв. в Северной Осетии // Археологические открытия 2005 г. М.: Наука, 2007.
  17. Осетины — статья из Большой советской энциклопедии.
  18. История Северной Осетии: XX век, 2003, с. 318—324.
  19. Челехсаты, Казбек Сергеевич Осетия и осетины // Владикавказ — Санкт-Петербург: издательство «Ир», 1994. — С. 359, С. 364—365. — ISBN 5-7358-0132-5
  20. 24 года назад СОАССР была преобразована в РСО (неопр.) .
  21. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  22. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  23. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения 24 апреля 2020. Архивировано 24 апреля 2020 года.
  24. 1234567891011121314151617181920212223242526 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения 31 июля 2019.
  25. 1234 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по РСО-Алания. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений и населённых пунктов
  26. Структура (рус.). Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения 5 января 2020.
  27. Экономика | Республика Северная Осетия — Алания (неопр.) . alania.gov.ru. Дата обращения 5 января 2020.
  28. Основные показатели сельского хозяйства по республикам, краям и областям // Сельское хозяйство СССР. Статистический сборник (1960). — Москва: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1960. — С. 500. — 667 с. — 10 000 экз.
  29. 12Госкомстат России. Растениеводство. 14.1 Посевные площади всех культур // Регионы России. Социально экономические показатели. 2002. — Москва, 2002. — С. 490. — 863 с. — 1600 экз. — ISBN 5-89476-108-5. Архивная копия от 19 апреля 2020 на Wayback Machine
  30. 12Федеральная служба государственной статистики. Растениеводство. 14.5 Посевные площади сельскохозяйственных культур // Регионы России. Социально экономические показатели. 2016. — Москва, 2020. — С. 726. — 1326 с. — ISBN 978-5-89476-428-3.
  31. Северо-Осетинский информационный сайт «ОСнова». Владимир Гуриев: «Алания парк» займет 3-5 место среди мировых парков развлечений (англ.). ОсНова.News. Дата обращения 5 января 2020.
  32. Интервью: Таймураз Мамсуров, президент Северной Осетии // Ведомости, № 162 (1936), 30 августа 2007
  33. Экономика республики — Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания (неопр.) . www.alania-invest.ru. Дата обращения 5 января 2020.
  34. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2020 года — Республика Северная Осетия — Алания (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 января 2020. Архивировано 16 июня 2020 года.
  35. Арена (Атлас религий и национальностей России)

Что попробовать и что привезти в подарок

В Северную Осетию стоит приехать не только ради природных и культурных достопримечательностей. Республику можно посетить и из-за ее своебразной национальной кухни.

Королем осетинской кухни является мясо. Особенно уважают в Осетии баранину. Например, такое блюдо как лывжа, представляет собой тушеное мясо с картофелем и луком, приправленное перцем, чесноком и чабером. Кроме тушеного мяса, баранину любят в виде шашлыка, причем не только из филейной части, но и из субпродуктов. В этом случае почки, печень и сердце молодых животных нанизывают на деревянные шпажки и жарят на углях.

Важен и соус, с которым подается блюдо:

  • цахтон, изготовленный на основе сметаны;
  • нуры цахтон — очень острый чесночный.

Наиболее популярными являются пироги с сыром – олибах. Помимо этого, осетины готовят и другие пироги с разными начинками.

Среди них можно выделить:

  1. Цахараджин — с сыром и листьями свеклы.
  2. Хъэдурджын — с фаршем из вареной измельченной фасоли и сала.
  3. Насджин — с тыквой.
  4. Кабускаджин — пирог с капустой и сыром.

Наа десерт можно употребить халуа – маленькие шарики из теста, которые готовятся с применением топленного масла и сахарной пудры.

Для приобретения сувениров можно заглянуть во Владикавказе в такие лавки, как:

  • «Фатима»;
  • «Сувениры Кавказа»;
  • «Царазон» и некоторые другие.

Не менее популярными сувенирами являются:

  1. Брелоки.
  2. Деревянные фигурки.
  3. Картины с изображением Уастырджи — покровителя мужчин, посредника между людьми и Богом.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

При любом материальном положении шапка должна была соответствовать настоящему мужчине-горцу. Если последний проявлял трусость, то ему говорили, что он должен носить не шапку, а платок. Мстительность веками воспитывалась в осетинской среде, лозунг «кровь за кровь» ярко отражал идеологию строгого уклада. Сегодня кровная месть почти искоренена, но новые правовые институты приживаются с трудом.

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки

Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

https://youtube.com/watch?v=a2YkKo8hoFA

О городе

Владикавказ — город на юге России, в центральной части Северного Кавказа. Столица Республики Северная Осетия — Алания. Город располагается по обоим берегам реки Терек, в семи км от выхода его из расщелины, близ последних отрогов северного склона Главного Кавказского хребта. В окрестностях города и на его окраинах, кроме Терека, протекают еще несколько небольших рек: Камбилеевка, Черный Архон, Черная и другие безымянные горные речки и ручьи, которые образуют глубокие балки и овраги. У многих нет даже названия

Климат в районе Владикавказа умеренно-континентальный. Зима мягкая, теплая, короткая, часто встречаются годы, когда малоснежная. Лето теплое, долгое, но зачастую дождливое. Владикавказ удачно расположен в центре Кавказа.

Скрытый в сердце Северного Кавказа Владикавказ — один из самых транспортно-доступных городов региона. Добраться до столицы Северной Осетии можно по воздуху и наземными видами транспорта. Транспортное сообщение налажено как с соседними регионами, так и с городами Центральной России.

  • Аэропорт Владикавказа располагается ближе к городу Беслан и имеет международный статус.
  • Владикавказ — последняя станция Северо-Кавказской железной дороги.
  • Во Владикавказе два вокзала, принимающих пригородные и межрегиональные рейсы.
  • На машине следует ехать по трассе «Кавказ», которая начинается у станицы Павловская в Краснодарском крае и следует по территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республике. В Осетии трасса «Кавказ» проходит через город Беслан.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин — общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.

 

Поддержка извне

Россияне высказывались одобрительно относительно притязаний осетинского населения на автономию от Грузии еще в 2008 году, очевидно, с умыслом присоединить данную территорию к Российской Федерации в будущем. С данной точкой зрения в следующем году согласились Науру, Венесуэла и Никарагуа.

Ведут свою работу представительства РЮО, расположенные за границей. В 2011-м независимость ее признана со стороны правления Тувалу. Российские боевики расположили тут свою базу, на которой работали 4 тыс. чел. Конечно, авторитет РФ на мировой сцене отрицать нельзя. Есть предположения, что остальные страны признали Южную Осетию независимой, лишь вторя своему опекуну, который помогает им финансово.

Так что, конечно, в данной проблеме есть много темных пятен. Тяжело понять, где находится здравый смысл, а где – инстинкт самосохранения. В сторону Лаврова выдвигались обвинения о том, что он навещал Фиджи, чтоб подкупить местные власти и склонить на свою сторону в вопросе независимости РЮО и Абхазии.

4 вещи, которые нужно сделать во Владикавказе:

  1. Сфотографировать Столовую гору.
  2. Осмотреть Армянскую церковь, храм Рождества и суннитскую мечеть.
  3. Прокатиться на трамвае по проспекту Мира.
  4. Попасть на осетинское застолье с пирогами и постараться не лопнуть.

А вот менее величественный, но очень красивый храм Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке — это самая древняя православная церковь города. Раньше здесь хоронили наиболее важных жителей республики, а в настоящее время храм находится под государственной охраной как архитектурный памятник федерального значения. Основанный в 1812 г. как крепостная церковь, он был перестроен в камне в 1823 г. и отличается привлекательным бело-голубым цветом и красивой высокой колокольней, увенчанной шатровым куполом с маленькой позолоченной главкой и крестом. После полувека использования в качестве музея при советской власти храм был возвращён РПЦ в 1993 г.

Другая старая церковь Владикавказа — Ильинская, возведённая в 1895 г. на Мещанском кладбище как часовня в честь Илии-пророка. Этой церкви удивительно повезло: в советский период её не закрывали, и никак не притесняли священнослужителей. Более того, в 1948 г. часовенку разрешили перестроить в полноценный храм, и долгие годы она служила главным центром православия города и окрестностей.

Обратите внимание на владикавказский трамвай: движение в городе было открыто в 1904 г., и до сих пор по городу ездят старые немецкие вагоны, ярко раскрашенные. Очень привлекательна армянская церковь Св

Георгия Просветителя, что стоит близ Чугунного моста, на Армянской улице. Это прекрасное, богато декорированное краснокирпичное здание было выстроено в 1868 г. Другое изумительное религиозное здание Владикавказа — это суннитская мечеть, построенная в 1908 г. Вид этой мечети с высокими, обильно декорированными минаретами перед горами Кавказского хребта стал одним из наиболее узнаваемых городских символов (увы, сейчас он изрядно подпорчен возведённой позади мечети многоэтажкой). В советские годы мечеть использовалась как музейное помещение, но сегодня ей возвращено первоначальное значение.

Очень привлекательна армянская церковь Св. Георгия Просветителя, что стоит близ Чугунного моста, на Армянской улице. Это прекрасное, богато декорированное краснокирпичное здание было выстроено в 1868 г. Другое изумительное религиозное здание Владикавказа — это суннитская мечеть, построенная в 1908 г. Вид этой мечети с высокими, обильно декорированными минаретами перед горами Кавказского хребта стал одним из наиболее узнаваемых городских символов (увы, сейчас он изрядно подпорчен возведённой позади мечети многоэтажкой). В советские годы мечеть использовалась как музейное помещение, но сегодня ей возвращено первоначальное значение.

Владикавказ

Музеи и парки

Во Владикавказе есть немало музеев, главный из которых — Национальный республиканский с его 11 филиалами. Открытый в 1893 г., сегодня он является главным в Северной Осетии-Алании. Здесь собрано около 4000 артефактов, в числе которых старинные монеты и оружие, а также палеонтологические находки. Примерно половину коллекции музея составляет энтомологическое собрание.

В числе филиалов Национального музея республики — несколько мемориальных и исторических музеев. В частности, это Музей-квартира М. А. Булгакова на ул. Вахтангова и интереснейший Этнокомплекс «Город мёртвых» в селе Майрамадаг.

«Город мёртвых» в Даргавсе, расположенный в 60 км от Владикавказа, посетить стоит обязательно. Сложность в том, что сам город практически покинут с 2002 г., и добираться туда непросто, так что стоит поискать местных жителей себе в помощь.

Одно из любимых мест отдыха владикавказцев — левобережный парк им. Коста Хетагурова, или ЦПКиО. Его история началась с обустройства Комендантского сада в 1830-х гг., который спустя 30 лет превратился в публичный городской парк. Позднее парку давали разные неофициальные названия: Трек, когда тут открылся велодром; затем — Монплезир, позднее — Пролетарский парк. Сегодня здесь можно полюбоваться системой водоёмов и островков, покататься на лодке, осмотреть исторический особняк барона Штейнгеля. Также в парке расположен Республиканский выставочный центр. Главный вход в ЦПКиО находится на пр. Мира.

Другое зелёное место для отдыха — Олимпийский парк в западной части города, обильно засаженный хвойными деревьями. Это новейший парк города, созданный в 2014 г., главная достопримечательность которого — поющий цветомузыкальный фонтан.

Города и села

Владикавказ

История города начинается с 1784 года, именно тогда здесь было построено первое военное укрепление.

В число знаменитых жителей Владикавказа входят генералы Иссу Плиев, Георгий Хетагуров, основатель ГРУ Хаджи-Умар Мамсуров, народный артист Российской Федерации Валерий Гергиев.

  1. Трамвайное движение в городе открылось в 1904 году, по городу до сих пор ездят старые немецкие вагоны.
  2. В Свято-Георгиевском соборе хранится частица мощей Святого Георгия Победоносца.
  3. Храм Рождества Пресвятой Богородицы — самый старый в городе, основан в 1812 году.
  4. В экспозиции Национального музея находится квартира М. Булгакова и этнокомплекс «Город мёртвых» в селе Майрамадаг.

Беслан

Город основан в 1847 году семьями богатых осетин, а свое название получил в честь сына уважаемого алдара.

Беслан стал известен всему миру 1 сентября 2004 года. Тогда террористы захватили школу, во время теракта погибло 334 человека, из них 186 — дети.

  1. «Город ангелов» — мемориальное кладбище жертв Бесланской трагедии. На нем захоронены 266 погибших в школе. На территории установлен 9-метровый памятник — четыре женщины, держащие детей.
  2. Здесь же находится памятник погибшим бойцам групп «Альфа» и «Беркут».
  3. Школа № 1 — место трагедии. Там всегда стоят цветы и открытые бутылки с водой.
  4. Храм Георгия Победоносца — единственный православный храм в городе. Главной святыней места является икона Святой мученицы Варвары.

Моздок

Основать русское поселение на месте будущего города указала Екатерина II. Здесь жили и творили А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, А. С. Грибоедов. Емельян Пугачев бежал с местной гаупвахты в степи.

Жители города Дубинины изобрели способ перегонки нефти в керосин. Юрий Андропов обучался в одной из городских школ, сейчас там установлен его бюст.

  1. Обелиск героям-землякам, павшим в военные годы, установлен на площади Победы. В Великую Отечественную город был захвачен немцами, но покинут ими через четыре месяца. Тогда фашисты назвали это место долиной смерти.
  2. Храм Успения Божией матери. Здесь хранится копия иконы Богородицы, покровительницы Кавказа. Считается, что оригинал был подарен Алании грузинской царицей Тамарой, но в годы Великой Отечественной войны пропал, возможно, похищен фашистами. Раньше церковь принадлежала армянской общине, и во внутреннем ее дворике установлен знак памяти жертв геноцида.
  3. В Моздоке находится только один музей — краеведческий. Здесь собрано более 17 000 экспонатов, представляющих быт и культуру осетин.
  4. Дуб-исполин — ровесник города. Он окружен массивными цепями. Около него установлена мраморная доска, на которой на аланском языке высечено, что дерево является летописцем города.

Алагир

Первыми жителями поселения стали крепостные с Урала и Сибири. Большинство из них имели опыт работы с горными породами, что и помогло основать Садонский завод на одноименном месторождении.

Город построен на реке Ардон, но пляжей на ее берегах нет — бурное течение и низкая температура не способствуют отдыху.

  1. Танк Т-34 установлен как памятник погибшим в 1941-1945 годах осетинам.
  2. Краеведческий музей расположен в церковно-крепостном ансамбле. Церковь расписана Коста Хетагуровым, знаменитым кавказским поэтом и художником. В музее представлены предметы осетинского быта, самый старый экспонат — трехсотлетняя ясеневая бочка.
  3. Курорт Тамиск — источник минеральных вод. Здесь лечат заболевания нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Население.

Численность постоянного населения Республики Северная Осетия-Алания на 01.01.2017 г. составляет 703 262 чел.; плотность населения – 88,05 чел./ кв. км. Городское население составляет 64,2%. РСО-Алания является одним из самых густонаселённых субъектов Российской Федерации, занимая пятое место среди регионов России по этому показателю. Почти половина населения республики (46%) проживает в г. Владикавказе с подчинёнными ему населёнными пунктами. РСО-Алания также является одной из самых многонациональных территорий России: в регионе представлено более 100 национальностей. Самым многочисленным народом являются осетины – 62,7% от общей численности населения. Языком межнационального общения является русский – государственный язык Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector