Самые большие храмы в россии
Содержание:
- Мечети России
- Мечеть Кувват аль-Ислам
- Количество мечетей в России
- Дальнейшее чтение [ править ]
- Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам) в Мекке
- Самые большие православные храмы в России
- Ислам в Советском Союзе
- Мечеть «Кул-Шариф», г. Казань, республика Татарстан
- История появления
- Список [ править ]
- Исламский мир в период после падения Золотой Орды
- Мечеть Ибн Тулуна
Мечети России
Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ. На строительство было потрачено более 600 миллионов евро.
- Главный купол мечети весом в 1000 тонн считается самым большим храмовым куполом в мире. Природные материалы для строительства включали мрамор, камень, золото, полудрагоценные камни, кристаллы и керамику.
- Мечеть снаружи насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети.
Искусственные озера, занимающие общую площадь 7874 квадратных метра и каналы, украшенные темным кафелем, окружают мечеть, тогда как двор мечети площадью 17000 квадратных метров украшен цветной мозаикой. Бассейны отражают живописный вид мечети, который становится еще более великолепным в ночное время.
Мечеть Омейядов
Большая мечеть Омейядов в Дамаске считается одной из красивейших мечетей мира. Мечеть представляет собой огромный комплекс: собственно мечеть с просторным молитвенным залом и большой двор, окруженный колоннадой. Трехсводный молитвенный зал длиной около 160 метров покрыт деревянными плитками и поддерживается колоннами
Тадж Махал — это мечеть-мавзолей, построенная в 1630-1650 годах на берегу реки Джамна в городе Агре. Внутри мавзолея расположено две гробницы: Шах-Джахана, правителя Индии и его жены Мумтаз-Махал.
Этот комплекс представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 метра с примыкающим садом с фонтанами и бассейном. На его строительство было приглашено более 20 тысяч мастеров со всей Индии, а также Персии, Средней Азии и Ближнего Востока.
Стены мечети выложены из полированного мрамора с инкрустацией бирюзы, агата, малахита и других самоцветов.
Белоснежная мечеть шейха Заида в Абу-Даби — самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах. При ее строительстве были использованы белый мрамор и многочисленные драгоценные и полудрагоценные камни.
Mezquita Catedral, у него как у всякого испанца много имен. Это и Соборная мечеть Кордовы, и Великая мечеть Кордовы, и Кафедральный собор Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон (собор Успения Божье Матери). С начала 2000 года испанские мусульмане требуют ее себе, Папа отказывает. В 2010 в ней прекрасные верующие из мусульман устроили та небольшой взрывчик.
Огни на 90-метровых минаретах 4-летней мечети Салех в Сане. Эта святыня за 60 миллионов долларов – крупнейшая и самая экстравагантная мечеть Йемена, названная в честь Али-Абдуллы Салеха, который отошел от власти в феврале после 33 лет правления. (Stephanie Sinclair)
ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ
в Стамбуле была построена отчасти как попытка доказать, что народ не утратил способности делать прекрасные вещи; и как соперница храму Св. Софии. Это на самом деле архитектурный шедевр, который построен таким образом, чтобы гости Стамбула могли одновременно видеть и сравнивать два священных строения.
Голубая мечеть также является одним из самых заметных ориентиров в Стамбуле, т.к. 6 минаретов хорошо различимы из разных частей города. Мечеть датируется XVII в., и была создана по приказу султана Ахмета.
Мечеть огромна, вместимостью около 10000 человек, здесь впервые был создан двор, где разместились фонтаны, предназначенные для омовения прихожан.
Мечеть построена на фундаменте визиготской церкви, которую захватчики-арабы затем превратили в мечеть, а вернувшие город испанцы-католики, попытались сделать храмом.
Мечеть Кувват аль-Ислам
Дели, Индия, XII век
1 / 7
Минарет Кутб-Минар мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons
2 / 7
Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons
3 / 7
Комплекс мечети Кувват аль-ИсламAfifa Afrin / Wikimedia Commons
4 / 7
Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons
5 / 7
Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons
6 / 7
Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons
7 / 7
Комплекс мечети Кувват аль-ИсламAfifa Afrin / Wikimedia Commons
После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необходимость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могущество новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).
Строительство ансамбля началось в 1192 году по персидскому образцу, с которым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 метров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и павильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямоугольника двора, и широкий открытый молитвенный зал, перекрытый куполами. Однако местные мастера, в отличие от персидских коллег, не владели ни техникой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструкций, обычных для иранских построек. Был найден компромисс: мечеть сохранила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекрытия, потребовавшие большого количества опор. Строительным материалом послужили фрагменты разрушенных индуистских и джайнских храмов, на месте которых строился комплекс, и в какой-то момент эта практика получила идеологическое обоснование: культовое сооружение новой веры возводилось из руин попранных храмов идолопоклонников, зримо свидетельствуя о действительной мощи ислама.
Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делийской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из красного песчаника, оказались не просто фигуративные изображения, но рельефные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельефных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как мусульманской архитектуры, так и традиционной индийской скульптуры и орнаментальной резьбы.
Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, покрытым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности постройки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако каллиграфическая резьба, выполненная местными мастерами, превратилась в аналог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.
Минарет комплекса (Кутб-Минар) представляет собой сужающуюся пятиярусную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой высокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.
Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продолжать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпичной тумбой высотой около 25 метров.
Количество мечетей в России
Росстат не ведет учет количества мечетей. В официальную статистику попадают данные о числе официально зарегистрированных религиозных организаций. По состоянию на конец 2018 года в России действует 5 954 исламские организации. Указанная цифра формируется из четырех составляющих:
- централизованные объединения – 90;
- местные учреждения религиозной направленности – 5 777;
- духовные образовательные учреждения – 82;
- другие исламские религиозные организации -5.
Приведенная статистика позволяет утверждать, что в России функционирует, как минимум, 6 тысяч мечей. По факту эта цифра заметно больше. Так, еще в 2014 году Равиль Гайнутдин, занимающий пост Председателя Совета муфтиев России, заявил о том, что численность мечетей превысила 7 тысяч. Не стоит сомневаться в том, что на сегодняшний день их количество еще более возросло.
Количество мечетей в Москве
Ответ на вопрос о том, сколько мечетей в Москве, может удивить любого человека. Особенно на фоне цифр в полтора миллиона мусульман, постоянно проживающих в городе.
В настоящее время в столице России действуют всего 5 мечетей и около сотни домов молитвы. Указанная цифра включает следующие мечети:
- Соборную;
- Историческую;
- Мемориальную;
- Ярдэм и Инам, возведенные под одной крышей.
Нет никакого смысла сравнивать московскую статистику по рассматриваемому вопросу с другими крупными городами мира. Данные по ним приводится ниже, но и так очевидно – российскую столицу сложно назвать комфортной для проживания с религиозной точки зрения для значительной части населения.
Статистика по другим городам
Точная статистика по количеству мечетей в российских городах отсутствует. Поэтому имеет смысл привести список наиболее исламизированных регионов России, к числу которых относятся:
- Ингушетия – 98% населения считают себя мусульманами;
- Чечня – 96%
- Дагестан – 94%
- Кабардино-Балкария – 70%
- Карачаево-Черкесия – 63%
- Башкортостан – 55%
- Татарстан – 54%.
Учитывая сказанное, становится понятным, в каких городах страны построено больше всего мечетей. Некоторые статистические данные, которые удалось найти в открытых источниках, приводятся в таблице.
Город | Количество мечетей и молельных домов | Регион | Количество мечетей и молельных домов |
Казань | 75 | Татарстан | Свыше 1 600 |
Уфа | 42 | Башкортостан | Около 1 400 |
Грозный | 96 | Чечня | Около 1 000 |
Махачкала | 117 | Дагестан | Свыше 1 600 |
Назрань | 45 | Ингушетия | Около 300 |
Приведенная статистика не отличается точностью по нескольким причинам. Во-первых, большая часть данных касается 2016 года, а за прошедшее время число мечетей заметно выросло. Во-вторых, информация, которая приводится лидерами религиозных общин часто оказывается недостоверной. В-третьих, проверить ее посредством изучения данных Росстата практически невозможно, так как ведомство оперирует только количеством религиозных организаций той или иной конфессии.
Динамика развития
Сказанное выше полностью справедливо и по отношению к динамике изменения рассматриваемого показателя. Уже упоминавшийся Равиль Гайнутдин заявил, что в середине 1980-х годов в РСФСР работало менее сотни мечетей.
Прогнозы на будущее
Доля мусульманского населения России в последние годы неуклонно увеличивается. Нет никаких сомнений, что такая тенденция сохранится в будущем. Другим следствием тренда становится активное строительство мечетей практически во всех исламизированных регионах страны.
Прежде всего, речь идет о национальных республиках в составе России – Чечне, Татарстане, Башкортостане и Дагестане. Можно с уверенностью сказать, что в недалеком будущем количество мечетей на территории страны достигнет 10 тысяч и даже превысит этот показатель.
Дальнейшее чтение [ править ]
vтеМечети в России | ||
---|---|---|
Москва и Санкт-Петербург |
|
|
Рязанская область | ||
Северный Кавказ |
|
|
Татарстан |
|
|
Чувашия | ||
Башкортостан |
|
|
Самарская область | ||
Пермский край | ||
Красноярский край | ||
Крым |
|
|
Оренбургская область |
|
|
Приволжский федеральный округ | ||
|
vтеСписки мечетей | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Списки мечетей по темам |
|
|||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам) в Мекке
Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам), расположенная в центре исламского мира – в Мекке, является самой большой мечетью. Комплекс Заповедной мечети включает в себя самый первый храм на земле – Каабу. Согласно преданию, первыми строителями Каабы были небесные ангелы. За долгие столетия своего существования главная мечеть неоднократно перестраивалась, чтобы вместить как можно больше верующих. Сейчас Заповедная мечеть может вместить около 1 миллиона человек. Если принимать в расчет и прилегающие к храму территории, то количество молящихся может достигать более 2 миллионов. Площадь религиозного комплекса – 357 тысяч кв. метров, но нужно учитывать, что мечеть постоянно расширяется.
Самые большие православные храмы в России
Православные храмы в России строили по проектам известнейших в мире архитекторов. Многие из них весьма внушительных размеров. Даже на фоне современной архитектуры они не кажутся маленькими.
Исаакиевский собор (г. Санк-Петербург)
Известный всему миру Исаакиевский собор появился в Санкт-Петербурге в середине девятнадцатого века. Проект принадлежит Монферрану, здание построено в стиле позднего классицизма. Его высота – сто один с половиной метр, а ширина – сто метров.
Исаакиевский собор — одно из самых высоких зданий в Петербурге
Благовещенский кафедральный собор (г. Воронеж)
В Воронеже по проекту Шевелёва в русско-византийском стиле был воздвигнут храм, который появился почти в те же годы, что и сам Воронеж. Изначально он был деревянным. Последняя перестройка завершена в тысяча девятьсот девяносто восьмом году, правда, в другом месте и в ином стиле. Всё убранство старого кафедрального собора перенесли в новое строение. Даже рядом с современными небоскрёбами размеры нового храм внушительны. Его высота – восемьдесят пять метров.
Благовещенский кафедральный собор в Воронеже — один из крупнейших храмов в России
Вознесенский собор (г. Елец)
На восемьдесят четыре метра ввысь взметнулся Вознесенский собор в городе Елец. Его возвели по проекту Тона, строительство длилось сорок четыре года, и было окончено только в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году.
Вознесенский собор в Ельце — рекордсмен по высоте и по срокам строительства
Самые крупные соборы других религий
На территории России больше всего православных соборов, однако, известно и крупных храмах других религий. Далее подробнее о некоторых из них.
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия)
В Калмыкии в городе Элиста находится буддистский храм, который признан самым крупным в Европе. Его построили в две тысячи четвёртом году и назвали «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В храме установлена статуя Будды, высота которого десять метров.
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» — крупнейший буддийский храм в России
Большая Хоральная Синагога (г. Санкт-Петербург)
Крупнейшая в России синагога находится в северной столице. В Европе она вторая по размерам. Её название – Большая Хоральная Синагога. Одновременно там могут помолиться тысяча триста двадцать человек. Это не новое здание. Синагогу открыли в конце девятнадцатого века. Она построена в мавританском стиле.
Большая Хоральная Синагога — крупнейшая в России
Ислам в Советском Союзе
После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.
В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.
Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.
Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.
Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.
Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.
Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.
В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.
Мечеть «Кул-Шариф», г. Казань, республика Татарстан
Расположена на возвышенности на территории Казанского кремля. Благодаря такому расположению, её можно увидеть с разных концов города. Прежде всего, является памятником архитектуры, а уже затем религиозным храмом. Здесь даже существует отдельный вход для туристов независимо от пола.
Построена по прототипу соборной мечети XIII века Аль-Кабир, которая была разрушена много веков назад. Имеет симметричную форму в виде двух квадратов, которые переплелись между собой под углом 45 градусов. Это один из знаков Ислама под названием «Благословение Аллаха». В облицовке и отделке использованы гранит, мрамор, серпентин и змеевик.
Во внутреннем оформлении традиционная «золотая» роспись цитатами из Корана, удивительная арабская вязь, ажурные ограждения. Своды купола украшены расписными шёлковыми полотнами, а в окнах играют разными цветами витражи.
История появления
После того, как ислам появился на территории современной России впервые, он сразу же распространился в Поволжье и на Кавказе, а затем и по всей российской территории, с тех пор и по сей день ислам играет в жизни российского государства значимую роль.
Началось распространение ислама в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке.
На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия – от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи.
Вассальная зависимость христианских княжеств от мусульманских ханств и улусов сохранялась на протяжении всего периода правления Золотой Орды с 1312 год по 1480 год. Когда Иван III и его преемники объединили русские земли, частично исламские ханства перешли в зависимость от православного царства, некоторые же из них были Российским государством аннексированы. В тот момент ислам в России стал религией, которую исповедовало большое число царских подданных.
Список [ править ]
Ниже приводится неполный список мечетей в России .
Имя | Изображение | Местонахождение | Федеральный субъект | Учредил |
---|---|---|---|---|
Белая мечеть Астрахани | Астрахань | Астрахань | 1810 г. | |
Черная мечеть Астрахани | Астрахань | Астрахань | 1816 г. | |
Красная мечеть Астрахани | Астрахань | Астрахань | 1990 г. | |
Мечеть Нур | Кургашлы | Башкортостан | ||
Алексеевская мечеть | Уфимский район | Башкортостан | 2004 г. | |
Мечеть Асия | Уфа | Башкортостан | 2002 г. | |
Мечеть Гуфран | Уфа | Башкортостан | 1909 г. | |
Мечеть Хакимия | Уфа | Башкортостан | 1906 г. | |
Хамза Хаджи | Уфа | Башкортостан | 1996 г. | |
Мечеть Ихлас | Уфа | Башкортостан | 1997 г. | |
Мечеть Мунира | Уфа | Башкортостан | 2002 г. | |
Мечеть Суфия | Башкортостан | |||
Мечеть Салават | Салават | Башкортостан | 1985 г. | |
Хамза Хаджи | Уфа | Башкортостан | 1996–2006 | |
Ивановская мечеть | Иваново | Иваново | 2003 г. | |
Пензенская мечеть | Пенза | Пензенская область | ||
Мечеть Хусаиния | Оренбург | Оренбург | 1892 г. | |
Мечеть Тауба | Набережные Челны | Татарстан | 1992 г. | |
Нижнекамская мечеть | Нижнекамск | Татарстан | 1996 г. | |
Тверская мечеть | Тверь | Тверь | 1906 г. | |
Ярославская мечеть | Ярославль | Ярославль | 1914 г. | |
Мемориальная мечеть | Москва | Москва | 1995–1997 | |
Большая мечеть Подлипки | Подлипки | Рязань | 1880 г. | |
Старая мечеть, Самара | Самара | Самара | 1891 г. | |
Белая мечеть (Болгар) | Болгар | Татарстан | 1992 г. | |
Рамазан мечеть | Оренбург | |||
Мечеть Сулеймания | Оренбург |
Викискладе есть медиафайлы по теме мечетей в России . |
Исламский мир в период после падения Золотой Орды
После того, как великая Золотая Орда пала, она разделилась в 1430 году на Большую и Ногайскую Орду и множество мелких исламских княжеств, из которых на современных российских территориях располагались Казанское ханство на Среднем Поволжье, Астраханское ханство на Нижнем Поволжье, Сибирское ханство в Западной Сибири, а также Крымское ханство, которое охватывало юг Украины, Крым и Краснодарский край. Ногайская Орда также располагалась на территориях современного Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и Поволжья.
После стояния на реке Угре в 1480 году Крымское ханство разгромило Большую Орду и освободило Московское государство от зависимости. Но московские князья не оставляли попыток взять под контроль Казань, и в середине пятнадцатого века Иваном Грозным были покорены и Казанское ханство, и Астраханское, а позже к православной Руси военным путем присоединили и другие исламские государства.
На территориях, которые охватывал Советский Союз, существовали с пятнадцатого по девятнадцатый век Казахское ханство, Хорезм, Бухарское ханство и Кокандское ханство, часть из которых после того, как церковь была отделена от государства, перешли в состав Советского Союза: Хивинское и Бухарское ханства сохраняли Ислам как государственную религию до самого 1917 года, подчиняясь Российской Империи.
Мечеть Ибн Тулуна
Каир, Египет, IX век
1 / 8
Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons
2 / 8
Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons
3 / 8
Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons
4 / 8
Минарет мечети Ибн ТулунаWikimedia Commons
5 / 8
Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons
6 / 8
Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons
7 / 8
Мечеть Ибн Тулунаupyernoz / Flickr / CC BY 2.0
8 / 8
Мечеть Ибн ТулунаMichal Huniewicz / Wikimedia Commons
В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укрепления власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.
Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — столице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знаковый памятник своих сюзеренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (минарете), стоящей за пределами молитвенного двора со стороны, противоположной кибле. Как и его прототип в Самарре, минарет опоясан внешней лестницей как спиралью. В качестве строительного материала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для средневековой архитектуры Египта, где не было недостатка в камне.
Здесь арабские мастера уже почти отказались от использования элементов античных и византийских зданий. Внутренние поверхности арок покрыты резным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяжении столетий служила предметом изучения для мусульманских художников.
Позже, в XIII веке, в центре двора был возведен фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.
Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгораживавшая периметр культового здания от жилых и базарных кварталов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная открытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молитвы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из мусульманской архитектуры Ирака.