Плесецк: самый северный космодром планеты

Последствия для экологии

Скрыть то, что эксперименты с баллистическими ракетами и РН приносить явный вред окружающей среде, просто невозможно. Однако в Советском Союзе эта информация была доступна лишь местным жителям, общественности же докладывали о полном контроле. На данный момент поврежденными остаются более 20 полей падения, которые постепенно переставали использовать. Благодаря этому у них весьма различное состояние. Некоторые не используются с 80 годов, но есть и те, на которых по сей день остались следы крайне токсичного ракетного топлива (несимметри́чный диметилгидрази́н).

В XXI веке экология, наконец, заняла должное положение в умах, как простых жителей, так и правительства. Поэтому количество экспериментов в области Мирного строго контролируется. На момент 2014-2015 года Плесецк работает с РН на керосине и жидком кислороде, а количество «вредных» запуском сокращенно до необходимого минимума.

Сведения о космодроме и окружающей его местности

«1-й Государственный испытательный» — так официально называется космодром «Плесецк». Краткая информация о нем такова:

Название дала станция «Плесецкая», принадлежащая ;

Местность характеризуется как платообразная холмистая равнина;

Территория расположена в который характеризуется крайней неустойчивостью и является весьма холодным;

Космодром занимает площадь в 1762 км 2 ;

Его протяженность по параллели — около 46 км, по меридиану — 82 км;

Административный центр космодрома расположен в г. Мирный;

Численность его населения варьируется от 30 до 50 тысяч человек, это значение зависит от того, какую задачу выполняет «Плесецк»;

Статус города — ЗАТО, что расшифровывается как «закрытое административно-территориальное образование».

«Продвигать наш Космос двойной тягой»

18 марта 1980 года вечером все службы полигона были подняты по тревоге. При под­готовке к пуску ракеты-носителя «Восток-2М» произошёл страшный взрыв. Погибли 48 человек, 42 получили ранения. Прибывшая на полигон государственная комиссия не учла все обстоятельства катастрофы, вы­несла ошибочное (что было доказано только через двадцать лет) заключение о виновности боевого расчёта полигона. На многих офицеров были наложены суровые взыскания, генералу Иванову, учи­тывая прежнее прохождение службы и малый срок пребывания в должности начальника полигона, был объявлен выговор от ЦК КПСС и Совмина.

С назначением на должность начальника штаба Главного управления космических средств (ГУКОС) начался новый виток биографии генерала Иванова — увлекательная, интересная и весьма своеобразная работа, требовавшая новых знаний и напряжения.

К этому времени в стране был накоплен почти четвертьвековой опыт использования космической техники в повседневной деятельности войск. Он свидетельствовал о том, что роль космических систем при применении армии и флота неуклонно возрастала. В этот период объективно сложились условия, поставившие на повестку дня вопрос о необходимости дальнейшего упорядочения орга­низационной структуры частей и соединений космического назначения с введением самостоятельного центра командования. Иванов возглавил это оперативно-стратегическое направление.

При этом непростыми оставались политические и экономические отношения между двумя сверхдержавами, СССР и США. Американская администрация, считая Советский Союз «империей зла», взяла курс на создание глобальной системы противоракетной обороны и развёртывания ударной деятель­ности в космосе, в соответствии с провозглашаемой ими так называе­мой стратегической оборонной инициативой. Перед ГУКОС была поставлена сложнейшая задача: во что бы то ни стало обеспечить военный паритет с США.

В качестве генеральной линии технической политики военно-космическим командованием был выбран курс на создание единых глобальных космических систем для использования в интересах Вооружённых сил в целом.


Фото из архива В.Л.Иванова

На фоне развала Советского Союза и перехода к так называемым рыночным отношениям генерал-полковнику Иванову В.Л. в соответствии с решениями Генерального штаба удалось сформировать Военно-космические силы России и возглавить их.

Созданными системами установили практический па­ритет с США по решаемым с помощью космических средств задачам в интересах национальной безопасности, а космическое про­странство признано новой сферой вооружённой борьбы, без интенсивного использования которой немыслимо поддержание обороноспособности страны на требуемом уровне.

В 1992 году некогда мощная ракетно-космическая отрасль СССР переживёт период деградации. На фоне развала Советского Союза и перехода к так называемым рыночным отношениям генерал-полковнику Иванову В.Л. в соответствии с решениями Генерального штаба удалось сформировать Военно-космические силы (ВКС) России и возглавить их.

В конце 1992 года командующий ВКС был приглашён к президенту России Б.Н. Ельцину на совещание по перспективам развития космической отрасли страны. По завершении заседания Борис Николаевич поставил ему и руководителю Россий­ского космического агентства Ю.Н. Коптеву своеобразную задачу: «Вы должны продвигать наш Космос двойной тягой».

В армии творится полный Плесецк

Очередное жуткое ЧП произошло в Российской армии. В понедельник в гарнизонном госпитале космодрома Плесецк скончался рядовой Сергей Синконен. Ночью 15 августа он и еще один солдат срочной службы были жестоко избиты старшими по званию, после чего Сергей впал в кому.

Убийцами оказались офицеры…

Как стало известно “МК”, в ту ночь прапорщик Космических войск Вадим Калинин и капитан Виктор Баль возвращались с вечеринки. В лесном массиве на территории отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения космодрома нетрезвым воякам повстречались рядовые Дзгоев и Синконен, на которых они и выместили алкогольную агрессию. Позже они оправдывались тем, что решили, будто рядовые отправились в самоволку.

Сама экзекуция была страшной. Довольно долго Баль и Калинин избивали подчиненных ногами и ремнями.

Затем солдат заперли в вольере для служебных собак. Ребят обнаружили только утром. Сергей Синконен был в коме. У него обнаружили тяжелую травму головного мозга, и прогнозы медиков изначально были необнадеживающими. Состояние здоровья второго солдата опасений не вызывало, и вскоре его выписали из госпиталя.

Главный подозреваемый — капитан Виктор Баль — отправлен на психиатрическую экспертизу. По некоторым данным, у него было нечто вроде комплекса неполноценности. Командующий Космическими войсками Владимир Поповкин заявил: “Его отец занимал очень большой пост в Министерстве обороны, а сын все время считал себя нереализованным. К сожалению, в алкогольном опьянении он решил себя реализовать таким вот способом. У меня слов мало, понимаете, кроме русских народных…”

В управлении информации и общественных связей Минобороны “МК” сообщили, что, как только стало известно о ЧП, на космодром была направлена комиссия под руководством статс-секретаря, замминистра обороны генерала армии Николая Панкова. О результатах ее работы доложили министру, и он взял дело под личный контроль.

Сердюков уже выразил соболезнования родным рядового Синконена (они живут в Петрозаводске) — матери Маргарите Михайловне, сестре Валентине и брату Владимиру. Министр заявил, что намерен принять самые жесткие меры в отношении всех, кто причастен к ЧП, вплоть до генералов. Кстати, начальника космодрома генерал-лейтенанта Башлакова как раз ожидало грандиозное повышение — он должен был возглавить главное управление воспитательной работы Минобороны. Такое ЧП — крах карьеры.

А мать солдата заявила, что переводить второго сына, который также служит в Плесецке, в другую часть не нужно. Напротив, он собирается продолжить службу в качестве контрактника.

Карта дорог из Санкт-Петербурга в Плесецк на машине

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург — Мяглово (24 км;
0:18)
Санкт-Петербург — Ленинградская область
Мяглово 24 км 0:18
Мяглово — Разметелево (0 км;
0:00)
Разметелево 24 км 0:18
Разметелево — Кировск (18 км;
0:10)
Кировск 43 км 0:28
Кировск — Синявино (5 км;
0:02)
Синявино 47 км 0:30
Синявино — Синявино-2 (6 км;
0:03)
Синявино-2 53 км 0:33
Синявино-2 — Приладожский (10 км;
0:05)
Приладожский 63 км 0:39
Приладожский — Путилово (5 км;
0:02)
Путилово 68 км 0:42
Путилово — Кисельня (43 км;
0:23)
Кисельня 110 км 1:05
Кисельня — Сясьстрой (26 км;
0:14)
Сясьстрой 135 км 1:20
Сясьстрой — Сясьские Рядки (1 км;
0:00)
Сясьские Рядки 136 км 1:20
Сясьские Рядки — Селиваново (10 км;
0:05)
Селиваново 147 км 1:26
Селиваново — Потанино (10 км;
0:05)
Потанино 157 км 1:31
Потанино — Паша (18 км;
0:10)
Паша 175 км 1:41
Паша — Доможирово (11 км;
0:05)
Доможирово 186 км 1:47
Доможирово — Мошкино (1 км;
0:00)
Мошкино 187 км 1:48
Мошкино — Шамокша (25 км;
0:13)
Шамокша 212 км 2:01
Шамокша — Янега (29 км;
0:16)
Янега 240 км 2:18
Янега — Свирьстрой (5 км;
0:03)
Свирьстрой 245 км 2:21
Свирьстрой — Подпорожье (27 км;
0:17)
Подпорожье 272 км 2:39
Подпорожье — Ошта (84 км;
0:56)
Ленинградская область — Вологодская область
Ошта 355 км 3:36
Ошта — Нижняя Водлица (11 км;
0:08)
Нижняя Водлица 366 км 3:44
Нижняя Водлица — Мегра (17 км;
0:11)
Мегра 382 км 3:56
Мегра — Трутнево (11 км;
0:07)
Трутнево 393 км 4:03
Трутнево — Мостовая (3 км;
0:01)
Мостовая 395 км 4:05
Мостовая — Палтога (6 км;
0:04)
Палтога 401 км 4:09
Палтога — Вытегра (18 км;
0:12)
Вытегра 419 км 4:22
Вытегра — Тудозерский Погост (14 км;
0:10)
Тудозерский Погост 432 км 4:33
Тудозерский Погост — Андомский Погост (18 км;
0:12)
Андомский Погост 451 км 4:45
Андомский Погост — Гакугса (38 км;
0:25)
Вологодская область — Республика Карелия
Гакугса 489 км 5:10
Гакугса — Красноборский (12 км;
0:09)
Красноборский 500 км 5:19
Красноборский — Нигижма (1 км;
0:01)
Нигижма 502 км 5:21
Нигижма — Чернореченский (10 км;
0:06)
Чернореченский 512 км 5:27
Чернореченский — Филимоновская (7 км;
0:04)
Филимоновская 518 км 5:32
Филимоновская — Пудож (2 км;
0:01)
Пудож 520 км 5:33
Пудож — Ножево (10 км;
0:09)
Ножево 530 км 5:43
Ножево — Колово (1 км;
0:00)
Колово 531 км 5:43
Колово — Кривцы (18 км;
0:12)
Кривцы 550 км 5:56
Кривцы — Каргополь (125 км;
1:26)
Республика Карелия — Архангельская область
Каргополь 674 км 7:23
Каргополь — Шелоховская (54 км;
0:36)
Шелоховская 728 км 7:59
Шелоховская — Конёво (28 км;
0:18)
Конёво 757 км 8:18
Конёво — Фёдово (45 км;
0:30)
Фёдово 801 км 8:48
Фёдово — Дениславье (27 км;
0:18)
Дениславье 828 км 9:06
Дениславье — Плесецк (17 км;
0:12)
Плесецк 848 км 9:21

Чем примечателен Плесецк?

В советские времена о падении различных ступеней ракет извещалось местное население близлежащих территорий. Сейчас же оповещение не производится, что иногда создает неприятные ситуации.

Железнодорожная сеть Плесецка – это крупнейшая по разветвленности ведомственная железная дорога в РФ. Из Мирного постоянно отправляются пассажирские поезда в разнообразных направлениях. Военный аэродром космодрома имеет первый класс по эксплуатации тяжеловесных воздушных судов.

В общей сложности с Плесецка было:

  1. запущено больше 1600 ракетоносителей;
  2. более 1950 объектов космической авиации выведено на орбиту.

В эксплуатацию были приняты:

  • десять разновидностей ракетоносителей;
  • одиннадцать ракетных комплексов;
  • порядка тридцати космических аппаратов.

Первые пуски Тополь-М осуществлялись именно с Плесецкого космодрома. А в 2014 году (23 декабря) с Плесецкого космодрома была запущена знаменитая Ангара-А5.Ракетоноситель был оборудован разгонным модулем Бриз-М.

Подробная карта Плесецка с улицами и номерами домов

рабочий поселок Плесецк входит в состав Плесецкия Района Архангельская область, Российская Федерация.

Спутниковая карта Плесецка

Обратите внимание на карту Плесецка вверхнем правом углу, есть кнопка слои, чтобы посмотреть карту Плесецка со спутника выберите слой спутник, а так же вы можете выбрать: схема, гибрид, народная карта и народная + спутник, таким образом проспотреть онлайн карту Плесецка в любом виде. Остальные кнопки: карта во весь экран и слева по средине две кнопки + и — для маштабизирования

Улицы в рабочьем поселке Плесецке

  • переулок 50 лет Победы
  • переулок 50 лет Победы
  • километр 915
  • километр 915 а
  • улица Беданова
  • улица Беданова
  • улица Ветеранов Труда
  • улица Ветеранов Труда
  • улица Вокзальная
  • улица Вокзальная
  • улица Восточная
  • улица Восточная
  • улица Восточная 2-я
  • улица Гагарина
  • улица Гагарина
  • улица Дзержинского
  • улица Дзержинского
  • переулок Дорожный
  • переулок Дорожный
  • улица Дружбы
  • улица Дружбы
  • улица Железнодорожная
  • улица Железнодорожная
  • улица Заводская
  • улица Заводская
  • переулок Заводской
  • переулок Заводской
  • улица Западная
  • улица Западная
  • улица Зеленая
  • улица Зеленая
  • улица Индустриальная
  • улица Индустриальная
  • улица Карла Маркса
  • улица Карла Маркса
  • улица Кирпичная
  • улица Коммунальная
  • улица Коммунальная
  • улица Комсомольская
  • улица Комсомольская
  • улица Кооперативная
  • улица Кооперативная
  • улица Космонавтов
  • улица Космонавтов
  • улица Котрехова
  • улица Котрехова
  • улица Красноармейская
  • улица Красноармейская
  • улица Ленина
  • улица Ленина
  • улица Лесная
  • улица Лесная
  • улица Лесная 2-я
  • улица Ломоносова
  • улица Ломоносова
  • улица Мира
  • улица Мира
  • улица Молодежная
  • улица Молодежная
  • улица Октябрьская
  • улица Октябрьская
  • улица Онежская
  • улица Онежская
  • улица Партизанская
  • улица Партизанская
  • улица Пионерская
  • улица Пионерская
  • улица Привокзальная
  • улица Пригородная
  • улица Пригородная
  • улица Пролетарская
  • улица Пролетарская
  • улица Пролеткульта
  • улица Пролеткульта
  • улица Промкомбинат
  • улица Промкомбинат
  • зона Промышленная
  • улица Рабочая
  • улица Рабочая
  • переулок Российский
  • переулок Российский
  • улица Садовая
  • улица Садовая
  • улица Свободы
  • улица Свободы
  • улица Синкевича
  • улица Синкевича
  • улица Слепяна
  • улица Слепяна
  • улица Советская
  • улица Советская
  • улица Совхоз
  • улица Совхозная
  • улица Сосновая
  • улица Стахановская
  • улица Стахановская
  • улица Строительная
  • улица Строительная
  • улица Уборевича
  • улица Уборевича
  • улица Ударников
  • улица Ударников
  • улица Фокина
  • улица Фокина
  • улица Чапыгина
  • улица Чапыгина
  • улица Шпалозаводская
  • улица Шпалозаводская
  • улица Юбилейная
  • улица Юбилейная
  • улица Юбилейная 2-я
  • улица Южная
  • улица Южная

Посмотрите другие карты:
улицы Караник на карте, карта СОТА Горняка с улицами и номерами домов

Историческая сводка

Условно «зачат» проект космодрома 11 января 1957 года, когда правительство Советского Союза приняло решение о постройке объекта «Ангара». Создавалась база для ракетных полков, оснащенных баллистическими ракетами, которые так же тогда были на стадии разработки.

Место постройки так же выбрано не случайно. При разработке идеи учитывались несколько факторов:

  • Объект был абсолютно секретен и нуждался в особой скрытности;
  • Место постройки должно было быть труднодоступно для врага, но территория неприятеля должна была быть в досягаемости для советских ракет;
  • Возможность наблюдения и контроля испытаний в районе Камчатки.

В 1964 году на вооружении базы были 15 пусковых установок для нескольких видов ракет, а в 1966 году с космодрома был запущен ракетоноситель «Восток-2». С 1968 база стала полноценным членом мировых космических программ и пробыла им вплоть до развала Союза.

Для справки: «Восток-2» — это ракетоноситель для искусственного спутника Земли «Космос-112».

Под покровительством Российской Федерации космодром так же не раз отличился:

  • В 1994 году с Плесецка был произведен первый пуск не малоизвестного «Тополя-М»;
  • В 2000 году был произведен первый пуск «Тополя-М», однако уже в составе ПГРК (подвижного грунтового ракетного комплекса);
  • В 2008 база и окружающие области были очищены от фрагментов ракет (более 148 тонн вывезенного металла и т. д.);
  • С 2008 по 2011 года производилось ряд пусков, которые не всегда заканчивались благополучно;
  • Последнее достижение: в 2014 году, 23 декабря, произошел пуск новейшего тяжелого ракетоносителя «Ангара-А5».

Немного из его истории

Первая пусковая установка была завершена спустя два года после начала строительства. А еще через год (в 1960-м) началось боевое дежурство первой ракеты.

По прошествии еще трех лет было принято решение о том, чтобы использовать имеющиеся стартовые комплексы для запуска спутников. И в 1966 году с космодрома «Плесецк» был отправлен на орбиту первый из них. После этого события космодром стал активно использоваться. И два следующих десятилетия характеризовались тем, что каждый четвертый мировой космический пуск осуществлялся именно с этого места.

До начала 1999 года было произведено более полутора тысяч пусков ракет-носителей.

Причем из этого числа только 49 сопровождались аварийными ситуациями.

В планах использования космодрома есть пункт об осуществлении пилотируемых полетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector