История павлодара

Освоение целины[]

Освоение целины

Своё «второе дыхание» город получил в целинные годы. Начало нового мощного строительства было связано с решением строить здесь комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года в Павлодар начали прибывать первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так, на северной окраине города вырастал временный городок, который стали называть Административным.

Начинается строительство стройбазы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки — здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Один из строителей-целинников И. Большаков оставил интересные воспоминания о Павлодаре тех лет:

« Вспоминается, как майским утром 1955 года мы вышли из вагона московского поезда на станции Павлодар. Вокзал располагался в то время в ветхом здании в районе теперешнего автовокзала. Автобусного сообщения в городе не было, и нам пришлось ехать в гостиницу на ломовой телеге. Город был неблагоустроенный. От здания вокзала влево простиралась бескрайняя степь, а справа виднелись приземистые очертания мазанок с плоскими крышами. Над ними как маяк возвышался единственный «небоскрёб» — трёхэтажное здание, сохранившееся до сих пор под названием «шестнадцатиквартирный дом». В гостинице (в современном Павлодаре — здание филармонии) смыв с себя дорожную грязь, мы решили осмотреть город и набережную Иртыша. Побродив по пыльным улицам, мы вынесли крайне неприятное впечатление. Город был мало озеленён, отсутствовали мощёные улицы и тротуары, плохо было с наружным освещением, не видно было колонок городского водоснабжения <…> с высокого обрывистого берега Иртыша открывался прекрасный вид на зелёную пойму левобережья. Внизу у берега вручную разгружались баржи и пароходы. Тут же по колено в воде стояла лошадь, запряжённая в телегу с бочкой. Пожилой казах, стоя на телеге, ведром на длинном шесте, не торопясь, наполнял бочку речной водой, которую потом развозил для населения за плату. »
Одновременно со строительством промышленных объектов началось и строительство жилья для будущих рабочих заводов. В мае 1955 года в торжественной обстановке экскаватор вынул первый ковш из котлована будущего пятиэтажного дома под номером один по ул. 1-го Мая. С 1956 года население Павлодара стало интенсивно нарастать. Со всех концов СССР ехали опытные специалисты, приезжали по распределению и молодые, только что окончившие вузы; из-за этого процент этнического казахского населения упал до 9 процентов, а казахский язык преподавался лишь в двух школах. Чтобы как-то решить проблему острого недостатка жилья для приехавших квалифицированных специалистов, начинается интенсивное строительство частного посёлка в восточной части города — «Второй Павлодар». Дирекция комбайнового завода принимает решение форсировать строительство жилого массива по улице Куйбышева — «старые пятиэтажки», как их сейчас называют горожане. Одновременно строится детский сад, ясли. Уже в декабре 1956 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первые три пятиэтажки по ул. 1-го Мая. Начинается строительство двухэтажного магазина — «двадцать пятого», кинотеатра «Октябрь», школы № 3, в которой позднее разместился пединститут.

Форпост[]

Коряковский форпост

Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 на 50 метров, был обнесён высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи — конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста состоял из 48 человек. Форпост был построен в целях закрепления колонизации новых земель и защиты от набегов казахов и жонгар.

Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Ещё спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П. С. Паллас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году:

«Сей форпост всех прочих по Иртышу многолюднее и имеет лучшие там строения. Комиссар соляного ведомства и подрядчик поставки соли живут здесь в изрядных домах, выстроены обширные слободы, разделенные «на улицы»

Дальнейшее развитие города[]

Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии.

Население города предполагалось в пределах 230 тыс. человек. И генплан застройки города, разработанный институтом «Ленгипрогор», был утвержден в 1957 году. В 1968 году его скорректировали с учетом новых обстоятельств, и уже расчетное население определялось в 380 тыс. человек. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок (в настоящее время — II городская больница), строительный техникум, заложен городской сад, строится гостиница «Казахстан», здание обкома партии. С организацией в Целинограде головного проектного института «Целинпроект» в городе образовывается его филиал, и коллектив этого филиала разрабатывает проекты зданий телецентра со 180-метровой башней, туберкулёзного диспансера, новый корпус педагогического училища, административное здание индустриального института, первого в Павлодаре микрорайона в границах улиц Куйбышева (Торайгырова), Кутузова, Лермонтова и Короленко. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города.

Местные архивы документов позволяют назвать и точную дату первого субботника — в 1966 году дирекция комбайнового завода и горком партии организовали общественные работы по посадке деревьев в Первомайском сквере, где раньше был выгон для частновладельческого скота. К тому же времени относится и начало работ по благоустройству обрывистого берега Иртыша в начале ул. 40 лет ВЛКСМ (Исиналиева).

« Благодаря мощной механизации и дружному труду всех участников, берег реки за несколько часов стал неузнаваемым. Была проведена планировка территории и откосов, посыпан песком участок пляжа, проложены пешеходные дорожки, построена на берегу бетонная балюстрада, установлены опоры наружного освещения и постаменты для скульптур »
— вспоминает один из участников этого события.

В то же время началось строительство первого в городе стадиона по ул. Толстого, начатая по инициативе первого секретаря горкома партии В. Крамынина. Работы по благоустройству города велись за счет новых заводов: комбайновый замостил улицы и тротуары по улице Мира, Куйбышева, 1 Мая, Дзержинского и подъездные дороги к заводу, алюминиевый завод выполнил работы по ул. Свердлова (Ломова) и подъездную дорогу к ТЭЦ-1. С этого же времени открыто регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. Начинается строительство и в 1965 году — вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла.

Посёлок, заштатный город[]

В течение второй половины XVIII века иртышское укрепление теряло своё военно-стратегическое значение, в связи с тем, что колонизация Казахстана продвинулась дальше на юг. Крепости и форпосты становились обычными сёлами и станицами, в которые было завезено население с центральной части империи. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет.

К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, всё более увеличивавшееся численно, с середины XIX века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами.

Наконец, 4(16) апреля 1861 года Коряков получает статус «заштатного города с наименованием Павлодар, в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.

Что посмотреть в Павлодаре

  • Мечеть имени Машхура Жусупа
  • Дом купца Зайцева
  • Русский Драматический Театр имени Чехова
  • Дом купца Охапкина
  • Торговый дом купца А. Дерова
  • Дом-музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой
  • Дом купца Сорокина
  • Благовещенский Кафедральный Собор
  • Дом-музей Шафера
  • Дом-музей Павла Васильева

Куда сходить в Павлодаре

Театр Чехова в Павлодаре

Павлодарский областной театр драмы имени А. П. Чехова — крупнейший театр города Павлодар в Казахстане. Театр…

Дом-музей Павла Васильева

Небольшой деревянный домик с голубыми оконными ставнями, тесовыми воротами и маленьким садом — первое,…

Дом купца Зайцева

Дом купца Зайцева является памятником деревянного зодчества XIX века. Расположен в городе Павлодаре, на северо-востоке…

Дом купца Сорокина

Дом купца Сорокина расположен в городе Павлодар, в Республике Казахстан. Был построен в 1890 году для местных…

Дом-музей Шафера

Дом-музей Шафера — просто рай для любителей грампластинок и других раритетных вещей. Учреждение, расположенное…

Дом-музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой

Дом-музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой посвящён народной певице Казахстана, которая ушла из жизни в …

Интересные места в Павлодаре

Достопримечательности

Достопримечательности (8)

Храмы, соборы, мечети (2)

Музеи и галереи

Музеи (3)

Развлечения

Театры (1)

Парки и зоны отдыха

Озера (1)

Транспорт

ЖД вокзалы (1)

Автовокзалы (1)

Аэропорты (1)

Карта Павлодара
Отзывы туристов
Вопрос-ответ

Погода
Советы

Отели Павлодара

Где остановиться в Павлодаре


Компания Booking.com предлагает к бронированию более 70 отелей Павлодара.
Вы сможете подобрать отель, используя разнообразные фильтры: звездность отеля, тип отеля (отель, апартаменты, вилла, хостел и т.д.), стоимость, расположение отеля, оценки людей, посетивших отель, наличие Wi-Fi и многое другое. Перейти в сервис подбора и бронирования отеля в Павлодаре.

Вторая половина XIX века — начало XX века[]

В созданном тогда генеральном плане чётко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году:

« Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город ещё только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь, а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар »
Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов — Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина — здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) — дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерова (ныне музей), почтово-телеграфная контора и ещё много зданий — кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Уже в 1900 году Н. Коншин в своих «Путевых набросках» писал:

« Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы »
Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка.

« Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня»

А уже в 1910 году:

« тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой — 135 »
«Азиатская Россия» в 1914 году констатирует:

« Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует. Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф. Рамазанов выстроил мечеть, А. Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито »
Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Правда, в районе Затона появляется городок судостроителей с клубом им. Куйбышева и школой № 13. В 20-х годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интересный образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в 1990-е попало в частные руки, сгорело, в 2011 году начата реконструкция, открытие намечено на 9 мая 2011 года. В 30-е годы были порушены все павлодарские церкви, минарет на мечети. Из кирпича бывшего Троицкого собора был выстроен шестнадцатиквартирный дом — т. н. «шишка». Правда, уцелел недостроенный Владимирский собор, который пытались взорвать позже, в середине 70-х годов его разобрали отбойными молотками. Он помешал реконструкции завода «Октябрь», который в 1942 году был эвакуирован в Павлодар из Краснодара.

Климат и погода в Павлодаре

Прогноз погоды

суббота04.12

-3°C
-3 … -3°C
75%

юз, 7 м/с

воскресенье05.12

0°C
-5 … 0°C
100%

ю, 4 м/с

понедельник06.12

-3°C
0 … -3°C
100%

юз, 4 м/с

вторник07.12

-9°C
-18 … -9°C
85%

з, 6 м/с

среда08.12

-16°C
-20 … -16°C
6%

сз, 2 м/с

четверг09.12

-15°C
-12 … -15°C
62%

ю, 4 м/с

Погода в Павлодаре на 10 и 14 дней на «Погода.Туристер.Ру»

Погода в Павлодаре по месяцам

  Температураднем, °C Температураночью, °C Количествоосадков, мм
Январь -20 -21 10.8
Февраль -12 -15 8.8
Март -5 -8 18.7
Апрель 10 2 16.6
Май 21 13 34.5
Июнь 22 14 36
Июль 25 17 52.1
Август 23 16 35.9
Сентябрь 14 7 18.5
Октябрь 6 2 27.3
Ноябрь -4 -7 26.3
Декабрь -16 -17 19.7
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector