Население тувы
Содержание:
Традиции
Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:
- Горловое пение;
- Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
- Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
- Стрельба из лука в мишень;
- Выставка изделий из войлока;
- Дегустация блюд национальной кухни;
- Красочное представление по мотивам истории народности.
Отдых — Кызыл
Несмотря на то, что Кызыл – город, в котором все еще можно встретить «отголоски» советских времен, туристы приезжают в столицу Тывы, чтобы увидеть местные достопримечательности.
Большая часть интересных мест сосредоточена в центральной части города. Отсюда начинаются многие экскурсионные программы. Центральная площадь называется площадь Арата. Все праздничные мероприятия в городе проходят здесь. В летнее время на площади работают фонтаны.
На центральной площади расположен музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола. Театр находится в белоснежном здании с окнами, которые украшены винтажной росписью. На сцене театра можно увидеть спектакли по произведениям тувинских авторов.
Особый интерес у гостей города вызывает Национальный музей им. 60 богатырей, в котором можно узнать об этнографии края. Музей был основан в середине прошлого века. В рамках экскурсии можно увидеть предметы, используемые для обрядов шаманами, фотографии, документы, буддийские манускрипты и многое другое. В музее находится сокровищница, в которой хранится коллекция скифов, посетить ее можно заплатив дополнительно.
Осмотр достопримечательностей на Набережной возможен, когда климат Кызыла располагает к прогулкам, т.е. в летний период. Здесь можно увидеть памятники, ухоженные аллеи, к тому же это отличное место, чтобы встретить рассвет или полюбоваться закатом. Кроме того на набережной можно полакомиться своеобразным тувинским мороженным. Его особенность заключается в том, что оно соленое.
Большинство тувинцев – буддисты, поэтому в городе несколько буддийских храмов, главный из которых Храм Цеченлинг. У местных жителей есть традиция: перед тем, как войти в храм, необходимо обойти его трижды и дотронуться до всех углов. Осведомленные туристы поддерживают традицию. При храме есть курсы тибетского языка, проводятся занятия по йоге.
Интересное зрелище в городе – место слияния Большого и Малого Енисея. Это центр Азии. Здесь расположен обелиск, посвященный этому факту, – «Центр Азии». Он представляет собой постамент, на котором установлен глобус, из глобуса в небо вздымается шпиль.
Где отдохнуть в Кызыле людям, интересующимся историей? В музее политических репрессий можно увидеть архивные документы, фотографии, узнать о том, как проходили допросы и велись расследования.
Музей Нади Рушевой расположен в школе, где в свое время училась талантливая девочка. В настоящее время это известная московская художница. В музее представлены ее ранние рисунки, рисунки по мотивам мифов Древней Греции и известных поэтов.
Многие туристы, планируя отдых в Кызыле, стремятся посетить шаманский центр «Ай-чурек». Ай-чурек – это имя одной из известных шаманок Тывы. В центре проводятся лечебные ритуалы. А в клинике при центре можно послушать семинары на различные тематики, пройти обучение по предсказанию на камнях.
Особая ценность для тувинцев – буддийский молитвенный барабан. Он появился на центральной площади чуть более десяти лет назад. Для верующих один поворот барабан можно приравнять к прочтению всех молитв сразу. Для всех остальных – вращение барабана способствует исполнению желаний.
Отдохнуть в Кызыле можно разнообразно: побыть наедине с природой и полюбоваться местными красотами либо уделить внимание посещению достопримечательностей
Религия
Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.
Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.
Религия
Столь многообразный национальный состав объясняет большое количество направлений в вероисповедании кызылчан. Так, жители этого города придерживаются православия и буддизма, шаманизма и протестантизма. Однако, несмотря на это, столицу Тывы можно по праву считать устойчивой в социально-политическом плане. Ведь люди здесь никого не притесняют, уважая при этом чужие традиции и культуру.
Как и ранее, коренные тувинцы, а также русские, какасы и представители других народов живут вовсе не отдельными группами, а все вперемешку. Это повелось еще исстари. Ведь в те далекие времена юрты кочевников-степняков ставились неподалеку от русских деревянных изб.
Кызыл
Годы | Названия | Принадлежность |
1914—1917 | Белоцарск | Урянхайский край (протекторат Российской империи) |
1921—1944 | Хем-Белдыр, Кызыл | Тувинская Народная Республика (частично признанное государство) |
1944—1991 | Кызыл | СССР |
с 1991 | Кызыл | Россия |
Посёлок был основан в 1914 году русскими поселенцами сразу после вхождения тогдашнего края Урянха́й под протекторат Российской империи под названием Белоца́рск
В 1918 году в связи с революцией и антимонархическим движением был переименован в Хем-Белдыр
, а в 1926 году — в Кызы́л (тув.:красный ).
В 1921—1944 годах город являлся столицей Тувинской Народной Республики.
С 1944 года — Тувинской автономной области РСФСР, c 1961 года — Тувинской АССР и с 1991 года — Республики Тыва.
Новый город стали закладывать в местечке Виланы, по-тувински -Хем-Белдыр, что означает «слияние рек». Сюда в феврале 1914 года прибыли инженер-технолог К. В. Гогунцов, топограф М. Я. Крючков. Крючков начертил генеральный план города Белоцарска (фонд 123, опись,2, дело 21), который в основном совпадает с планом центральной части города Кызыла. На плане города указаны номера земельных участков и даны пояснения, кому принадлежат эти участки. В мае 1914 года Заведующий устройством русского населения в Урянхае был утвержден проект правил об отводе земельных участков в собственность и организации комитета по благоустройству будущего города. Самые первые участки отвели под дома чиновников, управление, для почетных урянхов, под казначейство, почтово-телеграфную контору, казенный пожарный сарай.
Город строили завербованные рабочие из Красноярска, Минусинска, Томска и других городов Сибири, тувинские батраки, русские рабочие, бежавшие с золотых приисков из-за тяжелых условий труда и быта.
4 июля 1915 года Комиссар по делам Урянхайского края В. Ю. Григорьев написал письмо Заведующему устройством русского населения в Урянхайском крае, где затрагивался очень важный вопрос о создании музея в г. Белоцарске (фонд 123, опись 2 дело 53, листы 25-26).
На IV Урянхайском краевом съезде 11 марта 1918 года было издано постановление о переименовании Белоцарска в Урянхайск. Однако это название за городом не закрепилось, его по-прежнему продолжали называть Белоцарском.
Революционные события 1917 году в России не обошли стороной и новую столицу Тувы. Во время крупного сражения (Белоцарский бой) между красными партизанами отряда П. Е. Щетинкина и А. Д. Кравченко и колчаковцами под командой есаула Г. К. Бологова в конце августа 1919 года город был почти полностью сожжен. Х съезд представителей русского населения Тувы (16-20 сентября 1920 года) собрался в селе Туран Урянхайского края. На этом съезде было решено восстановить город и переименовать его в Красный город.
13 августа 1921 года в местечке Суг-Бажы (село Кочетово) собрался Всетувинский Учредительный Хурал представителей всех хошунов (хошун — административно-территориальная единица того времени) Тувы. Хурал провозгласил создание самостоятельного государства — Тувинской Народной Республики. в марте 1922 года в восстановленный Кызыл были переведены Тувинское правительство, Центральный комитет Тувинской народно-революционной партии (ЦК ТНРП), а также Исполнительный комитет Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК). С весны 1922 года город Кызыл становится столицей Тувинской Народной Республики (ТНР).
В 1924 году был образован Тувинский центральный кооператив (Тувинценкооп, ТЦК), сыгравший значительную роль в развитии промышленного производства, внутренней и внешней торговли. В 1925 году начал свою деятельность Тувинский национальный банк (Тувинбанк), который содействовал развитию всех отраслей народного хозяйства. В Кызыле были организованы предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, в 1928 году открылась сапожная мастерская, в 1930—1931 годах — колбасный цех, пимокатная и портняжная мастерские. В начале 1940-х годов в Кызыле действовали мельница, лесозавод, электростанция и кирпичный завод, было организовано овчинно-шубное производство. В 1929 году была открыта Кызылская типография, создана транспортная организация «Союзтранс». С этого момента было положено начало развитию автотранспорта Тувинской Народной Республики. Через два года парк грузовых автомобилей насчитывал 31 автомашину. В 1931 году в городе Кызыле заработала телефонная станция на 30 абонентов.
Коренной народ Тувы
Коренным населением республики являются тувинцы-тоджинцы, которые и составляют большую часть населения города Кызыл и всей республики. Несмотря на то что русскоязычное население в последние годы активно покидает Туву, численность жителей в республике растет, так в ней наблюдается самый высокий коэффициент рождаемости в России. По этому показателю за республикой следуют такие регионы, как Ингушетия и Чечня.
Однако даже при таком высоком уровне рождаемости и отсутствии угрозы вымирания этноса тувинцы отнесены к малым народам Севера. Этот статус жители республики получили в 1991 году и сохраняют по сей день. Это позволяет им заниматься народными промыслами и вести хозяйство таким образом, чтобы сохранялся традиционный экономический уклад.
Куда сходить
В Кызыле есть Национальный музей, где выставлено скифское золото. Это около 20 килограммов золотых украшений, найденных в кургане «Аржаан 2» в царской гробнице тувинских кочевников. Музей и набережная — самые знаковые места города.
В плане отдыха в Кызыле все печально: в городе лишь один кинотеатр с единственным залом и потрепанным экраном.
Много заведений общепита, но сервис в них хромает, а в некоторых и вовсе отсутствует. Есть несколько приличных заведений, где неплохо кормят и по выходным предлагают развлекательную программу. Видимо, конкуренты от таких заведений пытаются избавиться. При мне горели ресторан и ночной клуб.
Еда
Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.
Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.
Культура
Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.
Горы и котловины
Регион, где находится Тува, характеризуется ярко выраженным горным рельефом. Большую часть территории республики занимают горы, в процентном соотношении это примерно 82 %. Остальную же часть занимают межгорные депрессии, крупнейшая из которых называется Тувинской Котловиной, протяженность которой достигает четырехсот километров, а ширина колеблется от двадцати пяти до шестидесяти.
Кроме Кызыла, в котловине расположены такие города, как Шагонар, Чадан, Ак-Довурак. Все эти города находятся в степной зоне, несмотря на то что сама котловина расположена в так называемой дождевой тени Алтайских гор, что способствует обильным осадкам в летнее время, в то время как зима является холодной и сухой, и практически безветренной.
Со всех сторон республику окружают отроги важных в географическом и культурном отношении горных хребтов. С востока и севера Тува обрамлена отрогами предгорьями Саян, вершины которых достигают в высоту 2000-3000 тысячи метров над уровнем моря.
Известной природной достопримечательностью республики является базальтовое плато Дерби-Тайга, на котором находятся шестнадцать потухших вулканов. На этом же плато берет свое начало Большой Енисей.
Жизнь
По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.
- Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
- Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.
Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.
Население
В настоящее время в Кызыле проживает больше трети всего населения Тувы и больше 70% городского населения республики более 70 национальностей, в основном — тувинцы и русские.
Современный Кызыл — это административный центр Республики Тыва, промышленная, транспортная, научная, деловая и культурная столица. Здесь расположено правительство республики — Верховный Хурал (парламент). Здесь находятся пристань на Енисее и конечный пункт Усинского тракта: это историческое название федеральной автотрассы «Енисей», соединяющей город с Абаканом.
Общая информация
Местонахождение: юг Восточной Сибири.
Административный статус: столица Республики Тыва.
Основан: 1914 г.
Прежние названия: Белоцарск (до 1918), Урянхайск (до 1918), Хем-Бельдир (до 1918), Белоцарск (до 1920), Красный (до 1924).
Язык: тувинский, русский.
Этнический состав: тувинцы — 58,27%, русские — 36,54%, хакасы — 0,70%, коми — 0,61 %, украинцы — 0,52%, киргизы — 0,39%, татары — 0,38%, армяне — 0.37%, буряты — 0,28%, прочие — 1,94% (2002).
Религия: буддизм, традиционная религия предков, православие.
Денежная единица: российский рубль.
Река: Верхний Енисей (Улуг-Хем) — слияние Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея.
Цифры
Площадь (с пригородами): 200,4 км2.
Население: 116 015 чел. (2017).
Плотность населения: 579 чел/км2.
Самая высокая точка: 630 м.
Удаленность: 3658 км к юго-востоку от г. Москва (по прямой).
Климат и погода
Резко континентальный.
Зима суровая, малоснежная и безветренная, лето жаркое, засушливое.
Средняя температура января: -28°С.
Средняя температура июля: +21,1°С.
Среднегодовое количество осадков: 184 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 60%.
Экономика
Промышленность: машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, строительная, пищевая, легкая (швейная).
Достопримечательности
Культурные
- Национальный музей «Алдан-Маадыр» (Шестидесяти богатырей, 1928)
- Скульптурный комплекс «Центр Азии» (1964)
- Памятники жертвам политических репрессий (1996)
- Чабану Кадарчы (1997) и Первым русским учителям (2010), красным партизанам
- Скульптурная композиция «Царская охота»
- Музей политических репрессий
- Мемориал солдатам Великой Отечественной войны
- Национальный парк культуры и отдыха
Архитектурные
- Музыкальный-драматический театр им. В. Кок-Оола (организован в 1935 году)
- Дом правительства (1943)
- Спорткомплекс «Субедей» (2008)
- Дворец молодежи
- Фонтанный комплекс
Культовые
- Буддийские храмы Цеченлинг (1999) и Тувдан Чойхорлинг
- Православный Воскресенский кафедральный собор (2011)
- Шаманский храм «Девять небес» (Тос дээр)
- Буддийский молитвенный барабан (2006) и Ступа Просветления
- Один из элементов герба Кызыла — растительный узор с сердцем посередине, символизирующий рождение Енисея при слиянии двух рек в черте города.
- В названии «Белоцарск» отражено обычное для народов Востока наименование московского царя — Белый царь. Это связано с традиционной цветовой ориентировкой, где для тюрков «белый» означало «западный».
- Географический центр Азии отмечен в городе трехгранным обелиском,основанием которого служит мраморный постамент с земным шаром. На обелиске на тувинском, русском и английском языках высечены слова «Центр Азии». Расположение центра зависит от определения границ Азии и методики расчета, а также от того, включаются ли удаленные острова в список крайних точек Азии. Получается, что на звание географического центра Азии претендует еще один пункт в Туве, а также в КНР.
- На развитие города оказало большое влияние строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С одной стороны, в республику и город поступает электроэнергия, что позволило в свое время развить промышленные производства и обеспечить потребности населения. С другой — плотина перекрыла главную водную транспортную артерию между республикой и остальной территорией Сибири.
- Хранитель священного камня — местечко Чалама на берегу реки Баян-Кол. Священный камень сердцевидной формы — это глыба высотой 9 м. Сторонники паранормальных теорий утверждают, что камень обладает огромной «энергетической силой».
- При въезде в город стоит памятник чабану Кадарчы — исполинская фигура пастуха в традиционном наряде. После того как она была создана, люди заметили, что у чабана нет стада. Тогда к подножию памятника привезли камни и раскрасили в белый цвет, создав целую «отару».
Традиции
Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:
- Горловое пение;
- Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
- Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
- Стрельба из лука в мишень;
- Выставка изделий из войлока;
- Дегустация блюд национальной кухни;
- Красочное представление по мотивам истории народности.
Население
Статистические данные, которые имеются на начало 2014 г., говорят о том, что столица Тывы Кызыл (фото современного города смотрите ниже) имеет население, численность которого составляет 114 тысяч человек.
А это практически одна треть жителей всей Республики. По сравнению с аналогичными показателями 2012 г. число жителей Кызыла стало больше на 3 тыс. человек. Но эти данные считаются официальными. В реальности население столицы Тывы значительно выше. Подобное несоответствие создает некоторые трудности во многих сферах общественной жизни (в жилищной, в образовании и в здравоохранении). Так, в г. Кызыле (Тыва) школы не способны принять всех детей. Такое же явление наблюдается и в детских садах. От недостатка коек страдают и местные больницы.
Кызыл (Тыва, Россия) считается городом молодых семей. Под это определение подходит каждая третья супружеская пара, проживающая в описываемом населенном пункте. При этом средний возраст населения Кызыла равен 30 годам. Но, несмотря на столь молодые семьи, в последние годы в городе отмечается снижение рождаемости. Этот показатель составил -4,5 %. Одно из объяснений данному явлению состоит в скоротечности браков. Ведь каждый третий из них в скором времени распадается.
Городская статистика также разъясняет, что в столице Тувы живет больше женщин. Их 54% от общего числа жителей. И если соотношение между разными полами в детском возрасте приблизительно одинаково, то ситуация среди трудоспособного населения совсем иная. Среди работающих 37 тыс. женщин и 33 тыс. мужчин. Зато среди пенсионеров представителей сильной половины человечества больше. Их число составляет 7,9 тыс. человек. Женщин же в данной группе населения всего 2,8 тыс.
Жилище
Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.