Население калмыкии

Численность и состав населения Элисты

Первые статистические данные с момента основания о численности населения российского города появились в далеком 1880 году. На то время в селе Элиста были зарегистрированы 331 человек. Со временем населенный пункт стал уверенно разрастаться и активно развиваться. Уже через 8 лет здесь назвали численности в 3 раза больше первоначально живших людей.

Отметку в 10 000 человек город отметил в 30-е года 20 века. В 1973 году официальные данные смоги назвали цифру 50 000 жителей в столице Калмыкии. Причину скачка можно объяснить тем, что люди в послевоенное время стали возвращаться на свою землю. Здесь стала развиваться промышленность, открываться заводы и различные предприятия, что сподвигло людей из ближайших сел, деревень и небольших городов перебираться на постоянное место жительство в столицу Калмыкии. А уже 1980 году число людей, постоянно проживающих на территории Элисты, перевалило отметку в 100 000 человек. Высокий темп роста численности населения объясняется правильно выбранным курсом развития, который стал быстро набирать обороты.

Последние актуальные данные были предоставлены на дату 1 января 2017 года. На эту дату в городе назвали официальную цифру более 103 тысяч человек. Значит, согласно статистике, Элиста занимает 166 строчку в рейтинге страны по численности населения. На сегодняшний день это единственное место на территории Калмыкии, где проживает более ста тысяч человек.

Данные о составе нации в этом городе собираются с начала 1939 года, а не с момента его основания. Факты говорят о том, что в то время здесь проживало всего чуть больше семнадцати тысяч человек. Преобладающее число местных жителей составляли русские люди. Их насчитывалось около 13 тысяч или 75% от общего числа проживающих людей. Второе место занимал коренной народ, который назывался калмыки, составлял лишь 20%. Оставшиеся 5% жителей складывался из таких народов, как:

  • украинцы;
  • армяне;
  • казахи.

С быстрым приростом численности города начинает меняться процентный состав нации. В 2010 году здесь уже называется цифра более 103 тысяч человек. Согласно фактам здесь живет:

  • 65% или более 68 тысяч калмык;
  • 25% или менее 26 тысяч русских;
  • 10% остальных национальностей. Преобладающее большинство осталось за украинцами, казахами и армянами.

Любопытно, но информация об Элисте подтверждает, что в 2010 в городе было официально зарегистрировано 309 цыган.

Одним из самых значимых и страшных событий в истории города называют массовое заражение ВИЧ, которое произошло среди местных жителей.

Элиста имеет небольшие размеры, но, несмотря на это здесь открыты различные научно-исследовательские институты, а также высшие учебные заведения, профильные колледжи и техникумы. Сегодня в разных участках города работают в полную силу 6 филиалов, которые принадлежат к университетам федерального уровня. Открыт Калмыцкий государственный университет. На территории города находятся больше 20 школ и различных гимназий. Факты об Элисте говорят, что на культурное развитие города оказывают большое влияние буддизм, традиции и шахматы.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

 

Зодиакальный, астрологический, восточный календарь. Знаки зодиака

В древности, чтобы установить календарь, жрецы использовали знание о положении всех планет. До реформы Петра 1 Новый год отмечался в День Осеннего Равноденствия. В этот день по древнему приданию был заключен самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) и было это примерно 7518 лет назад… У древних славян календарный месяц соответствовал лунному циклу от новолуния к новолунию, учитывая, таким образом, соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. Какой-либо стройной системы календаря не существовало. Главными природными явлениями считаются и по сей день дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень и Коляда. Но во времена Петра 1 были упразднены все древнеславянские календари и введен новый западно-европейский календарь от Рождества Христова (Юлианский календарь), при этом было перенесено начало календаря на 1 января. В Юлианском календаре (старый стиль) не учитывали високосность, и каждые 128 лет накапливается один дополнительный день. После Октябрьской революции в 1918 году в России был введен григорианский календарь (новый стиль), в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. Календарь древних славян опирался на две планеты: Солнце и Луну. А сейчас вообще ничего не используют. Календарь стал статичным. Нет такого понятия, что календарь, оказывается, упирается в какую-то планету. Никто об этом даже не знает. Просто есть какие-то стандартные цифры, есть месяцы и праздники. Календарь держится на Солнце и Луне. Почему именно так? Потому что на Землю влияют эти два светила. Земля вращается вокруг Солнца, а вокруг Земли вращается Луна. И эти два светила создают атмосферу на планете. Отсюда строится и календарь… Далее: Астрологический календарь…

Молитвослов, Православные молитвы на каждый день

Молитва — самое мощное средство к исцелению всех болезней — и телесных, и душевных. Молитвы бывают хвалебные или благодарственные, просительные и покаянные. Если мы провинились перед богом, согрешили, мы должны просить у Него прощения, то есть каяться.Такие молитвы называются покаянными. Если у нас всё хорошо, если мы и наши близкие здоровы и благополучны, есть где жить, во что одеться, чем питаться — за это надо прославлять и благодарить Бога. Такие молитвы назыаются хвалебными или благодарственными. Если случилось какое-то несчастье, болезнь, беда или нужда — надо просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными… Далее: Православные молитвы…

Численность населения Элисты на 2021 год. Количество жителей Элисты

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Элисты Годы
103 300 человек 2005 год
103 000 человек 2006 год
102 700 человек 2007 год
102 657 человек 2008 год
102 805 человек 2009 год
103 749 человек 2010 год
103 504 человек 2011 год
104 125 человек 2012 год
104 238 человек 2013 год
104 017 человек 2014 год
104 387 человек 2015 год
104 005 человек 2016 год
103 899 человек 2017 год
103 132 человек 2018 год
102 618 человек 2019 год
103 122 человек 2020 год
103 535 человек 2021 год

График изменения численности населения Элисты:

Численность населения города в 2014 году составила примерно 104 тысяч (160 место среди российских городов), а плотность — 494,26 чел./км². Причем число горожан осталось неизменным с 2002 года. Во время первой переписи населения 1939 года количество жителей оказалось равным 17 100 человек. Спустя 20 лет элистинцев стало больше на четыре тысячи, а в 1979 – уже 70 282. В перестроечное время темпы роста упали. 

Город является единственным в Калмыкии с населением более ста тысяч. 

В 1939 году национальный состав был распределен следующим образом: русские (76,3%), калмыки (20,4%), украинцы (1,1%), армяне (0.3%) и казахи (0,2%). В 2010 году – калмыки (65,8%), русские (25%), казахи (0,6%), украинцы (0,45%), цыгане и армяне (0,3%) и другие. 

Этнохороним: элистинец, элистинка, элистинцы.

Криминал

Криминогенную ситуацию в Элисте можно отнести к сравнительно спокойной. Количество преступлений, совершенных в течение года сохраняется в течение последних десяти лет на одном и том же уровне.

Хорошим примером может служить следующий факт. На центральной площади города есть шахматная доска, выполненная в пропорции примерно 1:100 по сравнению с обычной. Она расположена под открытым небом и никем не охраняется. Любой желающий может сыграть партию. За все время никто не стащил отсюда ни одной фигуры, что вряд ли было бы возможным, если бы подобная конструкция располагалась где-нибудь в районе Арбата.

Достопримечательности Элисты

Как и сказано было выше, памятников, имеющих подлинное историческое значение в Элисте нет. Помимо самого процесса становления города, свою лепту в отсутствие таковых внесли предки наших сегодняшних немецких партнеров – фашистские захватчики. При своем отступлении они в буквальном смысле стерли с лица земли все строения, жилые, промышленные и иные. Практическое масштабное восстановление города началось только после 1957 года. В тот период ставились определенные задачи, поэтому вряд ли можно отнести к историческим ценностям «хрущевки» и фабричные корпуса.

Расцвет строительства всевозможных достопримечательностей  — это начало 90-х. Памятники и мемориалы, декоративные панно и скульптурные композиции. Такие объекты здесь имеются, но вряд ли они заслуживают серьезного внимания. Реальный интерес могут вызвать буддийские сооружения и символы, которыми сегодня пропитан весь город. Подобные сооружения можно встретить в Элисте на каждом шагу. Даже на центральной площади, которая до сих пор носит имя вождя мировой революции тов. Ленина, можно найти беседку с фонтаном и установленным поблизости барабаном. Выполнена эта композиция в соответствующем стиле и называется достаточно звучно, «Пагода семи дней».

Но это, разумеется, вовсе не главная достопримечательность города. К числу таковых относят Центральный Хурул, или «Золотую обитель будды Шакьямуни». Этот религиозный комплекс был возведен в 2005 году. Внутри основного здания размещена самая большая в Европе статуя будды. Еще один подобный этому комплекс, «ГеденШеддупЧойКорлинг» построен в нескольких километрах от города, в южном направлении. Он расположен на том месте, где некогда был старый буддийский храм. Несмотря на то, что данный комплекс достаточно молод (1996 г.), сегодня он находится в некотором запустении. О нем забыли после возведения Центрального Хурула, сюда не приезжают туристические группы и среди паломников и верующих он также не слишком популярен.

Центральный хурул

Невозможно не рассказать об Элисте без упоминания достопримечательности, известной не только в России, но и за рубежом Сити-Чесс. Об этом комплексе можно писать отдельно и подробностей можно привести очень много. Дворец шахмат и жилые дома,  идеальные дороги и великолепное ландшафтное проектирование. Место проведения международных спортивных соревнований и деловых форумов. Десятки скульптурных композиций и отель «Город шахмат», завоевавший в 2001 году звание «Лучшего отеля Восточной Европы». Этот комплекс обязательно надо посетить самому, если планируется поездка в Элисту.

В качестве дополнения, просто без комментариев, отметим два объекта, которые размещены в Сити-Чесс – статуя Остапа Бендера и коттедж, подаренный Стивену Сигалу.

Времена года

Времена года, четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270°… Далее: Времена года. Русский народный календарь. Месяцеслов…

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

 

Православный календарь про каждый день

Православный календарь: Православные, Церковные и Христианские праздники.

Церковный год — это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная». С глубокой древности праздничные циклы приурочены к временам года. Язычники связывали их с поклонением силам природы, культ которой в Ветхом Завете сменился благодарностью Творцу за мироздание. И хотя связь праздников с временами года полностью не утратила своей силы, — так как Бог присутствует во всем, в растительном и животном мире, в трудах человека, — тем не менее, она отошла на второй план, уступив место духовной основе, строящейся на Священном Писании. История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников… Далее: Православный календарь…

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

 

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Предприятия и работа в Элисте

Как утверждают специалисты, где-то в глубине недр Калмыкии залегает множество полезных ископаемых. Соли и строительные материалы, газ и нефть, фосфаты и урановые руды. Также положительно можно оценить и географическое положение Элисты, которое может быть теоретически использовано для развития современных транспортных коммуникаций практически по всем направлениям. Модная сегодня экологически чистая энергетика также вполне перспективна в данном регионе, так как существуют природные возможности для строительства соответствующих объектов, использующих энергию ветра и солнца. Специалисты отмечают и тот факт, что имеющийся кадровый потенциал значителен. Так, например, более 70% трудоспособного населения в Элисте имеют профессиональное образование, в том силе среднее и высшее. Тем не менее, существенного развития, эффективного использования имеющихся ресурсов, несмотря на известные предсказания, пока не наблюдается.

Недостаток пресной воды, степи, определенные климатические условия – это те условия, на которых базируется сельскохозяйственная отрасль. Из всего количества земель только 8% могут быть использованы под пашню. Но именно эта отрасль с добавлением лесного хозяйства и охоты составляют в совокупности более трети всего валового регионального продукта. Торговля – около 8%, строительство и транспорт – приблизительно по 6%.

Вся промышленность вместе обеспечивает менее 10%. Основные объекты – это производственные мощности жилищно-коммунального хозяйства. Имеются предприятия, выпускающие продукты питания, такие как АО «Хлеб», ООО «Рудо-Эл». Различные железобетонные изделия изготавливаются на заводе «ЖБИ-12». Имеется здесь мебельная фабрика и ДОЗ «Стойдеталь», выпускающий различную строительную продукцию из древесины. Нефтедобывающая промышленность представлена расположенным в Элисте АООТ «Калмнефть».

Как и было сказано выше, имеющийся экономический потенциал не используется в городе в полном размере. Косвенное подтверждение тому – это около семи кандидатов на потенциальные возможные рабочие места по состоянию на осень 2012 года. В это же время весь регион, в соответствии с имеющимися статистическими данными попал в десятку самых проблематичных в России при оценке уровня безработицы.

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Районы и недвижимость Элисты

Элиста и близлежащие поселки Аршан, Лола, Максимовка и Салын объединены сегодня в одно образование – городской округ. Именно в рамках этой территории и можно рассматривать предложения о приобретении недвижимости в том случае, если есть такая необходимость.

Карта Элисты

Когда рассматриваются варианты проживания в разных районах города, то надо отметить, что второй, третий и шестой – это большое количество  старых строений, а, соответственно и обветшавших коммуникаций. Даже если собственник такой недвижимости и собрал деньги на неплохой ремонт, то ближайшее окружение, состояние дворов, площадок для отдыха взрослых и детей, пешеходных дорожек, вряд ли может быть найдено в хорошем состоянии.

Земельные участки, готовые и недостроенные дома можно найти в самой Элисте и в пригороде. Впрочем, как и сказано выше, городская черта здесь определяется пределами всего соответствующего образования. Цены в этом сегменте рынка также могут быть предложены самые разные.

Если оценивать общий уровень платежеспособности местного населения, то его можно отнести к не высокому. Отсутствие значимых промышленных и добывающих предприятий, удаленность от центра и крупных транспортных магистралей. Эти и многие другие факторы являются причиной невысоких доходов и стимулом к смене места проживания.

В качестве примера можно привести тот факт, что в Элисте практикуется обмен квартир, иной жилой недвижимости на определенное количество овец или иной живности, классифицируемой как крупный рогатый скот. Такая тяга к переезду в более крупные города стимулирует продавцов на искусственное завышение цен, так как хозяева желают после совершения такой сделки накопить достаточные средства для обустройства на новом месте.

Авторы Гайдпарка

  • bambambigelow

    В США бывший коп грохнул темнокожего: отвечать придется Байдену

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Падение или рост населения. Кризис или благо?

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Кто не хвастается своим счастьем?

    Читать полностью

  • kirass Ronaho

    Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?

    Читать полностью

  • igor..s

    Под Самарой офицер выстрелил в солдата-срочника из ружья

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Президент приказал правительству выдать семьям погибших шахтёров «гробовые»

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Синоптики прогнали через мощный компьютер народные приметы – они работают не хуже метеорологов

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Как вы думаете

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Пир и чума

    Читать полностью

  • Uhu Ido КарлаГустава

    Почему в Финляндии нет массовой коррупции — 5 причин

    Читать полностью

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

 

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

История столицы Калмыкии

Город берет свое название от слова «элст», которое переводится с калмыцкого языка как песок. В 19 веке император Николай I издает новый указ. Он подразумевал под собой облесение калмыцкой степи, зачем люди и стали переезжать в подобную местность. На территории будущей Элисты стали возводится поселки. В них должны были жить рабочие, задание которых было сажать лес. Официальной датой основания Элисты является 1865 год. В этом время здесь находилось 15 дворов. Село стало быстро набирать популярность и через короткий промежуток времени тут уже проходили самые большие ярмарки.

После того как установилась советская власть в 1920 году образовывается Калмыцкая автономная область. Ее административным центром сначала стала Астрахань. Но спустя 5 лет было принято решение перенести его в Элисту. С 1927 года стали разрабатывать новый план города. В него также вошло одноименное село, которое здесь располагалось изначально. В 1930 году на карте России официально появился город Элиста.

Великая Отечественная война оставил мрачный след в истории города. Немецкие войска с августа по декабрь 1942 оккупировали территорию. После того как фашисты покинули город, от него осталось всего несколько построек. Практически вся Элиста сгорела, от жилых домов, скверов, предприятий и других зданий не осталось ничего. Из уцелевших и значимых для истории построек остались:

  • Крестовоздвиженская церковь, год построения дотируется 1897;
  • Красная школа. Здание было возведёно в 1907 году.

Они обе дошли до наших дней и представляют собой 2 самые старые постройки в столице Калмыкии.

В 1944 году Элисту переименовывают в Степной. С этого дня большего не существовало Калмыцкой автономии. В это время город Степной стал центром Степновского района, который территориально принадлежал к Ставропольскому краю. Все выжившее население Калмыкии ожидало своей печальной участи. Часть людей должны были уехать в Сибирь, остальные – переселиться на территорию дальнего Востока. Город пришел в упадок и восстанавливать его было просто некому.

Такое положение дел продлилось вплоть до 1957 года. В этот период республика Калмыкия празднует свое повторное создание. Город Элиста стал восстанавливать из руин. В скором времени он начал активно развиваться в промышленном и культурном направлении.

За 20 лет, начиная с 1960 года 20 века, здесь создается железнодорожная ветка, которая соединила город с селом Дивное. В этом временном промежутке город построил такие важные объекты, как:

  • аэропорт;
  • университет;
  • национальная библиотека;
  • театр.

Город стал не только развивать свою инфраструктуру и преуспевать в строительстве, но и наполнятся духовно. Начиная с 1988 года в Элисте регистрируются буддийские общины. Это стало благоприятным материалом для того, чтобы в городе стали появляться храмы, монастыри, буддийские школы. Период можно смело охарактеризовать как духовное возрождение Элисты и Калмыцкой республики.

Народный календарь про каждый день

Каждый день одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. Всвязи с этим сформировался народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.

Календарь – это система счета промежутков времени. Первые календари возникли очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем Риме особо провозглашалось начало каждого месяца, и с тем, что первого числа месяца было принято платить долги. Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времен года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времен года, а отсчет месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов каждый день охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя. Эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях… Далее: Народный календарь…

Климат и экология Элисты

Климатические условия здесь характерны для степей. Засухи – вполне привычное явление. Зимой в Элисте достаточно холодно, а летом жарко. Абсолютные значения на сегодняшний день -34°С и + 42,9°С были зафиксированы давно, в 1935 и 1940 годах соответственно. В связи с глобальными метеорологическими процессами последних лет стоит ожидать падения этих рекордов.

Общую экологическую ситуацию нельзя охарактеризовать, как благополучную. Свою лепту в загрязнение окружающей среды вносят предприятия нефтехимического комплекса, но в связи с тем, что особо крупных промышленных объектов здесь нет, большую часть всех вредных выбросов создает автомобильный транспорт.

Более 80% всех сточных вод относится к загрязненным. Действующие полигоны отходов не соответствуют современным требованиям, здесь не применяются промышленные методы их утилизации.

Власть советов

Изначально сама Элиста относилась к Астраханской губернии. Ситуация изменилась только после прихода в эти места советской власти. Это произошло в 1918 году. Через два года было издано постановление, которое оформило создание автономной области калмыцкого народа. Но первое время органы власти по старинке базировались в Астрахани.

В 1925 году было принято решение о переносе центра области в г. Элисту, население которой на тот момент насчитывало около двух тысяч человек. С 1927 года начали активно выделяться средства на строительство культурных, административных, бытовых зданий, а также жилых домов для растущего с каждым годом населенного пункта. В 1930 году вышло постановление о том, чтобы преобразовать село Элисту в город.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector