Мокшан
Содержание:
Древняя история
Гипотеза отождествления мордвы и мокшан с андрофагами родилась в XIX-XX вв., но в последствии другие ученые подвергли ее подробной критике и в наше время эта гипотеза представляется малообоснованной. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако, вследствие своей малочисленности, не смогли далеко распространить свою власть. Во 2-м и 3-м веках нашей эры анты, славяне, мокша и эрзя стали самым многочисленным и могущественным населением Восточной Европы. К концу 4-го века большая часть народа мокша присоединилась к гуннскому племенному союзу, приняв участие в разгроме Остготской империи в 377 году, а затем двинулась на восток и поселилась в Паннонии. Доказательства гуннской связи включают мокшанские боевые доспехи, особенно биты и псалии, которые идентичны ранним гуннским боевым доспехам. Археологические данные показывают, что границы территории мокшан не менялись между IV и VIII веками. В 450 году народ мокша был в союзе с народом Среднего Поволжья, известным как буртасы, которые, возможно, были аланами. По мнению А. Шаронова, мокшане имеют иранское происхождение.
Эрзя + мокша = мордва
Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).
По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.
Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.
Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.
Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.
В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.
Уличная сеть
- Андрея Гусака
- Больничный переулок
- Бутырки
- Восточная
- Горького
- Дружбы
- Заводская
- Заовражная
- Западная
- Заречная
- Засечная
- Засечный
- Зелёная
- Калинина
- Кирова
- Кирпичная
- Клочкова
- Коммунистическая
- Комсомольская
- Красная
- Кузнечная
- Куйбышева
- Лево-Набережная
- Лермонтова
- Малышкина
- Микояна
- Милосердия
- Мира
- Молодёжная
- Нагорная
- Ново-Загуменная
- Ново-Заовражная
- Ново-Заречная
- Ново-набережная
- Ново-Пугачева
- Новогодняя
- Новые Бутырки
- Октябрьская
- Охлопкова
- Пензенская
- Первомайская 1-я
- Первомайская 2-я
- Песчаная
- Пионерская
- Планская
- Победы
- Полевая
- Поцелуева
- Право-Набережная 1-я
- Право-Набережная 2-я
- Пролетарская
- Пугачева
- Пушкина
- Разведка 1-я
- Разведка 2-я
- Садовая
- Саранский переулок
- Свердлова
- Светлая
- Свободная
- Северная
- Советская
- Совхозная
- Стадионная
- Степана Разина
- Строителей
- Студенческая
- Суворова
- Транспортная
- Урицкого
- Урожайная
- Фестивальная
- Чкалова
- Школьная
- Энгельса
- 8 Марта
Еда
Традиционным мокшанским напитком является поза, напоминающая брагу. В современном мире его бы назвали свекольным пивом: именно этот корнеплод выступал основой для приготовления сусла. Предварительно свеклу слегка обжаривали и в течение суток распаривали в печи. После заготовку смешивали с хмелем, солодом, сахаром, ржаной мукой, водой и закваской из дрожжей. Иногда свекольные заготовки обваливали в ржаной муке: это увеличивало срок хранения и давало возможность готовить позу при необходимости.
Напиток был важен не только для бытового использования, но и для применения в сакральный обрядах. Наряду с пуре, позу пил жрец и все члены общины после завершения молений. У женщин существовал особый обряд «авань поза», или «женская брага». Он проводился в весеннее время, через неделю после Пасхи. Участницы собирались в одном из домов селения, веселились, пели песни и варили свекольное пиво. После устраивали всеобщее угощение, а один кувшин торжественно уносили в дом, где будут проводить обряд в следующем году.
Гордые люди
Насколько я понял, самые главные качества мордвы – гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана).
Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я это понял, когда заглянул на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. Большая часть «паспортных» мордвинов живет за пределами республики.
Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения. В эти дни звучат призывы «помнить имя свое». Эрзяне считают себя потомками арийцев (эрзя – от слов «эрий», «арий» – житель) и возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое – это история Руси.
Экономика[править | править код]
Внешние изображения |
---|
- Маслодельный завод,
- Хлебозавод,
- 1-й асфальтный завод,
- 2-й асфальтный завод,
- Кондитерская фабрика «Невский кондитер»,
- Тепличный комплекс «Мокшанский»,
- Кондитерская фабрика «SweetLife».
Транспортправить | править код
Мокшан находится на федеральной автотрассе «Урал. М-5». Существует два варианта проезда через поселок: через центральную часть и объездную дорогу рядом с тепличным комплексом. Среднее время в дороге от Пензы до Мокшана около 30-40 минут.
Жилищное строительствоправить | править код
В Мокшане 5 неофициальных микрорайонов:
- микрорайон «Победа» (трехэтажная и двухэтажная застройка, всего около 15 трехэтажных домов и около 25 двухэтажных домов);
- микрорайон бывшего МСО (двухэтажная застройка около 10 домов и частный сектор;
- микрорайон политехнического колледжа (около 10 трехэтажных зданий, около 5 двухэтажных домов, две пятиэтажки);
- микрорайон лесхоз, в основном частный сектор, но есть и двух-трехэтажные дома;
- центр (в основном частный сектор, есть трехэтажные новостройки).
История[править | править код]
Герб (1781)
Герб (1861)
Пожарная каланча и церковь Богоявления
Время основания Мокшана является предметом дискуссии историков. Н. М. Карамзин в своей «Истории государства российского» указывает на 1535 год, и это вошло в ряд других источников, в том числе и в энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Между тем рядом историков эти сведения подвергнуты аргументированной критике, дата основания Мокшана приводится к 1679 году. Имел деревянную крепость с четырьмя башнями. Постройкой Мокшана полк саранского воеводы Павла Языкова заканчивал сооружение пензенской засечной черты, начатое в 1676 году.
В 1780 году Мокшан стал уездным городом Мокшанского уезда Пензенского наместничеста, с 1798 года за штатом, c 1801 года вновь уездный город.
К 1897 г. население Мокшанского уезда полностью обрусело.[источник не указан 54 дня]
В 1925 году был упразднён Мокшанский уезд, а Мокшан преобразован в село.
В 1928 году Мокшан становится центром Мокшанского района Пензенского округа Средне-Волжской области. С 1939 года в составе Пензенской области.
В августе 1960 года Мокшан отнесен к категории поселков городского типа.
Название мокшан
В бассейне реки Оки широко представлено использование гидронимов с заключительной частью -кша. Это Лакша, Сорокша, Шокша и, конечно, Мокша. Как считают учёные, такие названия рекам и притокам давали далёкие предки мокшан, древние индоевропейские племена.
В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.
Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.
Мокша и русские
В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.
Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.
Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.
Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.
Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.
Примечания
- ↑ 12Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2020.Архивировано 17 октября 2020 года.
- ↑Закон Пензенской области от 9 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
- ↑Мокшан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑История Мокшана (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2010.Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 123На портале «Суслоны» (неопр.). Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Пензенская губерния (неопр.). Дата обращения: 14 октября 2014.Архивировано 14 октября 2014 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
- ↑Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения: 2 января 2014.Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области (неопр.). Дата обращения: 20 июля 2014.Архивировано 20 июля 2014 года.
- ↑Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения: 16 ноября 2013.Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения: 2 августа 2014.Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения: 6 августа 2015.Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018.Архивировано 26 июля 2018 года.
Что посмотреть
Церковь Богоявления, построенная на рубеже 19 и 20 веков на деньги местных жителей, стоит на центральной площади поселка, возле здания местной администрации. Строение выполнено в русско-византийском стиле: громоздкое прямоугольное здание с 3 полукруглыми алтарными выступами увенчано световым барабаном-ротондой с массивным куполом. Сбоку к храму примыкают трапезная и 4-ярусная колокольня, образующие совместно с церковью единый в стилистическом отношении ансамбль. Неподалеку от церкви располагается еще одно строение, датируемое 19 веком — пожарная каланча, сложенная из красного кирпича.
Это восьмигранное сооружение с аккуратными окнами-бойницами напоминает ожившую иллюстрацию к историческому роману или былине — неудивительно, что гости Мокшана приходят в восторг от этого здания.
На выезде из поселка внимание привлекают кирпичные постройки, выдержанные в одном архитектурном стиле с историческими зданиями в центре населенного пункта — остатки некогда процветавшего Казанского женского общежительного монастыря, основанного на базе женской общины, организованной купчихой М. Барсуковой в 1861 г
Удачное расположение поблизости от сельской ярмарки и оживленных трактов, а также обширные земельные угодья, доступные для возделывания, привлекали в монастырь все новых и новых послушниц: в 1913 г. в нем проживали уже свыше 400 человек.
Территория монастыря постепенно обрастала новыми постройками: были возведены собор Живоначальной Троицы, церковь Казанской Божией Матери с колокольней и больничным корпусом, трапезная, детский приют, мастерские иконописи и чеканных работ, хлебопекарня, конный двор, бани, прачечные, ветряные мельницы, амбары и дополнительные жилые корпуса.
В послереволюционные годы монастырь был закрыт, часть помещений была отдана под размещение государственных учреждений, другая часть — оставлена пустовать. До нашего времени сохранилась лишь пара зданий, где ныне размещаются Мокшанское профтехучилище-интернат и детский дом.
Известные мокшане
Среди известных мокшан множество представителей политики, спорта, культуры и искусства. Немало среди них и прославленных героев. Всему миру известно имя Андрея Кижеватова — легендарного защитника Брестской крепости и одного из руководителей ее обороны, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя по всей стране назывались населенные пункты, улицы, школы и учреждения культуры.
Еще один Герой Советского Союза из рода мокшан знаменит тем, что совершил побег из немецкого плена на угнанном бомбардировщике. Речь идет о Михаиле Девятаеве, который за время службы сбил девять вражеских самолетов, но в июле 1944 г. попал в плен. В 1945 г. Девятаев и еще девять военнопленных сбежали из концлагеря на острове Узедом, угнав немецкий бомбардировщик. С трудом избавившись от погони и преодолев линию фронта, бежавшим удалось спастись.
К мордовскому народу относится и знаменитый актер и режиссер Василий Шукшин. Однако, по признанию его дочери Марии Шукшиной, в семье так до сих пор неизвестно, к мокше или эрзе принадлежит их род. Загадка кроется в том, что семья Шукшина переехала из Мордовии в Самару, а затем на Алтай.
А вот Чемпион мира в тяжелой весовой категории по версии WBC 2006-2008, боксер Олег Маскаев относится к мокшанам, хотя родился в Казахстане, выступал за Россию, а живет сейчас в Америке.
Есть известные представители этноса и среди политиков. Одним из них является Николай Меркушкин, занимавший в разные годы посты главы Мордовии и Самарской области. С 2017 г. Меркушкин занимает пост специального представителя Президента РФ по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.
К мокшанам относится и Максим Сурайкин: молодой политик, в 2018 г. занявший седьмое место на президентских выборах.
Одежда
Традиционный мужской костюм мокшан отличался простотой: холщовая длинная рубаха и штаны, а также валяная белая или черная шапка. Женские наряды были более разнообразны, богато украшались вышивкой, монетами, раковинами каури и шерстяными нитками. Основа платья была похожа: просторные штаны, поверх которых надевалась рубаха длиной чуть ниже колен. Шилась она из трех кусков холста: первый перекидывали пополам, делая дыру для головы, а оставшиеся два сшивали в боках. Спереди, для удобства ходьбы, делали разрез длиной 10-20 см. Вырез горловины был неглубоким и имел форму овала. Вышивкой с геометрическими узорами декорировали подол, ворот, рукава и лопатки рубахи.
В XIX столетии у мордвы распространилась новая деталь одежды, ставшая впоследствии одним из наиболее узнаваемых элементов костюма. Речь идет о переднике, имевшем разнообразные вариации: с нагрудником, закрытый с рукавами или традиционный. Носить его были обязаны даже дома и во время полевых работ, несмотря на то, что вес аксессуара мог доходить до нескольких килограммов. Его богато украшали монетами, металлическими деталями, раковинами каури, бисером, кружевом, лентами, шерстяными нитями, позументом и вышивкой.
Дополняли наряд безрукавкой, которая у мокшан была сдержанного и практичного черного цвета. Покрой подчеркивал достоинства фигуры: сужался в талии, а сзади в поясе для декора делали множество складок. Верхняя распашная одежда «мушкас» имела праздничные и повседневные варианты. По покрою своеобразные платья-кафтаны напоминали нательные рубахи. Шили их из плотного материала, по большей части использовали для полевых работ в межсезонье. Праздничные варианты богато украшались лентами, вставками цветной материи и вышивкой. Мокшанские женщины, как никто, тяготели к всевозможным украшениям: несколько рядов бус, кольца, браслеты, височные украшения, богато декорированные головные уборы делали образы максимально яркими.
Практическая информация
Добраться в Мокшан можно самолетом (ближайший аэропорт находится в Пензе, в 44 км от поселка, далее на автобусе или такси); на поезде (ближайшие станции — «Рамзай», «Симанщина», «Пяша» с пересадкой на автобус или такси) и на личном автотранспорте (трасса М5 «Урал»).
Автобусы и маршрутки по поселку не ходят, передвигаться можно только на такси.
Культура15.03.2021
Здравоохранение26.03.2021
Общество26.03.2021
Общество26.03.2021
Общество26.03.2021
Сельское хозяйство26.03.2021
gosuslugi.pnzreg.ruЗапись на приём к врачуРегистрация заключения бракаРегистрация рожденияpenza.mdocs.ru/mfcНазначение и выплата ежемесячного пособия на обеспечение питанием детей в возрасте до трех летНазначение и выплата пособия на ребенкаРегистрация учетной записи физического лица на портале государственных услуг РФ
- https://wiki2.org/ru/мокшан
- http://rpmokshan.mokshan.pnzreg.ru/
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki /192220
- https://tonkosti.ru/мокшан
- https://mokshan.pnzreg.ru/
</tr>
Появление на Южном Урале
Мордва переселялась в наши края в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с русской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Дальнейшей миграции способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей.
Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства. Было решено переселять людей на восток, в частности, в наши края.
В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору. Весной 1928 года началось заселение поселка № 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Построили землянки. Занялись землепашеством. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. В 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали. В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 человек. Житель этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной стал Героем Советского Союза, участником Парада Победы.
В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе за «палочки» работали. Люди отправлялись на восток, в Челябинске они устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселилось в поселках Малакуль и Партизан.
Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах. «Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат и сестра приехали. Сестра — Анастасия Бурлакова, брат – Петр Паршин». Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин. Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.
Это интересно: 3024,Молитва иконе Божьей Матери: разбираем со всех сторон
Традиции
Одним из основных направлений Мокшень кой был культ предков, а похоронная обрядность была сложной и многоэтапной. В древности практиковался обряд воздушного погребения в лубе, устанавливаемом в ветвях деревьев. После традиция усложнилась: для покойных стали строить срубы, устанавливаемые не четырех пнях в лесу. В сруб помещалось тело, дополнительно уложенное в луб. С приходом христианства обряд воздушного погребения запретили, а все лесные домики сожгли.
У мокшан существовали специальные служители смерти: как правило, ими были глубокие старцы. Только они имели право прикасаться к покойному, обмывать и переодевать его. Эта особенность была связана со страхом заразиться от покойника «смертью». Возможно, это интуитивное или сложившееся из опыта понимание о вреде трупного яда или знания о сохранении ряда смертельных инфекций после смерти. Незамужних юношей и девушек хоронили в свадебных нарядах, поскольку найти себе пару и жениться им полагалось в загробном мире. Вода, в которой обмывали покойного, а также щепки от гроба выносили за пределы селения и закапывали. Считалось, если наступить на щепку или дотронуться до воды, можно навлечь на себя беду.
После известия о гибели в дом покойного стекались односельчане, приносившие деньги, яйца, блины. Пожертвования складывались на отдельный стол, предварительно о них сообщалось членам семьи и самому покойному. Важными элементами обрядности были плачи: всего их насчитывалось девять, следовавших друг за другом в строгом порядке: от момента наступления смерти до опускания гроба в могилу. После кладбища устраивали поминки, на которые звали всех родственников и обязательно одного человека, внешне напоминавшего умершего: вастозай, как называли такого гостя, должен был его «замещать». На вастозая надевали одежду погибшего, сажали на его любимое место, угощали и спрашивали, как ему живется в подземном мире. «Актер» должен был отвечать, что все хорошо, однако говорил при этом от третьего лица, а не от первого. Подобный обряд проводился и в другие поминальные дни: на 9, 20 и 40 день после смерти.