Маслянино
Содержание:
Есть у села Серебренниково красивая сопка
Только названия у неё не было. И вот участники экологической смены «Копанцы — 2004» объявили конкурс на лучшее название сопки. К конкурсу подключились все: и дети, и руководители, и учителя. Названия можно было разделить на две группы: производные от с.Серебренниково (Серебрянка, Серебристая, Серебряная…) и связанные с внешним видом сопки (Седлуха — напоминает своим углублением седло, Богиня, Спящая царевна…).
К названию «Спящая царевна» Алена Лосева даже легенду придумала: «Я назвала так сопку потому, что она своими очертаниями напоминает уснувшую девушку… Жила в давние — давние времена прекрасная царевна. Однажды отец — король вздумал выдать её замуж за Каменного короля. Принцессе жених не понравился, и она, спасаясь от своей участи, убежала из дворца. Каменный король отправил за ней вдогонку каменных рыцарей. Но девушка, услышав приближающуюся погоню, укрылась одеялом из деревьев. Реки Бердь и Елбань, слившись, перегородили дорогу каменным рыцарям.
С тех пор царевна спокойно спит под пологом деревьев и цветов, периной ей служит мягкая земля, подушкой — шелковая трава».
И все же, как ни прекрасна легенда, сопку решили назвать Серебряной — с надеждой, что это название приживется.
Золотодобыча
Вся история села связана с развитием золотодобычи. 19 июля 2009 года, в профессиональный праздник для многих жителей села — День металлурга, состоялось открытие памятного знака (дражный ковш с самородками золота). Это дань людям, кто посвятил и посвящает этой тяжелой работе свою жизнь. После торжественного поздравления, глава сельской администрации Анкудинов A.M. доверил открыть памятный знак старейшему работнику с 40-летним стажем Молчанову И.Е.
Идея поставить такой знак и воплощение в реальность принадлежит Анкудинову A.M. В течение года он вынашивал эту идею, потихоньку преодолевая различные препятствия.
Вся история села связана с этим символом и пока будут сверкать на солнце слитки золота — благосостояние села будет на достойном уровне.
Местоположение села
Примерно в 1644 году на реке Бердь образовалось нынешнее Маслянино (раньше оно могло называться и по-другому). Месторасположение села из семи десятков изб было на острове, между реками Бердь и Барсучиха и частью на так называемых поповских лугах. Трудно установить, откуда пошло название поселения. Но, скорее всего, от масла шелковичного льна, исстари производимого крестьянами на своих, отвоеванных у тайги пашенных участках земли.
В песне-гимне Маслянинской земли, написанной местным поэтом М.Понуровским, есть такие строчки:
- Естъ уголок Сибири необъятной,
- Где вырастает самый лучший лен.
- И каждому становится понятно,
- Что это наш Маслянинский район
Легенда
В Российском царстве, в Сибирском государстве лет 300 тому назад в году этак 1644 пришли на берег красавицы Берди люди да и решили остаться здесь навсегда. На землице, что между Бердью и Барсучихой, да и на поповских лугах построили они изб ни много ни мало десятков семь и стали жить-поживать да добра наживать. Имя дали той землице Маслянино. Кто такое имя выдумал и почему — то нам неведомо. То ли от того, что житель первый был по фамилии Маслов, то ли от того, что в лесах сосновых, окружавших ту землицу, маслят было видимо-невидимо, то ли от того, что люди те шелковичный лён растить стали на отвоёванных у лесов землицах да масло из него добывать научились вкусное, ароматное, а только так и осталось имя это за землицей той, и по наши дни так зовётся.
Легко сказка сказывается, да нелегко дело делается, нелегко и землю Маслянинскую поднимать было. И морозы досаждали, и засуха случалась, а страшнее всего были пожары. В веке XIX, и в начале, и в конце, дважды Маслянино почти целиком выгорало, дворов по 5-7 оставалось, не более. Когда второй пожар случился, забеспокоились маслянинцы, стали попа звать место пожарища освятить. Поп молебен отслужил, освятил землицу, но селиться на ней вновь не велел, посчитал землицу ту проклятой. И пошли маслянинцы в поисках новых земель. Далеко ходить не пришлось, выбрали место подходящее, стали строиться вдоль левого берега Берди-матушки.
И стало то поселение крепнуть, шириться, другие переселенцы сюда из Вятской да Смоленской губерний потянулись.
Поначалу Маслянино входило в Томскую губернию, а потом — в Алтайскую, а в году 1924 Маслянинский район образован, границы его менялись да менялись, а в современных-то живёт и здравствуем он с 1965 года. И дай Бог ему жить да здравствовать и процветать вперёд многие-многие лета.
Поселок Маслянино
Я живу в одном из красивейших мест Новосибирской области — в посёлке Маслянино. Маслянино — районный центр. А ещё наш Маслянинский район называют Сибирской Швейцарией.
Ожерельем лесов опоясаны земли маслянинские: высоко в лазурное небо пиками вершин упираются вечнозелёные пихты и ели, стоят вековые разлапистые сосны и кедры, кряжистые белоствольные берёзы, осины, обвитые хмелем, калина и рябина, кусты черёмухи. У подножия деревьев куренями растут чёрная и красная смородина. Неповторимы по вкусу ягоды лесной малины. На склонах оврагов, на лесных полянках привлекают особой запашистостью земляника и клубника.
В зарослях леса в урожайные годы — обилие опят, растущих семейками, белых грибов, сухих и сырых груздей, маслят, рыжиков, сыроежек, волнушек. В тайге водятся глухари, косачи, рябчики, зайцы, лисы, волки, навечно прописавшиеся красавцы лесные — лоси, изредка можно встретить и хозяина тайги — медведя. Реки и водоёмы — приволье для щуки и окуня, хариуса и карпа, карася и ленька, чебака и ерша.
На базе отдыха Юрманка в зимнее время горнолыжные склоны собирают многочисленных отдыхающих.
Красив посёлок Маслянино. Раздвоенный рекой и соединённый мостом, он становится год от года краше. Живописные берега Берди с отмелями и пляжами дополняют красоту.
Река Бердь
Река — жемчужина Салаирского кряжа.
У подножия отрога Алтайских гор Салаирского кряжа по территории района в юго-восточной части Новосибирской области пролегло многокилометровое, извилистое русло реки Бердь с песчаными отмелями, природными пляжами, вобрав в себя воды речек Укроп, Изырак, Зырянка, Елбань, Суенга и других многочисленных притоков (см. в приложении кроссворд «Наши реки»)
Бердь. Древняя речка Бердь. Жемчужина Западной Сибири.
А ведь в прошлые времена, говорят, Хан Кучум подарил её своему любимцу — потомку, поэтому и осталось у реки название Бердь (в переводе с татарского «бирду» — отдал, по русски — подарок).
Золотая она, богата своею красотою в любое время года. Непонятный говор летних переливов и перекатов, загадочная тишина зимнего течения подо льдом. Сотни тысяч лет течет она по отрогам гор, перегоняет чистый песок на многие километры по своему руслу. Сотни лет служит она людям и уже давным — давно заслужила самый низкий поклон.
Литература
- Перфильев, А.И. На отрогах Салаирского кряжа: краткий исторический очерк.- Новосибирск, 1994.- 138с.
- Районы и города Новосибирской области: природно — экономический справочник. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1996.-520с.
- Чернобай, Л. Река Бердь — жемчужина Салаирского кряжа. — Новосибирск, 2006.-92с.
- Справочник — путеводитель по Салаирскому кряжу.- Новосибирск, 2004.-32с.
- Воробьёва, И. Язык земли: о местных географических названиях Западной Сибири.- Новосибирск: Западно — Сибирское книжное издательство. — 1973.- 152с.
- Отчий мир: краеведческие работы школьников Маслянинского района Новосибирской области. — Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница».- 2005.- 240с.
- Отчий мир: литературно — краеведческое творчество школьников Маслянинского района Новосибирской области. Вып. 2.- Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница».- 2008.- 216с. с илл.
- Казаркин, П. «Названия вокруг нас»: исследовательская работа об истории бытовых топонимов деревни Дресвянки и её окрестностей.- 2007.-18с.
- Григорьева, В. Сопку назвали в честь села / В. Григорьева // Маслянинский льновод.- 2004.-23 июля.- С.4.
- Позябкина, Л. Обитательницы Барсуковских пещер занесены в Красную книгу / Л. Позябкина // Маслянинский льновод.- 1999.- 12 марта.- С.З
- «Дом в котором мы живем»: краеведческий альбом
- Методические материалы сектора краеведения МРУК «Маслянинская ЦБС»
Золотой Егорьевск
В сорока трех километрах от районного поселка Маслянино в таежных местах у северного подножия Салаира лежит старинное село Егорьевск. Возникновение его связано с началом добычи здесь золота. День открытия Фомихинской золотоносной россыпи -12 ноября 1830 года считается датой основания села.
Свое название он получил в честь министра финансов Егора Канкрина. Это он в 1831 году верноподданнически «имел счастье» преподнести царю вместе со своими пасхальными поздравлениями -«яичко ко Христову дню» слиток из Фомихинского золота весом в три фунта. Царь, благодарный своему министру за подарок, распорядился называть новые прииски Егорьевскими.
Пихтовый гребень
Салаирский кряж — самая
возвышенная территория не только Маслянинского района, но и Новосибирской
области. Это сильно разрушенные древние горы, протянувшиеся с северо-запада на
юго-восток и таящие в своих недрах огромные богатства. Самая высокая точка
Новосибирской области — останец юрского периода с абсолютной
высотой 503 м —
Пихтовый гребень. Здесь встречаются пещеры, воронки, образование которых
связано с карстовыми явлениями в известняках.
В предгорьях Салаира
увеличивается лесистость, широко распространены березовые и березово-осиновые
леса паркового типа на серых лесных почвах. Салаир покрыт черневой или
пихтово-осиновой тайгой, под которой формируются дерново-подзолистые почвы.
Тайга состоит из пихты, осины, к ним примешивается ель и береза. Потому и
назвали этот гребень Пихтовым. Подлесок образуют рябина, черемуха, калина,
жимолость, папоротник, борец и другие травы, достигающие более 2 метров высоты. Здесь
много гусиного лука, во всем мире он произрастает только в лесах черневой тайги.
В районе Пихтового гребня обитает много боровой дичи, водятся лоси, косули,
зайцы, рыси, медведи, белки.
Николая Чудотворца.
«Храм – это селение
славы Божией, храм – это небо на земле…» В нем собор верующих окружен
собором святых, образы образами, которых мы видим в росписях и на
иконах. В этом единстве видимого и невидимого полнота Церкви, ее
крепость и сила.
Храм –
хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории
Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников,
подвижников и угодников Божиих, в земле Российской просиявших,
утверждалась, укреплялась и возрастала Русская Церковь. Каждый из
них отмечен особой Божией благодатью, каждый нес в себе добродетели и
лучшие национальные черты нашего народа…
В Сибири
распространение православия началось вместе с ее завоеванием. Именно
русские поселенцы в Сибири стали первыми проповедниками христианства для
инородцев. Особо чтимой святыней был у них образ святителя Николая
Чудотворца, с которым после Ермака отважные казаки и стрельцы продолжали
дело дальнейшего покорения Сибири.
В 1829 году построили
маслянинцы молитвенный дом в честь Николы Чудотворца, завели новую
метрическую книгу. По прошествии нескольких лет был возведен храм.
На восстановление
церкви Маслянинской средства доставили купцы, за удивительно короткие
сроки была восстановлена церковь (за полгода). Только лед сошел с Берди,
в Бердь заложены мощные толстоствольные лиственницы. На Николу Вешнего
22 мая 1896 года (день Святого Николая), из этих вымоченных лиственниц в
основание строящегося храма был заложен крест, который освятил
архиепископ Тихон, а уже ровно через полгода 8 декабря прошла первая
служба в храме, а на Николу зимнего 19 декабря, официальное открытие
(день рождения нашего храма).
Барнаульского уезда Николаевской волости в селе Маслянином Храм во имя
Святого и Чудотворца Николая заложен вместо старого в 1896 году по
благословению Преосвященного Макария епископа Томского и Барнаульского
Мая 22 дня, освящен в 1896 году Декабря 8 дня. Построен тщанием прихожан
села Маслянинского. Зданием деревянный на каменном фундаменте о трех
главах с высокою колокольнею, покрыто железом. Кресты на ней обиты
железом, позолочены. Входов три: западный, северный и южный. С запада
притвор, в нем дверь
южная, ведущее в денежное хранилище обито железом, северная, ведущая на
колокольню – простая, западная обито железом, восточная дверь двойная.
На всех их, кроме внутренней западной, ведущая в храм висячие замки
(северная и южная двери двойные, внутренняя столярной работы со стеклом,
внешняя обита снаружи железом с одним висячим замком каждая). Все двери
на крепких железных крючках. В храме три голландских печи с
механическими заслонками и вьюшками. Две печи около заднего входа и одно
в левом от алтаря помещении. В храме восемь больших и шесть малых окон:
два больших окна в алтаре и по два больших в помещениях по бокам алтаря.
Во всех окнах двойные рамы и железные решетки. В храме хоры деревянные
окрашенные масляной краской, с деревянными перилами. Пол храма
окрашен масляной краской – охрой, стены оштукатурены с алебастром и
выбелены известкой, потолок окрашен белой масляной краской. Той же
краской окрашены и внутри двери и окна кругом. Снаружи стены обшиты
тесом, оный окрашен белой краской с голубыми полосами.
Вокруг храма ограда
деревянная, окрашена зеленой краской, столбы – темной.
На расстоянии 21
сажени (1 сажень-2,13 см.) от храма к западу находится пятистенная
сторожка, крытая тесом, в ней русская печь из кирпича и чугунная плита
на комельке.
Размер храма: алтарь
в длину 9 аршин, в ширину – 6 аршин. (1 аршин-71,12 см.)
Средняя часть в длину
– 28 аршин, в ширину – 15 аршин.
Притвор длины – 5
аршин, ширины – 5 ¼ аршин.
Сторожка: размер
первой комнаты 7х5 аршин, второй комнаты – 8х7 аршин. В ней семь окон с
двойными рамами.
В алтаре св. трапеза
высоты 23 вершка, длины – 24 вершка, ширины – 24 вершка. Жертвенник
высоты 22 вершка, длины – 20 вершков, ширины – 16 вершков.
По двум сторонам
алтаря находятся помещения с капитальными стенами, в них ведут простые
двери, окрашенные масляной краской свинцового цвета. Величина помещений:
на левой от алтаря 3 ¾ аршина х 2 аршина 7 вершков, на правой от алтаря
3 ¾ аршина х 2 аршина 7 вершков.
Св. антиминс на
престоле на темно-розовом атласе священнодействован Преосвященным
Исаакием Епископом Томским и Семипалатинским в 1890 году сентября 9,
обернут в шелковый платок голубого цвета. Позднее заменили
другим.(Документы отдела архивной службы администрации Маслянинского
района Ф.1,Оп.1,Д.-58-а,№96)
ВПЕРЕД
НАЗАД
Скала «Собачий камень»
Одно из красивейших
мест Новосибирской области — Салаирский кряж. Это древние, сильно
разрушенные низкие горы, впервые поднявшиеся в складчатой области более
четырехсот миллионов лет назад. Древний палеозойский фундамент здесь
незначительно покрыт осадочными породами, и местами горные речушки прорезают
свои долины, оголяя древние породы, образуя живописные скалистые берега.
Особенно много древних останков в реке Бердь. Одному из них местные жители и
туристы дали название Собачий Камень.
Скала «Собачий
камень» находится на правом берегу реки Бердь недалеко от деревни
Кинтереп, Маслянинского района. Каменистая круча прямо нависает над
водой.
Название «Собачий
камень», вероятно, связано с кочевавшими здесь некогда татарскими скотоводами,
которые могли называть его как «су башка» (су — река, вода,
башка —
то же, что и голова по-русски ), то есть «голова у воды». Русские же могли при
слитном произношении «субашка» понять как «собачка» и окрестить этот лоб, как
«собачий камень».
Местные
жители рассказывают, что на скале той сидела и ждала своего хозяина —
охотника, ушедшего в тайгу, собака. С места, где оставил её хозяин,
не тронулась, а он так и не вернулся. И окаменела она в ожидании. Потому и
назвали то место Собачий камень.
Есть такой каменный
«лоб» и по реке Кинтереп, что ниже того места, где было село Травники и по реке
Суенга, там, где сейчас пруд. Так как же образовались эти «бараньи лбы»? Можно
предположить, что эти, торчащие на поверхности валуны, не что иное, как следы
действия ледников. Вероятно, и близ наших мест в отдаленные времена находились
вершины покрытые ледниками.
Мочигино болото
В 9 километрах от деревни Дресвянка (название деревня получила от реки, на которой стоит: слово «дресва» обозначает «мель на реке»; «мелкий щебень», «крупный песок», «галька») есть уникальное место с нетронутой девственной природой, где не ступала нога человека не из-за того, что это далеко, а из-за того (согласно легенде), что панический ужас наводило это место на людей. Этим болотом пугали непослушных детей. Да и взрослые боялись пройти или проехать рядом с ним. Особенно в ночное время.
Мочигино болото находится на границе с Алтайским краем. Дорога, проходящая рядом, являлась в конце XIX начала XX веков местом проезда заезжих купцов и просто путников из Алтайских земель в сторону Новониколаевска через наши Маслянинские земли. Проследовав долгой дорогой, застигнутый врасплох ночью или непогодой путник видел одиноко стоящую сторожку.
Радовавшиеся такому обстоятельству, заезжали путники на огонек. Гостей с радостью встречал хозяин этой сторожки Максим Федосеевич, к сожалению, фамилия не сохранилась.
С ним жил его немой слуга двухметрового роста и неимоверной силищи.
Ничего не подозревавшие гости оставались на ночлег. А когда те засыпали, Максим Федосеевич со своим слугой убивали гостей, грабили, а чтобы скрыть следы своей разбойничьей деятельности, сбрасывали их в болото, глубина которого достигала больших размеров (двое конных вожжей, связанных вместе с привязанным грузом не могли достать дна).
В наши дни болото почти высохло, на нем растут березки в возрасте 20-50 лет. Следствием того мрачного времени является ров, простиравшийся в диаметре одного километра, вокруг владений Максима Федосеевича.
Дальнейшая судьба этого человека неизвестна, откуда он появился и куда исчез?..