10 причин посетить республику марий эл

Республика Марий Эл на карте

Республика Марий (Мари) Эл – субъект Российской Федерации, расположена в восточной части Европейской части РФ, входит в состав Приволжского ФО и Волго-Вятского экономического района. Республика Марий Эл – государство, входящее в состав Российской Федерации. Образована 4 ноября 1920 года как Марийская Автономная область, с 1992 года – Республика Марий Эл.

Республика занимает площадь 23,38 тыс. кв. км, на её территории проживают 688,7 тыс. человек. Национальный состав – более 10 национальностей, среди которых марийцы составляют 44%, русские – 47%. Город Йошкар-Ола («Красный Город», основан в 1584 году как Царевококшайск) – столица республики, население составляет 260,4 тыс. человек. Другие крупные города республики: Волжск (55 тыс.) и Козьмодемьянск (21 тыс. жителей). Горожан 64%, в сельской местности проживают большинство марийцев, а также велика доля татарского народа.

Республика Марий Эл на карте России

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине, в восточной её части, в среднем течении р. Волга. БОльшая часть территории расположена на левобережье реки. Западная окраина республики находится на заболоченной Марийской низменности, восточная – на гористых Вятских увалах со множеством оврагов, речных долин и балок. На территории республики расположены природоохранные образования — национальный парк «Марий Чодра», несколько особо охраняемых природных территорий и заповедник «Большая Кокшага». Климат в Марий Эл умеренный континентальный, зимы – продолжительны и холодны, с умеренными морозами, лета – жаркие. Осенью влажно и очень ветрено, весной – сухо и прохладно, уровень осадков до 500 мм в год. Леса в Республике Марий Эл занимают более половины территории. Преобладает смешанный тип леса, характерный для подтаёжной зоны – пихта, ель и сосна соседствуют с липами, дубами, берёзами, осинами, клёнами и вязами. Смешанные леса распространены в центральных и западных районах республики. По речным долинам встречаются дубравы с примесью липы. В республике сохранились таёжные леса в национальном парке «Марий Чодра». В республике много лугов, поросших разнотравьем. Не зря Марий Эл называют «синеокой», на её территории расположено более 200 озёр, многие из которых лесные. Крупные и красивые озёра республики – Зрыв (Табашинское), Яльчик, Таир, Нужьяр, Морской глаз, Куликово. Республика Марий Эл очень хорошо обводнена крупными и малыми реками (всего 476), по её землям протекают Волга, Ветлуга, Немда, Лаж, Большая и Малая Кокшага, Толмань, Илеть, Юнга, Сура и их многочисленные притоки. К республике примыкают берега 2 водохранилищ – Куйбышевского и Чебоксарского. Фауна Республики Марий Эл представлена традиционными для этой местности видами: белками обычными и летягами, кротами, ежами, лисицами, лосями, волками, рысями, бурыми медведями, кабанами, бобрами. В лесах и лугах обитают тетерева, глухари, совы, сойки, дятлы, утки, кулики, гуси, ракши, гагары, цапли, погоныши, а также хищные птицы. Полезные ископаемые, добываемые в Республике Марий Эл, нерудные общераспространённые: глины, известняки, пески стекольные и строительные, торф, строительный камень, минеральные воды. В республике хорошо развиты такие отрасли промышленности, как: металлообработка, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая, стекольная, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-целлюлозная. Сельское хозяйство ориентировано на производство зерновых, технических, кормовых и овощных культур (под пашни занято около 40% земель республики). Животноводство занимается выращиванием крупного рогатого скота, птицы, свиней, овец и коз. Республика Марий Эл достаточно хорошо обеспечена многими видами транспорта — есть аэропорт, развита сеть автомобильных и железных дорог, судоходны реки Волга, Сура, Ветлуга, на берегах которых действуют пассажирские и грузовые речные порты. Массовое насильственное «оправославливание» марийского народа в течение ряда столетий не смогло искоренить традиционные языческие верования. До сих пор язычники поклоняются девяти богам и молятся священным деревьям. Марий Эл можно назвать одной большой достопримечательностью России, здесь на каждом шагу уникальные природные и рукотворные памятники – дубы Разина и Пугачёва, самые чистые в мире речки – Вонча и Уба, самый «молодой» Царевококшайский кремль.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

 

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Черемисы народ с другой планеты

Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.

Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых воплощал всё доброе, что будет в мире, а другой – злое. От них и пошёл человеческий род.

Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.

Марийский праздник «Пеледыш пайрем»

Другие достопримечательности города

Местность, где находится Йошкар Ола – во многом уникальна. Если вы впервые в этом замечательном городе, непременно посетите площадь Ноготкова-Оболенского. Это одно из интереснейших мест в древнем городе. Здесь установлен памятник воеводе Царевококшайска (именно так когда-то назывался этот город).

В честь его так и названа площадь. Возле памятника – точная копия столичной Царь-пушки. На этой же площади размещена художественная галерея. Она не такая большая, как в столице, но все же крупнейшая в городе.

А вот в Архангельской слободе находится памятник большому-большому коту, который благородно выгнул спину. А возле сельскохозяйственного министерства республики пасутся крова и теленок. Это – «Ода российской буренке». А в Марийском  университете находится… йошкин кот – излюбленное место отдыха студентов.

Йошкин кот

Район, где находится Йошкар Ола, полон самых неожиданных и необычных мест, достойных того, чтобы их посетить. Чтобы успеть побывать в этом городе, на помощь придут куранты, контролируемые со спутника. Город с нетерпением ждет гостей и готов открыться каждому из них.

Рельеф и природные ресурсы

Территория республики находится на границе лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным разнообразием. Река Волга разделяет территорию республики на две неравные части: большую — левобережную и меньшую — правобережную. Кроме того, река Волга служит естественной границей природных зон республики. Недра республики небогаты минеральными ресурсами: значение имеют только торф, стекольные и силикатные пески, строительный камень, известняки, минеральные источники. Почвы также малоплодородные.

Естественное и единственное богатство республики — ее леса. Леса занимают более половины территории республики — преимущественно на западе и в центральных районах, преобладают ценные хвойные породы — сосна, пихта и ель. Из животных распространены: волк, медведь, кабан, лисица, лось, заяц, бобр, белка, ондатра, горностай, норка, рысь, барсук, хорь. Встречаются в лесах и охотничье-промысловые птицы: глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая и болотная дичь. В лесах 1240 видов различных растений, из них 6 занесены в Красную Книгу, более 200 видов — редкие. Дары леса составляют основу марийской национальной кухни. Охота, пчеловодство, рыболовство — древнейшие промысловые занятия марийцев.

На территории Марий Эл расположено 476 малых рек и ручьев, протяженностью 7 тысяч км, свыше 600 озер площадью водной глади 2,5 тысяч га. Ихтифауна водоемов республики представлена 57 видами, из которых лещ, судак, щука, язь, плотва, густера, чехонь, белоглазка, синец и некоторые другие имеют промысловое значение. На протяжении 155 км по республике протекает река Волга. Реки Илеть, Большая Кокшага, Юшут и Кундыш относятся к наиболее экологически чистым рекам Европы, а озера Яльчик, Кичиер, Морской глаз, Карась являются жемчужинами марийского края.

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

Литература

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.

Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10.

Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.

Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956.

Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.

Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985.

Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994.

Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.

Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Автор – Ф.Ф. Гулова

Культура

Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.

Общая информация

МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища

Климат и погода

Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха

Экономика

ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания

Достопримечательности

Природные

  • Кленовогорские минеральные источники
  • Источники в поселке Красногорском
  • Озеро Морской Глаз
  • Национальный парк Марий Чодра
  • Заповедник Большая Кокшага
  • Заказник Каменная гора
  • Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
  • Озеро Зрыв

Город Йошкар-Ола

  • Национальный музей им. Т. Евсеева
  • Национальная художественная галерея
  • Республиканский музей изобразительных искусств
  • Музей народно-прикладного искусства
  • Музей истории города Йошкар-Олы
  • Площадь Оболенского-Ноготкова
  • Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
  • Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
  • Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
  • Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
  • Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
  • Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)

Культурные

  • Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
  • Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)

Исторические

  • Старинные каменоломни в поселке Горняк
  • Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
  • Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
  • Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
  • Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
  • Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
  • В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.

Посетить городок Остапа Бендера

Ещё одна интересная локация на Волге — городок Козьмодемьянск: считается, что именно он стал прототипом города Васюки из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. По крайней мере, в этом точно уверены все местные жители. Хотя право называться Васюками оспаривает ещё и посёлок Васильсурск в Нижегородской области, который сам по себе гораздо менее интересен. 

Во многом именно благодаря Ильфу и Петрову Козьмодемьянск всегда был едва ли не самым туристическим городом республики, — сюда путешественники приезжали задолго до того, как «облагородили» Йошкар-Олу. На первый взгляд он похож на деревню, правда, очень ухоженную и в любой момент готовую принимать гостей: зелёные улицы, нарядные церкви, низенькие домишки с резными ставнями. 

В городе открыто несколько по-настоящему интересных музеев. Художественно-исторический музей имени Александра Григорьева называют Малой Третьяковкой за богатую (особенно для провинциального городка!) коллекцию: в музейных залах выставлены полотна Айвазовского, Коровина, Кандинского, Левитана, Крамского, Поленова. Музей купеческого быта, расположенный внутри красивого деревянного особняка небесно-голубого цвета, кропотливо воссоздаёт обстановку давно ушедшей эпохи и рассказывает о том, чем занимались жители Козьмодемьянска в прошлые века (кстати, вся мебель и предметы быта подлинные). Самый молодой музей в городе — Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Посвящён он, конечно же, творчеству писателей, прославивших Козьмодемьянск. 

Отдельного внимания заслуживает масштабный Этнографический музей под открытым небом. По сути, это небольшая деревня, в которой воссозданы быт, хозяйство и культура горных марийцев. Постройки деревни (жилые дома, мельница, кузница, баня, амбары) были перенесены сюда в 1983 году из зоны затопления Чебоксарского водохранилища. Кстати, в этом музее можно вести себя как хочется: трогать экспонаты руками, забираться на брёвна, качаться на качелях. Как в обычной деревне, одним словом.

Добраться в Козьмодемьянск из Йошкар-Олы можно на рейсовом автобусе или же с однодневным экскурсионным туром.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

 

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Что посмотреть

Музей сатиры и юмора в Козьмодемьянске

Козьмодемьянск стал прообразом города Васюки — по легенде, как раз здесь основал знаменитый шахматный клуб сын турецкого подданного Остап Бендер. Правда, этот факт оспаривается жителями города Васильсурска, считающие, что в романе «Двенадцать стульев» описан именно их город, расположенный выше по течению.

Одна из главных достопримечательностей Козьмодемьянска — известный на всю страну Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Считается, что именно в этом здании и проводился знаменитый шахматный турнир.

В музее организованы экскурсии, а индивидуальные туристы смогут осмотреть экспозиции самостоятельно. Для тех, кто хочет вспомнить роман, можно посмотреть кадры из фильма «Двенадцать стульев» с Сергеем Юрским в главной роли.

На улице Чернышевского, недалеко от Стрелецкой башни, установили памятник двенадцати стульям, а роман Ильфа и Петрова стал частью жизни жителей города.

Фестиваль «Бендериада»

С 1995 года каждое лето, в разгар туристического сезона, в Козьмодемьянске проводится юмористический фестиваль имени Остапа Бендера — «Бендериада». В это время сюда прибывают многочисленные поклонники произведений Ильфа и Петрова. Город наполнен радостью и весельем, здесь проходят концерты и карнавалы, организуются аукционы и викторины, шахматные турниры и другие мероприятия.

В эти дни по улицам прогуливаются «великие комбинаторы», на каждом из которых — клетчатый пиджак, шарф и капитанская фуражка, а все желающие могут принять участие в сеансе одновременной игры в шахматы и в аукционе по продаже стульев.

Центр горно-марийской культуры

Козьмодемьянск славится своими народными промыслами, среди которых красочная вышивка и искусное лозоплетение. Особенно следует отметить резьбу по дереву: практически каждый деревенский дом украшен красивыми наличниками.

В Козьмодемьянске по улице Советская, дом №8 расположено здание, построенное в начале XX века и признанное за свои наличники самым красивым домом в Поволжье, это Дом мещанина Сурьянинова.

Художественно-исторический музей имени Григорьева

Недалеко от пристани находится бывший особняк купца Пономарева, в котором разместился Художественно-исторический музей имени Григорьева.

Основатель музея Александр Григорьев называл свое детище Малой Третьяковкой. В экспозиции представлены уникальные коллекции фарфора и керамики, а также работы знаменитых художников, среди которых произведения Айвазовского и Левитана, Крамского и Поленова.

Интересна история этой коллекции. Работы известных мастеров живописи экспонировались в Козьмодемьянске в составе передвижной выставки в лихие годы гражданской войны и с тех пор так и остались в городе.

Этнографический музей

Этнографический музей под открытым небом расположен на высоком берегу Волги, с которого открывается великолепный вид на реку и старый город. Музей представлен в виде небольшой деревни, в которой можно познакомиться с бытом и культурой народа мари. Здесь находятся постройки, перенесенные в 1983 году из зоны затопления Чебоксарского водохранилища.

Среди экспонатов — работающая шатровая ветряная мельница, кузница и жилая изба, амбары и бани. Туристы могут ознакомиться с изделиями народных промыслов, среди которых и горномарийская вышивка.

Памятник Акпарсу

В Козьмодемьянске есть и «серьезные» памятники и один из них установлен в честь национального героя марийского народа князя Акпарса, современника Ивана Грозного.

Местные князья всегда были вместе с русским народом в борьбе против Казанского Ханства. Согласно легенде, князь Акпарс, играя на гуслях, незаметно измерил шагами расстояние, на которое необходимо вырыть ров, необходимый для подрыва крепостной стены. Так его хитрость и отвага помогли захватить Казань, а имя князя Акпарса навсегда вошло в историю. В честь героя в городе, рядом с причалом, возведен памятник Апраксу.

Можно отметить, что Козьмодемьянск — это город трех эпох. С одной стороны в нем построены высотные дома, школы и магазины, здесь живут современные люди. Но в городе присутствуют еще две эпохи:

  • Время 20–30-х годов XX века, описанное в увлекательном романе «Двенадцать стульев»
  • Дух XIX века, навеянный тихими старинными улочками и домами с кружевной резьбой.

Козьмодемьянск — это удивительный город, способный очаровать любого туриста. Многие из гостей приезжают сюда вновь и вновь, чтобы полюбоваться видами на Волгу и старинными домиками, побывать на «Бендериаде» и пообщаться с приветливыми жителями города.

Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Устроить тур по колоритным деревням

Деревни, в которых время словно остановилось в прошлом столетии, пожалуй, вообще самое интересное, что есть в Марий Эл. Конечно, идеальный сценарий отпуска — это поехать на автомобиле по самым колоритным поселениям, которые удастся отыскать на Гугл-картах, останавливаться у местных — спать на печи, пить парное молоко и ходить в баньку, слушать пронизанные мистическими деталями сказания, становиться свидетелями обрядов, оставшихся с незапамятных времён.

Особенно повезёт тем, кто попадёт на марийскую свадьбу. Действо это весьма красочное: все гости обязательно приходят в традиционных нарядах — с орнаментальной вышивкой, монисто, красным кушаком или поясным полотенцем. Повезёт, если кто-нибудь притащит деревянный настил: тогда марийцы будут задорно танцевать «марийские топотушки». Ещё в третью субботу июня в Марий Эл отмечают Пеледыш пайрем — «праздник цветов». Это наследие советских времён: торжество было создано на замену традиционным марийским празднованиям, но в итоге прижилось — карнавал и импровизированные выступления проводятся по всей республике до сих пор. 

Если же вам хочется настоящего сельского хардкора, напроситесь уйти с пастухами пасти стадо. Занятие почти на целый день, встать придётся в 5 утра, зато яркие впечатления, ровный загар и память о бескрайних марийских лугах вам обеспечены.

Сегодня многие деревни Марийской республики известны среди туристов. Например, в крохотном селе Визимбирь жители уже давно принимают гостей, — это место зовётся «Марийская Швейцария» из-за впечатляющих видов, густых высоких лесов и миниатюрных домиков на окружающем зелёном полотне. Для многих жителей Визимбиря родным языком является марийский, и между собой они общаются в основном именно на нём. Они стараются сохранять свои традиции: носят национальную одежду, готовят в печи, топят баню, и всё это можно с ними разделить любому приезжему. 

В деревне Алёшкино открыт Музей быта коренных марийцев. Посетить его будет интересно: в России об этой народности мало кому известно. Почему-то принято думать, что марийцы — это почти что татары, обязательно черноволосые и с раскосыми глазами, в то время как этнически жители республики — финно-угры, то есть они куда ближе финнам, эстонцам, карелам, венграм.  Там же, на берегу реки Арда, кстати, находится неплохой туристический комплекс «Раздолье», оформленный с марийским колоритом, с фермой, деревенской кухней и сауной. 

В посёлке Сернур (он известен главным образом тем, что здесь в детстве жил поэт Николай Заболоцкий) находится достаточно известный в республике сыродельный завод. Несколько лет назад на предприятии произошёл ребрендинг, после чего помимо рядового «Российского» сыра здесь начали производить и «заграничные» сорта: камамбер, грюйер, рикотту, халумис, моцареллу, буррату, брынзу, причём не только из коровьего, но и из овечьего и козьего молока. По вкусу сернурские сыры практически не уступают «санкционке», занимая призовые места на международных конкурсах. В Йошкар-Оле есть фирменный магазин Сернурского завода, но ведь куда интереснее воочию увидеть производство.

Деревня Сардаял, в принципе, мало изменилась с советских времён: здесь и сегодня мало у кого есть интернет и спутниковое телевидение, на окнах не увидеть пластиковых стеклопакетов, почти у всех жителей есть огороды, куры, коровы и свиньи. Однако сардаялцы всегда рады гостям и стараются активно развивать туризм в своей деревне, ведь для многих городских жителей село — это настоящая экзотика, а для некоторых — тёплые воспоминания о поездках к бабушке на лето. Пару лет назад в Сардаяле впервые провели фестиваль «Кружок» — с рейвом в полях, концертом в школьном спортзале, ужином у костра и трансфером на грузовиках. Сегодня местные проводят летние лагеря выходного дня, разрабатывают интересные маршруты по Сардаялу и окрестностям и составляют списки вроде «Топ вещей, которые нужно сделать в Сардаяле», куда входят пункты «проснуться на сенокосе под пение петухов», «выгулять овец и не растерять их», «собрать синей глины с оврагов» и «попариться в деревенской баньке».

В марийской глубинке вы всегда можете поддержать местного производителя и купить предметы народного промысла: прекрасную марийскую вышивку — красный или чёрный орнамент по белой ткани со скрытыми языческими символами, изделия из бересты, валенки, картины из шерсти или изделия из морёного дуба.  

Столица

Столица Республики Марий-Эл, город Йошкар-Ола, имеет богатую историю. Первоначальное его название — Царевококшайск (Царев град на Кокшаге-реке). Он был основан в конце 16 века и изначально представлял собой военную крепость. После здесь начали селиться ремесленники и крестьяне, основным занятием которых становится земледелие. До 18 века город по преимуществу был военным, пока в нем не начали открывать промышленные предприятия. Ориентация поселения полностью изменилась. Тогда же основным развлечением для жителей стала Александро-Елизаветинская ярмарка, и Йошкар-Ола становится одним из купеческих центров республики. Базарная площадь и сейчас есть в Йошкар-Оле, она выполняет функцию исторического центра города.

В настоящее время в городе хорошо развита инфраструктура. Йошкар-Ола является не только политическим центром, но и культурным. К тому же, это один из старейших и красивейших городов Поволжья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector