История летнего сада в санкт-петербурге

Флора

Летний Сад не большой и не маленький. Он расположен почти на 12 гектарах земли (размер 620 на 230 метров). Лежит между самыми известными артериями Санкт-Петербурга: Невским проспектом, набережной рек Мойка и Фонтанка, а также Лебяжьим каналом. Поэтому саженцы удобно было завозить с любой стороны. Первым делом (после осушения земли 1704 года) здесь приживались дубы (одному из них уже 296 лет!), клены (патриарху 200 лет) и разные фруктовые деревья (были выкорчеваны во времена реконструкции 2012 года). В большевистскую эпоху были добавлены тополя, вязы и голубые ели (ну обожали их коммунисты!). С 2012 года Летний Сад постепенно становился домом для других кленов, шпалерных лип (13 000 штук!), 104 представителей ценных пород. А также лещины (с орешками), новых голубых елей, кустов барбариса, калины, бузины и смородины (за ними строго следят садовники – они тоже «декор»). Всего новых кустов 4 000. Взамен погибшего «брежневкого» клумбы пополнило свежее поколение цветов. Фруктовые аллеи восстанавливать не стали – для них тут мало света.

  В петровские времена Сад был наполнен «малыми братьями» – имелся Птичник, где помимо безобидных представителей летающих животных и павлинов отдельно содержались еще и всяческие орлы. Пруды под фонтанами были наполнены лебедями. Но это воспоминания.          

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

Рождение Летнего сада

Шесть лет потребовалось первому устроителю парка Угрюмову Ивану Матвеевичу, чтобы воплотить замысел Петра Великого. За этот период, с 1704 по 1706 годы была осуществлена изначальная планировка, проведено осушение болотистой местности, укреплены почвы, оформлена парковая зона, высажены летние сорта цветов.

С 1709 года, уже после смерти Угрюмова, началось активное освоение территории. Построены фонтаны и Летний дворец. Это было место для увеселительных прогулок знати, попасть на балы, фейерверки и ассамблеи могли лишь лица по персональному приглашению Петра I.

Все идеи Петра Великого оказали большое значение на последующий облик города и общую городскую культуру благодаря необыкновенному синтезу утилитаризма и аристократизма, отличающих все его начинания. Это можно наблюдать и в истории становления Летнего сада.

Не только развлечения для знати было петровской идеей создания сада. Петр I пытался повлиять на приобщение к общеевропейской культуре представителей знати. Для этой цели был создан, например, Лабиринт Эзоповых басен. Позже он стал жертвой стихии, наводнений в 1777 и в 1824 годах, которые фактически уничтожили большую часть парковой культуры.

Как свидетельство замысла Петра I, в саду в XIX веке будет установлена бронзовая скульптура Ивана Андреевича Крылова, первая из посвященных русским литераторам от поклонников таланта. Она логично заменила скульптуру Эзопа, воплощая собой идею заботы о развитии культуры соотечественников.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова),   обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. 

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России  и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. 

Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом,  отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову  — настоящее произведение искусства

История создания Летнего сада

Чтобы лично следить за всеми этапами возведения Летнего сада в 1704 году Петр Первый приказал выстроить себе рядом со стройкой небольшой домик в качестве летней резиденции. Первыми этапами строительства руководил мастер Угрюмов. Концепцию парка создал сам Петр. Она включала в себя прямые аллеи и четкие линии. Деревья в процессе строительства высаживали и зимой, и летом. На место стройки завозили очень много земли.

Нева, Фонтанка и Мойка – это природные границы парка. Архитектор Трезини тоже участвовал в создании первой площадки сада. Всего крупных строительных площадок на территории парка было 4.

Полтора века сад считался только царской резиденцией. Туда с разрешения царя могли приходить члены царской семьи и свиты. Некоторое время парк засаживался однолетниками. От данного вида растений сад и получил свое название.

Отдельной достопримечательностью парка можно посчитать его ограждение. Первые витиеватые решетки установили в 1771 году. Этот проект разрабатывали Фельтен и Егоров. Уникальное ограждение кроме стальных прутьев оснащено гранитными колоннами, вазами и памятными досками.

До наводнения в 1777 году в Летнем саду можно было насчитать около 50 фонтанов. Сегодня их значительно меньше. Другой жемчужиной при Петре в саду была статуя Венеры. Сам Петр приобрел скульптуру за границей. Теперь ее можно лицезреть в Эрмитаже.

История, эпохи, времена…

По велению Петра Алексеевича парк был заложен на острове Усадица как летняя резиденция. На этом месте ранее располагалось имение шведа Конау, поэтому территория была обжитой.

Однолетние растения («летники»), которыми по началу засаживали летний сад Петра, легли в основу его названия.

Место, на котором возводился сад, имело избыточно влажную почву. Ее осушению и укреплению способствовали созданные вокруг парка водоемы. Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева, Мойка словно «обнимают» садовое творение со всех сторон.

Строитель сада — Угрюмов Иван Матвеевич. Работу по созданию парка Летний сад он начал в 1704 году. Угрюмов занимался планировкой и мелиорацией. После его смерти работу по строительству продолжил А.В. Кикин.

С 1709 года летний сад имеет четкую структуру границ, аллей и троп. Деревья в нем подстригаются, как в Европе. Вокруг пестрят цветы, выстроен пока еще деревянный Летний дворец. Парк принимает первые балы.

После 1710 года он делится на первый и второй летние сады. В нем появляются Люстгаузы, Зеленые кабинеты, Людские покои, Большая оранжерея… Летний сад наполняется партерами, фонтанами, скульптурами и другими интересными архитектурными творениями, выполненными в соответствии с европейской модой.

С 1776 года сад начинают огораживать решеткой со стороны реки Невы. После сильного наводнения в 1777 года парк был практически уничтожен. Но восстановительные работы прошли довольно быстро и летний сад снова встречал гостей.

Царь, конечно, ограничивал доступ в свою летнюю резиденцию, сюда попадали только избранные и по приглашению. Нам же повезло больше, вход в летний сад был свободным. К платным услугам относятся здесь только аудиогид и экскурсии.

Сейчас в Летнем саду восстановлен его былой вид и максимально приближен к исторической эпохе Петра I. Жаль, что нам не удалось попасть в Летний домик Петра, так как летом 2015 года он был на реставрации.

Летний сад относится к Русскому музею, в котором хранятся оригиналы многих скульптур и статуй.

Скульптура и фонтаны

Важными декоративными элементами сада являются статуи и фонтаны.

— Как и остальные садовые статуи, скульптура «Минерва» неоднократно реставрировалась. Только на протяжении XX столетия реставраторы работали с ней шесть раз. Каррарский мрамор, из которого она изготовлена, разрушался по естественным причинам: скульптуре уже несколько столетий и почти все это время она провела под открытым небом. Но не только время и погодные условия оказали на статую разрушительное воздействие: к сожалению, нельзя не упомянуть здесь и о роли вандалов, регулярно причиняющих ущерб садовым скульптурам. Так, в начале XXI века был совершен очередной акт вандализма: «Минерва» лишилась копья, при этом была повреждена ее рука. Статуя была отреставрирована, но после этого ее не вернули на прежнее место, а заменили тщательно сделанной копией. Оригинал же находится в Михайловском замке.

— К скульптуре под названием «Юность» судьба оказалась гораздо более благосклонной: за три столетия она практически не была повреждена. Впрочем, в XX веке ее все же семь раз отправляли на реставрацию (хотя серьезных реставрационных работ не требовалось). Но начало XXI столетия оказалось для статуи роковым: во время ураганного ветра на нее рухнул ствол большого дерева, в результате чего обе ее руки оказались очень сильно повреждены. Возникла необходимость в серьезной реставрации. После окончания работ статуя была возвращена на место. Спустя несколько лет ее все же заменили на копию, а оригинал поместили в Михайловский замок.

— В XXI веке был воссоздан фонтан под названием «Царицын». Он стал одним из восьми водометов, восстановленных несколько лет назад. При их воссоздании использовались данные археологических изысканий. Известно, что в XVIII столетии водомет находился на главной аллее. Он был назван в честь второй супруги первого российского императора. Возле этого фонтана она любила встречать гостей.

— Фонтан, украшенный двуглавыми орлами, был назван «Гербовым». Известно, что в 20-е годы XVIII века его украсили еще и «заморские раковины». В настоящее время фонтан воссоздан.

«Пирамида» — это название фонтана XVIII столетия, сохраненное историческими документами, было получено им за его форму. Согласно вышеупомянутым документам, когда-то этот фонтан был квадратным, но его форма была изменена по указу императрицы. Фонтан не сохранился до наших дней, но в ходе реставрационных работ в начале XXI столетия был восстановлен в первоначальном виде.

— Многоструйный фонтан под названием «Коронный» был, по воспоминаниям современников, едва ли не самым красивым из всех фонтанов знаменитого сада. Его многочисленные струи образовывали подобие короны, благодаря чему он и получил свое название. Сегодня посетители сада могут полюбоваться этим фонтаном, воссозданным несколько лет назад.

— Нельзя не рассказать и о «Лакосте» — фонтане, названном в честь придворного шута. Известно, что этот садовый объект являлся своего рода дополнением к другому фонтану, посвященному маленькой собачке императрицы. Хотя археологические раскопки позволили точно определить место, где находился «фонтан шута», этот объект все же не стали восстанавливать. Было решено его музеефицировать. Иными словами, несколько его фрагментов и водоотводы в настоящее время накрывает большой стеклянный купол, сквозь который их можно подробно рассмотреть.

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Фестивали

  • В мае в Ночь музеев на территории парка проводятся тематические экскурсии. Традиционным мероприятием является запуск фонтанов под музыкальное сопровождение.
  • В 20-х числах июня в Летнем саду проходит Фестиваль Цветочная Ассамблея, в рамках которого организуются музыкальные и театрализованные представления, а также мастер-классы флористов.
  • Ко Дню Знаний в парке проводятся развлекательные образовательные программы для школьников. Посетители в игровой форме знакомятся с историей и культурой Северной столицы. В организации праздника принимают участие сотрудники 25 музеев Петербурга.
  • Осенью в саду проходит Праздник урожая. Дачники учатся создавать букеты из овощей, делятся рецептами любимых заготовок, посещают экскурсии ботанического сада.

steepberry

elenasev777

maknovik

deti_tur

purigka

plum969

m_sveta_knitting

simakova.natali

transistozavr

russ_tur_spb

Реконструкция сада: городские споры

Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.

Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.

Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.

Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.

Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.

В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.

Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.

Какая гора называется в стихотворении Шат-горой?

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Спор» ведут диалог Казбек и Шат-гора. Казбек утверждает, что они, горы, настолько велики и могучи, что весь мир им нипочём. Шат-гора убеждала соседа, что даже и они, горы, не всемогущи и им есть чего и кого бояться. В переводе на русский Шат-гора — «гора с ложбиной». Какая гора называется в стихотворении Шат-горой?

Таранцова Анна

Качканар

Аюдаг

Эльбрус

Белуха

Во время Генерального межевания, проводившегося в нашей стране на рубеже XVIII–XIX веков, собирали информацию о текущих границах земельных участков и утверждали планы застройки городов. Некоторые объекты можно увидеть и на современных картах. Изначально этот город основали как один из пунктов производства чугуна и выплавки железа в регионе. Железоделательный завод и небольшое водохранилище при нём, дававшее энергию механизмам, и сейчас видны в облике города, который в настоящее время является одним из крупнейших промышленных центров, а также известен как столица стрит-арта. С 1924 по 1991 год он носил имя видного партийного деятеля, большевика, соратника Ленина.

Как преображался Летний сад?

Летний сад не единожды перестраивался и дополнялся. В 1712 году он пополнился Летним дворцом и несколькими фонтанами. Не обошли его и наводнения. Постепенно из царской вотчины сад превращался в место для прогулок петербуржцев. При Екатерине Великой была возведена великолепная ограда, без которой облик Летнего сада просто немыслим. Авторство в ее создании принадлежит Ю. М. Фельтену при участии Ивана Фока, Петра Егорова и Даниила Вунша. Жители северной столицы впервые увидели её в далёком 1784 году.

В 1839 году на видном месте была установлена гранитная ваза – дар императору Николаю I от шведского монарха Карла XV. Творение мастеров Эльфдаленской мануфактуры простояло почти 180 лет, пока в 2008 году ваза не дала трещину. Петербургским реставраторам понадобилось всего три дня, чтобы залечить рану, нанесенную временем.

А с мая 1855 года в Летнем саду обрел свое пристанище памятник великому И. А. Крылову, великому сочинителю басен. Автором стал не менее великий петербургский скульптор П. К. Клодт. Не миновали сад и трагические события. Спустя 11 лет в апреле 1866 года здесь произошло покушение на Александра II, который чудом остался жив. Памятью об этом события стала часовня, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней.

В наше время, чуть более десяти лет назад, Летний сад, домик Петра и Летний дворец были переданы в ведение Русского музея. С 2009 по 2012 год сад подвергся основательной реконструкции, которая вызвала неоднозначную реакцию особенно среди коренных горожан. И сегодня он остается одним из красивейших мест Санкт-Петербурга.

Вот на этой позитивной ноте мы и закончим наше повествование. Мы надеемся, что данный материал был вам полезен и вы много из него подчерпнули про Летний сад в Санкт-Петербурге что это и как он создавался на протяжении веков.

Далее оставаясь на нашем сайте, вы можете узнать историю удивительного и сказочного мест Санкт-Петербурга, которое называется Царское Село.

Spread the love

В Летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector