Пoсле оккупации. как живут краматорск и славянск, которые в 2014 оказались под властью боевиков
Содержание:
- Квартира на миллион
- “Из культурных мероприятий у нас — день города”
- История
- Футбольный клуб ФК Краматорск 2021/2022
- Текущие результаты игрового сезона 2021/2022
- ФК Краматорск — матчи
- Возраст счастья
- Не долина бедных
- Кто в доме живет (и нет)
- Новости Футбола
- Воспитание «иждивенцев»
- Свой дом
- “Краматорск стал столицей слишком неожиданно”
- Шрамы Краматорска
- Фабрика-музей ретро-автомобилей «Самоходъ» имени Жемова
- Ссылки [ править ]
- Последние матчи команды
- У многих складывается впечатление, что в городе нет души
- Краткое описание
Квартира на миллион
Общая сумма реконструкции составила 31 млн гривен. Европейский инвестиционный банк выделил 20,5 млн, еще по 5 млн из государственного и областного бюджетов, 1,6 млн – из местного. Часть ушла на благоустройство территории.
А за 20 млн Европейского инвестиционного банка можно было бы обеспечить аналогичным жильем на вторичном рынке в три раза больше семей (если брать среднюю цену на квартиру такого плана).
Договор на 24 миллиона для реконструкции под общежитие заключили в августе 2018 года и должны были закончить в августе 2020-го. Реально же объект открыли почти через 1,5 года после срока с внесениями изменений в договор.
“Из культурных мероприятий у нас — день города”
В городе ежегодно смертность превышает рождаемость больше, чем в два раза. Не мудрено, что популярностью там пользуется Партия пенсионеров, реклама которой обильно развешана по всему городу. “За внуков, за детей, за нас”, — большим шрифтом написано возле одного из офисов силы в самом центре города.
Как и в других регионах страны, молодежь Краматорска, у которой есть возможность выехать из города, пользуются ею и уезжают в города-миллионники — в основном, в Киев, Днепр или Харьков. В городе есть несколько высших учебных заведений, в том числе и вузы-“переселенцы” из Донецка.
“Несколько лет назад мы делали опрос в двух вузах Краматорска — в машиностроительном и Национальной академии строительства и архитектуры. Мы охватили этим исследованием больше 200 студентов. Один из вопросов у нас был о том, планируют ли студенты дальше жить в городе или хотят уезжать. Так вот больше 60% опрошенных тогда сказали, что хотят переехать”, — рассказывает Менендес и добавляет, что из города уезжают в том числе и молодые активисты, которые долгое время состояли в благотворительных и гуманитарных организациях города.
Впрочем, подростки и молодежь, с которыми я говорила на улицах города отмечали, что по сравнению с довоенными временами, город стал более “занимательным”. “Я вообще на скейте “катаю”. У нас построили в городе пару лет назад скейт-парк в парке Пушкина. Ребята чем-то заняты. Не то, чтобы он очень крутой или прогрессивный, но нам нравится”, — рассказывает мне длинноволосый юноша в широких, приспущенных штанах, будто из американских 90-х.
Он говорит, что в городе есть молодежные организации и несколько культурных пространств для школьников и студентов, но не все туда спешат идти — чаще проводят время за компьютером или во дворах. Отдельно парень отмечает о проблеме наркомании в Краматорске — говорит, что у него “на районе” многие “балуются”, однако добавляет, что “такое, наверное, по всей Украине есть”.
Большие культурные мероприятия, говорит он, проходят не часто. “Недавно на День города привозили Олю Полякову и Монатика. Я не ходил, но мои одноклассники были”, — рассказывает парень.
В городе есть и школьники, которые живут более активной социальной жизнью. Например, десятиклассник Егор Попович год назад разработал мобильное приложение-квест по арт-объектам и атмосферным местам Краматорска. В свои 14 лет парень собрал команду энтузиастов, которые вместе с ним склепали приложение с нуля. За год Егор получил уже какую-никакую популярность в городе, однако оставаться не хочет — планирует учиться в Киеве, поэтому сейчас активно занимается и готовится к ВНО.
Егор Попович — школьник, который сделал приложение с туристической картой города
“Я позвал своего друга, мы вместе сели на велосипеды и поехали по городу искать какие-то точки, чтобы потом внести в карту. Это были и музеи, и парки, и несколько исторических важных точек, и муралы, которых в городе стало много в последнее время. В итоге получилось 22 или 23 объекта. Сейчас осталось 19 — некоторые достопримечательности исчезли”, — бодро рассказывает мне парень. По его словам, в августе этого года власти убрали его любимую точку — арт-объект, сделанный из контейнеров с граффити-рисунками в парке Юбилейный.
“Это была красивая, молодежная точка, мне лично очень она нравилась. Сейчас ее снесли, а сами контейнеры отдали зоозащитному благотворительному фонду”, — говорит Егор. Позже местные рассказывали, что арт-объект назывался “Культурная независимость”, а снесли его потому, что недалеко от него устанавливали самый большой на Донбассе флагшток.
«Культурная независисмость» с изображениями известных произведений мировых художников, в том числе, Да Винчи и Матисса. Фото: Артем Гетьман/kramatorskpost
“Такое было искусство, молодежное, неоднозначное, я бы сказала. Стояло тут, — показывает пальцем в сторону немолодая женщина, гуляющая со шпицем в парке недалеко от флагштока, — Кому-то нравилось, кому-то нет. Но оно не очень сочеталось с этой вот помпезностью, с флагом. Вот и снесли”.
История
Також читайте українською: ФК Краматорськ Предыдущие названия:
1955 — 1992 «Авангард»
1992 — 1995 «Донбаскрафт»
1995 — 1998 «Авангард»
1998 — 1999 «ВВС»
С 2000 «Авангард»
Периодически команда участвовала в Чемпионате и Кубке СССР. В сезоне-1998/99 выступала во второй лиге под названием «ВВС». В 2010-м началось возрождение клуба . Были привлечены футболисты, до этого выступавшие за «Металлург» (З), «Кривбасс», «Ильичевец», «Шахтер-3». В том же году краматорчане стали чемпионами области, а уже в следующем сезоне взяли старт во второй лиге.
По окончании сезона-2013/14 из-за военного конфликта на востоке Украины клуб был вынужден временно приостановить свои выступления.
Достижения:
В Чемпионате — 7 место в первой лиге в сезоне 2012/13
В Кубке — 1/8 финала в сезоне 2012/13 и 2013/14
Известные игроки: Анатолий Коньков, Евгений Бредун, Яков Крипак, Михаил Соколовский
Футбольный клуб ФК Краматорск 2021/2022
Футбольный клуб ФК Краматорск (Украина), был основан в 1955 году.В текущий момент главным тренером клуба является Алексей Городов. Владелец ФК ФК Краматорск: Максим Ефимов. Домашний стадион: Стадион: «Авангард»
Текущие результаты игрового сезона 2021/2022
В нынешнем сезоне ФК ФК Краматорск принимает участие в таких футбольных турнирах и чемпионатах:
Первая лига Украины — ФК сыграл 18 матчей. Из которых выиграно — 7, ничьих — 1 и поражений 10. В данный момент футбольная команда имеет на своем счету 22 турнирных баллов, и стоит на 12 месте турнирной таблицы.
ФК Краматорск — матчи
Последний матч команда ФК Краматорск, в рамках турнира — Первая лига Украины, сыграла матч с футбольным клубом Альянс, завершив игру со счетом 0-2, с победой — Альянс.
Следующий матч фк проведет в рамках турнира: Первая лига Украины, 2022-03-19 , где ФК Краматорск встретится с фк ФК Ужгород и отыграют 21-й тур тур чемпионата.
Общие данные за сезон 2021/2022 команды ФК Краматорск
За текущий сезон футбольный клуб ФК Краматорск всего сыграла в общей сложности матчей — 19, результатом которых стало: — Выигранных матчей: 7; — Количество ничьих: 1; — Поражений: 11.
В данный момент больше всего голов в ворота противников забили: — Руслан Зубков (8) — забито голов: 3; — Вадим Витенчук (6) — забито голов: 3;
По результатам сезона, больше всего результативных пасов сделали: — Александр Сухаров (43) — пасов: 1; — Арсентий Дорошенко (30) — пасов: 1; — Марат Даудов (7) — пасов: 1; — Денис Ндукве (45) — пасов: 1; — Алексей Геловани (98) — пасов: 1; — Евгений Трояновский (10) — пасов: 1; — Павел Похитайло (77) — пасов: 1; — Максим Ермоленко (9) — пасов: 1;
Возраст счастья
Пожилым людям сложнее отказаться от привычных стереотипов, переосмыслить произошедшее на Донбассе и признать участие в этом России, которая для большинства ассоциируется не с независимым государством по соседству, а все с тем же Советским Союзом и, соответственно, с молодостью и стабильностью. Об этом мы говорим с 57-летней Натальей Бондаренко, которая пару лет назад основала в Славянске организацию «Вік щастя» для людей в возрасте 50+.
Возрождение «Катюши». Детский сад полностью восстановили после обстрелов 2014 года
С активисткой мы встречаемся перед Славянским горсоветом, рядом с пустующим постаментом, где до июня 2015 года стоял памятник Ленину. Просторная площадь залита солнечным светом, несмотря на рабочий день, здесь людно: кажется, что первое весеннее тепло всех заставило выйти на улицу. Сложно поверить, что пять лет назад город словно вымер. Не выехавшие из Славянска люди в центр выходили лишь по крайней необходимости, любая вылазка могла стать последней. При этом даже тогда здесь продолжали функционировать заводы: рабочих не отпускали в отпуск, а пропускавших смены увольняли.
— Сама я сразу отсюда уехала, — признается Наталья. — Даже машину бросила, боялась, что ее заберут где-то на выезде. Оставаться в городе было бессмысленно и опасно.
Бондаренко родом из Харькова, но давно перебралась на Донбасс. Основала туристическую компанию в соседнем Святогорске, а квартиру купила в Славянске. Говорит, что до войны у нее был успешный бизнес, боевые действия все изменили. Однако уезжать из полюбившегося края Наталья не захотела, решила остаться здесь, но полностью сменить сферу деятельности. Так и появился «Вік щастя». Сегодня у нее более ста подопечных, которых она учит тому, что после 50 жизнь не заканчивается, что они могут и дальше жить полноценно и насыщенно.
— У нас есть курсы компьютерной грамотности, наши женщины занимаются танцами, играют в боулинг, мы ходим в походы, — перечисляет Наталья. Понемногу она пытается отучить их и от хронической ностальгии по Советскому Союзу.
— Я объясняю им, что всегда надо смотреть в будущее, а не в прошлое, надо строить планы и мечтать. Тогда и этой тоски по СССР не будет. И да, потихонечку получается их менять, — уверенно говорит Бондаренко.
Тем же вечером я встречаюсь с активными участницами возрастного клуба, которые как раз выходят из танцевального зала после очередной тренировки. 60–70-летние женщины смеются и громко переговариваются, обсуждая планы. Расспрашиваю их о том, как изменился Славянск за последние годы.
Новое имя. После сноса памятника Ленину главная площадь Славянска стала Соборной
— Ну, уделяется внимание дорогам — их стали ремонтировать. Школу еще хорошую сделали
Но вообще город как был болотом, так и остался! — наперебой трещат пенсионерки.
— А знаете, что поменялось? — хитро улыбается одна из них. — Это мы! После того как стали ходить в клуб и заниматься спортом, изучать компьютер, мы кардинально поменялись. Ведь лично у нас сейчас совершенно новая жизнь.
Не долина бедных
«Абая, 4 Общага для переселенцев» – сразу выдает приложение такси, когда вбиваю нужный адрес. Из центра Краматорска сюда 6 километров и 15 минут езды. На карте видно, что за поселком начинается зеленая зона – региональный ландшафтный парк «Краматорский», а в окне машины – только частный сектор, старый поселковый совет и желтое пятно – отремонтированный детский сад. Спрашиваю у таксиста, хороший ли это район.
«Ну, как сказать! Это край географии, — говорит Александр. – Там – «долина бедных», пара улиц на краю поселка, там очень богатые дома. А тут – обычный частный сектор, сад, школа. Больше и ничего».
Меня высаживают еще в нескольких кварталах от центра поселка, возле общежития, которое будут сейчас открывать. Раньше здесь была школа, ее закрыли почти 20 лет назад. Возле песочного цвета двухэтажного здания выложена плитка, по обе стороны – детская и спортивная площадки. Вокруг – забор из сетки.
«Я, наверное, дольше всех знаю этот объект. Когда я раньше здесь проводил встречи, это было место для бездомных собак и наркоманов. Большинство жителей этого микрорайона просили изменить его судьбу», — скажет чуть позже нардеп Максим Ефимов, который тоже приложил руку к открытию этого объекта (об этом вспомним ниже).
За общежитием больше нет домов, только меловые склоны ландшафтного парка. И правда, край географии. Это стало одной из причин, почему многие отказывались от жилья здесь.
«Мы перебрали почти всю квартирную очередь. Отказывались. Кто-то не хочет детей переводить из школ или детсадов. Кого-то не устраивает месторасположение – людям преклонного возраста сюда сложно добираться, нет достаточно аптек, банкоматов, магазинов», — объясняет мне и коллегам заведующая сектором реформирования жилого фонда Управления ЖКХ Краматорского горсовета Наталья Стоцкая.
Кто в доме живет (и нет)
Елена Дудник, выехала из Донецка в 2014-м:
Татьяна Середенкова, переселенка из Нью-Йорка: Мы из Новгородского – сейчас Нью-Йорк. С мужем Андреем выехали в разгар боевых действий в Днепропетровск, где и получили статус переселенцев. А потом переехали в Краматорск. Здесь мы жили у знакомых временно. Мы рассматривали аренду – она бы нам обходилась минимум в 2500 гривен за однокомнатную квартиру. Я сейчас в декрете, нашему сыну Павлу еще нет трех лет. Поэтому для нас это значительная сумма. Условия тут нас устраивают, единственно, сам поселок далековато от Краматорска. Еще не смотрела, где магазины тут рядом. А условия по жилью для нас – супер. Все нравится. Еще и природа такая красивая. Когда заселяться можно будет, мы еще не знаем. Нам сказали, что сегодня включили отопление – значит на днях уже сможем перевезти вещи. Мы ассматриваем для себя это жилье не как временное, а как постоянное, и планируем тут жить.
Тамара Прозукина, пенсионерка-переселенка:
Я очень обрадовалась, когда мне предложили такую квартиру. Сегодня я пришла в сюда с кошкой Русей – чтобы по обычаю пустить ее первой в новый дом. Условия для меня нормальные, не нужно будет тратиться на съем жилья.
Сергей, переселенец из Донецка, рассказал Свои на условиях анонимности, почему отказался от жилья:
Нашей семье предлагали эту квартиру, мы приехали, посмотрели — и отказались. Внутренняя отделка очень плохая – материалы самые дешевые. Не верится, что на каждую из «однушек» на 40 квадратов потратили по полтора миллиона в итоге. Планировка в квартире, которую нам показывали, была ужасная. Кровать стояла в какой-то нише и к ней невозможно было бы подойти. Понятно, что помещение переоборудовали из школьных классов и «нарезали» эти квартиры, но жить здесь будет неуютно. Счетчики на воду общие (пользуешься – не пользуешься, придется платить). Придется платить за отопление и больших коридоров, хоть и своя котельная. Район здесь вроде экологичный, но далеко от города.
Новости Футбола
-
18:28
ГерманияБундеслига. Покер Шика Гройтеру и разгром волков в Майнце
-
18:17
ИталияМоуриньо встречается с бывшей командой. Текстовая трансляция матча Рома — Интер
-
18:16
ИспанияПлюс один в лазарете Барселоны. Гави получил серьезную травму в матче против Бетиса
-
18:11
АнглияМойес: Честно говоря, я не думаю, что мы играли так уж хорошо с Челси
-
17:55
ФутзалУраган проводит последний матч Элит-раунда Лиги чемпионов. Текстовая трансляция
-
17:54
ИталияСерия А. Милан разобрался с еще одним аутсайдером
-
17:49
Премьер-лигаЭксперт: В судействе Монзуль чувствовалась нервозность, но это уже можно назвать ее стилем
-
17:46
Премьер-лигаНовый рекорд УПЛ. Ризнык отбил пятый пенальти подряд
-
17:33
Премьер-лигаВербич: Даже если в ЛЧ мы потеряли шансы, нужно играть ради престижа Динамо
-
17:29
Премьер-лигаВирт: Мы подарили Динамо два гола во втором тайме
Воспитание «иждивенцев»
Пять лет назад подконтрольные Украине города Донецкой области превратились в центры притяжения для международных гуманитарно-правовых фондов. Обильно хлынувшие сюда грантовые деньги привели к хаотичному размножению местных инициатив. Сейчас только в Краматорске зарегистрировано порядка 600 организаций, из которых реально работает меньше полусотни. Неудивительно, что общественная деятельность здесь стала ассоциироваться с грантоедством.
— Дошло до того, что международники уже с трудом находят участников для своих тренингов, настолько люди избалованы этим вниманием, — объясняет коммуникационный координатор «Активной громады Краматорска» Игорь Бутов. Сам он похож скорее не на гражданского деятеля, а на работягу с завода: небритый, с впавшими щеками и натянутой на уши шапкой
В отличие от многих коллег, он не склонен идеализировать общественные организации.
— Сейчас общественники в большей своей массе, к сожалению, просто зарабатывают деньги на грантах, — говорит Игорь. — А я считаю, что при внешней подпитке не может быть настоящей гражданской активности. Конечно, определенный выхлоп от этих инициатив есть, но в основном это бестолковая трата чужих денег.
День освобождения. Краматорские патриоты День освобождения считают главным городским праздником
Другой местный активист, попросивший не называть его имя, считает, что такое отношение к деятельности общественных организаций сложилось из-за того, что они в основном направлены на долгосрочную перспективу и не предполагают мгновенного результата. Международные фонды готовы вкладывать деньги в образовательные тренинги, на которых громаду учат отстаивать свои права, публично высказываться по тем или иным вопросам, разбираться в деятельности органов власти и в их зоне ответственности. Однако население пока не видит конкретных результатов таких программ. В идеале их надо разбавлять более прикладными проектами, считает собеседник Фокуса.
Впрочем, в «иждивенчестве» на Донбассе обвиняют не только общественников, но порой и переселенцев. По крайней мере детский психолог Наталья Борщевицкая уверена, что эта категория людей иногда пытается использовать свой статус не совсем справедливо.
— Я бы вообще понятие «переселенец» убрала, прекратила бы все льготы. Мне кажется, что те, кто ходят и просят о какой-то помощи на основании того, что они уехали из Донецка, — это бессовестные попрошайки! — молодая женщина произносит это с заметным раздражением. Сама Наталья тоже переселенка. Вместе с двумя маленькими сыновьями она выехала из Донецка сразу после того, как в мае 2014 года в областном центре захватили аэропорт. Обустроившись в Краматорске, она затребовала свои бумаги с прежнего места работы, но трудовая книжка пришла с печатью «ДНР». По украинским законам такой документ считается испорченным, и женщине понадобилось время, чтобы утрясти этот вопрос.
Свой дом
Все жилье предназначено для временного проживания и остается в коммунальной собственности. Поэтому коробит фраза в анонсе о «собственном жилье», которое якобы получат переселенцы здесь. Это, конечно, не общежитие в классическом понимании — здесь у каждого свой санузел и кухня, но общее впечатление из-за длинных коридоров остается.
Теперь здесь поселят 55 переселенцев, которым этот вариант социального жилья подошел
На открытии акцентируют внимание, что всего в Краматорске зарегистрировано больше 46 тысяч внутренне перемещенных лиц
«Как женщина, я понимаю, что важно иметь свой уголок, чувство своего дома, — говорит на открытии министр Ирина Верещук. — И понимаю, разделяю эмоции с теми, кто сегодня получает жилье
Знаю, что многие еще ждут
Мой основной приоритет как министра – это люди, пострадавшие от агрессии, вынужденные переселенцы, которые чувствуют, что их государство обделяет вниманием и уважением»
Один за одним к микрофону выходят те, кто финансировал и инициировал этот проект. Матти Маасикас – глава представительства Европейского Союза в Украине, представительница ПР ООН в Украине Дафина Герчева, представитель Европейского инвестиционного банка Рой Дрейкотт
Каждый говорит об одном: как важно поддерживать территорию, пострадавшую от конфликта, и как важно иметь свой дом, где комфортно и безопасно
«Конечно, не у всех переселенцев есть возможность приобрести собственное жилье», — говорит глава Донецкой обладминистрации Павел Кириленко. — Потому это знаковый проект. Но его роль была бы нивелирована, будь это один объект. На очереди еще три объекта подобного типа, и мы работаем над охватом всего региона в этом вопросе».
Все они заходят в общежитие, чтобы увидеть, как оно устроено внутри. Длинный зеленый коридор школы вместо холла, высокие потолки, огромные окна. В глаза бросается странная планировка квартир с узкими коридорами, узкими санузлами, большими кухнями-студиями, похожими на классные комнаты.
«Тут же стены несущие, мы не могли их убирать», — объясняет мэр Краматорска Александр Гончаренко, теснясь вместе с журналистами в узком коридоре в одной из квартир.
Спальни в «однушке» / Свои
Варианты санузлов/Свои
Ирина Верещук заходит в одну из двух больших квартир – для семьи из шести людей. И меняется в лице. «А у людей вообще есть возможность это все обустроить?» — говорит она, смотря на одинокий диван в центре комнаты, небольшую кухню с электроплитой, стол со стульями, самые простые шкафы и односпальные кровати. В санузле есть стиральная машина. Холодильники здесь так и не нашли.
«Я думаю, это сложно, если семья малообеспеченная. Чайник, микроволновка, утюг – самое необходимое», — говорит Верещук и кивает на мэра Горчаренко и нардепа Ефимова, которые теперь должны будут помочь.
Обстановка внутри пока действительно не сильно уютная. Стены выкрашены, из-за высокого потолка создается эффект пустоты, линолеум на полу тонкий, мебель самая простая, сантехника тоже. Возможно, это место смогут сделать уютнее его временные хозяева.
“Краматорск стал столицей слишком неожиданно”
Несмотря на то, что после начала войны в город из Донецка перенесли областную администрацию, места на другие государственные учреждения не хватило. Их “разбросали” по большим городам области — в Бахмут, Лиман и Мариуполь.
В свое время они состязались с Краматорском за звание столицы — привлекательность города-претендента определяли по нескольким важным критериям: это население города, инвестиционная привлекательность, культурная среда, инфраструктура, безопасность и другие. Краматорск побеждает только по двум из пяти вышеперечисленным условиям — город находится далеко от зоны, где ведутся бои и туда намного быстрее попасть из Киева, чем, например, в Мариуполь, куда невозможно запустить “Интерсити” из-за плохого состояния железной дороги.
Площадь Мира
По словам местных, состязание между Мариуполем и Краматорском продолжается и сейчас — региональные СМИ время от времени публикуют сравнительные материалы о жизни в городах-соперниках, а на местных выборах в Краматорске политики даже спекулировали на том, что с приходом их конкурентов звание столицы у них могут отобрать. Хотя, судя по настроению местных, статус Краматорска заботит не всех.
“Если честно — мне как-то по-барабану — столица, не столица. Главное, чтобы работа была, чтобы люди не уезжали”, — сказал мне высокий молодой мужчина Дмитрий, которого я встретила у продуктового магазина на улице Машиностроителей. Его спутница, доставая из кармана тонкие сигареты и спички, возразила ему: “Так а если центр у нас, тогда и денежки будут нам идти. Если будут дальше развивать город, тогда все, может, и к лучшему будет, и зарплаты будут больше”. На мой вопрос о том, чувствуют ли они себя жителями столицы уже сейчас, женщина, слегка затянувшись, неоднозначно ответила: “И да, и нет”.
Активист, глава правозащитной инициативы “Ответственные граждане” Энрике Менендес, который вынужденно переехал в Краматорск после начала войны, рассказал нам, что звание центра Донецкой области на город свалилось слишком неожиданно.
“Тут не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что Краматорск к такому серьезному званию был не готов. Поэтому нет ничего удивительного, что город пока остается областным центром только на бумаге”, — рассказывает активист. Он подчеркивает, что региональные столицы должны быть ко всему прочему центрами культуры, спорта, бизнеса, промышленности. Пока же город, говорит Энрике, звезд с неба в этих сферах не хватает.
Аттракционы в парке имени Пушкина
“Жизнь Краматорска пока еще очень бедна, в социо-культурном плане в том числе. Например, в Бахмуте есть коворкинг, очень хороший, в Краматорске нет ни одного коворкинга, куда бы можно было пойти нормально поработать… Или если взять и сравнить, что происходило с Мариуполем и Краматорском с 2015 года — Краматорск по уровню развития серьезно отстал… Я приезжий, мы сюда офис (организации, — Vesti.ua) перевезли в 2016 году, и тогда казалось, что здесь все налаживается, что тут стало лучше. Но когда я переехал сюда и стал жить каждый день, я понял, что в городе самое интересное место — это рынок”, — рассказывает активист.
Шрамы Краматорска
С Натальей Борщевицкой мы встречаемся на ее рабочем месте, в небольшом кабинете в детском саду «Катюша». Сейчас в дошкольном учреждении уже ничего не напоминает о событиях пятилетней давности. В просторных, закиданных игрушками комнатах резвится малышня, детский смех эхом проносится по коридору. Заведующая Наталья Трунова, красивая женщина с выразительными карими глазами, соглашается провести экскурсию по детсаду и показывает спальни с новыми кроватями. В июне 2014 года сюда упал снаряд, насквозь пробивший крышу. К счастью, обстрел был ночью и никто не пострадал, а вот события 10 февраля 2015 года весь персонал «Катюши» помнит в мельчайших подробностях.
— Обстрел длился восемь минут, все произошло очень быстро, — рассказывает заведующая и по-детски широко распахивает глаза. — Я тогда была воспитательницей, наша группа как раз легла спать, и мы с напарницей начали вытаскивать детей из кроватей, укутывать в одеяла и выводить в коридор. Каким-то чудом никто из малышей уже не играл во дворе, все зашли в помещения. Иначе не знаю, что могло бы быть.
В это время в детском саду оказалась и Александра Клименко, пришедшая забрать трехлетнего сына Клима. Несмотря на уговоры воспитателей переждать обстрел, мама решила вернуться домой, где остался старший ребенок. Добежать до подъезда не успела, погибла от осколка, прикрыв собой Клима. Мальчик выжил.
— Когда обстрел закончился, мы сразу же начали искать Леночку, одну из наших воспитательниц, — продолжает Наталья. — Как раз перед этим она пошла домой. Потом узнали, что она тоже погибла.
На тот момент Краматорск уже полгода как был освобожден, вернувшиеся местные жители стали забывать о военных действиях, по-новому привыкая к мирной жизни. Внезапный обстрел стал шоком для всех. Аналитики связали его с минскими переговорами и давлением на Петра Порошенко, чтобы он пошел на уступки. В тот день в городе погибли 17 человек.
Фабрика-музей ретро-автомобилей «Самоходъ» имени Жемова
Рекомендовать место
27
5
Музей и фабрика ретро-машин «Самоходъ» — расположена в городе Краматорск, Донецкой области. Это место возобновляет существование старинных автомобилей, и работает на базе технического клуба «Самоходъ».
Здесь собрана наибольшая в Европе коллекция мотоциклов и машин, выпущенных в начале XIX века. Среди них, в музее присутствуют авто таких известных марок, как: ЗИС, DKW, Horch, BMW, Steyr, Wanderer, Mercedes-Benz, Packard, Opel, Buick, ГАЗ.
Благодаря непревзойдённой работе автомастеров, здесь можно увидеть такие удивительные экспонаты, как: Buick Limited 1938 года выпуска, принадлежавший маршалу Георгию Жукову, на котором он проехал во времена Отечественной Войны от Сталинграда до Берлина, ЗИС-110 1947 года выпуска, принадлежавший маршалу Родиону Малиновскому. А также Steyr 220 Sport 1938 года выпуска, посредством которого, советское правительство отблагодарило композитора Матвея Блантера, в благодарность за песню «Катюша».
Полная коллекция насчитывает примерно 200 автомобилей 30-40 годов XX века, и примерно 80 мотоциклов тех же времен.
Ссылки [ править ]
- ^ «Кихтенко перенести донецкую администрацию в Краматорск и оставить силовые структуры в Мариуполе» . Зеркало недели (на русском языке ) . Проверено 3 ноября 2014 года .
- ^ «Чисельність наявного населення України (Фактическое население Украины)» (на украинском языке). Государственная служба статистики Украины . Проверено 30 сентября 2020 .
- ^ «Чисельність наявного населення України (Фактическое население Украины)» (на украинском языке). Государственная служба статистики Украины . Проверено 26 августа 2017 года .
- ^
- ^ «Население Краматорска продолжает сокращаться» Донецкие Новости, 10 марта 2017 г.
- ^ (на украинском языке) 100 лет назад Бахмут и остальной Донбасс освобождены , Украинская правда (18 апреля 2018 г.)
- ^ «Украинский кризис: штурм краматорского полицейского управления» . BBC . 13 апреля 2014 . Проверено 7 июля 2014 года .
- ^ «Сепаратисты очищены от Славянска и Краматорска» . Почта Киева . 7 июля 2014 г.
- ^ «Fuhrländer открывает парк совместного предприятия в Украине» . Проверено 28 сентября 2012 .
- ^ http://www.metro-report.com/news/news-by-region/europe/single-view/view/kramatorsk-tram-network-closes.html
Последние матчи команды
Первая лига Украины
24.07.21
1-й тур
Горняк-Спорт
0 : 2
ФК Краматорск
31.07.21
2-й тур
ФК Краматорск
2 : 0
Кремень
07.08.21
3-й тур
Агробизнес
ФК Краматорск
13.08.21
4-й тур
ФК Краматорск
Подолье
23.08.21
5-й тур
Альянс
ФК Краматорск
28.08.21
6-й тур
ФК Краматорск
ФК Ужгород
05.09.21
7-й тур
Прикарпатье
ФК Краматорск
12.09.21
8-й тур
Металлист
ФК Краматорск
10-й тур
ФК Краматорск
Волынь
01.10.21
11-й тур
ВПК-Агро
1 : 0
ФК Краматорск
05.10.21
12-й тур
Олимпик
3 : 1
ФК Краматорск
13-й тур
ФК Краматорск
Полесье
16.10.21
14-й тур
Кривбасс
3 : 0
ФК Краматорск
20.10.21
9-й тур
Оболонь
0 : 1
ФК Краматорск
24.10.21
15-й тур
ФК Краматорск
2 : 0
Нива
31.10.21
16-й тур
ФК Краматорск
Горняк-Спорт
06.11.21
17-й тур
Кремень
0 : 1
ФК Краматорск
12.11.21
18-й тур
ФК Краматорск
Агробизнес
19-й тур
Подолье
ФК Краматорск
29.11.21
20-й тур
ФК Краматорск
Альянс
Кубок Украины
У многих складывается впечатление, что в городе нет души
Фото: Диана Ковалева
По весне этого года немного раздражало, что краматорчане третий год подряд хотят лавочки и спортивные площадки во дворах. Потом я зашел на сайт города Варшавы и понял, что у них в этом году победила установка фонаря под мостом в центре города. И я понял, что, окей, наверное, краматорчанам нужны лавочки и площадки. Лично я бы хотел чего-то необычного, что-то интерактивное.
Одна из вещей, которой мы пытаемся активно заниматься, — заставить властей написать стратегический план. Есть стратегия развития города Краматорска, но она абсолютно чиновничья. Они даже пытались сделать SWOT-анализ. Модное слово, но на самом деле — ни о чем.
Я не могу нормально дойти пешком на работу, потому что не освещена улица
У многих складывается впечатление, что в городе нет души. Есть более-менее ухоженные улицы, есть газоны, где-то даже посаженные в неожиданных местах цветники и деревья, вечером горят фонари, заасфальтированы дороги, но во всем этом нет души. Абсолютно неправильно расставлены приоритеты того, что происходит в городе. Два парка по несколько сотен миллионов — это замечательно. Парки нужны, но я не могу нормально дойти пешком на работу, потому что не освещена улица. Я бы хотел, чтобы на этой улице лежала хорошая тротуарная плитка и вдоль нее стояли качественные, может быть не очень дорогие фонари, которые освещают дорогу.
Возможно, это какая-то болезнь роста. Когда город долго был провинцией, не очень избалованной деньгами, то теперь тенденция такая — мы построили площадь, и мы очень этим гордимся. Жителям больших городов сложно понять, что в провинции гипермаркет — это событие. Они когда-то слышали о нем, когда-то видели по телевизору. Мы знаемзамечательную» статистику, что больше 50% не выезжают за пределы одного населенного пункта. Да, для людей это событие.
В Краматорске очень давно не строилось новое жилье. Последнее — в 90-х годах. С тех пор изменились стандарты жилья. Есть небедные люди, которые могут себе позволить, если не по киевским, то по полтавским ценам, купить квартиру в новостройке. Они, наверное, в этом нуждаются. Но, с другой стороны, мы построим два новых дома на пустыре — рядом с новым гипермаркетом, но это не изменит ситуацию в городе.
Краткое описание
Краматорск – город областного значения в северной части Донецкой области Украины, центр тяжелого машиностроения; расположен на реке Казенный Торец, притоке Северского Донца, в 95 км от Донецка и в 748 км от Киева по автодорогам.
Площадь города – 355,7 кв.км, население – около 203 тыс. человек.
Массовое заселение территории, которую в настоящее время занимает город Краматорск, началось во второй половине XVIII века запорожскими казаками – в 1753 году была основана слобода Белянская (ныне поселки Прокатчиков и Почтовый), в 1758 году – хутор Шабельковка, в 1782-86 гг. – основано село Ясная Гора, в 1785 году – слобода Красноторье и другие.
Во время строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1868 году у реки Казенный Торец появилась железнодорожная станция Краматорская, целью которой было устройство разъезда для пропуска встречных поездов.
В 1878 году по инициативе С. Мамонтова к этой станции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги, после чего она стала узловой товарно-пассажирской станцией, в районе которой возник и стал развиваться поселок Краматоровка.
В 1885 году возле станции был построен завод, который вырабатывал известь, алебастр и огнеупоры, а в 1986 году было начато строительство машиностроительного завода, который после пуска начал выпускать несложное оборудование для железных дорог и небольших шахт.
В начале ХХ века население поселка Краматорск составляло более 12 тыс. человек, в нем работала заводская больница, две школы, училище. В 1909 году на машиностроительном заводе был введен мартеновский и прокатный цехи, начала функционировать междугородная телефонная станция.
В 1911 году завод начал специализироваться на выпуске оборудования для металлургических заводов и угольных шахт, также в его цехах ремонтировались паровозы.
После установления советской власти, только в 1925 году в Краматорске возобновил работу машиностроительный завод, а за годы индустриализации проведена техническая реконструкция предприятий, построен шиферный завод, завод тяжелого машиностроения (НКМЗ), одновременно с которым был построен городок машиностроителей.
Пуск первой очереди машиностроительного завода-гиганта состоялось в сентябре 1934 года и с этого момента началась современная история города. День машиностроителя и День города жители Краматорска и сегодня по традиции отмечают в четвертое воскресенье сентября.
В 1926 году Краматорск был отнесен к категории поселков городского типа, а в 1932 году получил статус города и стал городом областного подчинения, население которого к 1939 году составило 94 тыс. человек.
Во время Великой Отечественной войны Краматорск был оккупирован немецкими войсками с 28 октября 1941 года до 6 сентября 1943 года.
В послевоенные годы в Краматорске были восстановлены разрушенные предприятия, а также построено более 10 новых промышленных объектов.
Сегодня город Краматорск – важнейший центр машиностроения Украины, в котором также развита металлургическая, легкая, пищевая, ювелирная промышленность, промышленность стройматериалов.
Железнодорожный вокзал Краматорск – пассажирская и грузовая железнодорожная станция, относящаяся к Донецкой железной дороге, расположен в Старом городе; есть также в городе грузовая станция Шпичкино.