Козьмодемьянск
Содержание:
Карта, маршрут и прочие памятники
Похоже, кроме этих музеев, можно еще посмотреть на:
- Стрелецкая часовня. Здание построено в 1697 году на деньги стрельцов, в честь подвига в походе на Азов. ⚑ Посмотрели от машины, рядом с музеем юмора. Не подходили.
- Свято-троицкая церковь. Постройка 1733 года.
- Собор иконы Божьей матери (1827 года постройки). Так же называется «Тихвинская церковь». Не используется по назначению.
- Памятник Акпарсу, национальному герою. Про князя, кому интересно, можно почитать на википедии.
- Памятник 12 стульев. Не интересный.
- Часовня Козьмы и Демьяна (в честь них город был назван). Просто старое здание.
⚑ Стрелецкая часовня ничего примечательного из себя не представляет. Смоленский собор (рядом с купеческим домом) красивый. Остальное пропустили мимо. Всего провели в Козьмодемьянске полтора часа.
На память отсюда можно привезти:
- магнитик из «марийской деревни» (мы купили мельницу крутящуюся),
- медовуху (не на долгую память )
- марийский оберег из музея Остапа
Все объекты отмечены на карте ниже. Если вы читаете отзыв с мобильного гаджета, можно открыть карту в гугл-картах или переходить по точкам в навигаторы.
С учетом опыта, я бы предложил такой маршрут осмотра Козьмодемьянска, как в таблице ниже. На автомобиле придется с парома проехать вдоль Волги по берегу, а потом по улице Лихачева «вернуться» на площадь Ленина.
№ | Достопримечательность | Координаты |
---|---|---|
1 | Оставляем авто около «Стрелецкой часовни» (1697 год). | ⊕ ⚑ 56.344623, 46.568065 |
2 | Осматриваем «Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера« | ⊕ ⚑ 56.343951, 46.567495 |
3 | Поднимаемся к Свято-Троицкой церкви. Для любителей религиозной архитектуры. | ⊕ ⚑ 56.343107, 46.562635 |
4 | По дороге к церкви или на обратном пути подходим к памятнику «12 стульев». Чисто поржать с его «монументальности» | ⊕ ⚑ 56.34202, 46.565537 |
5 | Часовня Космы (Козьмы) и Дамиана(Демьяна) | ⊕ ⚑ 56.343977, 46.570250 |
6 | Художественный музей (обед в кафе) | ⊕ ⚑ 56.343808, 46.572322 |
7 | Дом мореного дуба (опционально, если созвонитесь) | ⊕ ⚑ 56.343775, 46.572601 |
8 | Памятник Акпарсу (бонусом, если прогуляться обратно на берег) | ⊕ ⚑ 56.344663, 46.572510 |
9 | Здесь, наверное, лучше вернуться к машине и проехать немного до Музея купеческого быта | ⊕ ⚑ 56.340950, 46.575393 |
10 | Осматриваем Смоленский Собор | ⊕ ⚑ 56.340697, 46.577230 |
11 | Доезжаем (при большом желании) до Храма Иконы Божьей Матери | ⊕ ⚑ 56.340086, 46.584574 |
12 | И обязательно подъезжаем к Этнографическому музею | ⊕ ⚑ 56.335569, 46.572849 |
Рекомендации
Источники
- Государственное Собрание Республики Марий Эл. Закон №22-З от 3 мая 2006 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл», в ред. Закона №50-З от 31 октября 2014 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Марийская правда», №81, 6 мая 2006 г. ( Государственное собрание Республики Марий Эл . Закон № 22-З от 3 мая 2006 г. « О порядке административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл в редакции Закона № 50-З от 31 октября 2006 г. О внесении изменений в различные законодательные акты Республики Марий Эл ( 2014 г.) . Вступает в силу с даты официального опубликования.).
- Правительство Республики Марий Эл. Постановление №9 от 18 января 2008 г. «О реестре административно-территориального устройства Республики Марий Эл», в ред. Постановления №555 от 24 октября 2014 г. «О внесении изменений в Постановление Республики Марий Эл от 18 января 2008 г. №9 ». Опубликован: «Собрание законодательства Республики Марий Эл», №2, ст. 108, 26 февраля 2008 г. (Правительство Республики Марий Эл. Постановление № 9 от 18 января 2008 г. « О реестре административно-территориального устройства Республики Марий Эл» в редакции Постановления № 555 от 24 октября 2014 г. « О внесении изменений в Постановление № 9» Правительство Республики Марий Эл от 18 января 2008 г. ).
- Государственный Совет Республики Марий Эл. Закон №15-З от 18 июня 2004 г. «О статусе, границах и правительстве муниципальных кварталов, городских округов в составе Марий Эл», в ред. Закона №50-З от 31 октября 2014 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл». Вступил в силу через 10 дней после официального опубликования. Опубликован: «Марийская правда», №116, 24 июня 2004 г. (Государственный Совет Республики Марий Эл. Закон № 15-Z от 18 июня 2004 г. « О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл» , с изменениями, внесенными Законом № 50-Z от 31 октября 2014 г. « О внесении изменений в различные законодательные акты Республики Марий Эл . Вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования».
Что посмотреть
Музей сатиры и юмора в Козьмодемьянске
Козьмодемьянск стал прообразом города Васюки — по легенде, как раз здесь основал знаменитый шахматный клуб сын турецкого подданного Остап Бендер. Правда, этот факт оспаривается жителями города Васильсурска, считающие, что в романе «Двенадцать стульев» описан именно их город, расположенный выше по течению.
Одна из главных достопримечательностей Козьмодемьянска — известный на всю страну Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Считается, что именно в этом здании и проводился знаменитый шахматный турнир.
В музее организованы экскурсии, а индивидуальные туристы смогут осмотреть экспозиции самостоятельно. Для тех, кто хочет вспомнить роман, можно посмотреть кадры из фильма «Двенадцать стульев» с Сергеем Юрским в главной роли.
На улице Чернышевского, недалеко от Стрелецкой башни, установили памятник двенадцати стульям, а роман Ильфа и Петрова стал частью жизни жителей города.
Фестиваль «Бендериада»
С 1995 года каждое лето, в разгар туристического сезона, в Козьмодемьянске проводится юмористический фестиваль имени Остапа Бендера — «Бендериада». В это время сюда прибывают многочисленные поклонники произведений Ильфа и Петрова. Город наполнен радостью и весельем, здесь проходят концерты и карнавалы, организуются аукционы и викторины, шахматные турниры и другие мероприятия.
В эти дни по улицам прогуливаются «великие комбинаторы», на каждом из которых — клетчатый пиджак, шарф и капитанская фуражка, а все желающие могут принять участие в сеансе одновременной игры в шахматы и в аукционе по продаже стульев.
Центр горно-марийской культуры
Козьмодемьянск славится своими народными промыслами, среди которых красочная вышивка и искусное лозоплетение. Особенно следует отметить резьбу по дереву: практически каждый деревенский дом украшен красивыми наличниками.
В Козьмодемьянске по улице Советская, дом №8 расположено здание, построенное в начале XX века и признанное за свои наличники самым красивым домом в Поволжье, это Дом мещанина Сурьянинова.
Художественно-исторический музей имени Григорьева
Недалеко от пристани находится бывший особняк купца Пономарева, в котором разместился Художественно-исторический музей имени Григорьева.
Основатель музея Александр Григорьев называл свое детище Малой Третьяковкой. В экспозиции представлены уникальные коллекции фарфора и керамики, а также работы знаменитых художников, среди которых произведения Айвазовского и Левитана, Крамского и Поленова.
Интересна история этой коллекции. Работы известных мастеров живописи экспонировались в Козьмодемьянске в составе передвижной выставки в лихие годы гражданской войны и с тех пор так и остались в городе.
Этнографический музей
Этнографический музей под открытым небом расположен на высоком берегу Волги, с которого открывается великолепный вид на реку и старый город. Музей представлен в виде небольшой деревни, в которой можно познакомиться с бытом и культурой народа мари. Здесь находятся постройки, перенесенные в 1983 году из зоны затопления Чебоксарского водохранилища.
Среди экспонатов — работающая шатровая ветряная мельница, кузница и жилая изба, амбары и бани. Туристы могут ознакомиться с изделиями народных промыслов, среди которых и горномарийская вышивка.
Памятник Акпарсу
В Козьмодемьянске есть и «серьезные» памятники и один из них установлен в честь национального героя марийского народа князя Акпарса, современника Ивана Грозного.
Местные князья всегда были вместе с русским народом в борьбе против Казанского Ханства. Согласно легенде, князь Акпарс, играя на гуслях, незаметно измерил шагами расстояние, на которое необходимо вырыть ров, необходимый для подрыва крепостной стены. Так его хитрость и отвага помогли захватить Казань, а имя князя Акпарса навсегда вошло в историю. В честь героя в городе, рядом с причалом, возведен памятник Апраксу.
Можно отметить, что Козьмодемьянск — это город трех эпох. С одной стороны в нем построены высотные дома, школы и магазины, здесь живут современные люди. Но в городе присутствуют еще две эпохи:
- Время 20–30-х годов XX века, описанное в увлекательном романе «Двенадцать стульев»
- Дух XIX века, навеянный тихими старинными улочками и домами с кружевной резьбой.
Козьмодемьянск — это удивительный город, способный очаровать любого туриста. Многие из гостей приезжают сюда вновь и вновь, чтобы полюбоваться видами на Волгу и старинными домиками, побывать на «Бендериаде» и пообщаться с приветливыми жителями города.
Немного об Акпарсе
Акпарс родился в конце 15 – начале 16 века в д.Нуженалы Горномарийского района и был сотным князем горных марийцев. Проявил себя как дальновидный политик и дипломат в период московско-казанского противостояния. Выступал за добровольное присоединение к Российскому государству.
Его именем назывались земли, занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского района на обоих берегах Волги – Акпарсова сотня.
Приведу некоторые предания об Акпарсе.
Легенда о взятии Казани
«Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: «марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала»».
Отсюда символизм памятника – Акпарс изображен с гуслями, как символ духовного величия идеи единения на началах согласия и дружбы народов России.
«Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным — орла) жеребца, дорогое седло и саблю». «Марийское предание об Акпарсе». (Из истории покорения Казани Иваном Грозным) // Учёные записки МарНИИ. Йошкар-Ола, 1955, вып. 7.
Изображение на памятнике, как Иван Грозный и Акпарс пожимают друг другу руки
В честь этого национального героя написаны некоторые литературные, музыкальные и художественные произведения. Его именем назван районный кинотеатр и некоторые другие организации.
Даже девиз Горномарийского района звучит так: «Восславим землю Акпарса!»
История
Хотя это и не засвидетельствовано ни в одном документе, городу Козьмодемьянску, вероятно, предшествовала марийская деревянная крепость, контролирующая слияние рек Волги и Ветлуги
Это было также важное место отдыха и торговли для северных торговцев, которые путешествовали по реке в Волжскую Булгарию. Монгольское нашествие Волжской Булгарии было серьезным ударом по региону.
Козьмодемьянск был основан царем Иваном Грозным в 1583 году после завоевания им Казани в 1552 году и Черемисских войн в 1553-1557, 1582 и 1592 годах как пограничная крепость для охраны новой границы Великого княжества Московского . Крепость была названа в честь св. Косма и Дамиан . Долгие годы стрелецкая крепость была единственным сооружением в этом районе.
Стрельцовская часовня (1698 г.)
По мере развития торговли на Волге вокруг крепости постепенно разрастался город, но этот регион оставался преимущественно населенным марийцами . В городе была ярмарка, где продавались изделия из дерева и лозы, изготовленные местными мастерами. Летом город был очень активен, но зимы остановили речное движение.
В XIX веке Козьмодемьянск был более важным торговым центром на Волге, чем соседние города Васильсурск и Чебоксары . Это была типичная остановка на полпути с «ночевкой» для пароходов по Волге между Нижним Новгородом и Казанью . В 20 веке город промышленно развивался. Согласно официальной российской имперской статистике, на 1 (14) января 1913 года численность населения составляла 5 500 человек, из которых 97,5% составляли русские.
В 1918 году произошел спор между марийскими и чувашскими представителями Козьмодемьянска в Идель-Уральском движении . Не было решено, в какой из предложенных штатов (Мариленд или Чувашия) следует объединить город, а также прилегающую сельскую местность. Несколько редких упоминаний, которые сохранились, показывают, что Волга должна была стать границей между Чувашией и Марилендом, со значительной культурной и политической автономией (на примере статуса Великого княжества Финляндского в Российской империи), предоставленной холму Мари. меньшинства на южном берегу Волги в Чувашии (по сохранившимся документам совещания представителей малочисленных народов 15 мая 1917 г. и Идель-Уральского государства .
История[править | править код]
Герб Козьмодемьянска (1781)
Герб Козьмодемьянска (1781) 18 октября 1781 года именным указом императрицы Екатерины II по докладу Сената об утверждении гербов городам Казанского наместничества был утверждён первый герб города. Герб Козьмодемьянска имел традиционную форму городских гербов — боевой щит, так называемой французской формы, прямоугольный, с овально закруглёнными нижними углами и с остриём в середине нижней части. В верхней части герба — на белом поле — чёрный дракон с золотой короной и красными крыльями — символ Казанской губернии (см. Зилант) и свидетельство вхождения города Козьмодемьянска в её состав. В нижней части:
Герб Козьмодемьянска (1970)
Герб Козьмодемьянска (1970) В 1970 году был утвержден новый герб города, автором которого стал В.А. Барышкин. Герб имел следующее описание:
Символика герба говорит, что промышленный город Козьмодемьянск располагается на территории Горномарийского района, славящегося своими лесами и богатыми сельскохозяйственными угодьями.
Категории организаций
Нам известно о 141 организациях в Козьмодемьянске и около 87 сетей. Для более удобной и быстрой навигации предлагаем Вам воспользоваться категоризатором компаний города. Выберите необходимую категорию и получить полный список компаний в городе.
Wi-Fi хот-споты
Автогрузоперевозки
Автоломбарды
Автомагазины
Автосервисы
Автострахование
АЗС
Аптеки
Банки
Банкоматы
БТИ
Газовые службы
Госавтоинспекция
Грузовые авиаперевозки
Денежные переводы
Диагностические центры
Интернет-провайдеры
Кабельное ТВ
Кадастровые работы
Казначейства
Компьютерные магазины
Кондитерские
Корпусная мебель
Кулинарии
Курьеры
Лицензирование
Магазины алкоголя
Магазины бытовой техники
Магазины мебели
Магазины одежды
Магазины одной цены
Магазины парфюмерии
Магазины подарков
Магазины посуды
Магазины продуктов
Магазины табака
Магазины хозтоваров
Магазины электроники
Матрасы
Медлаборатории
Микрофинансирование
Мобильные операторы
МРЭО
МФЦ
Налоговая инспекция
Нефтегазовые компании
Общественные организации
Органы власти
Остановки общественного транспорта
Пенсионные фонды
Платёжный терминал
Полиция
Почта
Приём вторсырья
Продукты питания оптом
Прокуратуры
Пункты выдачи
Распространители косметики и бытовой химии
Расчетно-кассовые центры
Регистрационные палаты
Салоны связи
Следственные комитеты
Средства гигиены
Статистические организации
Страховые компании
Супермаркеты
Таксофоны
Телекоммуникационные компании
Товары для дома
Товары для мобильных
Товары по каталогам
Турагентства
Туроператор
Центр развития ребёнка
Чёрная металлургия
Шиномонтажи
Шины и диски
Экскурсии
Электромонтажные изделия
Электротехническая продукция
Энергоснабжение
Ювелирные
Развлечения и отдых в Козьмодемьянске
В Козьмодемьянске можно и познакомиться с культурой марийского народа и как следует отдохнуть. В городе есть несколько баз отдыха, а также примечательные культурные учреждения с национальным колоритом.
Туристическая база «Усадьба Людмилы»
Адрес: 17-й квартал, 28.
Комфортный отдых обеспечит турбаза, принимающая как одиночных туристов, так и группы. Коттеджи с номерами разной комфортности и развлечения – баня, бильярд, караоке — все это сделает пребывание в Козьмодемьянске удобным и интересным.
Туристическая база «Наргиз»
Адрес: коттеджный поселок Наргиз.
Любителей активного отдыха привлечет турбаза «Наргиз», расположенная в 6 км от Козьмодемьянска в поселке Октябрьский. Здесь предлагаются спортивные развлечения для разных времен года. Зимой здесь работает трасса с подъемником для катания на горных лыжах, каток. Летом организуются конные прогулки. Круглый год работают баня, бассейн, проводятся игры в пейнтбол.
Центр народной культуры имени Якова Эшпая
Адрес: бул. Космонавтов, 2.
Цент создан в 1980 году и является местом, где сохраняется и популяризируется народная горномарийская культура. Носит имя марийского композитора и фольклориста. В центре проходит множество событий, связанных с народной культурой, работают более 50 кружков и коллективов.
Горномарийский драматический театр
Адрес: бул. Космонавтов, 2.
Ценители сценического искусства, желающие приобщиться к культуре горных марийцев, могут посетить театр, дающий представления на сцене Центра народной культуры. Это единственная театральная труппа в стране, где ставят спектакли на марийском языке.
Он работает с 1994 года, возник как филиал Национального театра драмы имени М. Шкетана в Йошкар-Оле. Театр активно сотрудничает с режиссерами из разных уголков страны, здесь ставили спектакли специалисты из Москвы, Чебоксар и других городов.
Козьмодемьянск – место знакомства с культурой малого народа, город, богатый на интересные и даже уникальные достопримечательности. Недаром он стал участником программы «Малые города России». Поселению действительно есть, что показать и чем гордиться!
Ось земли
Но вернемся к нашему путешествию. На площадке рядом с памятником так же был обнаружен столб с множеством указателей и камень, гласивший, что это «Ось земли».
Указательный столб
Камень » Ось земли»
Далее цитирую надпись с камня: «Для каждого человека место, где он родился, его отчий дом кажется центром Вселенной. И весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца – это горный край, земля Акпарса.
Этот перекресток является географическим центром Горномарийского района. Его координаты 56°12’54’’с.ш. 45°33’17’’ в.д. Если из данной точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадем на бескрайние просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей нет ни единого островка.
Отправляясь в дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути, в далеких краях.
И сила притяжения земли горномарийской поможет вам возвратиться на родную землю!».
Наш дорогой друг принялся отчаянно тереть камень, желая себе побольше разнообразных путешествий и, конечно же, удачи в пути.
Следующей находкой стали огромные солнечные часы, которые показывали совсем не московское время.
Надпись на часах гласила « …для достижения точности показаний Гномон (стрелку) располагают наклоном строго к северу под углом, равному широте расположения часов, в нашем случае 56°12’54’’с.ш. Настройка часов так же очень проста. Когда солнце находится в зените, отбрасываемая тень от Гномона показывает истинный полдень. Время, показываемое солнечными часами, может не совпадать с принятым временем, т.к. мы живем не по истинному времени, которое для каждой местности свое, а по принятому для определенной части страны. Для нашей местности расхождение истинного времени от принятого московского составляет 90 минут. 12 часов для нашей местности соответствует 13 часам 30 минутам московского времени. 2013г.».
И вправду часы показывали примерно 15:50, а московское время – 16:50. «Полчаса где-то затерялось» — подметил Дикий городской житель, хотя смутно догадывался, что он совсем не мастер в расшифровке солнечных часов.
Этнографический музей под открытым небом
Такие есть в разных странах. Посвящены старинному быту какой-либо народности. В данном случае, воспроизведена деревушка горных мари. Время работы: с 830 до 1700 каждый день, кроме понедельника. Тел: (83632) 7-49-06
Открыт летом 1983 года. Здесь можно увидеть памятники зодчества, предметы труда и быта горномарийцев. Более 7000 экспонатов, 60 зданий на 5 гектарах. Отличный вид на Волгу и на природу.
Адрес: Промышленная ул., 24, Козьмодемьянск Координаты: ⊕ 56.33578, 46.57298 Время на посещение: минут 30. Цена: 130 рублей за взрослого, 70 за ребенка. 30 рублей, если собираетесь фотографировать (никто билет на это не спрашивал, хотя у нас был). Полное название: Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова
⚑ Жена с ребенком ознакомились и даже немного примазались к экскурсионной группе с теплохода (плавают такие по Волге и высаживают в Козьмодемьянске группы). Навигатор привел к входу на улице Промышленной, со стороны реки , так сказать, но в купеческом музее предупредили, что входить нужно с главного входа. Так что держите координаты площадки-стоянки со стороны домов: ⊕ ⌾56.335527, 46.572805
С их слов, очень достойно. Круче, чем нижегородский щелковский хутор Везде таблички с объяснениями, что это и для чего. Экспонатов много. Их состояние отличное. Потрогать можно. Купили магнитик мельницы за 100 рублей (Есть от 50)
Если проезжаете через Козьмодемьянск, к посещению обязательно, особенно с ребенком, с целью показать ему, чем же занимались люди и как жили без компьютеров Дальше отзыв написанный женой.
Музей под открытым небом, в котором находятся образцы русской архитектурно-строительной культуры.
Касса, что странно, находится не у входа, а гораздо дальше по «улице», почти в середине участка.
Проходишь несколько помещений с экспозицией образцов народных промыслов и встречаешь крошечный теремок — саму кассу. Стоимость билетов «стандартная» 130 и 70 рублей, а также 30 за фото.
Территория небольшая, но при этом музей включает в себя много строений крестьянской жизни: дома, кузницу, ветряную мельницу, баню, смолокурню, хлев и другие подсобные постройки. Есть возможность познакомиться со всем многообразием крестьянского быта. В помещениях воссозданы интерьеры крестьянской жизни, представлены подлинные предметы, утварь, инструменты, мебель. Приятно поражает запах старого дерева, видно, что каждым предметом долго пользовались, они настоящие.
Здесь много удивительных и поразительных зданий. На каждом из них висит табличка с названием и информацией.
Пожалуй, самый интересный и впечатляющий экспонат — ветряная мельница. Крылья и крыша поворачиваются. Внутреннее наполнение (механизмы) создано заново, а жернова подлинные. В мельнице три яруса, хорошо видно и понятно, как она работала, как делали муку.
Позади главного ряда домов находится пасека. Пройдя по всей улице выходишь к саду, откуда отрывается потрясающий вид на Волгу.
В музее получаешь представление об укладе сельской жизни, народных традициях прошлых веков. У главного входа можно купить сувениры, а так же медовуху и прочую продукцию народных промыслов.
История города
По преданию, Иван Грозный, возвращаясь со своим войском после покорения Казани, остановился на ночлег на высоком берегу Волги, откуда открывался великолепный вид на Волжские берега. Царь счел это место стратегически выгодным и решил основать здесь город-крепость. Поскольку это произошло накануне Дня святых врачевателей и чудотворцев, бессребреников Козьмы и Демьяна, город был назван Козьмодемьянском.
Но это только легенда, а, согласно историческим фактам, после взятия Казани в 1552 году, чтобы избежать восстаний, в Среднем Поволжье стали строиться города-остроги и в 1583 году был основан и один из них — Козьмодемьянск. Надо отметить, что праздник Козьмы и Демьяна отмечается 1 ноября, а в соответствии с историческими документами, Иван Грозный 29 октября был уже в Москве.
В то время город находился на Волжском торговом пути, по которому следовали суда из Персии и Средней Азии в Нижний Новгород и Москву. Также через Козьмодемьянск проходил Сибирский тракт — дорога, соединяющая Москву с Сибирью и Китаем. Такое выгодное расположение города способствовало развитию торговли и процветанию города. Сюда стали съезжаться жители соседних областей.
Население занималось рыболовством и охотой, пчеловодством и ремеслами. Край был богат густым лесом, который во времена Петра Первого поставляли для строительства русского флота.
В XIX веке город становится вторым центром лесоторговли в России после Архангельска. По всему Поволжью славились так называемые «палки-козьмодемьянки», изготовленные из карельской березы и плетеная мебель из черемухи. В Москву и Санкт-Петербург поставлялась стерлядь.
С 1708 года Козьмодемьянск входил в состав Казанской губернии, с 1719 — в состав Свияжской провинции, а с 1781 это был уездный город Казанского наместничества.
В конце XVIII века в городе начинают строиться каменные дома и церкви. Во второй половине 19 века Козьмодемьянск стал процветающим городом и даже более богатым, чем соседние Чебоксары и Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола. Казалось бы, город должен был стать центром Марийского края, но все новые транспортные магистрали — и автомобильные и железнодорожные, прошли мимо города, а речное сообщение перестало иметь стратегическое значение.
В 1920 году была образована Марийская автономная область, столицей которой стал Царевококшайск, а Козьмодемьянск остался районным центром и провинциальным городком. В советское время многие архитектурные памятники города были уничтожены.
Последние годы стали временем возрождения Козьмодемьянска, в нем восстанавливаются храмы и создаются музеи.
Музей сатиры и юмора им. О. Бендера
А вот и основная достопримечательность для широких масс. Козьмодемьянск был прообразом для города Васюки, куда приплыли Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Если вдруг не читали «12 стульев», прочитайте, порадуйте себя. Илья Ильф побывал в этом городке в 1925 году и использовал этот «опыт» при написании романа.
Музей появился в конце 1990-ых, после запуска в массы фестиваля «Бендериана». Роману и похождениям главных героев посвящена половина помещений старинного здания. Остальное отдано под выставки.
Адрес: ул. Советская, 7, Козьмодемьянск Координаты: ⊕ 56.34396, 46.56733 Время на посещение (без экскурсии): 20-30 минут Время работы: 8:30 — 17:00 (Понедельник — выходной) (83632) 7-15-70
⚑ Противоречивые впечатления. Осматривали вдвоем с ребенком. От экскурсии отказались. Возможно, зря.
Есть два «интерактива»: можно одеть одежду под Остапа Бендера или Кису или можно одеться как Эллочка-Людоедочка. Специальное место для фотографирования с надписью «Рио-де-Жанейро — Васюки». Четыре комнаты, одна из которых представляет из себя выставку картин и фигурок марийской нечисти.
Остальное посвящено роману «12 стульев». Вероятно, будет интересно фанатам этой книги. Я ее пару раз читал и помню, смотрел фильмы по ней. А ребенок знаком, в общем-то, с наших слов. Не могу сказать, чего ожидал, но все таки не того, что увидел. Похоже на выставку результатов народного творчества посвященных одной теме. К примеру, модель парохода, на котором в романе плыли (могли бы плыть?) главные герои романа. Есть смешные фразы из книги, но не много.
На тему сатиры и юмора разве что только стены, обклеенные страницами юмористического журнала «Крокодил».
Много шахматных фигур разного формата — ведь основной сюжет главы про город Васюки крутится вокруг шахматного турнира, организованного Остапом Бендером.
Магнитиков нет В последней комнате продаются обереги. На мой взгляд, ни какой связи с музеем не имеющие.
Наверное, нужно было не жалеть 300 сольдов и послушать экскурсию, тогда, может, получили бы больше удовольствия. А так и разочарования нет, но и рекомендовать к обязательному посещению не могу. Чего-то не хватает…
Если подняться по тропинке (улице?) от музея Остапа в сторону от Волги, то обнаружите «памятник«, который называется «12 стульев«. Состоит он из одного стульчика высоко на стелле. Лучше не ходите, не сбивайте ножки, посмотрите на его фото немного дальше