Что такое континентальный шельф?

Заметки [ править ]

  1. ^ Пина 39, Gross 45.
  2. ^ «Обрыв шельфа — геология» . Британская энциклопедия .
  3. ^ Валовой 43.
  4. ^ Пина 36, Gross 43.
  5. ^ Пинет 98, брутто 44.
  6. ^ Пина, 37.
  7. ^ Пинет 36–37.
  8. ^ Пинет 35–36.
  9. ^ Пинет 90–93
  10. ^ Харрис СТ, Macmillan-Лолер М, Рапп Дж, Бейкер Е.К.. 2014. Геоморфология океанов. Морская геология. 352: 4–24.
  11. ^ Пина 84-86, Gross 43.
  12. ^ Валовой 121-22.
  13. ^ Валовой 127.
  14. ^ Харрис СТ, Macmillan-Лолер М, Рапп Дж, Бейкер Е.К.. 2014. Геоморфология океанов. Морская геология. 352: 4–24.
  15. ^ де Хаас, Х., ван Веринг, Т.С. и де Стигтер, Х., 2002. Органический углерод в шельфовых морях: поглотители или источники, процессы и продукты. Исследование континентального шельфа, 22 (5), стр.691-717. https://doi.org/10.1016/S0278-4343(01)00093-0
  16. ^ Guihou, К., Полтон J., Harle J., Wakelin, С., О’Деа, Е. и Холт, Д., 2018. километрового масштаба моделирование шельфовых морей СевероЗапад Европы: изучение пространственной и временная изменчивость внутренних приливов. Журнал геофизических исследований: океаны, 123 (1), стр.688-707.
  17. ^ Han, W. и McCreary Jr, JP, 2001. Моделирование распределения солености в Индийском океане. Журнал геофизических исследований: океаны, 106 (C1), стр.859-877.
  18. ^ Стивенс, К.Л., О’Каллаган, Дж. М., Чизуэлл, С. М. и Хадфилд, М. Г., 2019. Физическая океанография морей шельфа Новой Зеландии / Аотеароа — обзор. Новозеландский журнал морских и пресноводных исследований, стр. 1-40. https://doi.org/10.1080/00288330.2019.1588746
  19. Морли, С.А., Барнс, Д.К. и Данн, М.Дж., 2018. Предсказание того, какие виды преуспеют в климатически обусловленных полярных морях. Границы в морской науке, 5, с.507. https://doi.org/10.3389/fmars.2018.00507
  20. ^ Montero-Серра, И., Эдвардс, М. и Genner, MJ, 2015. согревающее шельфовое море управлять subtropicalization европейских пелагических сообществ рыб. Биология глобальных изменений, 21 (1), стр.144-153.
  21. ^ О’Каллаган, J., Стивенс, К., Roughan, М., Саттон, П., Garrett, С., Giorli, Г. Смит, RO, Карри, KI, Suanda, SH, Williams, М., Боуэн, М., 2019. Разработка интегрированной системы наблюдений за океаном для Новой Зеландии. Границы в морской науке, 6, с.143. https://doi.org/10.3389/fmars.2019.00143
  22. ^ Пинет 316-17, 418-19.
  23. ^ Доступность света в прибрежных водах океана: влияние на распределение бентосных фотосинтезирующих организмов и их вклад в первичную продукцию — Archive ouverte HAL
  24. ^ Пурре, Оливье; Тудури, Иоганн (декабрь 2017 г.). «Континентальные шельфы как потенциальный ресурс редкоземельных элементов» . Научные отчеты . 7 (1): 5857. Bibcode2017NatSR … 7.5857P . DOI10.1038 / s41598-017-06380-Z . ISSN 2045-2322 . PMC 5517651 . PMID 28724988 .
  25. ^ » Серии договоров — Конвенция о континентальном шельфе, 1958″ . Организация Объединенных Наций . 29 апреля 1958 . Проверено 13 января +2016 .т. 499, стр. 311.

Преимущества

Континентальные шельфы имеют большие запасы ископаемого топлива необходимого для удовлетворения энергетических потребностей мира. По данным 30 процентов нефти и 20 процентов природного газа могут быть добыты через  морское бурение.

Континентальные шельфы составляют менее 10 процентов от общей площади океанов. Тем не менее, большинство водных растений, животных и водорослей океана живут в них из-за обилия солнечного света, мелководья и богатых питательными веществами отложений, впадающих в них из речных стоков. В результате микроскопические креветки и такие важные виды рыб, как тунец, менхаден, треска, скумбрия и другие, процветают в водах относящихся к материку и вокруг них. Ламинария, гигантские морские водоросли, водоросли и водные растения растут, чтобы быть источниками пищи в пищевых цепочках водных существ. В результате, по данным различных исследований, 90 процентов производимой в мире рыбы приходится на районы относящиеся к материку.

Регулирующие законы и правовой режим

Во избежание споров правовой режим континентального шельфа между прибрежными государствами определен.

Организация Объединенных Наций (ООН) в 1982 году разработала законы и распоряжения, регулирующие континентальные шельфы. Эти законы наделяют прибрежные государства суверенными правами на районы вдоль их береговой линии, в пределах которых они могут исследовать и эксплуатировать береговую линию на расстоянии не менее 200 морских миль от своих берегов. Кроме того, любые доходы, полученные в результате разведки одной страны, должны распределяться между международным сообществом.

Что касается исследований, то ООН предусмотрела, что любые морские исследования, проводимые в исключительной экономической зоне (протяженность 200 морских миль) вдоль континентального шельфа, должны проводиться с согласия прибрежного государства, даже если они проводятся в мирных целях.

Правовой режим континентального шельфа в России утвержден нормативными документами:

  • Законом «О недрах» 21 февраля 1992 года N 2395-1 с вносимыми редакциями вплоть (например  ред. от 03.08.2018)
  • Федеральным законом от 30.11.1995 г. №185-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» в  полном соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • ПП РФ от 08.01.2009 г. №4 по определению порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами;
  • ПП РФ от 04.02.2009 г. №94 по установлению размеров разовых платежей за пользование недрами.

Континентальный шельф России в районе береговой линии Северного Ледовитого океана из-за сложных природных условий сформировался  по геологическим масштабам только что, буквально несколько лет назад. Северный Ледовитый океан имеет самую большую площадь шельфа: глубины до 200 м занимают порядка 40% всей его площади. Данные подтвердили наличие в этих районах большого количества  запасов полезных ископаемых. Борьба за правовую принадлежность арктических полезных ископаемых будет, очевидно, продолжаться.

Законами и постановлениями  определены отношения, возникающие в области  изучения, использования и охраны недр, в том числе и по добыче минеральных ресурсов и связанных с ней перерабатывающих производств.

Преимущества России

В юрисдикции Российской Федерации находится значительная территория Арктического континентального шельфа, что дает ей право на осуществление следующей деятельности.

  1. Разведка и разработка минеральных и живых ресурсов. Стоит отметить, что осуществлять данную деятельность другие государства могут только с согласия РФ.
  2. Осуществление и регулировка буровых работ для любых целей.
  3. Исключительное право на искусственные сооружения. В области юрисдикции государства право на установку и сооружение искусственных островов и объектов, предназначенных для разработки полезных ископаемых. На территории данных сооружений РФ имеет права в области таможни, санитарии и прочих норм и правил, в том числе в области безопасности.
  4. Проводить морские научные исследования.
  5. Защищать природные ресурсы континентального шельфа и экологию региона, в связи с промыслами в области разработки источников полезных ископаемых и захоронения отходов.
  6. Прокладывать транспортные и коммуникационные маршруты, в том числе для транспортировки газовых и нефтяных продуктов.

Правовой режим континентального шельфа регламентируется нормами международного права и соответствующими нормативно-правовыми актами российского государства. Стоит отметить важную деталь, исходящую из права деятельности РФ на территории континентального шельфа. Правовой статус этого государства, как и любой другой страны, претендующей на континентальный шельф, не затрагивает воздушного и морского пространства. А это означает, что зона вод континентального шельфа нейтральна, и никто не может ограничивать права и свободы по международному судоходству и воздухоплаванию.

Конституция о территориальном праве

Конституция РФ отражает понятие территориального определения в Российской Федерации. Первой частью статьи №67 определено, что целостность РФ предполагает все ее континентальные территории, а также внутренние и морские воды, в том числе воздушное пространство над ними. Конституционные положения дают основание утверждать, что в составе государственной территории РФ находится четыре ее части.

Территориальные составляющие РФ:

  • сухопутная, сюда входит континентальная и островная территория;
  • морская, подразумевает под собой внутренние и морские воды;
  • недра, область расположения природных ресурсов;
  • воздушная, ограниченная пространством над другими частями.

Характерным признаком существования каждой территориальной части является их твердая правовая основа.

Понятие и правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф прибрежного государства — это морское дно и его недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние (ст. 76 Конвенции ООН но морскому праву).

Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Эти права прибрежного государства являются исключительными в том смысле, что если оно не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст. 77). Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе (ст. 81); все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. (ст. 79); прибрежное государство имеет исключительное право сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа (ст. 80); оно имеет также право разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования на своем континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции; права прибрежного государства не затрагивают правового статуса воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Вопросы, связанные с континентальным шельфом Российской Федерации, урегулированы на основе специальных юридических актов законодательной и исполнительной власти страны.

Конвенция ООН по морскому праву устанавливает режим морского дна за пределами континентального шельфа. Дно морей и океанов и его недра за пределами юрисдикции государств («район») и его ресурсы являются «общим наследием человечества» (ст. 136), деятельность государств в районе осуществляется «на благо всего человечества» (ст. 140). Район открыт для использования его исключительно в мирных целях (ст. 141) в соответствии с принципами Устава ООН, положениями Конвенции ООН по морскому праву, нормами и принципами современного международного права (ст. 138).

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет какой бы то ни было части района или его ресурсов (ст. 137). Морские научные исследования в районе также осуществляются «исключительно в мирных целях и на благо всего человечества» (ст. 143). Разработку ресурсов района может осуществлять не только орган, но и суверенные государства.

С активизацией деятельности государств в Мировом океане возникает необходимость более тесного сотрудничества между ними. Наиболее важным центром такого сотрудничества суверенных государств выступает Международная морская организация (ИМО), являющаяся специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются около 130 государств. Цели ИМО: обеспечение сотрудничества между государствами в решении вопросов, связанных с международным торговым судоходством; выработка норм по обеспечению безопасности судоходства; предотвращение загрязнения Мирового океана. В рамках ИМО разрабатываются проекты международных соглашений, касающиеся различных вопросов судоходства.

Другими международными организациями, занимающимися вопросами обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения моря, развитием средств морской сигнализации и т.д., являются Комитет по морским перевозкам Совета по торговле и развитию ЮНКТАД, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО, Международный совет по исследованию моря, Международный морской комитет и др.

Смысл борьбы за владение шельфом

Свидетельством борьбы может послужить относительно недавний отказ ООН России в расширении границ своего континентального шельфа. Причина – недостаточность доказательств. Связано ли это с непростой и во многом ангажированной обстановкой в самой ООН? Отчасти да, по крайней мере, у России есть все основания так считать, ведь очень многие решения в этой организации вызывают подозрения в том, что они были продиктованы интересами западных стран, в частности, США.

Россия планирует потратить 1,5 миллиарда рублей на изучение протяженности своего арктического шельфа. США и Канада также проводили совместные экспедиции по изучению территорий Арктики в 2001 и в 2010 годах. Помимо перечисленных государств на эти места претендуют и скандинавские страны.

Рельеф шельфа

По своей структуре континентальные шельфы бывают разными. Шельф может иметь волнистый рельеф, как у берегов Евразии; может быть почти гладким, как в северных широтах, где поверхность шельфа «отполирована» крупными глыбами льда. В тропиках и в Южном полушарии шельфы часто окружены коралловыми рифами (самый крупный из известных –
Большой барьерный риф у берегов Австралии), отгораживающими побережье от океанических глубин. У берегов Калифорнии шельф испещрен глубокими ложбинами, образовавшимися вследствие эрозии суши задолго до того, как она опустилась под воду. Там, где близко к побережью проходит мощное течение, шельф может начинаться плавным наклоном, а потом резко обрываться в глубину.

Рыбный промысел

Китай, Япония, США, Франция, Россия — вот немногие страны, использующие возможности создания целых морских плантаций. Здесь можно выращивать, например, устриц, морскую капусту или морские гребешки. Стоит отметить, что японцы подчас питаются исключительно морепродуктами.

Но наибольший интерес в финансовом плане представляет ловля рыбы в прибрежных зонах шельфов океанов. Это позволяет обеспечивать пропитанием целые государства и поддерживать их полную автономность. Благодаря рыбному промыслу продолжительность жизни, например, в Японии существенно выше, чем в других странах.

В районах, называемых гидрологическими фронтами, в местах схождения и расхождения течений происходит активный процесс развития фито и зоопланктона, что способствует размножению промысловых скоплений рыбы. На севере Атлантического океана особой популярностью пользуется добыча сельди и морского окуня, а на севере Тихого — лосося и сайры. В местах стыка холодных глубинных вод можно ловить тунца, промысловые районы морского рыболовства зависят от гидрологических особенностей районов как отдельных шельфов, так и Мирового океана в целом. На шельфах северного полушария добывается около 70 % объема мирового улова рыбы.

Разделяют три вида рыболовства на континентальных шельфах: научно-исследовательское, учебное и культурно-просветительское, товарное. На все три вида распространяется Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Разработка российского континентального шельфа

Развитие месторождений нефти и газа континентального шельфа России принесет больше чем 200 миллиардов долларов прибыли. Такой прогноз был сделан на заседании Министерства природных ресурсов генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия Всероссийский Научно-исследовательский институт Океанология. По его словам, материальные запасы углеводородов, скрытых под водой, – что тут 1 рубль инвестиций может возвратить приблизительно 70 рублей дохода в будущем. Необходимо инвестировать эти деньги уже теперь, только на изучение и подготовку офшорных областей потребуется приблизительно 15 лет во время которых на грани истощения будут традиционные нефтегазовые бассейны Западной Сибири. Однако, чиновники, признав, что действующее законодательство не продвигает приток инвестиций для шельфов, не дали ответ на вопрос, как изменить ситуацию.

У континентального шельфа Российской Федерации есть область 6,2 миллионов кв.м из них 4 миллиона кв.м – перспектива с точки зрения добычи нефти и газа. Предположительные подсчеты взятых ресурсов гидроуглеродистого сырья с точки зрения нефти оценивуаются в 90-100 миллиардов т в средней плотности взятые ресурсы в 20-25 тысячах тонн на 1 кв.м области. Чиновники, которые шли к советам Министерства Защиты Окружающей среды и Природных ресурсов, решили, что необходимо продвигать этот проект, чтобы эти материальные запасы начали развиваться

Важность этого вопроса вызвана тем, что уже в ближайшем будущем основные области Западной Сибири начнут исчерпываться, и Восточная Сибирь и регион Тимано-Печорского не будут в состоянии дать так много нефти, чтобы обеспечить объемы российского ежегодного производства в 560 миллионов тонн. Как генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия Всероссийский Научно-исследовательский институт Океанологии Валерий Каминский, представляющий главный объявленный отчет, серьезной альтернативой областям на земле, шельфы станут в 2020-2030

Между тем только на предварительной работе над шельфами уйдет не менее 5 лет. Даже по минимальным расчетам десять лет займет создание инфраструктуры и разработка областей.

Доход от разроботки нефтяных шельфов составляет от 98 до 128 миллиардов долларов, газа – 107 миллиардов долларов. В то же время только налоговых выплат  и платежей за производство сырья составят на нефти 30-38 миллиардов долларов на газе – 47-63 миллиарда долларов. Таким образом доход государства только от естественных ресурсных платежей может составить 80-106 миллиардов долларов

Принимая во внимание ожидаемую долю России в извлечении и транспортной структуре предприятий это число может увеличиться на 10-30 миллиардов долларов. Это сопоставимо с общим инвестиционным хранилищем всего комплекса работ, который оценен в 72-113 миллиардов долларов, включая на нефти – 30-50 миллиардов долларов, на газе – 35-57 миллиардов долларов

При условии что на подготовке участков недр для аукционов потребуется инвестировать приблизительно 1,2 миллиарда долларов в геологоразведочные работы, это означает, что за один рубль сделанных бюджетных фондов государство может получить возвращение, по крайней мере, в 70-80 раз.

Однако, все еще астрономическая прибыль не светит правительственному бюджету. Валерий Каминский ответил на вопрос министра природных ресурсов Юрия Трутнева о том, как теперь обстоит дело на шельфе, что за прошлые десять лет только девять скважин были пробурены там. Чиновники не могли придумать, как ускорить этот процесс. Принятие нового закона – “О континентальном шельфе”, который аналогичен, в частности закону в США и Норвегии, может стать одним из вариантов. Позднее Юрий Трутнев сказал журналистам, что МПР также подготовила программу держащихся аукционов для шельфа Российской Федерации. “Однако, просто предложить для аукциона место недостаточно для решения проблем развития шельфа. Необходимо существенное изменение законодательства “, – сказал эксперт. Какие изменения должны быть внесены, пока еще не ясно. Но не исключено, что фирмам с иностранным капиталом будет запрещено участвовать в тендере на разработку шельфовой нефти.

Мы рассмотрели шельфовая нефть: разработка российского континентального шельфа, юридический аспект международного раздела морских шельфов, предыстория. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.

Претенденты, имеющие право влияния на территорию

Международное право предполагает распределение зон влияния на Арктическом шельфе среди России, Соединенных штатов Америки, Канады, Дании, Норвегии.

Активность в области распределения особых экономических зон предельно актуальна в годы глобального потепления и таяния ледников, что делает более доступной разведку и добычу полезных ископаемых. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено более 25 % всех запасов углеводородов. Российская Федерация — претендент на четверть мировых запасов.

Не стоит удивляться остроте вопроса в распределении сфер влияния между странами Арктического договора. Россия активно проводит разведку и добычу полезных ископаемых на шельфах Карского и Баренцева морей. По оценкам экспертов, открыты богатые и уникальные месторождения газа. Шестая часть рыбной продукции добывается именно в этом регионе. Кроме того, проложенный Северный морской путь является самым коротким путем от Европы до Америки и Азии. Потенциал данного региона способен прокормить не только одну отдельно взятую страну, но и весь мир в течение многих десятков лет.

Активную инвестиционную деятельность определяет огромное количество углеводородного сырья (более 130 млрд тонн условного топлива и 73 млрд м³ газа). Согласно геологической разведке зон шельфа, расположение полезных месторождений присутствует на более чем половине территории.

Наиболее перспективная территория приходится на Российский континентальный шельф в Арктике. Здесь сосредоточено около четверти всех мировых запасов углеводородов.

Комиссия ООН по границам континентального шельфа.

Поскольку достаточно сложно проконтролировать толщину осадочных пород или определить, где кончается подводная окраина материка, в Конвенции 1982 г. предусматривается создание специальной Комиссии по границам континентального шельфа. Комиссия состоит из 21 члена, являющихся специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, которые выбираются государствами-участниками с учетом принципа справедливого географического представительства.

В функции Комиссии входит рассмотрение представляемых прибрежными государствами данных и вынесение рекомендаций по вопросам, касающимся установления внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Необходимо подчеркнуть, что Комиссия не устанавливает границ континентального шельфа, она лишь выносит рекомендации, в то время как решение остается на усмотрение прибрежного государства. Кроме того, Комиссия предоставляет научно-технические консультации по просьбе заинтересованных государства в ходе подготовки данных относительно таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными (ст. 76, п. 8 Конвенции 1982 г.).

Добыча полезных ископаемых

В настоящее время их добыча выгодна, государства соревнуются друг с другом еще и в геологических экспедициях. Только так можно доказать право конкретной страны работать на шельфе.

Впрочем, континентальные шельфы дают другой урок. Некоторые эксперты говорят: человечество кровно заинтересовано в новых источниках энергии, нефть никуда не годится. Мало того, что она дорогая, ее сложно добывать, так ее и становится все меньше!

Впрочем, за всю историю нашего народа еще не было проблем, с которыми бы он не смог справиться. Нынешние школьники и студенты обязательно это подтвердят в скором будущем.

Похожие новости

27/01/2017

​В Арктике интересам России активно противостоит Дания. По словам главы Минприроды РФ, к датчанам «есть серьезные вопросы». Дело в том, что значительная часть датской арктической заявки строится на использовании геологических материалов.

6873

11/08/2016

​Благодаря результатам научных исследований, Россия может обрести право на четверть мировых запасов углеводородов. — Сейчас на этой неделе в Нью-Йорке Организацией Объединенных Наций (ООН) рассматривается заявка РФ с обоснованием границы морского шельфа, и там один из основных докладчиков — сотрудник нашего института, член-корреспондент РАН, декан геолого-геофизического факультета НГУ Валерий Верниковский.

2171

27/02/2019

Эксперты ООН в рамках предварительных обсуждений высоко оценили уровень проработки российской заявки на расширение шельфа в Арктике, заявил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Подкомиссия ООН в Нью-Йорке рассмотрит документ в марте и августе.

1395

30/11/2017

​«Почти все cорок тысяч жителей города Мирный рискуют остаться без работы, если в радиусе ста километров от него за короткий срок не будут разведаны перспективные объекты. Кроме специалистов Сибирского отделения РАН сделать это не сможет никто», — отметил председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон.

3370

10/11/2018

​​Использование Северного морского пути без ледоколов вряд ли возможно в ближайшие тысячелетия, заявил главный научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеомагнетизма Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения Российской академии наук Дмитрий Метелкин​.

1183

08/07/2020

​Норильская экологическая катастрофа, которая произошла, скорее всего, из-за подвижки грунтов, вызванной деградацией вечной мерзлоты, стала тревожным звонком. Она показала, что времени на дискуссии не осталось, и, если быстро не принять меры, это может привести к разрушительным последствиям.

1362

04/08/2020

Совместный проект ЮНЕСКО и Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова — плавучий университет, научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» вошло в акваторию Баренцева моря, где более 20 студентов из МГУ и других российских вузов при поддержке Министерства образования и науки России будут изучать перспективы нефтегазоносности этого района.

1707

24/06/2020

​​Экологический ущерб в Арктике и регионах с вечной мерзлотой имеет более значительный и продолжительный эффект — это нужно учесть при освоении региона. В этом году 5 июня — День эколога или Всемирный день защиты окружающей среды — отметили, что называется, специально не придумаешь.

1198

16/11/2017

Общий вывод из сегодняшнего заседания Общественного совета при Минпроме: запасов газа в Якутии — более чем достаточно. С избытком. А вот проблемы во всех отношениях могут быть с транспортировкой. То есть с газопроводами АО «Сахатранснефтегаз», более половины которых не соответствуют нормативным требованиям.

4080

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.

Помимо определения внешних границ, может возникнуть вопрос о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными берегами. Согласно ст. 76, п. 10 Конвенции 1982 г., установление внешних границ не должно затрагивать делимитации континентального шельфа между такими государствами. Последний вопрос отдельно рассматривается в ст. 83, п. 1, которая предусматривает, что такая делимитация должна осуществляться путем заключения соглашения между всеми заинтересованными сторонами в соответствии с принципами справедливости и учетом всех относящихся к делу обстоятельств. При необходимости государства могут обратиться к процедурам урегулирования международных споров, предусмотренным в части XV Конвенции. Действительно, Международным Судом и международными арбитражами уже были вынесены решения по целому ряду подобных дел и выработаны определенные критерии, принципы и правила делимитации морских границ.

Шельфовые моря [ править ]

Шельфовые моря относятся к океанским водам на континентальном шельфе. Их движение контролируется совместным воздействием приливов , ветров и солоноватой воды, образующихся из речных притоков ( области влияния пресной воды ). Эти регионы часто могут быть биологически высокопродуктивными из-за перемешивания, вызванного мелководьем и повышенной скоростью течения. Несмотря на то, что они покрывают лишь около 8% площади поверхности океана , шельфовые моря обеспечивают 15-20% мировой первичной продуктивности.

В то время как Северное море является одним из наиболее изученных шельфовых морей , оно не обязательно является репрезентативным для всех шельфовых морей, поскольку здесь можно обнаружить большое разнообразие форм поведения. В шельфовых морях Индийского океана преобладают крупные речные системы, включая реки Ганг и Инд . Шельфовые моря вокруг Новой Зеландии сложны, потому что затопленный континент Зеландия создает широкие плато. Шельфовые моря вокруг Антарктиды и берега Северного Ледовитого океана подвержены влиянию образования морского льда и полынья..

Есть свидетельства того, что изменение ветра, количества осадков и региональных океанских течений в теплеющем океане оказывает влияние на некоторые шельфовые моря. Улучшение сбора данных с помощью интегрированных систем наблюдения за океаном в районах шельфа моря делает возможным выявление этих изменений.

Новости институтов

  • 21/09

    6118

  • 21/09

    5739

  • 21/09

    5824

  • 21/09

    5838

  • 21/09

    5790

  • 21/09

    5705

  • 20/09

    4664

  • 20/09

    4402

  • 20/09

    1953

  • 20/09

    663

  • 20/09

    387

  • 20/09

    517

  • 20/09

    545

  • 20/09

    477

  • 20/09

    486

  • 20/09

    495

  • 20/09

    310

  • 20/09

    421

  • 20/09

    453

  • 20/09

    352

  • 20/09

    330

  • 20/09

    342

  • 20/09

    401

  • 20/09

    310

  • 17/09

    703

  • 17/09

    876

  • 17/09

    464

  • 17/09

    509

  • 17/09

    528

  • 17/09

    523

  • 17/09

    510

  • 17/09

    «Новые аспекты химии и биотехнологий»: прошла научно-исследовательская экспедиция в г. Карасук Новосибирской области

    514

  • 16/09

    580

  • 16/09

    719

  • 16/09

    570

  • 16/09

    820

  • 16/09

    529

  • 16/09

    592

  • 16/09

    567

  • 16/09

    635

  • 16/09

    494

  • 16/09

    369

  • 16/09

    364

  • 16/09

    468

  • 16/09

    420

  • 16/09

    476

  • 16/09

    378

  • 16/09

    433

  • 16/09

    378

  • 16/09

    373

Континентальный шельф РФ

ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ» включает в состав этой территории морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ по всей протяженности естественного продолжения суши страны до внешних границ подводной окраины на материке.

Замечание 3

Подводная окраина материка представляет собой продолжение континентального массива государства, который включает недра и поверхность континентального шельфа, склон и подъем.

Определение «континентальный шельф» используется и в отношении всех островов России. Внешняя граница континентального шельфа располагается на расстоянии 200 морских миль от тех исходных линий, где происходит измерение ширины территориального моря с условием, что внешняя граница подводной окраины на материке не расположена на расстояние далее, чем 200 морских миль. Когда подводная окраина материка располагается на расстоянии от 200 морских миль, то внешние границы континентального шельфа совпадут с внешними границами подводной окраины материка, которая определяется международными правовыми нормами.

Континентальный шельф РФ состоит из природных ресурсов, в том числе минеральных и прочих неживых ресурсов дна моря, его недр, живых организмов «сидячих видов». Виды живых организмов, которые представляют собой живые ресурсы континентального шельфа, установлены специальными уполномоченными федеральными органами по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа регулируются Российской Федерацией, а работа в области разведки, разработки (промысла) этих ресурсов и их охраны включена в компетенцию Правительства РФ.

На шельфе континента наша страна имеет:

  1. суверенное право разведывательной работы и добычи различного вида ресурсов. Данные права исключительны, поскольку, если РФ не занимается разведкой шельфа или разработкой его минеральных (водных) биоресурсов, никто не вправе это без ее согласия;
  2. исключительные права в области разрешительных и регулирующих буровых работ на шельфе с любой целью;
  3. право сооружать, регулировать и создавать, эксплуатировать и использовать искусственно созданные острова, сооружения и установки;
  4. юрисдикцию по отношению к научным исследованиям морских глубин; защите и сохранению моря в ходе разведки шельфа континента и разработки всех видов его ресурсов, захоронения отходов и др.; прокладки и эксплуатации трубопровода или кабеля под водой.

При получении и осуществлении суверенного права и юрисдикции на шельфе континента, наша страна не может препятствовать судоходству, свободам и правам других стран, которые признаются нормами права.

Замечание 4

Участки шельфа континента, включая недра, могут быть предоставлены лицам, которые соответствуют требованиям законодательства о недрах.

Острова, искусственно созданные, сооружения и установки континентального шельфа не имеют статус островов и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них могут формироваться безопасные зоны, простирающиеся не более чем на 500 метров внешнего края искусственного острова, установки и сооружения.

Любой тип деятельности на континентальном шельфе нашей страны подлежит экологической экспертизе государства. Военные корабли и летательная техника ФСБ РФ вправе использовать оружие против судов, которые нарушают закон и международные договора РФ в ответ на использование ими силы, а также в прочих исключительных ситуациях в случае преследования по горячим следам, исчерпания всех других обусловленных сложившимися обстоятельствами мер, требуемых для прекращения нарушений и задержания нарушителя.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добыча полезных ископаемых

Мало кто думает, интересуясь шельфом, что такое уникальное по своей сути природное явление может приносить пользу при добыче различных минеральных ресурсов, по своему потенциалу сравнимых с запасами ресурсов суши. Помимо различных руд, под берегом шельфа можно обнаружить огромные запасы пресной воды, образовавшейся еще до таяния льдов. В перспективе эту воду можно будет использовать для обеспечения жителей прибрежных районов, где наиболее остро ощущается водяной голод.

Для того чтобы понимать масштабы предполагаемой добычи ресурсов в прибрежных зонах, можно рассмотреть пример шельфовой зоны Дальнего Востока. На него приходится 81 % всех запасов ресурсов нашей страны. Доля по добыче алмазов, олова и бора составляет почти 100% от мировых. Помимо этого, на шельфе добывается цинк, плавиковый шпат, платина, вольфрам золото и серебро и сосредоточено 10 % запасов углеводородных ресурсов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector