«гусиная столица»: зачем ехать в странный город кологрив?
Содержание:
- Самый известный кологривский гений Ефим Честняков умер в беззвестности
- История города
- Рядом с европейским городом Кологривом растет первобытная тайга
- В «гусиной столице» гуси не живут
- В городе есть железнодорожный вокзал, но нет железной дороги
- Название Кологрив с лошадьми не связано
- Расстояние Кологрив Кострома на машине
- Святой источник «12 ключей»
- История
Самый известный кологривский гений Ефим Честняков умер в беззвестности
О нем, ученике Репина, удивительном самобытном художнике, которого называли «человеком Возрождения», вообще могли не узнать в столицах, в Европе, во всем мире, если бы не счастливый случай. Экспедиция Костромского музея изобразительных искусств летом 1968 года, через семь лет после смерти Честнякова, проезжала через Кологривский район. Случайно остановились воды попить, и на картонке, накрывавшей кадку с водой, сотрудник музея вдруг разглядел потрясающей красоты картину, написанную в особой авторской манере. Искусствоведы, исследователи оценили наследие провинциального художника. Картины стали собирать по крупицам, по крестьянским домам, искали документы, книги… Потом были выставки в Москве и Ленинграде, в Париже и в Турине, Токио и Амстердаме, издания альбомов, признание и восхищение.
А в родном Кологриве, точнее даже в селе Шаблове, где художник Ефим Честняков прожил всю жизнь, его помнили и помнят без всякой всемирной славы как доброго, душевного, мудрого человека, чудака и бессребреника, который сочинял сказки, играл и занимался с детьми, учил их правильному отношению к окружающему миру, лепил с ними из глины фигурки, делал рукописные книги и иллюстрировал их своими рисунками, подкармливал голодных и даже, по слухам, исцелял людей. Рисунки «дяди Ефима» во многих домах местных жителей стояли в красном углу. На его картинах — выдуманный идеальный крестьянский мир с огромными сказочными животными и птицами, нарядными ребятишками, яблоками, которыми можно накормить целую деревню, праздниками и деревенскими пейзажами.
Ефим Честняков: лучший ученик Репина,которого мир оценил лишь после смерти
Сегодня в Шаблове восстановлен на народные деньги дом-музей Честнякова, воссоздана его мастерская. Бьет Ефимов ключ — родник, который благоустроил художник. Дети продолжают традиции, созданные художником — лепят из глины, разыгрывают сказочные представления с глиняными «артистами» в своем единственном в мире «глиняном театре», занимаются экологическими проектами…
Странность пятая
История города
Построен старый Кологрив был в 1521-1525 гг.
, как крепость для защиты от опустошительных набегов татар, черемисов (марийцев), которые грабили и жгли сёла и города, уводили в плен и продавали в рабство русских людей. Московский князь Василий 3 (1505-1533г.г.) приказал «срубить» пограничные крепости с насыпными валами. Кологрив находился на 34 версты выше нынешнего города на правом берегу Унжи. Здесь жили воевода, приказные, рассыльщики и пушкари. Была церковь Михаила Архангела, село называлось Архангельским.
Во второй половине 15 века
Кологрив входил в состав Галичского уезда Московского княжества. В Кологривскую осаду входило восемь волостей: Илешевская, Шишкилевская, Турдиевская, Куножеская, Березницкая, Юзская, Кемская и Межевская. В них насчитывалось 170 деревень. Основную масу населения составляли крестьяне.
Самое раннее упоминание о кологривцах встречается в 1609
году (вторая польская интервенция). Костромкой воевода Вельяминов писал польскому ге.
В 1708
году в целях создания сильной местной власти Пётр 1 разделил Россию на 8 губерний. Кологрив был приписан к Архангелогородской. По преписи1718-1727гг . в Кологривской осаде значилось6253 души мужского пола.
В начале 18 столетия
Кологрив утратил своё значение как оборонительный рубеж и административный центр.
В 1727 г.
Иван Рогозин самовольно переносит город на левый берег Унжи в погост Кичино, туда, где находится Кологрив в настоящее время. Название села было связано с постройкой здесь речных судов — гусанок, нос которых украшали резьбой, похожей на женский головной убор — кичку. Воевода учёл удобное географическое положение Кичино: пологий берег Унжи, речки Киченка и Алексинка, заливные луга, торговый путь, который шёл из Галича через Парфентьев, Кичино, Георгиевское (на Меже) на Вятку и в Сибирь. Этот торговый путь назывался Новым Вятским трактом в отличие от Старого Вятского тракта, проходившего южнее, через Судиславль, Кадый, Пыщуг, неудобного из-зи разливов рек Унжи и Межи. Кичино было преревалочным пунктом , это выделяло его в торгово-экономическом отношении. Значение тракта особенно возросло во время царствования Петра 1, когда велась Северная война, когда развернулось строительство Петербурга и русского флота.
5 сентября 1778 года
по Указу императрицы Екатерины Второй было учреждено Костромское наместничество, а город Кологрив выделен из Галичской провинции в самостоятельную административную единицу и стал уездным городом. Село Кичино было переименовано в город Кологрив, а старый Кологрив стал называться селом Архангельским. 29 марта 1779 года был «Высочайше» утверждён герб города: в верхней части щита — часть герба Костромского — в голубом поле корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами. Во второй части щита — в золотом поле лошадиная голова с крутою гривою, означающая имя сего города. В 1781 году был утверждён генеральный план застройки грода, на котором Екатерина Вторая начертала: «И быть посему».
Кологрив был крупным административным и культурным центром. В Кологривский уезд входили Парфеньевский, Нейский, Мантуровский и Межевской районы. В 1929
году произошло районирование. Каждый из этих районов стал самостоятельным.
Высшим должностным лицом в городе и уезде считался уездный предводитель дворянства. Эта должность была учреждена в 1778г.. Канцелярия находилась в здании Присутственных мест (теперь это здание поликлиники в центре города). Высшим органом местного самоуправления было земское собрание, исполнительным органом — земская управа.
Большую роль в экономической жизни населения играли ярмарки (годовые базары). Они проводились в Кологриве три раза в год: Феодосиевская (с 10 по 15 февраля по н.ст.), Онуфриевская (с 25 по 30 июня), Сергиевская (с 8 по 13 октября).
Современный Кологрив стал широко известен тем, что здесь создаётся уникальный биосферный заповедник «Кологривский лес». В 1986 году заповеднику присвоен статус памятника Федерального значения. Преобладающая часть заповедника занята первозданными еловыми лесами без каких-либо следов нарушения их естественного развития. Самые старые деревья имеют возраст 350-400 лет. Крупные ели достигают 70-80см в диаметре и высотоы 45-50м.
Рядом с европейским городом Кологривом растет первобытная тайга
Кологрив — город «тупиковый». Дальше дороги не ведут. Дальше — лес. И лес этот необычный. В европейской части России и вообще в Европе старых, «первичных» лесов практически не осталось. Леса есть, но они выросли уже на месте уничтоженных пожарами или спиленных людьми лесов. А вот рядом с Кологривом каким-то чудом сохранился островок настоящей тайги, которому уже ни много ни мало 5000 лет! И ни разу этих деревьев не касалась рука лесоруба. Это несмотря на то, что жители Кологривской губернии исконно жили лесным промыслом — здесь много лесопилок, лесом торговали и торгуют, лес сплавляют по рекам…
Нетронутый человеком лес ученые с удивлением обнаружили еще сто лет назад. Вместе с местными жителями они мужественно выдержали тяжелое противостояние с лесопромышленниками, уже положившими глаз на девственные леса — выгодное сырье, которое так хотелось пустить под пилу. Одним из активных защитников уникальной тайги долгие годы был писатель Василий Песков. Отстояли. И в начале XXI века здесь удалось создать заповедник федерального значения «Кологривский лес» площадью в 60 тыс. га.
По словам Пескова, Кологривский лес — эталон, точка отсчета для наблюдения за естественными процессами, происходящими в лесу
Важно сохранить и трехсотлетние елки, и огромные липы, напоминающие колонны Исаакиевского собора, и смешение лесных пород, какого не встретишь в других местах, и огромное разнообразие животного мира. Здесь живут зайцы, бобры, трясогузки, медведи, лоси, огромное количество птиц
Здесь растет кологривская ель — гибридный вид сибирской и европейской ели… Контора заповедника «Кологривский лес» находится в Кологриве. В заповедник организуются экскурсии. Правда, записываться на них нужно чуть ли не за полгода: желающих очень много.
Странность шестая
В «гусиной столице» гуси не живут
Они здесь ненадолго останавливаются весной, когда Унжа вскрывается ото льда, чтобы восстановить силы на перелете из Европы в Арктику. Немецкие и голландские ученые бьют себя кулаком в грудь: «Это наши гуси! Они у нас всю зиму проводят!» Наши орнитологи твердят свое: «Нет, эти гуси — наши! Они у нас в Арктике размножаются, выводят потомство!» А жители Кологрива просто любуются прекрасным зрелищем, когда в конце апреля — начале мая на луга, примыкающие к городу, садятся тысячи и тысячи прекрасных птиц, которые людей не боятся, щиплют свежую травку, ищут червячков и жучков в оттаявшей земле, гогочут и радуют глаз своим опереньем.
Раньше птицы останавливались и в других местах Центральной России, но антропогенная нагрузка на природу настолько высока, что мест для отдыха пернатых почти не осталось. Поэтому феномен Кологривских лугов сегодня уникален. Посмотреть на прилет диких гусей в Кологрив съезжаются туристы и ученые со всей России и из-за рубежа. Орнитологи кольцуют птиц, чтобы проследить маршруты их миграции. А горожане раз в году устраивают праздник — «День гуся».
Странность четвертая
В городе есть железнодорожный вокзал, но нет железной дороги
Как так вышло? На то есть две истории. Одна ходит среди местных жителей, другая — официальная. По версии местных, в 1858 году в Костромскую губернию приезжал государь Александр II. Тогда как раз собирались проводить железнодорожную ветку между Санкт-Петербургом и Вяткой. Состоятельный кологривский купец и лесопромышленник Макаров пообещал императору, что за свои деньги построит в городе вокзал. Предполагалось, разумеется, что железная дорога тоже пройдет через Кологрив. Александр меценатство всячески приветствовал и Макарова поддержал, приказав держать строительство под контролем. Увы, купец свое слово сдержал, а вот строительство магистрали затянулось на годы. Александр II скончался, шли десятилетия, наступил новый, XX век, а бюрократическая волокита, скандалы и истории с чиновничьими взятками никак не давали хода грандиозному проекту. В конце концов, железную дорогу построили, но… на 80 километров южнее Кологрива, через Мантурово. Не пропадать же зданию — Макаров с семьей сам жил в выстроенном вокзале.
Другая версия — более прозаичная. По ней красивый кирпичный дом, напоминающий древний замок, купец Г. В. Макаров с самого начала строил для своей семьи. Проект составил московский архитектор И. И. Рерберг. А когда в городе стали говорить о строительстве железной дороги, Макаров пообещал отдать подходящий по местоположению особняк под вокзал. Но местные лесопромышленники, у которых уже был надежный и — главное! — бесплатный путь для сплава древесины — река Унжа, строительству дороги воспротивились.
После революции огромный кирпичный дом передали администрации, а сейчас в нем располагаются краеведческий музей и выставка замечательного художника Г. А. Ладыженского, филиал Костромского музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Выставку очень рекомендуем посмотреть: работы Ладыженского называют «русским импрессионизмом» и считают, что они не уступают самому Клоду Моне. Здесь же выставлены личные коллекции академика Ладыженского, в том числе богатейшее собрание старинного оружия разных стран и эпох, которые заядлый путешественник привозил со всех концов света. В музее много этнографии — предметы крестьянского, купеческого и помещичьего быта. Есть экспозиции, посвященные природе края, его истории, традиционным промыслам и ремеслам, жизненному укладу местных жителей.
Кологривский музей имени Г.А. Ладыженского
В художественном отделе представлены картины Крамского, Шишкина, Брюллова, Федотова, Шевченко, Боровиковского и других художников, а также западноевропейская живопись XVI-XIX вв. Конечно, здесь есть и полотна «кологривского гения» Ефима Честнякова.
Да, насчет железной дороги и вообще логистики. По железной дороге можно доехать до Мантурова. А оттуда — 40 км по плохой трассе на Шарью и еще 40 по совсем плохой трассе — до Кологрива. Говорят, ходят автобусы, но редко. Говорят, ходят и маршрутки. Тоже редко.
* * *
До Кологрива непросто добраться. И живут здесь небогато. И народу немного. Но если вы хотите красоты, чистоты, тишины и старины — приезжайте в Кологрив! Не пожалеете.
Название Кологрив с лошадьми не связано
А с чем связано? С холмами. Город стоит на поросших лесом холмах, которые в древности называли «гривами». Поселение около — «коло» — этих самых грив и назвали Кологривом. Холмы удобны тем, что их не подмывают весенние паводки: здесь ведь протекают целых три реки — приток Волги Унжа и впадающие в нее Алексинка и Киченка.
Тем не менее на гербе Кологрива изображена именно конская голова. Может быть, это отсыл к тому, что город находился на пересечении речного торгового пути и крупного гужевого тракта и лошадей здесь всегда было много. В XXI веке, как бы оправдывая «конскую» ассоциацию с названием, в Кологриве пробовали разводить знаменитых орловских рысаков. Сейчас у местных фермеров есть объезженные лошади и пони — на них можно покататься по красивым местам.
Герб Кологрива
Странность вторая
Расстояние Кологрив Кострома на машине
Кологрив | |||
Кологрив — Воймас (24 км; 0:23) |
|||
Воймас | 24 км | 0:23 | |
Воймас — Мантурово (47 км; 0:39) |
|||
Мантурово | 70 км | 1:03 | |
Мантурово — Ефимово (9 км; 0:05) |
|||
Ефимово | 80 км | 1:08 | |
Ефимово — Карьково (12 км; 0:06) |
|||
Карьково | 92 км | 1:15 | |
Карьково — Угоры (16 км; 0:08) |
|||
Угоры | 109 км | 1:24 | |
Угоры — Ступино (1 км; 0:00) |
|||
Ступино | 110 км | 1:24 | |
Ступино — Аносово (3 км; 0:01) |
|||
Аносово | 113 км | 1:26 | |
Аносово — Зашильское (1 км; 0:00) |
|||
Зашильское | 114 км | 1:27 | |
Зашильское — Хлябишино (0 км; 0:00) |
|||
Хлябишино | 114 км | 1:27 | |
Хлябишино — Федоровское (2 км; 0:00) |
|||
Федоровское | 116 км | 1:28 | |
Федоровское — Федоровское (1 км; 0:00) |
|||
Федоровское | 117 км | 1:28 | |
Федоровское — Бакшеево (2 км; 0:00) |
|||
Бакшеево | 118 км | 1:29 | |
Бакшеево — Аманово (2 км; 0:01) |
|||
Аманово | 120 км | 1:30 | |
Аманово — Мелешево (3 км; 0:01) |
|||
Мелешево | 123 км | 1:32 | |
Мелешево — Шемятино (2 км; 0:01) |
|||
Шемятино | 125 км | 1:33 | |
Шемятино — Гребенец (2 км; 0:01) |
|||
Гребенец | 127 км | 1:34 | |
Гребенец — Горка (4 км; 0:01) |
|||
Горка | 131 км | 1:36 | |
Горка — Рагозино (1 км; 0:00) |
|||
Рагозино | 132 км | 1:36 | |
Рагозино — Унжа (3 км; 0:01) |
|||
Унжа | 134 км | 1:38 | |
Унжа — Ремез (2 км; 0:01) |
|||
Ремез | 136 км | 1:39 | |
Ремез — Першнево (12 км; 0:06) |
|||
Першнево | 148 км | 1:45 | |
Першнево — Макарьев (3 км; 0:01) |
|||
Макарьев | 152 км | 1:47 | |
Макарьев — Заречье (9 км; 0:05) |
|||
Заречье | 160 км | 1:52 | |
Заречье — Якимово (3 км; 0:01) |
|||
Якимово | 164 км | 1:54 | |
Якимово — Середники (19 км; 0:10) |
|||
Середники | 184 км | 2:05 | |
Середники — Кадый (9 км; 0:05) |
|||
Кадый | 193 км | 2:11 | |
Кадый — Вёшка (12 км; 0:06) |
|||
Вёшка | 205 км | 2:18 | |
Вёшка — Дымница (18 км; 0:09) |
|||
Дымница | 223 км | 2:27 | |
Дымница — Клеванцово (16 км; 0:08) |
|||
Клеванцово | 238 км | 2:36 | |
Клеванцово — Козловка (6 км; 0:03) |
|||
Козловка | 244 км | 2:39 | |
Козловка — Островское (6 км; 0:03) |
|||
Островское | 250 км | 2:42 | |
Островское — Парфеньево (0 км; 0:00) |
|||
Парфеньево | 250 км | 2:42 | |
Парфеньево — Гуляевка (3 км; 0:01) |
|||
Гуляевка | 253 км | 2:44 | |
Гуляевка — Сорож (19 км; 0:10) |
|||
Сорож | 272 км | 2:54 | |
Сорож — Доманово (11 км; 0:05) |
|||
Доманово | 283 км | 3:00 | |
Доманово — Судиславль (1 км; 0:00) |
|||
Судиславль | 285 км | 3:01 | |
Судиславль — Западный (3 км; 0:02) |
|||
Западный | 287 км | 3:04 | |
Западный — Игнатьево (2 км; 0:01) |
|||
Игнатьево | 289 км | 3:05 | |
Игнатьево — Лукино (1 км; 0:00) |
|||
Лукино | 290 км | 3:06 | |
Лукино — Болотово (1 км; 0:00) |
|||
Болотово | 292 км | 3:07 | |
Болотово — Корба (5 км; 0:02) |
|||
Корба | 296 км | 3:10 | |
Корба — Грудки (2 км; 0:01) |
|||
Грудки | 298 км | 3:11 | |
Грудки — Ратилово (4 км; 0:02) |
|||
Ратилово | 302 км | 3:13 | |
Ратилово — Левино (0 км; 0:00) |
|||
Левино | 303 км | 3:14 | |
Левино — Меза (2 км; 0:01) |
|||
Меза | 305 км | 3:15 | |
Меза — Калинки (7 км; 0:03) |
|||
Калинки | 312 км | 3:19 | |
Калинки — Филипцево (5 км; 0:02) |
|||
Филипцево | 317 км | 3:21 | |
Филипцево — Кирово (3 км; 0:01) |
|||
Кирово | 320 км | 3:23 | |
Кирово — Таранино (5 км; 0:02) |
|||
Таранино | 325 км | 3:26 | |
Таранино — Харино (1 км; 0:00) |
|||
Харино | 326 км | 3:26 | |
Харино — Сендега (2 км; 0:01) |
|||
Сендега | 328 км | 3:27 | |
Сендега — Губачево (1 км; 0:00) |
|||
Губачево | 329 км | 3:28 | |
Губачево — Фанерник (1 км; 0:00) |
|||
Фанерник | 329 км | 3:28 | |
Фанерник — Кострома (1 км; 0:00) |
|||
Кострома | 338 км | 3:35 |
Святой источник «12 ключей»
В лесу, где находится речка Черный Лух, находится святой источник. Существует легенда, что давным-давно там стоял монастырь, который однажды ушел под землю, а спустя какое-то время там стали появляться светящиеся огни. Народ был заинтересован в этом чуде природы и стал приходить туда и молиться. Там и появилось 12 ручейков, которые олицетворяли 12 святых, проживающих в том монастыре.
Сегодня туристы с удовольствием посещают это место, тем более там выстроили сходни с перилами для удобства жителей и приезжих, которые решили посетить этот источник. Даже в жару вода там остается холодной, но тот, кто отважится искупаться в святом источнике, будет здоров и обретет счастье. Зимой источник не замерзает.
История
Герб (1779) Первыми жителями приунженских земель были финно-угорские племена меря. Именно от них достались в «наследство» многие топонимы — Унжа, Пеженга, Ужуга, Марханга и другие. С XI—XII веков берега Унжи стали заселять славяне, постепенно ассимилировавшие аборигенов
Точная дата возникновения Кологрива неизвестна. Скорее всего, он возник в начале XVI века как пограничная крепость на границе с Казанским ханством для защиты восточных окраин Московского государства от набегов татар и их союзников. В XVII веке Кологрив утратил своё значение как крепость и пришёл в запустение. В связи с этим в 1727 г. кологривский воевода Иван Рогозин перенёс город на новое место, на 40 км ниже по течению реки — в село Кичино
В 1778 году село Кичино было переименовано в уездный город Кологрив, который стал центром обширного уезда. В 1779 г. Кологриву Высочайше был пожалован герб, который представлял собой щит, в золотом поле которого чёрная отвлечённая конская голова
Постепенно, город, получивший регулярный план застройки, приобретал черты административного и торгового центра. Застраивался общественными зданиями, купеческими особняками, лавками и церквями. Последних в Кологриве было четыре — Воскресенская церковь (построена в 1777 г.), Успенский Собор (1807 г.), Кладбищенская во имя всех Святых (1840 г.) и храм Спаса Нерукотворного (1911 г.). В XIX—XX веках Кологрив славился как город учебных заведений. Здесь действовали уездное и приходское училища, женская и мужская гимназии, церковно-приходские школы. В 1892 году на средства, завещанные Ф. В. Чижовым, возле Кологрива открылось сельскохозяйственное техническое училище имени Ф. В. Чижова, одно из лучших технических училищ Российской империи. В советские годы, помимо общеобразовательных школ, были зоотехникум, педагогическое и медицинское училища, школа—интернат и межрайонная школа глухонемых
Население Кологривского уезда в подавляющем большинстве было крестьянским]. Помимо традиционных земледелия и животноводства, крестьяне активно занимались различными промыслами. Наиболее распространённым был лесной промысел: зимой рубили лес, а весной сплавляли его по Унже в Волгу. Соответственно богатейшими людьми уезда были лесопромышленники. Пик лесопромышленного бума пришёлся на начало XX века. В январе 1918 г. в Кологриве была установлена советская власть. Советский период — это, прежде всего, история колхозов и леспромхоза, главного предприятия района. В годы Великой Отечественной войны тысячи кологривчан защищали Родину на фронте, оставшиеся в тылу, не жалея сил, приближали победу в колхозах и на лесозаготовках. Шестеро кологривчан стали Героями Советского Союза, ещё один стал кавалером орденов Славы трёх степеней