Кола

Основные притоки

Река Кола Мурманской области имеет многочисленные притоки. Основные, наиболее крупные из них: Большая Кица, Медвежья, Тюхта, Воронья, Орловка, Кильдинский ручей. Кола на своем пути проходит цепочку озер, три – это довольно крупные водоемы (Колозеро, Пулозеро, Мурдозеро). В итоге, площадь бассейна вместе с притоками и озерами составляет 3850 кв.км.

В записках лейтенанта флота Рейнеке М., изданных в Санкт-Петербурге в 1830 году, можно найти описание реки. Кола, как стало известно, ранее протекала севернее города Колы, но затем изменила русло, отрезав низменный мыс от восточного берега залива и образовав небольшой остров.

Карта

  
Кола: карты

Кола: фото из космоса (Google Maps)Кола: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Кола. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Кильдинстрой 9 () Ю
2 Мурманск 9 (7) С
3 Мурмаши 11 (11) ЮЗ
4 Сафоново 20 () СВ
5 Североморск 24 (29) СВ
6 Снежногорск 36 (49) С
7 Полярный 38 (57) СВ
8 Гаджиево 42 (62) С
9 Видяево 50 () С
10 Заозёрск 62 (122) С
11 Оленегорск 83 (92) Ю
12 Высокий 84 () Ю
13 Печенга 103 () СЗ
14 Мончегорск 105 (124) Ю
15 Заполярный 106 (145) СЗ
16 Ревда 120 (159) ЮВ

Краткая характеристика

Город расположен на Кольском полуострове, за Северным полярным кругом, при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км к югу от Мурманска.

К юго-западу от Колы, на правом берегу р. Тулома — посёлок Мурмаши, самый северный бальнеогрязевый курорт России.

Территория (кв. км): 172

Исторический очерк

Впервые упоминается как поселение поморов в 1264 г., волость Коло. В 1565 г. сооружён Кольский острог, известен как город Кола.

Название по расположению в устье реки Кола. Распространённая этимологоия из финно-угорского Кульйоки «рыбная река». Но поскольку такая форма гидронима не подтверждается ни одним письменным источником, предложена этимология из саамского Кольйок «золотая река». Русскими название было усвоено сначала в виде полукальки Кола-река, упоминаемой в летописи под 1532 г., которая затем была превращена в р. Кола. Кольский полуостров получил своё название по селению Кола и реке Кола.

В 1589-91 гг. жители не раз отражали нападения шведов.

В 15-17 вв. Кола — отправной пункт морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля. В 18 в. теряет значение центра внешней торговли Московского государства на Севере.

С 1708 г. в составе Архангелогородской губернии, с 1719 г. в Архангелогордской провинции. С 1784 г. уездный город Архангельского наместничества (с 1796 г. — Архангельская губерния). Со второй половины 19 в. заштатный город.

В 1856 г. в уездном городе Кола Архангельской губернии числилось 1 церковь, 35 домов, 3 лавки.

15 марта 1926 г. преобразован в село Кола, позднее развивался как спутник Мурманска.

Рабочий посёлок с 20 августа 1935 г. Город (вторично) с 02 августа 1965 г.

Фабрики: мебельная, макаронная. Пивокомбинат.

Близ Колы — звероводческий совхоз.

Основные предприятия

Культура, наука, образование

Музей поморского быта (в экспозиции — поклонный молитвенный крест 17 в.).

ВУЗы города

Мурманский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвыhttp://www.mosapkola.ru/

Архитектура, достопримечательности

Сохранились земляной вал и ров Кольской крепости, одно из первых каменных зданий на Кольском полуострове — Благовещенский собор (1800-09).

В окрестностях Колы — неолитическая стоянка (2 — 1-го тысячелетия до н.э.).

Численность населения по годам (тыс. жит)
1856 0.5 1992 16.1 2007 10.6 2016 9.7
1897 0.6 1996 12.4 2008 10.5 2017 9.7
1926 0.6 1998 12.2 2010 10.3 2018 9.7
1939 8.4 2000 11.9 2011 10.4 2019 9.7
1959 12.3 2001 11.8 2012 10.3 2020 9.7
1970 12.1 2003 11.1 2013 10.1 2021 9.6
1979 13.3 2005 10.8 2014 10.1    
1989 16.5 2006 10.6 2015 9.9    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 208
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 270
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 204

Характеристика реки Колы

От северного залива Колозера берет свое начало мурманская река Кола. То в крутых берегах, усыпанных валунами, то среди равнинных плесов, где вплотную к воде подступают деревья, она стремится к Баренцеву морю и, преодолев 83 км по сильно холмистой местности, впадает в Кольский залив.

Характер реки довольно разнообразный, встречаются мелкие каменистые перекаты, равнинные участки сменяются порогами. Ширина русла варьируется от 5 до 15 км. Река Кола не пересыхает, но уровень воды в зависимости от сезона либо мельчает, либо значительно поднимается после дождей. Местами вплотную к береговой линии подступают величественные сосны, березы, рябины; местами – обрывистые склоны, усеянные большими глыбами.

Активный отдых на реке

Река Кола и ее притоки – прекрасное место для отдыха на природе. Равнинные участки идеально подходят для неторопливого семейного сплава, во время которого можно вдоволь любоваться окружающим пейзажем. На пологих берегах имеются оборудованные стоянки для организации пикника. На реке много мест, где любители спортивного отдыха могут заниматься рафтингом, а в нижнем ее течении, представляющем собой многокилометровые пороги, организованы маршруты различной сложности для каякинга.

Кольский полуостров привлекает людей, которые ищут приключений и любят новые впечатления, тех, кому нравится отдых вдали от цивилизации, в окружении красот северной природы. Многие, посетив этот загадочный и чарующий край, стремятся снова вернуться в этот рай для эстета.

Мост через реку Тулому

Чтобы попасть на другой берег реки Туломы, жители и гости города пользуются мостом из железобетонных конструкций. Оказывается, он тоже считается одной из главных достопримечательностей Колы.

История строительства моста

Мост в 1952 году строили не гражданские организации, а инженерные войска Министерство обороны СССР. Строительство шло в приграничной зоне, в сложных погодных и климатических условиях. Мост считался достаточно важным объектом. Приведу один факт: авторы проекта и строители были выдвинуты на Сталинскую премию, поскольку мост имел самый большой в Европе арочный пролет для мостов такого типа.

Однако по политическим соображениям Министерство обороны предпочло не афишировать эту «стройку века» в приграничной зоне с участием инженерных войск.

На официальном сайте города Колы есть интереснейшая статья под названием «Мост через реку Тулома — трудовой подвиг инженерных войск в мирное время». В статье довольно много технических подробностей, но они как раз и позволяют понять всю сложность и масштаб строительства этого объекта.

А вот что я обнаружила буквально вчера, на одной из страничек «Комсомольской правды»:

Реконструкция это хорошо. Но жаль, что Кола лишится такой своеобразной достопримечательности.

Благовещенская церковь

Одна из достопримечательностей современной Колы это Благовещенская церковь. Она считается старейшим каменным зданием на всем Кольском полуострове.

Я сначала даже не поняла, что меня смущает в архитектуре этой церкви. Присмотрелась. Обычно у храмов купола ставятся на цилиндрический барабан. А здесь огромный «луковичный» купол посажен прямо на основу, так называемый четверик.

Ученые выяснили, что раньше Благовещенская церковь составляла единый комплекс с деревянным Воскресенским собором конца XVII века и колокольней, которые до наших дней не сохранились. В краеведческом музее представлен макет собора. А в церковном дворике стоит вот такой макет бревенчатой стены.

Во внутреннем дворике храма установлен вот такой стол с табуретками из срубов.

В самом храме находится ещё одна достопримечательность. Это Путный крест.

Путный (поклонный) крест


Крест был установлен в 1655 году кольским воеводой Г.И.Волынцевым у судовой пристани. Этому кресту поклонялись (отсюда и название — поклонный) рыбаки, выходящие на промысел в море и купцы, которые привозили товары на Кольский полуостров. Ему молились местные поморы и благодарили за спасение жизни во время штормов.

В начале ХХ века крест стоял у дороги, затем его снесли и долгое время о нем не было ничего известно. Впоследствии крест нашли и установили прямо в храме.

В 1974 году он был признан памятником архитектуры федерального значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector