Коканд

Содержание:

Достопримечательности Коканда

Древняя столица переживала и взлеты, и падения, и хранит в себе множество тайн. Путешествующие по Ферганской долине непременно заглядывают сюда, чтоб полюбоваться величественными сооружениями. В маршрут практически всех экскурсионных туров включено посещение таких важных исторических памятников, как кокандская крепость, некрополь Сарымодор, , мечеть Джами, медресе Норбут-бия. Также туристы, приезжающие в Коканд, могут получить подробную информацию об истории, культуре и быте жителей ханства и о его выдающихся деятелях, посетив местные музеи.

Архитектура городских строений поражает монументальностью и в то же время изяществом отделки. Восточный стиль, который неизменно прослеживается в архитектурных ансамблях, служит визитной карточкой кокандских достопримечательностей.

Экспансия Кокандского ханства

Вся история государства – это летопись завоеваний кокандских ханов.

Наследник Шахрух-бия, занявший трон после его смерти, сначала стал завоевателем нескольких бухарских городов, среди которых был и Самарканд. Но потом женился на племяннице бухарского хана и заключил, таким образом, мир.

В пору правления Алимхана, прослывшего кровожадным и жестоким, ханство воевало и расширялось.

Кокандским правителям не потребовалось много времени, чтобы осуществить захват долины реки Сырдарьи, а в кочевьях киргизов создать форпосты. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что к 30-м годам XIX столетия южные границы государства дошли до г.Джизак, западные – до Туркестана, северные – до о.Балхаш и р.Или.

Экспансия ханства простиралась также на восток. Кокандцами не раз совершались походы к китайской границе, пока в 1831г. Поднебесная не купила для себя мир с ханством. Теперь кокандцы могли собирать с иностранной торговли пошлину в Кашгаре и некоторых других городах.

Этимология

Название города соответствует названию других центральноазиатских городов, в которых присутствует элемент «канд / кент / кванд / джанд», что означает город на согдийском, а также на других иранских языках. Khwarazmian версия была «Кат», который по- прежнему находится в названии старого города Akhsikath / Akhsikat в Ферганской долине в Узбекистане . Приставка «ху / ху» по- ирански означает «хорошо». (современный таджикский хуб. Вместе название расшифровывается как «Добрый город».

Тюркское происхождение несостоятелен в хронологическом порядке, но государства как таковые: «Имя Коканд происходит от известной племенной семейной группы„Кокано“ , которые принадлежат к Kongrat племени узбеки .»

Экономика и администрация

Население этого города составляет триста тысяч человек, расположен он на плодородных землях реки Сырдарьи в Ферганской долине. Здесь прекрасно уживаются рядом русские, узбеки, армяне и киргизы. Климат здесь такой же, как и в Ташкенте: мягкий, позволяющий выращивать хорошие овощи и фрукты. Главное административное лицо города называется хоким (исполняет функции мэра). Выбирают на должность хокима Совет Народных Депутатов.

В 1991 году, когда Узбекистан стал самостоятельной республикой, славным городом Кокандом правили: Хаджикул Туракулович Мавлянкулов, годы службы с 1991 по 1999; Абдухаким Султанович Ходжаев, работал с 1999 по 2004; Маруф Азамович Усмонов (2004 () — октябрь 2006; Хаетхон Салимович Каримов (октябрь 2006 — ноябрь 2008). С ноября 2008 года должность занимает Шухрат Уринбаевич Сабиров.

Объем продукции, выпущенной на крупных промышленных предприятиях в 2006 году составил 72,9 млрд сумов. В структуре промышленности удельный вес предприятий химпрома — 28 % (АО “КокандСФЗ”, АО “Коканд спирт”), пищевой промышленности — 32,2 % (АО “Коканддон махсулотлари”, АО “Коканд ег-мой”, СП “Эффектив ойл”, АО “Мастона”), переработки хлопка — 27,4 %, машиностроения — 6,6 % (АО “Коканд маш”, ООО “Электромаш”, АО “Механика”, АО “Мотортаъмирлаш”) и легкой промышленности — 5,8 % (АО “Улугбек”, ООО “Шойиатлас”, СП “Кофра”).

Где остановиться

Прежде чем наслаждаться красотами восточного города, вам надо будет позаботиться о жилье. На сайте www.booking.com есть 10 прекрасных отелей, в которых вы всегда сможете остановиться. В гостинице “Коканд” роскошные номера класса “Люкс”, обойдутся вам от 2600 рублей, в гостинице”Хан”, расположенной по адресу улица Истиклол, 31, дешевле и в ней номер в среднем обойдется 55$.” Отель Kokand расположен в Коккосе. В распоряжении гостей ресторан, круглосуточная стойка регистрации и бесплатный Wi-Fi на всей территории. Осуществляется доставка еды и напитков в номер.”- Вот что пишет сайт о царице всех гостиниц города.

Чем заняться в Коканде – туры и достопримечательности

Город Коканд, расположенный в западной части Ферганской долины, один из древних городов Узбекистана. Первые письменные свидетельства о городе Хуканде, Хавоканде (старые названия города) встречаются еще в летописях X века

Город имел важное значение торгового центра на Великом Шелковом пути и в XIII веке, как и большинство центральноазиатских городов, был разрушен монголами

Но всемирная слава к городу приходит в XVIII веке, когда он становится столицей богатейшего и развитого Кокандского ханства. В первой половине XVIII века неподалеку от нынешнего города (тогда территория Бухарского эмирата) родоначальник династии кокандских ханов заложил крепость Эски-курган (1732 г.), с которой собственно и начался новый Коканд, вскоре получивший старое имя, звучавшее теперь как «Кхук-канд» — «Кабаний город». Первоначально, это было небольшое, обособившееся от Бухарского эмирата, владение, но постепенно оно территориально расширилось.

Своей мощи ханство достигло в первой половине ХIХ века, когда его территория включала в себя большую часть современного Узбекистана, часть южного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. В состав Кокандского ханства входили также Ташкент и Чимкент. Это было большое, могущественное государство — перспективный торговый и религиозный центр. Только в Коканде насчитывалось более 300 мечетей и десятки медресе.

За свое существование Кокандское ханство сменило 29 правителей, самым известным из которых остался последний хан – Худояр-хан, прославившийся своей жестокостью и алчностью. За время правления он четырежды терял свой трон и вновь его отвоевывал.

В его эпоху велись большие работы по благоустройству города: строились гузары, мечети, медресе. Во второй половине XIX века между Бухарским, Хивинским и Кокандскими ханствами началась борьба за власть. Воспользовавшись этим, Россия начала завоевательный поход на Центральную Азию. В 1868 году на основании договора Кокандский хан был приравнен своими правами к вассалу Российской империи. На этом закончилась история Кокандского ханства, просуществовавшего почти 170 лет.

После присоединения Коканда к России ханский дворец был превращен в крепость, а через городские кварталы-махалли проложены магистрали, вдоль которых встали здания европейской архитектуры. Город быстро превратился в крупный центр капиталистической деятельности в Туркестане, превосходя по количеству банков даже Ташкент.

В современном Коканде прекрасно сохранились все архитектурные памятники ханского периода XVIII-XIX вв.

Достопримечательности

Дамаи Шахон
Дворец Худояр-хана
Мавзолей Мадари-хана
Медресе Камол-кази
Медресе Норбут-бия
Медресе Эмир
Мечеть Джами

Разгром Туркестанской автономии

С важной проблемой столкнулось правительство при формировании воинских подразделений. Отказ от службы в армии – исторически сложившаяся традиция среди мусульманского населения Средней Азии

Со времен Кокандского ханства в армию отдавали за проступки и преступления. Для формирования воинства Кокандская автономия не располагала людскими ресурсами. Набор в части проходил среди местного населения, наемников с Кавказа, турецких пленных. Возглавил разношерстную армию главарь басмачей Иргаш.

Басмачи

Под его руководством националистические вооруженные отряды вели партизанско-басмаческое движение.

В ходе военных действий, Коканд подвергся сильному разрушению. 22 февраля в ходе переговоров был подписан мирный договор. Вооруженному формированию надлежало сдать оружие и подчиниться Советской власти.

Действия большевиков были восприняты как агрессия по отношению к жителям Туркестана. Это положило началу массовому повстанческому движению против Советов.

Читайте далее:

Статус республики Узбекистан сегодня

Точное время в городах Узбекистана

Описание и достопримечательности Республики Каракалпакстан

На каком языке говорит население в Ташкенте?

Что турист должен знать о погоде в Ташкенте

Главная достопримечательность Коканда – Дворец Худояр-хана

Дворцовый комплекс Худояр-хана по праву считается жемчужиной Коканда. Когда-то дворец насчитывал более 100 комнат и занимал площадь в несколько гектаров. В создании участвовали самые искусные зодчие и мастера Востока, а на убранство дворца были потрачены огромные средства. К сожалению, большая часть комплекса не сохранилась. В наши дни посетители знаменитой достопримечательности могут созерцать лишь 19 залов и 2 двора. Но и их достаточно, чтоб представить сказочное величие главного здания в ханстве. Сохранившийся дворцовый фасад поражает красотой художественного оформления, а потолки и стены внутренних комнат восхищают разнообразием орнаментов и цветочных узоров.

Экономика [ править ]

Черный рынок обеспечивает около 75% от доходов , полученных в границах города. [ необходимая цитата ] Это включает в себя розничную торговлю, продукты питания, занятость, обмен денег, сельское хозяйство и производство многих товаров. Большая часть населения работает в качестве владельцев малого бизнеса на открытых рынках.

Коканд — центр производства удобрений , химикатов, машин, хлопка и пищевых продуктов. За последние два десятилетия в городе были созданы новые районы и общественные здания, а также появилось много домов, магазинов, кафе, ресторанов и других предприятий частного сектора. Коканд — образовательный центр с одним институтом, девятью колледжами и лицеями и множеством музеев.

Смута в государстве

Настали смутные времена. Кокандская элита выражала недовольство политикой Мадали-хана. А помощь им в 1842 году приходит бухарский хан Насрулла. Мадали-хана был убит, а место на троне занял освободитель.

Но и бухарское иго оказалось кокандцам не по нраву. Свергают и Насруллу. Шерали-хан становится правителем. Он снискал славу справедливого и мудрого правителя, пока в 1845 году марионетки половца Мусульманкула его не убивают. Битва за трон продолжается.  Убит Мурад-Бек, один из сыновей Алимхана, посаженный ими на престол. Юный наследник Шерали-хана, призванный на ханство, убил Мусульманкула и спровоцировал, тем самым, массовое истребление половцев.

Медресе Норбут-Бия

Это самое крупное медресе Коканда. Норбут-бий – один из правителей города; самый молодой хан, взошедший на престол Коканда в возрасте четырнадцати лет. При Норбуте стали выпускаться пулы – медные монеты. Смог покорить Ходжент. Это был один из тех людей, о ком простой народ города вспоминал с благодарностью: не было дороговизны, беднякам зерно и многие другие продукты давались даром, у людей была уверенность в завтрашнем дне. В учебном заведении Коканда обучается восемьдесят студентов.

Строить начал еще Алимхан(1774-1809), сын Норбута-бия, с 1805 года правитель Кокандского ханства, известный своей жестокой внутренней и внешней политикой. Но настоятель храма не захотел ничего возводить на деньгах, силой отбиравшихся у бедняков. Затем Умархан убивает своего правящего брата и сам занимает кресло правителя. После этого в 1814 году строится храм, предназначенный для молитв. С постройкой связана легенда, которую до сих пор рассказывают на уроках истории: все готово к началу и Умархан собирает жителей города: “Эту мечеть не могут построить не один десяток лет. Заложить первый кирпич сможет лишь самый достойный. Есть ли среди вас безгрешный?” Все молчали и никто не хотел выходить из толпы. Умархан понимал, что от его поведения будет зависеть престиж власти и первый положил камень. После этого авторитет Умархана стал непререкаем, а самого его стали называть “безгрешным”. При нем произошло то, что не происходило при других правителях: храм остался стоять и все это посчитали, как знак от Бога. Перед входом в храм стоит двадцати двухметровый минарет, и призывы к Аллаху возносились священниками на всю округу. На крыше минарета большой шестиарочный фонарь. После революции мечеть была закрыта и только в 1991 году начались реконструкционные работы.

Мавзолей Мадарихана

На фото изображен мавзолей Мадарихана. Гробница была построена в эпоху царствования Умар-хана по распоряжению Надиры, его любимой жены и поэтессы. Это несколько построек , предназначенные для захоронения самой Надиры, ее свекрови и всех женщин правящей семьи. Архитектура крипты не уникальна: богато украшенный портал с голубым куполом, мечеть с летней галереей и захоронения, над которыми плиты из мрамора или саркофаги. Усыпальница окружена кирпичной стеной. К себе притягивает взгляд расписанный вход в мавзолей: здесь фразы из Корана, узоры из птиц и цветов, цитаты из стихотворений Умархана.

По свидетельствам современников, Надира принимала самое горячее участие в культурной жизни города и области, покровительствовала искусствам. Она строила школы, храмы, рынки. Она дружила с Увайси, литератором и учительницей детей Умархана. Надо сказать,что семья Увайси была весьма влиятельна в Узбекистане и состояла из интеллигентных и ученых людей своего времени. Отец поэтессы одинаково владел родным языком и языком соседей – таджикским. Благодаря обстановке у девочки развилась любовь к литературе, а позже она стала писать стихи.

В свою очередь, весь жизненный путь Надиры проникнут оказанием помощи больным и нищим, при ней активно обучали грамотности детей неимущего населения. Она имела большое влияние на своего светлейшего мужа и при нем строились школы, церкви, соборы, возводились рынки и районы для проживания. Он сам был литератором, как доказательство этого, на крипте есть фразы из его произведений.

Кокандская урда

Самым известным памятником, свидетельствующим о могуществе правителей Коканда, является дворец Худояр-хана, или Кокандская урда. Фактически это была ханская цитадель.

Строительство дворца правителя началось в первой половине 19 века при хане Мухаммад Алихан. Его возводили по инициативе Надиры, матери хана, которая была покровительницей искусств. Однако, работа была не завершена (причины не известны). Лишь в 1873 году при Худояр-хане урда дождалась своего часа.

Строительство продолжалось восемь лет. Известно имя главного архитектора — Мир Убайдулло Мухандис. Для отделочных работ пригласили мастеров из Кашгара, а из для оформления фасада керамическими изразцами — мастеров из Риштана.

Дворец недолго был ханской резиденцией. В 1876 году ханство стало частью Российской империи, а во дворце разместился гарнизон. Впоследствии в его стенах разместилась православная церковь и приходская школа, после революции — административные органы и сельскохозяйственная школа. С 1925 года Кокандская урда служит краеведческим музеем.

Дворец занимает 4 гектара и стоит на трёхметровом фундаменте. Архитектурный комплекс включал минарет, семь дворцовых корпусов, где было 119 помещений и дворики. В настоящее время размер урды несколько меньше первоначального (было 138х65 метров).

Ссылки [ править ]

  1. ^ Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 г.
  2. ^ «Коканд, Узбекистан» . Проверено 30 января 2021 года .
  3. ^ Политика мусульманской культурной реформы, джадидизм в Центральной Азии Адиб Халид, Oxford University Press , 2000
  4. ^ «Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
  5. ^ а б в г е Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 153. ISBN. 9-781784-771089.
  6. ^ «Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
  7. ^ «Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
  8. ^ «Музей мечети Джами | Достопримечательности Коканда, Узбекистана» . Одинокая планета . Проверено 31 октября 2020 .
  9. ^ «Музей мечети Джами | Достопримечательности Коканда, Узбекистана» . Одинокая планета . Проверено 31 октября 2020 .
  10. ^ а б в Маклеод; Мэйхью (2019). Decouverte Ouzbekistan . Женева: Путеводитель Олизане.
  11. ^ Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 154. ISBN 9-781784-771089.
  12. ^ а б Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 155. ISBN 9-781784-771089.
  13. ^ Подробнее о Коканде
  14. ^ Петля. «Центральная Азия пробуждается! Фестиваль ремесленников, Коканд, Узбекистан» . Журнал Garland . Проверено 31 октября 2020 .
  15. ^ Администратор, WCC «Подайте заявку сейчас: Первый международный фестиваль ремесленников Коканд 2019 | Всемирный совет ремесел Европы» . Проверено 31 октября 2020 .
  16. ^ Администратор, WCC «Подайте заявку сейчас: Первый международный фестиваль ремесленников Коканд 2019 | Всемирный совет ремесел Европы» . Проверено 31 октября 2020 .
  17. ^ sariq-qiz (29.09.2019). «Международный фестиваль мастеров кустарного промысла в Коканде / Internationales Handwerker Festival в Коканде» . сариккиз (на немецком языке) . Проверено 31 октября 2020 .
  18. ^ (на украинском языке) От Януковича до Зеленского через Порошенко. Кто возглавляет Минобразования Сергей Шкарлет , Украинская правда (13 октября 2020)

Дворец Худояр-хана

На фото вы можете посмотреть самый знаменитый памятник Коканда – “Кокандская урда”. Этот чертог назван в честь хана, чей неукротимый дух послужил войне с Бухарой, конфликту с Россией и последующей позорной капитуляцией. Против него вели постоянные козни другие беи его рода и он три раза лишался престола. В 1873 году началось восстание против эксцентричного правителя, и наш славный герой позорно запросил помощи у русских. Потом его жизнь была богата на приключения и славный потомок рода Мингов оказался в Афганистане, затем в Индии, потом вернулся в Герату, один из городов Афганистана, где он и умер в 1886 году.

Борьба Красных Советов с Кокандской автономией

На чрезвычайном съезде в Ташкенте в конце января 1918 года было принято решение объявить Кокандское автономное правительство вне закона. 30 января в Коканде начались вооруженные столкновения сторонников автономии и Кокандского Совета. Для ликвидации независимой республики и погашения мятежа из Ташкента прибыли 11 воинских эшелонов с вооружением.

История начала Кокандских событий в феврале 1918 года запомнилась датой 6 февраля. Рано утром войска из Ферганы, Андижана и Перовска под командованием военного министра Туркестанской республики К. П. Осипова вступили в город. Уличные бои продолжались три дня. Против вооруженной армии Советов встали местные жители Коканда с подручными средствами. Город был охвачен пожарами, повреждена железная дорога, нарушена телеграфная связь, разграблены банки, значительные потери были среди мирного населения.

Улемский переворот

Внутри правительства имелись разногласия относительно дальнейших действий. Члены либеральной партии «Шуро-и-Улема» согласились на мирные переговоры с представителями советской власти. Представителей от Кокандской автономии отправили на конференцию по урегулированию военного конфликта мирным путем. Улемисткая группировка, возглавляемая полевым командиром Курбаши, отказалась от переговоров и требовала решительных действий. Иргаш поставил ультиматум, арестовал переговорщика Чернышева, главнокомандующего мусульманских войск, нескольких министров. Председателю правительства Чокаеву удалось скрыться.

С момента падения власти Кокандская автономия перешла в подчинение к Иргашу и его приспешникам. Этот эпизод в историю вошел как Улемский переворот.

История Коканда

Первые письменные упоминания о Коканде относятся еще ко 2 веку до н. э. Поэтичные узбеки назвали свой город “прекрасное место”, давая ему справедливое определение. Это один из наиболее значимых городов Ферганской обл. и всего Узбекистана, расположенный в 88 км к западу от города Ферганы. Коканд находился в десятом столетии на Великом шелковом пути из Поднебесной империи в Индию. Всегда славился торговлей, знаменитые рынки во все времена приковывали к себе восхищенные взоры путешественников, а изделия ремесленников, живопись художников продавались по всем странам мира. В тринадцатом веке населенный пункт уничтожили монголы и он стал одним из небольших городов Узбекистана, раздираемый междоусобными войнами среди богатых родов. В 1709 возникло Кокандское ханство, основанное Шахрух-бием. Он возвел крепость Коканд и вокруг крепости стали селиться люди, будущие жители города, а в 1732 году возник сам населенный пункт, построенный Абдурахим-бием. В 1876 году Коканд завоевал русский генерал от инфантерии Скобелев, и Коканд стал принадлежать России как часть Туркестана. Был одним из городов Ферганской обл. при советской власти.

Основное строительство архитектурных достопримечательностей города проходило в 18-19 столетиях. Именно в это время процветало знаменитое ханство Коканда и возводились чертоги, храмы и школы, усыпальницы и многое другое. Многие памятники культуры безнадежно разрушены, но даже та малая часть, сохранившаяся благополучно до нашего времени, восхищает нас былым могуществом страны. Коканд делится на старый и новый города. Новый город представляет собой деловую часть Коканда, а Старый город – историческую и культурную. Ходя по улицам Старого города, туристы могут увидеть дома начала 20 века. Некоторые из них находятся на Советской улице. “Русско-Азиатский Банкъ” был построен в начале 20 века. Рядом расположены аппартаменты Вадьяева, богатейшего человека Туркистана в 1900-х годах. На данный момент там находится городская ратуша. Рядом находится телеграф, сохранивший свой первозданный вид.

Мост Гишт-куприк или “Кирпичный(каменный) мост” был задуман как место для торговли с лавочками и полностью крытый, чтобы жаркое солнце своими лучами не напекало головы покупателям и продавцам. Построен при Мадали-хане, жившем в 19 веке. Просуществовало сооружение до 1936 года. Знаменит он тем, что на нем когда-то давно позировал для фотографии Худоярхан, последний хан в истории Коканда. Есть мост Старухи (Кампыр-Куприк), Дерезлик, который был строителем Мусульманкулом в 1856 году, при Худоярхане.

Восстание и ликвидация Кокандского ханства

Соглашение регламентировало вопросы политики и торговли, но одновременно провозглашало упразднение Кокандского ханства и вхождение его в состав России, путем преобразования в Семиреченскую область.

Но Худояр оказался на редкость алчным правителем. Поставив подпись в документе, он вообразил себя всемогущим. Его жажда обогащения не знала границ: из своих подданных он выжимал последние соки, утратив всякое чувство меры.

Форт Перовский

Отдельные выступления его подданных в 1875 г. превратились в мощный марш против Худояра. Даже его сын и наследник Насреддин присоединился к недовольным. Со временем социальный протест превратился в религиозный. Возглавили его фанатики-богословы и священнослужители. Да и цели когда-то мелких бунтов изменились.

Теперь задача была другая – восстановить Кокандское ханство и избавиться от Худояра, творящего беззакония ради выгоды русских. Бунты были прямой угрозой для российской власти и переросли в настоящую войну. Она продлилась полтора года, пока ликвидация Кокандского ханства не стала реальностью.

Государство вошло в Туркестанское генерал-губернаторство и получило название . Вооруженные силы ханства прекратили существование. Кто-то вернулся к мирной жизни, кто-то продолжил службу в охране караванов. А были и такие, кто занялся грабежами и разбоями на просторах Ферганской долины.

Основные достопримечательности [ править ]

Дворец Худаяр-хана править

Дворец Худояр Хан был построен между 1863 и 1874 годом правителем Мухаммедом Худояром Ханом , дворцом является самым впечатляющим зрелищем в Koland. Когда он был построен, американский дипломат Юджин Шульер описал его как «намного больше и великолепнее любого другого в Центральной Азии».

Худяр-хан поручил архитектору Мир Убайдулло построить для него королевскую резиденцию со 113 комнатами, расположенными вокруг семи дворов. Правитель хотел, чтобы его мать жила в одном из величественных зданий дворца, но она отказалась и поставила юрту во дворе.

Фасад здания украшен мозаичной плиткой и арабской надписью над входом. Надпись переводится как «Сеид Мохаммад Худаяр Хан: великий правитель».

Большая часть дворца, включая его гарем , была снесена советскими властями , но осталось 19 комнат. Они открыты для посещения, а интерьеры были частично отреставрированы. Они демонстрируют сочетание русского и традиционного узбекского стилей, а также изысканное мастерство кокандских мастеров XIX века. По запросу возможно осмотр дворцовой коллекции китайской керамики.

Джума-мечеть править

Кокандская мечеть Джума (Пятничная мечеть) расположена на площади Чурсу в исторической части города Ичери Шехер. Он был построен между 1809-1812 годами Мухаммедом Умаром ханом , который правил Кокандом с 1810 года до своей смерти в 1822 году.

Мечеть построена вокруг большого внутреннего двора и имеет айван длиной 100 м, поддерживаемый 98 колоннами из красного дерева, которые украшены резьбой и были привезены из Индии. Высота минарета 22 метра.

Мечеть Джума, хотя и задумывалась как главное культовое место Коканда, оставалась закрытой большую часть 20 века. Затем он вновь открылся после столь необходимой реставрации в 1989 году, и сейчас здесь находится небольшой музей прикладного искусства с выставками вышивки и керамики.

Медресе Аминбека править

Медресе Аминбека, религиозное училище, было построено в 1830-х годах для сына Мадали-хана , хана Коканда с 1822 по 1842 годы. Медресе имеет красиво черепичные фасад, который был восстановлен в 1913 году под названием ремесленника Khomol Khozi. По этой причине медресе часто называют медресе Хомол-Хози. Сегодня в здании находится небольшой музей и магазин, но плитка и резные деревянные колонны по-прежнему впечатляют.

Музей Хамзы править

Построенный в 1989 году музей Хамзы назван в честь Хамзы Хакимзаде Ниязи , советского героя, родившегося в Коканде. Хамза был первым национальным поэтом Узбекистана и основоположником узбекского соцреализма , и музей был открыт в ознаменование столетия со дня его рождения. В музее представлены общие экспонаты о жизни в Коканде, а также есть артефакты, относящиеся к различным драматургам, пропагандистам и писателям.

Дополнительные сайты править

В Коканде есть еще три исторических медресе. В медресе Шаиб Миан Хазрата XIX века есть небольшой музей, посвященный поэту Мохаммед Амин Мукими (1850–1903).

Медресе Нарбутабей было построено в 1790-х годах. На его кладбище находится могила Мухаммад Умар-хана и его жены, известного узбекского поэта Нодира . Известный как мавзолей Модари-хана, он богато украшен глазурованной голубой мозаичной плиткой. В отличие от других медресе в Коканде, которые были закрыты Советским Союзом, медресе Нарбутабей оставалось активным местом изучения Корана до 2016 года .

Последнее медресе — медресе Дастуркаханчи. Он был построен в 1833 году как школа для мальчиков, но сейчас это учебный центр, где девочки учатся вышиванию.

Дахма-и-Шохон, некрополь кокандских ханов с 1830 года.

3 вещи, которые нужно сделать в Коканде:

  1. Посетить базар Янги Чорсу в Старом городе.
  2. Заглянуть в одну из множества ремесленных мастерских, которыми славится город — особенно керамическими.
  3. Проехать через перевал Камчик, полюбоваться живописными горами и попить воды из ключа со скульптурным орлом.

Значимой исторической достопримечательностью можно считать Дамаи Шахон, ханскую усыпальницу. Дата её основания — 1825 г., время просвещённого правления Умархана, и с тех пор здесь появились несколько гробниц и саркофагов, где покоятся правители Коканда. Это невысокое здание с прекрасно отделанным фасадом, украшенным орнаментами и деревянными резными элементами, на которых можно прочесть суры Корана на арабском языке и стихотворные строчки авторства хана-поэта. При усыпальнице выстроена мечеть-айван, рядом же находится и кладбище.

Другое сооружение подобного же рода — красивый мавзолей Мадари-хана с центральным бирюзовым куполом, также выстроенный в 1825 г. В отличие от родовой Дамаи Шахон, эта усыпальница предназначалась исключительно для одного захоронения: матери правящего хана — Умархана. Портал, также изразцовый, несколько отличается от других образцов кокандской архитектуры своей цветовой гаммой: здесь использованы не только традиционные цвета бело-синей гаммы, но и жёлто-красные и зелёные узоры. Близ мавзолея можно видеть белокаменный памятник, поставленный в честь жены хана, Надиры, также поэтессы, казнённой бухарским эмиром.

Наследие Коканда как мусульманского центра отразилось во множестве сохранившихся религиозных сооружений, некоторые из них поражают своим внешним видом. Красивая и изящная мечеть Джами стоит на площади Джорсу. Разрушенная монголами, она была отстроена заново в начале 19 века Умарханом, и по сей день здесь можно полюбоваться искусными расписными колоннами айвана и ханакой с богато декорированным сводом. На стенах мечети сохранилась тонкая ганчевая резьба, а в центре внутреннего двора стоит стройный одинокий минарет высотой более 20 м с гранёным куполом.

Также в городе можно увидеть несколько старинных медресе. Медресе Норбута-Бия, построенное в 18 веке, стоит неподалёку от мечети Джами. Это одноэтажное, но мощное здание с двойной центральной аркой и коренастыми башнями, которое сегодня выполняет своё прямое назначение — является учебным заведением. Медресе Эмир, также 18 века постройки, может гордиться изысканной мечетью, которую туристы могут осмотреть изнутри. И ещё одно небольшое, но интересное медресе Камол-каки стоит к западу от мечети Джами. Оно было выстроено в первой половине 19 века из обожженных кирпичей и украшено, подобно другим традиционным зданиям, орнаментальным порталом.

В Коканде есть и православный храм. Церковь Казанской Божьей Матери была выстроена в 1908 г., причём колокола на звоннице были отлиты из старых пушек. Самым большим из них стал «Генерал Скобелев», колокол весом в 300 пудов. После установления советской власти храм разрушили, и новый был построен уже в 1945 г.

Уроженцу Коканда Хамзе Хакимзаде Ниязи посвящён музей, открытый в 1959 г. в его родном доме. Этот поэт завоевал определённое признание в годы советской власти как талантливый литератор, драматург и музыкант, выразитель народной воли. А в медресе Миен Хазрат, выстроенном в конце 18 века, сегодня открыт музей Аминхуджи Мукими, известного поэта. В экспозицию музея входят не только предметы, связанные с творчеством и худжрой поэта, но и в принципе имеющие отношение к местной поэзии того времени.

В начале 20 века в Коканде появлялись и процветали разнообразные «капиталистические» учреждения. Здания, которые они занимали, до сих пор можно увидеть на Советской улице — к примеру, это «Русско-Азiатскiй Банкъ» 1910 г. постройки. Неподалёку стоит потрясающий особняк дельца Вадьяева, самого богатого человека всего Туркестана. Ныне особняк занят городской администрацией. А напротив особняка расположен городской телеграф в столь же старом и интересном здании.

Примечательны и древние мосты города. Так, мост Ялонгоч-ота на реке Коканд-сай, сложенный из кирпичей, с арочными пролётами, овеян занимательной городской легендой. Его название переводится как «Голый дервиш», так как выстроен мост был именно на деньги, которые такой дервиш собрал милостыней. Похожая история связана с постройкой моста Чархна-куприк, профинансированной простой пряхой: название моста так и переводится — «Мост пряхи». Красиво смотрится и старый Каменный мост — настолько, что Умархан позировал на нём для фотографии.

Фестиваль искусства и ремесел в Коканде

Кокандское ремесло имеет давнюю историю, методы и традиции. Сегодня получили распространение около 30 видов народных промыслов (чеканка по меди, ткачество, живопись, орнаментальная резьба и др.). В нашем прекрасном городе почти 400 мастеров обучают ремеслам – передают наследие отцов и дедов следующему поколению.

Начиная с 2019 года, раз в 2 года начали проводить, ставший уже историческим, Международный фестиваль народно-прикладного искусства. Так как решением Всемирного совета ремесленников от 23 июля 2019 года Коканд получил статус «Мирового города ремесленников». На сегодняшний день этот статус получили 36 городов мира. Коканд первым среди городов стран СНГ попал в этот список.

Государственный строй Кокандского ханства

Ханство – абсолютная монархия, где власть передавалась исключительно по наследству.

Возглавлял государство хан. Из всей, окружавшей его феодальной знати и чиновников, ближайшей к нему должностью была минг-баши (тысяцкий).

Медресе Мадали-хана

Функционировал также ханский совет. В состав его входили важные государственные сановники и глава духовенства. Здесь обсуждали вопросы жизнедеятельности ханства. Если мнения участников совета расходились,  суждение главы духовенства признавалось самым веским.

Правителей местного уровня называли беками и хакимами. Что касается правителя г. Ташкент, его лично назначал хан, присвоив титул беклар-беги. Власть в кишлаках олицетворяли аксакалы, иначе говоря, старосты. Мухтасибы следили за поддержанием порядка и соблюдением жителями законов шариата.

Что касается судебной власти, ею ведали кази («радеющие о правосудии»). Во главе стоял кази-калон – главный судья. Обычно такие должности занимали представители духовенства. Они считались истинными знатоками шариата. От толкования тех или иных норм, зависело решение в судейских делах. Телесные наказания и смертная казнь практиковались повсеместно и за самую малую провинность.

Во всяком кокандском городе возводилась «калля-минора» – «башня из мертвых голов» в людных местах. Она напоминала кучу арбузов, но полосатые плоды заменяли головы подданных, которые осмелились подняться на восстание, и захваченных в плен соседей.

Реальная кровь при дворе кокандского хана проливалась за владение должностями. Каждый семейный клан стремился раздобыть должность для своего представителя. Все в Коканде хотели властвовать.

Даже сильнейшие государства без надлежащих реформ могут ослабнуть перед лицом внешней опасности. Тому подтверждение Кокандское ханство.

Читайте далее:

Худояр Хан и его дворец в Коканде

История возрождения и капитуляции Хивинского ханства

Город Риштан – центр гончарного искусства Узбекистана

След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей

Русско-хивинские войны в XVIII–XIX веках и взятие Хивы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector