Подробная карта город когалым с улицами и номерами домов, с районами, яндекс гугл карта, маршрут и индекс
Содержание:
Климат
Мороз −57 °C, 12 января 2006 г., ул. Прибалтийская, г. Когалым
Преобладает резко континентальный климат. Зимы длительные и суровые. Лето короткое и прохладное.
Город Когалым приравнен к районам Крайнего Севера.
- Среднегодовая температура воздуха — −2,5 °C.
- Относительная влажность воздуха — 76,5 %.
- Средняя скорость ветра — 3,1 м/с.
- Среднегодовое количество осадков — 552 мм.
- Минимальная температура воздуха — −62 °C (зафиксирована измерительной аппаратурой на Ватьеганском месторождении нефти в 2006 году).
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Средний максимум, °C | −14,3 | −13 | −6 | −1,2 | 7,6 | 16,4 | 20,6 | 16,5 | 8,4 | 0,4 | −9,6 | −13,5 | 1,1 |
Средняя температура, °C | −18,4 | −16,9 | −10,5 | −5,3 | 3,9 | 12,9 | 17,1 | 13,3 | 5,9 | −2 | −12,9 | −17,5 | −2,5 |
Средний минимум, °C | −22,8 | −21,7 | −15,9 | −10,8 | −0,5 | 8,7 | 13,1 | 9,7 | 3,0 | −4,8 | −17 | −21,7 | −6,7 |
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолютный максимум, °C | 0,8 | 2,5 | 6,2 | 15,2 | 30,3 | 32,5 | 35,3 | 34,0 | 24,7 | 20,6 | 5,0 | 0,1 | 35,3 |
Средний максимум, °C | −19,3 | −15,7 | −5,5 | 3,0 | 8,8 | 20,9 | 22,3 | 18,4 | 11,5 | 1,5 | −10 | −15,5 | 1,7 |
Средняя температура, °C | −23,2 | −20,2 | −10,2 | −1,4 | 4,1 | 15,8 | 17,4 | 14,1 | 8,0 | −1 | −13,5 | −19,2 | −2,4 |
Средний минимум, °C | −27,3 | −24,6 | −15,3 | −6 | −0,3 | 10,7 | 12,5 | 9,9 | 4,8 | −3,6 | −17,3 | −23,2 | −6,6 |
Абсолютный минимум, °C | −46,8 | −46,8 | −38,6 | −25,7 | −12,3 | −3,2 | 2,9 | 1,6 | −4,8 | −24 | −39,6 | −51,7 | −51,7 |
Норма осадков, мм | 20 | 19 | 24 | 32 | 34 | 77 | 74 | 91 | 60 | 58 | 37 | 29 | 555 |
Средняя влажность, % | 82 | 82 | 79 | 77 | 72 | 71 | 71 | 78 | 82 | 88 | 87 | 84 | 79 |
История
Появление города связано с открытием Повховского, Ватьёганского и Тевлинско-Русскинского нефтяных месторождений в Западной Сибири в 1971 году. В 1975 году в районе посёлка высадились строители железной дороги Сургут — Коротчаево, а 31 августа 1976 года посёлок получил своё официальное наименование — Когалымский. Уже в 1978 году была добыта первая тонна нефти.
Cтроительство города
В соответствии с постановлением ЦК КПСС, президиума верховного совета и совета министров СССР в 1980 году для развития социальной и дорожной инфраструктуры нефтедобывающих районов были привлечены подрядные организации Москвы, Ленинграда, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии. Генеральным подрядчиком в Когалыме был трест Тюменьнефтегазстрой (начальник В.П. Курамин, главный инженер М.В. Чижевский).
Участие Латвийской ССР
В Латвии работы курировал заместитель министра строительства А.В.Шафиров. Строительство жилья было поручено специально созданной ПМК-177 Рижского треста крупнопанельного домостроения, дорог — специально созданному тресту «Латтюменьдорстрой».Сложность задачи состояла в том, что объекты на удалении тысяч километров от Латвии надо было обеспечить материалами, конструкциями, людскими ресурсами, обеспечить работающих людей жильём, объектами соц.-культ. быта, питанием, потребительскими товарами.
План строительства предусматривал возведение 30 тыс. кв. м. жилья. Для него нужно было выбрать проект, адаптируемый к северным условиям (морозам до минус 50 градусов). Выбор пал на 602-ю серию, выпускавшуюся Рижским домостроительным комбинатом № 2. Проектировщики института «Латгипрогорстрой» в кратчайшие сроки перепроектировали конструкции, на Рижском вагоностроительном заводе была изготовлена оснастка для отливки утеплённых панелей.
Предстояло полностью обустроить на голом месте городок строителей: водопровод со скважиной, канализацию, котельную, магазин, столовую, мед. пункт со стационаром, домики примерно на 300 человек плюс члены их семей. Отдельно пришлось строить железнодорожную станцию с краном для приёма грузов.
Площадка для комплектации вагонов была устроена в Риге на ДСК-2, причём завозилось туда всё необходимое вплоть до продуктов питания и импортного ширпотреба. Железнодорожные составы формировались от разных поставщиков, а в пути сортировались на промежуточных станциях, вагоны порой терялись, что ставило под удар сдачу объектов. Целые составы сформировать было сложно, поэтому партии отправляли по 3-5 вагонов. Железобетонные панели отправляли в металлических кассетах, которые следовало вернуть в Ригу для отправки следующей партии. На изготовление кассет ушло несколько тысяч тонн металла.
Первый эшелон из Риги в Когалым ушёл 5 сентября 1980 года и состоял из 50 грузовых вагонов, двух пассажирских купированных, которые должны были использоваться для временного проживания до постройки домиков, вагона-ресторана и рефрижераторной секции с продуктами. Руководителем ПМК-177 был назначен В.Г. Устиненко, главным инженером Р.И. Зголич.
Первыми строителями посёлка стали комсомольцы латышского отряда имени 25-летия освоения целины. В дальнейшем работников ПМК-177 перевозили самолётами — спец. рейсами до Сургута, а оттуда вертолётами или по железной дороге до Когалыма. Первоначально работали вахтовым методом, в дальнейшем сформировался уже постоянный коллектив из рабочих, которые поехали в Когалым с семьями.
Когалым быстро развивался, в 1981 году был сдан в эксплуатацию первый кирпичный пятиэтажный дом.
В 1982 году в посёлке открыта первая аптека, а в 1988 году — первый кинотеатр «Янтарь». 15 августа 1985 года посёлку присвоен статус города окружного подчинения, а уже в следующем году вышел в свет первый номер городской газеты «Когалымский рабочий».
В 1998 году открыты храм апостолов Петра и Павла и мусульманская мечеть. В 2000 году был построен крытый ледовый дворец с искусственным ледовым покрытием, молодёжный центр «Метро», в октябре 2016 года — спортивно-развлекательный центр «Галактика», в котором расположились аквапарк, аквариум, скалодром, боулинг, каток, кинотеатр, а также торговые площади.
От «гиблого места» до города нефтяников
Но, конечно, так было не всегда. На языке ханты Когалым значит «гиблое место». Таким оно и было еще до 70-х годов прошлого века, пока не началось строительство железной дороги Сургут-Новый Уренгой. В 1976 году на месте будущего города развернулся палаточный городок, состоявший из двадцати палаток и красного флага на флагштоке — больше ничего. Через полгода построили школу, баню, общежития, жилые дома и другие строения. Такой была станция Когалымская, база молодежного таежного десанта, первопроходцев.
Официальный статус, как и название, возникшему населенному пункту был присвоен 31 августа 1976 года — тогда в документах появился поселок Когалымский. Его развитие шло ударными темпами и уже через 2 года, когда в регионе было организовано нефтедобывающее управление «Повхнефть», власти задумались о том, чтобы придать Когалымскому статус города. Был разработан план развития, стали строиться новые жилые дома и улицы, и в 1985 году на карте СССР появился Когалым.
Но, вероятно, самой важной вехой в истории города является 1988 год, когда был подписан приказ о создании производственного объединения «Когалымнефтегаз», вошедшего в 1991 году в состав нефтяного концерна «ЛУКОЙЛ», с которым связаны судьбы большинства горожан
Социальная сфера
C 1984 по 1993 годы на руководящих постах в администрации города работал Сергей Собянин, в 1991 году он был назначен главой администрации города Когалым.
В городе работают 14 дошкольных образовательных учреждений, 9 общеобразовательных учреждений (в том числе дневные общеобразовательные школы и вечернее учреждение), филиалы Тюменского государственного университета, Тюменского государственного нефтегазового университета и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. В 1996 году в городе был создан и работает научно-исследовательский и проектный институт нефти КогалымНИПИнефть. 23 декабря 2011 года открылся новый музейно-выставочный центр в новом доме, расположенном в месте пересечения улицы Дружбы народов и проспекта Шмидта.
1 июля 2011 года открылся для посещения музейно-выставочный центр. Музей был образован в результате слияния двух учреждений города: краеведческого музея и музея изобразительных искусств. Для центра выделили новое здание, общая площадь помещений музея – 1.555,3 кв. м, экспозиционно-выставочная площадь – 737,5 кв. м, фондохранилища – 96,9 кв. м.
Стационарная экспозиция музея представляет собой сочетание редких музейных коллекций, новейших мультимедийных технологий и оригинальных дизайнерских решений, придающий облику музея неповторимый и современный вид. Открытое экспозиционное пространство раскрывает незабываемую картину Севера: северное сияние, богатства природы, культуру, быт и традиции коренного народа Севера, а также представляет историю Когалыма и нефтяной промышленности региона.
В состав музея входят: зал интерактивно-образовательных программ «Транс-форс», кинозал 5D, зал занимательной науки, информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный музей», мультимедийное и информационное оборудование, специализированное фондовое оборудование. В фондах музейно-выставочного центра более 9.000 экспонатов.
22 марта 2019 года в городе состоялось открытие филиала государственного академического Малого театра России, основой для которого стало полностью обновленное здание культурно-досугового комплекса «Янтарь», в котором выстроен новый зрительный зал на 300 мест и сцена, отвечающая всем современным профессиональным требованиям.
В сентябре 2020 года в здании на улице Югорской, 30 совместно с существующим в Когалыме музейно-выставочным центром был открыт культурно-выставочный центр Русского музея. Центр, площадь которого составляет 500 квадратных метров, из которых более 200 квадратных метров определено под выставочное пространство, стал пятым в России и первым в УрФО.