Подробная карта город когалым с улицами и номерами домов, с районами, яндекс гугл карта, маршрут и индекс

Климат

Мороз −57 °C, 12 января 2006 г., ул. Прибалтийская, г. Когалым

Преобладает резко континентальный климат. Зимы длительные и суровые. Лето короткое и прохладное.

Город Когалым приравнен к районам Крайнего Севера.

  • Среднегодовая температура воздуха — −2,5 °C.
  • Относительная влажность воздуха — 76,5 %.
  • Средняя скорость ветра — 3,1 м/с.
  • Среднегодовое количество осадков — 552 мм.
  • Минимальная температура воздуха — −62 °C (зафиксирована измерительной аппаратурой на Ватьеганском месторождении нефти в 2006 году).
Климат Когалыма (10 м над землёй)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C −14,3 −13 −6 −1,2 7,6 16,4 20,6 16,5 8,4 0,4 −9,6 −13,5 1,1
Средняя температура, °C −18,4 −16,9 −10,5 −5,3 3,9 12,9 17,1 13,3 5,9 −2 −12,9 −17,5 −2,5
Средний минимум, °C −22,8 −21,7 −15,9 −10,8 −0,5 8,7 13,1 9,7 3,0 −4,8 −17 −21,7 −6,7
Климат Когалыма за последние 10 лет (2009 — 2018 гг.)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 0,8 2,5 6,2 15,2 30,3 32,5 35,3 34,0 24,7 20,6 5,0 0,1 35,3
Средний максимум, °C −19,3 −15,7 −5,5 3,0 8,8 20,9 22,3 18,4 11,5 1,5 −10 −15,5 1,7
Средняя температура, °C −23,2 −20,2 −10,2 −1,4 4,1 15,8 17,4 14,1 8,0 −1 −13,5 −19,2 −2,4
Средний минимум, °C −27,3 −24,6 −15,3 −6 −0,3 10,7 12,5 9,9 4,8 −3,6 −17,3 −23,2 −6,6
Абсолютный минимум, °C −46,8 −46,8 −38,6 −25,7 −12,3 −3,2 2,9 1,6 −4,8 −24 −39,6 −51,7 −51,7
Норма осадков, мм 20 19 24 32 34 77 74 91 60 58 37 29 555
Средняя влажность, % 82 82 79 77 72 71 71 78 82 88 87 84 79

История

Появление города связано с открытием Повховского, Ватьёганского и Тевлинско-Русскинского нефтяных месторождений в Западной Сибири в 1971 году. В 1975 году в районе посёлка высадились строители железной дороги Сургут — Коротчаево, а 31 августа 1976 года посёлок получил своё официальное наименование — Когалымский. Уже в 1978 году была добыта первая тонна нефти.

Cтроительство города

В соответствии с постановлением ЦК КПСС, президиума верховного совета и совета министров СССР в 1980 году для развития социальной и дорожной инфраструктуры нефтедобывающих районов были привлечены подрядные организации Москвы, Ленинграда, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии. Генеральным подрядчиком в Когалыме был трест Тюменьнефтегазстрой (начальник В.П. Курамин, главный инженер М.В. Чижевский).

Участие Латвийской ССР

В Латвии работы курировал заместитель министра строительства А.В.Шафиров. Строительство жилья было поручено специально созданной ПМК-177 Рижского треста крупнопанельного домостроения, дорог — специально созданному тресту «Латтюменьдорстрой».Сложность задачи состояла в том, что объекты на удалении тысяч километров от Латвии надо было обеспечить материалами, конструкциями, людскими ресурсами, обеспечить работающих людей жильём, объектами соц.-культ. быта, питанием, потребительскими товарами.

План строительства предусматривал возведение 30 тыс. кв. м. жилья. Для него нужно было выбрать проект, адаптируемый к северным условиям (морозам до минус 50 градусов). Выбор пал на 602-ю серию, выпускавшуюся Рижским домостроительным комбинатом № 2. Проектировщики института «Латгипрогорстрой» в кратчайшие сроки перепроектировали конструкции, на Рижском вагоностроительном заводе была изготовлена оснастка для отливки утеплённых панелей.

Предстояло полностью обустроить на голом месте городок строителей: водопровод со скважиной, канализацию, котельную, магазин, столовую, мед. пункт со стационаром, домики примерно на 300 человек плюс члены их семей. Отдельно пришлось строить железнодорожную станцию с краном для приёма грузов.

Площадка для комплектации вагонов была устроена в Риге на ДСК-2, причём завозилось туда всё необходимое вплоть до продуктов питания и импортного ширпотреба. Железнодорожные составы формировались от разных поставщиков, а в пути сортировались на промежуточных станциях, вагоны порой терялись, что ставило под удар сдачу объектов. Целые составы сформировать было сложно, поэтому партии отправляли по 3-5 вагонов. Железобетонные панели отправляли в металлических кассетах, которые следовало вернуть в Ригу для отправки следующей партии. На изготовление кассет ушло несколько тысяч тонн металла.

Первый эшелон из Риги в Когалым ушёл 5 сентября 1980 года и состоял из 50 грузовых вагонов, двух пассажирских купированных, которые должны были использоваться для временного проживания до постройки домиков, вагона-ресторана и рефрижераторной секции с продуктами. Руководителем ПМК-177 был назначен В.Г. Устиненко, главным инженером Р.И. Зголич.

Первыми строителями посёлка стали комсомольцы латышского отряда имени 25-летия освоения целины. В дальнейшем работников ПМК-177 перевозили самолётами — спец. рейсами до Сургута, а оттуда вертолётами или по железной дороге до Когалыма. Первоначально работали вахтовым методом, в дальнейшем сформировался уже постоянный коллектив из рабочих, которые поехали в Когалым с семьями.

Когалым быстро развивался, в 1981 году был сдан в эксплуатацию первый кирпичный пятиэтажный дом.

В 1982 году в посёлке открыта первая аптека, а в 1988 году — первый кинотеатр «Янтарь». 15 августа 1985 года посёлку присвоен статус города окружного подчинения, а уже в следующем году вышел в свет первый номер городской газеты «Когалымский рабочий».

В 1998 году открыты храм апостолов Петра и Павла и мусульманская мечеть. В 2000 году был построен крытый ледовый дворец с искусственным ледовым покрытием, молодёжный центр «Метро», в октябре 2016 года — спортивно-развлекательный центр «Галактика», в котором расположились аквапарк, аквариум, скалодром, боулинг, каток, кинотеатр, а также торговые площади.

От «гиблого места» до города нефтяников

Но, конечно, так было не всегда. На языке ханты Когалым значит «гиблое место». Таким оно и было еще до 70-х годов прошлого века, пока не началось строительство железной дороги Сургут-Новый Уренгой. В 1976 году на месте будущего города развернулся палаточный городок, состоявший из двадцати палаток и красного флага на флагштоке — больше ничего. Через полгода построили школу, баню, общежития, жилые дома и другие строения. Такой была станция Когалымская, база молодежного таежного десанта, первопроходцев.

Официальный статус, как и название, возникшему населенному пункту был присвоен 31 августа 1976 года — тогда в документах появился поселок Когалымский. Его развитие шло ударными темпами и уже через 2 года, когда в регионе было организовано нефтедобывающее управление «Повхнефть», власти задумались о том, чтобы придать Когалымскому статус города. Был разработан план развития, стали строиться новые жилые дома и улицы, и в 1985 году на карте СССР появился Когалым.

Но, вероятно, самой важной вехой в истории города является 1988 год, когда был подписан приказ о создании производственного объединения «Когалымнефтегаз», вошедшего в 1991 году в состав нефтяного концерна «ЛУКОЙЛ», с которым связаны судьбы большинства горожан

Социальная сфера

C 1984 по 1993 годы на руководящих постах в администрации города работал Сергей Собянин, в 1991 году он был назначен главой администрации города Когалым.

В городе работают 14 дошкольных образовательных учреждений, 9 общеобразовательных учреждений (в том числе дневные общеобразовательные школы и вечернее учреждение), филиалы Тюменского государственного университета, Тюменского государственного нефтегазового университета и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. В 1996 году в городе был создан и работает научно-исследовательский и проектный институт нефти КогалымНИПИнефть. 23 декабря 2011 года открылся новый музейно-выставочный центр в новом доме, расположенном в месте пересечения улицы Дружбы народов и проспекта Шмидта.

1 июля 2011 года открылся для посещения музейно-выставочный центр. Музей был образован в результате слияния двух учреждений города: краеведческого музея и музея изобразительных искусств. Для центра выделили новое здание, общая площадь помещений музея – 1.555,3 кв. м, экспозиционно-выставочная площадь – 737,5 кв. м, фондохранилища – 96,9 кв. м.

Стационарная экспозиция музея представляет собой сочетание редких музейных коллекций, новейших мультимедийных технологий и оригинальных дизайнерских решений, придающий облику музея неповторимый и современный вид. Открытое экспозиционное пространство раскрывает незабываемую картину Севера: северное сияние, богатства природы, культуру, быт и традиции коренного народа Севера, а также представляет историю Когалыма и нефтяной промышленности региона.

В состав музея входят: зал интерактивно-образовательных программ «Транс-форс», кинозал 5D, зал занимательной науки, информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный музей», мультимедийное и информационное оборудование, специализированное фондовое оборудование. В фондах музейно-выставочного центра более 9.000 экспонатов.

22 марта 2019 года в городе состоялось открытие филиала государственного академического Малого театра России, основой для которого стало полностью обновленное здание культурно-досугового комплекса «Янтарь», в котором выстроен новый зрительный зал на 300 мест и сцена, отвечающая всем современным профессиональным требованиям.

В сентябре 2020 года в здании на улице Югорской, 30 совместно с существующим в Когалыме музейно-выставочным центром был открыт культурно-выставочный центр Русского музея. Центр, площадь которого составляет 500 квадратных метров, из которых более 200 квадратных метров определено под выставочное пространство, стал пятым в России и первым в УрФО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector