Телефонный код ханты-мансийский р-н, ханты-мансийский автономный округ — югра ао

Причины заболевания

Причины этого состояния до конца не изучены и дискуссионны (обсуждаются учеными). Существует достаточно большое количество состояний, которые могут имитировать синдром Толосы-Ханта (орбитальный миозит, инфекционное воспаление наружной стенки кавернозного синуса, системные заболевания, опухоли головного мозга и орбиты, сосудистые трансформации и др.). Исходя их этого, такой диагноз должен быть «диагнозом исключения» (то есть ставится путем исключения других возможных заболеваний).

В равной степени этому заболеванию подвержены мужчины и женщины, большая частота встречаемости отмечается в пожилом и старческом возрасте. Клинические проявления возникают стремительно, остро, без предшествующих симптомов или постепенно нарастая, после перенесенной вирусной инфекции, которая может пройти незамеченной, после переохлаждения, стресса.

Часто провоцирующий фактор так и не находят.

Одежда

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.

Позднее ее вытеснили промысловые виды с глухим покроем, которые популярны до сих пор. Они представляют собой туники длиной ниже колена с капюшоном. Их шьют мехом внутрь. Детали одежды сшивают сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты. Типичными рисунками являются: «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носили кисы или унты, под которые надевали теплые вязаные носки из шерсти. Кисы шьются мехом наружу, а унты — внутрь. Кисы отличаются богатой отделкой, их украшают геометрическими узорами, бисером. Унты являются охотничьей и рыбацкой обувью. Это очень теплые сапоги с высоким голенищем из прочной оленьей кожи и собачьего меха.

 

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

 

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Клинические признаки


У части больных кроме болевых ощущений может наблюдаться экзофтальм и отек конъюнктивы. Заболевание, как правило, начинается именно с выраженных болевых ощущений в области за глазным яблоком, в височной, лобной, надбровной области. Спустя несколько дней (обычно не позже 14 дней, реже одновременно) присоединяются двоение в глазах, ограничение подвижности глазного яблока и косоглазие на стороне боли. Примерно у 1/4 больных при поражении всех нервов, которые проходят через верхнюю глазничную щель, развивается полное нарушение движений глазным яблоком во всех отведениях.

Чаще встречаются «неполные» формы синдрома Толосы-Ханта, при которых в патологический процесс вовлекаются ветви глазодвигательных, тройничного, зрительного нервов в различных сочетаниях. У части больных наблюдаются экзофтальм и отек конъюнктивы глазного яблока. Средняя длительность болевого ощущения составляет около двух месяцев. Также, в единичных случаях, может наблюдаться повышение температуры тела до субфебрильных значений, неспецифические изменения в клиническом анализе крови.

Традиции

Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же, как у славян, зимний — с октября. Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы. Вот некоторые из них:

  1. 1.    Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.
  2. 2.    Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.
  3. 3.    Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.
  4. 4.    Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.
  5. 5.    Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.
  6. 6.    Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.


В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.

Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами

Сканировать легко

Введение новых ограничений, а именно использование QR-кодов, неизбежно ударит по малому бизнесу, который из-за сокращения числа посетителей наверняка будет испытывать трудности с доходностью. По словам владельца ресторана Игоря Романова, к введению QR-кодов его заведение было готово. «Все шло к этому, не сказать что мы в восторге от данного нововведения, но готовы были к такому развитию событий. Технология работы с QR-кодами понятна и не требует специального оборудования. Прочитать его можно наведя камеру телефона на картинку. Проверяли температуру, будем проверять и это, сотрудники предупреждены, проинструктированы. Остается надеяться, что на количество гостей это не повлияет», – говорит предприниматель, отмечая, что за границей такие меры действуют уже давно.

Югорчанка Валерия Петрова, на днях вернувшаяся из Турции, где отдыхала вместе с семьёй, подтверждает слова бизнесмена. «Прохождение вакцинации, отрицательные ПЦР-тесты – все это проверяют и при выезде из России и при въезде в другую страну. Люди не возмущаются, предъявляют документы, справки. Все ходят в масках, причём носят их не на подбородке. В магазины, рестораны возможно пройти только по QR-коду, который иностранцы могут получить онлайн на сайте Министерства здравоохранения Турции, загрузив данные туриста. Кстати, турецкие власти признают российскую вакцину «Спутник-V». Почему россияне противятся QR-кодам – непонятно, возможно, боятся за свои персональные данные», – рассуждает жительница автономного округа.

График приема граждан ОВМ МОМВД России «Ханты-Мансийский»

Каб. 110 Прием граждан по вопросам выдачи (замены) паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ

Дни недели

Прием граждан

Прием граждан, подавших документы через ЕПГУ

Прием должностных лиц

Выдача документов

В порядке живой очереди

По предварительной записи

Понедельник

(2,4 месяца)

9.00-10.00

15.00-16.00

16.00-17.00

14.00-15.00

17.00-18.00

Вторник

09.00-10.00

11.30-12.30

10.30-11.30

14.00-15.00

17.00-18.00

Среда

 

17.00-18.00

15.00-16.00

14.00-15.00

18.30-20.00

Четверг

09.00-10.00

11.30-12.30

10.30-11.30

14.00-15.00

17.00-18.00

Пятница

 

15.00-16.00

17.00-18.00

14.00-15.00

18.30-20.00

Суббота

(1,3 месяца)

 

12.00-13.00

10.00-11.00

 

13.00-14.00

Воскресенье

         

Каб. 111,112 Прием граждан Российской Федерации по вопросам регистрации, снятия с регистрационного учета, предоставления адресно-справочной информации

Дни недели

Прием граждан

Прием граждан, подавших документы через ЕПГУ

Прием должностных лиц

Выдача документов

В порядке живой очереди

По предварительной записи

Понедельник

(2,4 месяца)

 

16.00-17.00

15.00-16.00

14.00-15.00

17.00-18.00

Вторник

09.00-10.00

10.30-11.30

11.30-12.30

14.00-15.00

17.00-18.00

Среда

 

15.00-16.00

17.00-18.00

14.00-15.00

18.30-20.00

Четверг

09.00-10.00

10.30-11.30

11.30-12.30

14.00-15.00

17.00-18.00

Пятница

 

15.00-16.00

17.00-18.00

14.00-15.00

18.30-20.00

Суббота

(1,3 месяца)

09.00-10.00

10.00-11.00

11.00-13.00

   

Внимание: после рабочей субботы, понедельник – выходной

Каб. 216 Прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

Дни недели

Приём граждан

Прием иностранных граждан

По носителям русского языка

 

Внесение сведений о детях в паспорта родителей, проставление отметки о гражданстве в свидетельство о рождении

По вопросам приобретения гражданства РФ

(Приём документов)

По вопросам приобретения гражданства РФ

понедельник

14.00-16.00

9.00-12.00

16.00-18.00*

 

вторник

 

9.00-12.00

16.00-18.00*

 

среда

 

9.00-12.00

   

четверг

14.00-16.00

9.00-12.00

16.00-17.00*

 

пятница

17.00-18.00

 

11.00-12.00

14.00-17.00

суббота

(1,3 месяца)

 

9.00 -12.00

   

В день принесения Присяги*

с 15.00 до 17.00 прием граждан не осуществляется в связи с проведением церемонии принятия Присяги гражданина РФ.

Каб. 101 окно №3 Прием заявлений на регистрацию по месту жительства иностранных граждан, уведомлений о подтверждении проживания иностранных граждан и лиц без гражданства

День недели

Прием граждан в порядке очереди

Прием граждан по предварительной записи

Выдача вида на жительства и РВП

Понедельник

14.00 – 18.00

09.00-11.00

18.00-20.00

Вторник

14.00-17.00

09.00-11.00

17.00-18.00

Среда

 

10.00-12.00

 

Четверг

09.00-12.30

15.00-16.00

16.30-17.30

Пятница

11.00-12.30

16.00-17.00

17.00-18.00

1,3 суббота месяца (после рабочей субботы понедельник не приёмный день)

10.00-12.00

Воскресенье

Выходной

Каб. 101 окна №2,4 Прием заявлений по вопросам постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, снятие с учета по месту пребывания

Дни недели

Прием граждан в порядке очереди

Прием граждан по предварительной записи

Прием документов оказывающих содействия в приеме документов

Понедельник

11.00-12.30

14.00 – 20.00

10.00-11.00

Вторник

11.00-12.30

17.00 -18.00

10.00-11.00

Среда

 

17.00-18.00

 

Четверг

09.00-12.30

15.00-16.00

15.00-16.00

Пятница

09.00-12.30

16.00-17.00

15.00-16.00

1,3 суббота месяца (после рабочей субботы понедельник не приёмный день)

10.00-12.00

Воскресенье

Выходной день

Каб. 101 окно №5 Прием иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам оформления и получения разрешений на временное проживание и видов на жительства в Российской Федерации

Дни недели

Прием граждан в порядке очереди

Прием граждан по предварительной записи

Понедельник

14.00 – 16.00

10.00-12.00, 17.00-20.00

Вторник

15.00-16.00

10.00-12.00

Среда

 

10.00-12.00

Четверг

09.00-12.30

15.00-17.00

Пятница

14.00-15.00

09.00-12.30

1,3 суббота месяца (после рабочей субботы понедельник не приёмный день)

10.00-12.00

Воскресенье

Выходной день

.

Механизм развития болезни, симптомы заболевания

Начинается болезнь без предпосылок и сразу же в острой форме, с боли в глазничной области. Болезненные ощущения появляются в лобной части, в районе надбровных дуг, и с нарастанием интенсивности переходят на глаза. Далее следует развитие симптомов по нарастающей, сменяя друг друга:

  • появляется проблема с движением глаз, диплопия (двоение в глазах). Больному сложно сконцентрировать взгляд на одном предмете, все двоится;
  • офтальмоплегия (нарушение подвижности глазного яблока). В большинстве случаев бывает односторонней. Степень неподвижности зависит от количества поврежденных нервов и интенсивности;
  • экзофтальм (смещение глазного яблока) происходит в случае, если не проводится никакого лечения или при часто повторяющемся синдроме;
  • косоглазие может развиться при одностороннем поражении нерва;
  • ухудшение общего состояния и повышение температуры.

Все перечисленные симптомы могут нарастать друг за другом, постепенно вызывая внешние изменения. Но в некоторых случаях при стремительном течении могут проявиться практически одновременно.

Иногда по непонятным причинам явные признаки болезни внезапно исчезают самостоятельно. Однако без получения соответствующего лечения возможен рецидив. Продолжительность ремиссии может быть абсолютно разной, как и частота рецидивов.

Жизнь

Основными занятиями хантов являются рыболовство, охота, скотоводство. Промыслы немного различаются в зависимости от локализации определенной группы. Для северных групп характерно упряжное собаководство, оленеводство, широко развит рыбный промысел. В южных районах распространено разведение крупного рогатого скота, овощеводство, земледелие. Олени в основном служат транспортом. На них удобно кочевать с места на место, перевозить чумы, тюки с вещами. В пищу используется оленье молоко и продукты из него. Шкуры идут на изготовление одежды, обуви. Для еды применяется мясо диких зверей, птиц. Охотятся на лосей, косуль, медведей. Большое значение имеет рыба. Ее заготавливают разными способами. Кроме того, летом занимаются собирательством. В пищу употребляются ягоды, орехи, съедобные растения.

Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса. Первого убитого животного отдавали им в дар. Для рыболовства использовались лодки, выдолбленные из дерева, для передвижения на дальние расстояния делали лодку большого размера с надстройкой из бересты.
Традиционными ремеслами для хантов являются:

  1. 1.    Резьба по кости, дереву.
  2. 2.    Изготовление берестяных изделий.
  3. 3.    Плетение из травы, камыша, прутьев.
  4. 4.    Кузнечное дело.

Береста имеет большое значение в быту хантов. Из нее делают разнообразную посуду, покрытие для летних чумов, поделки. Бересту вручную отдирают от дерева, затем длительное время варят в котлах. Для придания особой прочности ее пропитывают рыбьим жиром. Части изделий сшивают оленьими жилами или конскими волосами. На готовых листах вырезают узоры, делают аппликации, тиснения, раскрашивают. Посуду, различные предметы быта часто делали способом плетения. Для этого использовали тонкие прутья, корни кедра, камыш, ивовое лыко. Широко использовались в быту плетеные циновки. Ими застилали полы, украшали стены.

 

В производстве посуды, предметов интерьера использовали древесину кедра, лиственницы, березы. Из заготовки выдалбливали мякоть, оставляя тонкие стенки. Из дерева делали чашки, пиалы, ложки, корыта, поддоны. Такая утварь прочная и легкая, удобна для применения. Ханты знали литейное и кузнечное дело. Из металла ковали холодное оружие, инструменты, предметы религиозного культа. Женщины изготавливали ювелирные изделия. В формочку наливали жидкий металл, накладывали бересту, распределяли его по всей площади. Так делали ожерелья, подвески, браслеты.

Южные ханты знали ткачество. Из волокон крапивы ткали полотно для пошива нательной одежды. На рубашках вышивали шерстяными нитками геометрический орнамент. Некоторые мастерицы расшивали свои платья снизу доверху. Праздничную одежду, головные уборы декорировали бисером. В настоящее время распространено также плетение из бисера. Национальные костюмы принято украшать аппликацией. Она выполняется в виде полосок, образуя широкую цветную кайму. В одежде хантов используются синий, белый, красный цвета. Зеленый, желтый почти не применяют.

Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Муж — добытчик, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Жену выбирают в первую очередь по физическим данным. Если она крепкого телосложения, проворная, работящая, такая женщина подходит для семейной жизни

Также обращали внимание на ее одежду. У мастериц были красивые костюмы, расшитые орнаментом, отделанные цветным мехом

Если одежда аккуратная, хорошо сшита, значит, женщина умеет работать, будет хорошей женой. Физическая красота достоинством не считалась. Жена должна помогать мужчине во всех делах, иначе в трудные годы семья может не выжить

Также была важной способность рожать детей. Это необходимо для продления рода

Жених также оценивался по его умению охотиться, добывать пищу. На его внешность никто не обращал внимания. Мужчина должен быть сильным, выносливым, чтобы прокормить семью.

Внешность

Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:

  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.

У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

 

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector