Где находится элиста в россии

Достопримечательности Калмыкии

Биосферный заповедник «Черные земли»

Сайгаки — реликтовые животные, они пережили ледниковый период, но перед браконьерами начала девяностых оказались беззащитны. Современные варвары буквально вырезали их ради рогов, которые сбывали в Китай (в восточной медицине рога сайгаков ценятся как лекарственное средство). Заповедник, созданный в начале 1990-х годов, был призван защитить вымирающих степных антилоп от тотального уничтожения…

N46.24793 E42.70385 
Озеро Маныч-Гудило

Маныч-Гудило (Большой Маныч, Гудило) — крупное солёное озеро в Калмыкии, Ставропольском крае и Ростовской области на юге России. Озеро является реликтом, то есть остатком огромного водоёма, соединявшего в доисторические времена Каспийское море с Чёрным. Площадь озера изменчива, в среднем составляя 344 км², средняя глубина 0,6 м…

N46.34645 E42.75192 
Лаганский хурул

Лагань основана в 1870 году как поселок переселенцев из России на острове в Каспийском море. В 1944 году при депортации калмыков переименован в Каспийский, с 1963 года город, в 1991 году возвращено название Лагань. Море за это время отступило, и город сейчас находится в 9 км от берега. Строится порт на Каспийском море…

N45.40628 E47.34130 
Яшалтинское соленое озеро

Несколько лет назад жители Яшалтинского района республики Калмыкия обнаружили новое место отдыха и лечения — Большое Яшалтинское озеро или, как его именуют в народе, — Соленое озеро. Яшалтинское озеро относится к Манычской группе (Маныч-Гудило, Лопуховатое, Лебяжье и др.) озер реликтивного происхождения…

N46.27601 E42.45657 
Центр диких животных

Сайгак, который считается главным символом республики Калмыкии, это небольшая антилопа со смешным носом вроде короткого хобота. До 2002 года забавным животным жилось совсем не весело: из-за бесконтрольного уничтожения вид оказался близок к вымиранию. Именно поэтому в Яшкульском районе Калмыкии был создан Центр диких животных…

N46.09453 E45.31482 
Цаган Аман, Белые ворота

Дивное место Цаган Аман всегда было традиционным для переправы через Волгу, использовавшееся кочевниками древности и средневековья. Скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы, ойраты — все эти народы, населявшие Великую Степь в разные исторические периоды, проходили ее «Белыми воротами». Отсюда и пошло название маленького поселка Цаган Аман на востоке Калмыкии, расположенного в 290 км к северо-востоку от Элисты…

N47.54479 E46.73420 
Сарпинские озера

Наиболее крупные из Сарпинских озер: Сарпа (Северная) — 42,6 км², Барманцак — 25,8 км², Цаган-Нур — 23,5 км², Батыр-Мала — 21,9 км². Площадь озер очень изменчива. Ученые придерживаются следующей точки зрения образования Сарпинских озер: профессор МГУ М. В. Карандеева считает, что Сарпинская ложбина питалась ранее волжскими водами и являлась одним из рукавов Волги…

N47.41981 E45.10797 
Бэровские бугры

Бэровскими буграми называются находящиеся в южной части Астраханской области и в Калмыкии продолговатые холмы. Впрочем, их ареал не ограничивается только этими областями — они распространены на всей Прикаспийской низменности между устьями рек Кума и Эмба. Бэровские бугры имеют очень правильную и схожую форму, направлены с востока на запад…

N45.32450 E47.06159 

Элиста и её достопримечательности

Город Элиста — это настоящая жемчужина Калмыкии, которая цветёт среди сухих степей. Главные изюминки Элисты это:

  • Буддийские храмы.
  • Неповторимый национальный колорит.
  • Интересные памятники.
  • Необычная городская архитектура.
  • Степные бескрайние пейзажи.

Гостей города Элиста встречает герой калмыцкого эпоса — Золотой всадник Джангар, помещённый на огромный постамент. Когда небо не затянуто тучами, то Золотого Джангара видно за десятки километров от Элисты.


Золотой всадник Джангар

Поскольку в Элисте проживают люди исповедующие буддизм, не стоит удивляться обилию буддийской символики. Так на главной площади города находится ротонда «Пагода семи дней» и молитвенный барабан – кюрдэ. Барабан кюрде считается священным, он приносит благодать всем живущим на земле. Внутри барабана находятся свитки с мантрами, а сам барабан можно вращать рукой. Буддисты верят, что один виток барабана, совершённый с чистыми помыслами равен прочтению всех мантр, находящихся внутри кюрдэ.

Ещё одна необычная деталь площади это огромная шахматная доска из гранита чёрного и белого цветов, выложенная в самом центре. Эта доска отражает общенародную любовь жителей Калмыкии к шахматам. В шахматы здесь играют и стар и млад. Ещё одно экскурсионное место — это Шахматный Дворец. Конечно же, здесь проходят всевозможные шахматные соревнования и турниры. На территории дворца находится парк шахматных скульптур. И поскольку у жителей Элисты любовь к шахматам соседствует с приверженностью буддизму, то с и Шахматным дворцом стоит рядом «Ступа просветления», которая несёт мир и благополучие.

Невозможно не отметить и самый большой «в России» буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который также находится в Элисте.


храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Криминал

Криминогенную ситуацию в Элисте можно отнести к сравнительно спокойной. Количество преступлений, совершенных в течение года сохраняется в течение последних десяти лет на одном и том же уровне.

Хорошим примером может служить следующий факт. На центральной площади города есть шахматная доска, выполненная в пропорции примерно 1:100 по сравнению с обычной. Она расположена под открытым небом и никем не охраняется. Любой желающий может сыграть партию. За все время никто не стащил отсюда ни одной фигуры, что вряд ли было бы возможным, если бы подобная конструкция располагалась где-нибудь в районе Арбата.

Ссылки[править | править код]

Геральдика.ру
Геральдикум

Республика Калмыкия

Столица: Элиста Города: Городовиковск | Лагань

Территориальное деление:Городские округа: ЭлистаМуниципальные районы: Городовиковский
| Ики-Бурульский
| Кетченеровский
| Лаганский
| Малодербетовский
| Октябрьский
| Приютненский
| Сарпинский
| Целинный
| Черноземельский
| Юстинский
| Яшалтинский
| Яшкульский

Статьи:
Герб | Гимн | История | Население | Территориальное деление | Флаг

Южный федеральный округ Российской Федерации
Республика Адыгея | Республика Калмыкия | Краснодарский край | Ставропольский край | Астраханская область | Волгоградская область | Ростовская область

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

 

Калмыкия в истории

Древнейшие из обнаруженных стоянок датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Эти люди вели кочевой образ жизни, изредка переходя к оседлости на берегах рек. Здесь же обнаружены следы так называемой «ямной культуры», характерной чертой которой являются погребения. Покойников хоронили в ямах под курганами, укладывая их на спину и сгибая ноги в коленях. Кочевники, крепко связанные с парнокопытным скотом, довольно рано освоили колесо, используя повозки в качестве транспорта.

Через территорию современной Калмыкии проходили маршруты Великого переселения народов. Волны кочевников из самых разных племён, подобно стихии, сметали всё на своём пути. Позже Калмыкия станет центром Хазарского каганата, раннего и одного из мощнейших государств Восточной Европы. В период рассвета Хазария будет заключать равноправные договора с самой Византией, оставаясь региональным гегемоном вплоть до возвышения Руси.

Далее по этой степи прошла Золотая Орда, захватившая полмира. Однако монгольская империя просуществовала недолго, расколовшись на несколько отдельных государств. Из этих осколков выделилась народность ойраты, которая, не найдя себе места на руинах империи, принесла присягу Русскому царству. В 1654 году началась война между Россией и Речью Посполитой. На стороне последней выступили Швеция, Турция, Молдавия и Крымское ханство. В этот непростой момент глава Калмыцкого ханства Дайчин заявил о намерении служить Российскому государству «прямою правдою». Такая помощь оказалась весьма кстати, ведь кочевники — славные воины, а, кроме того, договор гарантировал отсутствие второго фронта в тылу.

Постепенно Калмыкия стала сначала губернией в империи, а позже автономной областью в составе СССР. С началом Второй мировой пришли, наверное, самые чёрные дни в истории народа. С одной стороны в рядах Красной армии доблестно сражались десятки тысяч калмыков, многие из которых получили награды за боевые заслуги, в том числе 22 Героев Советского Союза. С другой стороны имел место коллаборационизм, ставший причиной постановления Совета Народных Комиссаров СССР «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР». Из 98 тысяч депортированных за первые 5 лет умерло около 40 тысяч человек. В 1956 году калмыки были реабилитированы и стали возвращаться на историческую родину.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

 

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии

Какая вера у калмыцкого народа появилась в последнее время можно понять, изучив состояние дел в исламской общине республике, а также новые религиозные движения, появившиеся в республике.

2000
в этом году в республике создается «Единый мусульманский центр»

До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах в Карелии имелось 2 мечети. В последние годы представители исламской общины активизировались: в 2000 году в республике был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 году избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман Калмыкии, входящее в Координационный совет мусульман Северный Кавказа.

В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман в настоящее время состоят 4 организации, 6 религиозных групп.

Исламский молельный дом в Элисте. В 2014 году его подожгли неизвестные. Мечеть в Калмыкии до сих пор не построена. Фото: kavpolit.com

Что касается новых религиозных движений, то они в республике представлены «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи» и Армией спасения.

Кроме того, также имеется группа последователей учения Н.К. Рериха. Активно работают муниты. Местные правоохранительные органы несколько раз возбуждали уголовные дела против последователей новых религиозных движений по обвинению их в экстремизме.

Особенности Элисты

Неофициальное название города звучит как буддийская столица России. В некоторых источниках есть информация, что и всей Европы. Это происходит благодаря тому, что в Элисте находится большое количество различных пагод, статуй Будды и молельных ступ. В калмыцкие храмы часто наведывался даже сам Далай-лама.

Еще одной отличительной особенностью города стали шахматы и все интересные традиции, которые связаны с этим видом спорта. Их привил населению первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Чтобы оставить след в истории, здесь возведен Шахматный город, в котором установлен памятник знаменитому Остапу Бендеру. В Элисте сосредоточено много различных скульптур, статуй, постаментов и памятников. Каждое творение отличается своей красотой, историей, грацией, а также уникальной задумкой. Здесь можно легко встретить рядом новые европейские скульптуры и буддийские статуи. Власти города заботятся об их сохранности и о том, чтобы они представляли собой единый интересный ансамбль.

Благодаря этим стараниям облик города становится интересным и запоминающимся как для местных жителей, так и для приезжих гостей, которых не перестает удивлять необычная, а местами даже забавная архитектура.

Элиста находится в том же часов поясе, что и столица России. Город занимает площадь 93 квадратных метров и вмещает в себя население более 100 тысяч человек. Здесь присутствуют различные народы и национальности. Преобладающее большинство людей, проживающих на данной площади, составляют русские и калмыки. Религий на данной территории также несколько видов, но самой распространенной остается буддизм.

В столице Калмыкии степной и резко континентальный климат. Поэтому осадков в течение года здесь выпадает мало, а средняя температура по всей площади страны достигает 8 градусов. Влажность находится на уровне 20%, воздух – сухой. Лето в Элисте очень жаркое и длится относительно долго. С приходом осень начинают идти дожди. В этот период степь начинает оживать. Зима в городе не сохраняется на долго. Отличительной особенностью данной поры года становятся ветра, которые постоянно меняют свое направление. С приходом весны всю территорию покрывают красивые цветущие тюльпаны.

Предприятия и работа в Элисте

Как утверждают специалисты, где-то в глубине недр Калмыкии залегает множество полезных ископаемых. Соли и строительные материалы, газ и нефть, фосфаты и урановые руды. Также положительно можно оценить и географическое положение Элисты, которое может быть теоретически использовано для развития современных транспортных коммуникаций практически по всем направлениям. Модная сегодня экологически чистая энергетика также вполне перспективна в данном регионе, так как существуют природные возможности для строительства соответствующих объектов, использующих энергию ветра и солнца. Специалисты отмечают и тот факт, что имеющийся кадровый потенциал значителен. Так, например, более 70% трудоспособного населения в Элисте имеют профессиональное образование, в том силе среднее и высшее. Тем не менее, существенного развития, эффективного использования имеющихся ресурсов, несмотря на известные предсказания, пока не наблюдается.

Недостаток пресной воды, степи, определенные климатические условия – это те условия, на которых базируется сельскохозяйственная отрасль. Из всего количества земель только 8% могут быть использованы под пашню. Но именно эта отрасль с добавлением лесного хозяйства и охоты составляют в совокупности более трети всего валового регионального продукта. Торговля – около 8%, строительство и транспорт – приблизительно по 6%.

Вся промышленность вместе обеспечивает менее 10%. Основные объекты – это производственные мощности жилищно-коммунального хозяйства. Имеются предприятия, выпускающие продукты питания, такие как АО «Хлеб», ООО «Рудо-Эл». Различные железобетонные изделия изготавливаются на заводе «ЖБИ-12». Имеется здесь мебельная фабрика и ДОЗ «Стойдеталь», выпускающий различную строительную продукцию из древесины. Нефтедобывающая промышленность представлена расположенным в Элисте АООТ «Калмнефть».

Как и было сказано выше, имеющийся экономический потенциал не используется в городе в полном размере. Косвенное подтверждение тому – это около семи кандидатов на потенциальные возможные рабочие места по состоянию на осень 2012 года. В это же время весь регион, в соответствии с имеющимися статистическими данными попал в десятку самых проблематичных в России при оценке уровня безработицы.

Численность и состав населения Элисты

Первые статистические данные с момента основания о численности населения российского города появились в далеком 1880 году. На то время в селе Элиста были зарегистрированы 331 человек. Со временем населенный пункт стал уверенно разрастаться и активно развиваться. Уже через 8 лет здесь назвали численности в 3 раза больше первоначально живших людей.

Отметку в 10 000 человек город отметил в 30-е года 20 века. В 1973 году официальные данные смоги назвали цифру 50 000 жителей в столице Калмыкии. Причину скачка можно объяснить тем, что люди в послевоенное время стали возвращаться на свою землю. Здесь стала развиваться промышленность, открываться заводы и различные предприятия, что сподвигло людей из ближайших сел, деревень и небольших городов перебираться на постоянное место жительство в столицу Калмыкии. А уже 1980 году число людей, постоянно проживающих на территории Элисты, перевалило отметку в 100 000 человек. Высокий темп роста численности населения объясняется правильно выбранным курсом развития, который стал быстро набирать обороты.

Последние актуальные данные были предоставлены на дату 1 января 2017 года. На эту дату в городе назвали официальную цифру более 103 тысяч человек. Значит, согласно статистике, Элиста занимает 166 строчку в рейтинге страны по численности населения. На сегодняшний день это единственное место на территории Калмыкии, где проживает более ста тысяч человек.

Данные о составе нации в этом городе собираются с начала 1939 года, а не с момента его основания. Факты говорят о том, что в то время здесь проживало всего чуть больше семнадцати тысяч человек. Преобладающее число местных жителей составляли русские люди. Их насчитывалось около 13 тысяч или 75% от общего числа проживающих людей. Второе место занимал коренной народ, который назывался калмыки, составлял лишь 20%. Оставшиеся 5% жителей складывался из таких народов, как:

  • украинцы;
  • армяне;
  • казахи.

С быстрым приростом численности города начинает меняться процентный состав нации. В 2010 году здесь уже называется цифра более 103 тысяч человек. Согласно фактам здесь живет:

  • 65% или более 68 тысяч калмык;
  • 25% или менее 26 тысяч русских;
  • 10% остальных национальностей. Преобладающее большинство осталось за украинцами, казахами и армянами.

Любопытно, но информация об Элисте подтверждает, что в 2010 в городе было официально зарегистрировано 309 цыган.

Одним из самых значимых и страшных событий в истории города называют массовое заражение ВИЧ, которое произошло среди местных жителей.

Элиста имеет небольшие размеры, но, несмотря на это здесь открыты различные научно-исследовательские институты, а также высшие учебные заведения, профильные колледжи и техникумы. Сегодня в разных участках города работают в полную силу 6 филиалов, которые принадлежат к университетам федерального уровня. Открыт Калмыцкий государственный университет. На территории города находятся больше 20 школ и различных гимназий. Факты об Элисте говорят, что на культурное развитие города оказывают большое влияние буддизм, традиции и шахматы.

ОБЗОР РАНЕЕ ВЫПОЛНЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В настоящее время наиболее разработано физико-географическое районирование территории
Калмыкии. Бóльшая часть (около 90%) территории республики – ее центральная и восточная
части – отнесены к континентальной восточно-европейской климатической области; крайняя
западная часть принадлежит атлантико-континентальной европейской (степной) области
[]. С запада на восток наблюдается нарастание континентальности климата со снижением
среднегодового количества осадков с более 400 до 200–250 мм, снижением коэффициентов
увлажнения, ростом разности летних и зимних температур.

В основе ландшафтного районирования лежит разделение территории Калмыкии на три зоны:
степную, полупустынную и пустынную, в пределах которых, в свою очередь, выделяется
11 ландшафтных районов []. Также выделены основные геолого-геоморфологические структурные единицы Калмыкии:
Ставропольская возвышенность на крайнем западе республики; возвышенность Ергени, пересекающая
западную часть Калмыкии субмеридионально; Кумо-Манычская впадина, ограничивающая Калмыкию
с юга; Прикаспийская низменность, занимающая центр и запад Калмыкии.

Данная ландшафтная дифференциация обусловила деление Калмыкии на три природно-хозяйственные
зоны [] ():

Рис. 1.

Территориально-административное деление Республики Калмыкия с границами природно-хозяйственных
зон. Пояснения в тексте. . Administrative subdivision of Kalmykia Republic with the borders of the natural-economy
zones. Explanations are at the text.

1. Западную, которой в административном отношении соответствуют Городовиковское и
Яшалтинское РМО, соответствующую степной зоне в ландшафтной классификации, а также
Ставропольской возвышенности и Кумо-Манычской впадине в геоморфологическом отношении;

2. Центральную: Приютненское, Ики-Бурульское, Целинное, Кетченеровское, Сарпинское,
Малодербетовское, Октябрьское РМО; степная и полупустынная зоны; возвышенность Ергени;

3. Восточную: Яшкульское, Юстинское, Черноземельское, Лаганское РМО; полупустынная
и пустынная зоны; Прикаспийская низменность.

Экономико-географическое микрорайонирование Калмыкии было предложено Е.Е. Лейзеровичем
[], выделившим три микрорайона:

1. Элистинский (включает г. Элиста, Целинное, Ики-Бурульское, Приютненское, Городовиковское,
Яшалтинское РМО);

2. Сарпинский (Сарпинское, Малодербетовское, Кетченеровское, Октябрьское, Юстинское
РМО).

3. Черноземельский. (Яшкульское, Черноземельское, Лаганское РМО).

Данное деление в значительной степени коррелирует с ландшафтной и природно-хозяйственной
структурой Калмыкии, представленной выше. Кроме того, Калмыкия разделена таким образом
на три региона, сопоставимые по площади и форме.

В то же время, в ряде случаев в один микрорайон объединены РМО с существенно различающимися
экономико-географическими характеристиками, в частности, Ики-Бурульское РМО в составе
Элистинского района, Кетченеровское и Юстинское РМО в составе Сарпинского района,
Лаганское РМО в составе Черноземельского района.

Население

Населённые пункты

Название Административное значение Численность
Элиста Столица республики 109,3
Лагань Районный центр Лаганского района 14,1
Троицкое Районный центр Целинного района 10,3
Городовиковск Районный центр Городовиковского района 9,8
Яшкуль Районный центр Яшкульского района 7,4(2003)
Садовое Районный центр Сарпинского района 5,9(2003)
Малые Дербеты Районный центр Малодербетовского района 5,8(2003)
Цаган-Аман Районный центр Юстинского района 5,9(2003)
Большой Царын Районный центр Октябрьского района 5,1(2003)
Приютное Районный центр Приютнинского района 5,8(2003)
Яшалта Районный центр Яшалтинского района 4,85

Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова


Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова.
2

Экспозиции краеведческого музея посвящены истории, религии и этнографии республики, ее природным богатствам и известным личностям. Название присвоено в честь здешнего краеведа Николая Пальмова. Основан музей столетие назад, в 1921-м, а посетителей стали пускать спустя десять лет. В годы ВОВ коллекция была уничтожена во время немецкой оккупации. Заново открыт музей был в 1960-м.

Сейчас площадь выставочных залов составляет 15 тыс. м2, а их общее число – шесть. Количество экспонатов и единиц хранения – 70 тыс. В национальном музее проходят также временные выставки и мероприятия.

Первый зал музея посвящен этнографии Калмыкии, истории ее присоединения к России. Во втором экспозиция сосредоточена на природе края, растительном и животном мире

Особое внимание уделяется степным королям сайгакам. В третьем представлены экспонаты, знакомящие с буддийским искусством

Четвертый зал поведает о роли калмыков в Великой Отечественной войне. Оставшиеся залы отведены под временные экспозиции.

Адрес: Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова, улица Джангара, Элиста, Россия.

Православие — вторая по численности прихожан религия в Калмыкии

Какую религию исповедуют калмыки кроме буддизма можно узнать, изучив историю православия в республике. Так первые сведения о крещении калмыков относятся ко второй половине XVII века.

Целенаправленная миссионерская работа среди калмыков началась в первой четверти XVIII века. В 1724 г. в Санкт-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин; в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына (ныне Волгоград), он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I.

В 1733 году архимандрит Никодим перевел на калмыкский язык молитву «Отче наш», Символ веры и декалог с комментариями. Миссионерам предписывалось действовать убеждением, запрещалось применять насильственные методы.

1940
в этом году в Калмыкии не осталось ни одного православного прихода

К середине 1754 года число принявших крещение калмыков достигло 8695 человек. В 1771 году часть калмыков, недовольная притеснениями царских властей и насильственным крещением ушла в Джунгарию, чтобы сохранить прежний образ жизни.

В 1839 году в Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцком языке.

Православные церкви в Калмыкии стали возводится, начиная с 1846 года. Первая церковь в Элисте (небольшой деревянный храм во имя святого Николая Чудотворца) была сооружена в 80-х годах XIX века.

К 150-летию учреждения первого православного прихода в сентябре 2017 года на территории Казанского кафедрального собора установлена кибитка — копия походно-улусной церкви, действовавшей на территории Калмыкии во второй половине XIX века. Фото: upload.wikimedia.org

С приходом советской власти в Калмыкию начались гонения на православных и представителей других религий.

Так, если в 1926 году на территории Калмыцкой автономной области функционировало 17 православных приходов, то к 1940 году в республике не осталось ни одной легальной православной общины, церкви были разрушены или использовались для хозяйственных нужд.

Шли репрессии против духовенства. В период ненемецкой оккупации Карелии ряд общин возобновили деятельность, так, например, был открыт молитвенный дом в Элисте.

После освобождения республики от немцев молитвенные дома в Элисте и Приютном были зарегистрированы советскими властями и до начала 90-х годов XX века оставались единственными действующими приходами в Калмыцкой АССР.

Часть калмыков, недовольных обращением их в православие, откочевало в Джунгарию.

Возрождение православия в Карелии началось в 1990-х годах. Так 7 октября 1995 года постановлением Священного Синода была образована Элистинская и Калмыцкая епархия.

В 1996 — 1997 годах в Элисте на месте разрушенной в 1939 году Крестовоздвиженской церкви был воздвигнут кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

В настоящее время Элистинской епархии насчитывается 16 приходов, в дек. 2011 года в епархии насчитывалось 20 приходов, 26 храмов и 14 молитвенных комнат.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

 

Достопримечательности Элисты

Как и сказано было выше, памятников, имеющих подлинное историческое значение в Элисте нет. Помимо самого процесса становления города, свою лепту в отсутствие таковых внесли предки наших сегодняшних немецких партнеров – фашистские захватчики. При своем отступлении они в буквальном смысле стерли с лица земли все строения, жилые, промышленные и иные. Практическое масштабное восстановление города началось только после 1957 года. В тот период ставились определенные задачи, поэтому вряд ли можно отнести к историческим ценностям «хрущевки» и фабричные корпуса.

Расцвет строительства всевозможных достопримечательностей  — это начало 90-х. Памятники и мемориалы, декоративные панно и скульптурные композиции. Такие объекты здесь имеются, но вряд ли они заслуживают серьезного внимания. Реальный интерес могут вызвать буддийские сооружения и символы, которыми сегодня пропитан весь город. Подобные сооружения можно встретить в Элисте на каждом шагу. Даже на центральной площади, которая до сих пор носит имя вождя мировой революции тов. Ленина, можно найти беседку с фонтаном и установленным поблизости барабаном. Выполнена эта композиция в соответствующем стиле и называется достаточно звучно, «Пагода семи дней».

Но это, разумеется, вовсе не главная достопримечательность города. К числу таковых относят Центральный Хурул, или «Золотую обитель будды Шакьямуни». Этот религиозный комплекс был возведен в 2005 году. Внутри основного здания размещена самая большая в Европе статуя будды. Еще один подобный этому комплекс, «ГеденШеддупЧойКорлинг» построен в нескольких километрах от города, в южном направлении. Он расположен на том месте, где некогда был старый буддийский храм. Несмотря на то, что данный комплекс достаточно молод (1996 г.), сегодня он находится в некотором запустении. О нем забыли после возведения Центрального Хурула, сюда не приезжают туристические группы и среди паломников и верующих он также не слишком популярен.

Центральный хурул

Невозможно не рассказать об Элисте без упоминания достопримечательности, известной не только в России, но и за рубежом Сити-Чесс. Об этом комплексе можно писать отдельно и подробностей можно привести очень много. Дворец шахмат и жилые дома,  идеальные дороги и великолепное ландшафтное проектирование. Место проведения международных спортивных соревнований и деловых форумов. Десятки скульптурных композиций и отель «Город шахмат», завоевавший в 2001 году звание «Лучшего отеля Восточной Европы». Этот комплекс обязательно надо посетить самому, если планируется поездка в Элисту.

В качестве дополнения, просто без комментариев, отметим два объекта, которые размещены в Сити-Чесс – статуя Остапа Бендера и коттедж, подаренный Стивену Сигалу.

Культура и религия Калмыкии

Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников, посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector