23 достопримечательности ингушетии, которые стоит посетить
Содержание:
- Отдых — Республика Ингушетия
- Кодекс правил
- Ингушские города и их особенности
- Охота и рыбалка — Республика Ингушетия
- Где живут, численность
- Самый древний храм
- Одежда
- Отдых на природе в Ингушетии
- Как добраться
- Тайны названия
- Безопасность туристов
- Кто такие ингуши?
- Традиции
- Дороги — Республика Ингушетия
- Национальный состав
- Видеогалерея
- Внешность
- Ингушетия – самая «молодая» республика Кавказа
- Развлечения и достопримечательности Ингушетии
Отдых — Республика Ингушетия
Природно-климатические условия, национальный колорит, горные ландшафты, богатые леса, бурные горные реки, минеральные и термальные источники могли бы привлечь в регион тысячи туристов, но пока для них работает пара курортов на территории лечебно-оздоровительного комплекса и несколько гостиниц в Назрани.
Несмотря на объективные сложности, тормозящие развитие въездного туризма, в регионе работают интересные экскурсионные и туристические маршруты, рассказывающие о древней истории Ингушетии, ее культуре, национальных традициях и промыслах. В регионе существуют природные условия и скромная инфраструктура для занятий активными видами отдыха и туризма.
Любителям современности будет интересно посетить самый молодой город России – столицу Магас. Архитектура правительственных, культурных и жилых зданий удивительно сочетает новейшие строительные и национальные традиции, поэтому облик Магаса нельзя сравнить ни с одним другим.
В городах и селах можно найти предметы народного искусства – резьбы по камню и дереву, ковроткачества, художественной обработки металлов, золотого и серебряного шитья.
В Ингушетии работает 7 музеев, памятниками истории и культуры признаны сотни объектов. Только в Джейрахском ущелье, ставшем, по сути, огромным музейным комплексом, расположено 92 памятника истории, возраст некоторых из них датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Именно там находятся знаменитые древние и средневековые боевые башни. Всего по региону их разбросано около двух тысяч.
Отдых в республике Ингушетия просто поражает любителей истории и архитектуры строгим величием средневековых замков-крепостей Вовнушки, Таргим, Оздик, Лейми, Эгикал, Хамхи. Самый древний христианский храм России тоже можно увидеть в Ингушетии. Тхаба-Ерды был построен ориентировочно в период с VIII по IX век, многократно перестраивался и сейчас соответствует своему средневековому виду. Христианское культовое здание имеет черты грузинских и ингушских зодческих традиций и совершенно не похож на русские церкви.
В Назрани девятью объединенными в единую композицию башнями устремлен вверх мемориал, установленный в память о жертвах депортации. Внутри мемориала находится музей истории репрессий. Назрань располагает десятками культурных и исторических памятных объектов – развалинами крепостей, башен, древними стоянками и мастерскими.
На горе Шейха, в районе Сунжи стоит Борга-Каш – мавзолей эпохи ранней мусульманский культуры. В регионе доминируют суннитский и суфийский (мистический) ислам. Паломническая поездка может охватить исламский институт, 45 мечетей и 26 медресе.
Кодекс правил
Каждый из ингушей знает об “Эзделе” — особенном кодексе моральных и поведенческих правил, по которому должен жить каждый представитель народа. Удивительно то, что “Эздел” был составлен в далёкой древности, однако этот “устав” выполняется и сегодня. “У человека отсутствует Эздел”, — именно так ингуши говорят о бесчестных, невоспитанных людях.
“Эздел” указывает на принципы и правила поведения в обществе. В нём подчёркивается, что младшие должны с почтением и уважением относиться к старшим — как членам своей семьи, так и посторонним людям.
Сыновьям запрещено перебивать в разговоре или спорить с отцами, в присутствии родителей обращаться по имени к своей супруге. “Эздел” регулирует принципы поведения в самых разных аспектах семейной и общественной жизни.
Последний языческий жрец Ингушетии Элмарз с праправнучкой
Ингушские города и их особенности
Те, кто задается вопросом, сколько городов в Ингушетии, будет удивлен – ведь их в республике всего пять, из которых один стал городом республиканского значения лишь в 2016 году. Однако этот факт не означает, что до того, как всем пяти населенным пунктам были даны городские статусы, они ничего собой не представляли. У каждого своя история, тесно связанная как с самой республикой, так и с влиянием большой России.
Вот список городов Ингушетии на сегодняшний день:
- Магас
- Назрань
- Карабулак
- Сунжа
- Малгобек
Что представляют собой ингушские города и в чем особенности каждого из них? Стоит изучить историю каждого из них более подробно.
Магас.
Это столица республики, при этом один из самых молодых ее городов. Название его в переводе с ингушского звучит поэтично – «город солнца». Некогда на этой территории находился другой Магас – столица Алании. До сих пор археологи периодически проводят здесь раскопки, в границах города находится свыше двух десятков городищ времен первого тысячелетия.
Современный город возник совсем недавно – первый камень в его основание был заложен всего в 1994 году. А 15 апреля того же года Борис Ельцин подписал указ, запускающий в действие процесс строительства Республики Ингушетия. Сегодня именно 15 апреля считается Днем города и широко отмечается населением. Поскольку этот город изначально задумывался как административный центр, в нем не найдется каких-либо крупных предприятий. Зато он очень уютен и всегда рад гостям. В нем проживают около 7 000 человек, большинство из которых – ингуши.
Назрань.
Самый старый и один из крупных городов региона по численности населения. Здесь насчитывается более 113 тысяч человек, что является рекордом для республики. Основана Назрань в 1781 году в качестве русского крепостного укрепления. Позже рядом с ней раскинулось поселение, появилась школа для детей, а в конце 19 века был построен железнодорожный вокзал. До того как было принято решение о придании Магасу столичного статуса, столица региона располагалась именно в Назрани. В настоящее время здесь действует несколько промышленных предприятий, имеется развитая инфраструктура.
Карабулак.
Он расположен по левому берегу реки Сунжи. Само название переводится с тюркского как «черный источник», город является вторым по численности населения в республике – проживает здесь примерно 40 тысяч жителей. Карабулак нельзя назвать молодым городом, основан он был в 1859 году как казачья станица.
Этот факт еще раз доказывает, как прихотливо переплетались связи России и Северного Кавказа. Кстати городом республиканского значения Карабулак стал в 1995 году, до этого считался поселком. До перестройки здесь проживали как ингуши, так и русские примерно в одинаковых пропорциях. Однако после того, как в 1991 году начались столкновения на этнической почве, русское коренное население начало покидать город. Сегодня почти 98% Карабулака – это ингуши.
Сунжа.
Это поселение было основано в 1845 году казаками во время Кавказской войны. Первоначально он был станицей Сунженской, в ходе войны в 1852 году ее назвали именем генерал-майора Н. П. Слепцова, позже в 1939 году была переименована в Орджоникидзевская. В 2015 году переименован в Сунжа с присвоением статуса «поселок городского типа», а в 2016 году он стал городом.
Таким образом, это самый новый город Ингушетии. Население – около 65 тысяч человек, которые работают на нескольких предприятиях города. Кстати, именно в Сунже был открыт Ингушский государственный университет, сейчас там остались только несколько небольших корпусов, остальные перенесены в Магас. Из промышленных предприятия здесь расположен маслосырзавод.
Малгобек.
До 30-х годов ХХ века это было небольшое село Вознесенское (название также свидетельствует о его русском происхождении). Однако после того как в окрестностях были открыты залежи нефти, местность начала активно заселяться и благоустраиваться. Сначала Вознесенское было переименовано в посёлок Малгобек, а с 1939 года он получил статус города.
Малгобек довольно молод, в нем до сих пор еще живы люди, которые начинали его строить. Поскольку возник город благодаря нефтеразработкам, градообразующим предприятием является нефтяной концерн. Сегодня Малгобек продолжает расширяться, у него великолепное будущее. В 2007 году получил почетное звание «Город воинской Славы».
Охота и рыбалка — Республика Ингушетия
Рыбалка в Ингушетии
Рыболовство в регионе проводится на горных реках, прудах и малочисленных небольших озерах, которые либо образуются в низовьях Ассы и Сунжи среди зарослей рогоза, камыша и тростника, либо расположены высоко в горах и мало изучены.
В равнинных старицах можно поймать ту же рыбу, что и в образовавших их реках – кумжу, щуку, сазана, жереха, судака и усача. В прудах обитает трофейный карп, который может достигать двадцати килограммов. В горных реках в изобилии водится форель. Иногда можно услышать о Карабулакском озере, но фактически речь идет о Карабулакских прудах – трех искусственных водоемах, включая городской пруд площадью около восьми гектаров, на котором круглый год ловятся караси и окуни. Идут работы по восстановлению рыбоводства в прудах региона, которые зарыбляются мальками карпа, сазана, толстолобика, окуня, серебряного карася и амура.
Рыбалка в Ингушетии осуществляется согласно Правилам рыболовства, которые запрещают лов подуста, усача-мурзака и рыб из Красной книги РФ. Правила ограничивают минимальную длину добываемой рыбы для жереха 32 сантиметрами, судака – 41 сантиметром, щуки – 37, сазана – 40, кумжи 20, усачей (кроме мурзака) – 25 сантиметрами. Не разрешается вылавливать раков меньше 10 сантиметров в длину.
Рыбалка в основном идет на реках, которые все относятся к бассейну Терека, у которого более тысячи притоков, берущих начало в горных районах. Все реки Ингушетии зимой не замерзают, поэтому рыбалка идет круглый год кроме периода нереста с середины апреля по середину июня. Зимой ловится преимущественно ручьевая форель в верховье Ассы, Фортанги, Сунжи. Летом кроме нее иногда в улове встречается щиповка, гольян, пескарь и кавказский голавль. Изредка в устьях рек встречается кумжа, но ее становится меньше с каждым годом.
Охота в республике Ингушетия
Издревле охота у ингушских горцев была почитаемым занятием, проявляющим в мужчинах отвагу, выносливость, наблюдательность и меткость. Охотились всегда на диких зверей – туров, косуль, медведей, серн, кабанов, волков или на пернатую дичь. Самой популярной была добыча тура, обитавшего высоко в горах. Такая охота была опасной из-за необходимости карабкаться за чутким животным по узким, расположенным вдоль пропастей тропинкам.
С тех давних времен фауна изменилась мало. Кроме упомянутого крупного зверя в лесных балках обитают рыси и дикие лесные коты, а в предгорьях – лисицы, зайцы, барсуки, белки, ласки и куницы. Из пернатых охота в Ингушетии ведётся на диких гусей и уток, в речных долинах – на фазанов, в горных лугах – на кавказских тетеревов и горных индеек.
Охота в Ингушетии оговаривается в общероссийских правилах, но сроки ее проведения и другие параметры должны подтверждаться указом Президента республики. С 1994 в связи со сложной политической обстановкой охотничий сезон фактически ни разу не открывался.
Где живут, численность
Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.
Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:
- Россия — 444 833 чел.
- Турция — 85 000 чел.
- Сирия — 35 000 чел.
- Иордания — 25 000 чел.
- Ливан — 20 000 чел.
- Казахстан — 15 000 чел.
В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.
Самый древний храм
Ингушетия славится своей богатой природой, прекрасными горными видами и богатствами, скрытыми в недрах земли. Однако здесь немало поистине уникальных исторических мест, одним из которых стал храм Тхаба-Ерды. Он является самым древним христианским святилищем, находящемся на территории Российской Федерации.
Располагается храм в Джейрахском районе Ингушетии. В переводе с местного языка “Тхаба-Ерды” переводится как “Храм веры”. Несмотря на известность святилища, историки так и не могут сойтись во мнении относительно личности человека, построившего его.
Существует предположение, что изначально храм был посвящён Святому Фоме. На местном наречии такое именование звучало бы как “Тома-Ерды”, что также может связываться с названием храма.
Храм Тхаба-Ерды
Одежда
Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.
Отдых на природе в Ингушетии
Чистые горные реки, полные форели, горный воздух, чудесные пейзажи, целебные источники создают предпосылки для экологического, оздоровительного, экологического и рыболовного туризма.
Приезжие, посещающие горную Ингушетию, могут совершить экскурсию по природному заповеднику «Эрзи», занимающему около шести тысяч гектаров на склонах Большого Кавказского хребта и по Джейрахско-Ассинскому музею-заповеднику, в котором помимо исторических памятников расположено множество природных достопримечательностей.
На скалистых берегах Архми расположена сосновая роща – уникальное явление в краю гор и широколиственных лесов. На 70 тысячах гектаров Джейрахского и Сунженского районов располагается «Ингушский» заказник, в котором охраняются популяции беозаровых козлов, серн, косуль, кабанов, туров и зубров.
Лечебно-оздоровительный отдых на природе в Ингушетии сосредоточен вокруг курортного комплекса «Джейрах», расположенного в одноименной долине вблизи музея-заповедника. В «Солнечной долине Архми», санатории, входящем в курортный комплекс, используют в лечебных целях минеральные воды Ачалукского месторождения, которое разрабатывается в районе селений Нижние и Средние Ачалуки. Рядом, в закрытом от всех ветров ущелье, в окружении соснового бора, открылся еще один санаторий – «Архми» на базе тех же целебных вод. Климат, вода и чистый воздух местности способствуют лечению нервной системы, органов кровообращения и дыхания.
Как добраться
Джейрахское ущелье начинается в посёлке Джейрах. До него нужно проехать 50 км от Магаса — столицы Ингушетии. Сначала нужно выехать на федеральную трассу М-29 «Кавказ», затем свернуть на Военно-Грузинскую дорогу.
Доехать до Джейраха можно на рейсовом автобусе № 516 от Владикавказа и Назрани. Чтобы попасть ко всем башням, удобнее отправиться на машине или такси, так как общественный транспорт ходить лишь до жилых поселков.
Расписание автобуса Владикавказ — Джейрах
Из Владикавказа можно взять такси до Джейрахского ущелья. Некоторые водители также проводят экскурсии по району.
Видео о Джейрахском ущелье
Тайны названия
Как отмечает грузинский географ В. Багратиони, название народности ингушей происходит от селения Ангушт. Уже в XVIII веке оно занимало значительные территории, представляя один из самых крупных населённых пунктов Ингушетии.
Также ингушей часто называют галгаями. Как подчёркивают учёные, этот этноним связан со словом “галга” — “башня, крепость”. По сути, “галгай” — это строитель башни. Название это используется неспроста. В старину каждый зажиточный ингушский род должен был иметь собственную башню, в которой всё обустраивалось для проживания жильцов.
Нередко по внешнему облику и состоянию такой крепости народ судил о статусе семейства, которому башня принадлежит. Сегодня такие постройки сохранились в Ингушетии, но большая их часть представляет историческую ценность, уже не является жильём.
Безопасность туристов
Туристы-походники в обязательном порядке должны зарегистрироваться в поисково-спасательной службе, сообщив запланированный маршрут. На многих территориях, в том числе в Джейрахском горном районе, действует пограничный пропускной режим. Прохождение его особенных сложностей не представляет (но станет быстрее и проще, если у вас с собой будут какие-либо подтверждающие ваши туристические цели документы — например, бронь гостиницы). Продвижение на автомобиле по Ингушетии вообще может существенно замедляться из-за прохождения многочисленных блок-постов. С другой стороны, это не самая большая неприятность на здешних дорогах, где вообще лучше «тише ехать»: местные жители зачастую лихачат почём зря.
Кто такие ингуши?
Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) — коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.
Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.
Аланы — предки Ингушей?!
Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.
За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.
Традиции
С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Другая пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.
Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.
Свадебные традиции
Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет
Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа
Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.
Дороги — Республика Ингушетия
Для такой небольшой республики транспортную систему региона можно считать достаточно развитой. В 30 километрах от столицы, возле станицы Орджоникидзевской, расположен аэропорт Магас. Неподалеку находятся автовокзал и железнодорожная станция Слепцовская, что очень удобно для организации сложных маршрутов.
В новом, современном, хорошо технически оснащенном аэропорту вскоре должен заработать международный терминал. Сейчас из Магаса осуществляются полеты в Санкт-Петербург, Москву, Тюмень, Уфу, Екатеринбург, Адлер и Сургут.
Регион с запада на восток пересекает Северо-Кавказская железнодорожная линия, проходящая через Назрань, Карабулак, Шелковскую, Плиево и Слепцовскую. По ней курсирует поезд Москва-Баку, а из Назрани с 2013 года отправляется в столицу России фирменный поезд.
Автомобильные дороги республики Ингушетия находятся в хорошем состоянии и доходят до всех населенных пунктов региона. Федеральная трасса «Кавказ», ведущая из Краснодарского края к границе с Азербайджаном тянется по региону на 40 километров, проходит через Назрань и имеет ответвление на Магас. От нее отходят региональные автодороги через Нестеровскую на юг и от Магаса на север, в Малгобек. Эти две дороги готовят к передаче в федеральную собственность
Дорога на юг, в горные районы, является стратегически важной, так как ведет до границы с Грузией
По территории Ингушетии проходит более 900 километров автодорог, из которых около 800 имеет качественное твердое покрытие, а остальные – гравийное. Дороги пересекают 74 моста длиной более 1700 метров. Твердое, асфальтово-бетонное дорожное покрытие на удивление ровное, без серьезных изъянов. Все дороги Ингушетии соответствуют нормативам, появились дороги I и II категорий. Такое состояние дорожная сеть приобрела в результате восстановления после разрушительного наводнения 2002, когда было полностью разрушено 17 мостов и около ста километров дорог.
Туристы на автомобилях должны иметь в виду, что в горную, приграничную часть Ингушетии проезд осуществляется по спецпропускам, выдаваемым республиканским Комитетом по туризму. Нужно быть готовым к тому, что на дорогах работает много полицейских постов. Более спокойным считается проезд через Северную Осетию, а не Чечню. В любом случае женщинам-туристкам рекомендуется носить длинные юбки, покрывать голову платками и ни в коем случае не курить на виду.
Национальный состав
Большинство населения составляют ингуши — 93,5 % населения. Второй по численности этнической группой являются чеченцы — 4,6 % населения. Третья этническая группа — русские — 0,8 % (наименьшая в России доля русского населения). Остальные этнические группы составляют менее 0,5 % от населения.
Ингуши расселены по всей территории республики. Чеченцы компактно проживают в Назрани[источник не указан 1041 день
], а также в Сунженском и Малгобекском районах. Русские проживают в Сунже и станицах Троицкой, Нестеровской и Вознесенской, а также в крупных городах. Остальные этнические группы не имеют чёткого ареала проживания.
В таблице показаны народы численностью больше 44 человек (на 2002 год).:
Народ | Численность, чел. (2002 | % | Численность, чел. (2010 | % |
Ингуши | 361057 | 77,27 % | 385537 | 93,46 % |
Чеченцы | 95403 | 20,42 % | 18761 | 4,55 % |
Русские | 5559 | 1,19 % | 3215 | 0,78 % |
Турки | 903 | 0,19 % | 732 | 0,18 % |
Кумыки | 136 | 0,03 % | 118 | 0,03 % |
Кистины | … | … | 113 | 0,03 % |
Аварцы | 102 | 0,02 % | 101 | 0,02 % |
Грузины | 323 | 0,07 % | 100 | 0,02 % |
Украинцы | 189 | 0,04 % | 91 | 0,02 % |
Азербайджанцы | 123 | 0,03 % | 83 | 0,02 % |
Цыгане | 44 | 0,01 % | 75 | 0,02 % |
Осетины | 106 | 0,02 % | 74 | 0,02 % |
другие | 3087 | 0,66 % | 632 | 0,15 % |
не указали | 262 | 0,06 % | 2897 | 0,70 % |
всего | 467294 | 100,00 % | 412529 | 100,00 % |
Доля ингушей по районам и городам России
(по переписи 2010 года) (указаны муниципальные образования, где доля ингушей в численности населения превышает 5 %):[источник не указан 1041 день ]
Доля ингушей по районам и городам России | ||
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % ингушей |
ГО Назрань | Ингушетия | 98,9 |
Назрановский МР | Ингушетия | 98,5 |
ГО Карабулак | Ингушетия | 97,1 |
Джейрахский МР | Ингушетия | 90,1 |
ГО Малгобек | Ингушетия | 89,7 |
Сунженский МР | Ингушетия | 89,4 |
Малгобекский МР | Ингушетия | 85,3 |
ГО Магас | Ингушетия | 78,3 |
Пригородный МР | Северная Осетия-Алания | 21,6 |
Видеогалерея
18.09.2021
Махмуд-Али Калиматов проголосовал в первый день выборов на избирательном участке в Сунже 17.09.2021
08.09.2021
В Ингушетии запустили скоростной поезд «Ласточка» по маршруту «Назрань-Минводы»
24.08.2021
Выступление Махмуда-Али Калиматова на ежегодной педагогической конференции
17.06.2021
Послание Главы Республики Ингушетия Народному Собранию Республики Ингушетия на 2021 год
16.06.2021
Михаил Мишустин и Махмуд-Али Калиматов обсудили социально-экономическое развитие республики и реализацию нацпроектов в регионе
09.06.2021
Махмуд-Али Калиматов встретился с участниками международного экологического форума «MAGAS2021»
01.05.2021
Выступление Махмуда-Али Калиматова в Народном Собрании Республики Ингушетия
30.04.2021
Правительство Ингушетии представило итоги социально-экономического развития региона за 2020 год
12.03.2021
Интервью Махмуда-Али Калиматова на радио «Republic»
23.02.2021
Выступление Махмуда-Али Калиматова на траурном мероприятии памяти жертв депортации 1944 года
23.02.2021
Выступление Иссы Костоева на траурном мероприятии памяти жертв депортации 1944 года
23.02.2021
Выступление проректора Ингушского исламского института Алихана Аушева на траурном мероприятии памяти жертв депортации 1944 года
19.02.2021
Махмуд-Али Калиматов принял участие в конференции ИРО ВПП «Единая Россия»
06.02.2021
Махмуд-Али Калиматов: «Наша молодежь должна быть активной, трудолюбивой и порядочной»
01.07.2020
Махмуд-Али Калиматов открыл новую школу в с.п. Гази-юрт Назрановского района
29.05.2020
Московские врачи делятся своим опытом с коллегами из Ингушетии в борьбе с COVID-19
28.05.2020
В Ингушетию прибыла бригада столичных медиков для борьбы с коронавирусом
20.04.2020
Обращение Махмуд-Али Калиматова в связи с ситуацией с коронавирусом
18.03.2020
Ингушетия отмечает 250-летие вхождения в состав России
01.02.2020
Пресс-конференция Главы Республики Ингушетия Махмуд-Али Калиматова
Внешность
Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:
- высокий рост;
- худощавое телосложение;
- жесткие, прямые волосы темных оттенков;
- серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
- низкий выступающий подбородок;
- волосяной покров развитый.
Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.
Ингушетия – самая «молодая» республика Кавказа
В северной части Большого Кавказского хребта расположена Республика Ингушетия. Ее границы примыкают к Грузии, Северной Осетии и Чеченской Республике. Несмотря на то, что по своей площади считается самым маленьким российским регионом, она самобытна и может гордиться своей историей. И ингушские города – ее неотъемлемая часть.
Образована республика была лишь в 1992 году. Но это не значит, что до этого территория пустовала. Более того, еще в I тысячелетии до нашей эры здесь уже жили люди. Археологи назвали эту культуру Кобанской, по названию аула, в котором проводились раскопки и были обнаружены интересные доказательства проживания здесь целого народа.
Во времена Средневековья местные племена объединились и начали называться дзурдзуками. Даже после того, как на Кавказ проник ислам и началась эпоха исламской культуры, на территории будущей республики люди жили по языческим законам и обычаям. Сами ингуши селились большей частью в горах, и возвращение их на равнины началось лишь с 16 столетия. На тот момент городов как таковых не существовало – были разрозненные поселения.
После того как Кавказ оказался в зоне интересов Российской империи, началось не только постепенное заселение ингушских территорий русскими, но и взаимное проникновение обеих культур. Ингушетия официально вошла в состав России лишь в 1770 году, когда был подписан исторический Акт присяги на верность империи – ее приняли сразу шесть крупных ингушских родов. После этого регион начал свое развитие, а особенно значимым периодом для него стал весь ХХ век.
Развлечения и достопримечательности Ингушетии
Ингушетия — регион отчаянно небогатый: работа есть лишь у каждого второго её жителя, и огромное количество ингушей живут в непостижимых для обитателя среднестатистического мегаполиса условиях. Основное население Ингушетии сосредоточено преимущественно в северной части республики, где находятся города покрупнее. Тем не менее древние аулы на юге — это истинное наследие ингушей, и они до сих пор населены горцами. Комитет по туризму республики активно повышает привлекательность этих областей для путешественников, проводя здесь зрелищные мероприятия, открывая гостиницы и строя горнолыжные центры.
В 2013 г. в Ингушетии открылся первый горнолыжный курорт «Армхи». На высоте более 1500 м оборудованы две лыжных трассы, зона для фрирайда и трасса для маунтин-байкинга.
Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии — самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен». Самые древние из них — так называемые циклопические строения, которые возводили из гигантских камней без использования раствора чуть ли не в эпоху неолита. Но и более поздние строения весьма любопытны: в частности, это многочисленные укреплённые родовые башни. Более широкие жилые и вытянутые в высоту боевые башни выполняли ту же роль, что и средневековые феодальные замки, и строились на территории нынешней республики вплоть до 18 в. До сих пор множество башен сохранилось в горных аулах: в знаменитом Джейрахском ущелье, в селении Вовнушки (одно из семи чудес России), в Мецхале и особенно многочисленные и живописные — в Эрзи.
Вполне удобный и недорогой способ перемещения по Ингушетии — такси. Нужно только учитывать, что обязательность и пунктуальность в число добродетелей здешних таксистов входят отнюдь не всегда.
Есть в Ингушетии и несколько уникальных святилищ, которые заслуживают обязательного посещения. В первую очередь самый старый на территории России христианский храм Тхаба-Ерды, выстроенный приблизительно в 8—9 веке. Правда, постройка множество раз переделывалась, и нынешний вид церкви относится, предположительно, к 14—16 вв. Храм был по мере возможности отреставрирован, и сегодня здесь можно увидеть не только оригинальную кладку, но даже древние орнаменты карнизов и арок. Другое уникальное святилище в Ингушетии — мусульманский мавзолей Борга-Каш на так называемой горе Шейха.
На территории республики есть несколько природоохранных зон, где можно увидеть не только удивительной красоты пейзажи и разнообразных диких животных и птиц, но и уникальные культурные памятники. К примеру, это Ингушский заказник, где живут редкие представители копытных, в том числе зубры. А особенно замечателен молодой заповедник Эрзи, в котором находится один из самых крупных башенных комплексов республики.