30 главных богов майя и их значение

Календари времени

Время для майя имело особое значение, они считали его душой Вселенной. С каждым вздохом мироздание рождалось, а с каждым выдохом умирало. Такое дыхание получило понятие великого цикла. Одним из самых значимых достижений индейцев стало создание календаря, вернее, сразу трех систем времяисчисления. Большинство манускриптов создавалось с учетом предсказаний и расчетов, основанных на цифровых техниках. Самое интересное, что в календарях не было ни начала, ни конца — время для майя вращалось по замкнутому кругу, а понятие «конца года» просто отсутствовало. Ориентация в пространстве подчинялась ритму планетарных циклов.

  • Первый, гражданский календарь, именовался длинным счетом и носил название Хааб. Он включал в себя 18 месяцев, состоящих из 20 дней каждый, всего 360 дней.
  • Второй, церемониальный, Цолькин (Тсолкин), состоял из 20 месяцев по 13 дней в каждом. Итого полный цикл базировался на 260 днях. Именно по нему рассчитывались даты посева, жертвоприношений и прочих ритуальных праздников.
  • Третий, объединял два предыдущих и служил основой для наблюдений за планетами и созвездиями. Его полный шаг равнялся 52 годам.

Расшифровки календарей позволили выдвинуть версию, что майя контролировали время не только на Земле, но и во всей Галактике. Держатели кода Вселенной — звучит громко и пафосно, но, тем не менее, наталкивает на многие размышления.

Майя разбирались в галлюциногенах и использовали наркоз

Одним из лучших способов поговорить с богами и духами у жрецов майя было употребление одурманивающих веществ-галлюциногенов, которые изготавливали из грибов, табака, кактуса-пейота, одного из видов вьюнков, ферментированного (забродившего) мёда и т.д. Ну а чтобы эти «адские смеси» лучше и быстрее действовали, их иногда вводили ректально (то есть, – делали клизму).

Кроме того, доказано, что майя использовали подобные же вещества в качестве обезболивающего наркоза. Дело в том, что они не просто хорошо разбирались в медицине (умели аккуратно зашивать раны, применяя в качестве хирургической нити человеческие волосы, заживляли переломы, пломбировали зубы, делали зубные протезы, и даже лечили такие болезни, как туберкулёз, язва, астма и т.д.), но и были способны проводить сложные хирургические операции с помощью инструментов, сделанных из вулканического стекла обсидиана (вплоть до трепанации черепа). Естественно, без наркоза тут никак не обойтись.

Майя окрашивали жертв в синий цвет

Как только что сказано в предыдущем пункте, – стать избранной жертвой богам считалось настоящей честью для майя. Судя по многим признакам, они верили в рай. Но до рая ещё нужно добраться, пройдя через 13 «преисподних» (а это под силу далеко не всем душам). «Прямой билет» в рай, по представлениям майя, получали жертвы войн, самоубийцы, проигравшие (или всё-таки выигравшие?) в мяч, умершие при родах женщины и те, кто был принесён в жертву при различных религиозных ритуалах. Поэтому жрецы всегда очень тщательно выбирали жертв, и чаще всего это были именно майя, а не пленники из других племён.

Когда жертва была окончательно «утверждена» (а дата жертвоприношения точно высчитана по календарю), её «украшали», окрашивая в ярко-синий цвет. После этого «избранного богами» приводили на вершину пирамиды и укладывали на спину на каменный алтарь. Быстрым движением жрец вскрывал ему грудную клетку острым обсидиановым ножом и вынимал ещё бьющееся сердце. Кошмар? Ничего не поделаешь, – какие времена, такие и нравы. Зато сразу в рай!

Змеиное царство — особенности политического устройства майя

Народ жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы. Его история своими корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры и условно разделяется учеными на три периода: формативный — 1200 г. до н.э — 200 г. н.э., классический — 200-1000 г. н.э. и постклассический — 1000-1530 г. н.э.

Любопытно, что у майя, несмотря на огромные культурные, научные, экономические и военные достижения, так и не сложилось единой империи, они всегда жили в сравнительно небольших городах-государствах, вроде полисов Древней Греции. Время от времени какой-то город становился сильнее и подчинял себе некоторые соседние города, но все это быстро проходило.

На протяжении многих веков своей истории майя жили под властью царей, которые считались потомками богов, и у каждого царского рода был свой персональный дух-хранитель. Например, у знаменитых Змеиных царей из города Кануль, про которых известно довольно много из настенных надписей зависимых от них государств, тотемом был стоящий на задних ногах олень с головой змеи. На шее у него болталось нечто похожее на шарф, из-за чего с подачи российского исследователя Мезоамерики Д.Д. Беляева духа для простоты начали называть «оленезмеем в шарфике».

Время от времени к власти приходили женщины: иногда дожидаясь совершеннолетия сыновей, а иногда и правя железной рукой при рыхловатом муже. Правда, простой народ это не слишком одобрял, и таких женщин-правительниц не вносили в царские списки.

Майя Эглите

Майя Эглите (латыш. Maija Eglīte). Родилась 30 мая 1954 года в Риге. Советская и латвийская актриса театра и кино, диктор ТВ, общественный деятель.

Майя Эглите родилась 30 мая 1954 года в Риге.

Отец — ремесленник. Мать — финансовый работник.

В 1972 году окончила Рижскую среднюю школу №6.

В 1976 году окончила театральный факультет Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола.

В 1976-1983 годах — актриса Государственного театра юного зрителя Латвийской ССР.

Театральные работы Майи Эглите:

1976 — «Дни портных в Силмачах» Рудольфа Блауманиса — Зара;
1976 — «Абажур от фонарика» Гунара Приеде — Зане;
1976 — «Питер Пэн» Джеймса Барри — Венди Дарлинг;
1977 — «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова — Наташа Быстрова;
1978 — «Пареньки села Замшелого» Андрея Упита — Циепслиня;
1978 — «Капля солнечной росы» Яниса Яунсудрабиня — Хозяйка;
1979 — «Пер Гюнт» Генрика Ибсена — Анитра;
1981 — «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» — Даша;
1981 — «Ожидание праздника» Паула Путниньша — Мать Алманта.

В 1985-1999 годах — диктор Латвийского телевидения.

С 1973 года снималась в кино, дебютировав в фильме «Ключи от города».

В 1976 году сыграла главную роль в приключенческом фильме Самсона Самсонова «Бешеное золото». Ее героиня — Роберта Крой. По сюжету на одном из тропических тихоокеанских островов восемь вполне здоровых и нормальных людей ищут спрятанные сокровища. Они находят клад и начинают его делить. Плетутся интриги, разгораются страсти, друзья становятся врагами и похоже, что золото не достанется никому.

Майя Эглите в фильме «Бешеное золото»

Заметной стала роль Эвис Крайтон в фильме «Театр» режиссёра Яниса Стрейча.

Майя Эглите в фильме «Театр»

Также известна зрителям по роли судового библиотекаря Айны (возлюбленной киногероя Николая Еременко-младшего) в легендарном советском боевике «Пираты XX века» режиссёра Бориса Дурова.

Майя Эглите в фильме «Пираты XX века»

В 1990-е с началом кризиса в латвийском кино и театре она занялась бизнесом, связанным с торговлей недвижимостью.

Позже организовала школу психологической поддержки и читает там лекции о здоровом образе жизни и правильном питании.

Председатель правления Латвийского зелёного креста, директор Латвийского института среды и здоровья.

Майя Эглите — профессор Рижского университета им. П. Страдыня, руководитель Центра профзаболеваний и радиации, который находится в больнице Страдыня.

Личная жизнь Майи Эглите:

Была замужем за актёром Рижского ТЮЗа Энрико Авотсом. В браке родился сын.

Во время съемок фильма «Пираты XX века» Майя узнала об измене мужа. Брак распался.

Майя Эглите и Энрико Авотс

Замуж больше не вышла.

Фильмография Майи Эглите:

1973 — Ключи от города (Pilsētas atslēgas) — эпизод
1974 — Не бойся, не отдам! (Dunduriņš) — эпизод
1976 — Бешеное золото — Роберта Крой
1978 — Театр (Teātris) — Эвис Крайтон
1979 — Пираты XX века — Айна, судовой библиотекарь
1979 — На ринг вызывается… — Римма
1980 — Не будь этой девчонки… (Ja nebūtu šī skuķa…) — эпизод
1980 — Встречи с 9 до 9 (Rungtynės nuo 9 iki 9) — Бируте (дублировала Г.Чигинская)
1982 — Краткое наставление в любви (Īsa pamācība mīlēšanā) — Алида
1983 — Мираж (Mirāža)
1985 — Змеелов — эпизод (нет в титрах)
1986 — Охота на дракона (Caza del dragón, La) — эпизод
1986 — Аэропорт со служебного входа — пассажирка из Прибалтики
2011 — Тайны советского кино. Пираты XX века (документальный)

Танец огненного очищения

Гуманных ритуалов, в которых обходились без убийств или увечий у майя было не так много, и этот танец огненного очищения — один из них. Наверное поэтому его проводили не так часто, только в те года, которые жрецы объявляли наиболее несчастливыми и опасными. Церемония начиналась глубокой ночью. Сначала в просторном, специально отведённом для этого месте, устраивали большой костёр, вокруг которого начинался ритуальный танец. Позже, когда от костра оставались только раскалённые угли, их разбрасывали вокруг и наступала кульминация ритуала: завершить танец нужно было на этих углях. Ну а возглавлял эту процессию босоногих индейцев — непосредственно сам верховный жрец.

Сферы, в которых майя достигли значительных успехов

Индейцам майя удалось создать поистине уникальную цивилизацию. Они не знали колеса и не умели обрабатывать железо. В производстве оружия эти индейцы тоже не преуспели. На протяжении долгих столетий их образцы оружия не слишком изменились (и, вероятно, это одна из причин, почему европейцы в итоге оказались сильней). Но это не помешало индейцам майя хорошо понимать математику, геометрию и астрономию, строить высокие пирамиды и храмы. Значимым элементом всех строений был «майяский свод» — оригинальное арочное сужение крыши, не встречающееся больше практически нигде.

Древние майя умели делать и сложные гидравлические системы орошения. Благодаря этому на достаточно непростых с точки зрения земледелия почвах они растили полезные сельскохозяйственные культуры.

Медицина у древних майя тоже была развита великолепно. Лечением людей у них занимались прошедшие определённое обучение люди. Местные врачеватели с точностью определяли множество недугов (в том числе астму, туберкулёз, язвы и т. д.) и боролись с ними посредством ингаляций, снадобий, приготовленных из естественных ингредиентов лекарственных средств.

Индейцы майя в подробностях знали человеческую анатомию, и поэтому местные врачи были способны делать сложнейшие операции. Поражённые участки тела или участки, на которых развивалась опухоль, удаляли ножами, раны зашивали иголкой с волосом, а для анестезии использовались вещества с наркотическим эффектом.

В распоряжении майянских врачей были инструменты из вулканического стекла и камней. Кстати, не только медицинские, но и многие другие инструменты и приспособления, майя создавали именно из этих материалов. И некоторые из них, по мнению современных учёных, были даже совершеннее европейских металлических аналогов.

Ножи майя, выполненные из вулканических пород

Искусство майя в классический период тоже поражало своей сложностью, изощрённостью и изяществом. Оно нашло своё выражение в барельефах, росписях на стенах, керамических изделиях, скульптурах. Произведения искусства, оставленные майя, отличает тяготение к мифологической тематике, сложные гротескные образы. Ключевые мотивы — антропоморфные божества, змеи и выразительные маски.

Одна из масок, созданных древними индейцами майя

Астрономия и календарь

Календарь. У племени был свой очень точный календарь, причем не один, а целых три:

  • Хааб состоящий из 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, год составлял 360 дней;
  • Цолькин состоящий из 20 месяцев, в каждом из которых было по 13 дней, год составлял 260 дней;
  • единый календарь, который включал в себя оба календаря, вместе с данными о созвездиях и движениях планет.

Обсерватории. Майя обладали обширными астрономическими познаниями, о чем свидетельствует наличие обсерваторий, одна из которых представляет собой сооружение Эль-Караколь в городе Чичен-Ица с куполовидной крышей, высотой 15 м, огромным количеством окон.

Астрономическая обсерватория в городе Эль-Караколь в городие Чичен-Ица

Магический камень племени майя

В музее Вильяэромаса расположен камень, на котором начертана «зловещая» дата – 21 декабря 2012 года. Сегодня мы знаем уже точно, на 100%: ничего серьёзного за этим пророчеством нет. Но тем интереснее действительно постичь те культурные смыслы, которые сокрыты в данных надписях.

Одежда племени майя за минувшие века практически не изменилась, по крайней мере у стариков она такая же, как и в древности. Понятие у красоте у них подчёркнуто не европейское – так, распространено было мнение, что красивым является косоглазие и сплющенный лоб, а также орлиный нос. Одежду делали из белого и коричневого хлопка, а также из древесных волокон. В дальнейшем начали использовать шёлк и шерсть. Использовались органические и минеральные красители.

Версия сотворения мира племени майя, как и другие пласты их культуры, выдаёт системное единство народов доколумбовой Америки. Основой мифологии майя является цикличность вселенной с периодами по 5000 лет. Каждый период подразделяется на тринадцать частей и согласно представлениям неизменно завершается катастрофой. Цель людей –выполнение дел, угодных богам, таких как ремесло и земледелие. Каждый полис имел свои собственные легенды.

Спортивные игры

У майя была интересная развлекательная игра, вроде современного баскетбола. На определенном участке, отделенном кустами или другой изгородью участники делились на команды. На разных концах поля имелись кольца, иногда очень высоко на расстоянии 6 метров над землей. Играли перебрасывая каучуковый мяч и стараясь попасть в кольцо команды противников. Использовали плечи, бедра, ноги. Правда итоги игры всегда были трагичными, во всяком случае с современной точки зрения. Команда победителей восхвалялась, а проигравшая приносилась в жертву. При этом следует отметить, что быть принесенным в жертву в этом случае считалось большой почестью. Души погибших сразу же попадали в рай, пропуская все 13 кругов ада, которые должны были пройти все умершие.

Караколь

Расположенный на плато Вака, на высоте 500 метров над уровнем моря, Караколь является крупнейшим поселением майя в Белизе. Когда-то это был один из крупнейших древних городов майя, площадь которого составляла около 168 квадратных километров. В момент наивысшего расцвета население города составляло примерно 150 тысяч человек, что в два с лишним раза больше, чем сегодня в Белизе. Канаа («небесный дворец») — самый высокий храм в Караколе — по-прежнему является самой высокой искусственной структурой во всем Белизе. Его высота — 43 метра!

Фото: Pgbk87 (CC BY-SA 3.0)

Фото: Dennis Jarvis / flickr (CC BY-SA 2.0)

Фото: Dennis Jarvis from Halifax, Canada (CC BY-SA 2.0)

Обряд «нанизывания»

Человеческая кровь в культуре и религии майя играла особую роль, поэтому были очень распространены ритуальные кровопускания, которые, кстати, не всегда предполагали смерть жертвы. Ритуал «нанизывания» можно назвать самым необычным вариантом несмертельного ритуального кровопускания у майя. Суть его заключалась в том, что все мужчины одного рода, собравшись в храме, поочерёдно протыкали острым шипом свои пенисы, а через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. Одну общую на всех. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Оказавшись таким образом «нанизанными» на пропитанную общей кровью верёвку, они символизировали единение со своими божественными предками. Примечательно, что позже этот обряд стал практиковаться и среди женщин. Они прокалывали себе языки.

Где жили древние майя?

Многочисленное племя майя селилось на обширной территории нынешней Мексики, Белиза и Гватемалы, запада Гондураса и Сальвадора (Центральная Америка). Центр развития цивилизации находился на Севере. Поскольку почвы быстро истощались, народ был вынужден перемещаться, менять поселения. Занятые земли отличались разнообразными природными ландшафтами:

  • на севере – известняковое плато Петен, где царил жаркий влажный климат, и горы Альта-Верапас;
  • на юге – цепь вулканов и хвойные леса;
  • реки, протекающие через земли майя, несли свои воды в Мексиканский залив и Карибское море;
  • на полуострове Юкатан, где добывалась соль, климат засушливый.

Протыкание собственного члена, игра в мяч и вырывание ногтей — жертвоприношения майя

По масштабам человеческих жертвоприношений майя сильно уступали тем же ацтекам. Как правило, они приносили людей в жертву при вступлении царя на трон, после победы в войне или при строительстве пирамид. При этом несчастным вырывали сердце, а также топили, душили и расстреливали из лука. Приносили в жертву и детей, особенно если был какой-то важный случай.

Самокровопускание

Но самое экзотичное в обычаях майя — это, конечно, самокровопускание — ритуал, во время которого главную роль играл царь, его жена и приближенные. В особые дни, прилюдно, особым шилом из хвоста ската, царь протыкал себе язык, мочки ушей и член. В язык часто вставляли веревку с шипами и протягивали ее, делая кровотечение более обильным. Вытекшей кровью намазывали идол или пергамент, сжигая который устанавливали связь с богами. Царица также протыкала себе язык, уши или половые органы.

Если бы наши чиновники точно также платили за свое высокое положение, думаю желающих получить хлебное место стало бы в разы меньше. Конечно, простой люд также занимался кровопусканием, а шрамы на лице считались красивыми. С пленниками поступали довольно жестоко, вырывая им ногти и всячески издеваясь — считалось, что нельзя убить человека, предварительно его не помучав.

Еще один поразительный мезоамериканский обычай, связанный с жертвоприношениями, — игра в мяч. Играли на специальных стадионах, командой победителей против команды пленников. Мяч был сделан из каучука и довольно тяжел, отчего по нему били не ногами и руками, а бедрами или плечами, защищая их специальными накладками. Естественно, пленники проигрывали профессиональным спортсменам-майя, и их приносили в жертву. Иногда в каучук вплавляли голову побежденного царя и играли ей. У некоторых царей были даже свои собственные мини стадионы, для игры один на один, куда они приглашали союзных царей для ритуального развлечения. Конечно, союзников в жертву старались не приносить.

Удивительный мир майя до сих пор полон загадок и тайн, и ученые каждый год раскапывают что-то новое, находят новые надписи и города. Это потрясающая цивилизация, которая возводила монументальные постройки и изучала звезды, когда предки захвативших их испанцев еще были дикарями-иберийцами.

Были ли майя знакомы с инопланетянами?

В наши дни достаточно популярна теория заговора, гласящая, что в древности инопланетяне побывали на Земле и поделились своими знаниями с людьми. Эрих фон Дэникен в 1960-х годах заработал миллионы долларов на книге о том, как люди из космоса управляют человечеством и как в давние времена они возвеличили человека от низменных животных инстинктов до возвышенной сферы сознания.

Эрих фон Дэникен

Учёные действительно не могут объяснить, как могли появиться рисунки Наска в Перу, настолько огромные, что их можно увидеть только с высоты птичьего полёта. Дэникен писал, что у древних майя были летательные аппараты, а добрые инопланетяне даже открыли им технологии комических полётов. Свои выводы он аргументирует рисунками на пирамидах майя, где изображены парящие над землёй мужчины в «круглых шлемах», со свисающими «кислородными трубками».

Правда, все эти «доказательства» нельзя назвать таковыми — очень уж притянуто за уши.

Тайны племени майя. Семь загадок и тайн племени Майя.

Дата 10 декабря 36 года до н. э. неразрывно связана с таинственной культурой индейцев Майя. Этим днем датируется первая стела с датой календаря Майя, открытая на раскопках в Мексике. Над разгадкой календаря ученые до сих пор бьются. Почему в нем всего 260 дней, отчего Майя называли его «Следами Бога», и самое главное — правда ли, что он содержит точную дату конца света? Ответов на эти вопросы пока нет. Календарь стал лишь одним из многочисленных секретов Майя, самые интересные из которых — в подборке «РГ».Рукотворные черепа.Индейцам Майя приписывают авторство обнаруженных археологами удивительных черепов, выточенных из кварца, аметиста и хрусталя. Один из артефактов, известный, как «Череп Судьбы» хранится в нью-йоркском музее. У черепа есть необычные оптические свойства. Разместив под ним какой-либо источник света можно увидеть, как глазницы черепа начинают светиться. Лишь в том случае, если в место источника света под череп поставить небольшой предмет, то, всмотревшись в глазницы, можно различить этот предмет внутри самого черепа. Ученые пока не могу объяснить, каким образом индейцы с ювелирной точностью и оптическими сюрпризами вытачивали эти черепа. Кстати, германские нацисты верили, что тот, кто соберет 13 таких черепов, обретет власть над миром.Сеноты.Одна из тайн Майя на дне колодцев хранится. Особые провалы в земле, в которых протекала подземная вода, считались у индейцев священными. Там оставляли жертвоприношения, через колодцы Майя держали связь с мистическим подземным миром. По другой версии, из этих провалов индейцы — известные любители астрономии — наблюдали за солнцем в зените. Столб солнечного света погружался при этом вертикально в воду. Примечательно, что сейчас туристы могут побывать в сенотах. Некоторые из них открыты для дайвинга.Кровопускание.Индейцы майя остались в легендах очень кровожадным народом. Известно, что они совершали человеческие жертвоприношения, вырывали жертвам сердца и даже, вроде как, не гнушались каннибализмом. И в этом есть еще одна индейская тайна. Поскольку современные ученые предполагают, что Майя вовсе не были жестокими, а выпускали кровь людям в сакральных целях, выпуская и освобождая душу умершего. Другая версия, сакральная — кровопускание меняло работу мозга, появлялись галлюцинации, которые Майя считали видениями свыше.Игра на жизнь.Футбольные пристрастия индейцев Майя известны. Однако ученые подозревают, что это было больше, чем спорт. По одной из версий, Майя гоняли по полю обтянутый кожей человеческий череп, символизируя эпическую борьбу сил света со злыми богами. Причем проигравшие всей командой приносились в жертву. Это и породило вторую версию, по которой у Майя существовали своего рода гладиаторские бои. А на поле при этом выходили пленники индейцев. Проигравших связывали вместе и скатывали по многочисленным ступенькам храмов. До низа храма при этом уже мало что докатывалось.Говорящие кресты.Еще одна тайна майя связана с христианством. В храмовых сооружениях индейцев в Паленке были обнаружены символы креста. По легенде, деревянные кресты говорили с Майя и давали ценные указания. К примеру, воевать с бледнолицыми. Сейчас эти самые кресты находятся в мексиканском китана роо и по-прежнему являются объектом поклонения. Только пока ничего не говорят.Индейские астронавты.В том же храме в паленке была найдена крышка саркофага, давшая богатую пищу для исследований известного уфолога Эриха фон дэникена. Дело в том, что на крышке Майя изобразили человека (предположительно), сидящего в чем-то, похожем на космический корабль (предположительно. Сам уфолог считал, что это представитель исчезнувшей цивилизации атлантов в кабине летательного аппарата того времени. Дэникен даже разглядел на «Пилоте» ремень безопасности. Некоторые предпочитают более прозаичное объяснение: на крышке саркофага жрец — правитель пакаль на пути в шибальба — преисподнюю.Происхождение майя.Происхождение индейцев Майя всегда оставалось головной болью антропологов. Когда были частично исследованы гробницы индейцев, выяснилось, что Майя хоронили своих соплеменников в саркофагах, по принципу египтян. Богатые украшения, символические предметы и тщательно изготовленные посмертные маски позволили ученым предположить, что предками Майя могли быть египтяне. Что в корне меняет версию о происхождении племени из атлантиды. А значит, родственники индейцев где-то до сих пор живут. Ezomir.

Причины упадка цивилизации

О причинах того, почему цивилизация майя так быстро деградировала, по-прежнему спорят исследователи. Все гипотезы насчёт фактического исчезновения цивилизации майя делятся на две группы — экологические и неэкологические.

Экологические гипотезы основаны на следующем посыле: майя нарушили на баланс с той природной средой, в которой они обитали. То есть стремительно растущее население столкнулось с нехваткой качественных почв, годящихся для земледелия, а также с засухой и дефицитом питьевой воды.

Есть учёные, которые весьма активно отстаивают версию о страшной засухе, вынудившей майя уйти из городов (в частности, геолог Геральд Хауг). А в начале 2012 года учёные из Университета Саутгемптона опубликовали итоги своих скрупулёзных исследований, которые тоже подтверждают эту версию. Согласно этим исследованиям нехватка пресной воды на Юкатане могла стать ощутимым при понижении уровня осадков на 40 процентов (и такое понижение, вероятно, имело место между 810 и 950 годами н. э.). Данная аномалия привела к тому, что питьевой воды стало не хватать, привычный образ жизни майя стал рушиться и они в массовом порядке покинули свои города.

Невиданная засуха стала причиной упадка цивилизации майя — такова одна из самых популярных гипотез учёных

Неэкологические гипотезы — это гипотезы о междоусобных войнах, завоеваниях другими племенами индейцев, эпидемиях, неких социальных катастрофах. И, например, версию о завоевании майя подтверждают некоторые археологические находки на Юкатане. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики. Как бы там ни было, когда в 1517 году испанцы прибыли на Юкатан, индейцы майя уже жили преимущественно в сельскохозяйственных общинах.

Война между испанскими конкистадорами и майя длилась более 150 лет

Конкистадоры приплыли с недобрыми намерениями, да ещё и вдобавок ко всему завезли со Старого Света в Америку болезни, которые до этого были не известны майя (к примеру, оспу и корь). И в итоге к концу XVII века майя потерпели полное поражение — последний свободный майянский город Тайясаль пал в 1697 году.

Документальный фильм от History Channel «Загадки майя. Тайны древности».

https://youtube.com/watch?v=5WgA94Ny6nA

Майя не исчезли навсегда

Многие наши современники твёрдо уверены, что майя окончательно «вымерли» ещё в 16 веке. Серьёзно?! Примерно 3 миллиона человек вот так взяли и исчезли с лица Земли в одночасье? Да, к этому времени (а точнее, – намного раньше) майя перестали строить огромные города и высокие пирамиды, а также по каким-то неизвестным причинам массово покинули и те селения, которые существовали издавна. Но этот народ (а на самом деле, – несколько родственных племён) живёт в Центральной Америке повсеместно до сих пор.

Более того, сейчас потомков майя в два раза больше, чем тогда, когда их впервые обнаружили испанцы, – на Юкатане и в его окрестностях их насчитывается от 6 до 7 миллионов (например, в Белизе 10% населения – это те самые майя). И они до наших дней сохранили свою уникальную культуру и язык, что вызывает уважение.

Майя играли в экстремальные игры

Практически в каждом городе майя имелась специальная площадка для игры в мяч (точнее – некий «гибрид» баскетбола, футбола и регби). Правила этой игры были довольно простыми, – нужно забросить тяжёлый каучуковый мяч в высоко висящий обруч, похожий на баскетбольное кольцо. При этом к мячу нельзя было прикасаться руками (а только головой, коленями, бёдрами и локтями). У игроков даже была «спортивная форма»: шлемы, наколенники и налокотники.

А вот в том, кто конкретно входил в состав играющих команд (а также «что им за это было») историки расходятся во мнении. Одни считают, что в эту ритуальную игру играли только пленники, захваченные майя при набегах на соседние племена (причём, играли они чуть ли не человеческими головами), и что всю проигравшую команду жрецы в конце приносили в жертву богам. Другие же спорят, что в такую важную (в религиозном смысле) игру могли быть достойны сыграть только сами майя, и что в жертву (путём обезглавливания) приносили именно выигравшую команду, – это было честью и знаком особой «избранности» богами.

Популярность

В голос героини нашей статьи влюбилась вся страна. У нее вышло большое количество шлягеров. Среди них песни «А за окном то дождь, то снег», «А снег идет», «Внуки», «Наши мамы». Фото Майи Кристалинской печатали популярные советские газеты и журналы.

В своей творческой биографии ей посчастливилось работать с лучшими композиторами и исполнителями того времени в Советском Союзе. Это Иосиф Кобзон, Микаэл Таривердиев, Валентина Толкунова.

В 1966 году Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, в то время она находилась на пике своей популярности. Хитом на долгие годы стала композиция «Нежность» в ее исполнении, которая прозвучала в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Разительная перемена в ее биографии произойдет всего через несколько лет после смены председателя Госкомитета Советского Союза по теле- и радиовещанию. Артистка на долгие годы превратится фактически в персону нон грата на отечественной эстраде.

Вероятно, майя были мореплавателями

В Кодексе майя есть косвенные свидетельства того, что они были мореплавателями — подводные города. Возможно, майя даже приплыли в Америку из Азии.

Когда майя только-только появились как цивилизация, на континенте примерно в тех же местах существовала развитая цивилизация ольмеков, и майя, по всей видимости, взяли от них многое — шоколадные напитки, игру в мяч, ваяние по камню и почитание богов-животных.

Откуда на континенте взялись ольмеки, тоже непонятно. Но куда больше сбивает с толку то, куда они подевались: цивилизация оставила по себе мезоамериканские пирамиды, колоссальные каменные головы, приведшие к мысли, что сами ольмеки могли быть гигантами.

Их изображали, как людей с тяжёлыми веками, широкими носами и полными губами. Сторонники теории библейской миграции считают это признаком того, что ольмеки пришли из Африки. В Америке они жили около 13-ти столетий, а потом исчезли. Некоторые из самых ранних останков майя датируются семью тысячелетиями.

Интересные факты о майя: 1-10

1. Точно неизвестно, как именно Империя Майя встретила свой конец. К тому времени, когда испанские исследователи прибыли в места, где процветали майя, многие города уже лежали в руинах, давно заброшенных без следа того, что произошло. Изменение климата, засуха, голод и перенаселение — вот некоторые из возможных причин, как предполагают историки.

2. Майя были одними из первых людей, которые использовали символ нуля. Да, ноль уже был, и шумеры использовали его до майя. Однако шумеры использовали наклонный двойной клин для обозначения отсутствия числа. Использование символа нуля в качестве заполнителя пришло от майя. Однако они действительно не использовали ноль в качестве числа.

Идея использования нуля в качестве числа пришла от древних индейцев. За этим стоял Арьябхатта. Хотя Арьябхатта явно не использовал символ нуля как майя, его работа сформировала современную десятичную систему. Затем появился другой индийский математик по имени Брахмагупта, который дал правила использования нуля в своей знаменитой книге «Брахмагупта-сиддханта» (что переводится как «Открытие Вселенной»).

3. У женщин, получивших премию в культуре майя, зубы подпиливали и делали острие.

4. Майя никогда не использовали сталь или железо. Все их оружие было сделано из вулканической породы, известной как обсидиан.

5. Майя были грамотными людьми, и они придумали свою собственную систему письма, которая была одной из самых сложных систем письма, когда-либо существовавших на этой планете. На самом деле они писали практически на всем, что могли достать.

6. Майя использовали разные календари (если быть точным, то три). Один из них больше походил на современный григорианский календарь, в котором 365 дней. Однако они также использовали календарь Длинного счета, который, как считалось, был сброшен в 2012 году, что привело к пророчеству разрушения мира в 2012 году. Календарь Длинного счета они использовали циклы каждые 2 880 000 дней.

7. Как уже упоминалось, майя использовали различные календари, но, что интересно, в календаре Длинного счета никогда не было пророчества о конце света. Причина такой паники — современное мышление. Мы не смогли понять, что календарь говорит только о сбросе, а не о полном разрушении.

8. Многие письменные произведения народа майя были полностью уничтожены во время испанского завоевания. Все, что осталось, было спасено после тяжелой работы по уборке мусора, и они были полностью переведены в течение 20- го и 21- го веков.

9. У майя были очень жестокие ритуалы человеческих жертвоприношений. Люди, которых обычно приносили в жертву, были рабами и пленниками. Менее распространенный метод принесения в жертву человека заключался в том, чтобы заставить его стоять перед залпом стрел.

10. Более распространенный метод принесения в жертву человека заключался в том, чтобы раскрасить жертву синим цветом, а затем перенести ее на вершину одной из пирамид, где жертву удерживали, пока священник вырезал бьющееся сердце человека. Иногда помощник жреца снимал с жертвы шкуру и отдавал шкуру священнику, который затем надевал шкуру и исполнял ритуальный танец перед собравшейся толпой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector