Холмск
Содержание:
Японский период (1905—1945)
Чтоб увеличить фото, наведите курсор |
Центральная улица Хонтё (Советская)
Во времена японской колонизации Маока получила бурное развитие, возникли первые предприятия, а само поселение стало настоящим городом. После русско-японской войны в опустевшем селении на зиму оставались всего 40 русских поселенцев, которые впоследствии вернулись на Родину. А в бывшем рыбацком посёлке началась совершенно иная жизнь. Сюда пришли новые хозяева — японские рыбопромышленники, которые получили все 20 участков в районе Маоки, за них казна выручила 172,5 тыс. иен
Японские власти сразу обратили внимание на выгодное положение селения с незамерзающей бухтой. Уже в конце 1905 года между Маокой и Владимировкой они проложили временную дорогу, провели телеграфную и телефонную линии
При сдаче рыболовных участков на 1906 год японцы закрыли рыбные промыслы непосредственно в бухте Маока, так как здесь предполагалось строительство порта и города — будущего административного центра западного побережья. Для описания Маоки в первые годы японской колонизации ценным источником являются путевые заметки представителя Русской православной церкви в Японии епископа Сергия. Удивлённый бурным развитием бывшей русской фактории, он высказал несколько известных крылатых фраз: «Маука — совершенно новый, японский город», «Везут рыбу, везут морскую капусту, везут рыбное удобрение, рыбий жир и даже лес!», «Конечно, и здесь есть школа, больница, кумирни… Пустующих домов не видно… Несомненно, Маука — город с будущим…».
Маока был вторым портом (после Отомари), через который шёл основной поток японских переселенцев на Карафуто. Городок постепенно обустраивался, множились его жилые кварталы, состоящие из нескольких дворов. Переселенцам казна выдавала небольшую субсидию на строительство типичных для северной Японии жилых домов: с дощатыми засыпными стенками, раздвижными перегородками внутри и с традиционной чугунной печкой «хибати». В 1909 году здесь был проведён первый на острове простейший водопровод, состоявший из деревянных желобов и труб, уложенных под землёй на глубине метра. Вода задерживалась в них деревянными плотинами, а в основных пунктах водопровода устанавливались большие деревянные бочки, в которых накапливалась, хранилась и бралась вода. В городе имелся также кирпичный завод, выпускавший до 500 тыс. кирпичей в год. Электроэнергией город обеспечивали 2 электростанции с мощностью в 5,8 МВт.
После образования Гражданского управления Карафуто 28 августа 1906 года, в наиболее крупных населённых пунктах были образованы их отделения, в том числе и в Маоке. В апреле 1922 года, в соответствии с «Положением о городах, посёлках и сёлах Карафуто», Маока официально получил статус города, а в июле 1929 года стал городом первой категории. Главой города являлся мэр, в распоряжении которого находился небольшой штат чиновников из 26 человек: помощник, казначей, трое заведующих отделами городской мэрии, несколько писарей, техник и др. Мэр города и его чиновники получали жалование из казны. При мэрии существовал городской совет, состоявший из 17 депутатов. В административном отношении Маока являлся также центром одноименного уезда, поэтому в городе, кроме мэрии, имелось ещё и уездное управление. Уезд Маока охватывал всё юго-западное побережье острова. Основную массу населения города составляли переселенцы из северных и северо-западных районов Японии. В 1920-е годы для выполнения тяжёлой работы завозились крупные партии рабочих из Кореи и Маньчжурии. Айнов в Маоке, бывшем когда-то самым большим айнским стойбищем острова, в начале 1910-х годов практически не осталось. Читать дальше
Военный период (1945)
В порту Маока. Период освобождения Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945г. |Основная статья: Десант в порт Маока
Чтоб увеличить фото наведите курсор
Первыми европейцами, которые предприняли попытку изучения Татарского пролива, были французские моряки — участники экспедиции Жана-Франсуа де Лаперуза на кораблях «Буссоль» и «Астролябия». Летом 1787 года они нанесли на карту западный берег Сахалина от мыса Крильон до мыса Жонкьер. В 1796 году этим же маршрутом прошел английский капитан Уильям Броутон. Результатом этих экспедиций явилась гипотеза о полуостровном положении Сахалина, которая ещё более упрочилась в 1805 году, после неудачной попытки русского мореплавателя И. Ф. Крузенштерна достичь Татарского пролива с севера, через лиман Амура. Гипотеза о полуостровном положении Сахалина была развеяна лишь в 1849 году, когда русский мореплаватель Г. И. Невельской на транспорте «Байкал» проплыл по Татарскому проливу и доказал, что Сахалин остров. Первым русским судном, прошедшим в 1853 году водами Татарского пролива по следам Лаперуза и Броутона, явилась винтовая шхуна «Восток» из состава эскадры адмирала Е. В. Путятина. Все вышеперечисленные мореплаватели замечали, что юго-западное побережье довольно безлюдно, хотя благоприятные положение и климат должны были способствовать здесь развитию сельского хозяйства и рыболовства. Тем не менее, здесь существовали небольшие айнские поселения, одним из которых являлась Маука.
Российский период (1870—1905)
Точный период возникновения айнского селения Маука неизвестен, поэтому считается, что история города началась 21 мая 1870 года, когда 10 русских солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с поручиком В. Т. Фирсовым, высаженные на берег бухты Маука, основали русский военный пост. Солдаты, неся караульную службу, занимались охотой, рыболовством, огородничеством.
В самом же селении жили айны и японцы, которые занимались здесь рыбными промыслами. Богатые рыбные ресурсы привлекали не только японских, но и русских промышленников, в частности, Я. Л. Семёнова, известного владивостокского купца. В 1878 году в селении обосновался шотландец Г. Ф. Демби, компаньон Семёнова, который начал здесь заниматься обустройством капустного промысла. Сюда же была перенесена главная фактория фирмы «Семёнов и К°». Посёлок начал расти, здесь были размещены контора управляющего промыслами, склады готовой продукции, жилые бараки рабочих, а также лавка, торговавшая бакалеей, мануфактурой и предметами обихода. В 1880 году Маука представляла собой довольно большой населённый пункт, где жили 10 европейцев и 700 рабочих (корейцев, китайцев, айнов). В 1884 году селение было отнесено к Корсаковскому округу, в состав которого входило вплоть до русско-японской войны. По инициативе этнографа Бронислава Пилсудского в июле 1903 года в Мауке была открыта школа, которую посещали 12 детей: 8 айнов и 4 русских.
Добыча рыбы и морской капусты увеличивались с каждым годом. Если в 1886 году на промыслах Семёнова было добыто 90 тыс. пудов капусты и 50 тыс. пудов рыбы, то уже в 1893 году — 47 тыс. пудов капусты и 140 тыс. пудов рыбы, а в 1898 году — 50 тыс. пудов капусты и 450 тыс. пудов рыбы. Ценные породы рыб — кета, горбуша, сельдь — были главной продукцией семёновских промыслов. Продукция получала признание и на всероссийском уровне. В 1889—1890 годах на Всероссйской рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге компания получила серебряную медаль, а в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде — золотую медаль.
В 1890 году остров посетил русский писатель А. П. Чехов, который также проплывал и около юго-западного побережья острова. В книге «Остров Сахалин» А. П. Чехов описал Мауку
Летом 1904 года, в связи с опасностью японского вторжения, Сахалин оказался оторванным от материка, замирала жизнь на шумных рыбацких промыслах, в том числе и в Мауке. События разворачивались очень стремительно. После боёв с японцами в июле 1905 года у селений Владимировка и Дальнее в Мауку прорвался небольшой отряд дружинников во главе с военным прокурором Б. А. Стерлиговым. Пробираясь через неспокойные воды Татарского пролива и хребты Сихотэ-Алиня к Уссурийской железной дороге, отряд прибыл в Хабаровск. За этот подвиг Стерлигов был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени. С сопротивлением партизанских отрядов японцы разбирались жестоко.
23 августа(5 сентября)1905 года в городе Портсмуте (Нью-Гэмпшир, США) был подписан мирный договор, по которому Россия уступила Японии часть Сахалина к югу от 50-й параллели. В течение последующих 40 лет исторические судьбы Северного и Южного Сахалина шли различными путями.
История города Холмск
Добавлено on 11 sep 2016 by Русская баня | Холмск
https://youtube.com/watch?v=u3vKhTP67UY
Современное состояние (на начало 2010-х гг.)
Перевозки на линии Ванино — Холмск осуществляются специализированными паромными судами, спроектированными и построенными специально для работы на данной линии. Всего в СССР было построено 10 судов серии «Сахалин» (проект 1809) — на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь». Первые пять уже не существуют (утилизированы) «Сахалин-6» продан Украине и работает на Чёрном море.
В настоящее время (на начало 2010-х гг.) паромный флот, принадлежащий ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), состоит из четырёх однотипных дизель-электроходов: «Сахалин-7», «Сахалин-8», «Сахалин-9» и «Сахалин-10». Каждый из них рассчитан на перевозку 28 железнодорожных вагонов либо 37 большегрузных автомобилей за один рейс. Кроме того, каждый паром (кроме парома «Сахалин-10», оборудованного для перевозки опасных грузов) берёт на борт до ста пассажиров. Пассажирские перевозки осуществляются паромами «Сахалин-8» и «Сахалин-9». Обычное время движения парома по линии — 11—12 часов, зимой и при плохой погоде — 16—18 часов, изредка до 21 часа
Паромы перевозят непосредственно те железнодорожные вагоны, в которых груз следовал по сети российских железных дорог. Эта технология, исключающая физическую перевалку грузов в портах, даёт возможность сократить время и объем грузовых операций портов, уменьшить сроки перевозок, увеличить сохранность грузов. Поскольку сахалинская железнодорожная колея (1067 мм) отличается от общероссийской, тележки вагонов меняются в порту Холмска.
В то же время, следует отметить, что в отличие от некоторых зарубежных железнодорожных переправ, перевозка пассажирских вагонов на сахалинской переправе не предусмотрена — пассажиры перевозятся в пассажирских каютах парома.
С конца 90-х годов, с открытием автомобильного сообщения из Ванино с городами Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре SASCO осуществляет перевозки на данной линии не только железнодорожных вагонов, но и автотранспорта, в первую очередь большегрузных автомобилей со скоропортящимися и другими потребительскими грузами.
Паромная переправа Ванино — Холмск и сегодня продолжает оставаться важнейшей транспортной артерией между Сахалином и материковой частью России. Её пропускная способность составляет 3,3 млн тонн грузов в год. В 2009 году по ней было перевезено 1,4 млн тонн грузов. Переправа круглогодично обеспечивает доставку необходимых грузов для Сахалинской области и пассажиров. В обратном направлении, с острова на материк, доставляется продукция рыбной, целлюлозно-бумажной промышленности и др. Посредством паромной переправы осуществляется ввоз на материк внешнеторговых грузов, доставленных морскими торговыми судами из стран Юго-Восточной Азии и др. в сахалинские порты Корсаков и Холмск.
В связи со старением паромных судов (самый молодой паром «Сахалин-10» — 1992 г. постройки, остальные ещё старше) и приближением сроков их списания Сахалинским морским пароходством выполнено ТЭО модернизации паромного комплекса, включающее строительство паромов второго поколения вместимостью до 38 вагонов в двухъярусном варианте.
Твёрдого расписания у паромов на линии нет, они отправляются «по заполнению», время отхода и подхода судов варьируется в зависимости от наличия груза и погодных условий. Переправа считается прежде всего грузовой и работает по принципу «нет груза (то есть вагонов, машин) — паром не идёт», независимо от наличия пассажиров. В последние годы, как правило, ежедневно из каждого порта линии (Холмска и Ванино) осуществляется в среднем не менее двух рейсов, в связи с чем расписание движения паромов объявляется перевозчиком на ближайшие 2—3 дня.