Хилок, забайкальский край
Содержание:
«Ремонты продолжатся»
– Декабрь – это не только время для подведения итогов, но и планирование будущего года. Поделитесь, пожалуйста, планами на 2021‑й.
– Планов много. Мы сделали проект на следующий год в рамках программы «Комфортная городская среда», хотим реконструировать мемориал Славы воинам-победителям в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Это историческое место ни разу капитально не ремонтировалось, проводился только текущий ремонт. Проект получился на 7300 тыс. рублей. Задача – убрать старые тополя, плиткой выложить территорию, установить современные опоры освещения, поставить новые стелы с фамилиями героев, постамент с 45‑мм противотанковой пушкой военного образца, сделать красивое ограждение.
Планируется продолжить капитальный ремонт центральных улиц, городских тротуаров, парковочных мест. В текущем году для этих целей заключен муниципальный контракт на сумму более 6 млн рублей. Уже сейчас в Хилке определены дорожные объекты, которые заасфальтируют по плану ЦЭР в 2021 году, в их числе улица Комсомольская – дорожная часть и тротуары. Проводить текущий ремонт улиц, для этого у нас имеется своя дорожная техника, которая была приобретена предыдущим главой города: грейдер, комбинированная дорожная машина, которую используют при посыпке дорог. А раньше мы заключали договоры на грейдирование, что обходилось недешево.
Есть два подведомственных учреждения. Одно из них – клуб «Витязь», которое ведет целенаправленную работу по развитию физкультуры и спорта с населением, организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, пропаганде здорового образа жизни. Поставили там сначала уличные тренажеры с навесами, теперь хотим заменить хоккейную коробку. Второе – МУП ГРЭЦ, в ведомстве этого предприятия находятся 3 котельные и муниципальная баня, которая нуждается в капитальном ремонте. Это тоже входит в наши планы. Баня пользуется спросом у населения, нужны хорошие душевые, парная.
Разрабатывается проектно-сметная документация на два больших объекта. Первый – это Ямаровский мост, который давно требует капитального ремонта. Только эта работа стоит порядка 2,5 млн рублей. Во сколько обойдется сам ремонт – пока не знаем, но, думаю, что не меньше 100 млн потребуется. Этот мост очень важен для города, он соединяет два микрорайона, Остров и Ямаровский, и является своего рода «дорогой жизни», по которой осуществляется автомобильное движение через реку Хилок. Идет проектирование путепровода. Центральная часть города сильно перегружена движением транспорта, переезд постоянно закрыт, в связи с этим и возник вопрос строительства путепровода. Проектно-сметная документация на этот объект стоит 7600 тыс. рублей. Денежные средства на проект ремонта моста были выделены в октябре текущего года, за что хотелось бы сказать огромное спасибо губернатору края.
Намерены продолжать работы по уличному освещению. Будем устанавливать современные металлические опоры, которые смотрятся очень эффектно и нравятся жителям. В планах – установка детских площадок.
Также планируем начать строительство нового жилья в рамках Программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилого фонда. Предстоит расселить 4 аварийных дома, сейчас идет оформление документов. Подготовительный этап очень большой, порядка двух лет надо, чтобы войти в эту программу.
– А как у вас идёт подготовка к Новому году?
– Каждый год устраиваем конкурс ледяных фигур на площади, есть у нас свои мастера. Обязательно присутствует ледяной символ года, ставим горку для катания детей, большую шикарную елку, делаем неоновое освещение. Пока всех секретов не раскрываю, но освещение точно будет, центральная площадь будет сверкать. Проводим конкурс новогоднего оформления. В прошлом году было рекордное количество участников – 76 организаций! Комиссия ездила порядка двух недель. Учреждали денежные призы. Хотелось бы больше, но ограничены в финансах, бюджет очень маленький. Нынче чуть больше 50 млн рублей. Это вместе с заработной платой, налогами, другими расходами. Порядка 40 млн остается, что можно на них сделать? Когда одну только улицу заасфальтировать стоит 8 млн рублей. Выручает участие в ряде федеральных проектов, региональных программ.
История топонима Хилок
О происхождении названия нашей реки, давшей имя урочищу, станции, городу, да и всему району,сказано немало. Существует ряд справочных изданий, в которых раскрываются различные значения слова Хилок. В книге иркутянина М.Н. Мельхеева «Географические названия Восточной Сибири» (издание 1969 года) можно прочесть, что слово Хилок происходит от эвенкийского килгэ — брусок, точильный камень. Название Хилок производят и от бурятского хилэ – граница, как считал известный областной В.Ф. Балабанов. В книге С.А. Гурулёва «Реки Байкала» (1989) эти версии сведены вместе и добавлены замечания о волжском ветре и о фамилии князей Хилковых, произошедшей от прозвища «Хилок».
В книгах Город Хилок. Ч.1, Город Хилок. Ч.2 собраны известные и развиты новые предположения, в частности о связи прозвища Хилок с географическими пунктами. Наконец, в циклах газетных статей и в краеведческих сборниках имеются новые данные о названии нашей реки Красавица Хёлого-хатан, дополняемые в материалах Живая и мёртвая вода, Следы предков, Наследие древних народов.
Примечательно, что при наличии этих широко распространённых сведений, до сих пор можно услышать и народные версии о значении этого слова, среди которых чаще всего cлышится: «Хилок – означает яма».
Между тем, изучение этого названия ещё только началось, и впереди нас ждут интересные открытия, хотя уже на данном этапе о значениях слова «хилок» можно написать небольшую книгу.
В Ленинградской области есть Деревня Хилок, принадлежавшая когда-то князьям Хилковым. На территории Российской Федерации имелись и другие вотчины Хилковых.По крайней мере в справочнике почтовых индексов указаны четыре однокоренных топонима – два села Хилково (Самарская область и Мордовия), одно Хилино (Тверская область) и одно Хилово (Псковская область). А подмосковное имение «Хилково», было где-то на юг от столицы и до него ехали по железной дороге с Курского вокзала. В конце XIX века в Николаевском округе Амурской (тогда Приморской) области имелись озеро, речка и деревня под одинаковым названием Хúлка.
На Дальнем Востоке в начале века ходил по морям пароход «Хилок» (на фото),
Фото из справочника: Черников И.И. Энциклопедия речного флота. М.:ООО «Издательство АСТ», 2004
и такое же название в 1970-1980-х гг. носило небольшое судно, ходившее по Владивостокскому порту. Наконец, в Чите и Новосибирске есть Хилокские улицы, причём в последнем на этой улице находится знаменитый Хилокский рынок.
- < Назад
- Вперёд >
использованная литература
Источники
- Министерство территориального развития Забайкальского края. 1 января 2014 г. «Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Забайкальского края», в ред. Распоряжения №209-р от 10 июня 2014 г. (Министерство территориального развития Забайкальского края. 1 января 2014 г. Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Забайкальского края в редакции Постановления №209-р от 10 июня 2014 г.).
- Законодание Собрание Забайкальского края. Закон №317-ЗЗК от 18 декабря 2009 г. «О границах сельской местности и городских поселений Забайкальского края», в ред. Закона №1070-ЗЗК от 31 октября 2014 г. «О внесении изменений в Закон Забайкальского края» О границах сельских поселений Забайкальского края «». Вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования. Опубликован: «Забайкальский рабочий», №239–242, 21 декабря 2009 г. (Законодательное собрание Забайкальского края. Закон № 317-ЗЗК от 18 декабря 2009 г. « О границах сельских и городских поселений Забайкальского края» с изменениями, внесенными Законом от 31 октября 2014 г. № 1070-ЗЗК « О внесении изменений в Закон Забайкальского»). Край «На границах сельских и городских поселений Забайкальского края» . Действует со дня, который составляет десять дней со дня официального опубликования.).
- Законодание Собрание Забайкальского края. Закон №316-ЗЗК от 18 декабря 2009 г. «О границах муниципальных и городских округов Забайкальского края», в ред. Закона №770-ЗЗК от 26 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Закон Забайкальского края». Вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования. Опубликован: «Забайкальский рабочий», №239–242, 21 декабря 2009 г. (Законодательное собрание Забайкальского края. Закон №316-ЗЗК от 18 декабря 2009 г. « О границах муниципальных районов и городских округов Забайкальского края» в редакции Закона № 770-ЗЗК от 26 декабря 2012 г. Забайкальский край «На границах муниципальных районов и городских округов Забайкальского края» . Действует со дня, который составляет десять дней со дня официального опубликования.).
Карта
Хилок: карты |
Хилок: фото из космоса (Google Maps)Хилок: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Хилок. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Кижинга (Республика Бурятия) | 66 () | СЗ |
2 | Хоринск (Республика Бурятия) | 102 () | СЗ |
3 | Петровск-Забайкальский | 112 (142) | З |
4 | Улёты | 140 (199) | В |
5 | Сосново-Озёрское (Республика Бурятия) | 150 () | СВ |
6 | Красный Чикой | 161 () | ЮЗ |
7 | Заиграево (Республика Бурятия) | 161 () | З |
8 | Онохой (Республика Бурятия) | 178 () | З |
9 | Горный | 180 () | В |
10 | Мухоршибирь (Республика Бурятия) | 186 (228) | З |
11 | Домна | 196 () | В |
12 | Улан-Удэ | 205 (346) | З |
13 | Сотниково (Республика Бурятия) | 214 () | З |
14 | Турунтаево (Республика Бурятия) | 215 () | СЗ |
15 | Тарбагатай (Республика Бурятия) | 215 (294) | З |
Краткая характеристика
Расположен в Забайкалье, в предгорьях Яблонового хребта, между отрогами хребта Цаган-Хуртэй, на р. Хилок (правый приток Селенги, бассейн озера Байкал), в 261 км к западу от Читы. Ж.д. станция. Автомагистраль.
Территория (кв. км): 170
Исторический очерк
Возник как пристанционный посёлок для обслуживания железной дороги. Первые строители дороги появились в конце лета 1895 г. В 1896 г. были возведены перве казённые бараки и возник частный посёлок. В 1897-98 гг. построили первую церковь. Станция Хилок открыта в 1900 г. Название по расположению на р. Хилок — в русских документах 17 в. Килка из эвенкийского килгэ «точильный камень».
Рабочий посёлок Хилок с 4.02.1929 г. Город с 1951 г.
С середины 1960-х гг. в связи с переходом на тепловозную тягу и сокращением рабочих мест на железной дороге, значительная часть жителей покинула Хилок.
Экономика
Предприятия железнодорожного транспорта, леспромхоз, пищекомбинат.
В Хилокском районе выращивают пшеницу, ячмень, рожь, овощи. Разводят крупный рогатый скот, овец, лошадей, свиней.
Месторождения песка, глины, камня, бурого угля, руд редких и цветных металлов.
Основные предприятия
Архитектура, достопримечательности
Палеолитическая стоянка близ села Гыршелун.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1926 | 4.6 | 1996 | 12.1 | 2008 | 10.4 | 2017 | 10.7 |
1931 | 5.4 | 1998 | 11.9 | 2010 | 10.2 | 2018 | 10.6 |
1939 | 14.8 | 2000 | 11.7 | 2011 | 11.5 | 2019 | 10.5 |
1959 | 15.9 | 2001 | 11.6 | 2012 | 11.4 | 2020 | 10.3 |
1970 | 12.8 | 2003 | 11.2 | 2013 | 11.3 | 2021 | 10.3 |
1979 | 14.2 | 2005 | 10.7 | 2014 | 11.1 | ||
1989 | 13.9 | 2006 | 10.7 | 2015 | 11.0 | ||
1992 | 13.7 | 2007 | 10.6 | 2016 | 10.9 |
Литература
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 448
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 641
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 505
Пора «собирать камни»
– Цель была одна – сделать город лучше, чище, красивее. И планов было громадье, несмотря на то, что в бюджете денег было не особо много. Помог опыт. Я проработала в администрации города почти 7 лет юристом, все знакомо, знаю, какими деньгами бюджет располагает, что можно сделать, чего нельзя. Конкуренция была жесткая, гонка в предвыборной кампании вымотала сильно. Людям были нужны реальные перемены, свежие силы, может, потому и выбрали меня, самую молодую из всех кандидатов.
– С чего начинали на этом тернистом пути?
– Трудностей было много. Сразу надо было принимать проект бюджета на следующий год, на раскачку времени не оставалось. Среди вопросов, которые решает местная администрация, ключевым является благоустройство города и создание комфортной среды для проживания граждан. В конце года всегда есть экономия денежных средств. Почти 3 млн рублей из краевого бюджета нам дали на уборку мусора – несанкционированных свалок. Убрали, освоили эти деньги в полном объеме, но уже в этом году. В том, 2019‑м, только заключили контракт и за три месяца до нового года поставили 5 контейнерных площадок. Дали еще 1 млн рублей на строительство контейнерных площадок под мусор, 13 таких площадок уже сейчас устанавливается в Хилке.
По комфортной городской среде получилась большая экономия в прошлом году: 1 млн 700 тыс. рублей. Мы сразу объявили торги и сделали освещение на стадионе. Там установлены 42 опоры. В прошлом году к нам применили даже повышающий коэффициент, поскольку раньше всех освоили эти федеральные деньги, плюс экономию денежных средств хорошо реализовали – в дело тоже пустили эти денежки. Поэтому в этом году нас простимулировали и по программе «Комфортная городская среда». В рамках этой программы в порядке софинансирования городскому поселению удалось реализовать два проекта: строительство многофункциональной спортивной площадки с резиновым покрытием на стадионе «Витязь» стоимостью более 3 млн рублей и реконструкцию сквера Центрального, стоимость проекта – 5763 тыс. рублей. Сложности по первому объекту возникали из-за отсутствия подъездных путей, но подрядчик оказался добросовестным и сдал объект успешно. А со сквером пришлось трижды объявлять торги. Хилок город серый, ничего значительного здесь не строилось в последнее время. И я решила рискнуть, реализовать проект «Сквер Центральный», он находится в самом центре, оправдывает свое название, но не облагорожен. Тротуар разбитый, никаких дорожек, зеленой зоны нет, стоят тополя старые, гнилые внутри, никто за ними не ухаживал. Проект вышел на 5800 тыс. рублей. Мы объявили торги, определился подрядчик, но он оказался недобросовестным: в центре города установили забор, который каждый день падал на проезжую часть, выкопали огромную яму и на этом – все. Боролись долго. Во время рабочей поездки в наш город губернатор поддержал мое решение расторгнуть контракт с недобросовестным подрядчиком и объявить торги заново. Что и было сделано. Конечно, риск был большой, надо было успеть до наступления холодов уложить тротуарную плитку, асфальт, избавиться от забора и ямы. Вырулили. В сквере установили фонтан, современные опоры освещения, красивые лавочки с навесом, скамейку любви. Народ довольный, такого в Хилке никогда не было. Кстати, избавились от старых тополей, порядка 30 штук, улица даже расширилась. Весной будем озеленять территорию, высадим кусты акации и сирени, привезем голубые ели.
Благодаря Дальневосточной субсидии (около 5 млн руб.) по плану социального развития центров экономического роста, отремонтировали центральную улицу имени Калинина, где расположены важные социальные объекты. Это нам обошлась в 8 млн рублей. Тоже с подрядчиком не повезло сначала. На сегодня закрыли этот объект, деньги краевые освоили в полном объеме.
Была такая проблема в Хилке, и сейчас она ещё есть: в центральной части города находится водоотводная канава, она лет 40 не чистилась. Там все заросло, грязь, мусор, ручей весной начинал разливаться и попадать на проезжую часть, в дома. Зимой на этом месте образовывался каток. Я обратилась к начальнику Забайкальской железной дороги А. А. Скачкову с просьбой оказать помощь, он сразу откликнулся: пригнал технику, дал людей. В том году мы почистили 700 метров этого ручья. В этом году я повторно написала письмо с той же просьбой, и еще почистили ручей, около 500 метров уже по улице Ключевой. Великое дело сделано, людей перестало топить. Вот с такими трудностями пришлось нынче столкнуться.
«У нас есть будущее!»
– В этом году в Хилке был юбилейный День города. Не пришлось ли переносить празднование в связи с эпидемией коронавирусной инфекции?
– Мы переносили празднование три раза из-за введенных ограничений в связи с ковидом. В планах – на следующий год отметить День города с размахом. Население любит народные гуляния. У нас всегда на самом высоком уровне проводятся все культурно-развлекательные мероприятия. Призы за участие в конкурсах очень хорошие, даже телевизоры и холодильники. Никто не уходит без подарка. Жаль, что в этом году все пришлось свернуть.
Большую благотворительную помощь нам оказывают предприниматели. Они приобретают подарки, мы проводим лотерею, а вырученные деньги от лотереи отдаем на лечение семьям, у которых есть дети-инвалиды. Плотно работаем с Домом культуры железнодорожников и районным комитетом культуры. Есть свой музыкальный мужской коллектив «Шанс». Открыли свой сайт.
– Люди рады, что районный центр приобретает новое лицо…
Изучение истории города Хилок
До 1990-х гг. единой письменной истории города, как таковой, попросту не было. Существовали лишь небольшие исторические справки о фрагментах жизни Хилка, составлявшиеся учителями, журналистами и представителями партийных органов. Авторы справок основывались на устных преданиях и некоторых сведениях из официальных источников.
В научном архиве и фондах музея находится некоторое количество данных справок, а также материалы прежних лет, так или иначе касающиеся истории Хилка. Из них можно выделить:
1. Газетные статьи о революционных событиях 1905-1907 и 1917 гг., в тексте которых находятся отдельные сведения о дореволюционной истории посёлка Хилок напечатанные в газете «Хилокский рабочий» в 1950-1960-х гг. и «Рабочая трибуна» в 1970-х гг. Авторы данных статей – Г. Кузьмин, В. Сибилло, Л. Чухломинова и др.
2. Исторические справки райкома КПСС и районного исполнительного комитета, выпущенные к 50-летию Советской власти и к 90-летию Хилка, также описывают в основном революционные годы и события гражданской войны.
Только работа в государственных архивах позволила составить подробную историю города. Тогда были найдены документы, проливающие свет на многие до сих пор нераскрытые страницы жизни города. Например, обнаружились списки самых первых жителей Хилка; перепись всего населения на декабрь 1917 года; описание «Села Хилок», сделанное в 1918 году учительницей железнодорожной школы А. Скороговоровой и т.п. сведения.
Кроме того, в архивах и библиотеках изучались подшивки газет 1920-1950-х гг. и различные справочники. Наконец, сотрудниками музея систематически велись записи воспоминаний старожилов Хилка, чьи сообщения впоследствии полностью совпали со сведениями из архивов и газет.
В настоящее время история Хилка кратко изложена в небольших книгах, написанных к 100-летию со времени основания населённого пункта и к 50-летию присвоения Хилку городского статуса.
а также в сборнике, посвящённом почётным гражданам города:
Ценную информацию по истории города можно найти в книге
В.З. Часныка о музее локомотивного депо и в коллективном сборнике «Станция Хилок»
О деталях городской жизни можно узнать из рассказов хилокчан, собранных В.З. Часнык и опубликованных в составленных им книгах об истории железнодорожных предприятиях ст. Хилок.
Продолжил работу В.З. Часнык другой работник подменного пункта — А.С. Игнатик, дополнивший опубликованные ранее воспоминания подменников-хилокчан и подготовивший несколько новых изданий
Кроме того, А.С. Игнатик и А.Д. Досаев подготовили издания к юбилею ж.д. энергетиков и об общественной организации «Боевое братство» соответственно.
Ю.А. Свистун написал книгу о моряках и лётчиках, проживавших в основном в г. Хилок, а коллектив составителей — книгу о ветеранской организации. Во всех этих изданиях можно найти различные исторические сведения, преломленные через людские судьбы
В.Ф. Петров
Вперёд >
История [ править ]
Казачьи экспедиции исследовали регион с середины 17 века; однако большая численность бурят и эвенков удерживала казаков от основания постоянного поселения. Петр Великий предоставил местным князьям широкую автономию, и этот регион не был колонизирован русскими до конца XIX века, когда началось строительство Транссибирской магистрали .
Современный поселок Хилок был основан в 1895 году как производственная база вокруг недавно построенной железнодорожной станции на реке Хилок, название реки происходит от эвенкийского слова, означающего точильный камень . [ Править ] Локальная часть Транссибирской железной дороги был открыт в 1900 г. Хилок был присвоен статус города в 1951 году [ править ]