Справочник каган

Честолюбивые претензии

О местонахождении Русского каганата высказываются разные точки зрения. Историк середины 19 века Степан Гедеонов считал, что это было государство поморских славян на южном берегу Балтики (оттуда, по его мнению, происходили варяги—Русь). Почти все историки всегда полагали, что титул кагана мог иметь хождение только в южной части Восточной Европы, близко от Хазарии. Большинство относит его к правителям Киевской Руси, считая, что это государство было основано скандинавами. Дореволюционный историк Дмитрий Иловайский и советский археолог Валентин Седов также считали Русским каганатом первоначальную Киевскую Русь. Они, однако, считали Русь изначальную славянским народом. Наконец, в наше время историк Елена Галкина выдвинула гипотезу, что Русским каганатом было некое государство в верховьях Северского Донца, к северу от Хазарии, а племя Русь имело иранское (то есть сармато-аланское) происхождение.

Однако, каково бы ни было происхождение самой Руси, очевидно, что верховные русские правители титуловались в торжественных случаях каганами на протяжении большей части 9-11 веков. Если даже исходно Русское государство не совпадало с позднейшей Киевской Русью, то, утвердив свою столицу в Киеве, русские князья продолжали притязать на титул кагана.

Похоже, что значение, которое придавалось титулу кагана, было сходно со значением титула «царь» у московских великих князей 15-16 веков. Большинство иностранных дворов не соглашалось называть так московских правителей, так как на латинский язык это слово переводилось как Caesar, то есть император. Также нет никаких свидетельств в документах о том, что Византия признавала русских (киевских) князей каганами

Они сами назывались так ради собственной важности

Падение Хазарского каганата в конце 10 века не привело к тому, чтобы византийские императоры стали называть каганами русских правителей вместо хазарских. Для Византии вместе с Хазарским каганатом исчез и соответствующий титул.

История

Сперва стоит немного рассказать об истории этого города. В стремлении быстро наладить связь между новыми территориями и центральными городами, Российская империя взялась активно строить железную дорогу. Каган изначально был задуман как небольшое селение Новая Бухара, в котором планировалось поселить одних работников железнодорожной дороги. Посёлок был основан летом 1888 года недалеко от города Бухара и основной его целью было обслуживание железнодорожных путей Закаспийского участка.

С течением времени Каган стал неким посольством. Теперь кроме обычных жилых домов также появилось учреждение, которое занималось решением вопросов дипломатического характера между представителями России и Бухарского Эмирата.

Елена Антюфеева

Летом 1895 года было начато строительство уникального дворца по инициативе Ахад-хана, который в то время был эмиром. Для постройки нового здания он созвал самых лучших мастеров со всей округи, а проектом дворца занимался известный русский архитектор А. Л. Бенуа. Руководителем строительства назначили опытного инженера Дубровина и уже через три года оно было завершено.

Новое сооружение имело собственный неповторимый вид, который был принципиально новым и идеально сочетал в себе европейский и восточный стили архитектуры. Даже великолепный дворец самого эмира по сравнению с этим сооружением выглядел довольно жалким. Помпезное здание с лепниной было выполнено в мавританском изысканном стиле совокупно с классическим барокко, а также с большим количеством башен, куполов и колонн.

Известны две версии, по которым было возведено данное сооружение в Кагане. Первая версия гласит, что эмир хотел отстроить здание нового дворца для своих личных целей. Но после окончания работ эмир не смог оценить его по достоинству и остался жить в своём старом дворце. Сторонники другой версии утверждают, что строительство было затеяно лишь по причине приезда в эти края российского императора.

Елена Антюфеева

В результате здание нового дворца стало резиденцией для всех высоких лиц, которые приезжали в Бухарский эмират. Таким образом, Каган получил первую гостиницу, рассчитанную для очень важных персон. Правда, в наше время уже не удастся воспользоваться её услугами, так как сегодня этот дворец выполняет функцию Дома культуры работников железнодорожных станций. Но многие туристы предпочитают лично посетить эту удивительную достопримечательность, чтобы воочию насладиться мастерством архитекторов, которые трудились над созданием дворца.

Что привести в подарок

Узбекистан – это удивительный регион, где солнце светит большую часть года, погода теплая, а люди гостеприимные, веселые и щедрые. Это страна, чьи архитектурные памятники славятся величием и древностью, а изделия местных ремесленников пользуются уважением далеко за пределами Узбекистана. Неудивительно, что туристы и гости стремятся взять с собой кусочек этой земли в качестве памятки, которая послужит приятным воспоминанием о доброте узбекского народа, колоритности национальных традиций и ритуалов, узбекской кухне и невероятных пейзажах. Узбекистан со своей обычной щедростью открывает перед своими гостями множество вариантов сувениров.

Керамические (глиняные) фигурки разных размеров, изображающие сцены повседневной жизни, являются наиболее популярными среди туристов. Их можно найти на больших базарах, в художественных салонах и мастерских по всей стране. В основном фигуры сделаны из глины, а затем ярко окрашены.

Те, кто был в восторге от национального узбекского костюма, с удовольствием купят кукол в традиционной одежде. Они обычно делаются из ткани или папье-маше, что делает их практически невесомыми и их легко транспортировать.

Национальная одежда и отдельные элементы узбекского костюма – это то, что предпочитают привозить из Бухары гости из других стран. Чапан – это часть национальной одежды, напоминающий халат, пальто. В городе можно увидеть огромное количество различных «богатых» чапанов, украшенных знаменитой бухарской золотой вышивкой.

Женщины вряд ли пройдут мимо изысканных украшений потомственных мастеров из Ташкента, Бухары и Самарканда. Ювелирное искусство Узбекистана является одним из самых красивых в мире. Богатые серьги, колье и кольца, инкрустированные жемчугом, рубинами, бирюзой и сердоликом, дарят женщине царственный вид и ее красоту.

А что говорят археологи?

Письменные источники по истории ранней Руси немногочисленны и противоречивы. Существует даже гипотеза, согласно которой Киев основали хазары.

Поэтому при интерпретации источников нужно все логические и идеологические построения сверять с находками.

Конец VII века — бурное время. Кочевое объединение Великая Булгария(на Дону и Кубани) распалось. Орда хана Аспаруха откочевала на нижний Дунай, заняв населённые славянами территории и дав название современной Болгарии. Ещё одна орда пришла на Среднюю Волгу. А прежние земли Булгарии подчинил себе Хазарский каганат.

Болгар раскидало от Средней Волги до Южной Италии

Примерно тогда же славяне основали Пастырское городище(на территории современной Черкасской области). Это был крупный племенной и ремесленно-торговый центр на Правобережье, но как назывался этот город, мы не знаем. Судя по находкам, часть славян туда пришла из Подунавья. Возможно, спасаясь от болгар Аспаруха.

Где-то в это же время на Правобережье проникают и хазары. Концом VII — началом VIII веков датируется ряд хазарских погребений к югу от Киева. Там нашли захоронение предводителя степняков, получившего рубленые раны бедра и головы. Видимо, так славяне принесли хазарамдань мечами».

Тогда же на Правобережье выпала первая серия славянских кладов ювелирных украшений. Их владельцы не смогли вернуться за сокровищами.

Пастырское городище сожгли — видимо, хазары — в VIII веке. Больше оно уже не возрождалось. Синхронна его гибели вторая серия славянских кладов в этом регионе. Две серии кладов указывают на две волны вторжения хазар.

Вообще на территории Киева неоднократно возникали и исчезали поселения различных археологических культур. Во второй четверти VIII века на Правобережье появилась цепочка неукреплённых волынцевских поселений(их жители пришли с левого, восточного берега Днепра). Одно из них находилось на территории современного Киева, на Старокиевской горе. Волынцевцы тогда были хазарскими данниками, и эта территория подчинялась Хазарскому каганату. Но археологи выступают против хазарской теории основания Киева, так как там нет хазарского культурного слоя. Кроме того, там не было крепости, где бы мог стоять хазарский гарнизон.

Карта хазарской экспансии(по С. А. Плетнёвой)

Режим работы и цена

Дворец эмиров Бухары в Кагане открыт для посещения ежедневно, с 09:00 до 18:00. Посещение — бесплатное, но туристов не всегда пускают внутрь из-за того, что здание является рабочим. В отзывах туристы пишут, что им удавалось попасть внутрь за символическую плату охранникам.

Некоторые туристы рекомендуют брать экскурсию с гидом, чтобы подробнее познакомиться с тем периодом, погрузиться в историю, узнать интересные факты о восточных орнаментах и архитектуре Бухары.

Внутри дворец впечатляет менее, чем внешне. Большую часть помещений занимают офисы. Но те помещения, которые сохранились в оригинальном виде выглядят как забытые декорации к восточным сказкам, правда, многие нуждаются в реновации. Рядом с дворцом есть красивейший парк (ныне прозаично именующийся «Парк железнодорожников»), в котором приятно отдохнуть после экскурсионной прогулки.

Дворец в Кагане внутри: панорамный вид на Google. Maps

Каган Владимир – креститель Руси

«Слово о законе и благодати» представляет собой первую попытку осмыслить историю Руси в религиозно-провиденциальном ключе. Автор включил в свою патриотическую традицию деда и отца Владимира-крестителя – князей Игоря и Святослава, несмотря на то что последний был гонителем христиан. Таким образом, Иларион поставил себя выше конфессиональных предрассудков того времени, подчёркивая значение преемственности русской государственности во все времена. «Славный от славных родившийся, благородный от благородных», – так возвеличивает князя Владимира автор «Слова».

В «Слове» Владимир титулован каганом. В русских летописях таким титулом награждали, как известно, правителя Хазарии. Сам термин имеет, почти несомненно, тюркское происхождение, будучи однокоренным со словом «хан» («ка-хан», хан ханов).

Правда, есть версия об его происхождении от древнееврейского «коган». Так именовали священников Иерусалимского храма, потомство которых наследовало этот титул как фамилию. Заимствование его хазарами связывают с принятием ими иудаизма в начале 9 века. Но большинство всё же придерживается гипотезы тюркского происхождения этого титула. Тем более, что он засвидетельствован у тюрков и помимо Хазарии, да и в самой Хазарии существовал значительно раньше её обращения в иудаизм.

Конунги и каганы: свидетельства источников

История Руси, согласно Повести временных лет, началась с легендарного призвания варягов в 862 году. Потомки конунга Рюрика, возглавлявшие Русь — государство в землях восточных славян — носили титул князя. Это общеизвестно.

Однако есть несколько упоминаний в исторических источниках, которые слегка ломают привычную картину. Предводителя русов там называли хаканом(каганом).

Первое дошедшее до нас упоминание хакана русов есть в хронике государства франков(Бертинских анналах), от 839 года. Там описывается прибытие в Ингельхайм, на Рейне, византийского посольства, в котором были также представители хакана. Самих русов называли свеонами(шведами).

Восемьсот семьдесят первым годом датируется послание франкского императора Людовика II, в котором говорится, что они, франки, в отличие от византийцев, называют хаканом только правителя авар, а не хазар или норманнов.

В другом источнике — арабском — рассказывается об острове посреди озёр, где живут русы. Занимаются они тем, что захватывают и продают славян в Булгар или Хазарию. Предводителя их называют хакан‑рус.

Но это ещё не все. В своих трактатахСлово о законе и благодати» иИсповедание веры» митрополит Иларион называет Владимира Святославича и его сына Ярославакаганами». Даже в Киеве на стене собора Святой Софии есть надпись:Спаси, Господи, кагана нашего».

И трактаты, и надпись датируются XI веком.

Итак, русы своего предводителя долгое время именовали каган(хакан). Скорее всего, позаимствовали этот титул у хазар. Или у авар.

Раньше официально и ожесточённо боролись с норманизмом, а до борьбы с этой хазарскойересью» руки не доходили. И в школьных учебниках о том, что русские князья были каганами, часто не упоминали.

Граффити из Софийского собора

Почему использовали такой титул? Ведь, если у государства имелась скандинавская военно-торговая элита, логичнее было бы использовать и северную терминологию. Или местную, славянскую.

Точки зрения историков расходятся до полной противоположности. Возможно, хакан — это претензии русов на статус, равный правителю Хазарского государства. Либо, напротив, — титул отражал вассальный статус Русского государства. Степное влияние на древнерусские традиции действительно было очень заметным и оставило свой след в личных знаках киевских князей.

Степное влияние(правда, иранское) отражено и в том пантеоне богов, который в первой своей религиозной реформе установил в Киеве князь Владимир.

Каган – второй после императора

Выдающийся британский византинист русского происхождения Димитрий Оболенский писал, что в международной иерархии Восточной Европы 7-11 веков титул «каган» считался вторым после императора. В 7 веке Хазария стала важным союзником Византии в борьбе против мусульманской экспансии. Между константинопольским и итильским дворами нередко заключались династические браки. Византия выделила Хазарию из всех своих внешних партнёров и поставила почти на равное с собой место, в отличие от прочих нехристианских стран, которые считались варварскими.

Обладание титулом «каган» значило подобие равноправия в сношениях с Восточной Римской империей. Вот почему правители возвышавшейся Руси заявляли претензии на обладание этим титулом.

Первое упоминание о русском кагане встречается в анналах Бертинского монастыря (Сент-Омер, север Франции). Под 839 годом в них говорится о прибытии ко двору императора Западной (Франкской) империи Людовика I из Византии послов кагана русов. По их словам, они не могли вернуться прямым путём на родину из-за того, что тот был перекрыт некими варварами. Император заподозрил в них норманнских шпионов. Хроника не раскрывает, чем закончился этот дипломатический казус. Но из него ясно, что в середине 9 века в Восточной Европе было Русское государство, глава которого носил титул кагана. Правда, неясно, был ли этот титул признан за ним другими державами.

Царь вместо кагана

Последнее зафиксированное употребление киевским князем титула кагана относится к одному из сыновей Ярослава Мудрого – Святославу. Он княжил в Киеве в 1073-1076 гг. На стене Софийского собора в Киеве есть граффити: «Спаси, Господи, кагана нашего Святослава».

Правда, столетие спустя «Слово о полку Игореве» (1185 г.) называет каганом также его сына Олега (прозванного «Гориславичем»). Любопытно в связи с этим, что Олег долго княжил в Тмутаракани, то есть бывших владениях Хазарии (и был там последним русским правителем). Таким образом, титул кагана мог быть связан для него с «хазарским наследством».

Летописи, древнейшая из которых была записана в начале 12 века, уже не называют русских князей каганами. По всей видимости, употребление титула кагана в отношении великого князя киевского, старейшего над всей братией русских князей Рюрикова рода, в конце 11 века полностью вышло из употребления.

Однако это не означало отказа русских правителей от претензий на высокую международную честь. Просто титул кагана стал к тому времени архаизмом и не соответствовал амбициям русских князей. Они стремились встать не на вторую после императоров, а на равную с ними ступень. Император на Руси назывался царём. И уже о смерти великого князя Ярослава Мудрого в 1054 году в надписи на стене Софийского собора говорится как об «успении царя нашего».

Русский каганат

Где же находился Русский каганат? Историки часто помещают его на севере Руси, где раньше всего(в Старой Ладоге — с середины VIII века) фиксируется скандинавское присутствие. Однако в этом случае теряется важный элемент — связь с Хазарским каганатом. Да и походы в Византию из Ладоги совершать не очень удобно.

Более популярный вариант — среднее Поднепровье. По мнению историка Валентина Седова, Русский каганат находился на землях так называемой волынцевской культуры, которая была распространена от Днепра до Среднего Дона и Верхней Оки. В IX-Х веках тут сложилось несколько племенных групп — северян, южных вятичей, а также донских славян(имя которых летописи не сохранили).

Разумеется, среди историков есть и скептики. Владимир Петрухин низвёл каганат доисториографического фантома». Алексей Толочко также считает, что каганата на самом деле не было. И полагает, что несколько варягов случайно оказались в хазарском посольстве, которое прибыло в Константинополь. А про хакана они просто выдумали.

С этой версией можно было бы согласиться… если бы не одноно».

Конечно, можно допустить, что какой-то варяжский конунг решил принять титул кагана. Однако то, что это признал бы Константинополь, невероятно. Империя была очень щепетильна в отношении титулов. Поэтому историк Антон Горский согласен с тем, что первымкаганом Руси» был родственник хазарского кагана, бежавший из Хазарии во время вспыхнувшей там в начале IX века смуты.

Воины Хазарского каганата, художник Ангус Макбрайд

По мнению Антона Горского, Русский каганат следует связывать с предшественниками Олега в Среднем Поднепровье, то есть с упоминаемыми вПовести временных лет» Аскольдом и Диром, а также теми, кто был у власти в Киеве до них и отправлял посольство конца 30-х годов в Византию. Этот каганат сложился на территории, ранее подвластной хазарам.

использованная литература

  • Абу’л Гази. 1958. Родословная туркмен. Кононов Андрей Николаевич, изд. Москва: Наука.
  • Голден, Петр Б. 1992. Введение в историю тюркских народов. Этногенез и формирование государства в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке. Висбаден: Харрасовиц.
  • Свет, Натан. Генеалогия, история, нация
  • Документы национальностей: журнал национализма и этнической принадлежности. Том 39, Выпуск 1, 2011 г., страницы 33 — 53.
  • Пеллио, Поль. 1930. Sur la légende d’Uγuz-khan en écriture ouigoure. Тонг Пао. Вторая серия. 27: 4-5. С. 247–358.
  • Рашид ад-Дин. Die Geschichte der Oġuzen des Rašīd ad-Dīn. Карл Ян, пер. Вена: 1969 г.
  • Щербак Александр Михайлович. Огуз-наме. Мухаббатнаме. Москва, 1959.
  • Вудс, Джон Э. 1976. Клан Акуюнлу, Конфедерация, Империя: исследование турецко-иранской политики 15-16 веков. Миннеаполис: Bibliotheca Islamica.

Каменный рубеж

События первой трети IX века затронули и Левобережье. Большое(свыше пяти гектар) Битицкое городище на реке Псёл, где стоял гарнизон степняков, захватили и разрушили. Эта хазарская крепость в землях северян прекратила своё существование. Кроме того, исчез и целый ряд волынцевских поселений.

До 30-х годов IX века на северо-западном пограничье Хазарского каганата использовались старые укрепления — городища, которые стояли на крутых обрывах рек и имели дерево-земляные укрепления. А вскоре после окончания смуты хазары для охраны своих северо-западных рубежей начали строить каменные крепости совершенно иного типа. У них была чёткая геометрическая планировка; их окружали стены, сложенные из обработанного камня или кирпича. Эти крепости строили уже с помощью византийских военных инженеров и строителей.

Целью этого укрепрайона была защита северо-западных рубежей Хазарского каганата от западного соседа. Очевидно, теперь там появились враги. Северяне и донские славяне освободились от власти хазар? Возможно, прямое хазарское правление было уничтожено, но они остались данниками.

Археологические находки чётко показывают рубеж эпохи, но не могут объяснить все драматические события первой трети IX века — так же, как не могут сказать, где был(и был ли вообще) русский каганат. Он остаётся загадкой, к которой историки ещё не раз будут возвращаться.

Как добраться

Город Бухара – один из старинных городов с богатой культурой, интересной архитектурой и историей. Нет ничего удивительного в том, что сейчас толпы туристов устремляются в это удивительное место, дабы воочию познакомиться с этим замечательным городом. Добраться до Бухары можно на самолёте, поезде, автомобиле и автобусе.

Поезд

Бухара хорошо связана с остальной частью республики комфортабельным поездом. Железнодорожный вокзал называется Каган и находится в 10 минутах езды к востоку от старого города. Добраться до вокзала можно на маршрутке № 268 от Ляби Хауз или № 262 от современного центра города (есть и другие). Такси будет стоить около 12 000 сум.

Покупка билетов на поезд

Купить билеты на поезд можно в городе, на кассе, на углу улиц Отабоя Эшонова и Мустакиллик (OSM / Gmaps). Также продаются билеты на самолет. Если тот не работает, другой находится на улице Накшбанди, недалеко от улицы Зульфия (OSM / Gmaps).

Поезда курсируют несколько раз в день между Ташкентом и Бухарой через Самарканд, на скоростном поезде чуть меньше 4 часов, а на старых советских поездах чуть дольше.

Автобус и общее такси

Существуют 3 разных автовокзала, стоянки такси. Северный, центральный автовокзал на улице Гиждувон, к северу от города обслуживает Ташкент (8 часов, 60 000 сум) и Самарканд (4 часа, 30 000 сум). Автобусы № 70 и № 77 обслуживают автовокзал с северного конца перекрестка улиц Накшбанди и Каримова (Нисоми).

Рейс

Узбекские авиалинии совершают регулярные рейсы в Бухару, и из Бухары в Ташкент, Фергану, Москву, Санкт-Петербург.

Аэропорт города Бухары небольшой и добраться до него можно на такси или автобусе.

Автобусы № 1 и № 100 переправляют пассажиров между центром города и аэропортом.

Легенда

Памятник Огужану в Ашхабаде

Согласно тюркской легенде, Огуз родился в Средней Азии в семье Кара-хана, вождя тюркского народа. Он заговорил, как только родился. Он перестал пить молоко матери после первого раза и попросил кумыс (алкогольный напиток, приготовленный из ферментированного конского молока) и мяса. После этого он сверхъестественно быстро вырос и всего за сорок дней стал молодым человеком. Во время его рождения земли тюркского народа были охвачены драконом по имени Киянт. Огуз вооружился и пошел убить дракона. Он устроил ловушку для дракона, повесив только что убитого оленя на дереве, затем убил великого дракона бронзовым копьем и отсек ему голову стальным мечом.

После того, как Огуз убил Киянта, он стал народным героем. Он сформировал особый отряд воинов из сорока сыновей сорока тюркских богов (лордов, вождей), объединив таким образом кланы. Но его китайская мачеха и сводный брат, который был наследником престола, были напуганы его властью и убедили Кара-хана, что Огуз планировал свергнуть его. Кара-хан решил убить Огуза на охоте. Огуз узнал об этом плане и вместо этого убил своего отца и стал ханом. Его мачеха и сводный брат бежали в китайские земли.

После того, как Огуз стал ханом , он сам ушел в степи , чтобы восхвалять и молиться Тенгри . Во время молитвы он увидел световой круг, исходящий с неба, в котором стояла сверхъестественно красивая девушка. Огуз влюбился в девушку и женился на ней. У него было трое сыновей, которых он назвал Гюн (Солнце), Ай (Луна) и Йылдыз (Звезда) (все по-турецки). Позже Огуз пошел на охоту и увидел внутри дерева другую завораживающую девушку. Он женился на ней также и имел еще трех сыновей, которых он назвал Гёк (Небо), Даг (Гора) и Дениз (Море) (по-турецки).

После того, как его сыновья родились, Огуз-хан устроил большую игрушку (пир) и пригласил всех своих просителей (господ). На пиру он отдал своим господам такой приказ:

Затем он отправил письма Королям Четырех Направлений, в которых говорилось: «Я хан турок. И я буду ханом четырех углов земли. Я хочу вашего послушания».

Алтун-хан (Золотой Хан), находившийся в правом углу земли, подчинился своему послушанию, но Урум ( Роман ), хан левого угла, не подчинился . Огуз объявил войну Урум-хану и двинул свою армию на запад. Однажды ночью большой волк с серой шерстью (который является аватаром Тенгри) вошел в его палатку в ауре света. Он сказал: «Огуз, ты хочешь выступить против Урума, я хочу выступить перед твоей армией». Итак, серый небесный волк шел впереди тюркской армии и руководил ею. Две армии сражались у реки Итил (Волга). Огуз-хан выиграл битву. Затем Огуз и его шесть сыновей провели походы в Туркестан , Индию, Иран, Египет, Ирак и Сирию, с серым волком в качестве проводника. Он стал Ханом Четырех Уголков Земли.

В преклонном возрасте Огузу приснился сон. Он позвал своих шестерых сыновей и отправил их на восток и запад. Его старшие сыновья нашли на востоке золотой лук. Его младшие сыновья нашли на западе три серебряные стрелы. Огуз-хан сломал золотой лук на три части и отдал их трем своим старшим сыновьям Гюн, Ай и Йылдыз. Он сказал: «Мои старшие сыновья, возьмите этот лук и стреляйте в небо стрелами, как из этого лука». Он дал три серебряные стрелы своим трем младшим сыновьям Гоку, Дагу и Денизу и сказал: «Мои младшие сыновья, возьмите эти серебряные стрелы. Лук стреляет стрелами, и вы должны быть подобны стреле». Затем он передал свои земли своим сыновьям, Бозокам (Серые Стрелы — старшие сыновья) и Усокам (Три Стрелы — младшие сыновья) на заключительном банкете. (Абу’л-Гази определяет символы родословной, печати тамги и онгонских духов-проводников птиц, а также определяет политическую иерархию и порядок рассадки этих сыновей и их 24 сыновей на банкетах) Затем он сказал:

Безопасность

Путешествуя по чужой стране, вполне нормально думать о своём благополучии. Бухара довольно маленький город, и люди там рады видеть иностранцев. К вам могут обратиться узбекские студенты, желающие попрактиковаться в английском, или местные жители, которые пригласят вас на чай. Бухара очень безопасна для путешественников, студентов и эмигрантов.

Единственная опасность – наличие огромного количества бездомных животных в окрестностях Бухары. В то время как они могут выглядеть симпатичными и безобидными, у этих кошек и собак может быть бешенство. Даже небольшая царапина или укус такого животного могут иметь тяжёлые последствия. К животному стоит подходить, если человек сделал прививку от бешенства.

История и возраст

В средние века город Бухара был торговым и административным центром Мавераннахра. Он пролегал по Шелковому пути, древнему международному торговому маршруту, который связывал страны Ближнего Востока с Индией и Китаем. Этот маршрут также служил в военное время дорогой для завоевателей во время их военных кампаний. В другое время он обслуживал торговые караваны, а также посланников, путешественников и дервишей.

На протяжении всех столетий Бухару периодически подвергали вторжениям, грабежам и терроризму. Несмотря на это, в раннем средневековье она стала основным центром науки и просвещения в древнем Туране. Религия и светские науки, такие, как история, поэзия, астрономия, медицина, математика и юриспруденция развивались здесь. Великие ученые и философы, такие как Исмаил Бухари, Абу А.Х. ибн Сина, Маршахи, Рудаки, Дакики, Ходжа Бахауддин Макшбанди и многие другие вели творческую жизнь в Бухаре. За эти годы были построены десятки медресе для обучения тысяч студентов.

Веками город Бухара был известен не только развитием науки, культуры и торговли, но и крупным административным центром Туркестана. Это была столица древнего государства Бухара, население которого находилось вниз по течению от Зеравшана (VI-VI вв. н.э.). Бухара была также столицей ряда других государств, включая династию Саманидов (9-10 века), империю Шейбанидов (16 век), династию Аштарханидов (17-18 века), эмират Бухара (18-20 века), Бухарская Народная Советская Республика (1920–1924).

Несмотря на то, что Бухаре приписывают многие важные исторические события, в её истории мало письменных источников. Хотя Бухара упоминается в некоторых древних источниках, упоминается только западная часть древней Согдианы, а не сам город. Краткие, но более точные факты, описывающие город, можно найти в китайских источниках, относящихся ко времени раннего средневековья.

Точных данных о возрасте этого древнего города, известного в мусульманском мире как «Куббат уль-Ислам» и «Бухара-и-Шариф», нет. Сохранившиеся письменные источники не дают информации, необходимой для определения, сколько лет Бухаре. Основываясь на легендах, жители Бухары утверждают, что город существует уже три тысячелетия.

Наршахи рассказывает, что после того, как Сиявуш был убит, его сын Кайхусрав, стремясь отомстить за убийство своего отца, вызвал большую армию и отправился в Бухару. Афрасиаб нашел убежище в Рамитанской крепости, которую Кайхусрав осаждал в течение двух лет. Кайхусрав напал на Афрасиаба из поселения Рамус, которое он построил напротив Рамитана. Наконец, Кайхусраву удалось завоевать крепость и убить Афрасиаба. Этот легендарный правитель Туран был похоронен на холме Хаджи Имом Абу Хафс Кабир возле Мабадских ворот Бухары, наршахи утверждает, что «эти события произошли более трех тысячелетий назад».

Говоря о дате основания города, следует обратить внимание на ещё одно достоверное свидетельство, приписываемое книге Наршахи. Он охватывает период, когда Бухара еще не превратилась в городскую единицу

Наршахи пишет: «Население увеличилось, и один человек был избран эмиром. Его звали Абруй». Факты говорят сами за себя – первым правителем Бухары был Абруй, историческая фигура, в отличие от Афрасиаба или Сиявуша. Источники отмечают, что в 580-х годах он возглавлял народное восстание против правящих сил в Пайкенде. Чтобы подавить восстание, помещики из Бухары и Пайкенда обратились за помощью к тюркскому кагану Карачурину. Каган Карачурин отправил в Бухару большую армию под командованием своего сына Шер-и-Кошвара. В 586 году восстание было подавлено, и Абруй ​​был убит.

По словам Наршахи, Шер-и-Кишвар построил Шахристан в Бухаре, а также в поселениях Мамастин, Сахматин, Самтин и Фараб. Если верить вышеупомянутой дате, то Бухаре должно быть всего около 1400 лет, а не 3000–4000 лет. Таким образом, существуют две противоречивые даты основания Бухары.

Однако на сегодняшний день историкам удалось определить точный возраст города Бухара, который составляет 2500 лет.

Краткое описание

Местность в районе Кагана исключительно недоброжелательна для обитания человека. Практически безжизненная равнина, по которой ветер гоняет пыль и соль, даже в период дождей только местами покрывается верблюжьими колючками. Рядом же, в каких-то нескольких километрах находится цветущий оазис, где находится древняя Бухара. Тем не менее, именно здесь суждено было возникнуть городу Каган.

В 1888 году через эту местность пролегла Закаспийская железная дорога, а станция Новая Бухара должна была обслуживать бывшую ханскую столицу. Постепенно посёлок у станции обрастал домами и вскоре оказался самостоятельным поселением под названием Каган. Сейчас это важнейший транспортный узел, соединяющий Центральный Узбекистан с Таджикистаном, Туркменистаном, Каракалпакстаном, Западным Казахстаном и Кавказом.

В архитектурном плане Каган не выделяется. Разве что резиденция Бухарского эмира да некоторые административные здания, выполненные в характерном стиле, бросаются в глаза. В остальном, это светлый и зелёный «одноэтажный» город.

Знаменитые люди[ | код]

  • Александр Петрович Андреев — генерал-лейтенант Советской Армии, участник Гражданской, Испанской и Великой Отечественной войн.
  • Дмитрий Георгиевич Вороновский — советский историк-востоковед.
  • Теодор Юрьевич Вульфович — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист.
  • Евгений Иванович Ким — полковник КГБ СССР, разведчик, Герой Советского Союза.
  • Константин Васильевич Тоцкий — генерал армии, действительный государственный советник РФ, Директор Федеральной пограничной службы России (1998-2003).
  • Нариман Атаев — заслуженный спортсмен Республики Узбекистан по боксу, 4-кратный чемпион Узбекистана, чемпион Азии и победитель Кубка Мира.
  • Шахобиддин Шокирович Зоиров — боксёр, чемпион Олимпийских игр 2016 года и финалист Азиатских игр.
  • Садулаев Мансур Мухамеджанович — народный артист УзССР и КК АССР, лауреат Премии Ленинского комсомола Узбекистана и. о. профессора Таш. Гос. Консерватории им. М. Ашрафи ( ныне Государственная консерватория Узбекистана)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector