Флаг ирана
Содержание:
- Краткая история
- Ранние символы
- Значение цветов и символов на флаге
- Примечания
- Символика
- Государственные флаги
- История гербов
- Коротко об истории иранского герба
- История флага
- Что означает армянский флаг?
- Ранний современный Иран (16-20 вв.)
- Сувениры и подарки
- В Демократической Республике Армения
- Исторический герб Ирана[править | править код]
- Герб Ирана
Краткая история
На законодательном уровне флаг Ирана в современном виде был официально утверждён после окончания исламской революции 29 июня 1980 года. Следует отметить, что использование красного, белого и зелёного цвета стало характерным для местных правителей ещё в начале двадцатого века. Правда, тогда их связывали с тремя сословиями, на которые делилось общество. Армия отдавала предпочтение красному, представители духовенства – белому, а земледельцы – зелёному цвету.
Вместе с этим символы, что наносились на государственный символ, отличались от используемых в нынешнем варианте знаков. Изначально в центральной части триколора располагалось изображение золотого льва, что держал в своих лапах меч (символ Персии). В 1978 году в стране началась революция, которая завершилась два года спустя. После этого на смену различным изображениям, используемым в государстве, пришла символика религиозного характера. Не стал исключением и флаг Ирана, в котором вместо льва стала применяться стилизованная надпись «Аллах».
Самым древним иранским знаменем считается штандарт, что был обнаружен во время археологических раскопок в Персеполе. Он датируется пятым веком до нашей эры и был выполнен в красном цвете, а по периметру располагалась кайма из красных, зелёных и белых треугольников.
Ранние символы
Современный, являющийся трехцветным армянский флаг имеет мало общего с ранними символами Армении. В старые времена использовали покрытый резьбой деревянный шест, на котором изображали таких животных, как орел, лев, а также дракона. Мог быть и «таинственный божественный символ».
Их использовали лишь для битв, втыкая перед началом военных действий недалеко от поля боя. Позже, особенно вслед за принятием армянами христианства, флагами стали пользоваться разные правящие династии. Так, у династии Арташесидов имелось красное полотно, на котором были изображены два орла. Они смотрели друг на друга и были разделены цветком.
Значение цветов и символов на флаге
Зеленый цвет на флаге Ирана характеризует ислам. Как известно, цвет ислама — зеленый. Помимо этого, зеленый цвет символизирует порядок, радость и плодородие.
Белый цвет – цвет мирной жизни, а красный – отваги, храбрости и крови, пролитой во время государственного переворота.
Центральная эмблема характеризует 5 постулатов ислама:
- Провозглашение веры, которая признает достоверность миссии пророка Магомета.
- Намаз – обязательная пятиразовая ежедневная молитва.
- Пост во время священного месяца Рамадан.
- Регулярно платить закят (налоговые отчисления нуждающимся).
- Хадж (паломничество в священную Мекку).
Девиз на флаге Ирана – изречение из Корана: «Аллаху акбар». 22 раза фраза написана на знамени потому, что 22 дня одиннадцатого месяца, согласно иранскому календарю, произошла Исламская революция.
Флаг Ирана для суши и моря един. Он же используется как государственный, военный и гражданский.
По своей композиции флаг Ирана схож с таким же национальным символом Таджикистана. Это обуславливается тем, что народы имеют схожую историю, этнографию, языки и культуру.
Так же как и граждане других стран — обладателей трехцветного флага, иранцы именуют свой государственный символ триколором.
Примечания
- Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972.
- Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1. Vol. I, p. 258 (перс.)
- Horn, Etymologie, no. 553; AirWb., col. 771
- Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). — Tehran: Farhangan Publications, 1995. ISBN 964-5558-06-9 p. 56, #1425 (перс.)
- Schmitt, Rüdiger. Compendium Linguarum Iranicarum, 1989. перевод на персидский язык под ред. Хасана Резаи-Багбиди. — Тегеран: «Какнус», 1382 г. / 2004 г. — стр. 363. ISBN 964-311-403-1 (перс.)
- Видевдад, 1.7
- Ясна, 10.14
- Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56
- Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 227
-
Существуют две версии значения названия флага. По одной версии название происходит от имени кузнеца Каве и означает «Кавиево знамя».
По другой версии название происходит от древнеиранского титула «кави» (ср.-перс. «кай»), которым в «Авесте» обозначаются предводители иранских племен, и означает «знамя царей». Во времена индоиранской общности кави были не только племенными вождями, но и верховными жрецами (то есть духовными вождями) племен. В восточноиранской мифологии «кави» — добрые «князья», представители легендарного рода, связываемого зороастрийской традицией и с именем покровителя Заратуштры — Кави Виштаспа. К титулу «кави» восходит имя легендарной династии Кайянидов. В позднейшей зороастрийской литературе «кави» часто выступает в значении «герой». В согдийском языке «кави» сохранилось в значении «правитель, царь» (на бухарских монетах), в религиозных текстах также в значении «богатырь, герой, гигант (см. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 223, сн. 139)
- ↑ Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972. — стр. 31
- Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 . ISBN 964-416-045-2. — p. 74 (перс.)
- Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — С. 39. — ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
- Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116 и прим. 37
- Arrian. Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116
- Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов). Цит. по: Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 241
- ↑ Kaveh Farrokh, Angus McBride. Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. — p. 21 ISBN 1-84176-713-1, ISBN 978-1-84176-713-0
- Луконин В. Г. Парфянская и Сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116; прим. 40 на стр. 241: О начале этого процесса свидетельствует легенды Сасанидских монет (начиная с монет Шапура III): в официальную титулатуру сасанидского монарха вводится титул kdy — «кайанид». Наиболее пространные «легендарные» генеалогии сасанидских царей содержится в поздних арабских переводах «Хватав-намак» и связанных с этой летописью исторических сочинениях. Возможно, что интерес сасанидской официальной истории к восточноиранскому героическому циклу именно в самом конце IV—V в. (судя по легендам монет) возникает отчасти потому, что в эту эпоху Сасаниды овладели Балхом — родиной Виштаспы и «священной землей» зороастризма. Следует отметит, что изменения политической концепции происхождения власти в сасанидскую эпоху синхронны этапам развития зороастрийского канона. Можно предположить, что уже в V веке официальная Сасанидская история начиналась не с Сасана (как это было в эпоху царствования первых сасанидских шаханшахов, о чём свидетельствует, например, данные надписи Шапура в Каабе Зартушта и надписей Картира) и даже не с Дария, (как это было в эпоху Шапура II при создании первого варианта «Карнамака» и новой редакции зороастрийского канона, проведенной Атурпатом Михраспанданом), а с Кайанидов, что позволило в дальнейшем слить в один свод царские исторические анналы и легендарную зороастрийскую историю.
Символика
Красный цвет — это символ храбрости, смелости и крови, которую пролили иранские воины во множестве войн, выпавших на долю их государства. Белая полоса символизирует мир и порядок, а зеленая олицетворяет процветание и стремление страны к развитию.
В прошлом триколор принято было рассматривать как отсылку к трем сословиям, составляющий основу иранского общества. Представители религии отдавали предпочтение белому, так как он указывал на чистоту их помыслов и святость. Военные выбирали красные одежды, отмечающие их доблесть и готовность пожертвовать собой на благо Родины. Зеленый же цвет был уделом земледельцев, которые много времени проводили на природе и возделывали землю.
Здравствуйте уважаемые!
Продолжим с Вами сегодня тему, начатую вот тут вот: и продолженную тут:
Египет всегда был крайне любопытным государством. Интересен был его статус и перед WWI.В первой половине 19 столетия власть в Египте захватывает некий Махаммед Али (что интересно, албанец по происхождению). За относительно короткие срок он присоединяет к стране обширные территории, изгоняет англичан и де-факто (но не де-юре) делает Египет независимым от Оттоманской Порты и ведет собственную политику.
Потомки его правят Султанатом Египет, однако опять вмешивается Туманный Альбион. Англичане скупают акции Суэцкого канала, а затем и вовсе вводят в Египет войска в 1882 году. Таким образом это с началом Первом мировой войны султанат официально находится под британским протекторатом. Однако знамя собственное имеет. На красном стяге 3 белых полумесяца и звезды, что должно было символизировать Верхний, Средний и Нижний Египет или Судан, Нубию и собственно Египет. Кроме утроения символов, флаг отличался от турецкого еще более темным оттенком.Флаг Султаната Египет
От Египта, думаю, плавно можно перейти к Персии. Это древнейшее и интереснейшее государство, которое мы ныне знаем под наименованием Исламской Республики Иран, имеет богатейшую и крайне любопытную историю. Соответственно и стяги Персии — тема отдельного разговора.Флаг Персии.
Ко времени Первой мировой войны Персия стала конституционной монархией во главе с шахом. В 1906 году появилось знамя, которое представляло собой зелено-бело-розовое (позже сменили на красное) полотнище в центре которого можно видеть идущего льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе искривленную персидскую саблю. Эта эмблема является одним из самых распространенных и известных символов Персии в мире и использовалась вплоть до Исламской революции 1978-1979 годов. Точное ее значение до конца неясно. Появилось оно примерно в 12 веке и связано, возможно, с созвездием Льва. Этот символ олицетворял царское происхождение и божественность. Солнце же считалось правителем небес, а лев — правителем животных, так и царь — правитель над людьми.Древний символ Персии
Полосы же на флаге имеют следующее значение: зелёный цвет олицетворяет плодородие, порядок и радость, белый— мир, красный— мужество и пролитую на войне кровь.Флаг эмирата Афганистан
К 1914 году Афганистан в очередной раз вломивший англичанам, оставался де-юре протекторатом Британии, де факто вел свою политику, под крылом Российской империи. На тот момент это был эмират. Черный флаг государства олицетворял один из основных цветов ислама, а в центре была расположена печать эмира Хабибуллы-хана, которая кстати, с небольшими изменениями перешла и в нынешний флаг страны.Хабибулла-хан
Печать представляет собой изображение стилизованной мечети с молитвенной нишей (михрабом), обращенной к Мекке и кафедрой для проповедей (минбаром) в окружении оружия и знамен и пшеничных венков. Значение — религия, война и мирный труд.
Являются национальными символами государства и пользуются большим почтением у местного населения. Прежде всего это обусловлено их тесной связью с историей страны, а конкретнее, с национальной революцией, которая состоялась в 1980 году.
Государственные флаги
Флаг | Дата | Использовать | Описание |
---|---|---|---|
1980 – настоящее время | Флаг Исламской консультативной ассамблеи | ||
2001 – настоящее время | Флаг Министерства сельского хозяйства Джихад | ||
2011 – настоящее время | Флаг Министерства кооперативов, труда и социальной защиты | ||
2019 – настоящее время | Флаг Министерства культурного наследия, ремесел и туризма | ||
1984 – настоящее время | Флаг Министерства культуры и исламской ориентации | ||
1980 – настоящее время | Флаг Министерства экономики и финансов флаг | ||
1980 – настоящее время | Флаг Министерства Образования | ||
1980 – настоящее время | Флаг Минэнерго | ||
2020 – настоящее время | Флаг Министерства иностранных дел | ||
2011 – настоящее время | Флаг Министерства промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли | ||
2017 – настоящее время | Флаг Министерства информационных и коммуникационных технологий | ||
1983 – настоящее время | Флаг Министерства разведки | ||
1980 – настоящее время | Флаг Министерства внутренних дел | ||
1980 – настоящее время | Флаг Министерства юстиции | ||
1980 – настоящее время | Флаг Министерства нефти | Темно-синее поле с Государственным флагом Ирана в | |
2011 – настоящее время | Флаг Министерства дорог и градостроительства | ||
2000 – настоящее время | Флаг Министерства науки, исследований и технологий | Синее поле с логотипом Министерства науки, исследований и технологий. | |
2010 – настоящее время | Флаг Министерства спорта и молодежи |
История гербов
Появление гербов приписывается к далеким временам и относится к 2-3 тысячелетию до нашей эры. Тогда многие малые государства и племена имели свои отличительные символы, которые изображали на оружии, флагах, доспехах и т. д. Эта традиция особенно остро вспомнилась во времена Средневековья и возрождения рыцарства в западной и восточной Европе. Тогда каждый дворянин обязательно имел практически на всех своих личных вещах отличительный знак своего клана — герб.
В настоящее время герб — это неотъемлемая часть любого государства, это символ государственности. Он является предметом почитания, исторической ценности и гордости.
За счет своей приверженности к традициям и древней культуре многие самобытные исламские государства обладали гербами уже с времен более давних, нежели представители запада или севера. Несмотря на это, есть государства, где используемые ныне гербы появились совсем недавно. Яркий пример – это герб Ирана, имеющий относительно непродолжительную историю.
Коротко об истории иранского герба
С 15 века вплоть до середины 20 века на государственном знаке Ирана присутствовало всегда изображение льва. Король зверей был изображен с мечом и многогранной звездой, символизирующей солнце. Отличным стал герб Ирана в 1925 году, когда к власти в результате революции пришла династия Пехлеви.
Теперь на государственном символе было два фигурных льва с мечами, опирающиеся на большой круглый щит, вверху которого располагался древний символ иранской власти — корона Пехлеви, а в центре — малый герб династии императора. Он стал отождествлять тысячелетнюю историю Ирана, являлся предметом величия и государственности. Большой щит был разделен на 4 четверти. В четвертях изображены:
- одинокий лев с мечом и солнцем — дань предыдущему гербу;
- крылатое солнце в человеческом облике, на красном фоне — знак власти и приверженность к божественному;
- меч на темно-зеленом фоне со звездой, символизирующий исламскую историю и арабское завоевание Ирана;
- крылатый пес с когтями, покрытый чешуей, на голубом фоне — повествует о всевластии в воде, в небе и на суше.
Внизу под гербом на голубой ленте располагается иранский девиз. Здесь же находится и разветвленное золотое подножие, на которое и опираются львы-хранители. Герб Ирана, характеристика которого является ярко выраженной в исламских традициях, почитается во всех мусульманских странах.
История флага
Одно из первых обозначений символа государственности в Иране было слово «дэрафш», т.е. флаг. Это иранское слово, которое обозначает кусок материи, прикрепленной к голове
Дирафши Кавияни
В мифологии Ирана «Дерафше Кавьиани» фигурирует в восстании, которым руководил кузнец с именем Кав. Его задачей была борьба с притеснениями со стороны шаха Захака. За несправедливое правление и узурпаторство своих подданных сатана поцеловал его в плечо, из которого стали выползать змеи. Поэтому его и прозвали «Захак со змеей на плече». Ежедневно он приносил змеям жертву в виде голов двух людей, чтобы его самого не съели.
Захак в числе прочих принес в жертву змеям семнадцать братьев Кава. Собирая народ вокруг себя против Захака, Кав поднял над головой древко копья с закрепленным на нем кожаным фартуком. После разрушения дворца Захака, на трон Ирана взошел Фрейдун, законный наследник царей. Он увидел в фартуке Кава знамение блага и приказал разместить на нем золотую звезду с четырьмя лучами и украсить драгоценными камнями и лентами трех цветов – красными, золотыми и фиолетовыми. И бывший фартук кузнеца стали называть «знаменем Кава» или «Дерафше Кавьиани», флагом свободы.
Каждый последующий шах, восходивший на престол, дошивал на флаг еще один драгоценный камень, чтобы ночью он сверкал в свете луны еще ярче.
Четырёхлучевая звезда дала стягу Фаридуна иное название — «Ахтари Кавиян» или Кавиева звезда. Впоследствии он стал государственным флагом Ирана и был им на протяжении династии Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.) и династии Сасанидов (224 г. — 651 г.)
Ахеменидская империя
Использование знамен и флагов в эпоху правления Ахеменидов находит свое подтверждение в греческих письменах и записках историков Греции. Ксенофонт (427 – 355 до н.э) в своей книге «Книга о Кире» писал о знаменах и флагах, которые размещались на шатрах иранских военачальников. Они отличались друг от друга. И посыльные могли не путаться, отыскивая по приказанию Кира нужного военачальника.
Кроме этого, шахиншахи имели знамя верховной власти, которое помещали на троне шаха. В процессе движения войск оно развевалось посреди них.
На прикрепленном к копью, особом, красном знамени шахиншахов династии Ахеменидов, был прорисован расправивший крылья золотой орел. Он держал в каждой лапе по одному золотому венцу. Само полотно было окаймлено небольшими трехцветными треугольниками – красного, белого, зеленого цветов. Подобные флаги были до прихода к власти этой династии, остались и после нее.
Штандарт Ахеменидов в Иранском национальном музее
Династия Аршакидов
Штандарт династии Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г.) был похож на штандарт Ахеменидов и «Дирафши Кавияни». Это было кожаное, квадратной формы полотно с изображением звезды с четырьмя лучами («Дирафши Кавияни»). Полотно закреплялось на древке копья. Наверху находился золотой орел, развернувший крылья и держащий в когтях каждой лапы золотой шар (Ахемениды).
Сасанидская империя
Пришедшая на смену Аршакидов династия персов Сасаниды (224 — 651 гг.), вела свой род с одной стороны от Ахеменидов, с другой – от династии Кайянидов. Поэтому наследовала как символ государственности флаг «Дирафши Кавияни» – четырёхугольное полотнище с четырёхлучевой звездой на древке, венчало которое золотое изображение орла. Он простер свои крылья, а в каждой лапе держал золотой шар.
Что означает армянский флаг?
По поводу значения цветов существует несколько интерпретаций. Приведем две из них.
Первая отражает значения, утвержденные в Конституции Армении. Там сказано, что:
- Красный – это одновременно символ Армянского нагорья, борьбы армянского народа за выживание, за свободу и независимость Армении, за христианскую веру.
- Синий – это символ воли народа к жизни под мирным небом.
- Оранжевый обозначает присущие народу Армении трудолюбие и талантливость.
Вторая концепция имеет некоторое отличие и выглядит таким образом:
- Красный цвет является символом крови, пролитой полутора миллионами армян, которые были убиты в период геноцида.
- Синий олицетворяет собой чистоту армянского неба.
- Оранжевый обозначает храбрость народа Армении и его мужество.
Ранний современный Иран (16-20 вв.)
Лев и ВС мотив один из наиболее известных эмблем Ирана , а также между 1576 и 1979 был элемент национального флага Ирана .
Мотив, сочетающий «древние иранские, арабские, турецкие и монгольские традиции», стал популярным символом в Иране в XII веке. Символы льва и солнца в значительной степени основаны на астрономических и астрологических конфигурациях; Древний зодиакальный знак солнца в доме Льва , который восходит к вавилонской астрологии и ближневосточным традициям.
Мотив имеет множество исторических значений. Во-первых, это был астрологический и зодиакальный символ. При Сафвисе и первых королях Каджаров он получил специфически шиитскую интерпретацию. В эпоху Сефевидов лев и солнце были двумя столпами общества, государством и религией. Он стал национальной эмблемой в эпоху Каджаров . В 19 веке европейские посетители двора Каджаров приписывали льва и солнце глубокой древности, и с тех пор это приобрело националистическую интерпретацию.
Во время правления Фатха Али Шаха и его преемников мотив был существенно изменен. Эти изменения коснулись формы льва, солнца. Корона также была помещена на вершине символа, представляющего монархию.
Со времен правления Фатха Али Шаха Каджара исламская составляющая правителя уменьшилась . Это смещение влияет на символику эмблемы. С этого времени до революции 1979 года значение элементов символа менялось много раз. Лев может быть метафорой Али , героев Ирана, которые готовы защищать страну от врагов, и, наконец, его древнее значение как символа королевской власти. Солнце получило различные значения, включая царя Джамшида , мифического царя Ирана и родину.
Многие исторические значения эмблемы послужили богатой почвой для конкурирующих символов иранской идентичности. После Конституционной революции 1906 года парламент разработал новый флаг и новый герб. В 20 веке некоторые политики и ученые предлагали заменить эту эмблему другими символами, такими как Дерафш Кавиани . Однако эмблема оставалась официальным символом Ирана до революции 1979 года , когда символ «Лев и Солнце» был удален с общественных мест и правительственных организаций и заменен современным гербом Ирана.
Сувениры и подарки
Ниже представлен небольшой перечень наиболее распространенный и популярных сувениров и подарков, которые туристы обычно привозят из Ирана:
- «барджестикари» — традиционная иранская расписная эмаль по керамике
- «галямкари» – это техника нанесения рисунка на хлопчатую ткань
- «каламзани», тончайшая ажурная резьба по металлу
- «минанкари» или перегородчатая эмаль, напоминающее стекло
- иранские сладости
- Персидские ковры
- розовая вода
- керамические и глиняные изделия «софалгари»
- «фирюзе куб» — искусство инкрустации бирюзой
- «хатамкари» – изысканное искусство инкрустации предметов специфическими шестигранными узорами
- шафран
В Демократической Республике Армения
После обретения независимости в этой республике появился близкий к современному вариант триколора. Независимым государством для армянского флага были выбраны цвета династии Рубенидов завершающего периода (Киликийское царство). Это красный, синий, желтый.
Поступало также предложение о принятии в качестве государственного радужного флага, но оно было отвергнуто. Его прототип находится в Ереване, в доме-музее знаменитого художника Мартироса Сарьяна.
Цвета флага были несколько изменены после доклада, который был прочитан в Национальном собрании республики С. Малхасянцем, выдающимся армянским филологом. Желтый было решено заменить на оранжевый по той причине, что комбинация красный-синий-оранжевый является более приятной для глаз. Соотношение сторон флага выглядело как два к трем.
Исторический герб Ирана[править | править код]
«Лев и Солнце» — герб Ирана с 1423 г. по 1979 г. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | 1423 г. |
Медиафайлы на Викискладе |
Исторический герб Ирана представляет собой изображение идущего Льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе меч. |
Герб династии Пехлевиправить | править код
Династия Пехлеви, основанная Реза Шахом, правила в Иране с 15 декабря г. до 11 февраля г., когда в результате исламской революции был свергнут с трона последний иранский император Мохаммад-Реза Шах.
Герб Ирана при династии Каджаров в 1907—1925 гг. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | 9 мая |
Медиафайлы на Викискладе |
Новая династия сохранила государственную символику предыдущей династии Каджаров, правившей Ираном с г. При Каджарах эмблему «Льва и Солнца» венчала «Кеянидская корона» Каджаров, созданная еще при Фатх-Али-Шахе (прав. — гг.). При Реза-Шахе «Кеянидский венец» Каджаров был заменен на «корону Пехлеви», созданную в 1924-26 г. по образу и подобию корон Сасанидской династии (царств. — гг.), специально для церемонии коронации Резы-Шаха, состоявшейся 25 апреля 1926 г. «Кеянидский венец» и «Корона Пехлеви» ныне являются экспонатами Национального ювелирного музея Ирана и хранятся в Центробанке ИРИ.
Герб Ирана при династии Пехлеви в 1925—1940 гг. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | 9 мая |
Медиафайлы на Викискладе |
В сентябре 1941 г., после оккупации Ирана британскими и советскими силами и отречения и ссылки Реза-Шаха, шахиншахом Ирана был провозглашен его сын Мохаммад-Реза Шах. Однако официальная церемония его коронации состоялась только 26 октября г.
Герб династии Пехлеви в 1925—1979 гг. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | конец 1940-х гг. |
Медиафайлы на Викискладе |
Полный императорский герб Ирана был создан в конце 1940-х гг. и представлял собой соединение символов исторических иранских династий; он олицетворял 2500-летнюю непрерывную государственность Ирана. Щит восточный, четверочастный, в центре которого — малый (сердцевой) щиток с гербом (первоначально — эмблемой) династии Пехлеви: гора Демавенд, из-за которой восходит Солнце.
Первая четверть: «Лев и Солнце» (перс. شیر و خرشید (shir o khorshid): в лазоревом поле идущий Лев, несущий на спине золотое Солнце и держащий в правой лапе серебряный меч.
Вторая четверть: в пурпурном поле — Фаравахар ((перс. فروهر (faravahar)) — разновидность крылатого диска, выступающая как главный символ зороастризма, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ.
В современном зороастризме Фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура Мазда. Фаравахар был принят Ахеменидами (648—330 гг. до н. э.) у вавилонян как символ Верховного Бога — Ахура-Мазда, о чём свидетельствует оформление зданий Персеполиса. В гербе династии Пехлеви Фаравахар символизирует эпоху Ахеменидов. В верхнем геральдически правом углу этой четверти Фаравахар сопровожден эмблемой солнца. До 1971 г. это поле было серебряным с черными фигурами, с 1971 г. — пурпурным с золотыми фигурами.
Третья четверть: в зеленом, окаймленном золотом, поле Зульфикар — легендарный меч четвертого халифа и по совместительству первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба. Символизирует арабо-мусульманское завоевание Ирана и исламскую историю государственности Ирана ( г. — по сей день). Вверху Зульфикар сопровождается золотой пятилучевой звездой.
Четвертая четверть: в лазоревом поле Симург — мифический крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей, а хвост — павлиний. Символизирует эпоху двух династий — парфянских царей Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.) и персидских царей Сасанидов (224—651 гг.). Облик Симурга символизирует господство над тремя стихиями — землей, водой и воздухом.
Щитодержатели герба — обернувшиеся золотые львы с серебряными когтями и червлёными пастями и языками, держащие серебряные с золотыми рукоятями восточные мечи. Львы стоят на золотом орнаментальном подножии. Щит дополнен цепью ордена Пехлеви.
На лазоревой девизной ленте под щитом, имеющей завершения в виде золотой бахромы — девиз на перс. «مرا داد فرمود و خود داور است» (Mara dad farmud o Khod Davar ast, «Мне велел быть справедливым, и Сам является Судьей»).
Герб Ирана
Как уже было отмечено выше, государственный иранский герб состоит из меча и четырёх полумесяцев, что образовывают словосочетание, которое переводится как «Аллах». Каждая отдельная составляющая часть представляет собой символ одного из принципов Ислама, а именно Коран, развитие человека, отрицание всех форм идолопоклонничества и всех властей, а также борьбу за справедливое единое общество. Его автором является местный художник по имени Хамид Надими. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что он выполнен в виде тюльпана. Это неудивительно, поскольку среди жителей страны бытует древняя легенда, которая связана с этим цветком. Они считают, что на могиле каждого человека, который отдал свою жизнь в борьбе за Иран, вырастает красный тюльпан. Данный государственный символ был утверждён 9 мая 1980 года Аятоллой Хомейни – правителем, который в то время находился у власти.