Долгопрудный: последние районы для инвестирования
Содержание:
- «За линией»
- Общие сведения
- Новые районы
- Приобретение и аренда жилья
- Общие сведения
- Микрорайоны и части города
- Старбеево
- Усадьба Мысово
- Популярные достопримечательности
- Перспективные направления
- Транспортная доступность и инфраструктура
- Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
- Новостройки в Долгопрудном Карта
- Сводная статистика по Долгопрудному
- Занятость населения
- Популярные районы Долгопрудного
- Спасское-Котово
- Общая информация
- Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
- Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
«За линией»
Так до сих пор в народе называют территорию, расположенную за железнодорожным полотном. В 50-60 годы за линией, с левой руки, если переходить железную дорогу между Новодачной и Долгопрудной, находился Парк культуры и отдыха. На его танцплощадку съезжалась молодежь, чуть ли не со всей Савеловской дороги. Были там и аттракционы для детей: качели-лодочки, карусели с лошадками и оленями… А справа — Березовая роща — одно из любимых мест отдыха долгопрудненцев.
За линией расположились Долгие пруды, давшие название городу, знаменитые курганы XII века, усадьбы Виноградово и Заболотье, Владимирская церковь, опытное поле ДАОС, теплицы колхоза «Красная нива», гостиница «Холидей Инн Виноградово» и войсковая часть 52116.
В декабре 1984 года согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР и постановлению Совета Министров СССР территория площадью около 360-ти гектаров со стороны Дмитровского шоссе вместе с Долгими прудами и усадьбой Виноградово отошла Москве.
Общие сведения
На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы (районы Северный, Дмитровский и Западное Дегунино), с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.
В состав города были в разное время включены:
- посёлок Хлебниково,
- село Павельцево,
- рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.
Население — 117 778 чел. (2021).
В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, предприятия машиностроительной (ПАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», судоремонтный завод) и химической (завод тонкого органического синтеза) отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.), фабрика театральных принадлежностей, Долгопрудненское пассажирское автотранспортное предприятие «Мострансавто».
На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.
В непосредственной близости от города расположен международный аэропорт «Шереметьево».
В городе действуют театр «Город», Детская школа театральных искусств «Семь Я», Кино, историко-художественный музей, кабельное телевидение.
С 1950-х годов в городе работает литературное объединение (ЛИТО, первый руководитель — поэт Борис Васильевич Попов), получившее в 1990-х название «Клязьма». С 1993 года по инициативе Управления культуры городской администрации ежегодно издаётся литературно-художественный альманах «Долгие Пруды», в котором представлены произведения членов литературного объединения «Клязьма» и жителей города, прошедшие редакционный отбор.
Новые районы
В предыдущей статье, посвященной Долгопрудному, мы не стали рассматривать новые территории городского округа Долгопрудный — Хлебниково, Шереметьевский и Павельцево. Ведь по сути эти населенные пункты с собственно городом Долгопрудный никак не связаны, кроме новых административных границ, прочерченных по инициативе правительства Московской области.
Деревня Павельцево и поселок Шереметьевский на сегодняшний день по-прежнему застроены частными домами с вкраплением панельных «хрущевок», и вряд ли эта ситуация как-то изменится, поскольку на их территории просто нет места под масштабное новое жилищное строительство. Да и нужно ли оно теперь? Возможно, ранее там и планировалось возведение какого-то жилья городского типа. Хотя, например, и сейчас можно встретить объявление о продаже квартиры в доме, построенном в СНТ…
Цены на квартиры на вторичном рынке сильно зависят от уровня дома и ремонта. В панельных пяти- и девятиэтажках просят 83-89 тыс. руб. за кв. м. В более современных домах – 110-115 тыс. рублей за кв. м.
В Хлебниково ситуация иная. Здесь было построено несколько многоэтажных жилых зданий, последнее из которых — ЖК «Ново-Хлебниково» — совсем недавно введено в эксплуатацию и еще доступно на первичном рынке.
ЖК Ново-Хлебниково
Дом монолитно-кирпичный, переменной этажности, проект ДСК-7. Расположение городской застройки в Хлебниково, с одной стороны, кажется привлекательным. Рядом водохранилище, есть зеленые насаждения. С другой — вокруг поселка немало различных логистических терминалов и объектов хозяйственной застройки.
Социальная инфраструктура развита слабо, поэтому жителям хлебниковских многоэтажек придется синхронизировать свою жизнь с Долгопрудным, что не очень удобно ввиду особенностей расположения района.
Заявленные цены – от 56 тыс. рублей за кв. м (в трехкомнатной квартире) и от 66 тыс. рублей за кв. м в однокомнатной.
Название | Застройщик | Местоположение | Описание | Предложение |
ЖК «Ново-Хлебниково» | ДСК-7 | Станция Хлебниково | Монолит-кирпич, 13-17 этажей, без отделки, сдан в эксплуатацию | 1-комнатные — 2,57 млн. руб. 2-комнатные — 3,42 млн. руб. 3-комнатные — 4,27 млн. руб. |
Приобретение и аренда жилья
Доля нового строительства на текущий год всего – 0,5%, от всего жилфонда. В других городах Подмосковья – 3,5-4%. Основной объем предложений приходится на вторичное жилье. Это дома, построенные и сданные в эксплуатацию. Средняя цена квадратного метра – 110 тыс. рублей, квартира с просто планировкой обойдется в 6 млн. рублей. Стоимость стабильная, вместе с развитой инфраструктурой и транспортной доступностью – это большой плюс.
Предложений на первичном рынке очень мало. В старых фондах стоимость жилья несколько завышена – 90-120 тыс. рублей. Но популярностью они практически не пользуются.
Жилой фонд насчитывает 3,5 млн. квадратных метров, 50% было построено после 2000 года. Первичный рынок представлен проектами двух застройщиков, входящих в топ строительных компаний Московской области: ООО «ДСК», ГК «Гранель». ЖК «Московские Водники», микрорайон «Центральный», ЖК «Ново-Хлубниково», а также микрорайон «Хлебниково», ЖК «Бригантина». Перечисленные проекты относятся к экономичному жилью, кроме последнего жилого комплекса.
Стоимость жилья на текущий год:
- ЖК «Московские Водники» – 81-123 тыс. рублей, цена квартиры от 3,4-8,4 млн.;
- ЖК «Центральный» – 69-91 тыс. рублей, стоимость недвижимости 3-8,8 млн.;
- Микрорайон «Хлебниково» – 67-72 тыс. рублей, цена квартиры 2,3-5,5 млн;
- ЖК «Ново-Хлебниково» – от 79 тыс. рублей квадратный метр, стоимость недвижимости от 3,9 млн;
- ЖК «Бригантина» – от 130 тыс. рублей, от 3 млн. (23 кв.м).
Средняя цена кв. м новостроек около 84 рублей. Стоимость жилья на вторичном рынке на 2021 год – 103 тыс., бюджет приобретения – 5,8 млн. Цена в строящихся зданиях стартует от 83 тыс. за кв. м. Минимальный бюджет приобретения квартиры – 3,7 млн.
Общие сведения
На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы (районы Северный, Дмитровский и Западное Дегунино), с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.
В состав города были в разное время включены:
- посёлок Хлебниково,
- село Павельцево,
- рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.
Население — 117 778 чел. (2021).
В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, предприятия машиностроительной (ПАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», судоремонтный завод) и химической (завод тонкого органического синтеза) отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.), фабрика театральных принадлежностей, Долгопрудненское пассажирское автотранспортное предприятие «Мострансавто».
На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.
В непосредственной близости от города расположен международный аэропорт «Шереметьево».
В городе действуют театр «Город», Детская школа театральных искусств «Семь Я», Кино, историко-художественный музей, кабельное телевидение.
С 1950-х годов в городе работает литературное объединение (ЛИТО, первый руководитель — поэт Борис Васильевич Попов), получившее в 1990-х название «Клязьма». С 1993 года по инициативе Управления культуры городской администрации ежегодно издаётся литературно-художественный альманах «Долгие Пруды», в котором представлены произведения членов литературного объединения «Клязьма» и жителей города, прошедшие редакционный отбор.
Микрорайоны и части города
В городе выделяют: — основную часть города
1. Старый город (в исторических границах рабочего посёлка Дирежаблестрой)
— пять микрорайонов, три из которых образованы во время включения соседних населенных пунктов в состав города Долгопрудного в 2003 году и два во время начала массовой застройки соответствующих территорий в 2008 году
- 2. Шереметьевский
- 3. Хлебниково
- 4. Павельцево (включая территорию Посёлок нефтебазы)
- 5. Московские Водники
- 6. Центральный
— семь исторически сложившихся частей города, называемых по наименованиям населенных пунктов, вошедших в черту города Долгопрудного в 1957 — 1962 годах
- 7. Военный городок (Военный городок №20, «Долгопрудный-5», ранее посёлок в/ч 52116)
- 8. Гранитный
- 9. Котово (включая усадьбу Мысово)
- 10. Водники
- 11. Гнилуши
- 12. Лихачёво
- 13. Щапово
Старбеево
Самым старым поселением на территории нынешнего Долгопрудного является Старбеево (Тарбеево), расположенное на р. Гнилуши, позднее переименованное по названию реки. Согласно записям от 1573 года, оно принадлежало окольничему князю Петру Ивановичу Татеву. Там стояла небольшая деревянная церковь страстотерпца Егория, с колокольней. Сменив ряд владельцев, в 1729 году усадьба переходит к Александре Григорьеве Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра I. В 1762 году она продала поместье своему племяннику, Александру Алексеевичу Долгорукому. В 1770-е годы ветхий деревянный храм был перенесен ближе к деревне Лихачево и отстроен заново в большем размере (освящен 15/28 декабря 1774 года). В Отечественную войну 1812 года село и церковь были разорены, «в храме … Наполеон лошадей ставил». В 1852 году владельцем Гнилуш становится статский советник, князь А.Д.Львов. В 1930-е годы Георгиевский храм был закрыт, в 1946 году возвращен верующим и вновь закрыт в 1961 году. В 1974 году уникальный деревянный храм был объявлен памятником деревянного зодчества и взят под охрану государства. Однако само строение быстро ветшало. В 1988 году церковь была возвращена верующим.
Адрес храма Георгия Победоносца (1774): г. Долгопрудный, Лихачевский пр-т, 85а
Храм Георгия Победоносца в Старбеево, фото с сайта sobory.ru, автор Илья Смирнов
Усадьба Мысово
Первые сведения об усадьбе относятся к 1660 году, когда она принадлежала княгине А.И.Черкасской. Она граничила с усадьбой Юсуповых Спасское-Котово. В середине XIX века, когда усадьбой владел А.А.Калашников, здесь была организована небольшая мануфактура по изготовлению клеенки для мебели и других нужд. После 1861 года Мысово было продано промышленнику Николаю Павловичу Малютину. При нем была построена трехклассная школа. В 1890-х годах Мысово было проиграно в карты и перешло купцу-промышленнику А.Г.Кузнецову, семье которого оно принадлежала до Октябрьской революции.
Кузнецовы облагородили территорию, а в самой усадьбе выстроили 6 деревянных зданий в русском стиле, «без единого гвоздя». В 1911 году одно из них, «Дом агронома», произвело фурор на всемирной выставке в Париже. Он сохранился до наших дней. Сохранился также и «Дом с башней»; сейчас в нем располагается профилакторий.
Усадьба Мысово, Долгопрудный, фото с сайта oldmos.ru
Популярные достопримечательности
-
Казанская церковь в Тарбееве
-
Церковь Спаса Нерукотворного в Котово
-
Деревянная церковь Георгия Победоносца в Тарбееве
Все достопримечательности
Популярные города и курорты Подмосковья:
- Видное
- Дмитров
- Долгопрудный
- Домодедово
- Дубна
- Клин
- Коломна
- Люберцы
- Мытищи
- Одинцово
- Реутов
- Химки
- Щёлково
Это интересно
-
Куда поехать в ноябре 2021
-
COVID-19 отступает. Страны и регионы, куда разрешено выезжать туристам
-
7 удивительных фактов об Огненной Земле
-
6 занимательных фактов о реке Лене
-
Топ- 5 самых высоких небоскребов мира
-
Интересные факты о плато Путорана
-
Остров Врангеля — земля моржей и белых медведей
-
Самые высокие водопады мира
Перспективные направления
Около 50% спроса на квартиры обеспечивают жители столицы, на долю местных граждан приходится только 1/3 всех сделок. Около 32% покупателей в новых домах – семьи с детьми. Планируется построить 14 детских садика, 6 поликлиник и 9 новых школ. В 2021 году уже был введен в эксплуатацию новый детский сад на 165 мест в ЖК «Бригантина», застройщик ГК «Гранель».
У городского округа Подмосковья отличные перспективы развития благодаря непосредственной близости Москвы. Добраться до мегаполиса можно на электричке, автомобиле. Рядом расположено множество лесопарковых зон и Клязьменское водохранилище.
Город-спутник активно развивается. Здесь есть компании, где хорошо платят. Промышленные предприятия и малое предпринимательство стремительно растет. Популярна сфера бытовых услуг, торговли. Это современный город Московской области. Отличная инфраструктура, благоприятные условия для отдыха и работы. Хорошие погодные условия, экологическая обстановка создают комфорт для постоянного проживания.
Часто задаваемые вопросы
Какой уровень зарплаты на 2021 год?
Стоимость квадратного метра жилой площади?
Как дела обстоят со школами и детскими садами?
Какой уровень медицинского обслуживания?
Транспортная доступность и инфраструктура
Долгопрудный находится в 5 км от МКАД. Городок 10 км идет вдоль ж/д Савеловской ветки. На территории населенного пункта 5 станций – Хлебниково, Шереметьевская Долгопрудная, Водников, а также Новодачная, что обеспечивает свободный доступ к Москве. От Новодачной до столицы 25 минут, Шереметьевской до вокзала Савеловский – 40 минут.
Для водителей автобусов и автолюбителей ситуация немного сложнее: выехать из Долгопрудного можно по шоссе Лихачевское или Дмитровское. Недавно они были реконструированы. Но в час пик магистрали перегружены. На автобусе до метро Алтуфьево – 35 минут, Сходненской или Речного вокзала – 45 минут (без учета пробок).
Есть прямой доступ к транспортным магистралям: Шереметьевское, Новодачное, Дмитровское, Долгопрудненское шоссе, трассе М-11, проспекту Лихачевский.
Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
Вернемся к истории города Долгопрудного. По Длинному пруду в усадьбе Виноградово было дано название станции Савеловской железной дороги — Долгопрудная. В 1931 году на другой стороне станции был основан поселок Дирежаблестрой. 5 мая 1932 года здесь начал работу дирежаблестроительный комбинат. 7 ноября 1932 года один из дирижаблей, построенных на этом комбинате, участвовал в параде на Красной площади. С 1931 по 1936 год здесь работал прославленный итальянский дирежаблестроитель, исследователь Арктики, генерал Умберто Нобиле (1885-1978).
В 1935 году поселок получил статус рабочего. 29 сентября — 4 октября 1937 году на дирижабле «СССР В-6», построенном в Долгопрудном, был совершен беспересадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Москва, продлившийся 130 часов 27 минут. В 1938 году поселок был переименован в Долгопрудный, а строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году была основана Центральная аэрологическая обсерватория.
Одновременно в конце 30-х годов в Долгопрудном появились и другие предприятия: газовый завод (впоследствии — Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза), гранитный завод (Московский камнеобрабатывающий комбинат). В 1937 году в поселке Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).
В годы Великой отечественной войны заводы были переориентированы на нужды фронта, который в ноябре — начале декабря 1941 года проходил сравнительно недалеко. 13 жителей Долгопрудного получили звание Героя Советского Союза.
25 ноября 1946 года по инициативе П.Л.Капицы в Долгопрудном был создан физико-технический факультет МГУ, преобразованный в 1951 году в самостоятельное учебное заведение — Московский физико-технический институт (МФТИ, физтех). В 1995 году он был преобразован в государственный университет.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Краснополянского района Московской области (просуществовал с 1939 по 1959 год; ныне его территория входит в Мытищинский, Химкинский и Солнечногорский районы), а в 1957 году — городом районного подчинения. В 1963 году статус Долгопрудного изменился на город областного подчинения. В границы города были включены поселения Гнилуши, Котово, Щапово, Лихачево. В 2003 году в черту города вошли рабочий поселок Шереметьевский и село Павельцево.
Сегодня Долгопрудный — современный город, где, однако, сохранилась интересная застройка прошлых лет. К сожалению, транспортные проблемы Подмосковья не обошли его. На Дмитровское шоссе можно попасть, минуя два железнодорожных переезда, около Новодачной и Водников. Здесь почти всегда скапливаются огромные пробки. Еще один выезд из города проходит по Лихачевскому шоссе, где местная «достопримечательность» — огромный мусорный полигон, высокой горой нависающий и над МКАД.
Долгопрудный, ул. Первомайская, 9/4. Первый пятиэтажный дом в городе, построенный в 1935 году. Фото с сайта oldmos.ru
Новостройки в Долгопрудном Карта
Дома, построенные в Долгопрудном за последние 5 лет.
№ | Адрес | Год | Этажей | Подъездов | Квартир |
---|---|---|---|---|---|
1 | Московская область, г Долгопрудный, мкр. Центральный, корпус 52б, блок-секция 3 | 2020 | 24 | — | 263 |
2 | Московская область, г Долгопрудный, мкр. Центральный, корпус 8 | 2020 | 26 | — | 438 |
3 | Московская область, г Долгопрудный, корпус 17 | 2019 | 26 | — | 438 |
4 | Московская область, г Долгопрудный, корпус мкр. Центральный, корпус 52в | 2019 | 24 | — | 263 |
5 | Московская область, г Долгопрудный, улица Дирижабельная, д. 1, корпус 21 по ППТ | 2019 | 24 | — | 426 |
6 | Московская область, г Долгопрудный, корпус мкр. по ул. Московская, корпус 24, блок-секция 1 | 2018 | 13 | — | 144 |
7 | Московская область, г Долгопрудный, корпус мкр. Центральный, корпус 16, блок-секция 1 | 2018 | 26 | — | 300 |
8 | Московская область, г Долгопрудный, корпус мкр. Центральный, корпус 52а, блок-секция 3 | 2018 | 24 | — | 263 |
9 | Московская область, г Долгопрудный, корпус мкр. Центральный, корпус 18, блок-секция 2 | 2018 | 26 | — | 438 |
10 | Московская область, г Долгопрудный, корпус мкр. Центральный корпус 52г, блок-секция 3 | 2018 | 24 | — | 263 |
Показано 1 — 10 из 36
Сводная статистика по Долгопрудному
Сводная статистика общего числа построенных домов по Долгопрудному с указанием суммарной площади по годам.
Год постройки | Суммарная площадь | Число домов | Кол-во квартир | Жилая площадь | Нежилая площадь | Нежилиых помещений |
---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 34284.2 | 2 | 701 | 34284.20 | 0.00 | 114 |
2019 | 60525.48 | 3 | 1127 | 60525.48 | 0.00 | 61 |
2018 | 223072.84 | 12 | 4096 | 220240.84 | 2832.00 | 186 |
2017 | 98883 | 10 | 1172 | 92562.00 | 6321.00 | 390 |
2016 | 118962 | 9 | 1934 | 107501.00 | 11461.00 | 345 |
2015 | 292512 | 22 | 4530 | 270833.00 | 21679.00 | 582 |
2014 | 245066 | 17 | 3899 | 232710.00 | 12356.00 | 66 |
2013 | 62049 | 7 | 1020 | 58629.00 | 3420.00 | 24 |
2012 | 72726 | 29 | 938 | 69618.00 | 3108.00 | 25 |
2011 | 59334 | 18 | 551 | 57974.00 | 1360.00 | 19 |
2010 | 23499 | 2 | 312 | 22372.00 | 1127.00 | 11 |
2009 | 95354 | 6 | 1223 | 84760.00 | 10594.00 | 85 |
2008 | 198396 | 15 | 3018 | 190525.00 | 7871.00 | 61 |
2007 | 74621 | 6 | 1100 | 68824.00 | 5797.00 | 32 |
2006 | 149501 | 9 | 2276 | 140505.00 | 8996.00 | 59 |
2005 | 10077 | 1 | 168 | 10077.00 | 0.00 | |
2004 | 111431 | 11 | 1773 | 103708.00 | 7723.00 | 75 |
2003 | 50327 | 5 | 904 | 48741.00 | 1586.00 | 14 |
2002 | 38977 | 5 | 524 | 34250.00 | 4727.00 | 8 |
2001 | 24276 | 2 | 336 | 24276.00 | 0.00 |
Занятость населения
Центр занятости населения Долгопрудного находится по адресу: ул Спортивная д. 11. Уровень заработной платы практически не отличается от столичной. В настоящее время учреждением предлагаются следующие вакансии:
- низкоквалифицированные работники, в том числе операторы колл-центра, фасовщик мармелада, логопед-дефектолог, с заработной платой в 30 000-35 000 рублей;
- квалифицированные сотрудники, в том числе комплектовщики, сборщики заказов, операторы контактного центра, с заработной платой в 40 000-45 000 рублей;
- высококвалифицированные сотрудники, в том числе начальник транспортного цеха, старший менеджер по продажам, начальник отдела оценки, с заработной платой в 60 000-70 000 рублей.
Популярные районы Долгопрудного
В 2021 году город делится на следующие микрорайоны: Водники, Виноградовские горки, Котов, Гранитный, Гнилуши, Павельцево и Лихачево, Старый город и п. Нефтебазы, Центральный, Хлебниково, Щапово, а также Шереметьевский.
Местные жители и приезжие, принимая решение, где лучше жить в Долгопрудном, отдают предпочтение Центральному району. Место имеет историческое значение для города. Населенный пункт зародился с авиационного городка. Район очень уютный, небольшой – здесь все продумано. По социально-экономическим показателям занимает лидирующее место среди других районов.
В центре находится: администрация, ДК техникум, суд, больница и поликлиника, ПФР, отделение полиции и социальной защиты. Здесь же расположены 3 школы и 8 детских садов. Множество сетевых магазинов и частных торговых точек. Стоимость жилья 120-140 тыс. рублей. Цены на жилье объясняются транспортной доступностью и развитой инфраструктурой.
Первунин Александр Владимирович, руководитель отдела МНЦ «Белый Квадрат», стаж работы на рынке недвижимости 14 лет Мнение Эксперта: «Долгопрудный – активно развивающийся городской округ. На месте старых построек, растут многоэтажки. Стоимость жилья сравнима с московскими ценами. Большой популярностью среди покупателей пользуется район Центральный, из-за развитой инфраструктуры и транспортной доступности. Нехватка поликлиник, детских садов и школ, конечна ощутима. Но так дела обстоят во многих регионах России.
Рядом расположен аэропорт, слышны самолеты. Но с точки зрения благоустроенности, это не плохой городок Подмосковья. На текущий год многие стараются переехать именно сюда. Для прогулок здесь есть множество благоустроенных парковых зон».
Спасское-Котово
Другое старинное поселение на территории современного Долгопрудного — деревня Котово (Спасское-Котово) на Клязьме, прежде носившее название Курлыково (или Курылково, Курилково). В 1617 году здесь стояло 11 крестьянских дворов. Тогда же оно было продано дьяком И.В. Щелкановым князю Юрию Сулешеву. В 1676 году владельцем имения становится боярин Иван Борисович Репнин (ум. в 1697 году). В 1684 году здесь была выстроена каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Преподобного Андрея Критского.
В 1754 году владельцем имения Спасское на Клязьме становится Борис Григорьевич Юсупов. Церковь была освящена, построен господский деревянный дом, разбит сад с плодовыми деревьями. Рядом с церковью устроено кладбище — ныне по его территории проложена автодорога. С 1772 года Спасская церковь превратилась в родовую усыпальницу Юсуповых. Расцвет усадьбы в Спасском-Котове пришелся на рубеж XVIII-XIX веков, когда ее владельцем стал князь Николай Борисович Юсупов: был разбит регулярный парк, устроены пруды, построены оранжереи. Открыли кирпичный завод. В 1850 году к Спасской церкви пристроили южный придел во имя Святого Николая Чудотворца (арх. Василий Дрегалов), освященный в 1853 г.
В 1934 году храм был закрыт и перестроен. По территории бывшей усадьбы прошла автодорога, появился городской парк и жилые кварталы. В 1991 году храм был передан верующим. А о былой роскошной усадьбе напоминают лишь аллеи небольшого парка у набережной водохранилища да беседка-ротонда, построенная уже в наше время.
Храм Нерукотворного Спаса (1684) в с. Котово: г. Долгопрудный, ул. Парковая, д. 1. Сайт: https://spas-neru.orthodoxy.ru
Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове
Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове (Долгопрудный)
Беседка и парк около пруда в Котове (Долгопрудный)
Общая информация
Город находится в северной части Московской области, южные и восточные районы практически срослись с северными районами столицы. На западе городские кварталы примыкают к каналу имени Москвы (на другом берегу которого находится город Химки), на севере протекает река Клязьма, и находится Клязьминское водохранилище.
Наименование город получил от железнодорожной платформы «Долгопрудная», построенной в 1900 году. Название происходит от находящегося недалеко от станции «долгого» (в смысле — длинного) пруда в Виноградово, старинной вотчине рода Пушкиных. В XIX-XX вв. эта местность становится центром подмосковного дачного строительства. Для проезда к ним и организуется остановка «Долгопрудная», в окрестностях которой началось формирование дачного поселка.
Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
Вернемся к истории города Долгопрудного. По Длинному пруду в усадьбе Виноградово было дано название станции Савеловской железной дороги — Долгопрудная. В 1931 году на другой стороне станции был основан поселок Дирежаблестрой. 5 мая 1932 года здесь начал работу дирежаблестроительный комбинат. 7 ноября 1932 года один из дирижаблей, построенных на этом комбинате, участвовал в параде на Красной площади. С 1931 по 1936 год здесь работал прославленный итальянский дирежаблестроитель, исследователь Арктики, генерал Умберто Нобиле (1885-1978).
В 1935 году поселок получил статус рабочего. 29 сентября — 4 октября 1937 году на дирижабле «СССР В-6», построенном в Долгопрудном, был совершен беспересадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Москва, продлившийся 130 часов 27 минут. В 1938 году поселок был переименован в Долгопрудный, а строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году была основана Центральная аэрологическая обсерватория.
Одновременно в конце 30-х годов в Долгопрудном появились и другие предприятия: газовый завод (впоследствии — Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза), гранитный завод (Московский камнеобрабатывающий комбинат). В 1937 году в поселке Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).
В годы Великой отечественной войны заводы были переориентированы на нужды фронта, который в ноябре — начале декабря 1941 года проходил сравнительно недалеко. 13 жителей Долгопрудного получили звание Героя Советского Союза.
25 ноября 1946 года по инициативе П.Л.Капицы в Долгопрудном был создан физико-технический факультет МГУ, преобразованный в 1951 году в самостоятельное учебное заведение — Московский физико-технический институт (МФТИ, физтех). В 1995 году он был преобразован в государственный университет.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Краснополянского района Московской области (просуществовал с 1939 по 1959 год; ныне его территория входит в Мытищинский, Химкинский и Солнечногорский районы), а в 1957 году — городом районного подчинения. В 1963 году статус Долгопрудного изменился на город областного подчинения. В границы города были включены поселения Гнилуши, Котово, Щапово, Лихачево. В 2003 году в черту города вошли рабочий поселок Шереметьевский и село Павельцево.
Сегодня Долгопрудный — современный город, где, однако, сохранилась интересная застройка прошлых лет. К сожалению, транспортные проблемы Подмосковья не обошли его. На Дмитровское шоссе можно попасть, минуя два железнодорожных переезда, около Новодачной и Водников. Здесь почти всегда скапливаются огромные пробки. Еще один выезд из города проходит по Лихачевскому шоссе, где местная «достопримечательность» — огромный мусорный полигон, высокой горой нависающий и над МКАД.
Долгопрудный, ул. Первомайская, 9/4. Первый пятиэтажный дом в городе, построенный в 1935 году. Фото с сайта oldmos.ru
Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха
Вернемся к истории города Долгопрудного. По Длинному пруду в усадьбе Виноградово было дано название станции Савеловской железной дороги — Долгопрудная. В 1931 году на другой стороне станции был основан поселок Дирежаблестрой. 5 мая 1932 года здесь начал работу дирежаблестроительный комбинат. 7 ноября 1932 года один из дирижаблей, построенных на этом комбинате, участвовал в параде на Красной площади. С 1931 по 1936 год здесь работал прославленный итальянский дирежаблестроитель, исследователь Арктики, генерал Умберто Нобиле (1885-1978).
В 1935 году поселок получил статус рабочего. 29 сентября — 4 октября 1937 году на дирижабле «СССР В-6», построенном в Долгопрудном, был совершен беспересадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Москва, продлившийся 130 часов 27 минут. В 1938 году поселок был переименован в Долгопрудный, а строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году была основана Центральная аэрологическая обсерватория.
Одновременно в конце 30-х годов в Долгопрудном появились и другие предприятия: газовый завод (впоследствии — Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза), гранитный завод (Московский камнеобрабатывающий комбинат). В 1937 году в поселке Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).
В годы Великой отечественной войны заводы были переориентированы на нужды фронта, который в ноябре — начале декабря 1941 года проходил сравнительно недалеко. 13 жителей Долгопрудного получили звание Героя Советского Союза.
25 ноября 1946 года по инициативе П.Л.Капицы в Долгопрудном был создан физико-технический факультет МГУ, преобразованный в 1951 году в самостоятельное учебное заведение — Московский физико-технический институт (МФТИ, физтех). В 1995 году он был преобразован в государственный университет.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Краснополянского района Московской области (просуществовал с 1939 по 1959 год; ныне его территория входит в Мытищинский, Химкинский и Солнечногорский районы), а в 1957 году — городом районного подчинения. В 1963 году статус Долгопрудного изменился на город областного подчинения. В границы города были включены поселения Гнилуши, Котово, Щапово, Лихачево. В 2003 году в черту города вошли рабочий поселок Шереметьевский и село Павельцево.
Сегодня Долгопрудный — современный город, где, однако, сохранилась интересная застройка прошлых лет. К сожалению, транспортные проблемы Подмосковья не обошли его. На Дмитровское шоссе можно попасть, минуя два железнодорожных переезда, около Новодачной и Водников. Здесь почти всегда скапливаются огромные пробки. Еще один выезд из города проходит по Лихачевскому шоссе, где местная «достопримечательность» — огромный мусорный полигон, высокой горой нависающий и над МКАД.
Долгопрудный, ул. Первомайская, 9/4. Первый пятиэтажный дом в городе, построенный в 1935 году. Фото с сайта oldmos.ru