Пещерный город чуфут-кале: фото, описание, история, экскурсии, отзывы

Школа «Зинджирлы медресе»


Школа «Зинджирлы медресе».
52

Зинджирлы медресе располагается в Салачике. Сегодня это всего лишь пригород Бахчисарая, формально переименованный в советские времена в Староселье. А в 1500 году, когда хан Менгли Герай издал указ об открытии медресе, Салачик был столицей Крымского ханства. Ученики «Зинджирлы медресе» изучали не только Коран, арабский язык и исламское право, но еще и философию, астрономию математику. Подобных учебных заведений было немало на территории мусульманских регионов, но в Крыму «Зинджирлы медресе» – единственное уцелевшее в советский период.

Здание медресе в Салачике отличается простотой и скромностью. Это почти квадратное сооружение с небольшими окнами и единственной дверью, лишенное каких бы то ни было архитектурных изысков. Впрочем, в подобной аскетичности интерьера и экстерьера, позволяющей отрешиться от всего мирского, есть своеобразная красота. Посреди большого двора в давние времена журчал фонтан, создающий умиротворенное настроение, что должно было способствовать погружению в науки.

Отличительной особенностью «Зинджирлы медресе» была железная цепь, по приказу хана повешенная в дверном проеме на уровне лице. Каждый входящий в учебное заведение вынужден был низко склонять перед ней голову, и поклон этот служил знаком уважения к храму науки. Собственно «Зинджирлы медресе» в переводе с крымско-татарского и означает «медресе с цепью».

GPS координаты: 44.7476756257856, 33.908483643894805.

Сюйреньская крепость

Сюйреньская крепость переводится как «острое копье», располагается недалеко от Бахчисарая (10 км). Сооружения возводились византийцами триста лет с 6 по 9 век. Сверху открывается невероятно красивый вид на долину Бельбек. Доехать можно от Бахчисарая (остановка «Малое садовое»). Необходимо добраться до долины, над ней возвышается искомый мыс, подойти к нему можно без всяких сложностей.

На стенах остались фрески (помещение бывшей часовни). Недалеко также располагается монастырь Челтер-коба.

Заключение

Не все пещерные поселения изучены, до сих пор во многих из них проводятся археологические изыскания. Интересные древние города, которые существовали в 5-6 веках до нашей эры, эти локации особенно тщательно. Перед поездкой рекомендуется ввести в поисковую систему запрос: пещерные города Крыма как добраться.

Крепостные ворота

Когда-то богатая история города теперь запечатлена в каменных постройках, по которым можно судить о том, какой была крепость в давние времена. Знакомство с городом можно начать с Восточных ворот. Справа от них в скале виднеется большой бассейн. В нем собиралась дождевая вода, которую в дальнейшем люди использовали в хозяйственных нуждах и для скота. Неподалеку на холме была мельница. А за ней в дебрях горного леса пряталось от посторонних взоров караимское кладбище.

Над воротами, ведущими в город, находится мраморная плита, с высеченными знаками. Никто не знает, что они обозначают. Эта тайна города Чуфут-Кале до сих пор так и не разгадана. В крепость ведут массивные дубовые ворота, обшитые железом. Сразу за ними начинается новая часть города, построенная караимами. Она защищена оборонительными стенами и неприступными скалами. В городе существовала лишь одна главная улица, к которой примыкали многочисленные боковые улочки. На ней до сих пор находится большой каменный дом, в котором когда-то жил известный караимский ученый Фиркович.

Качи-Кальон — пещерный монастырь

Когда говорят о Качи-Кальоне, то подразумевают именно пещерный монастырь, хотя исследователи – ученые и археологи, заявляют, что это был крупный пещерный город, с несколькими храмами, появившимися позже.

Развитие Качи-Кальона пришлось на период с V по XIII вв. Населяли его разные народности, здесь даже есть стоянка древнего человека.

Качи-Кальон представляет собой комплекс пещерных помещений с различными постройками. Обычно экскурсия проходит по четырем гротам из пяти, в которых располагаются кельи, хозяйственные и винодельческие помещения, древние храмы.

На территории Качи-Кальона находится чудодейственный источник св. Анастасии, а также бисерный храм, церковь св. Софии.

Где находится и как добраться

Бахчисарайский район, в 7 км от Бахчисарая, между Предущельным и Баштановкой, в Качинской долине.

На автобусе от Бахчисарая можно доехать до с. Предущельное (остановка Предущельное 2), затем идти пешком по трассе до указателя «Качи-Кальон».

Полезно знать

Пятый грот является очень труднодоступным для туристов, в основном его посещают альпинисты.

Сама экскурсия по пещерному городу стоит не дорого, но если вас «перехватят» гиды в Бахчисарае и станут предлагать отвезти к самому порогу Качи-Кальон (что очень заманчиво), то это обойдется вам от 1500 до 2500 рублей.

Каламита — крепость и монастырь

В VI в. на горе Монастырской византийцами было возведено гарнизонное укрепление. Оно состояло изначально из четырех, а потом из шести башен, крепких стен, пещерных казематов.

На территории крепости находился и храм, церковь, другие постройки, кладбище.

Сейчас на этом месте находятся лишь останки четырех башен, руины храма, некоторые памятники. Под крепостью расположился пещерный Свято-Климентовский монастырь, о котором я писал в статье о достопримечательностях Севастополя.

Где находится и как добраться

Крепость и городище находятся в одном из районов Севастополя – Инкермане, на Монастырской горе.

Из Севастополя на автотранспорте до Инкермана, а там сойти на остановке «Втормет», ориентиром послужит автозаправка ТЭС и мост через реку Черная.

Полезно знать

Не думайте, что путешествие и осмотр древних руин будет чем-то простым и малоинтересным. Заберитесь сначала по горным тропам туда, где снизу виднеются лишь башни, и то, что вы там увидите, надеюсь, вас впечатлит.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.

Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то сначала вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе №2 до остановки «Староселье».

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

От монастыря еще полчасика в горку. Лучше иметь при себе мобильное устройство с картами maps.me

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды.

Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора. Паркуете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря и дальше 30-40 минут в горку в зависимости от ваших ТТХ.

Пещерный город Чуфут-КалеПрирода в Республике Крым

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов. Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Внимание, совет! Не забудьте посмотреть обратное расписание из Бахчисарая, чтобы не опоздать на последний рейс!

Но если вдруг такое случилось, можете задержаться в этом городке, чтобы заглянуть и в другие пещерные города Бахчисарая – Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон и другие – читайте о них в моей статье «Топ 10 пещерных городов Крыма».

А также не пропустите и другую известную достопримечательность – Ханский дворец.

Кстати, жилье в Бахчисарае легко можно найти, здесь сдаются недорогие номера в гостевых домах, отелях, просто комнаты.

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом

Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей. 

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию. 

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу. 

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом». 

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Когда возникла пещерная цивилизация

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в.

Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.

Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600.

Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы, который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS: N 44.741298, E 33.920656.

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.

Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.

Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале
появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.

Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.

В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.

Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.

В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале — одна из старинных достопримечательностей Крымского полуострова, ее географическая близость к Бахчисараю зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала Ханский дворец Бахчисарая, потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.

Чуфут-Кале на карте Крыма

Чуфут-Кале

Самый известный пещерный город Крыма находится в 2,5 км от Бахчисарая. Дорога к нему проходит через Успенский пещерный монастырь. Почти всегда эти достопримечательности и Ханский дворец Бахчисарая осматриваются в рамках единой организованной или самодеятельной экскурсии.

Крепость Чуфут-Кале в ранних письменных источниках упоминается под названиями Фулла и Кырк-Ор. После ее захвата Золотой Ордой город-крепость заселили тюркоязычные караимы, исповедующие иудаизм. Крымские татары начали именовать ее Чуфут-Кале («Еврейская крепость»). В XV в. Чуфут-Кале был столицей Крымского ханства. После ее переноса в Бахчисарай пещерный город постепенно пришел в упадок, тем не менее люди в нем оставались, сохраняя пещерные и наземные постройки от разрушения.

Вырубленные друг над другом в скале помещения вызывают ассоциацию с пчелиными сотами. Без особого труда можно определить их жилое, хозяйственное или культовое предназначение. Некоторые пещеры имеют четыре яруса с внутренними ходами между ними.

На территории Чуфут-Кале хорошо сохранился мавзолей Джанике-ханым – дочери хана Тохтамыша. Она была редкой в исламском мире женщиной, уважаемой за государственный ум и ратную доблесть. Период правления Джанике-ханым считается одним из ключевых в завоевании независимости Крымского ханства от Золотой Орды.

Пешая дорога в пещерный город Чуфут-Кале проходит через другой пещерный объект – Свято-Успенский православный монастырь. В постсоветские годы он возобновил свою деятельность.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы. Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье «Топ 5 пещер для посещения».

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года. 

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Достопримечательности Чуфут-Кале

К сожалению, в настоящее время большая часть пещерного города представляет собой руины. Но оценить былое величие Чуфут-Кале всё же можно по уцелевшим помещениям и постройкам.

Как правило, отправная точка любого туристического маршрута начинается со стороны Южного входа, который обрамляют двустворчатые дубовые ворота «Кучук-Капу». Их расположение в крепостной стене и внешний вид невольно наталкивают на рассуждения о неприступности городища, былых защитниках и мужественных воинах. Дальше — ещё интереснее. Вымощенная камнем дорога ведёт на широкую площадку с многочисленными пещерными сооружениями. Вырубленные в скале на разном уровне они напоминают пчелиные соты.

Интерес представляют и более поздние постройки — караимские кенассы (храмы), располагающиеся в восточной части Чуфут-Кале. Сооружения имеют прямоугольную форму с черепичной крышей. Вход в большинство построек украшает каменная аркада. Кроме того, в восточной окраине городища сохранились две башни, встроенные в крепостную стену. Считается, что эти поздние сооружения носили декоративный, а не оборонительный характер. Именно в этой части Чуфут-Кале когда-то располагались жилые дома и монетный двор, на котором чеканили крымские монеты.

Западная часть крепости хранит как хозяйственные помещения: амбары для хранения колбас и сараи, так и руины былой мечети.

Но самой главной жемчужиной Чуфут-Кале считается мавзолей дочери золотоордынского хана Джаныке-ханым. Сооружение представляет собой восьмигранное здание с арабской вязью и черепичной крышей.

История города

Город-крепость Чуфут-Кале был построен в 6 веке (по другим источникам в 9), расположен в 2.5 км от Бахчисарая в тихом укромном месте, затерявшись в лесном массиве.
Уникальность этой постройки в том, что, в отличие от других крепостей, например, как Генуэзская, Чуфут-Кале не стояла грозно на виду у всех, наводя страх на врагов. Чуфут-Кале так надежно прятала в каменной толще обитателей, что неприятель, подойдя к ней, либо оказывался на виду перед неприступными скалами и попадал под удары ее защитников, либо пропадал в ловушках лабиринтов при попытке проникнуть внутрь пещерного города.

В 16 веке население укрепленного города составляло около 4 тысяч человек и состояло, в основном, из аланов и готов.

Несмотря на это, крепость поменяла много хозяев, которые постоянно ее достраивали и совершенствовали. В разное время город принадлежал аланам, хазарам, Золотой Орде, крымским татарам и, наконец, России. Практическая неприступность города обеспечила ему самую долгую жизнь на полуострове: с 6 века до 19 века. В целом Чуфут-Кале представляет собой самый настоящий пещерный город со сложной системой коммуникаций.

Количество пещер насчитывает больше полутора сотен, но точное количество никто не знает. Пещеры переходят одна в другую, часто пересекаясь на разных уровнях. Здесь есть жилые пещеры, есть для скота и хранения разнообразных запасов.

Наверху, на плато, был построен еще город, в котором хорошо сохранились каменные улицы с выбитыми глубокими колеями от повозок и разнообразные постройки из известняка. Здесь мы видим дома с подвалами, мавзолей, крепостные сооружения. Все вместе это составляло превосходно укрепленный, неприступный для врагов, комплекс.

Авиабилеты Москва – Симферополь ищите на этой странице.

В этом городе, как в историческом фокусе, сплелись различные культуры и цивилизации. В период Татарского Ханства город был заселен караимами, народностью, исповедующей иудаизм. Поэтому и сам город был назван «Чуфут-Кале», что в переводе означает «Иудейский город». Это название вошло в обиход и упоминается в литературных источниках с конца 19 в.

Раньше пещерный город назывался «Кырк-Ерк», что на русском звучит как «Сорок братьев». Следует отметить еще оду небольшую народность, населявшую крепость — крымчаки, чьей религией являлся ортодоксальный иудаизм. После того, как в 17 в. был построен город Бахчисарай с прекрасным ханским дворцом, Хаджи-Гирей, первый крымский хан, покидает Чуфут-Кале и больше туда не возвращается. А в городе продолжают жить караимы вплоть до 1852, когда исчезла из колодцев пресная вода, что заставило их переселиться в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.

Хорошо сохранившийся город продолжает привлекать туристов, поражая их воображение первобытной красотой крепости, строительным мастерством и трудолюбием, населявших его людей. Человек вместе с природой создал уникальное творение, полное загадок и тайн, из которых и сейчас складываются легенды.

Мангуп кале

Пещерный город мангуп один из самых древних, облюбовали эту еще скифы во времена Геродота. Располагается на высоте 582 метра. До них здесь селились после скифов готы, аланы и другие племена. В пятом веке подземное поселение стало разрастаться. В 7 веке появилась даже крепостная стена. До 15 века Мангуп был столицей небольшого княжества Феодоро. Уничтожен был в 1476 году османами.

От Бахчисарая расположен в 20 км рядом с селом Ходжа. Ехать рекомендуется на автобусе, остановка «Залесное». Место выгодно отличается своей живописностью, виды открываются с верхней точки просто фантастические.

История пещерного города Бакла

Пещерный город Бакла появился приблизительно в третьем веке нашей эры. Тогда здесь было основано небольшое укрепленное поселение. Первая линия обороны, дошедшая до наших дней, появилась тремя столетиями позже. Завершили строительство укрепленной усиленной линии в девятом веке.

Жителями города были готы и сармато-аланы. Часть ученых уверена, что Бакла в течение определенного времени использовалась византийцами, которые активно обращали местное население в христианскую веру.

Пещеры Баклы использовались как оборонительные сооружения, куда вела система хитроумных люков и лестниц, вырубленных в скале. Было у системы пещер и другое предназначение — хозяйственное. Часть их использовались для хранения зерна, а часть, как винодельни.

Сергей Войтенко

Третья функция пещер в Бакле — монастырская. В вырубленных кельях можно увидеть ниши для лампад, а в гроте на стене изображены фигуры святых мучеников.

Могилы для жителей Баклы также вырубали в скале. Однако, само поселение находилось внизу и представляло собой комплекс наземных построек. До наших дней они не сохранились, но в том месте по-прежнему находят множество осколков глиняной посуды, каменных инструментов и других артефактов древности.

Конец развитию пещерного города Баклы положило нашествие татар. Под ударами войска золотоордынского беклярбека Ногая в конце тринадцатого века поселение пало и с тех пор уже не возрождалось.

Алексей Черноус

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице … Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп. 

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден…».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода…

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.

Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.

Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector