Аркалык

Транспорт[ | код]

Станция Аркалык (станция) связана железнодорожным сообщением с областным центром — Костанаем, а также с пос. Шубарколь Карагандинской области. Автодорога Костанай — Аркалык асфальтированная, но находится в сильно разбитом состоянии, в 2012 году частично отремонтирована. Автодорога Жезказган — Аркалык грунтовая, в сырую погоду сильно размокает и становится труднопроходимой даже для грузового транспорта.

Имеется аэропорт (расположен в 6 км к северо-востоку от города), способный принимать самолёты класса Ту-154, Ту-134 и т. п.; в советское время отсюда выполнялись авиарейсы во многие города Казахстана и Москву, однако с 1998 года аэропорт заброшен и используется лишь эпизодически как посадочная площадка для вертолётов во время поисково-спасательного обеспечения посадок пилотируемых космических кораблей.

Расстояние от Аркалыка до крупных городов (по автодорогам)
Костанай ~ 480 кмУфа ~ 1126 кмЧелябинск ~ 797 км Петропавловск ~ 614 кмТюмень ~ 1081 км Кокшетау ~ 512 кмОмск ~ 989 км
Актобе ~ 1215 кмУральск ~ 1691 км Нур-Султан ~ 673 кмКараганда ~ 713 км
Байконур ~ 1013 кмАктау ~ 2416 км Жезказган ~ 306 кмШымкент ~ 1212 км Алматы ~ 1650 кмБишкек ~ 1624 км
Городские автобусные маршруты
Маршрут
1 ж/д Вокзал — пос. Бедняцкий — дачи «Север-2» — дачи «Север-1» (летний)
2 ж/д Вокзал — пос. Олимпийский
3 ж/д Вокзал — пос. Акбидай
4 ж/д Вокзал — пос. Северный — пос. Западный

Достопримечательности

  • памятник А. Иманову (пл. перед акиматом)
  • памятник В. И. Ленину (на территории КЮЭС, а также возле Музея истории степного края)
  • памятник Ч. Валиханову (на территории СШ № 1)
  • памятник степному батыру, Кейки батыру (пл. перед музеем)
  • памятник степному батыру, Шакшаку Жанибеку (пл. перед театром юного зрителя)
  • памятник Толек Жауке батыру (пл. перед ж/д вокзалом)
  • памятник А. Байтурсынову (пл. перед рынком «Омка»)
  • памятник А. Джангильдину и А. Иманову (пл. перед музеем)
  • первый ковш добытого боксита (пл. перед музеем)
  • космическая капсула первого космического туриста Д. Тито (пл. перед музеем) (сильно пострадавшая от мародёров)
  • комплекс памятников степным животным (кольцо напротив «кооператора»)

Аркалык был одним из масштабных советских строительных объектов с современным и изобретательным способом построения. Что же с ним случилось в наше время?

Взглянув на фото Аркалыка, советского инженерного чуда, которое расположено в Казахстане, вы вполне можете спутать его с городом-призраком Припять, который был расположен рядом с злосчастной Чернобыльской АЭС, авария на которой спровоцировала экологическую трагедию мирового масштаба.

Люди СНГ до сих пор расплачиваются за эту ужаснейшую ошибку. На многих бывших советских территориях, особенно украинских, зафиксирован один из наивысших процентов случаев смерти от рака. Некоторые дети до сих пор рождаются со всевозможными отклонениями, особенно связанными с генетикой.

А ведь Припять был образцовым советским городом, построенным по новейшим методам. Подобным проектом был и Аркалык. Он почти что повторил историю своего более популярного собрата, однако пустеет он не из-за катастрофы, а совсем по другим причинам. Разберемся же.

Советское руководство и народ всегда горели великими строительными проектами. Они справлялись со сложностями и проявляли смекалку там, где не мог этим отличиться западный человек.

В середине пятидесятых годов советское руководство постановило о введении в эксплуатацию бокситовых рудников на территории Тургайской области. Для процесса нужно было построить прилегающий город, который обеспечивал бы работников всем необходимым.

Основной сложностью была своеобразная местность, на которой нельзя было построить город по обычным типовым принципам. Так и появился Аркалык — хребтовый город, советское чудо.

Разной высоты здания чередовались между собой. Самые высокие из них делили город на сектора, окружающих местность. Уже после них по спадающей шли всё более и более мелкие дома, а самые мелкие располагались уже ближе к центру.

Такая застройка защищала от сильных ветров, тяжелых зим и пылевых бурь, которые в этом районе не были редкостью. На возведение этого великого архитектурного проекта понадобилось двадцать долгих лет.

Однако новый промышленный город отбил все вложения в кратчайшие сроки. В самые лучшие времена Аркалык поставлял около 20% руды с общей выработки. К сожалению, после распада СССР город стагнировал и пришел в упадок.

В городе закрылись практически все промышленные предприятия, а уровень безработицы и преступности достиг рекордных значений даже для показателей Казахстана.

Жители, некогда успешного города, начали покидать его без особых сожалений. Их дома остались в запустении и начали разрушаться от времени. Многие районы Аркалыка реально можно использовать для съёмок очередного фильма про Чернобыль.

Очень печально, что с падением СССР многие его достижения не были оценены современниками и были оставлены без должного ухода.

Заброшенный поселок Аркалык, Казахстан

Городское
27-июн, 2011
staler_grif
25 416

Ошибка

Страницы истории:Аркалык — город в центральном Казахстане, ранее центр Тургайской области, в настоящее время центр одноимённого района Костанайской области. Основан в 1956 году, статус города приобрёл в 1965. Расстояние от города Аркалыка до областного центра Костаная — 480 км, до Астаны — 670 км.Аркалык — классическая жертва советской экономической политики. Город был выстроен всего за 10 лет, с 1956 по 1965 годы, в голой степи, возле Тургайского бокситового рудоуправления, которое добывало около 20% бокситовой руды в СССР. Аркалык в 1980-х годах собирались превратить в один из промышленных центров региона: он стал центром Тургайской области, в нем появился крупный аэропорт, способный принимать пассажирские авиалайнеры, началось строительство завода авиационных двигателей.Крушение советской экономики в конце 1980-х годов перечеркнуло все эти планы. После ликвидации Тургайской области в июне 1988 года, и заморозки программ развития промышленности, город вошел в период сильного социально-экономического упадка, потерял 35% населения и законсервировался в виде отсталого, депрессивного города с монопрофильной промышленностью. На рубеже 20 и 21 века местными властями была проведена кампания по переселению оставшихся жителей из микрорайонов в компактно очерченный центр города, что позволило снизить расходы на эксплуатацию коммуникаций и значительно повысить надёжность обеспечения населения водой, отоплением, электроэнергией и газом.Можно было бы винить во всем распад СССР, но нельзя не увидеть, что уже на стадии создания города были заложены механизмы его последующего крушения.Во-первых, выбор места для города определялся расположением бокситовых рудников, а не удобством расположения города. В итоге оказалось, что Аркалык не имеет надежного водоснабжения (кроме водохранилища в центре города и двух пересыхающих рек Акжар и Аркалыксай; из названия последней следует, что это не река вовсе, а временный водоток). В Аркалыке можно было бы разместить алюминиевый завод, но помешало как раз отсутствие источников водоснабжения. Город не имеет собственных энергетических ресурсов. Городская застройка оказалась почти со всех сторон окружена карьерными выработками бокситовых рудников и отвалами отработанной горной породы. Аркалык с самого начала был обречен на весьма плачевное существование в виде типичного советского промышленного города с всеми его неудобствами и исключительно плохой окружающей средой.Во-вторых, не была создана программа развития Тургайской области. В итоге вышло, что крупный промышленный анклав, к тому же монопрофильный, оказался «посажен» в центр обширного сельскохозяйственного района. В итоге получилось, что экономика области имела сырьевой и сельскохозяйственный характер с сильным креном в сторону второго профиля. Подобное сочетание оказалось фатальным. Экономика Тургайской области не могла развиваться за счет собственных ресурсов, требовала дотаций, что и стало главной причиной упразднения области.В-третьих, не была продумана связь города с другими городами Центрального и Северного Казахстана. Аркалык оказался конечной станцией короткой железнодорожной ветки Есиль — Аркалык, конечным пунктом асфальтированной автотрассы (сильно разбитой и изношенной) Костанай — Есиль — Аркалык, и начальным пунктом грунтовой автодороги (труднопроходимой) Аркалык — Жезказган. Больше никаких средств сообщения городу предложено не было.Сочетание этих трех факторов, фактически, вынесло приговор городу. Чудо состоит в том, что даже в этих условиях, будучи фактически отрезанным от остального Казахстана, город не исчез с карты. Правда, сейчас город находится на грани выживания, и материалы акимата Аркалыка показывают, что управление им ведется почти постоянно в чрезвычайном режиме.

Примечания[ | код]

  1. ↑ . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения: 8 октября 2019.
  2. ↑ . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения: 8 октября 2019.
  3. Городецкая И. Л., Левашов Е. А.  // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 32. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 мая 2013.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 ноября 2018.
  6.  .
  7. . ( .)
  8. . Транспортная компания «КСВ 911». Дата обращения: 13 августа 2009.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2017.
  10. . zakon.kz. Дата обращения: 26 июля 2018.
  11. Газета «Торгай», 23 сентября 2005 г.

Административное деление[ | код]

Карта Аркалыкской городской администрации

Глава города — аким. С июня 2021 года — Асанов Амирхан Биркенович.

В состав города входит 19 сельских населённых пунктов, в том числе:

  • 14 сёл: Аккошкар, Ангарское, Ашутасты, Восточное, Екидин, Жанакала, Жалгызтал, Коктау, Матросово, Мирное, Молодёжное, Уштобе, Фурманово, Целинное;
  • 2 сельских округа: Кайындинский (сёла Кайынды, Кызылжулдуз и Алуа) и Родинский (сёла Родина и Айдар).

Микрорайоны города | код

  • 1-й микрорайон
  • 2-й микрорайон
  • 3-й микрорайон
  • 4-й микрорайон
  • 5-й микрорайон
  • 6-й микрорайон (частично не жилой)
  • 7-й микрорайон (не жилой)
  • 8-й микрорайон (не жилой)
  • 9-й микрорайон (не жилой)
  • Микрорайон Дорожник (Бедняцкий)
  • Микрорайон Молодёжный
  • Посёлок Дачный (Камыши)
  • Посёлок Новый (Нахаловка)
  • Село Родина
  • Посёлок Олимпийский
  • Посёлок Западный (Водстрой)
  • Посёлок Северный
  • Посёлок Нефтебаза
  • Посёлок Сельстрой (Шан-Хай)
  • Село Акбидай
  • Посёлок Автомобилист (частью не жилой)

Учебные заведения[ | код]

  • Аркалыкский государственный педагогический институт им. И. Алтынсарина
  • Торгайский гуманитарный колледж им. Н. Кулжановых
  • Аркалыкский медицинский колледж
  • Аркалыкский колледж экономики и права Казпотребсоюза. С июля 2012 г. Аркалыкский многопрофильный колледж Казпотребсоюза
  • Средняя школа № 1 им. Ч. Валиханова
  • Средняя школа № 2 им. Ф. Э. Дзержинского
  • Средняя школа № 3 им. Майлина
  • Средняя школа № 4 им. Кейки батыра
  • Средняя школа № 5 им. М. Ауэзова
  • Средняя школа № 6 им. А. Кунанбаева
  • Средняя школа № 8
  • Средняя школа № 10
  • Школа-гимназия им. И. Алтынсарина
  • Средняя техническая школа (СТШ). С 2010 г. Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК)
  • Аркалыкский политехнический колледж

В городе Аркалыке существовали также СШ № 7, 9 и 11, которые в 2000—2001 годах были закрыты и теперь разрушены из-за оптимизации микрорайонов.

Природные богатства Аркалыкского региона

В районе города Аркалыка находится 6 месторождений бокситов для алюминиевой промышленности: Аркалыкское, Нижне-Ашутское, Уштобинское, Северное, Верхне-Ашутское и Актасское. К этим же месторождениям приурочены классы огнеупорных глин. Кроме того, в бокситах, в качестве попутного компонента присутствует галлий, расчётные запасы которого составляют 761 килограмм.

В 5 километрах от города находится разведываемое Жана-Аркалыкское проявление свинца. В качестве попутных составляющих в этой руде присутствует иттрий, золото, серебро, олово и другие элементы. По прогнозам, запасы Жана-Аркалыкского месторождения оцениваются в 6 миллионов тонн свинца. В этом же районе расположено 37 месторождений общераспространённых полезных ископаемых. В том числе: 28 — кирпичного сырьевого, 4 — строительного камня, 5 — строительного песка.

В 100 километрах от города находится Акжалское месторождение нефритов, на котором с 1997 года ведётся добыча декоративно-облицовочных камней. В пределах 70—100 километров от города расположены Акбулакское проявление белых мраморов с запасом 3—6 миллиона м³ и Агыржалское проявление чёрных мраморов с запасами порядка 8 млн м³.

Главы[ | код]

Председатели Аркалыкского исполнительного комитета с 1965 по 1992 годы
  1. Кожуков, Шаймерден 1965—1967
  2. Назаров, Наби Маженович 1967—1968
  3. Марченко, Василий Андреевич 1968—1970
  4. Коротконожин, Анатолий Леонтьевич 1970—1974
  5. Жакселеков, Ермек Жамшитович 1974—1976
  6. Жуламанов, Габдесалям Даскеевич 1976—1980
  7. Аубакиров, Ермек Жамшитович 1980—1988
  8. Джалалов, Анатолий Михайлович 1988—1990
Акимы
  1. Мейстер, Виктор Викторович (1990—1992)
  2. Мусабаев, Абай Кусаинович (1992—1993)
  3. Мустафин, Марат Каримович (1993—1996)
  4. Болепова, Бахытжан Акановна (1996—1998)
  5. Ахметов Сабыржан Ахметович (1998—2000)
  6. Тубекбаев Жомарт Тубекбаевич (2000 — 16 марта 2005)
  7. Наметов Жанат Иосифович (23.03.2005 — 2006)
  8. Мухитбеков, Амангельды Нурхамитович (2006—2009)
  9. Тулеубаев, Темиржан Тулеубаевич (2009 — май 2012)
  10. Абдыгалиев, Берик Бахытович (май 2012—2013)
  11. Габдулин Канат Мырзагалиевич (03.2013—11.2013)
  12. Бекмухамедов Газиз Ерболатович (1 июля 2013—2016)
  13. Балгарин Амантай Какимбекович (с 5 июля 2016 — июль 2018)
  14. Кузенбаев Эльдар Конысбайулы (с 4 июля 2018 — сентябрь 2019)
  15. Абишев Кайрат Тынымбаевич (с сентября 2019 по май 2021)
  16. Асанов Амирхан Биркенович(с 5 мая 2021)

Население[ | код]

Численность населения города с подчинённой территорией составляла 40 813 человек (по состоянию на 1 января 2010 года), в том числе собственно города Аркалык — 24 940 человек. На начало 2019 года — 41 371 человек, в том числе 28 248 человек в собственно городе Аркалык (68,31 %).

В 1989 году численность население города с подчинёнными населёнными пунктами составляла 62 367 человек. К 2006 году она сократилась до 42 тыс. чел. (в том числе: непосредственно город — 26 тыс. чел., входящие в городскую черту 14 сёл и 3 сельских округа — 16 тыс. чел.).

Динамика численности города Аркалык c подчинёнными территориями:

Год Население
1959 3 609
1970 15 108
1979 47 693
1989 62 367
1999 46 084
2010 40 813
2011 40 555
2013 41 036
2014 41 658
2015 41 885
2016 42 438
2018 41 354
2019 41 371

Национальный состав (на начало 2019 года):

  • казахи — 32 958 чел. (79,66 %)
  • русские — 5 415 чел. (13,09 %)
  • украинцы — 872 чел. (2,11 %)
  • татары — 577 чел. (1,39 %)
  • белорусы — 248 чел. (0,60 %)
  • башкиры — 202 чел. (0,49 %)
  • немцы — 196 чел. (0,47 %)
  • молдаване — 195 чел. (0,47 %)
  • азербайджанцы — 156 чел. (0,38 %)
  • другие — 552 чел. (1,33 %)
  • Всего — 41 371 чел. (100,00 %)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector