Алатырь на карте россии
Содержание:
Демография[править]
Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).
После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.
Транспорт
Через город проходит железная дорога Казань — Канаш — Пенза.
Автодорога Алатырь — Ядрин соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа. Кроме того, через город проходит дорога Нижний Новгород — Ульяновск.
Расстояние до Саранска — 147 км, до Ульяновска — 160 км, до Чебоксар — 185 км, до Нижнего Новгорода — 286 км, до Москвы — 698 км.
Внутригородской транспорт представлен 4 автобусными маршрутами ГУП «Чувашавтотранс» и более чем 10 маршрутами маршрутных такси. По состоянию на 2011 год от автовокзала Алатыря действуют 13 пригородных маршрутов и 8 междугородних маршрутов (в Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, Шумерлю, Москву, Новочебоксарск, Канаш, Саранск).
Достопримечательности города Алатырь (Чувашия)
Алатырь — город с уникальной архитектурой. Город Алатырь расположен в Среднем Поволжье, в республике Чувашия, на левом берегу реки Сура, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи. Основан в 1552 году по указу Ивана IV Грозного во время его похода на Казань как укреплённый пункт для охраны границ Московского государства в устье реки Алатырь. По-чувашски город зовётся Улатор, по-мордовски — Раторош. По преданию Алатырь возник на месте где находился походный царский стан.
Историческая справка города
Построенный для защиты от казанских татар, Алатырь уже с XVI века управлялся воеводами и считался важным опорным пунктом в Поволжье. В XVIII веке потерял своё военное значение и стал торгово-ремесленным центром. Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря.
Сегодня Алатырь – средоточие русской культуры в Чувашии
Сегодня Алатырь – город не только с неповторимой историей, и уникальной архитектурой, но и это настоящий православный центр Поволжья. В городе хорошо сохранилась средневековая планировочная структура центральной части с радиальной системой улиц, направления которых обозначены высотными акцентами в виде культовых каменных сооружений, реализованы проектные предложения первого регулярного плана 1804 года с упорядоченной сеткой улиц . У туристов большой интерес вызывает квартал купеческих особняков в исторической части города, придающий Алатырю особый колорит. Редко где еще сохранился подобный ансамбль из старинных домов, выстроенных в стиле классицизма, модерна, эклектики.
Алатырь является крупным православным центром
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь был основан в 1639 году.Предыстория его появления такова. В 1638 году, в связи с гонениями на православную церковь, игуменья Ладинского девичьего монастыря Елизавета Летинская с сестрами бежали из Литвы. В пограничный московский город Путивль «богомолицы пришли ограблены, наги и босы, и голодны, а монастырского никакого заводу ничего не осталось». Отсюда игуменья отправляет челобитную на имя царя с просьбой разместить их в одном из монастырей. Просьба была уважена. Их переводят в Брянск, а отсюда в Алатырь на житье в Николаевский девичий монастырь, основанный в 1603 году. В годы «смуты» он был разрушен и восстановлен только в 1622 году. К 1639 году монастырь влачил жалкое существование. За ветхостью церковь монастырская пошатнулась, крыша и паперть обломились, кельи повалились.
Тогда вновь прибывшими и было принято решение основать новый монастырь на пустопорожнем месте: «под стеною, близко от Силинской башни, вверх по Суре реке, подле острогу да орешника». С весны 1639 года началось строительство деревянной церкви во имя святого Николая Мирликийского чудотворца, келий, трапезной, поварни, хлебной. В 1640 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Монастырь никогда не был обделен вниманием царствующих лиц, что выражалось в различных дарах
В XVIII веке деревянные церкви заменены каменными. В 1737 году строится надвратная церковь святителя и чудотворца Николая в традиционном стиле: «восьмерик на четверике», в 1753 гоу церковь Вознесения Господня, а в 1764 году – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX – начале XX веков в монастыре проживало более 200 сестер. Территория монастыря ограждена стеной с угловыми башнями. Комплекс зданий в стиле барокко.
Алатырский Троицкий монастырь был основан по преданиям в 1584 году. на отлогом берегу реки Алатырь. Первоначально все здания были деревянными и они не обеспечивали защиты от набегов татар и мордвы. Особенно пострадал монастырь в «смутное время»: «игумен и братья, и служки, и крестьяня… от насильства разбрелись розно, и монастырь де розорен, и монастырская вотчина запустела».
Известные горожане[править | править код]
- Аникин, Виктор Иванович — архитектор
- Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
- Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
- Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
- Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
- Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
- Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
- Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
- Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
- Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор
Герб и флаг города
Основные статьи: Герб Алатыря
,Флаг Алатыря Герб города
Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели».
Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.
Герб 1780 года был восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года. В левом верхнем углу — квадратный флаг Чувашской республики. Над гербом располагается пятиконечная корона из золотого кирпича, показывающая, что герб принадлежит городскому округу.
Флаг города
Флаг города — прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах. Утверждён 29 мая 2009 и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5007. Флаг составлен на основании герба Алатыря, по правилам и соответствующим традициям вексиллологии, и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Символика
Лук и стрелы были важнейшим оружием дальнего боя и охоты на протяжении многих тысячелетий, и чрезвычайно широко употреблялись и в Древней Руси, и в Чувашии. При этом колчан, футляр для стрел, изготавливался из кожи, дерева, ткани, позднее из металла. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. На Руси чаще всего использовалось оперение в два пера. Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства. Сказки, притчи об отдельной стреле, которую легко можно сломать, в то время как пучок стрел остаётся невредимым, распространены на Руси как образ силы, они демонстрировали верность утверждения «в единении — сила».
Три колчана со стрелами на флаге Алатыря отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.
Красный цвет в средневековой геральдике считался династическим. Кроме того, он символизирует такие качества как благородство, справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, власть.
Жёлтый (золотой) цвет колчанов со стрелами олицетворяет Солнце — источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.
Известные горожане[править]
- Аникин, Виктор Иванович — архитектор
- Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
- Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
- Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
- Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
- Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
- Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
- Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
- Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
- Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор
Герб и флаг города[править]
Основная статья
:Герб и флаг Алатыря Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.
Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.
Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах».
Население
Численность населения | ||||||||||
1795 | 1825 | 1856 | 1897 | 1915 | 1931 | 1939 | 1959 | 1967 | 1970 | 1979 |
2830 | 3565 | 7700 | 12 209 | 25 144 | 22 700 | 29 800 | 40 074 | 43 000 | 43 499 | 45 272 |
1989 | 1992 | 1993 | 1996 | 1997 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 |
46 593 | 47 700 | →47 700 | 47 200 | →47 200 | 47 100 | 46 500 | 46 200 | 43 161 | 43 200 | 42 700 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
42 400 | 42 300 | 42 200 | 41 786 | 38 203 | 38 200 | 37 518 | 37 042 | 36 610 | 36 123 | 35 591 |
2017 | ||||||||||
35 298 |
На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 451 месте из 1113городов Российской Федерации.
После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, численность населения города стала стремительно расти: в 1897 году она составляла 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилась, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — численность населения Чебоксар в начале XX века составляла около 5500 жителей).
После 1917 года темпы роста численности населения города заметно снизились, а с начала 1990-х годов численность населения города стала уменьшаться.
Национальный состав
По данным переписи населения 2010 года в Алатыре абсолютное большинство населения русские, проживают также мордва, чуваши и татары. Национальный состав района по итогам переписи населения 2010 года
Наиональность | Число указавших национальность и доля от населения района |
Русские | 87,80 % (31 619) |
Мордва | 8,45 % (3 044) |
Чуваши | 3,10 % (1 116) |
Татары | 0,65 % (234) |
Архитектура и достопримечательности[править | править код]
Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.
В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:
Православные храмы и монастыриправить | править код
- Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения
- Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
- Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни
- Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм)
- Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
- Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
- Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии
- Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»
- Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения
Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.):
- Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
- Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
- Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):
- Вознесенская церковь (1753 г.), — имеются утраты
- Покровская церковь (1764 г.)
- Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)
Жилые и общественные зданияправить | править код
- Казначейство (сер. XIX в.)
- Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1
- Дом купца Антонова (1859 г.), — ул. Горшенина, 28
- Здание магазина (1900-е гг., модерн), — ул. Ленина,10
- Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
- Земская управа (сер. XIX в.)
- Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»)
- Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
- Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
- Здания реального училища (кон. XIX в.)
- Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак)
- Женская гимназия (1908 г.)
- Здание уездного суда (1912 г.)
- Духовное училище (кон. XIX в.)
- Здание трактира (1908 г.), — в советское время в здании располагалась столовая № 2
- Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), — памятник деревянного зодчества
- Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.), — ул. Комсомола, 38; находится в аварийном состоянии, разрушен 2-ой этаж
Промышленная архитектураправить | править код
- Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), — ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта)
- Водонапорная башня (1912 г.)
- Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
- Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), — в настоящее время — Алатырский механический завод